-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Нарт_Черкес

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.01.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 6





Адыгагъэ - религия адыгов. Часть 1

Четверг, 20 Сентября 2018 г. 14:06 + в цитатник
… религиозный статус адыгства.

Резонанс адыгства, степень его влияния на сознание и поведение превосходят ценность и значимость любой другой этической категории.
Заостряя на этом внимание, говорят: Адыгагъэр цIыхугъэм, лIыгъэм, нэмысым нэхъри нэхъинщ, нэхъ гуащIэщ. Адыгагъэм псори къеубыд - "Адыгство сильней даже таких ценностей, как человечность, мужество, почтительность. Адыгство все это собой охватывает".
Утверждают, что нет ни одного сколько-нибудь значимого события, факта, отношения, которые нельзя истолковать с позиций традиционной этики.
Подчеркивается вместе с тем, что адыгство идет в ногу со временем, впитывает и осваивает новую информацию, предлагает ответ на любые нравственно значимые вопросы. По свидетельству информанта Ереджиба Бахова, в числе различных суждений на этот счет наибольшее впечатление произвело на него следующее высказывание: Адыгагъэм хэплъхьэ зэпытми хэфэщт - "Адыгство способно вместить (освоить) все, что привносит жизнь".
В самом деле, это открытая, гибкая система.
История свидетельствует, что в зависимости от конкретных условий и обстоятельств жизни адыгство настраивалось на различные режимы - за счет изменения приоритетов, усиления тех или иных компонентов.
Например, в период феодализма среди всех слоев населения на первый план выдвинулась значимость воинской доблести, что было связано с необходимостью защиты отечества.
После русско-кавказской войны акценты сдвинулись, возросла ценность таких аспектов мужества, как терпимость, выдержка, толерантность.
Можно вспомнить также, что система адыгской этики совершенствовалась, заимствуя и по-своему интерпретируя термины других языков и культур, такие, как нэмыс, мардэ, акъыл и др.
Они наполнились новым, еще более богатым духовным содержанием.
Это свидетельствует о больших полномочиях и возможностях адыгской этики. Активно приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям жизни, вырабатывая сходные взгляды и привычки, навыки и реакции, она формирует и постоянно воспроизводит основную личность адыгского общества и вместе с тем адыгский этнос и адыгскую культуру.
С другой стороны, по мере деформации этики распадается, расстраивается этническая идентичность личности, и это представляет угрозу для нормального функционирования и развития этнического социума.
Обычно в связи с этим говорят: Адыгагъэр кIуэдмэ лъэпкъри кIуэдащ - "Исчезнет адыгство, исчезнет и адыгский народ". Такие высказывания укрепляют позиции этики, служат напоминанием о том, что адыгство является критерием и барометром нравственной силы и энергии личности и общества.
Особенно показательно, что адыгская этика вовлекает в сферу своего влияния (и даже подчиняет) религиозное сознание.
И при этом вовсе не оспаривая авторитет религии и важное значение религиозных обрядов, а, напротив, действуя в унисон с чувствами и настроениями верующих. Решающую роль сыграла здесь социальная значимость этики, адыгство было объявлено творением Бога.
В сознании основной массы черкесского населения - это способ бытия в мире, дарованный народу мусульманским Аллахом или языческо-христианским Тха, подобно тому, как самим Создателем спускаются народам священные писания.
Поэтому считается, что человек, не соблюдающий заповедей адыгства, навлекает на себя гнев самого Бога.
Распространены суждения типа: "Когда наши души покинут тело и предстанут перед Аллахом, он спросит с упреком: "Я даровал вам адыгагъэ, чтобы вы жили в соответствии с его законами, почему же вы пренебрегли моим даром?" (Куна Готыжева).
Другой пример. Я обратился к информанту, активно доказывающему необходимость ислама: "Но как быть поколениям, не обученным азам мусульманской религии, не имевшим возможности пойти в мечеть и т. д.?" И он ответил: "Их вины в том нет, и за это Аллах их не накажет, но лишь в том случае, если в жизни они будут следовать принципам и нормам адыгагъэ и адыгэ хабзэ: почитать своих родителей и старших, любить и правильно воспитывать детей, сочувствовать и помогать страждущим, быть честными и справедливыми в отношениях с людьми и т. д."
(Маджид Тешев).

Адыгство, как мы видим, универсальная, самодостаточная концепция жизни, сопоставимая с национальной религией. И причем не в метафорическом, а в прямом смысле слова, учитывая, что содержит в себе, в своем собственном "теле", все черты религии и религиозности, выделенные еще Дж. Локком:
1) вера в высшее существо;
2) идея его почитания;
3) концепция почитания через добродетель и благочестие;
4) комплекс греха, подлежащего искуплению через раскаяние и благодеяние;
5) мысль о воздаянии и будущей жизни на небесах (Локк 1988).

Очевидным становится это при детальном рассмотрении категории "псапэ", как составной и неотъемлемой части адыгства.
В понятии "псапэ", как мы убедились, слиты воедино идеи благодеяния, благочестия, воздаяния, это ценность, прямо противоположная греху.
Считается, что объем совершенных благодеяний зачитывается человеку на том свете, и в рай попадает лишь тот, кто совершает множество добрых дел - псапэ и мало греховных - гуэныхь.
При этом именно Бог -,Аллах или христианско-языческий Тха - определяет, какие дела человека являются греховными, а какие добродетельными, кого наделить своей милостью и на кого обрушить свой гнев.
Идея богоизбранничества очень популярна, и в этом смысле адыгская этика напоминает протестантскую. Обычно в связи с этим говорят о "добром глазе или взгляде" Бога, которым он "касается" или награждает своих избранников - "алыхьым и нэфI зыщыхуа".
Есть мнение, что моральные абсолюты изначально религиозны (См. напр.: Parsons 1966: 11; Шрейдер 1994: 16-17). На этих позициях стоял еще Кант, доказывавший, что мораль строится на принципах, которые арriori определяют и делают необходмым все наше поведение и тем самым получают статус божественных.
Для массы черкесского населения у нас в стране и за рубежом адыгство - символ, наделяющий человеческое существование определенным смыслом. Жить в соответствии с принципами этики, полагаясь во всем остальном на Бога, на его благосклонность, - такова традиционная формула бытия, господствующая в адыгском обществе.
Адыгство внушает людям, что никому не дано знать, какова его участь или судьба, что этот вопрос находится всецело в ведении Бога. Человеку остается только неуклонно исполнять свой моральный долг - в надежде, в полной уверенности, что Всевышний оценит его благочестие и будет к нему благосклонен. (Такая же аргументация лежит, как было показано М. Вебером, в основе протестантской этики).
Единство морального и религиозного долга и превращает адыгство в абсолютную ценность.
Исполнение основных заповедей адыгства (человечность, почтительность, благоразумие, мужество, честь) приобретает особый, возвышенный смысл, а правила адыгской этики воспринимаются в виде божественных предначертаний. Повышается вместе с тем чувство ответственности за соблюдение этих правил, соединенное с убеждением в неотвратимости наказания за их нарушения.
Можно понять, почему адыги легко воспринимали мировые религии.
Во-первых, они ложились на благодатную почву развитого и чрезвычайно лояльного религиозного сознания, каким является адыгство.
Во-вторых, - и это, пожалуй, самое главное, - во все времена господствовало убеждение в том, что никакая религия не способна поколебать устои национальной религии - адыгагъэ.
Вспомним в этой связи, что популярное среди верующих адыгов понятие "мусульманство" - муслъымэныгъэ возникло на адыгской почве.
Оно строится по той же модели, что и адыгство, и остается под его влиянием и контролем.
Мусульманство - это соблюдение принципов адыгской этики, сопровождающееся знанием корана, исполнением исламских обрядов и ритуалов. В традиционном общественном мнении обладающий мусульманством - культурный, интеллигентный и благочестивый человек, входящий, благодаря этому, в элиту адыгского общества.
Такие отношения с исламом обогащают адыгскую этику, снабжают ее новым, еще более богатым духовным содержанием. Адыгство становится высшей реальностью и конечной целью бытия.
"Создатель на небесах и дарованное им адыгство на земле" - таков традиционный символ, веры адыгского народа.
С другой стороны, это создает почву для утверждения гуманистического ислама, в котором доминирует культура мира, согласия, взаимопонимания.
-------------- (конец цитаты) ------------------

Уважаемые земляки, черкесы, если кто из Вас приготовился меня критиковать - не торопитесь, я привёл цитату не из одной из моих статей.
Уж не говорю про часть молодёжи, но даже часть так называемой адыгской творческой и научной элиты часто делают вид, будто прочитали и проанализировали наиболее известные книги и статьи наиболее крупных адыгских учёных. Им хочется выглядеть современными, эрудированными, быть в тренде и т.д. А на поверку часто оказывается, что в худшем случае они видели обложку книги, а в лучшем случае прочли аннотацию.
Нашим крупным, известным и уважаемым учёным, которому принадлежит авторство на приведённую цитату является Бгажноков Брасби Хачимович. В цитате полное содержание Раздела 8.3 его книги «Адыгская этика». Книга (монография) вышла в 1996 году. Книга выполнена в русле нового научного направления, названного автором "этической антропологией".
Для тех, кто делает вид что знают научный путь Бгажнокова Б.Х.(уроженца г.Баксан, КБР) , упрощу жизнь и приведу кратко данные по его научной биографии: Родился 1 ноября 1947 года. В 1970 гг. окончил КБГУ; в 1973 гг. окончил аспирантуру Института языкознания АН СССР. С 1974 по 1987 гг. преподаватель кафедры педагогики и психологии КБГУ. С 1985 по 1988 гг. старший научный сотрудник отдела этнографии, а с 1988 по 2003 гг. заведующий отделом этнологии КБИГИ, с 2003 по 2007 гг. ведущий научный сотрудник, а 2007 г. директор КБИГИ. В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психолингвистические проблемы общения». В 1984 г. в ИЭ АН СССР защитил докторскую диссертацию на тему «Культура общения и этнос».
Он автор четырех сугубо научных монографий и более 120 статей, часть из которых опубликована в шести странах за рубежом. Сфера научных интересов: История и этнография народов Северного и Южного Кавказа; культура общения адыгов, народов Северного Кавказа.
Для всех очевидно, что его исследование проводилось после практически 98 лет насаждения научного видения мира, насаждения коммунистического мировоззрения, жесточайшего преследования всех религиозных проявления во всех народах Советского союза (включая адыгов), под лозунгом «Религия – опиум для народа».
До этих антирелигиозных 98 лет, народ адыгов прошёл через известные испытания и истязания войны, которая длилась более 150 лет, было и экономическое и военное удушение. С начала 17 века религия адыгов была в равновесном синкретизмом с Исламом, до этого с православием, до этого с католичеством, ещё ранее с религией античный греков. При таком религиозном давлении со стороны разных, причём более крупных стран, от обычной религии вообще не должно было ничего остаться, однако религия адыгагъэ оказалась жива.
Исследование Бгажнокова Б.Х. не было посвящено поиску или изучению религии адыгов, которая в настоящее время находится в упадке, или как говорят «утекает как песок сквозь пальцы». Тем не менее, из книги видно, что ученый, талантливо раскрывая структуру и содержание адыгской морали и нравственности, используя общепринятые методы научного познания, обнаружил истинный статус адыгагъэ – «религия», о чём прямо и написал (см.выше).
После начала «перестройки», о том, что «адыгагъэ – религия» время от времени вскользь говорили многие известные личности, но они не были специалистами, учёными, они делали такие утверждения сугубо на основе своих внутренних убеждений, полученных в результате воспитания по адыгагъэ, а не по результатам научных исследований.
Были и другие учёные и иные исследователи, которые называли древнюю религию адыгов всякими ужасными названиями, как то "Традиционная религия", "Язычество", "Друидизм" и т.п.
Поэтому выводы Бгажнокова Б.Х. это практически первый грандиозный шаг в вопросе изучения «адыгагъэ» в его истинном, основополагающем статусе и под его собственным названием.
Однако, за последовавшие годы, в изучении «Адыгагъэ-религии» более не сделано существенного прорыва, который должен был последовать вслед за упомянутой книгой. В этой связи необходимо заметить, что далее спрос не с учёных. Для ученых изучение угасающих религий не представляет особого научного интереса (причины общеизвестны).
Поэтому далее действует принцип – «Спасение утопающих дело рук самих утопающих».
Проблема изучение религии «Адыгагъэ» теперь целиком задача самого народа, если он желает сохранить эту религию, сохранить свою натоптанную и намоленную дорожку к Тхьа. А исследовать там есть что, хватит и нам и нашим потомкам. Всё в ней сложно и интересно устроено, причём эту простую истину «адыгагъэ – религия», нельзя понять, если не анализировать её в более развернутом виде «Адыгагъэ – осколок древнейшей религии планеты, которая ведёт своё начало от первых пророков».
Но об этом, более подробно, мы будем говорить в следующих статьях.

Нарт Черкес. Написано и впервые опубликовано 18.09.2018г.


Понравилось: 2 пользователям

Нартская цивилизация. Ашуйская, Кавказская

Понедельник, 09 Января 2017 г. 14:59 + в цитатник

  Кто наследники Нартской цивилизации ?

  Археологическими артефактами существования древнейшей на Кавказе является Майкопская археологическая культура. Лингвистическими - Северокавказская семья языков. Есть мифологический артефакт - Нартиада.

  Считаю, что её следует именовать "Нартской цивилизацией". Термин "Кавказская цивилизация" уже используется в научном обороте, хотя в самом минимальном масштабе. Но термин "Нартская цивилизация" была её предтечей, стала её ядром.
  Нартская цивилизация, исходя из радиоуглеродных датировок Майкопской культуры существовала около 1,5 тысячи лет, начиная с 36 века до нашей эры, занимала обширную область по всей длине Кавказского горного хребта и по обе её стороны (Карты территории культуры есть в интернете, где также можно легко найти её описание). 
  Некавказские учёные и средства массовой информации часто игнорируют тот факт, что Майкопская археологическая культура была феноменальной для Европы ( О её феноменах можно прочитать в моей предыдущей статье - "Майкопская культура. Восемь феноменов" ). Соответственно, именно на базе этой феноменальной культуры базировалась Нартская цивилизация.
  Некавказские учёные ещё долго смогут игнорировать очевидный факт, что Нартская цивилизация - самое крупномасштабное и значимое событие в истории Кавказа на протяжении последних 6 тысяч лет, а также это цивилизация, которая длительное время оказывала значимое цивилизационное воздействие на становление Европы. Учитывая богатство Кавказа в плане археологических находок некавказские учёные многих стран постоянно делают заявления о каких-то влияниях каких-то их предковых народов на Кавказ, при этом они умудряются игнорировать очевидный факт, что технологические более развитая кавказская Нартская цивилизация имела куда большее влияние на их предков, на всё древнее население Европы и Азии. В голове не укладывается как этим "учёным" удается допускать будто технологически отсталые народы могли иметь значимое влияние на Нартскую цивилизацию, а вот более продвинутая Нартская цивилизация встречного воздействия не оказывала. При этом непонятно - как же Нартская цивилизация выжила ? Ведь если допускать, что имело одностороннее влияние отстающих народов, то Нартская цивилизация просто должна была моментально деградировать за пару столетий, а она развивалась 1,5 тысяч лет.
  Изредка, почти что случайно, нехотя, вынужденно, под давлением груза накапливающихся доказательств, некавказские учёные делают официальные заявления, утверждения, выводы открытия, из которых для широкой мировой общественности начинают всё сильнее вырисовываться контуры древнейшей Нартской цивилизации.
  1-ый пример - именно Нартскую цивилизацию русский советский академик Турчанинов поспешно именовал Ашуйской цивилизацией, а также он ашуйскую письменность назначил основой возникновения финикийской письменности. (Хотя стоит признать, что его  поспешность нанесла вопросу о признании Нартской цивилизации больше вреда, чем пользы).
  2-ой пример - в своих последних работах знаменитая Мария Гимбутас предложила совершенно новую трактовку древностей майкопской культуры, интерпретируя их как «северопонтийскую майкопскую культуру» (The North Pontic Maikop Culture), но как я и ожидал, некавказские учёные постарались игнорировать её запоздалое прозрение, при этом они не постеснялись оставив в силе всё что в их пользу.

  Отдельно стоит сказать, что благодаря кавказским учёным достаточно точно очерчены основные характеристики Кавказской цивилизации. Однако, чрезмерно увлекаясь модной ныне толерантностью, они не рискнули сказать правду о том, что ядром выявленной ими "Кавказской цивилизации" была древнейшая Нартская цивилизация.

  Генетические исследования древних курганов и могильников Кавказа идут давно и подозреваю будут ещё слишком долго.
  Применив статистический анализ доступной информации по генетики древнего и современного населения Кавказа, сопоставив её с ореалом распространения памятников Майкопской культуры, сопоставив с информацией по территории  распространения Нартского эпоса, я сделал единственно возможный ВЫВОД :  основными создателями и носителями древнейшей Нартской цивилизации, самой первой и единственной древнейшей автохтонной цивилизации Кавказа, были несколько племён из гаплогрупп  дольменщиков G2a3b, свано-осетинская G2a1а, и J2а (Вайнахская).

  Для всех кавказцев, которые не заражены немецко-советскими фальсификациями о превосходстве расы Индоариев, мои ВЫВОД будет гласом ОЧЕВИДНОЙ ИСТИНЫ. (О некоторых фальсификациях можно прочитать в моей статье - "Советские фальсификаторы истории названы") или в статье В. Шнирельмана "Мифы современного расизма".

  ОСЕТИНЫ. Совсем недавно индоарийские и иже подобные мифы о том, что осетины имеют кровное родство со скифами-сарматами-аланами разбились о твёрдый гранит науки "генетика", конечно если верить утверждениям что скифы-сарматы-аланы были неКавказцы (что тоже весьма и весьма сомнительно по мнению части учёных кавказоведов). Осетины (как им это не больно будет признать ) не являются пришлым на Кавказ народом, так как у них самое обычные кавказские гены, близкие в 1-ую очередь к сванам (но моложе на тысячелетие), а во 2-ую очередь к шапсугам (черкесам). Учитывая что осетины и сваны и черкесы живут географически слишком близко по сравнению с масштабами тех "великих походов" приписываемым скифо-сармато-аланам, то такую географическую близость будет затруднительно выдавать за случайность. Теперь (благодаря генетике осетин), уже никто не сможет так легко использовать осетин как камень раздора, или как трамплин по запрыгиванию в историю древнего Кавказа.

  Нартские племена в древности немного разделились. Носители гаплогруппы G2a3b (будущих дольменостроителей) двинулась большей частью на Западный Кавказа, G2a1а (хатты-хетты, этруски, персы) - центр.Кавказа, J2 - осели на Востоке Кавказа. Они образовали множество этногрупп (народов) из которых образовались те что известны нам сегодня. Эти народы ассимилировали различные волны разных других народов. Военные вторжения, различные миграции, религиозные течения откусывали от Нартской цивилизации кусочки за кусочками. Ни один этнос из созданных вышеуказанными Майкопостроительными плёменами не смог  остаться моногенетичным (без примесей других гаплогрупп). Но потомки Нартской цивилизации смогли пронести через тысячелетия Нартский эпос и нартское восприятие мира, и в итоге стали ядром Кавказской цивилизации.

  Официально, статистический анализ генетического разнообразия всех современных этносов Кавказа завершен не полностью, но с вероятностью выше чем 90 % основные данные  уже имеются в различных лабораториях противоборствующих друг другу групп учёных.

ТАБЛИЦА.
На сегодняшний день, распределение древних Майкопостроительных (условно "Нартских") генов среди этносов Кавказа :
таково :
у ингушей    4 % (G2a3b)        + 87 % (J2)                           == 91 %
у сванов        88 % a1a1)                                                      == 88 %
у шапсугов         1% (G2a1a1) +  86%(G2a3b1)                   == 87 %
у ос-иронцев 72% (G2a1a1) +  2 % (G2a3b1)+  7 % (J2)     == 81 %
у грузин 25 % (G2a1a1) +  10% (G2a3b1)   + 29 % (J2)        == 64 %
у чеченцев          4 % (G2a3b)       + 57 % (J2)                       == 61 %
у ос-дигорцев 55 % (G2a1a1) +  5 % (G2a3b1) +  3 % (J2)   == 60 %
у абхазов   27 % (G2a1a1) +  24% (G2a3b1)   + 10 % (J2)    == 61 %
у черкесов   14 % (G2a1a1) +  38% (G2a3b1)    +  7 % (J2)  == 59 %
у абазин  11 % (G2a1a1) +  31 % (G2a3b1)   + 11 % (J2)      == 53 %
у азербайдж      12 % (G2a)         + 24 % (J2)                         == 36 %
у армян             12 % (G2a3b)       + 20 % (J2)                        == 32 %
у балкарцев 13 % (G2a3b)                                                      == 13 %
у карачаевцев   7 (G2a1)                                                          ==  7 %

  Таким образом, прямые потомки создателей Нартской цивилизации имеют преобладающую численность населения на Кавказе, общая численность превышает 12 млн. человек.

  Если строго следовать Нартиаде, то в черкесской версии чётко сказано, что люди поселились в этих местах только после ухода Нартов-Великанов-Героев, но я надеюсь это была лишь хитроумная метафора (дабы уберечь молодёжь от опасных иллюзий) и потому вышеуказанные лица (народы)  есть потомки легендарных НАРТОВ.

  ЧЕРКЕСЫ. Исходя из получившейся вышеуказанной таблицы, будучи адыгом (черкесом), должен признать, что 41 % моих земляков - современных адыгов не имеют предков Майкопостротелей и дольменостротелей (возможно и я сам), то есть их предки влились в Нартскую цивилизацию и стали адыгами чуть позже во времена расцвета Колхидо-Кобанской, Меотской и других более поздних археологических культур, которые составляют основу этногенеза современных адыгов. Но у меня хватает понимания того, что в конце концов не так уж важно в 4-ом или в 1-ом тысячелетии ДО НАШЕЙ ЭРЫ мой предки впитали в себя Нартскую культуру и стали частью Нартской цивилизации, ведь они последовавшие 3 тысячи лет передавали Нартскую культуру от поколения поколению моих предков.

  Данных по дагестанской группе народов у меня было недостаточно, поэтому я их пока не включил в ТАБЛИЦУ, но имеющихся данных достаточно чтобы утверждать - что там процент падает ниже 17 % у самых "нартских", а в средним по ВСЕЙ республике потомков нартов-майкопостроителей не более 7 % населения.
 
 ПРАВОМЕРЕН вопрос - "А есть ли доказательства ?". Ответ - "ДА". И это доказательство находится в каждом из нас, в наших ДНК.
  Говоря строго научным языком, то основное доказательство : наличие многотысячелетнего взаимного генетического дрейфа между вышеуказанными народами (взаимопроникающего добрососедского дрейфа вышеуказанных гаплогрупп). Это прямо свидетельствует о том, что носители этих гаплогрупп (позже ставшие разными этносами, народами) все эти 5,6 тысяч лет жили по соседству, причём здесь же на Кавказе.
 А как общеизвестно - длительное, тысячелетнее соседство народов (на суше) не может обойтись без взаимообмена генетическим материалом.
 Российские учёные генетики подтверждают - "У всех абхазо-адыгских народов (абхазы, абазины, адыги Адыгеи, адыги Кабарды, адыги Черкессии, адыги-шапсуги) доминируют гаплогруппы G2a3b-P303, J2-M172, G2a1a-P18 ".
 А какие гаплогруппы доминируют у сван, осетин, грузин, вайнахов ? Ответ - те же самые.
 Главный вопрос : есть ли другие гаплогруппы, которые могли бы претендовать на роль наследников древнейшей Нартской цивилизации. Ответ  : Таких гаплогрупп нет. Точнее говоря : у современных народов, этносов (вышеуказанных) конечно есть примеси иных гаплогрупп, но эти вкрапления разные, то есть у этих вкраплений нет многотысячелетнего добрососедского дрейфа вышеупомянутого типа. Иначе говоря, все эти вкрапления произошли относительно недавно и потому они не наследники древнейшей Нартской цивилизации.

 Вообще генетический дрейф ( а точнее его отсутствие в тех местах где он должен присутствовать при условии правильности изложения древнейшей истории современными учёными (лингвистами, археологами, этнографами и т.д.) в ближайшее время разоблачит множество ошибочных этнографических, исторических построений.
 К примеру существуют исследования Андерхилла, который убедительно показал всему миру, что никаких древних миграций из Восточной Европы в Индию не было, поскольку в Индии отсутствует вост очно европейская гаплогруппа R1a1a7 (субсклад). Можно сказать это конец индоевропейским мифам, но научное сообщество состоящее в большинстве своём из гипотетических потомков этих гипотетических "индоевропейцев" просто игнорирует доказательства Андерхилла.

 Кавказских примеров недавних вкраплений (или слабодрейфовавших генов) множество. К примеру у чеченцев есть гаплогруппа R2, причём у 14 % населения, она же есть у осетин у   7 % населения, но у адыгов её меньше 1 %, а у абхазов, адыгов-шапсугов практически нет. При многотысячелетнем соседстве народов, объяснить мощный взаимный дрейф одних гаплогрупп и отсутствие взаимного дрейфа других гаплогрупп можно только признав очевидный факт : слабораспространенные (слабодрейфовавшие) гены это недавние вкрапления, иными словами это гены этносов появившихся на Кавказе относительно недавно, которые стали носителями самой настоящей Кавказской цивилизации, но которые не произошли от носителей древнейшей Нартской цивилизации.

  Почему я написал о Нартской цивилизации ? Ответ : Потому что все исследования Кавказской цивилизации, которые не начаты с исследования Нартской предтечи есть лукавство.

Нарт Черкес


Метки:  

Майкопская культура. Восемь феноменов

Понедельник, 09 Января 2017 г. 14:37 + в цитатник

Основные характеристик Майкопской археологической культуры общеизвестны, общедоступны, имеются в печатных СМИ, в интернете, Википедии и т.д. Здесь же я хочу коснуться того, что часто индоевропейские учёные обходят стороной. (Под термином "феномены" скрываются казалось бы обычные достижения истории древнего мира, но особенность их в том, что таких достижений не было в Европе ещё около тысячи лет).

   Мировая известность и неослабевающий интерес научного сообщества к этой культуре подтвердился на международной конференции «Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы», который был в 1991г. в Новороссийске[2]. 
   В советское время, чтобы избежать лишних рассуждений на тему влияния единого происхождения Майкопской археологической культуры предпринята попытка изменить её статус и именовать Майкопско-новосвободненской общностью (MHO) [2].

   Датировка культуры. Появление культуры датируется примерно 38 -36 веками до н. э., т.е. (период среднего, позднего Урука в Месопотамии, древнего государства Шумеров, или можно сказать на тысячу лет старше Египетских пирамид, а в Европе ещё бегали с деревянными мечами). На основе радиоуглеродного анализа, различные памятники майкопской культуры датируются на основе калиброванных дат 14С временем 3950 - 3650 – 3610 - 2980 до н.э. (т.е. вторая четверть IV-го - вторая половина IV-го - начало III-го тысячелетия до н.э.)[2].
   По всей видимости, большую роль в экономике майкопцев играл дарообмен внутри общности и с инокультурным населением. В рамках племен MHO производились эффективные и высоко престижные вещи из металла, а также круговая керамика. Это создавало основу для развития экономического «бигменства»[2].

1-ый феномен. Производство бронзы на местном сырье.
   Сопоставлением металлов майкопской и куро-аракской культуры установлено[5] :
— обе культуры близки по главным показателям двум основным группам металла в Закавказье, таким же мышьяковым и мышьяково-никелевым бронзам и вместе они характеризуют кавказский металл эпохи ранней бронзы.- майкопский металл более близок грузинским изделиям , чем к армянским. Армянские выделяются большим содержанием микропримесей олова.
Картографирование групп металла позволило учёным предполагать кавказский характер не только для мышьяковых бронз, как отмечалось ранее, но и для мышьяково-никелевых бронз, причем наибольшая концентрация находок из этого металла обнаружена в майкопских памятниках Кабардино-Балкарии. Итоговый вывод ученых : «кузнецы племен майкопской культуры работали на кавказском сырье [5]».
   Топоры. Наряду с изделиями из бронзы, майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремневыми наконечниками. Чайлд Гордон Вир сближал топор из Майкопского кургана с топором из Ашшура. С. Н. Кореневский также связывает топоры I майкопской группы общей производственной традицией с южными образцами — топорами Ирака. В начале III тыс. до н. э. производство проушных топоров было организовано в широких границах Иракско-Месопотамско-Кавказского культурного мира. Их проникновение в Северное Причерноморье может быть поставлено в прямую связь с феноменом майкопской культуры и проходило через кавказские транзитные пути. Топоры находки из хутора Гричаники, деревни Гнидино отнесены С. Н. Кореневским к III группе майкопских топоров, характеризуемых сильным изгибом брюшка у лезвия и асимметричной лопастью[6].

2-ой феномен. Коневодство.  Одним из феноменов майкопской культуры является установленный факт, того, что уже в те времена представители выделявшейся майкопской знати пользовались конем для верховой езды[7]. Так как появление майкопской культуры датируется началом 4 тыс. до н. э., то этот факт может служить указ ателем на определенной приоритет в коневодстве и возможно в использовании лошадей в военном деле. При этом следует отметить, что майкопцы жили оседлой жизнью, а в выращиваемых ими стадах, лошади составляли очень невысокий процент, а большую часть составляли свиньи и крупно рогатый скот. Археологи обнаружили уникальной формы бронзовые псалии майкопской культуры, которые представляют собой бронзовый стержень с закрученной петлей в середине с продетым через неё узлом, которым заканчивались мягкие удила, повод и ремень оголовья. Насечки и выпуклости на краях псалии служили, очевидно, для закрепления наносного и подгубного ремней[8].

3-ий феномен. Террасное земледелие.  Строительство племенами майкопской культуры рукотворных террасовых комплексов в горах [9] есть доказательство их оседлости, высокой плотности населения, высокого уровня сельскохозяйственных и инженерных навыков.

Террасы, майкопской культуры, строились примерно начиная с IV тыс. до н. э., а все последующие культуры использовали их для сельскохозяйственных нужд. Подавляющее большинство керамики (найденные в террасовых полотнах) — посуда майкопского периода, а остатков скифской и аланской керамики меньше. В искусственных подсыпных (опорных) слоях, имеет место факт находки исключительно майкопской керамики. Террасы майкопской культуры являющиеся одними из самых древних в мире, при этом они мало исследованы. Долгожительство террас (возраст более 5 тысяч лет) позволяет считать строителей этих террас непревзойденными инженерами и мастерами[9]. Приемы древнего террасирования ещё предстоит изучить, поскольку для горных и предгорных местностей альтернативы террасовому земледелию нет.

4-ый феномен. Письменность.  В Майкопе и его окрестностях найдено три памятника древнего письма : известная Майкопская плита, Петроглифы Махошкушха (рисунки на гальках, очевидно они на 30 тысяч лет старше Майкопской культуры), и пуантильная надпись золотого колпачка из Курджипского кургана[10]. (Все они остаются пока не расшифрованными.)

5-ый феномен. Картография.  Присутствующий на одном из серебряных сосудов горный пейзаж, схожий с очертаниями Кавказского хребта, считается древнейшим картографическим рисунком[1].
   В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты ещё две дольменообразные гробницы. В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Уникальным является роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и чёрной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвёртой помещен фриз «Бегущие лошади» и в центре — фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами.
   Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.

Ореал распространения майкопской культуры. Майкопская культура (или МНО ) охватила следующие территории :
- равнины и предгорья Предкавказья (до правого берега р.Бейсуг - самая северная находка майкопского погребения близ р.Чограй в Ставропольском крае).- занимая Закубанье (на запад вплоть до Таманского полуострова)- верхнее Прикубанье,- Терские наклонные равнины, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Чечни (вплоть до с.Бачи-Юрт в Чечне).
Западное Предкавказья (Майкопский район) считается большинством ученых как центр формирования МНО, откуда её носители могли расселяться на восток[2].
   Общая длина (протяженность) ареала МНО примерно 750 км по линии юго-восток, северо-запад при ширине в среднем около 150 км. Наибольшая концентрация памятников МНО в Майкопском районе, в бассейнах р.Белой и Фарса. МНО граничила на севере с нижнемихайловской, позднее с новотиторовской культурой.
Ореал распространения :
   Охват Таманского полуострова - подтверждено находками у пос.Мысхако[11], а также раскопанные[12] поселения и могильник в Цемесской долине, а в долине р.Дюрсо.
   Охват Абхазии, в горной части[13] - Согласно анализа материалов из пещерных памятников Абхазии, племена майкопской культуры заняли не только северные, но, частично и южные склоны Главного Кавказского хребта, подтверждено материалами датируемыми серединой III тыс. до н.э. ( Амткельский грот, Ахштырские пещеры).
   Охват Кабардино-Балкарии, в большей части современной территории, вплоть до с. Кишпек ( район строительства Чегемской оросительной системы), относимых к Новосвободненскогому этапу Майкопской культуры[14].
   Охват Чечено-Ингушетии, в большей части современной территории республики[15], при этом археологически выделяются две крупные локальные группы памятников - Прикубанская (западная) и Терская (восточная).
   Охват Ставрополье (большей части) - в 1977 году, курганные погребения майкопской культуры были обнаружены Александровским отрядом Ставропольской экспедиции Института археологии АН СССР, во время обследования курганной группы на северной окраине хут. Жуковского Новоселицкого района Ставропольского край[16].
   Новое в Ставрополье в 1985 году - открыто[17] поселение майкопской культуры, названное "Галюгаевским поселением", под курганным полем эпохи средней бронзы у ст. Галюгаевской Курского района Ставропольского края на левобережье Терека.
   Охват Осетии (в некоторой части)- в в 1993-1996 гг. В.Л. Ростуновым произведены исследования трех крупных курганов майкопской культуры у с. Заманкул Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания. Курганы 1 и 2 Заманкульского могильника расположены южнее с. Заманкул, курган 3 находится неподалеку от с. Брут.
   Существуют факты миграции майкопцев далеко на север к берегам реки Дон и в степи Калмыкии[18], где они растворились в среде степняков ямной культуры.
   Граница на Дону[19] - А.Л. Нечитайло указывает на то, что памятники обнаруженные ранее в 3-х районах Ростовской области: Азовском (1968 г.), Песчанокопском (начало и середина 70-х г.г.) и Константиновском районе (1969–1985 г.г.), по погребальному обряду резко отличаются от всех погребений эпохи ранней бронзы, в них явно влияние майкопской культуры(кремневые изделия, бронзовые ножи и, особенно, сосуды желтого, черного и красно-охристого цвета с лощеной поверхностью) и их следует считать степным вариантом майкопской культуры.
   Найденные Н. И. Веселовским в одном из Ульских курганов богатые захоронения меотского вождя также относятся к Майкопской культуре.

6-ый феномен. Торговля с удалёнными странами.
   Считается, что некоторые драгоценности и украшения прямо указывают на торговые связи племён Майкопской культуры с Древним Востоком. В частности лазурит. В Кабардино-балкарии, в кургане майкопской культуры были обнаружены лазуритовые бусы.  Известно, что лазурит на Кавказе не встречается, ближайшие его месторождения находятся на Урале и в Малой Азии. Анализ состава минерала указал на его происхождение из Бадахшана (северо-восток Афганистана, на границе с Таджикистаном, Пакистаном и Китаем). Этот факт считается ещё одним доказательством торговых связей Кавказа с миром шумерской цивилизации в Урукский период (вторая полю IV—III тыс. до н. э.)[4].

7-ый феномен. Майкопский звериный стиль. Ещё в начале 20 века, в найденных украшениях, учёные установили наличие местного, майкопского звериного стиля в найденных  артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур, то есть следует иметь ввиду что майкопский звериный стиль более чем на тысячу лет старше скифского, сарматского и кельтского, меотского звериных стилей.

Гипотезы о происхождении Майкопской культуры.
   Майкопская культура - это прежде всего кавказское явление, которая достигла своего взлета на основе собственных производств прежде всего в наиболее совершенных технологиях раннего бронзового века, связанных с металлообработкой меди и бронзы, золота и серебра, керамическим производством, камнерезным делом и, вероятно, ткачеством[2].
   Северокавказские исследователи относят майкопцев к понтийской расе и считают предками таких автохтонов Западного Кавказа, как абхазы и адыги[20].

   В свою очередь, многочисленные индоевропейские учёные считают Майкопскую культуру творением своих далёких предков. К примеру Т.Гамкрелидзе и В.В.Иванов видели в Майкопской культуре ступень развития протоиндоевропейского общества.
   Отдельно существует гипотеза Р.Мунчаева, что древнейшей родиной носителей Майкопской культуры была Месопотамия (точнее — север Сирии)[21]. Основанием гипотезы служит сходство артефактов Майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии, постройка которого датируется 4 тысячелетием до н. э.[21][22]
   Выводы антропологов. Согласно результатов палеоантропологических исследований, учёные сообщают, что «черепа носителей Майкопской культуры более тяготеют к переднеазиатским и джараратским»[23]. Касательно других археологических культур - аналогичные черепа были и у части носителей ямной культуры[24].

8-ой феномен. Центр 2-ой волны индоевропейцев.
   Феноменальную роль играет Майкопская культура в Курганной гипотезе (индоевропеейской) разработанной Марии Гимбутас, в соответствии с которой  - имело место три волны распространения индоевропейцев в Европу. Из которых II волна, в середина IV тыс. до н. э. началась именно с Майкопской культуры и распространилась на северную Европу около 3000 года до н. э. (культура шаровидных амфор, баденская культура, культура шнуровой керамики) и т.д., причем это стало первым появлением индоевропейских языков в западной и северной Европе.
   ОДНАКО, в своих последних работах Марии Гимбутас) предложила совершенно новую трактовку древностей майкопской культуры, интерпретируя их как северо-понтийскую майкопскую культуру (The North Pontic Maikop Culture), однако такие изменения учёными индоевропейцами пока игнорируются.
   Примечательно, что при всем том кавказские народы (за редкими исключениями) не считаются индоевропейскими.

   Влиянии майкопской культуры на соседние регионы.
   Есть гипотеза, что часть носителей майкопской культуры мигрировали на южные склоны Кавказа (ныне Азербайджан), где они и оставили памятники Лейлатепинской культуры[26].

   Смена культуры. На южной части ореала, со временем майкопская культура сменилась дольменной культурой[25], а в северной части северокавказской культурой. Преемниками Майкопской культуры стали в первую очередь Дольменная культура (Северокавказская культура в части территории), которые позже сменила Меотская культура, Колхидо-кобанская и др. культуры.

   Отдельное мнение.   Археолог, к.и.н. А. Д. Резепкин выдвинул гипотезу о самостоятельности другой археологической культуры — новосвободненской культуры, которая считается лишь периодом в развитии майкопской культуры[27]. Большинство индоевропейских ученых в связи с этим настаивают на широкой майкопско-новосвободненской общности (МНО), с рядом локальных вариантов (галюгаевско-серегинским, долинским, псекупским)[28].
   Уникальные находки. Международная научная общественность считает Майкопскую культуру археологическим феноменом вот уже более ста лет, то есть с момента первых публикаций о ней, однако определенную интригу добавляют последние, несколько сенсационные заявления о новейших находках сделанных к.и.н. А. Д. Резепкиным, а именно :
  - Древнейший бронзовый меч. Он сообщил, что в каменной гробнице «Клады» (Новосвободная) найден самый древний бронзовый меч, который уже экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Общая длина 63 см, длина рукояти 11 см — датируется второй третью 4-го тыс. до н. э.[29],[30],[31]
  - Древнейшая колонна. Он сообщил, что «самую древнюю колонну придумали не древние греки, а древние жители Северного Кавказа (носители дольменной культуры в 3 тыс. до н. э.)»[32].
  - Девнейший музыкальный инструмент струнно-смычковый. Он сообщил, что обнаруженный в каменной гробнице на Северном Кавказе, музыкальный инструмент (по виду напоминающий гусли), датируется концом 4 тыс. до н. э. и является самым древним струнно-смычковым музыкальным инструментом[32]. Позже, инструмент получил своё имя «Шичепшин», от адыгских реставраторов, так как в общем соответствует старинному адыгейскому народному струнно-смычковому инструменту. По сообщению А.Резепкина, в настоящее время инструмент хранится в Государственном Эрмитаже.

9 - феномен. Бигменская символика - свидетельствует о возможности бытования на Кавказе древнейшей формы государственного устройства в Европе.

Символизм культуры и религиозные культы. С.Н. Коренвский установил нижеследующие виды символизма и культы майкопской культуры, а именно [2]:Военно-охотничья символика. Военно - бигменская символика. Символика могильного пространства и места в нем погребенного. Символизм очистительных обрядов. Комплекс страха перед умершим. Символика гробниц новосвободненской группы. Символика гробниц на Терке долинского варианта. Охра в обрядах и отражение магии отдельных частей тела. Символика курганной насыпи. Особое ритуальное отношение к отдельным предметам. Символика благородных металлов и полудрагоценных камней. Символика ритуальной сцены медведь и дерево на серебряном кубке. Символика изображений на сосуде из Сунженского могильника.

Примечания
1.  БСЭ. Майкопская культура
2.  С.Н. Кореневский. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья
3.  Древние кавказцы
4.  О. Брилева. Новые загадки эпохи энеолита и раннего бронзового века Кавказа
5.  Гуп "Наследие". Кореневский С. Н. Новые данные по металлообработке майкопской культуры
6.  Ковалева И. Ф. Металлические топоры постмариупольской культуры. Харьков,1995.С.28-30.
7.  В. Б. Ковалевская. КОНЬ И ВСАДНИК. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. Москва 1977
8.  Мунчаев Р. М. Бронзовые псалии майкопской культуры и проблема возникновения коневодства на Кавказе, — «Кавказ и Восточная Европа в древности», М., 1973.]
9. - 10.  ГУП"Наследие".Н.Г. Ловпаче. Об истоках северокавказского единства]
11.  Онайко Н.А., Дмитриев А.В. Раскопки античного могильника у пос. Мысхако
12.  Шишлов А. Археологические памятники г. Новороссийска и история их исследования
13.  Памятники Майкопской культуры в горах Абхазии
14.  Гуп "Наследие"
15.  И.М. Чеченов.О локальных вариантах в памятниках майкопской культуры
16.  Державин В.Л.,Тихонов Б.Г.Новые погребения майкопской культуры в Центральном Предкавказье // КСИА. - М., 1980.
17.  Охранные раскопки на галюкаевском поселении
18.  Куда ушли майкопцы?
19.  А.К. Гамаюнов.Об одной группе погребений эпохи ранней бронзы на нижнем Дону
20.  Черкесский историко-культурный тип
21.  НП Журнал Наука 21 век. Со ссылкой на академика РАН Р. Мунчаева
22.  Книга Р. М. Мунчаева (в соавт)
23.  Герасимова М.М.,Пежемский Д.В., Яблонский Л.Т. Палеоантропологические материалы майкопской эпохи
24.  под ред. Т.И. Алексеевой. Восточные славяне. Антропология и этническая история
25.  Самир Хотко: История ЧЕРКЕСИИ
26.  Археология Азербайджана
27.  Rezepkin A.D. Das fr;hbronzezeitliche Gr;berfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien. M. Leidorf, 2000(Arch;ologie in Eurasien, vol.10)
28.  Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья: Майкопско-новосвободненская общность. Проблемы внутренней типологии. М., 2004
29.  Резепкин А. Д. Курган 31 могильника Клады. Проблемы генезиса и хронологии майкопской культуры// Древние культуры
30.  Rezepkin A.D. Das fr;hbronzezeitliche Gr;berfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien
31.  Не все инновации из Европы и с Востока
32.  Резепкин: «Колесо изобрели совсем не на Востоке»


Метки:  

Обряд убиения стариков. Нартиада

Понедельник, 09 Января 2017 г. 13:09 + в цитатник

Многие исследователи обратили внимание на наличие в Нартском эпосе адыгов архаичного (в пережиточной форме) обряда убиения стариков, со множеством подробностей, которые интригуют и поощряют воображение.

"Дряхлых стариков нарты относили на вершину Горы Старости и в корзине спускали вниз с обрыва; Бадыноко понес на гору своего отца Бадына; скатываясь, корзина зацепилась за пень; Бадын смеется: когда твой сын сбросит тебя, и твоя корзина, возможно зацепится за тот же пень; Бадыноко оставляет отца в живых, прячет в пещере; во время неурожая хочет схватить плывущие в реке 3 яблока, но они пропадают; отец советует искать яблоки не в реке, а поднять голову, они висят на ветвях; во время падежа скота надо перегнать овец на пастбище Амыша – покровителя животных; когда погибло все просо, надо вспахать дороги, по которым просо возил сам Тхаголедж; нарты просят Бадыноко поведать, как он узнал, что делать; тот рассказывает про отца, нарты отменяют обычай убивать стариков".

Одним из примеров этих интригующих подробностей является факт наличия в эпосе обычая укладывания стариков (или старух) в колыбель и распевание колыбельной песни... Например : песня невестки, которая, укачивая, поет свекрови: адыг. "Чъые, чъые, сигуащь, Чъые, чъые, гуэщэ нан, Нартыжъхэр зекIуэ кIуагъэх, Къахьрэ щьыIэмэ узгъэшхын, Умычъыемэ, синэнэжъ, Iалэдж адэжь уязгъэхьын!" рус. «Спи, спи, моя свекровь, Спи, спи, моя свекровь старушка, Нарты могучие в поход отправились, Если они что нибудь принесут, накормлю тебя. Если не будешь спать, моя старушечка, К Аледжу отправлю тебя». На что старушка лежащая в колыбели отвечает : адыг. "Iалэдж адэжь сямыгъэхь, а синысэ дышъ, Ащ жъыхэр шьаукIыжьых, а сигуэшье ныс.." рус. «Не отправляй меня к Аледжу, о моя золотая невестка, Там (у Аледжевых) стариков убивают, о, моя хозяйка невестка».
Другой пример подробностей - Совет нартов в виде специального пиршества, причём созываемый для убиения старцев, причем обряд совершается в специально избранном доме Аледжевых. Ритуал включает застольные речи, традиционные благопожелания, предложения старцу произнести последний тост и выпить из чаши отравленный напиток. В конце пиршества глава Совета нартов обращается к старцу: адыг. "Нартыжъэуи, Жэмадыу, йыгъуэм блэкIэу жъы хъужьырэ нартыжъэу Хасэм зихи мыIуэжьэу лэжьэнми шэкIуэными зыIэ емыкIуэжьэу хъуыжьрэм хабзэу пылъыр уэшIуэшъуи, аужырэ уибжъэ Iахьэ тхьэм хьэлэлы ури фешI." рус. «Старый нарт, Жамаду, ты знаешь, что по обычаю делают со старцем, который уже не способен участвовать в Хасе, не может охотиться и трудиться, поэтому выпей на здоровье в последний раз».
Третий пример подробностей - в сказаниях есть эпический топоним Жъыгъэ йыбг «Гора старости» — название горы, где совершался обряд сбрасывания стариков, т. е. их убиения, хотя точное местонахождении горы остается неясным, а у разных адыгских племён он имеет разные географические координаты.
Наличие этих подробностей, проникнутых сентиментальностью и презрением смерти, логически связанные между собой, сыграли с исследователями эпоса злую шутку - поверив в то, что у адыгов этот обычай реально существовал, они начали искать источники появления обычая в адыгской среде в древности. Началось перетягивание каната.
Появились псевдонаучные версии о том, что обычай привнесён иранскими номадами, скифами в 8 веке до н.э., или привнесён аланами в 1 веке \\не буду называть этих авторов \\.
 Появилась также псевдонаучная версия об источнике в виде индоевропейцев, которые в 4 тысячелетии до н.э. начали своё вторжение в Европу, причём начав это вторжение с Майкопского кургана, что стыкуется с Курганной гипотезой М.Гимбутас. \\ не буду называть этих авторов \\.
   Стоит отдать должное украинским учёным, которые не стали участвовать в этой игре. Более того, когда появилась ссылки в статье Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона об убийстве стариков на народные предания и рассказы, опубликованные П.Литвиновой, они предприняли попытки опровергнуть «оскорбительную клевету на украинский народ».
   Обоснованная ясность в вопросе о реальности/нереальности этого обычая у адыгов появляется только после изучения объективно исполненных научных работ. Например Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин сделали доклад : "Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам, где этот обычай проходит под кодовым наименованием "Неубитый отец". Этими исследователями установлено, что этот мотив "Неубитый отец" (или обряд убиения стариков) зарегистрирован ещё в прошлом веке в фольклоре около сотни различных народов, разбросанных на трёх материках, в том числе :
Ламба, Гана, Буркина-Фасо, Нигерия, дан, сусу, сонгаи, Алжир, Ливия, Египет, каталонцы, сицилийцы, сардинцы, мальтийцы, ирландцы, французы, немцы, фризы, Сирия, Ливан, Тибетцы (Амдо), непальцы, китайцы, корейцы, румыны, албанцы, сербы, хорваты, болгары, македонцы, гагаузы, греки, поляки, словаки, русские, украинцы, белорусы, адыги (шапсуги), абазины, ногайцы, даргинцы, аварцы, кумыки, рутульцы, табасаранцы, грузины, армяне, турки, курды (Ирак), бухарские арабы, таджики, горные таджики, узбеки, туркмены, шина, финны, шведы, эстонцы, литовцы, латыши, казанские татары, ногайцы-карагаши, башкиры, казахи, киризы, желтые уйгуры, буряты, монголы, дагуры, удэгейцы, японцы (вкл. север Рюкю).
   Если дальнейшие научные изыскания не выявят следов обычая на двух американских материках, то можно будет утверждать, что фольклорно-мифологических мотив "Неубитый отец" появился уже после того, как первые переселенцы перебрались в Америку, то есть время его изобретения не ранее 12 тысяч лет назад. Понятно что никаких адыгов тогда ещё не было.
По мнению лингвистов (сторонников теории Старостина С. А.) распад сино-кавказской макросемьи произошёл в 8-м тыс.до н. э., а распад северокавказской семьи на нахско-дагестанские и абхазо-адыгские языки произошёл примерно в 6-го тыс. до н. э.
Предполагая что ещё через две тысячи лет (т.е. в 4-ом тыс. до н.э., как раз время Майкопской культуры) произошёл распад абхазо-адыгской семьи языков, получаем, что выделившиеся из этой группы адыги могли только унаследовать художественные образы, но как и множество вышеупомянутых народов, адыги не могли наблюдать обычай в реальности. Мотив "Неубитый отец" у большинства вышеупомянутых народов, по своему содержанию, практически полностью совпадает, различаясь только в незначительных подробностях.
Анализируя суровые условия жизни людей 12 тысяч лет назад, когда не было не только холодильников, газа и электричества и т.п., но когда ещё не было ни одного металлического орудия для охоты, когда ещё не было никакого земледелия, можно предполагать, что в условиях к примеру крайнего севера, где даже количество дичи ограничено самой природой - обычай не кормить тех, кто стал немощным охотником вполне мог бытовать.
Но нет оснований предполагать, что этот обычай мог сохраниться следующие 6 тысячелетий, да ещё на территориях где климат значительно теплее и дичи вокруг множество, а численность населения ещё была явно незначительна. Учитывая, что племена Майкопской культуры первыми в Европе осваивали бронзовые орудия, первыми использовали террасы для выращивания сельскохозяйственных продуктов, первыми в Европе использовали гончарный круг и т.д., то весьма сомнительно предположение, что первые носители адыгского языка могли наблюдать этот обычай у себя.
  Главным аргументом того, что адыги (а также все их кавказские соседи) не видели этого обычая в реальной жизни является тот факт, что в мифологическом фольклоре большинства из вышеуказанных народов, мотив "Неубитый отец" содержит указание на то, что обычай был успешно отменён. У одних народов обычай отменён мудрым царём, князем, фараоном, а у нартов отменён собранием нартов (Хасэ). ((Нельзя же утверждать, что все эти народы узнали об отмене обычая у адыгов и после этого сделали поправки в своём фольклоре)).
Верить что у нартов обычай существовал можно, но только при условии удревления времени существования нартов до горизонта 12 тысяч лет назад и более, когда ещё не было ни египтян, ни индоевропейцев, ни адыгов и уж тем более не было скифов, только так этот мотив «Неубитый отец» мог стать общим фольклорным достоянием сотни разных народов, или быть общим для них бытующим обычаем.
  Однако, отметая в сторону псевдонаучные гипотезы об иранском, индоевропейском или ином недавнем происхождении Нартского эпоса адыгов, а также отметая версию о реальности бытования обычая у предков адыгов времён Майкопской культуры, следует понимать, что это всего лишь художественный сюжет, который, по мнению наших предков, был очень ярким и полезным для правильного воспитания детей в духе уважения к старшим.

 Этот художественный сюжет не базируется на реальных событиях последних 6 тысяч лет, но этот сюжет сохранялся у адыгов примерно последние 12 тысяч лет, что ясно указывает на черты мировозрения адыгов.


 


Метки:  

Дневник Нарт_Черкес

Понедельник, 09 Января 2017 г. 12:57 + в цитатник
Этнограф


Поиск сообщений в Нарт_Черкес
Страницы: [1] Календарь