Адыгагъэ - религия адыгов. Часть 1 |
|
Нартская цивилизация. Ашуйская, Кавказская |
Метки: Цивилизация Майкопская Ашуйская Кавказская Адыги Черкесы |
Майкопская культура. Восемь феноменов |
Основные характеристик Майкопской археологической культуры общеизвестны, общедоступны, имеются в печатных СМИ, в интернете, Википедии и т.д. Здесь же я хочу коснуться того, что часто индоевропейские учёные обходят стороной. (Под термином "феномены" скрываются казалось бы обычные достижения истории древнего мира, но особенность их в том, что таких достижений не было в Европе ещё около тысячи лет).
Мировая известность и неослабевающий интерес научного сообщества к этой культуре подтвердился на международной конференции «Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы», который был в 1991г. в Новороссийске[2].
В советское время, чтобы избежать лишних рассуждений на тему влияния единого происхождения Майкопской археологической культуры предпринята попытка изменить её статус и именовать Майкопско-новосвободненской общностью (MHO) [2].
Датировка культуры. Появление культуры датируется примерно 38 -36 веками до н. э., т.е. (период среднего, позднего Урука в Месопотамии, древнего государства Шумеров, или можно сказать на тысячу лет старше Египетских пирамид, а в Европе ещё бегали с деревянными мечами). На основе радиоуглеродного анализа, различные памятники майкопской культуры датируются на основе калиброванных дат 14С временем 3950 - 3650 – 3610 - 2980 до н.э. (т.е. вторая четверть IV-го - вторая половина IV-го - начало III-го тысячелетия до н.э.)[2].
По всей видимости, большую роль в экономике майкопцев играл дарообмен внутри общности и с инокультурным населением. В рамках племен MHO производились эффективные и высоко престижные вещи из металла, а также круговая керамика. Это создавало основу для развития экономического «бигменства»[2].
1-ый феномен. Производство бронзы на местном сырье.
Сопоставлением металлов майкопской и куро-аракской культуры установлено[5] :
— обе культуры близки по главным показателям двум основным группам металла в Закавказье, таким же мышьяковым и мышьяково-никелевым бронзам и вместе они характеризуют кавказский металл эпохи ранней бронзы.- майкопский металл более близок грузинским изделиям , чем к армянским. Армянские выделяются большим содержанием микропримесей олова.
Картографирование групп металла позволило учёным предполагать кавказский характер не только для мышьяковых бронз, как отмечалось ранее, но и для мышьяково-никелевых бронз, причем наибольшая концентрация находок из этого металла обнаружена в майкопских памятниках Кабардино-Балкарии. Итоговый вывод ученых : «кузнецы племен майкопской культуры работали на кавказском сырье [5]».
Топоры. Наряду с изделиями из бронзы, майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремневыми наконечниками. Чайлд Гордон Вир сближал топор из Майкопского кургана с топором из Ашшура. С. Н. Кореневский также связывает топоры I майкопской группы общей производственной традицией с южными образцами — топорами Ирака. В начале III тыс. до н. э. производство проушных топоров было организовано в широких границах Иракско-Месопотамско-Кавказского культурного мира. Их проникновение в Северное Причерноморье может быть поставлено в прямую связь с феноменом майкопской культуры и проходило через кавказские транзитные пути. Топоры находки из хутора Гричаники, деревни Гнидино отнесены С. Н. Кореневским к III группе майкопских топоров, характеризуемых сильным изгибом брюшка у лезвия и асимметричной лопастью[6].
2-ой феномен. Коневодство. Одним из феноменов майкопской культуры является установленный факт, того, что уже в те времена представители выделявшейся майкопской знати пользовались конем для верховой езды[7]. Так как появление майкопской культуры датируется началом 4 тыс. до н. э., то этот факт может служить указ ателем на определенной приоритет в коневодстве и возможно в использовании лошадей в военном деле. При этом следует отметить, что майкопцы жили оседлой жизнью, а в выращиваемых ими стадах, лошади составляли очень невысокий процент, а большую часть составляли свиньи и крупно рогатый скот. Археологи обнаружили уникальной формы бронзовые псалии майкопской культуры, которые представляют собой бронзовый стержень с закрученной петлей в середине с продетым через неё узлом, которым заканчивались мягкие удила, повод и ремень оголовья. Насечки и выпуклости на краях псалии служили, очевидно, для закрепления наносного и подгубного ремней[8].
3-ий феномен. Террасное земледелие. Строительство племенами майкопской культуры рукотворных террасовых комплексов в горах [9] есть доказательство их оседлости, высокой плотности населения, высокого уровня сельскохозяйственных и инженерных навыков.
Террасы, майкопской культуры, строились примерно начиная с IV тыс. до н. э., а все последующие культуры использовали их для сельскохозяйственных нужд. Подавляющее большинство керамики (найденные в террасовых полотнах) — посуда майкопского периода, а остатков скифской и аланской керамики меньше. В искусственных подсыпных (опорных) слоях, имеет место факт находки исключительно майкопской керамики. Террасы майкопской культуры являющиеся одними из самых древних в мире, при этом они мало исследованы. Долгожительство террас (возраст более 5 тысяч лет) позволяет считать строителей этих террас непревзойденными инженерами и мастерами[9]. Приемы древнего террасирования ещё предстоит изучить, поскольку для горных и предгорных местностей альтернативы террасовому земледелию нет.
4-ый феномен. Письменность. В Майкопе и его окрестностях найдено три памятника древнего письма : известная Майкопская плита, Петроглифы Махошкушха (рисунки на гальках, очевидно они на 30 тысяч лет старше Майкопской культуры), и пуантильная надпись золотого колпачка из Курджипского кургана[10]. (Все они остаются пока не расшифрованными.)
5-ый феномен. Картография. Присутствующий на одном из серебряных сосудов горный пейзаж, схожий с очертаниями Кавказского хребта, считается древнейшим картографическим рисунком[1].
В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты ещё две дольменообразные гробницы. В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Уникальным является роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и чёрной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвёртой помещен фриз «Бегущие лошади» и в центре — фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами.
Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.
Ореал распространения майкопской культуры. Майкопская культура (или МНО ) охватила следующие территории :
- равнины и предгорья Предкавказья (до правого берега р.Бейсуг - самая северная находка майкопского погребения близ р.Чограй в Ставропольском крае).- занимая Закубанье (на запад вплоть до Таманского полуострова)- верхнее Прикубанье,- Терские наклонные равнины, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Чечни (вплоть до с.Бачи-Юрт в Чечне).
Западное Предкавказья (Майкопский район) считается большинством ученых как центр формирования МНО, откуда её носители могли расселяться на восток[2].
Общая длина (протяженность) ареала МНО примерно 750 км по линии юго-восток, северо-запад при ширине в среднем около 150 км. Наибольшая концентрация памятников МНО в Майкопском районе, в бассейнах р.Белой и Фарса. МНО граничила на севере с нижнемихайловской, позднее с новотиторовской культурой.
Ореал распространения :
Охват Таманского полуострова - подтверждено находками у пос.Мысхако[11], а также раскопанные[12] поселения и могильник в Цемесской долине, а в долине р.Дюрсо.
Охват Абхазии, в горной части[13] - Согласно анализа материалов из пещерных памятников Абхазии, племена майкопской культуры заняли не только северные, но, частично и южные склоны Главного Кавказского хребта, подтверждено материалами датируемыми серединой III тыс. до н.э. ( Амткельский грот, Ахштырские пещеры).
Охват Кабардино-Балкарии, в большей части современной территории, вплоть до с. Кишпек ( район строительства Чегемской оросительной системы), относимых к Новосвободненскогому этапу Майкопской культуры[14].
Охват Чечено-Ингушетии, в большей части современной территории республики[15], при этом археологически выделяются две крупные локальные группы памятников - Прикубанская (западная) и Терская (восточная).
Охват Ставрополье (большей части) - в 1977 году, курганные погребения майкопской культуры были обнаружены Александровским отрядом Ставропольской экспедиции Института археологии АН СССР, во время обследования курганной группы на северной окраине хут. Жуковского Новоселицкого района Ставропольского край[16].
Новое в Ставрополье в 1985 году - открыто[17] поселение майкопской культуры, названное "Галюгаевским поселением", под курганным полем эпохи средней бронзы у ст. Галюгаевской Курского района Ставропольского края на левобережье Терека.
Охват Осетии (в некоторой части)- в в 1993-1996 гг. В.Л. Ростуновым произведены исследования трех крупных курганов майкопской культуры у с. Заманкул Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания. Курганы 1 и 2 Заманкульского могильника расположены южнее с. Заманкул, курган 3 находится неподалеку от с. Брут.
Существуют факты миграции майкопцев далеко на север к берегам реки Дон и в степи Калмыкии[18], где они растворились в среде степняков ямной культуры.
Граница на Дону[19] - А.Л. Нечитайло указывает на то, что памятники обнаруженные ранее в 3-х районах Ростовской области: Азовском (1968 г.), Песчанокопском (начало и середина 70-х г.г.) и Константиновском районе (1969–1985 г.г.), по погребальному обряду резко отличаются от всех погребений эпохи ранней бронзы, в них явно влияние майкопской культуры(кремневые изделия, бронзовые ножи и, особенно, сосуды желтого, черного и красно-охристого цвета с лощеной поверхностью) и их следует считать степным вариантом майкопской культуры.
Найденные Н. И. Веселовским в одном из Ульских курганов богатые захоронения меотского вождя также относятся к Майкопской культуре.
6-ый феномен. Торговля с удалёнными странами.
Считается, что некоторые драгоценности и украшения прямо указывают на торговые связи племён Майкопской культуры с Древним Востоком. В частности лазурит. В Кабардино-балкарии, в кургане майкопской культуры были обнаружены лазуритовые бусы. Известно, что лазурит на Кавказе не встречается, ближайшие его месторождения находятся на Урале и в Малой Азии. Анализ состава минерала указал на его происхождение из Бадахшана (северо-восток Афганистана, на границе с Таджикистаном, Пакистаном и Китаем). Этот факт считается ещё одним доказательством торговых связей Кавказа с миром шумерской цивилизации в Урукский период (вторая полю IV—III тыс. до н. э.)[4].
7-ый феномен. Майкопский звериный стиль. Ещё в начале 20 века, в найденных украшениях, учёные установили наличие местного, майкопского звериного стиля в найденных артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур, то есть следует иметь ввиду что майкопский звериный стиль более чем на тысячу лет старше скифского, сарматского и кельтского, меотского звериных стилей.
Гипотезы о происхождении Майкопской культуры.
Майкопская культура - это прежде всего кавказское явление, которая достигла своего взлета на основе собственных производств прежде всего в наиболее совершенных технологиях раннего бронзового века, связанных с металлообработкой меди и бронзы, золота и серебра, керамическим производством, камнерезным делом и, вероятно, ткачеством[2].
Северокавказские исследователи относят майкопцев к понтийской расе и считают предками таких автохтонов Западного Кавказа, как абхазы и адыги[20].
В свою очередь, многочисленные индоевропейские учёные считают Майкопскую культуру творением своих далёких предков. К примеру Т.Гамкрелидзе и В.В.Иванов видели в Майкопской культуре ступень развития протоиндоевропейского общества.
Отдельно существует гипотеза Р.Мунчаева, что древнейшей родиной носителей Майкопской культуры была Месопотамия (точнее — север Сирии)[21]. Основанием гипотезы служит сходство артефактов Майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии, постройка которого датируется 4 тысячелетием до н. э.[21][22]
Выводы антропологов. Согласно результатов палеоантропологических исследований, учёные сообщают, что «черепа носителей Майкопской культуры более тяготеют к переднеазиатским и джараратским»[23]. Касательно других археологических культур - аналогичные черепа были и у части носителей ямной культуры[24].
8-ой феномен. Центр 2-ой волны индоевропейцев.
Феноменальную роль играет Майкопская культура в Курганной гипотезе (индоевропеейской) разработанной Марии Гимбутас, в соответствии с которой - имело место три волны распространения индоевропейцев в Европу. Из которых II волна, в середина IV тыс. до н. э. началась именно с Майкопской культуры и распространилась на северную Европу около 3000 года до н. э. (культура шаровидных амфор, баденская культура, культура шнуровой керамики) и т.д., причем это стало первым появлением индоевропейских языков в западной и северной Европе.
ОДНАКО, в своих последних работах Марии Гимбутас) предложила совершенно новую трактовку древностей майкопской культуры, интерпретируя их как северо-понтийскую майкопскую культуру (The North Pontic Maikop Culture), однако такие изменения учёными индоевропейцами пока игнорируются.
Примечательно, что при всем том кавказские народы (за редкими исключениями) не считаются индоевропейскими.
Влиянии майкопской культуры на соседние регионы.
Есть гипотеза, что часть носителей майкопской культуры мигрировали на южные склоны Кавказа (ныне Азербайджан), где они и оставили памятники Лейлатепинской культуры[26].
Смена культуры. На южной части ореала, со временем майкопская культура сменилась дольменной культурой[25], а в северной части северокавказской культурой. Преемниками Майкопской культуры стали в первую очередь Дольменная культура (Северокавказская культура в части территории), которые позже сменила Меотская культура, Колхидо-кобанская и др. культуры.
Отдельное мнение. Археолог, к.и.н. А. Д. Резепкин выдвинул гипотезу о самостоятельности другой археологической культуры — новосвободненской культуры, которая считается лишь периодом в развитии майкопской культуры[27]. Большинство индоевропейских ученых в связи с этим настаивают на широкой майкопско-новосвободненской общности (МНО), с рядом локальных вариантов (галюгаевско-серегинским, долинским, псекупским)[28].
Уникальные находки. Международная научная общественность считает Майкопскую культуру археологическим феноменом вот уже более ста лет, то есть с момента первых публикаций о ней, однако определенную интригу добавляют последние, несколько сенсационные заявления о новейших находках сделанных к.и.н. А. Д. Резепкиным, а именно :
- Древнейший бронзовый меч. Он сообщил, что в каменной гробнице «Клады» (Новосвободная) найден самый древний бронзовый меч, который уже экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Общая длина 63 см, длина рукояти 11 см — датируется второй третью 4-го тыс. до н. э.[29],[30],[31]
- Древнейшая колонна. Он сообщил, что «самую древнюю колонну придумали не древние греки, а древние жители Северного Кавказа (носители дольменной культуры в 3 тыс. до н. э.)»[32].
- Девнейший музыкальный инструмент струнно-смычковый. Он сообщил, что обнаруженный в каменной гробнице на Северном Кавказе, музыкальный инструмент (по виду напоминающий гусли), датируется концом 4 тыс. до н. э. и является самым древним струнно-смычковым музыкальным инструментом[32]. Позже, инструмент получил своё имя «Шичепшин», от адыгских реставраторов, так как в общем соответствует старинному адыгейскому народному струнно-смычковому инструменту. По сообщению А.Резепкина, в настоящее время инструмент хранится в Государственном Эрмитаже.
9 - феномен. Бигменская символика - свидетельствует о возможности бытования на Кавказе древнейшей формы государственного устройства в Европе.
Символизм культуры и религиозные культы. С.Н. Коренвский установил нижеследующие виды символизма и культы майкопской культуры, а именно [2]:Военно-охотничья символика. Военно - бигменская символика. Символика могильного пространства и места в нем погребенного. Символизм очистительных обрядов. Комплекс страха перед умершим. Символика гробниц новосвободненской группы. Символика гробниц на Терке долинского варианта. Охра в обрядах и отражение магии отдельных частей тела. Символика курганной насыпи. Особое ритуальное отношение к отдельным предметам. Символика благородных металлов и полудрагоценных камней. Символика ритуальной сцены медведь и дерево на серебряном кубке. Символика изображений на сосуде из Сунженского могильника.
Примечания
1. БСЭ. Майкопская культура
2. С.Н. Кореневский. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья
3. Древние кавказцы
4. О. Брилева. Новые загадки эпохи энеолита и раннего бронзового века Кавказа
5. Гуп "Наследие". Кореневский С. Н. Новые данные по металлообработке майкопской культуры
6. Ковалева И. Ф. Металлические топоры постмариупольской культуры. Харьков,1995.С.28-30.
7. В. Б. Ковалевская. КОНЬ И ВСАДНИК. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. Москва 1977
8. Мунчаев Р. М. Бронзовые псалии майкопской культуры и проблема возникновения коневодства на Кавказе, — «Кавказ и Восточная Европа в древности», М., 1973.]
9. - 10. ГУП"Наследие".Н.Г. Ловпаче. Об истоках северокавказского единства]
11. Онайко Н.А., Дмитриев А.В. Раскопки античного могильника у пос. Мысхако
12. Шишлов А. Археологические памятники г. Новороссийска и история их исследования
13. Памятники Майкопской культуры в горах Абхазии
14. Гуп "Наследие"
15. И.М. Чеченов.О локальных вариантах в памятниках майкопской культуры
16. Державин В.Л.,Тихонов Б.Г.Новые погребения майкопской культуры в Центральном Предкавказье // КСИА. - М., 1980.
17. Охранные раскопки на галюкаевском поселении
18. Куда ушли майкопцы?
19. А.К. Гамаюнов.Об одной группе погребений эпохи ранней бронзы на нижнем Дону
20. Черкесский историко-культурный тип
21. НП Журнал Наука 21 век. Со ссылкой на академика РАН Р. Мунчаева
22. Книга Р. М. Мунчаева (в соавт)
23. Герасимова М.М.,Пежемский Д.В., Яблонский Л.Т. Палеоантропологические материалы майкопской эпохи
24. под ред. Т.И. Алексеевой. Восточные славяне. Антропология и этническая история
25. Самир Хотко: История ЧЕРКЕСИИ
26. Археология Азербайджана
27. Rezepkin A.D. Das fr;hbronzezeitliche Gr;berfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien. M. Leidorf, 2000(Arch;ologie in Eurasien, vol.10)
28. Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья: Майкопско-новосвободненская общность. Проблемы внутренней типологии. М., 2004
29. Резепкин А. Д. Курган 31 могильника Клады. Проблемы генезиса и хронологии майкопской культуры// Древние культуры
30. Rezepkin A.D. Das fr;hbronzezeitliche Gr;berfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien
31. Не все инновации из Европы и с Востока
32. Резепкин: «Колесо изобрели совсем не на Востоке»
Метки: Ашуйская Майкопская Нарты Нартская Адыги Черкесы Древние |
Обряд убиения стариков. Нартиада |
Многие исследователи обратили внимание на наличие в Нартском эпосе адыгов архаичного (в пережиточной форме) обряда убиения стариков, со множеством подробностей, которые интригуют и поощряют воображение.
"Дряхлых стариков нарты относили на вершину Горы Старости и в корзине спускали вниз с обрыва; Бадыноко понес на гору своего отца Бадына; скатываясь, корзина зацепилась за пень; Бадын смеется: когда твой сын сбросит тебя, и твоя корзина, возможно зацепится за тот же пень; Бадыноко оставляет отца в живых, прячет в пещере; во время неурожая хочет схватить плывущие в реке 3 яблока, но они пропадают; отец советует искать яблоки не в реке, а поднять голову, они висят на ветвях; во время падежа скота надо перегнать овец на пастбище Амыша – покровителя животных; когда погибло все просо, надо вспахать дороги, по которым просо возил сам Тхаголедж; нарты просят Бадыноко поведать, как он узнал, что делать; тот рассказывает про отца, нарты отменяют обычай убивать стариков".
Одним из примеров этих интригующих подробностей является факт наличия в эпосе обычая укладывания стариков (или старух) в колыбель и распевание колыбельной песни... Например : песня невестки, которая, укачивая, поет свекрови: адыг. "Чъые, чъые, сигуащь, Чъые, чъые, гуэщэ нан, Нартыжъхэр зекIуэ кIуагъэх, Къахьрэ щьыIэмэ узгъэшхын, Умычъыемэ, синэнэжъ, Iалэдж адэжь уязгъэхьын!" рус. «Спи, спи, моя свекровь, Спи, спи, моя свекровь старушка, Нарты могучие в поход отправились, Если они что нибудь принесут, накормлю тебя. Если не будешь спать, моя старушечка, К Аледжу отправлю тебя». На что старушка лежащая в колыбели отвечает : адыг. "Iалэдж адэжь сямыгъэхь, а синысэ дышъ, Ащ жъыхэр шьаукIыжьых, а сигуэшье ныс.." рус. «Не отправляй меня к Аледжу, о моя золотая невестка, Там (у Аледжевых) стариков убивают, о, моя хозяйка невестка».
Другой пример подробностей - Совет нартов в виде специального пиршества, причём созываемый для убиения старцев, причем обряд совершается в специально избранном доме Аледжевых. Ритуал включает застольные речи, традиционные благопожелания, предложения старцу произнести последний тост и выпить из чаши отравленный напиток. В конце пиршества глава Совета нартов обращается к старцу: адыг. "Нартыжъэуи, Жэмадыу, йыгъуэм блэкIэу жъы хъужьырэ нартыжъэу Хасэм зихи мыIуэжьэу лэжьэнми шэкIуэными зыIэ емыкIуэжьэу хъуыжьрэм хабзэу пылъыр уэшIуэшъуи, аужырэ уибжъэ Iахьэ тхьэм хьэлэлы ури фешI." рус. «Старый нарт, Жамаду, ты знаешь, что по обычаю делают со старцем, который уже не способен участвовать в Хасе, не может охотиться и трудиться, поэтому выпей на здоровье в последний раз».
Третий пример подробностей - в сказаниях есть эпический топоним Жъыгъэ йыбг «Гора старости» — название горы, где совершался обряд сбрасывания стариков, т. е. их убиения, хотя точное местонахождении горы остается неясным, а у разных адыгских племён он имеет разные географические координаты.
Наличие этих подробностей, проникнутых сентиментальностью и презрением смерти, логически связанные между собой, сыграли с исследователями эпоса злую шутку - поверив в то, что у адыгов этот обычай реально существовал, они начали искать источники появления обычая в адыгской среде в древности. Началось перетягивание каната.
Появились псевдонаучные версии о том, что обычай привнесён иранскими номадами, скифами в 8 веке до н.э., или привнесён аланами в 1 веке \\не буду называть этих авторов \\.
Появилась также псевдонаучная версия об источнике в виде индоевропейцев, которые в 4 тысячелетии до н.э. начали своё вторжение в Европу, причём начав это вторжение с Майкопского кургана, что стыкуется с Курганной гипотезой М.Гимбутас. \\ не буду называть этих авторов \\.
Стоит отдать должное украинским учёным, которые не стали участвовать в этой игре. Более того, когда появилась ссылки в статье Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона об убийстве стариков на народные предания и рассказы, опубликованные П.Литвиновой, они предприняли попытки опровергнуть «оскорбительную клевету на украинский народ».
Обоснованная ясность в вопросе о реальности/нереальности этого обычая у адыгов появляется только после изучения объективно исполненных научных работ. Например Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин сделали доклад : "Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам, где этот обычай проходит под кодовым наименованием "Неубитый отец". Этими исследователями установлено, что этот мотив "Неубитый отец" (или обряд убиения стариков) зарегистрирован ещё в прошлом веке в фольклоре около сотни различных народов, разбросанных на трёх материках, в том числе :
Ламба, Гана, Буркина-Фасо, Нигерия, дан, сусу, сонгаи, Алжир, Ливия, Египет, каталонцы, сицилийцы, сардинцы, мальтийцы, ирландцы, французы, немцы, фризы, Сирия, Ливан, Тибетцы (Амдо), непальцы, китайцы, корейцы, румыны, албанцы, сербы, хорваты, болгары, македонцы, гагаузы, греки, поляки, словаки, русские, украинцы, белорусы, адыги (шапсуги), абазины, ногайцы, даргинцы, аварцы, кумыки, рутульцы, табасаранцы, грузины, армяне, турки, курды (Ирак), бухарские арабы, таджики, горные таджики, узбеки, туркмены, шина, финны, шведы, эстонцы, литовцы, латыши, казанские татары, ногайцы-карагаши, башкиры, казахи, киризы, желтые уйгуры, буряты, монголы, дагуры, удэгейцы, японцы (вкл. север Рюкю).
Если дальнейшие научные изыскания не выявят следов обычая на двух американских материках, то можно будет утверждать, что фольклорно-мифологических мотив "Неубитый отец" появился уже после того, как первые переселенцы перебрались в Америку, то есть время его изобретения не ранее 12 тысяч лет назад. Понятно что никаких адыгов тогда ещё не было.
По мнению лингвистов (сторонников теории Старостина С. А.) распад сино-кавказской макросемьи произошёл в 8-м тыс.до н. э., а распад северокавказской семьи на нахско-дагестанские и абхазо-адыгские языки произошёл примерно в 6-го тыс. до н. э.
Предполагая что ещё через две тысячи лет (т.е. в 4-ом тыс. до н.э., как раз время Майкопской культуры) произошёл распад абхазо-адыгской семьи языков, получаем, что выделившиеся из этой группы адыги могли только унаследовать художественные образы, но как и множество вышеупомянутых народов, адыги не могли наблюдать обычай в реальности. Мотив "Неубитый отец" у большинства вышеупомянутых народов, по своему содержанию, практически полностью совпадает, различаясь только в незначительных подробностях.
Анализируя суровые условия жизни людей 12 тысяч лет назад, когда не было не только холодильников, газа и электричества и т.п., но когда ещё не было ни одного металлического орудия для охоты, когда ещё не было никакого земледелия, можно предполагать, что в условиях к примеру крайнего севера, где даже количество дичи ограничено самой природой - обычай не кормить тех, кто стал немощным охотником вполне мог бытовать.
Но нет оснований предполагать, что этот обычай мог сохраниться следующие 6 тысячелетий, да ещё на территориях где климат значительно теплее и дичи вокруг множество, а численность населения ещё была явно незначительна. Учитывая, что племена Майкопской культуры первыми в Европе осваивали бронзовые орудия, первыми использовали террасы для выращивания сельскохозяйственных продуктов, первыми в Европе использовали гончарный круг и т.д., то весьма сомнительно предположение, что первые носители адыгского языка могли наблюдать этот обычай у себя.
Главным аргументом того, что адыги (а также все их кавказские соседи) не видели этого обычая в реальной жизни является тот факт, что в мифологическом фольклоре большинства из вышеуказанных народов, мотив "Неубитый отец" содержит указание на то, что обычай был успешно отменён. У одних народов обычай отменён мудрым царём, князем, фараоном, а у нартов отменён собранием нартов (Хасэ). ((Нельзя же утверждать, что все эти народы узнали об отмене обычая у адыгов и после этого сделали поправки в своём фольклоре)).
Верить что у нартов обычай существовал можно, но только при условии удревления времени существования нартов до горизонта 12 тысяч лет назад и более, когда ещё не было ни египтян, ни индоевропейцев, ни адыгов и уж тем более не было скифов, только так этот мотив «Неубитый отец» мог стать общим фольклорным достоянием сотни разных народов, или быть общим для них бытующим обычаем.
Однако, отметая в сторону псевдонаучные гипотезы об иранском, индоевропейском или ином недавнем происхождении Нартского эпоса адыгов, а также отметая версию о реальности бытования обычая у предков адыгов времён Майкопской культуры, следует понимать, что это всего лишь художественный сюжет, который, по мнению наших предков, был очень ярким и полезным для правильного воспитания детей в духе уважения к старшим.
Этот художественный сюжет не базируется на реальных событиях последних 6 тысяч лет, но этот сюжет сохранялся у адыгов примерно последние 12 тысяч лет, что ясно указывает на черты мировозрения адыгов.
Метки: Нарты Адыги Черкесы убиение стариков обряд Нартский эпос |
Страницы: [1] Календарь |