-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ‘иест

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) Photos_of_Ukraine —верхъестественное
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) —верхъестественное

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.09.2016
«аписей: 40
 омментариев: 2
Ќаписано: 42


Ђ«вЄздные войныї в ———–

ѕ€тница, 31 јвгуста 2018 г. 11:03 + в цитатник

Ђ«вЄздные войныї в ———–: обзор советской прессы

Ќе так давно € делал пост о первых афишах фильма "«вЄздные войны" в советских кинотеатрах, пишет ¬италий ƒубогрей (∆∆-блогер dubikvit). ј вчера на  инопоиске вышла стать€ с обзором советской прессы на знаменитую классическую трилогию ƒжорджа Ћукаса. »нтересный момент Ч практически все советские кинокритики, гром€ в пух и прах сагу, очень уважительно высказываютс€ о самом Ћукасе. я расположил все цитаты в хронологическом пор€дке и представл€ю их вашему вниманию

ё. ¬аршавска€, Ђ осмические кинокомиксыї, ЂЋитературна€ газетаї, 1977

ЂЌынешним летом американские кинотеатры захлестнула нова€ волна "кинопсихоза". ѕо сообщению печати, фильм американского режиссера ƒжорджа Ћюкаса "¬ойна звезд" побивает все рекорды кассовых сборов. <...> »так, на смену "нечистой силе", массовым катастрофам и гигантским акулам на американский экран пришли ужасы поистине космического масштаба Ч чудовищные тираны, терроризирующие нашу √алактику. Ѕорьбу с ними ведут герои фильма Ч нека€ круглолица€ принцесса, деревенский юноша, старый рыцарь  руглого стола, человек-обезь€на и два робота. ќдин из них, громадный позолоченный робот “рипио, наделен человеческой речью, другой, јрту-ƒету, похож на автомобиль и изъ€сн€етс€ "звездными" сигналамиЕ

ƒл€ пущего устрашени€ обывател€ создатели фильма пускают в ход самое совершенное оружие Ч лазерный луч, которым герои картины сражаютс€, как рапирой. Ќа экране то и дело возникают кошмарные чудовища: человек-€щерица, гномы без лиц, жива€ муми€, голова которой усе€на резиновыми трубками, фантастические животные. <...> ћассовый зритель охотно "клюет" на подобные образчики "искусства", чтобы потом, выйд€ из зала, почувствовать, что за его пределами все-таки спокойнееї

ћ. —туруа, Ђ«везды Ћукаса и другихї, Ђ—оветска€ культураї, 1978

Ђ[ƒжордж Ћукас] не первый и, видимо, не последний из тех западных кинематографистов, которые пытаютс€ убить одним выстрелом двух зайцев или, точнее, жить в двух измерени€х: делать кассовые, коммерческие ленты и с их помощью финансировать серьезные фильмы. Ќо тот, кто вступает в сделку с ћефистофелем, вынужден продать ему свою душу. <...> Ќевозможно ставить порнографические фильмы, а затем оплачивать ими картины о большой любви. Ќевозможно ставить человеконенавистнические фильмы, а затем оплачивать ими картины о гуманизме. Ќевозможно потому, что создател€, пытающегос€ даже из лучших побуждений играть на нескольких досках, настигает творческа€ эрози€, его талант разъедает цинизм, его слово тер€ет вес, а он сам Ч моральный кредит у зрител€. <...> ƒжордж Ћукас хорошо осознает опасность, котора€ подстерегает его на пути к заветным цементным плитам голливудского " итайского театра". Ќедаром он решил отстранитьс€ как режиссер от работы над новыми сери€ми "¬ойны звезд". "¬ойны звезд 2" будет ставить »рвин  ершнер, а сам Ћукас, "если все будет о'кэй", как он замечает с иронической улыбкой, вернетс€ к галактической теме лишь на дес€той серии, то есть через двадцать с лишним лет, во все том же символическом 2001 годуї

–. —оболев, Ђ ино и комиксыї, сборник Ђћифы и реальность. «арубежное кино сегодн€ї, 1981

Ђ“олько с позиций социологии не объ€снишь успех "«вездных войн", как далеко не все объ€сн€ет и определение "сказка". ¬озможно, с этого фильма начинаетс€ новый жанр или вид кино, к которому приложимы многие традиционные определени€, но каждое с оговорками или дополнени€ми. <...> "«вездные войны" можно назвать сказкой, и это будет закономерно, однако придетс€ добавить, что, хот€ здесь и использованы едва ли не все элементы, это все же отнюдь не народна€ сказка, дл€ которой свойственны оптимизм и непоколебима€ вера в будущее. ” "«вездных войн" другой эффект Ч эффект наркотика, друга€, более "скромна€" цель Ч развлечь и отвлечь зрител€ от реальностиї

¬. Ѕаскаков, Ђ¬ ритме времениї, 1983

Ѕыло бы нат€жкой вычитывать буквально тот или иной политический смысл в этом в полном смысле слова "сказочном" фильме. —корее, политический смысл носит само функционирование "«вездных войн" и подобных лент в системе воздействи€ произведений буржуазной "массовой культуры" на многомиллионную зрительскую аудиторию. <...> ѕричина все та же Ч отвлечь зрителей от т€желых раздумий о мире, их окружающем, <...> увести человека, живущего в обстановке экономического и духовного кризиса, в выдуманный мирї

¬. √аков, Ђ„етыре путешестви€ на машине времени: научна€ фантастика и ее предвидени€ї, 1983

Ђ—колько всего написали о фильме "«вездные войны" режиссера ƒжорджа Ћукаса! ‘ильм обвин€ли в пропаганде жестокости и насили€, а пригл€девшись, сообразили, что страсти кип€т вокруг самой что ни на есть детской сказки. ¬ которой эдакий ƒжонушка-дурачок освобождает принцессу, защитницу угнетенных, из лап злоде€  още€, а помогает молодой паре совсем уж типичный добрый волшебник. <...> —мотришь это и вспоминаешь читаные-перечитаные "“ри мушкетера". “ам тоже дрались отча€нно, и трупов было вволю, но никто же не обвинит французского писател€ в пропаганде насили€ї

Ќ. —авицкий, ЂЌа разных полюсахї, Ђ»скусство киної, 1984

ЂЌасыщенную событи€ми фабулу ленты можно было бы пересказывать долго Ч на экране посто€нно происходит что-нибудь необычное. ќсобенно эффектно поставлен финальный поединок Ћюка и ƒарта ¬ейдера на лазерных мечах, в котором —кайуокер одерживает верх над... своим отцом. ќказываетс€, оба они из древнего рыцарского рода джидай, и, прежде чем испустить дух, ƒарт решает помиритьс€ со своим отпрыском, видимо, сожале€ о том, что превратности "политической жизни" галактики развели их судьбы на галактические рассто€ни€Е

Ќе хотелось бы, чтобы, познакомившись с комментарием к "¬озвращению джидай", читатель решил, будто автор этих заметок не любит зрелищное кино или считает его чем-то второсортным.  иноискусство не зр€ иногда называют светописью: зрелищность Ч его имманентна€ черта. ≈сли же в фильме отсутствует это качество, значит, строго говор€, нам предлагают уже не кино, а нечто иное, напоминающее его только способом регистрации изображени€ и звукаї

ќ. Ќечай, ЂЅлеск и нищета "массовой культуры"ї, 1984

Ђ„то касаетс€ искусства, его нет ни в этих лентах, ни в других. ƒж. Ћукас в сущности перенес вестерн, гангстерский жанр и фильм ужасов в галактические пространстваЕ ѕоказательно, как "фабрика грез" умело пр€чет под маской развлекательности фантастических боевиков свои пропагандистские цели. —оветский журналист ё.  омов описывает переполох, который вызвало по€вление в газете "—оветска€ –осси€" статьи " осмический разбойник" о последних боевиках √олливуда. √азеты, телеЧ и радиостанции возмущенно комментировали эту статью. »м не нравилось, что в советской публикации была вы€влена идеологическа€ подоплека космической фантастики. ‘актически в советской прессе пр€мо было сказано о том, что американское кино приучает зрителей на материале войн в космосе к допустимости реальной войны (и на земле, и в космосе). ѕри этом подразумеваетс€, что дл€ —Ўј эти войны останутс€ без последствийЕ

ѕоказательна эволюци€ ƒж. Ћукаса. Ќачав как мастер психологически точных наблюдений о молодежи 50-х годов ("јмериканские граффити", 1973), создав "«вездные войны" (1977), он открыто перешел к коммерческой продукции, к эксплуатации угрожающего галактического шоу. ясно, что где говорит большой бизнес, там искусство молчит. <...> –ежиссер, очевидно, наде€лс€, что можно совместить доллар и искусство. Ёта зате€, естественно, провалиласьї

Ќ.  унина, Ђ—инерамаї, Ђ»скусство киної, 1984

Ђ’удожественные качества Ђ«вЄздных войнї не заслуживают серьЄзного разговора, что, веро€тно, и €вилось одной из причин, по которой ƒжордж Ћукас, чьи прошлые работы создали ему им€ в кино —Ўј, отказалс€ от режиссуры картин Ђ»мпери€ наносит ответный ударї и Ђ¬озвращение ƒжидайї: он-то знал, что должно получитьс€ в результатеЕ

ѕо отзывам, по€вившимс€ в печати, Ђ¬озвращение ƒжидайї, фильм который Ћукас поручил сн€ть режиссЄру –ичарду ћаркану, Ч это насто€щий апофеоз примитивной символики, помпезной декоративности и незаур€дной изобретательности специалистов по комбинированным съЄмкам с применением Ё¬ћ, при полной бессмысленности сюжета, характерной и дл€ двух предыдущих фильмов серии Ђ«вЄздные войныї и Ђ»мпери€ наносит ответный ударї

».  окарев, Ђ—Ўј в зеркале голливудского экранаї, 1985

Ђ‘ильмы типа "«вездных войн" не безобидны. –азвлекательной подачей фантастических сюжетов они не только обеспечивают кассовый сбор, но вместе с тем исподволь готов€т американского обывател€ к спокойному воспри€тию катастроф, к мысли о том, что война Ч это совсем нестрашно, даже если она "звездна€"ї

ј.  укаркин, ЂЅуржуазна€ массова€ культураї, 1985

Ђ¬о всех сери€х поочередно возникают фантастические животные, кошмарные чудища, полчища облаченных в устрашающие доспехи воинов на фоне помпезных декораций, кудесники, живые мумии. ≈сть и космические мафиози, и мудрые гномы с шестью причудливыми пальцами на руках и ослиными ушами на головах, обладающие магической силой мыслью поднимать из болот засосанные тиной межпланетные корабли. “акой же мистической силой владели  еноби и ¬ейдер, ей обучаетс€ Ћук —кайуокер, а все персонажи вместо приветстви€ произнос€т как заклинание: "ƒа не оставит вас сила"ї

Ћ. ћельвиль, ЂЅорьба идей на мировом экранеї, 1985

Ђ«вездна€ эпопе€ Ћукаса Ч апофеоз примитивной символики, помпезной декоративности и незаур€дной изобретательности специалистов по комбинированным съемкам в сочетании с довольно примитивным сюжетом, изобилующим нелепост€ми. Ќо главна€ мысль прочитываетс€ в ней вполне отчетливо. <...> ¬ойна в природе людей и будет сопровождать человечество на всех этапах его существовани€. “олько стальные мечи смен€ютс€ лазерными, а сами методы ведени€ войны станов€тс€ еще более изощреннымиї

 . –азлогов, Ђ онвейер грез и психологическа€ войнаї, 1986

Ђ¬овсе не исключено, что на «ападе в услови€х антикоммунистической истерии "черна€ звезда", местонахождение которой однозначно определено вступительным титром "ƒавным-давно в далекой галактике", может представл€тьс€ массовой аудитории как центр "мирового коммунизма" Ч "империи зла", по известной формулировке президента —Ўј. “ака€ трактовка получает поддержку в телевизионной продукции и кинолентах, где в сходных космических приключени€х злоде€ми впр€мую выступают агенты  √Ѕ, а защитниками "невинности" Ч стопроцентные американцы из ÷–”ї

≈.  арцева, Ђ√олливуд:  онтрасты 70-хї, 1987

Ђ"ƒавным-давно в далекой галактике будущего", Ч читаем мы вступительный титр, настраива€сь тем самым на интонацию современной сказки. » она тут же развертываетс€ во всем своем техническом блеске и сюжетной убогости. <...> Ћюк отправл€етс€ к Ѕену, тот, подобно доброму волшебнику, надел€ет молодого человека сверхъестественной жизненной силой, и оба они бросаютс€ спасать чудесную Ћейю ќргану. Ќа космической бирже труда наши доблестные герои нанимают, словно извозчика, звездного аса ’эна —оло вместе с его кораблем и верным слугой, обезь€ноподобным „убакой, и вылетают в сторону имперской межгалактической станции, где томитс€ в плену принцесса. <...> ¬раги, разумеетс€, не дремлют, а чин€т вс€ческие козни. »х стан возглавл€ют два зловещих персонажа Ч ƒарт ¬едер, не расстающийс€ с рогатым шлемом, делающим его похожим на дь€вола, и широкополым черным плащом мефистофелевского толка, и ћофф “аркин, угрюмый аскет в полувоенном френче, на котором, как наградные планки, размещены клавиши телексаї

≈.  арцева, Ђ√олливуд:  онтрасты 70-хї, 1987

Ђ≈сли созвучие имен Ч ƒарт ¬едер и ƒар ¬етер (человек коммунистического будущего из всемирно известного романа »вана ≈фремова "“уманность јндромеды") Ч можно счесть случайным совпадением, то помощник главного злоде€ наделен куда более определенными чертами. ” него русифицированна€ фамили€ “аркин, а его внешний вид и одежда уже вполне €вственно напоминают о коварных большевиках, какими они часто выгл€д€т в антисоветских фильмах. ” массы американцев существует усто€вшеес€ благодар€ тем же фильмам и книгам подобного толка представление о —ибири как об огромном заснеженном пространстве. » точно такое пространство фигурирует в картине "»мпери€ наносит ответный удар" в качестве территории, принадлежащей врагам доблестного Ћюка —кайуокера и прекрасной принцессы. ј в третьей ленте "¬озвращение джида€" имперские войска одеты в форму, похожую на военное обмундирование одной из социалистических стран. »менно на "«везде смерти", где дислоцированы эти полчища, изобретают оружие, гроз€щее уничтожением всего живого. <...> ¬ данном случае намек действует сильнее, чем открытое указаниеї

√.  апралов, Ђ«ападный кинематограф. —упермены и людиї, 1987

Ђ— жанровой точки зрени€ эти фильмы представл€ют собой гигантскую мешанину всего, что было когда-либо накоплено западным кино в области феерического зрелища. <...> Ќа сей раз все это слито в новом жанре, который можно условно назвать "космической оперой", хот€ и без пени€. <...> Ёта война-опера напоминает бредовые песнопени€, сложенные некогда муссолиниевским трубадуром, италь€нским поэтом-фашистом ‘илиппо ћаринетти <...> [≈го] патетически кощунственную трескотню можно почти дословно, лишь с некоторыми коррективами (ћаринетти не знал о возможности создани€ космических кораблей и лазерных лучей), отнести к характеристике "звездных войн", как они изображены на экране ƒжорджем Ћукасомї

».  окарев, Ђ—Ўј на пороге 80-х: √олливуд и политикаї, 1987

Ђ«а внешней фабульной простотой фильма можно, впрочем, разгл€деть и архетипичность его персонажей. ¬ нем нет главного геро€, ибо каждый из ведущих персонажей может претендовать на его место. <...> ѕри таком подходе к загадке феноменального кассового успеха фильма выходит, что " еноби Ч это герой эпоса, Ћюк Ч романтический герой, —оло (с его "меньшим братом" „убеккой) Ч мелодраматический герой, роботы Ч сатирические архетипы". ¬се героические характеры вт€нуты в борьбу духовных, психических сил против абсолютно механистической, одномерной технологии. » прит€гательность "«вездных войн" в том и заключаетс€, что не телекинез или €сновидение, а древн€€, таинственна€ власть архетипа увлекает зрител€ дидактической силой сюжета и заставл€ет верить в будущееї

≈.  арцева, Ђ√олливуд: контрасты 70-хї, 1987

ЂЌе хочетс€ верить, что его ["«вездные войны"] поставил такой неординарный, более того, талантливый режиссер, как ƒжордж Ћукас. <...> » трюкова€ изобретательность, и по€вление комической пары роботов, подобранных по принципу ѕата и ѕаташона, и высока€ техника съемки, и беспроигрышные приемы, заимствованные то у вестерна, то у костюмного фильма приключений, выгл€д€т как вставные номера. —колько раз уже герой и героин€, предварительно поцеловавшись, летели на длинном канате по диагонали экрана. “еперь это проделывают Ћюк и Ћей€. ћожно на минуту развлечьс€, разгл€дыва€ забавные маски посетителей космического салуна или инопланетное животное, роль которого исполн€ет слон с наклеенной шерстью и прикрепленными к голове рогами. ќднако тут же вслед за этим снова становитс€ скучно.  оммерческий успех превратил Ћукаса в типично голливудского продюсера-дельца, эксплуатирующего единожды найденное, до тех пор пока оно приносит прибыль, хот€ бы и бесконечної

ЂЁкран дет€мї, 1991

Ђ¬от уж действительно лучше поздно, чем никогда. ѕ€тнадцать лет назад американский режиссер ƒжордж Ћукас сн€л фильм, который взбудоражил миллионы зрителей, а сегодн€ он прибыл наконец к нам. «наменитые "«вездные войны". ‘антастические "«вездные войны". Ќеверо€тные "«вездные войны". — космическими пиратами, роботами, астронавтами, чудовищами. — суперэффектами, головокружительными трюками, приводившими в изумление даже искушенных по этой части кинематографистов и зрителей. — извечной борьбой ƒобра и «ла даже там, в межгалактических просторахї

јвторы подборки —танислав јртемов, —танислав ƒединский

отсюда

https://dubikvit.livejournal.com/502707.html

17.12.2016




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку