-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Григорий_Поляков_

 -Подписка по e-mail

 




Вневременной портрет – "Мона Лиза" Леонардо да Винчи

Пятница, 09 Марта 2018 г. 21:41 + в цитатник

  M.L.01 (640x480, 425Kb)

  Таинственное – одних  манит,  других пугает, но вряд ли кого оставит равнодушными. Портрет "Джоконда", кисти Леонардо да Винчи, можно в полной мере причислить к наиболее загадочным произведениям, внимание к которому, особенно, проявилось в наше время. Любознательность – неотъемлемое качество познавательного процесса. Повышенный интерес к портрету «Мона Лиза»  достигается именно состоянием неопределённости, лёгкой вуали, отсутствием резких границ и мастерством его исполнения. Еле уловимые переходы из одного состояния в другое: зыбкость, неясность, нечёткость – как если бы это был живой человек в движении, при этом непрерывно, еле заметно, меняющий мимику, настроение и сам облик. Человек – фантом. Нам постоянно что-то мерещится. Издали – это, определённо,  взрослая женщина,  ещё ближе – это уже миловидное, юное лицо, если ещё внимательней всматриваться, то можно обнаружить мужские  и старческие черты. Одно изображение вместило в себя образы нескольких человек. Взгляд зрителя постоянно в движении, нет ключевых точек задержки внимания, явных, за которые смог бы зацепиться разум. Практически вся картина – сплошная неопределённость. Пейзаж  обобщён и глобален  горы, море, река, дорога, мост и ни одного животного или птицы.  И даже линия горизонта имеет лёгкий, еле заметный, уклон. Ошибка Леонардо? Сомнительно. Здесь, всё на чуть-чуть.  

   

  Любой художник, писатель, кинорежиссёр хочет, что бы его произведения были востребованы, были эстетическим воплощением гармонии и красоты, облагораживали духовно, провозглашали торжество Духа и разума. Но прежде творческое сознание стремиться отразить то, что наиболее важно, что наиболее интересно с точки зрения познания. И это стремление может завести так далеко, что приведёт к огромному разрыву между художником и зрителем. Но гении, поглощённые процессом, вряд ли об этом задумываются, а мы об их замыслах узнаём достаточно поздно.  Умение держать человека в состоянии неуловимой тайны, возбуждая непрерывный интерес, разве это ещё и не гениальное воплощение мыслей о продолжении жизни в своих произведениях. Нет определённости, а значит,  и  воздействие будет оказывать различное: одних приводить в восторг, других разочаровывать, третьих вдохновлять, четвёртых раздражать. Портрет, как чуткий прибор отражает характеры смотрящих  на него людей.

 

    Незавершённость или вечность, в которой пребывает душа, постоянно  путешествуя, проявляясь в другой форме каждый раз при новом воплощении, наблюдает этот мир и набирается опыта. Разве не это хотел выразить Леонардо да Винчи в своём  творении? Картина, спустя много лет привлекает внимание и возбуждает интерес. Вот и сейчас она находится в спокойном состоянии, с лёгкой иронией наблюдает за происходящими событиями. Проходят тысячи, миллионы человек перед ней, отдавая дань уважения таланту художника, пытаются заглянуть в эти глаза, и может быть получить какой-нибудь ответ. И если бы велась статистика всех впечатлений о портрете, мы бы смогли сложить общее мнение и приблизиться к его пониманию. Но наверное, всё-же, должна существовать какая-то тайна, а вместе с ней и надежда её разгадки. Это поддерживает в нас желание к познанию. 

 

   Подобное произведение, скорее, не для разума, но для более тонких чувств, на уровне интуиции. Оно явилось итогом кропотливых, напряжённых, жизненных  трудов,  в познании законов  физического и духовного мира. Каждый может спросить себя: « Что чувствую я, глядя на этот портрет?»  Моё ощущение, лишённое предвзятого мнения и будет правдивым ответом на вопрос в данный момент. 
     


Метки:  

«Охотники на снегу» Питер Брейгель

Среда, 11 Октября 2017 г. 11:52 + в цитатник

                                                                                                                             Посвящается юбилею двух эпохальных событий. 

 

Pieter_Bruegel_0025 (367x700, 319Kb)
                                                                                                                                           

                            
  У Брейгеля просто так не бывает, это становится понятным даже при неглубоком анализе произведений, собранные воедино все случайные фрагменты из реальной жизни гармонизируются в смысловом сюжете картины и составляют единое целое. Цвет, ландшафт, действия  людей, растения, животные, постройки – всё это мы наблюдаем повседневно, но в работах Брейгеля каждая деталь несёт свой особый смысл и в целом меняет наше восприятие его произведений. Одним словом, картина становится носительницей другого, неявного смысла.
  О  чём думал  Брейгель, когда создавал своих «Охотников на снегу»,  были ли это мысли о гармонии мира и человека в нём или же он видел нечто противоположное ей, мешающее и ломающее  проявление этой самой  гармонии, а может его    волновало будущее новых, зарождающихся, отношений в социуме и перспективы их лучшего развития? 
  Полагаю, что все эти вопросы  и многие другие нашли своё отражение в этом произведении. Даже если не вдаваться глубоко в анализ, картина оставляет сильное эстетическое и эмоциональное впечатление. С моей стороны было несколько опрометчиво, в прошлой статье о падении Икара сказать, что с ней более или менее всё понятно. Это далеко не так.


 Картина является одной  из серии «Времена года» (1565г.) и в значительной степени других привлекает наше внимание. В этой серии картин есть лето, осень, зима, но нет той буйной весны, вселяющей в нас волнующие надежды на радость жизни. Наверное, этому были основания, ибо настоящей радости ещё не наступило; родина Брейгеля Нидерланды находилась в сложных политических и религиозных коллизиях. Прошло почти сорок лет с момента провозглашения Реформации в западных странах, расколовшей католическую церковь на два лагеря - католический и протестантский (лютеранство). Помимо всего прочего страна являлась  испанской  колонией.  Приверженная  католичеству,  Испания жестоко подавляла проявления раскола в Нидерландах, где в северной её части  принимался  протестантизм.  Идеи Реформация влияли на сознание людей, меняя его и приспосабливая к новым, зарождающимся, буржуазным отношениям. Назревал острый кризис, настраивавший на серьёзные изменения.


  Будучи современником происходящих событий, остро ощущавшим унижение от Испанской колониальной политики и всевозможных социальных пороков, Брейгель считал своим нравственным и моральным долгом отстаивать идеи гуманизма, выявляя своим трудом всё то, что способствовало угасанию человечности в обществе. И если итальянские художники эпохи Возрождения направляли своё внимание на красоту и совершенство человека и его тела, на радость жизни, то северных  художников в большей степени  волновали социальные проявления, из-за чего их произведения не столь оптимистичны.   Последние работы Брейгеля, вообще, отмечены трагизмом и страхом за будущее («Слепые» и «Сорока на виселице»).  Стоит отметить, что граждане Нидерландов и сам Брейгель находились под постоянным страхом смерти, из-за доносов и сплетен; подобное состояние, в виде символических образов,  нашло отражение в его творчестве.

Pieter_Bruegel 01 (700x516, 74Kb)Рис.1

С точки зрения художественной грамоты, картина «Охотники на снегу» насыщена композиционными приёмами: ритмом вертикалей и горизонталей, острыми диагоналями, глубокой плановостью пейзажа, контрастом тёмного и светлого, обилием фигур людей, животных, птиц (Рис.1). Брейгель здесь придерживается строгой и определённой, композиционной схемы, которая довольно проста и необычна, представляющая фигуру из трёх пересекающихся между собой линий: двух диагоналей и одной горизонтали (Рис.2). В относительно спокойном, композиционном сюжете ощущается внутреннее, скрытое напряжение. С первого взгляда каких-либо решительных действий не происходит; неспешная походка охотников, согласованные действия людей у костра и т.д., но сильный огонь, раздуваемый порывами ветра, всё же, показывает  скрытую степень напряжённости.

Pieter_Bruegel 02 (700x516, 278Kb) Рис.2. Композиционная схема

  Сюжет направлен по трём основным векторам, исходящими из  смысловых зон, располагающихся в левой части, точка их пересечения находится в области фигуры ведущего охотника. Эти смысловые зоны: перекошенная вывеска, люди у костра, фигуры охотников с собаками, напоминают пирамиду. Назовём их – структуры, отвечающие за поддержание и развитие духовно-нравственных, и моральных качеств человеческого сообщества (Рис.3).  Они хорошо всем известны – это церковь, семья, культура, провозглашающие гуманные принципы сосуществования людей в социуме («человек человеку друг»), в противовес звериным («человек человеку волк»).

 Pieter_Bruegel 03 (540x700, 161Kb) Рис.3. Схема.

  Как же это показывает художник? Смотрим и видим, что на всех трёх ступенях пирамиды, совместно с изображением человека, можно вычленить какое - либо животное: олень, свинья, лиса. В первом случае святой стоит, коленопреклонённый, перед оленем, в рогах которого можно рассмотреть распятие (Рис.4). Неустойчивость вывески передаётся изображению, создаётся впечатление соскальзывания фигуры. Угол наклона вывески совпадает с диагональю пригорка и образует композиционный вектор, направленный под наклоном в правый нижний угол. 

Pieter_Bruegel 04 (533x700, 331Kb)Рис.4. Вывеска.

  Во втором случае происходит опаливание поросёнка; у костра стоит ребёнок с опущенной головой, рядом  мужчина и женщина обрабатывают огнём тушу животного (Рис.5). Именно в семье закладываются первичные правила гигиены и  нравственные понятия, происходит обработка, очищение от проявлений неряшливости, неумеренности, грубости. Символична послушная фигура ребёнка перед действиями родителей, от воспитания в семье, зачастую, зависит, какое направление выберет будущий гражданин общества; поэтому и вектор нейтрален, находится посередине. В настоящее время сюда можно отнести и школу. 

Pieter_Bruegel 05 (700x490, 395Kb)Рис.5. Люди у костра.

  У основания пирамиды показаны охотники, за плечами одного из них висит лиса (Рис. 6), двое других без добычи; собаки послушно следуют за своими хозяевами. И вот здесь Брейгель отдаёт дань тем, кто непосредственно идет в народ, кто своей деятельностью поддерживает уровень культуры, нравственности, человечности. В том понимании высокой нравственной позиции, которой должен обладать истинный деятель культуры. Брейгель одним из первых оценил значимость их труда – перед нами писатель, актёр, художник.

 Pieter_Bruegel 06 (700x540, 455Kb)Рис.6. Охотники.

  Каждый вооружён своим оружием, только у актёра древко без наконечника, его оружие –  это умение владеть  различными эмоциями (играть роль). Собаки и есть те самые прирученные эмоции, служащие своему хозяину. Умелой игрой, актёр влияет на наши чувства, вызывая различные эмоциональные проявления. Достаточно, значимой и мощной выглядит фигура писателя (мыслителя-гуманиста, поэта) она словно проросла в небеса; писательское перо – оружие очень острое и меткое (Рис.6).  Влияние писателей на умы огромно их прогрессивные идеи вдохновляли множество художников, композиторов, драматургов на создание своих произведений. И возглавляющим этот боевой отряд, изображён художник, его оружие знакомо каждому, наконечник копья в точности повторяет форму художественной кисти (Рис.7).

Pieter_Bruegel 07 (581x700, 382Kb) Р“рант Р’СѓРґ return-from-bohemia-1935 (597x700, 469Kb)         Р—РёРјР° РЅР° СЋРіРµ (1977)Дмитрий Жилинский 2 (460x594, 237Kb)

        Рис.7. Ведущий охотник с копьём  (слева);  Грант Вуд "Return-from-bohemia"-1935 (в центре);  Д. Жилинский "Зима на юге" 1977 (справа).        

  Их общий вектор направлен по диагонали слева вверх, в горы. Они устремлены ввысь, к идеалам красоты, гармонии, к достижению новых высот, им чужды хаос и безобразие, но пройти группе  всё - же придётся по самому сложному пути. Поэтому спускаются охотники в долину, что бы находиться среди народа, нести крупицы красоты, созидания, гуманизма.  Так оригинально и правдиво Брейгель  выразил своё отношение к подобным социальным институтам, показав степень их важности с усилением к основанию пирамиды.
  С хитростью, ложью и обманом охотники успешно научились справляться, хотя это и стоит сломанных копий. Можно представить, кто из животного мира будет участвовать в  следующей схватке, вероятней всего, это  опасные хищники - волк и медведь, как символы эгоизма и гордыни (Рис.8). Будущая борьба станется гораздо серьёзней и вероятно даже трагической. Пятьсот лет истории насчитывают огромное количество примеров подобной борьбы.

РњРѕСЂРѕР·РєРѕ 08 (700x519, 201Kb) Рис.8 Иванушка из фильма "Морозко" 1964.  Реж. Александр.Роу

  Наше внимание следует за охотниками и перемещается уже в правую часть картины, где мы видим множество людей, занятых различными делами. К примеру, первыми кого они встретят на городских задворках – некая семейка, занимающаяся заготовкой хвороста, а по-простому воровством в соседнем дворе, во время отсутствия хозяев (Рис.9). Процесс отлажен и обязанности распределены: отец семейства ломает кусты, дочки отвозят наверх, жена носит домой.  Чтобы показать взаимосвязь между мужчиной и женщиной, художник располагает их на одной вертикали, как и связь  их дочек, соединённых одной бечевой.

 Pieter_Bruegel 09 (677x700, 512Kb)Рис.9. Заготовка хвороста.

  Вообще, всё это пространство, состоящее из квадратиков озёр и людей на них, представляется Брейгелем как государство со своими структурами. Озеро, где больше всего людей это и есть самые обычные граждане (Рис.10). На озере рядом, где несколько человек занятые какой-то игрой – стратеги или правители (Рис.11). В самом дальнем конце на маленьком озерце пригнувшийся человек стреляет из ружья по птицам (Рис.12), скорее всего это силовые структуры в нашем понимании, занимающиеся демонстрацией силы. 
  И здесь для нас интересно как художник показывает поведение обычных людей. Если повнимательней присмотреться, то становится заметна некая разобщённость и отчуждённость, не смотря на большое сгущение народа, в целом люди не связаны каким-либо общим действием. Кто-то лежит на льду, и до него нет дела, кто-то кого-то тащит, маленькие дети стоят в стороне или плачут (Рис.10. отмечено в круге и рис.13), другие копируют поведение других (отмечено в овале). Тонкий юмор и сарказм Брейгеля проявляется в деталях и заметен не сразу. Комична фигура пригнувшегося мужчины, тянущего фигуру женщины, напоминающую каменный монумент (Рис.14). Хорошо выделяются те, кто контролирует поведение народа – наблюдатели, они стоят по сторонам озера, образуя перекрестие (отмечено в прямоугольниках). Все находятся в ограниченных рамках системы, под контролем. 

 Pieter_Bruegel 10 (700x195, 175Kb)

           Рис.10. Развлечения на катке.

 

Pieter_Bruegel 11 (700x242, 157Kb)

          Рис.11.  Игры на льду

 

Pieter_Bruegel 12 (700x246, 126Kb)

          Рис.12 Стрелок.

 

Pieter_Bruegel 13 (700x509, 196Kb)Рис.13.     Pieter_Bruegel 14 (700x624, 227Kb)   Рис.14.

  А что же здесь нового для нас, спросите вы?  Вот именно, ничего. Всё это нам известно из истории, да ещё  в более жёсткой и разнообразной форме. Но это было новым для той эпохи, в которой жил художник. Зарождение нового класса – буржуазии, укрупнение городов, рост промышленности и эксплуатации, увеличения числа населения в них и соответственно возникновение новых социальных проблем. Походу это всё волновало Брейгеля, и он ищет решение, которое выражается в построении более гармоничных общественных отношений: где люди будут гораздо свободней, где будет больше природы, и при этом между людьми будет процветать коллективизм и взаимопомощь. Это-то Брейгель и показал вдалеке, где дома не так теснятся, как в городе и расположены поодаль друг от друга, где люди проявляют отзывчивость, спешат на помощь, если с соседом случается беда (Рис.15). 

Pieter_Bruegel 15 (700x167, 137Kb)

         Рис.15. Тушение пожара. Фрагмент.

  Ещё множество различных символичных элементов присутствует в этой картине, которые вы можете теперь легко разгадать, но они уже носят дополнительный характер и включаются в общий композиционный строй. К примеру, изображённый куст, так выразительно раскинувший свои ветки в стороны, словно щупальца, заполняет большое свободное пространство и в тоже время символизирует страх, опасение, тревогу (Рис.16).  И здесь Брейгель сказал правду о своей боязни, вписав автограф в нижнюю часть куста. Пользуясь языком иносказания, художник мог реализовывать своё отношение к окружавшей действительности, наполненной недоверием, подозрительностью, несправедливостью, оставаясь при своих убеждениях. Таких художников, сумевших пройти жизненный путь, быть признанными и сохранить свои идеалы, не зависимо от мнения окружения и сильных мира сего, не так уж и много. Среди них можно отметить таких  мастеров как: И.Босх, Л.да Винчи, Микелянджело, А.Дюрер, П.Брейгель. 

Pieter_Bruegel 16 (700x315, 304Kb)Рис.16. Куст. Фрагмент.

  Современному человеку в рыночных условиях, где лучшие достижения культуры, науки и искусства используются для максимальной прибыли, крайне сложно не поддаться этим влияниям, в жёстких условиях рынка он и сам превращается в товар. Рыночные отношения антигуманны, ведут к проявлению индивидуализма, эгоизма, алчности, недоверия и т.д. Не это ли пытался донести до нас художник. И если И.Босх прослеживал усиление человеческих желаний до порока и греха, то Брейгель пошёл дальше, показав экономические, социальные причины их появления.

 Что касается двух событий мирового масштаба изменивших этот самый мир, то они произошли, практически, в одно и то же время, с разницей  в 400 лет. Это Реформация, начавшая с провозглашения  Мартином Лютером в октябре 1517 года своих тезисов, осуждающих действия католической церкви и явившейся впоследствии идеологической основой современного капиталистического общества. И Великой Октябрьской, социалистической революции, начавшейся в октябре 1917 года и положившей начало становлению нового социалистического строя, доказавшему всему миру эффективность экономики, политики, социальных отношениях, основанных на равенстве и братстве среди народов, свободном труде, взаимопомощи. Где наивные принципы гармоничного человеческого сосуществования, выражаемые гуманистами эпохи Возрождения, тоже нашли своё воплощение. 


 P.S.   Хочется добавить:  дорогой Брейгель, как же ты оказался прав, думая вперёд; ведь наша страна уже жила в прогрессивном будущем, но была ловко обманута и свернула не в ту дверь и теперь по новой примеряет старые, дырявые одежды буржуазно-рыночных отношений из которых давно выросла. Ещё нет и нет, появляются на экранах шедевры той эпохи: гениальные фильмы, добрые и умные мультики, музыкальные произведения. Ещё наполнены музеи профессиональными, прекрасными, жизнеутверждающими работами художников и скульпторов. Ещё есть  те люди,  и их  много.

 


Метки:  

Творческое состояние. Дети за рисованием (фото).

Пятница, 25 Ноября 2016 г. 15:38 + в цитатник




ДХШ07 (700x498, 391Kb)


"Падение Икара" Питер Брейгель. Взгляд из прошлого.

Пятница, 23 Сентября 2016 г. 16:52 + в цитатник

 

  В очередной раз захотелось пересмотреть картины Питера Брейгеля (1525-1569), вспомнить его знаменитых охотников на снегу (рис.1). Полотно, которое удивительным образом возвращает к земному.  Всё в ней дышит мирскими делами: ожиданиями, заботами, простыми человеческими радостями, тревогами и  ощущением жизни.  В этом плане Брейгель нашёл универсальную формулу, понятную почти каждому человеку. Сколько любителей и поклонников  живописи могут сказать, что «болели» его произведениями; однажды войдя в нашу жизнь, он остаётся  в ней навсегда. 

 

Pieter_Breughel#01 (700x516, 405Kb)

           Рис.1. "Охотники на снегу, зима" (1565)

  В своих работах  Брейгель проявил себя  как талантливый живописец, философ, гуманист, тонко понимающий время, в котором жил и творил. Остро ощущая несправедливость, пороки, присущие не только отдельным людям, но и общественным  отношениям, он оформляет свои мысли на живописных полотнах и даже пытается заглянуть в будущее. Особое место в его творчестве занимают простые люди, в основном крестьяне, к ним художник особенно благодушен, и совершенно осознанно, за что, впоследствии  и получил прозвище – «мужицкий».

      Но речь пойдёт о другой его картине –  «Падение Икара» (рис.2), может не такой популярной, но не менее интересной и достойной внимания.  И если с охотниками на снегу более или менее всё понятно, то полотно с падением Икара, вызывает смешанные чувства. Вот и моё внимание привлекло это произведение, совершенно неожиданно, как иногда  бывает, а может быть просто подошло время к более глубокому пониманию  сюжета картины,  талантливо переосмысленным нидерландским художником эпохи Северного Возрождения – Питером  Брейгелем Старшим.

 
  Что же в ней такого особенного, о чём  хотел  поведать  художник?  Данная  статья - это попытка взглянуть на привычные для нас произведения искусства с другой стороны.
   И так, за основу взят древнегреческий миф об Икаре – сыне Дедала, не внявший совету отца в полёте держаться середины между водой и солнцем. В страстном порыве Икар поднялся близко к солнцу, тепло от которого растопило воск, скреплявший перья на самодельных крыльях и,  финал всем известен. Но на полотне Брейгеля мифологический сюжет приобретает совсем иной смысл, хотя основная идея: о гармонии, мере и равновесии, остаётся неизменной.  Так ли  прост  на самом деле П.Брейгель Мужицкий, показавший, в целом, идиллию,  за  "небольшим" исключением?



Pieter_Bruegel_001 (700x477, 348Kb)

          Рис.2. "Падение Икара" (1558)    https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/_/6gGkgMwPyiEqUQ

  На фоне ирреального вечернего пейзажа с морем, горами, разворачиваются основные события. Точка обзора находится высоко, из-за этого мы смотрим на пейзаж, как-бы, сверху, охватывая всё целиком, возникает ощущение глубины пространства, гармоничности и незыблемости этого огромного мира. Однако, действия человека, часто  бывают,  противоречивы и дисгармоничны природе. Внутренней композиционной связи, на первый взгляд,  между персонажами нет, они фрагментарны, каждый занимается своим делом. Связь начинает  прослеживаться  в отношении автора к происходящим событиям, социальным  процессам и к главным их участникам. Сюжет вписывается  в определённую схему, напоминающую горизонтальную восьмёрку, начинающую свой путь от пахаря и заканчивающую на  пастухе. Художник рисует характерные исторические события  развития человеческого общества, показывая их на примерах отдельных персонажей и  явлений.


Pieter_Bruegel #03 (700x458, 160Kb)

 

    В композиционном центре на переднем плане изображён крестьянин, вспахивающий землю. В спокойной размеренности он несёт своё бремя (труд на земле). Мысли его и взгляд, всецело, обращены к земле, находясь в постоянной  заботе и переживаниях  о будущем урожае. Ведь от этого зависит его жизнь, и не только. Здесь Брейгель воздал почести этому незаменимому труженику. Человек, находится в гармоничной связи с природой, связывая жизненный уклад с  её ритмами. Благодаря этой связи и опоре на собственные силы, умения и навыки он  сможет выжить в самых тяжёлых условиях.  В то время крестьяне составлял основную массу населения любой страны. Он и кормилец, он и защитник. Два предмета,  меч и мешок с зерном напоминают нам об этом (рис.4).  Красным цветом  -  энергией любви, силы и жизни,  преобразующей  мир, отметил Брейгель  крестьянина. Как он красиво, легко и уверенно ступает по пашне. И вместе с тем этот скромный труженик остаётся малограмотным, непросвещённым  человеком (взгляд опущен, шапка и волосы на голове показаны тёмным цветом).  

  РЎС…ема 05 (700x447, 170Kb)

                                         Рис.4.  Меч, сума и мешок с зерном. Фрагмент   

   Животные в картине дополняют и подчёркивают  образы персонажей. Лошадь  сильна, надёжна, терпелива, послушно тянет за собой плуг,  глаза её прикрыты шорами.   Крестьянин, как – бы, уходит от нас. По ходу его движения встречается уснувший или почивший человек (рис.5), лежащий в темных кустах возле пашни – намёк на исчезновение крестьянства как социального слоя. Не смотря на то, что крестьянство самодостаточное сообщество, всё же новые экономические условия создали предпосылки для его исчезновения.  Постепенно их  лишали земли, крестьяне становились батраками, а в дальнейшем, обнищав, подавались в города, пополняя ряды рабочей бедноты. 

 

 РЎС…ема 06 (700x559, 252Kb)

                                                Рис.5. Уснувший человек. Фрагмент
 

 Последствия наглядно видны сейчас - найти крестьянина, сохранившего самобытный уклад жизни, можно только в аграрных  странах, где стоимость человеческого труда минимальна. В настоящее время , как такового крестьянства уже нет, и вместе с ним исчез целый самобытный пласт, с его  трудовыми и культурными традициями, фольклором, языковым разнообразием, формировавшимся многие столетия.

 В правом нижнем углу картины изображён человек, забрасывающий рыболовную снасть в воду. Он обращен к зрителю спиной, видно только туловище с руками и головой. Художник показывает обезличенную  фигуру, и вместе с тем наделяет существенной деталью; головной убор частично прописан красным цветом. И если у крестьянина  цвет символизирует его  богатые душевные качества (простота, великодушие, открытость), то у рыболова энергия вложена в голову. Человек больше стал  полагается на ум и меньше на сердце  – этакий расчётливый ловец удачи.  Возникла богатая прослойка буржуа, занимающаяся предпринимательством. Тут же, рядом на ветке пристроилась упитанная, осторожная куропатка (рис.6).

 

Схема 08 (700x456, 343Kb)

         Рис.6. Ловец. Фрагмент

  Вот мы и подошли к главному персонажу этой картины – Икару (рис.7), а именно к тому, что от него осталось, то есть  печальному  концу. Падение Икара, это не просто падение – это крушение, надежд связанных с идеями гуманизма, просвещённостью, провозглашённых эпохой Возрождения, где человеку отводилась роль мерила всех ценностей, его божественной природе.


Схема 09 (700x456, 336Kb)

          Рис.7. Упавший в море Икар. Фрагмент 
 

  Просвещённые люди 15-16 века не могли не заметить эти нарождающиеся тенденции, они прекрасно понимали малейшие изменения, происходившие в общественных отношениях, что позволяло им видеть перспективы этих изменений в будущем. Они считали завершение Золотого века  и появление машин, началом Апокалипсиса. Наверняка, Питер Брейгель был знаком с трудами выдающихся умов и деятелей того времени, лучших представителей просвещённости и гуманизма. Да он и сам был одним из них. На его творчество оказал сильное влияние художник Иероним Босх (1450-1516), картины которого изобилуют  мистическими, пророческими  сюжетами, а  какое огромное количество гравюр со сценами из «Страшного суда» оставил немецкий художник  Альбрехт Дюрер (1471-1528). 


I.Bosh (592x351, 103Kb)

  "Страшный суд " (1504 г). Иероним Босх. Фрагменты. Мистическое существо с человеческой головой в большой красной шапке (слева).

  Странные, фантастические механизмы с людьми внутри (справа).

 

  Северным государствам в отличии от Италии было в большей степени присуще апокалиптическое мышление. Пристрастие к подобным сюжетам художников  Северного Возрождения делает их произведения трагичными. Свободный дух итальянского Возрождения лишь частично повлиял на северные страны.

  Икар рухнул в воду между ловцом и  кораблём (рис.8) – технически совершенным, на тот момент, инженерным сооружением (машиной).  Корабль – это образ новых зарождающихся, капиталистических отношений в экономике, политике, складывающихся в эпоху буржуазных реформ. Техническому развитию было отдано предпочтение. Благодаря хорошо оснащённым и вооружённым суднам,  открывались новые земли, но и попутно с этим проводился колониальный захват территорий, ограбление,  уничтожение и продажа в рабство  коренного населения. Перевес в сторону технико-экономического развития, в ущерб  культурному, духовно - нравственному,  не остановился и по сей день. Агрессивный характер этого явления можно видеть в использование научно-технического прогресса и против человека в глобальных масштабах. Войны и конфликты с использованием последних достижений науки и техники, не прекращаются. 

 

Схема 11 (638x700, 431Kb)

                                               Рис.8. Парусное судно "каракка" 15-16 веков. Фрагмент

    На картине продолжается трансформация человека, он всё мельчает и мельчает, в нём всё меньше индивидуальности, фигурки на паруснике уже трудно отличить друг от друга.  Теперь  это какие-то еле различимые существа, обслуживающие  гигантскую машину (рис.9).

    РЎС…ема 10 (363x595, 226Kb)

                                                     Рис.9. Матросы на корабле. Фрагмент   

   Начавшийся процесс  слияния в 16 веке отдельных мастерских в артели, цеха, гильдии, а в дальнейшем в мануфактуры  достиг  своего пика в эпоху империализма 19-20 веков, заводы и фабрики стали основными предприятиями. Всё это сопровождалось жесточайшей эксплуатацией трудящихся. Ручной труд уступил машинному производству. Это привело к ускорению рабочих операций. Был разработан метод поточных линий  Р. Олдсоном  в 1901  году  и активно внедрённый  Г. Фордом на своих автомобильных заводах. Роль рабочего теперь свелась к простым,  монотонным действиям. Очень выразительно  конвейерное производство показано в фильме «Новые времена» 1936 г. ( реж.Чарли Чаплин, США, рис.10).


   Moderns Times 1936 (700x450, 116Kb)

                                   Рис.10. Ч.Чаплин в роли рабочего. Кадр из фильма "Новые времена" 1936 г.

  Линия в виде восьмёрки, сделав круг, обежала всех персонажей, упёрлась в конечную точку своего движения – фигуру, так называемого, пастуха (рис.11). Его пропорции явно нарушены, голова имеет большой размер, 1/5 размера туловища (норма 1/7). Стоит себе  опёршись, то-ли на посох, то-ли на сломанное копьё, отдыхает, как будто выполнил важную работу, смотрит куда-то поверх деревьев. По округе разбрелись пасущиеся овцы. И далее, по направлению взгляда пастуха, никаких действий уже не происходит. Заметны явные отличия его от крестьянина: серая, невзрачная одежда, бледное, безжизненное лицо, статичная, закрытая поза, непокрытая голова.     Это что, и есть конечный этап исторического развития человеческого сообщества?  И здесь есть два  варианта трактовки: первый –  в образе пастуха показано появление диктаторов, коих в истории было множество,  второй –  предсказание о признании и возведении на престол глобального диктатора (антихриста). И тот и другой случай имеют много общего, только в первом всё уже случилось в недалёком прошлом, а последний под вопросом. С позиции  знания истории можно сравнивать насколько Брейгель оказался точен в своих размышлениях о будущем.  Как и любому творческому человеку, ему  были важны  духовные  явления, отражения которых он находил в реальной жизни.



Схема 12 (444x694, 251Kb)

                                                Рис.11. Пастух.Фрагмент

  Если имелось в виду предсказание  о признании антихриста, то становится понятным все предыдущие его действия, начиная с исчезновения крестьянства и далее: лишение человека связи с Богом (отрыв его от природы и борьба с ней), потери самостоятельности, внедрение рабского мышления и поведения, унижения человека до состояния животных инстинктов. И, таким образом показать Ему ошибочность Его Творения.   Эти серьёзные предупреждения касаются всего человечества, игнорировать их невозможно. Предсказания постепенно  подтверждаются происходящими событиями.

  "Современный человек отчужден от себя, от своих ближних, от природы . Он превращен в товар, свои жизненные силы он воспринимает как инвестицию, которая должна приносить ему максимальную прибыль, возможную при существующих рыночных условиях. Человеческие отношения в сущности являются отношениями отчужденных автоматов, каждый из которых основывает свою безопасность на том, чтобы держаться поближе к стаду и не отличаться от других в мысли, чувстве или действии" (из книги "Искусство любить" Эриха Фромма).

   Сколько же картин, произведений искусства, литературы, музыки остаётся для нас неизвестными,  всё только потому, что они не попадают в поле нашего внимания или не совпадают с нашими мыслями и чувствами, а зачастую нам не хватает времени для их полноценного созерцания. Спешка вызывает суету; куда там, сходить в музей, посидеть над книгой. Пропуская информацию через голову, мы редко задерживаем её в сердце, удовлетворившись стандартными, высушенными  объяснениями, когда-то и кем-то сказанными и многократно растиражированными. Информация увеличивается лавинообразно (ошибочная тоже), выбрать нужную, отсортировать, становиться всё сложнее.  А произведению надо уделить внимание, побыть с ним наедине, почувствовать. Это может быть  чей-то жизненный порыв, запечатлённый в произведении искусства, в который человек вложил свои мечты, любовь, мудрость, тревоги, и радости. Многое ещё зависит от желания воспринимать и учиться. Процесс познания, зачастую, оказывается сложным, но и очень интересным.  Насколько, порой, истинный замысел произведения  бывает скрыт от нас и только ждёт своего часа.

   Когда-то эта картина была  для меня просто красивым пейзажем с мифологическим сюжетом. Ну, подумаешь, упал там какой-то Икар в море, да и не видно его совсем. Но сейчас, это уже совершенно иное произведение.

                                                                                                 
 

 


Метки:  

"Меланхолия" Альбрехт Дюрер.

Среда, 23 Сентября 2015 г. 13:59 + в цитатник

 

 

   "Случается, увиденная один раз картина захватывает наше воображение, запечатлеваясь в памяти, но ещё долго остаётся непонятой и загадочной. Через некоторое время к ней возвращаешься, потом ещё и ещё, каждый раз открывая что-то новое, интересное. По крупицам складывается общий замысел произведения. Наступает момент, когда старинная работа художника начинает казаться близкой и понятной. Она открывает свои тайны, делится мудростью и красотой, заботливо вложенной в неё душой и рукой мастера". Об одном из таких произведений и пойдёт речь.

 


                                                  03 Надпись (700x251, 50Kb)


                                                                                                   Ещё мгновение, минута покоя на ветру,

                                                                                                               и другая женщина родит меня.


                                                                                                    Д ж е б р а н  Х а л и л ь  «П р о р о к»     


                            01 (554x700, 366Kb)



  Наверное, каждого художника, как и обычного человека, волновали вопросы:  о смысле жизни, о душе, добре и зле, о рождении и смерти. Не оставили в стороне эти размышления  и знаменитого германского художника эпохи Возрождения, Альбрехта Дюрера(1471-1528).  Его творчество является ярким тому доказательством.


  Зарубежные поездки в Италию и Нидерланды, знакомства с учёными, художниками, философами, астрологами, увлечение математикой, геометрией, анатомией служили расширению кругозора Дюрера. Его рисунки становились глубже, проникновенней.    Не смотря на то, что в его картинах и гравюрах  много сюжетов на религиозную и мифологическую темы, всё большую силу своего таланта он направляет на познание реальной жизни. О чём свидетельствуют многочисленные рисунки природы, растений, животных, а портреты современников являют нам стремление художника не только добиться внешнего сходства, но и  раскрыть внутренний мир человека, передать его духовную красоту.


  Из всех картин мастера гравюра «Меланхолия» выделяется какой-то необычностью, новизной, прорывом в сферу непознанного, фантастичностью. Это роднит её с величайшим творением  флорентийского гения — Леонардо да Винчи, портретом  «Мона Лиза» (1503-1519). Гениальность произведения можно определить способностью,  притягивать к себе внимание, будоражить умы и сердца на протяжении многих лет и даже столетий.


 Гравюра «Меланхолия» остаётся одной из наиболее сложных художественных произведений по умению компоновать большое количество объектов, связывать их общим смыслом. В ней заложены знания из области геометрии, теории перспективы, математики, анатомии, национальных традиций. Почему мастер так зашифровал своё произведение, хотел ли  его понимания современниками?  На  широкое афиширование своих мыслей, в то время, он не рассчитывал. Поэтому гравюра изобилует символами, аллегориями, наслоением событий, заставляет человека напрягать внимание, искать взаимосвязи.


  Стоит вспомнить, что Германия конца 15-нач.16 веков переживала сложные времена: княжеская раздробленность, мелкие войны,  крестьянские восстания на религиозной почве, выступления Мартина Лютера с реформаторскими тезисами, ожидание  Апокалипсиса. Всё это создавало атмосферу страха и неопределённости.    И, не смотря на гуманистические настроения, пришедшими из более просветлённой Европы, Германия  по-прежнему  находилась под сильным влиянием религиозного догматизма. Ещё зажигались костры, устраивались показательные суды, но их время заканчивалось, наступал период Реформации.  В таких условиях Альбрехту Дюреру приходилось нести идеи гуманизма в области изобразительного искусства в Германии эпохи Возрождения. 


 Хотелось бы отметить мастерский талант Дюрера как резчика гравюр, сначала на  деревянных досках (ксилография), а позднее на медных пластинах. Каждая линия на рисунке — это углубление, выбранное специальным резцом (штихелем) на печатной пластине. Как виртуозно надо было владеть инструментом, что бы вырезать мельчайшие детали, разглядеть которые можно иногда  только с помощью увеличительного стекла. Необходимо  было чувствовать глубину и направление реза, видеть как  будет выглядеть гравюра в тоне после оттиска, учитывая зеркальность изображения. И в резцовой гравюре он добился совершенства. Хорошей школой в этом ему послужило обучение в ювелирной  мастерской отца и у нюрнбежского  художника  Михаэля Вольгемута.    


   Но давайте перейдём непосредственно к произведению. На первый взгляд сразу же бросается в глаза большое количество объектов, каждый участок гравюры занят одним из них. Центральное место отведено крылатой женской фигуре с книгой и циркулем, есть детская фигурка, собака, летучая мышь, ещё масса бытовых предметов, орудия труда, геометрические тела. На дальнем плане  пейзаж с морем, комета и радуга. И, чтобы ввести нас в полное заблуждение, на стене высечен квадрат с цифрами. Вот первое впечатление, которое сложится у нас при просмотре картины.  Фигуры, предметы не имеют выраженной связи. Так ли это на самом деле? Ведь художник потратил огромное количество часов, душевных и физических сил для реализации своей  идеи.   


  Большинство объектов несут символическое значение, которое исходило из традиций того времени наделять предметы таинственностью, мистицизмом, двойным смыслом.  И Дюрер, как сын своей эпохи, был тоже подвержен этому влиянию. Минули столетия,  многое,  привычное для того времени  сегодня забыто и кажется уже лишённым всякого смысла.  Возвращение к пониманию символического значения  фигур, вещей, явлений поможет в раскрытии того, что хотел донести до нас художник в такой таинственной форме. 


  Если провести линию, соединяющую шар и светящую звезду на небе, то она пройдёт  через собаку и кристалл. В этом случае линия протянется через зрительные центры объектов.  Подобное иерархическое построение не случайно, Дюрер изобразил таким образом человека — как составляющую из нескольких символических  объектов. Внизу плотное тело, вверху огненное тело или дух, между ними тело страстей и разум (рис.1). 


                   0002 (554x700, 165Kb)                                                                                                                                                

                                                                                        Рис.1.
                                                                                        


 В изотерических учениях тела человека классифицируются схожим образом: физическое тело, астральное, ментальное и огненное (названия даны в скобках). Три нижних тела сгруппированы  и расположены рядом друг с другом, в то время  как  дух находится  на некотором отдалении. Линия  горизонта, здесь, зрительно разделяет небесное и земное.    

  Сфера — идеальное геометрическое тело соотносится с привычным,  для нашего  понимания, плотным  телом. Она легко приводится в движение даже от небольшого усилия. Что свидетельствует о податливости плотного тела и  его послушности со стороны других тел.


   Дюрер уже пользовался подобной аналогией в другом своём произведении,  гравюре под названием  «Сон» (рис.2).  Эта гравюра имеет много общего с  предыдущей.  Связь с которой рассмотрим позднее. Сфера в обоих случаях — это аналогия с объёмным физическим телом человека и расположено оно на работах Дюрера, как правило, в самом низу картины. 


                Dream 01 (461x700, 289Kb)


                                                                        Рис.2.«Сон»(1497-1498)  



  Собака — животное начало, страстное тело  или  астральное, оно изображено в виде пса мирно лежащего свернувшись калачиком. Красивое мускулистое тело собаки находится в покое, что само по себе странно, ведь собака довольно подвижна. Обычно мы наблюдаем  крайности в поведении этого животного: от визжащей радости и виляния хвостом,  до безумной  ярости со злобным оскалом.

 Умение контролировать животное начало в себе признавалось, как важное жизненное достижение. Человек, обуздавший свои страсти и сумевший направить их силу в нужное русло, был достоин уважения во все времена. Это подмечали и ставили ему   в заслуги.                                                                                             

  Подтверждение этому находим в барельефах и скульптурах  надгробных плит знатных герцогов и  рыцарей.  Можно наблюдать такую  картину   рыцарь,    стоящий  ногами  на  каком - нибудь  животном:  обычно это лев, собака, или  ягнёнок  (рис.3 и  рис.4).  Животные здесь символизирует не только попрание человеком низшей природы в себе, но и  представляют  лучшие свои качества: лев — благородство и бесстрашие, собака — верность и преданность.                                                                                                                                                                                     Эфигии (700x520, 300Kb) 


 В  лапах  льва,  хорошо уже  известный нам,  предмет (рис.4). 


  Разум — ментальное тело или мысли человека, изображён в виде  кристалла  с правильными, хорошо обработанными рёбрами и гранями. Так представил Дюрер разум человека. 
 Наступает момент понимания неизбежности  конца земной  жизни. Исчезновение физической оболочки, материальных накоплений, привилегий  и самого разума,  рождает в ещё живом сознании чувство упадка, грусти, меланхолии из-за  неотвратимости наступающих событий.


   Дух — огненное тело, Божественная частица. На гравюре это яркая, летящая по небосводу звезда. Дух вечен и не уничтожим. Он прошёл закалку на земле, что бы вновь вернуться для постижения и накопления опыта. Ему сопутствует радуга – символ радости и обновления. Она протянулась через большую часть пейзажа и выходит за пределы изображения.

   На одном уровне с огненной частицей  Света изображено  некое крылатое существо царства Тьмы, напоминающее летающего дракона; наиболее часто используемый образ в произведениях литературы и искусства (дух зла в народных мифах и христианских легендах ).         

   Два представителя Светлых и Тёмных сил  находятся рядом друг с другом, одновременно пребывая  в  извечном  противоборстве. Летит дракон за земной  данью, несёт уныние и разрушение. Летит  Светлый Дух  за познанием, несёт свет, радость и обновление (рис.5).  Эта тема находит широкое отражение  во многих верованиях,  учениях традициях и фольклоре.  


                                06 (700x593, 126Kb)


                                                                                                   Рис.5.

                                   

    На гравюре много различных предметов, они соотносятся с телами и связаны  с ними по смыслу. Например, на одном уровне со сферой расположены инструменты (орудия труда).   В течении жизни физическому телу приходиться много трудиться создавая материальную область бытия. В процессе гармоничной трудовой деятельности тело становится  умелым, выносливым, красивым. Человек научился производить огромное многообразие всевозможных вещей. Мастеровые люди в недалёком прошлом были в почёте. С большим уважением они относились к труду сохраняя и приумножая  многолетние традиции мастерства. 

  Дети начинали рано помогать своим родителям. Подростками их отдавали учениками в мастерские, где они постигали приёмы ремесла. Но в  начале это была самая простая, чёрная работа: носить уголь и воду, раздувать меха  в горне, выпрямлять гвозди, убирать помещение. По мере накопления опыта,  из учеников они поднимались на ранг выше и становились  подмастерьями.  Так продолжался процесс освоения мастерства. Дюрер в  «Меланхолии» отвёл инструментам достаточно много места, показывая тем самым важную роль труда в формировании человека. 


   Интересен предмет, который соотносится с астральным телом и находится рядом с собакой.  Это тубус — набор для письменных принадлежностей, необходимый атрибут всех писарей и художников-графиков — прототип современного школьного пенала. Футляр, в котором хранились гусиные перья, был соединён общим шнурком с чернильницей. Этот предмет часто встречается на изображениях    в    сюжетах   со  св. Иоанном Богословом  (рис.6 и рис.7). 

  Одно из проявлений астрального тела  это излишняя  эмоциональность в движениях и словах. Закрытая чернильница и футляр — это своего рода  сдержанность и не многословие.                                                                                                          

  Иоанн 02 (700x464, 251Kb)

 

   Кому приходилось заниматься обработкой твёрдых материалов, будь то  металл или камень, тот знает, что молот  является самым необходимым инструментом в таких трудоёмких операциях. Он присутствует практически во всех рабочих профессиях: кузнеца, каменщика, плотника, и по праву заслужил славу символа, упорного и тяжёлого труда. Развитие разума сопоставляется с трудной и кропотливой работой, требующей твёрдости, постоянства, терпения, настойчивости прилагаемых усилий в его формировании. Жан Жак Руссо говорил:  «Из всех способностей человека разум, представляющий собою объединение всех других, развивается труднее всего и позже всего». Но ещё разуму отводится роль контроля и обуздания астральных проявлений. Разумный человек умеет сдерживать порывы страсти и гнева. 


  За кристаллом находятся инструменты плавильного производства: чаша с горящим углём, тигель, щипцы. В тигле при высокой температуре расплавляют металлы, придают им новые свойства, отделяют от примесей и шлаков. В этом смысле действия связанные с обработкой металлов огнём соотносятся с действиями духа. Дух тоже проходит испытания огнём: очищается, переплавляется, закаляется, приобретает новые качества. В жизни это проявляется в способности человека к преодолению тяжёлых испытаний,  из которых дух выходит победителем. И чем сложнее и труднее жизненные обстоятельства, тем они для духа полезнее. Таким образом Дюрер связал летящую звезду на небосклоне и раскалённый тигель общим смыслом. 



  На небольшом постаменте в красивом и богатом платье присела мощная, крылатая фигура — душа человека, устремлённая внутренним взором в светлое  будущее, к новым вершинам познания. Взгляд ясный и решительный. За жизнь она окрепла и возмужала, достигла почитания и славы (венок на голове), обогатилась жизненным опытом(кошелёк), нашла ключи к тайнам. Большие и сильные крылья возносили её в высоко в небеса, и ей знакомо чувство свободы и творческого полёта. Но подошли сроки, и колокол оповестил о наступающем событии; «книга жизни» закрыта; отмерены последние шаги; остались считанные мгновения. Очередной круг жизни для души закончился; прислонён к стене и накрыт, отслуживший свой век мельничный жёрнов. Он стал основанием для начала нового витка. И вот уже молодая, обновлённая душа пристроилась на старом жёрнове, ожидая нового воплощения; начинает писать свою «книгу жизни», усердно царапая на табличке имена будущих земных родителей. Она уже имеет хорошую одежду, а значит, самое важное из прошлого, накопленного опыта сохранено и послужит для более успешного восхождения. Для неё уже поставлена лестница ведущая на следующий  «этаж», а чаши весов над головой чисты и находятся в равновесии.

   Можно сказать, что две крылатые фигуры, это изображения одной и той же души,  завершающей жизненный путь и начинающей новый.  Так Дюрер на гравюре, попытался показать процесс перевоплощения и обновления души.

 

   Настал момент вернуться к гравюре «Сон»(1497-1498)  и сравнить эти два произведения,  которые имеют много общего в трактовке символов. Сюжет этой более ранней гравюры достаточно хорошо описан в разных источниках и показывает жизнь человека ведущую к нравственному падению.  Желание жить только потребностями физического тела и астрала приводит человека к духовной слепоте и глухоте.    Астральное тело выросло и  приобрело форму дракона, подчинив  человека своим  желаниям.

                    Сон 02 (700x329, 138Kb)

   Кристалл разума отсутствует, если не брать во внимание  бесформенную подушку под головой. Этот человек спит, глаза его закрыты и ничего не видят — он слеп. В уши усердно нагнетается ветер и он глух (рис.8). В этом случае трудно говорить о каком - либо развитии души и тем более о полётах.                                                                                                                                                                    Меланхолия  и сон (700x398, 193Kb)



  Душа так и не выросла, оставаясь в младенческом состоянии. Способная летать, она пытается подняться используя какие-то подпорки, забыв что за спиной имеет крылья, и взгляд её упирается в землю. Полоска ткани, прикрывающая немного тело — вот вся её одежда  (рис.9).   

  Спустя  шестнадцать лет Дюрер воплотит  более совершенное представление  о развитии свободной, человеческой души и её предназначении,  в гравюре «MELENCOLIA - I» (рис.10).               


   Остались песочные часы — символ быстротечности времени и математическая таблица на стене в виде квадрата с цифрами. Сумма четырёх цифр в столбцах, строчках, диагоналях и квадратах по углам, и в центре равняется «34». К моменту завершения работы над гравюрой мастеру исполнилось «43» года. Подобная зеркальная зависимость цифр намекает зрителю о непосредственной связи гравюры с её автором.

  Таким образом Дюрер оставил нам необычное видение своего автопортрета, отражающего сложный внутренний мир художника,  где он попытался ответить на самые важные вопросы,  волновавшие  его  творческую натуру: о смысле жизни, как непрерывном процессе познания,  совершенствовании и накоплении опыта.

 

 

 

Радуга01 (700x429, 53Kb)




Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в Григорий_Поляков_
Страницы: [1] Календарь