-÷итатник

Ѕез заголовка - (0)

„удный мир любви и красоты...       ѕозабыв про горе и страдань€, ...

Ѕез заголовка - (0)

”никальна€ подборка фотографий ¬ладимира ¬ысоцкого ќчень хороша€ подборка: 90 фото, среди них ...

Ѕез заголовка - (0)

Ћегка€ депресси€ Ћегка€ депресси€ Ќаталь€ ≈рмакова Ќедавно г...

Ѕез заголовка - (0)

ѕрин€тие самого себ€ или парадокс психотерапии ѕрин€тие самого себ€ или парадокс психотер...

Ѕез заголовка - (0)

 ого называли Ђмымрамиї на –уси —овременна€ речь богата различными словами, которые дошли...

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ѕро семью...
ѕро семью...
21:24 17.12.2015
‘отографий: 1
ѕосмотреть все фотографии серии —ельска€ свадьба 75 год
—ельска€ свадьба 75 год
21:20 17.12.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии —овременники... .
—овременники... .
21:12 17.12.2015
‘отографий: 4

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “ј–Ћј¬ј

 -—ообщества

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2015
«аписей: 879
 омментариев: 330
Ќаписано: 1390


ѕќ–“–≈“Ќјя ∆»¬ќѕ»—№: »—“ќ–»я –ј«¬»“»я.

ѕ€тница, 11 ƒекабр€ 2015 г. 15:00 + в цитатник
÷итата сообщени€ sunsan  раткий экскурс в историю портретной живописи

¬ сегодн€шнем посте хочетс€ остановитьс€ на краткой истории развити€ портретной живописи. ѕолностью охватить весь материал на эту тему не представл€етс€ возможным в ограниченном объеме поста, поэтому такой задачи € и не ставил.

Ќебольшой экскурс в историю портретной живописи


ѕортрет (от французского portrait) — это жанр изобразительного искусства, а также произведени€ этого жанра, показывающие внешний облик конкретного человека. ѕортрет передает индивидуальные особенности, неповторимые черты, присущие только одной модели (моделью называют человека, позирующего мастеру при работе над художественным произведением).


ѕарижанка

"ѕарижанка". ‘реска из  носского дворца, XVI век до н.э.

Ќо внешнее сходство — не единственное и, пожалуй, не самое главное свойство, присущее портрету. Ќасто€щий портретист не ограничиваетс€ воспроизведением внешних черт своей модели, он стремитс€ передать свойства ее характера, раскрыть ее внутренний, духовный мир. ќчень важно также показать социальное положение портретируемого, создать типический образ представител€ определенной эпохи.
 ак жанр портрет по€вилс€ несколько тыс€челетий назад в античном искусстве. —реди фресок знаменитого  носского дворца, найденных археологами при раскопках на острове  рит, есть целый р€д живописных женских изображений, относ€щихс€ к XVI веку до н.э. ’от€ исследователи назвали эти образы "придворными дамами", нам неведомо, кого пытались показать критские мастера — богинь, жриц или знатных дам, одетых в нар€дные плать€.
Ќаибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный учеными "ѕарижанка". ћы видим перед собой профильное (по традици€м искусства того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным контуром, и €рко накрашенные губы.

’удожники, создававшие фресковые портреты своих современников, не углубл€лись в характеристику моделей, да и внешнее сходство в этих изображени€х весьма относительно.


ѕортрет молодого римл€нина

"ѕортрет молодого римл€нина", начало III века н.э.



¬ ƒревней √реции и ƒревнем –име станковой живописи не существовало, поэтому искусство портрета выразилось главным образом в скульптуре. јнтичные мастера создавали пластические образы поэтов, философов, военачальников и политиков. Ётим произведени€м свойственна идеализаци€, и в то же врем€ среди них встречаютс€ и очень точные по своей психологической характеристике образы.
Ѕольшой интерес представл€ют живописные портреты, созданные в ≈гипте в I-IV веках н.э. ѕо месту находки (гробницы ’авары севернее  аира и некрополи ‘аюмского оазиса, при ѕтолеме€х именовавшегос€ јрсиноей) их называют фаюмскими. Ёти изображени€ выполн€ли ритуально-магические функции. ѕо€вились они в эпоху эллинизма, когда ƒревний ≈гипет был захвачен римл€нами. Ёти портретные образы, выполненные на дерев€нных досках или на холсте, помещались вместе с мумией в гробницу усопшего.
Ќа фаюмских портретах мы видим египт€н, сирийцев, нубийцев, иудеев, греков и римл€н, живших в ≈гипте в I-IV веках н.э. »з ƒревнего –има в ≈гипет пришел обычай хранить в доме написанные на дерев€нных дощечках портреты хоз€ев, а также скульптурные маски умерших родственников.

faum mumie portret

ѕортрет фаюмской мумии 


‘аюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики, что особенно характерно дл€ более ранних изображений. Ёнкаустика — это живопись красками, где главным св€зующим звеном был воск. ’удожники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображени€ми сохранились следы стекани€ таких красок). ѕодобна€ техника требовала особых приемов. Ќа области щек, подбородка и носа краска накладывалась плотными сло€ми, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. ћастера использовали дл€ портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.


ѕортрет ƒонатора

 ƒж. Ѕеллини. "ѕортрет донатора". ‘рагмент

—реди самых известных портретов, исполненных в технике энкаустики, — "ћужской портрет" (втора€ половина I века н.э.) и "ѕортрет пожилого мужчины" (конец I века н.э.), €вл€ющиес€ прижизненными изображени€ми. ¬ этих произведени€х поражает умела€ светотенева€ моделировка и использование цветового рефлекса. ¬еро€тно, неизвестные нам мастера, написавшие портреты, прошли эллинистическую школу живописи. ¬ такой же манере исполнены и две другие картины — "ѕортрет нубийца" и прекрасное женское изображение, т.н. "√оспожа јлина" (II век н.э.). ѕоследний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы.
 
¬ период —редневековь€, когда искусство было подчинено церкви, в живописи создавались в основном религиозные образы. Ќо и в это врем€ некоторые художники писали психологически точные портреты. Ўирокое распространение получили изображени€ донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Ѕогу, ћадонне или св€тому. ќбразы донаторов обладали несомненным внешним сходством с оригиналами, но не выходили за рамки иконописных канонов, игра€ в композиции второстепенную роль. ѕрофильные изображени€, идущие от иконы, сохран€ли главенствующие позиции даже тогда, когда портрет начал приобретать самосто€тельное значение.
–асцвет портретного жанра началс€ в эпоху ¬озрождени€, когда главной ценностью мира стала активна€ и целеустремленна€ личность, способна€ изменить этот мир и идти наперекор обсто€тельствам. ¬ XV веке художники начали создавать самосто€тельные портреты, на которых показывали модели на фоне панорамных величественных пейзажей. “аков "ѕортрет мальчика" кисти Ѕ. ѕинтуриккьо.


ѕортрет мальчика

Ѕ. ѕинтуриккьо. "ѕортрет мальчика",  артинна€ галере€, ƒрезден

“ем не менее, наличие в портретах фрагментов природы не создает целостности, единства человека и окружающего его мира, портретируемый как будто бы заслон€ет собой природный ландшафт. Ћишь в портретах XVI столети€ возникает гармони€, своеобразный микрокосм.


ƒжоконда


  портретной живописи обращались многие знаменитые мастера ¬озрождени€, в том числе Ѕоттичелли, –афаэль, Ћеонардо да ¬инчи. ¬еличайшим произведением мирового искусства стал знаменитый шедевр Ћеонардо — портрет "ћона Ћиза" ("ƒжоконда", ок. 1503), в котором многие портретисты последующих поколений видели образец дл€ подражани€.
ќгромную роль в развитии европейского портретного жанра сыграл “ициан, создавший целую галерею образов своих современников: поэтов, ученых, церковнослужителей, правителей. ¬ этих произведени€х великий италь€нский мастер выступил как тонкий психолог и прекрасный знаток человеческой души.



»мператрица »забелла ѕортугальска€


“ициан: »мператрица »забелла ѕортугальска€.


¬ период –енессанса многие художники, создававшие алтарные и мифологические композиции, обращались к портретному жанру. √лубоким проникновением во внутренний мир модели отличаютс€ психологические портреты нидерландского живописца яна ван Ёйка ("“имофей", 1432; "„еловек в красном тюрбане", 1433). ѕризнанным мастером портретного жанра был немецкий художник јльбрехт ƒюрер, автопортреты которого до сих пор восхищают зрителей и служат примером дл€ художников.


јльбрехт ƒюрер_ јвтопортрет

јльбрехт ƒюрер,  јвтопортрет


¬ эпоху ¬озрождени€ в европейской живописи по€вились разнообразные формы портрета. Ѕольшой попул€рностью в то врем€ пользовалс€ погрудный портрет, хот€ по€вл€лись и по€сные, поколенные изображени€ и портреты в полный рост. «натные супружеские пары заказывали парные портреты, в которых модели изображались на разных холстах, но обе композиции объедин€л общий замысел, колорит, пейзажный фон. яркий пример парных портретов — изображени€ герцога и герцогини ”рбинских (‘едериго да ћонтефельтро и Ѕаттисты —форца, 1465), созданные италь€нским живописцем ѕьеро делла ‘ранческа.
Ўирокое распространение получили и групповые портреты, когда на одном холсте художник показывал несколько моделей. ќбразцом подобного произведени€ €вл€етс€ "ѕортрет ѕапы ѕавла III с јлессандро и ќттавио ‘арнезе" (1545–1546) кисти “ициана.


ѕортрет ѕапы ѕавла III с кардиналом јлессандро ‘арнезе и герцогом ќттавио ‘арнезе


ѕортрет ѕапы ѕавла III с кардиналом јлессандро ‘арнезе и герцогом ќттавио ‘арнезе



 ѕо характеру изображени€ портреты стали делитьс€ на парадные и интимные. ѕервые создавались с целью возвеличивани€ и прославлени€ людей, представленных на них. ѕарадные портреты заказывали у известных художников царствующие особы и члены их семей, придворные, церковнослужители, занимавшие верхние ступени иерархической лестницы.
—оздава€ парадные портреты, живописцы изображали мужчин в богатых мундирах, расшитых золотом. ƒамы, позировавшие художнику, надевали самые роскошные плать€ и украшали себ€ драгоценност€ми. ќсобую роль играл в таких портретах фон. ћастера писали свои модели на фоне пейзажа, архитектурных элементов (арок, колонн) и пышных драпировок.
 рупнейшим мастером парадного портрета был фламандец ѕ.ѕ. –убенс, работавший при королевских дворах многих государств. ≈го знатные и богатые современники мечтали о том, чтобы живописец запечатлел их на своих полотнах. «аказные портреты –убенса, поражающие богатством красок и виртуозностью рисунка, несколько идеализированы и холодны. »зображени€ родных и друзей, которые художник создавал дл€ себ€, полны теплого и искреннего чувства, в них нет стремлени€ польстить модели, как в парадных портретах дл€ богатых заказчиков.




ѕортрет инфанты »забеллы  лары ≈вгении, регентшы ‘ландрии
 

ѕортрет инфанты »забеллы  лары ≈вгении, регентшы ‘ландрии, ¬ена , ћузей истории искусства

 


 ”чеником и последователем –убенса был талантливый фламандский живописец ј. ван ƒейк, создавший галерею портретных образов своих современников: ученых, юристов, врачей, художников, купцов, военачальников, церковнослужителей, придворных. Ёти реалистичные изображени€ тонко передают индивидуальную неповторимость моделей.
ѕортреты, исполненные ван ƒейком в поздний период, когда художник работал при дворе английского корол€  арла, менее совершенны в художественном отношении, т.к. получавший множество заказов мастер не справл€лс€ с ними и перепоручал изображение некоторых деталей своим помощникам. Ќо и в это врем€ ван ƒейком был написан р€д довольно удачных картин (луврский портрет  арла I, ок. 1635; "“рое детей  арла I", 1635).

“рое детей  арла I


ј. ван ƒейк. "“рое детей  арла I", 1635,  оролевское собрание, ¬индзорский замок

¬ XVII столетии важное место в европейской живописи занимал интимный (камерный) портрет, цель которого — показать душевное состо€ние человека, его чувства и эмоции. ѕризнанным мастером такого типа портрета стал голландский художник –ембрандт, написавший множество проникновенных образов. »скренним чувством проникнуты "ѕортрет старушки" (1654), "ѕортрет сына “итуса за чтением" (1657), "’ендрикье —тоффельс у окна" (портрет второй жены художника, ок. 1659). Ёти произведени€ представл€ют зрителю обыкновенных людей, не имеющих ни знатных предков, ни богатства. Ќо дл€ –ембрандта, открывшего новую страницу в истории портретного жанра, было важно передать душевную доброту своей модели, ее истинно человеческие качества.



√осударь все€ –уси »ван IV


Ќеизвестный художник. ѕарсуна "√осударь все€ –уси »ван IV √розный", конец XVII века.

ћастерство –ембрандта про€вилось и в его крупноформатных групповых портретах ("Ќочной дозор", 1642; "—индики", 1662), передающих различные темпераменты и €ркие человеческие индивидуальности.
ќдним из самых замечательных европейских портретистов XVII века был испанский художник ƒ. ¬еласкес, написавший не только великое множество парадных портретов, представл€ющих испанских королей, их жен и детей, но и целый р€д камерных изображений простых людей.   лучшим чувствам зрител€ обращены трагические образы придворных карликов — мудрых и сдержанных или озлобленных, но всегда сохран€ющих чувство человеческого достоинства ("ѕортрет шута —ебасть€но ћора", ок. 1648).


ѕортрет придворного шута —ебасть€на ћора


ƒальнейшее развитие портретный жанр получил в XVIII веке. ѕортрет, в отличие от пейзажа, давал художникам хороший заработок. ћногие живописцы, занимавшиес€ созданием парадных портретов, стрем€сь польстить богатому и высокородному заказчику, старались выделить самые привлекательные черты его внешности и затенить недостатки.
Ќо наиболее смелые и талантливые мастера не бо€лись гнева властителей и показывали людей такими, какими они были на самом деле, не скрыва€ их физических и моральных недостатков. ¬ этом смысле интересен известный "ѕортрет семьи корол€  арла IV" (1801) кисти знаменитого испанского живописца и графика ‘. √ойи. Ќациональна€ школа портретной живописи по€вилась в јнглии.  рупнейшие ее представители — художники ƒж. –ейнолдс и “. √ейнсборо, работавшие в XVIII веке. »х традиции унаследовали более молодые английские мастера: ƒж. –омни, ƒж. ’опнер, ƒж. ќпи.
 
¬ажное место занимал портрет в искусстве ‘ранции. ќдним из самых талантливых художников второй половины XVIII — первой четверти XIX века был ∆.Ћ. ƒавид, создавший, нар€ду с картинами античного и исторического жанра, множество прекрасных портретов. —реди шедевров мастера — необыкновенно выразительный образ мадам –екамье (1800) и романтически приподн€тый портрет "Ќаполеон Ѕонапарт на перевале —ен-Ѕернар" (1800).






Ќаполеон Ѕонапарт на перевале —ен-Ѕернар




Ќепревзойденным мастером портретного жанра €вл€лс€ ∆.ќ.ƒ. Ёнгр, прославивший свое им€ парадными портретами, отличающимис€ звучной цветовой гаммой и из€ществом линий.
ѕрекрасные образцы романтического портрета представили миру такие французские художники, как “. ∆ерико, Ё. ƒелакруа.
—вое отношение к жизни и искусству выразили в портретах французские реалисты (∆. ‘. ћилле,  .  оро, √.  урбе), импрессионисты (Ё. ƒега, ќ. –енуар) и постимпрессионисты (ѕ. —езанн, ¬. ван √ог).
  портретному жанру обращались и представители модернистских течений, по€вившихс€ в XX веке. ћножество портретов оставил нам знаменитый французский художник ѕабло ѕикассо. ѕо этим работам можно проследить, как развивалось творчество мастера от т.н. голубого периода к кубизму.


ѕортрет поэта —абартеса


¬ свой "√олубой период" (1901-1904), он создает портреты и жанровые типы, в которых развивает тему одиночества, гор€, обреченности человека, пронизывающую духовный мир геро€ и враждебную ему среду. “аков портрет друга художника - поэта X.—абартеса (1901, ћосква, √ћ»») .



ѕортрет јмбруаза ¬оллара

ѕ. ѕикассо. "ѕортрет ¬оллара", ок. 1909, √ћ»», ћосква

(ѕример  "јналитического" кубизма: предмет дробитс€ на мелкие части, которые чЄтко отдел€ютс€ друг от друга, предметна€ форма как бы расплываетс€ на холсте.)


¬ русской живописи портретный жанр по€вилс€ позже, чем в европейской. ѕервым образцом портретного искусства была парсуна (от русского "персона") — произведени€ русской, белорусской и украинской портретной живописи, выполненные на традици€х иконописи.
Ќасто€щий портрет, основанный на передаче внешнего сходства, по€вилс€ в XVIII столетии. ћногие портреты, созданные в первой половине века, по своим художественным особенност€м все еще напоминали парсуну. “аково изображение полковника ј.ѕ. –адищева, деда знаменитого автора книги "ѕутешествие из ѕетербурга в ћоскву" ј.Ќ. –адищева.

ѕортрет скульптора ≈фимова

 ƒ.ƒ. ∆илинский. "ѕортрет скульптора ».—. ≈фимова", 1954,  алмыцкий краеведческий музей им. профессора Ќ.Ќ. ѕальмова, Ёлиста.


«начительный вклад в развитие русской портретной живописи внес талантливый художник первой половины XVIII века ».Ќ. Ќикитин, с мастерством психолога показавший в "ѕортрете напольного гетмана" (1720-е) сложный, многогранный образ человека ѕетровской эпохи.

ѕортрет напольного гетмана

∆ивопись второй половины XVIII века св€зана с именами таких известных портретистов, как ‘.—. –окотов, создавший множество одухотворенных образов современников (портрет ¬.». ћайкова, ок. 1765), ƒ.√. Ћевицкий, автор прекрасных парадных и камерных портретов, передающих цельность натуры моделей (портреты воспитанниц —мольного института, ок. 1773–1776), ¬.Ћ. Ѕоровиковский, чьи удивительно лиричные женские портреты до сих пор восхищают зрителей.

ѕортрет ≈лены јлександровны Ќарышкиной

Ѕоровиковский, ¬ладимир Ћукич: ѕортрет ≈лены јлександровны Ќарышкиной.



 ак и в европейском искусстве, главным героем в русской портретной живописи первой половины XIX века становитс€ романтический герой, необыкновенна€ личность с многогранным характером. ћечтательность и в то же врем€ героический пафос свойственны образу гусара ≈.¬. ƒавыдова (ќ.ј.  ипренский, 1809). ћногие художники создают замечательные автопортреты, наполненные романтической верой в человека, в его способности творить прекрасное ("јвтопортрет с альбомом в руках" ќ.ј.  ипренского; автопортрет  арла Ѕрюллова, 1848).


јвтопортрет  арла Ѕрюллова


1860–1870-е годы — врем€ становлени€ реализма в русской живописи, наиболее €рко про€вившегос€ в творчестве художников-передвижников. ¬ этот период в портретном жанре большим успехом у демократически настроенной публики пользовалс€ портрет-тип, на котором модель получала не только психологическую оценку, но и рассматривалась с точки зрени€ ее места в обществе. ¬ таких произведени€х авторы удел€ли равное внимание как индивидуальным, так и типическим чертам портретируемых.
 ќбразцом такого портрета-типа стал написанный в 1867 году художником Ќ.Ќ. √е портрет ј.». √ерцена. √л€д€ на фотографии писател€-демократа, можно пон€ть, как точно уловил мастер внешнее сходство. Ќо живописец не остановилс€ на этом, он запечатлел на полотне духовную жизнь личности, стрем€щейс€ в борьбе добитьс€ счасть€ дл€ своего народа. ¬ образе √ерцена √е показал собирательный тип лучших людей своей эпохи.

портрет ј.». √ерцена

Ќ.Ќ. √е портрет ј.». √ерцена

 

“радиции портретной живописи √е были подхвачены такими мастерами, как ¬.√. ѕеров (портрет ‘.ћ. ƒостоевского, 1872), ».Ќ.  рамской (портрет Ћ.Ќ. “олстого, 1873). Ёти художники создали целую галерею образов своих выдающихс€ современников.
«амечательные портреты-типы были написаны ».≈. –епиным, сумевшим очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека. — помощью верно подмеченных жестов, поз, выражений лиц мастер дает социальную и духовную характеристику портретируемых. «начительный и волевой человек предстает на исполненном –епиным в 1881 году портрете Ќ.». ѕирогова. √лубокий артистический талант и страстность натуры видит зритель на его полотне, изображающем актрису ѕ.ј. —трепетову (1882).

ѕортрет актрисы —трепетовой

ѕортрет актрисы ѕелагеи јнтиповны —трепетовой в роли ≈лизаветы. 1881



¬ советский период реалистический портрет-тип получил дальнейшее развитие в творчестве таких художников, как √.√. –€жский ("ѕредседательница", 1928), ћ.¬. Ќестеров ("ѕортрет академика ».ѕ. ѕавлова", 1935). “ипические особенности народного характера отразились в многочисленных образах кресть€н, созданных художником ј.ј. ѕластовым ("ѕортрет конюха лесничества ѕетра “оньшина", 1958).
ќструю психологическую характеристику своих моделей дают такие известные портретисты, как ѕ.ƒ.  орин ("ѕортрет скульптора —.“.  оненкова", 1947), “.“. —алахов (" омпозитор  ара  араев, 1960), ƒ.». ∆илинский ("ѕортрет скульптора ».—. ≈фимова", 1954) и многие другие.
¬ насто€щее врем€ в портретном жанре успешно работают такие художники, как Ќ. —афронов, исполнивший множество живописных образов знаменитых политиков, актеров и музыкантов, ».—. √лазунов, создавший целую галерею портретов известных де€телей науки и культуры.



»ль€ –езник

√лазунов_ ѕортрет »льи –езника, 1999


ќгромный вклад в развитие русской портретной живописи внес ј.ћ. Ўилов ("ѕортрет академика ».Ћ.  нун€нца", 1974; "ѕортрет ќли", 1974).


ѕортрет ќли

ј.ћ. Ўилов. "ѕортрет ќли", 1974


ѕри подготовке материала использованы материалы

http://www.ravnovesie.com/files/rv/53161711744.htm, http://commons.wikimedia.org/wiki/Fayum_mummy_portraits?uselang=ru  и р€д других материалов.
ќб истории русской портретной живописи XVII - начало XIX века можно посмотреть
http://www.artprojekt.ru/Gallery/Russian/55.html .
–убрики:  Ћ» » “¬ќ–„≈—“¬ј/∆ивопись
∆ивопись позвол€ет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них гл€дели с любовью.  ак ценен молчаливый разговор и наедине с самим собой, когда полотна и статуи оживают в сердце. Ќадо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкрадывать себ€, а посто€нно тренировать свой вкус, так же, как и мускулы.
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку