-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Пчёлка_Майя_1

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

россия в картинах

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.06.2015
Записей: 1896
Комментариев: 2089
Написано: 4787


Великолепные портреты кисти Эль Греко.Часть первая

Суббота, 26 Декабря 2020 г. 19:12 + в цитатник

Эль Греко

Доми́никос Теотоко́пулос, более известный как Эль Гре́ко (греч. Δομήνικος Θεοτοκόπουλος, Domenikos Theotokopoulos, встречаются также варианты Доминико, Доменико и Теотокопули по форме мн. числа от фамильного имени; исп. El Greco, буквально «грек»; 1541—1614) — испанский художник. По происхождению — грек, уроженец острова Крит.

Эль Греко не имел последователей-современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

1. Эль Греко. «Святой Иероним в образе кардинала». 1590-1600. Лондон. холст, масло. Национальная галерея

На бывшего иконописца Эль Греко большое влияние оказали великие художники позднего Возрождения Тинторетто и Тициан.

Три года Эль Греко штудировал итальянскую школу живописи, при этом продолжая работать в той технике, которой его когда-то учили на Крите. Он грунтовал холст или доску, затем накладывал несколько слоев краски один на другой.

Именно эта техника позволяла ему создавать эффект свечения (света изнутри) и добиваться неповторимых оттенков.

Такие невозможно было получить смешивая краски на палитре. Через 300 лет в этой же технике будут работать импрессионисты.

2. Эль Греко. «Святой Иероним в кардинальском облачении» (ок. 1595) (Лондон, Национальная галерея)

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал).

Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).

3. Эль Греко. «Святой Иероним в кардинальском облачении» (30 см. x 24 см.) (Байон, музей Боннат)

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения.

Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

Портретам Эль Греко свойственна эмоциональность , а также психологическая и социальная проницательность.

4. Эль Греко. «Портрет неизвестного». Ок.1600г холст, масло.

5.Эль Греко. «Портрет монаха-доминиканца ордена тринитарий» (Ученик Эль Греко). 1605. Мадрид. холст, масло.Музей Прадо.

6. Эль Греко. «Святой Иоанн Креститель» (ок.1600) (Сан-Франциско, Музей изящ искусства)

7. Эль Греко. «Христос-Вседержитель» (1610-1614) (72см. x 55см.) (Мадрид, Прадо)

«Апостоладос» (1610-1614)

У Эль Греко Апокалиптизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко. Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» — неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов.

Эти серии создавались мастером наподобие своеобразного деисиса, возможно в воспоминание о деисисах православных храмов на Крите его времени.

8. Эль Греко. «Христос Спаситель» . 1610 -1614 гг. Холст, масло. Дом-музей Эль Греко, Толедо.

В центре его деисисов (деисис (на Руси — деисус), или деисисный чин (от греч. deesis — моление) — это главный ряд икон православного иконостаса, в котором центральное место занимает икона Христа, а справа и слева ему предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Креститель, апостолы Пётр и Павел, иногда некоторые другие апостолы и особо почитаемые в данном храме святые.) помещалось поясное изображение благословляющего Христа, а по обе стороны от него тоже поясные изображения двенадцати апостолов в достаточно свободных позах с вещественными символическими атрибутами, характеризующими каждого из них согласно христианскому иконографическому преданию.

Многие из этих картин  которых ныне рассеяны по различным музеям. Тем не менее самые значительные из них, которые относятся к позднему периоду творчества мастера, можно увидеть в Толедо — в сакристии собора (1605-1610) и в Доме-музее Эль Греко (1610-1614).

В каждой из серий по шесть поясных или погрудных изображений апостолов должны были справа и слева обрамлять изображение Христа. Мастер стремился достичь разнообразия эмоциональных душевных состояний при единстве того общего, что объединяет между собой учеников Христа.

Основной живописный эффект серии апостолов построен на вариации тонов одежд — коричневато-зеленых и бледно-голубых, зеленоватых и серых, желтых и голубых, малиново-розовых и зеленых, голубых и розовых.

Есть что-то отвлеченное, астральное в этих крупных цветовых пятнах, очерченных на темном фоне тающей линией контура. (здесь и далее отсюда)

4. Эль Греко. «Христос Спаситель» . 1610 - 1614 гг. Холст, масло. Дом-музей Эль Греко, Толедо.

"Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения"  Послание Коринфянам 5:14.

Эль Греко. «Христос Спаситель» . 1610 -1614 гг. ( фрагмент картины)

Серия Апостоладос из Дома-музея Эль Греко из тринадцати картин была задумана как единое целое. Центральное место занимала картина "Христос Спаситель мира", справа и слева от него располагались по шесть апостолов, головы которых были повернуты к центральной фигуре. Предполагают, что эта серия картин так и не была завершена в связи со смертью художника.

Греческое слово apostolos означает вестник, посланник. Господь избрал двенадцать учеников, дабы они пребывали рядом с Ним во время Своего служения на земле, были свидетелями Его смерти, воскресения и вознесения. Господь молился о них:

"Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир" Евангелие от Иоанна 17:18.

Христос предназначил двенадцать ученикам распространять евангельскую весть по всему миру:

И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

9. Эль Греко. «Святой Иоанн Евангелист» (1590-1595) (Даллас, Музей искусства)

Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

Впоследствии к апостолам причисляли и других выдающихся христианских деятелей, несших апостольское служение. Большую роль в распространении христианства сыграли Павел, апостол язычников, Св. Мартин, апостол апостол Галии, Св. Бонифаций, апостол Фризии и Германии, Свв. Килил и Мефодий, апостолы славянских народов и другие.

В Евангелиях списки первых учеников Христа незначительно отличаются.

10. Эль Греко. «Святой Пётр»  (ок 1613) (Мадрид, Эскориал)

После предательства Иуды Искариота ученики выбрали на его место Матфия. Господь же присоединил Петра, явившись тому на пути в Дамаск. Другие ученики признали Петра как апостола язычников, неевреев.

Благодаря свидетельству апостолов церковь постоянно росла. Их благочестие, страстное служение, пламенный огонь веры зажигали сердца. Ни угрозы, ни гонения, ни пытки, ни мученическая смерть, не могли остановить распространение Благой Вести

.Согласно преданию, Петр и Филипп были распяты головой вниз, Андрей на косом кресте, мученически погибли Иаков и Павел (возможно, обезглавлены мечом), Варфоломей (распят вниз головой, затем живьем содрана кожа и обезглавлен), Фома (проткнут 5 копьями) как и остальные, кроме Иоанна.(отсюда)

11. Эль Греко. «Иоанн Евангелист».1595-1604. 90 x 77 см, холст, масло. Музей Прадо, Мадрид.

12. Эль Греко. «Святой Лука», (1605-1610) 1605 г. холст масло, (98 х 72) Толедский собор,

Евангелист Лука считается первым иконописцем и создал около 10 икон Богородицы. Его имя носила гильдия художников, в которой состоял Эль Греко.

Мастер хотел подчеркнуть роль святого в создании Евангелия и первых икон. Возможно,поэтому для воплощения образа Луки он использовал свое лицо и руки. Хотя для подобных картин Эль Греко позировали ученики.

13. Эль Греко. «Святой Лука» 1600-1605, холст, масло, 70,5х54,0 см. Музей исторического общества, Нью-Йорк (Historical Society, New York)

14. Эль Греко «Святой Лука», 1610-1614, холст, масло, 28,25 х 21,63 дюйм. Индианаполисский Музей искусств

15. Эль Греко. «Святой Апостол Петр» 1610-1614гг. Холст , масло 81 x 100 см.  Дом-музей Эль Греко, Толедо.

Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё.

16. Эль Греко. «Святой Апостол Петр» 1610-1614гг. (фрагмент) Холст , масло 81 x 100 см.  Дом-музей Эль Греко, Толедо.

17. Эль Греко. «Святой Пётр» между 1590 и 1595 гг. холст, масло, 125.1см.х 107.6см. музей Сан-Диего

18. Эль Греко. «Святой  Апостол Павел»   (1610-1614) (97 х 77) (Толедо, музей Эль Греко)

19. Эль Греко. «Святой Апостол Павел » (1610-1614) (фрагмент) (97 х 77) (Толедо, музей Эль Греко)

20. Эль Греко. «Святой апостол Иаков» 1606 (Старший, Зеведеев, тот самый - испанский Сантьяго), Музей Эль Греко в Толедо,

21. Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел» Барселона. Национальный музей Каталонии.

22. Эль Греко. «Святой Апостол Варфоломей (1610-1614) (97 х 77) (Толедо, музей Эль Греко)

23. Эль Греко. «Святой Апостол Андрей (ок. 1600) (71,12 x 54,6 см.) (Лос-Анжелес, LACMA)

24. Эль Греко. «Святой Апостол Филипп (1610-1614) (97 х 77) (Толедо, музей Эль Греко)

25. Эль Греко. «Святой Апостол Фома (1610-1614) (97 х 77) (Толедо, музей Эль Греко)

26. Эль Греко. «Молитва святого Доминика» 1586-90. холст, масло.Частная коллекция

27. Эль Греко. «Мария Магдалина». 1578. Музей изящных искусств, Будапешт. 157 х 121 см, холст, масло

28. Эль Греко. «Святой Франциск и брат Лео размышляют о смерти» . 1601-1605. Холст, масло. 102х65. Национальная галерея, Оттава

29. Эль Греко. «Святой Людовик, король Франциии паж ». 1592-1595. 120 x 96 см, холст, масло. Музей Лувр, Париж

30. Эль Греко. «Святой Бенито» . 1577-1579 гг. холст, масло.116 x 81 см.Музей Прадо

31. Эль Греко. «Портрет молодого джентльмена» .1600-1605 гг

32. Эль Греко. Портрет «Портрет монаха Гортенсио Парависино» 1609г. 112 x 86 см, холст, масло. Бостон, Музей изящных искусств

33. Эль Греко. «Портрет доктора Родриго де ла Фуенте» 1580, холст,масло, 93х82 см. Музей Прадо

34. Эль Греко «Портрет мужчины» 1600-1605 гг..

с 35 по 60 портреты во второй части

Рубрики:  Искусство/Живопись
Искусство/Религиозное искусство
Искусство/Зарубежные художники
Страны и народы/Европа
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку