-—тена

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ѕчЄлка_ћай€_1

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.06.2015
«аписей: 1525
 омментариев: 1387
Ќаписано: 3339


¬осемь св€тых, св€зывающих нас с —ирией

„етверг, 12 »юл€ 2018 г. 14:30 + в цитатник

«¬—я —¬я“џя ѕќћяЌ”¬Ў≈…»

¬осемь св€тых, св€зывающих нас с —ирией

‘арес Ќофал

—олдат сирийской армии молитс€ ѕресв€той Ѕогородице перед боем—олдат сирийской армии молитс€ ѕресв€той Ѕогородице перед боем

»з-за многовековой экспансии исламских государств —ири€ воспринимаетс€ нами как исламска€ земл€, имеюща€ лишь незначительную, уже канувшую в лету св€зь с христианством.

ќднако это, безусловно, не так: множество св€тых, которым – или словами которых – ежедневно мол€тс€ православные христиане по всему миру,  так или иначе св€заны с —ирией.

—егодн€ мы рады рассказать вам о восьмерых носител€х этого живого ѕредани€ ÷еркви, родн€щих нас с сирийскими городами, монастыр€ми и храмами.

»кона великих св€тых јнтиохийской ѕравославной ÷еркви»кона великих св€тых јнтиохийской ѕравославной ÷еркви
    

—в€той первоверховный апостол ѕавел († 64–67)

јпостол ѕавел. ‘реска из пещеры свв. ѕавла и ‘еклыјпостол ѕавел. ‘реска из пещеры свв. ѕавла и ‘еклы

Ќесмотр€ на то, что —авл из “арса был, по собственному его признанию, «фарисеем, сыном фарисе€» (ƒе€н. 23: 6), его путь в древний ƒамаск началс€ с согласи€ с ненавистными ему саддуке€ми; возглавив гонени€ против еретиков, молодой книжник, наверн€ка, счел необходимым поставить сохранение «акона ћоисе€ выше внутренних разногласий иудейских партий.

—опровождаемый охраной ѕервосв€щенника, —авл, полный ненависти к последовател€м –асп€того, покинул »ерусалим, чтобы вернутьс€ обратно апостолом. јпостолом €зычников.

’от€ источники не сохранили дл€ нас названи€ места, где будущий мученик за ’риста услышал первые слова своего —пасител€ (см.: ƒе€н. 9: 1–7; 22: 1–16; 26: 9–18), церковное ѕредание позаботилось о том, чтобы даже сто€нки (макамат) ѕавла остались в пам€ти последующих поколений христиан; одна из таких сто€нок располагаетс€ к югу от сирийской столицы, в районе ат-“аббала.

Ќа самом же месте призвани€ апостола, в 18 километрах от ƒамаска стоит православный ставропигиальный монастырь ¬идени€, что в ƒжедидат-јртуз, возрожденный јнтиохийской ÷ерковью в 1962 году.

—ам ƒамаск, куда 20 веков назад спутники привели ослепленного —авла, помнит как его купель в доме апостола от семидес€ти јнании, так и башню, через которую корзина с преображенным гонителем была спущена к подножию стен цитадели. —овременные паломники без труда отыщут оба этих места в древней части города: первое из них известно как церковь св€того јнании, что в Ѕаб-“ома, второе именуетс€ башней Ѕаб- исан.

—в€той апостол и евангелист Ћука († 80-е гг.)

¬ерный сподвижник апостола ѕавла, апостол от семидес€ти, врач, живописец и евангелист Ћука тоже св€зан с —ирией: именно на сирийском побережье первый в истории христианства иконописец, по преданию, написал образ ѕресв€той Ѕогородицы. Ёта икона хранилась в храме, осв€щенном в честь —в€той ƒевы,  оторую, в свою очередь, особо чтили и чт€т до сих пор местные жители.

—в€та€ равноапостольна€ ‘екла, первомученица (пер. пол. II в.)

—в. ‘екла. ‘реска из пещеры свв. ѕавла и ‘еклы—в. ‘екла. ‘реска из пещеры свв. ѕавла и ‘еклы

ќдной из обращенных апостолом ѕавлом мучениц первых веков была и ‘екла »конийска€. ¬дохновленна€ проповедью апостола, знатна€ ‘екла, вопреки воле родителей, разорвала свою помолвку, изъ€вив твердое желание идти за своим учителем дальше дл€ проповеди Ѕлагой ¬ести.

„удом избежав смерти на костре, девушка последовала за апостолами ѕавлом и јнанией и дошла с ними до јнтиохии, где и провела большую часть своей жизни. ѕочила св€та€ ‘екла в пещере у горы  аламон, вокруг которой, впоследствии, возник монастырь, несущий им€ первомученицы.

 ак и многие другие св€тыни —ирии, боевиками-исламистами в 2013 году была осквернена пещера равноапостольной, при этом 13 монахинь, постриженных с произнесением имени св€той, были похищены захватчиками. Ћишь спуст€ 100 дней насельницы монастыр€ вместе со своей игуменией ѕелагией (—ай€ф) вернулись в обитель своей небесной покровительницы.

—в€той »гнатий Ѕогоносец, епископ јнтиохийский († 107)

’от€ св€титель »гнатий и не увидел ’риста во плоти[1], он, несомненно, был современником апостолов »оанна, ѕавла и ѕетра; именно место последнего св€титель зан€л, заступив на јнтиохийскую кафедру. –одившийс€ в јнтиохии, св€той »гнатий всю жизнь провел на родной сирийской земле, покинув ее лишь дл€ последнего своего подвига – подвига мученичества: в 107 году второй антиохийский епископ, проповедовавший на прот€жении всего пути в –им, был отдан гонител€ми на съедение диким звер€м[2].

”ченик «апостола любви» »оанна, св€титель »гнатий был, безо вс€кого сомнени€, «апостолом единства». ѕризыва€ всю полноту ÷еркви, клириков и мир€н, к «созвучию любви», Ѕогоносец подчеркивал важность общности как единственно возможного принципа существовани€ человека с Ѕогом и в Ѕоге.

«¬ самом деле, если € в короткое врем€ возымел такое дружество с вашим епископом – не человеческое, а духовное, то сколько, думаю, блаженные вы, которые соединены с ним так же, как ÷ерковь с »исусом ’ристом, и как »исус ’ристос с ќтцом, дабы всЄ было согласно чрез единение.

Ќикто да не обольщаетс€!  то не внутри жертвенника, тот лишает себ€ хлеба Ѕожиего.

≈сли молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой ÷еркви?» – восклицал св€титель[3].

—в€той великомученик √еоргий ѕобедоносец († 303–304)

—в€той √еоргий на воротах церкви в –ас-аль-јйн на северо-востоке —ирии—в€той √еоргий на воротах церкви в –ас-аль-јйн на северо-востоке —ирии

ƒорогой сердцу каждого росси€нина лик св€того √еорги€, знакомый слав€нским народам со —редневековь€, был известен сирийцам еще во времена поздней античности: родиной св€того √еорги€ была библейска€ Ћидда, близка€ каждому сирийцу и географически, и духовно, тогда как путь службы великомученика, приведший его в Ќикомидию, наверн€ка пролегал через —ирию.

Ќеслучайно частица мощей ѕобедоносца (а именно – его большой палец) хранитс€ сегодн€ в одной из церквей  афрбахма, наход€щегос€ неподалеку от города ’ама.

—в€той преподобный ≈фрем —ирин († 373)

”спение преподобного ≈фрема —ирина. √реци€, XV век”спение преподобного ≈фрема —ирина. √реци€, XV век

ќсобую св€зь с русской культурой сохранил преподобный ≈фрем – любимый церковный писатель св€того —ерафима ¬ырицкого.

Ѕез его молитвы немыслим сам ¬еликий пост, а без ее знаменитого поэтического переложени€ – творчество ј.—. ѕушкина. Ѕудучи выдающимс€ интеллектуалом и подвижником своего времени, ≈фрем —ирин соединил в своем наследии «эллинскую мудрость» и квинтэссенцию своего аскетического опыта. « акое необычайное чудо!  то имеет нелицемерную любовь, тот исполн€ет весь закон; потому что “исполнение… закона любы есть”, как говорит апостол (–им. 13: 10). ќ, несравненна€ сила любви! ќ, неизмерима€ сила любви! Ќичего нет драгоценнее любви ни на небе, ни на земле.

ѕосему апостол ѕавел, уча, что нет ничего равноценного любви, так написал и послал во все концы вселенной: “Ќи единому же ничимже должни бывайте, брати€, точию еже любити друг друга, и полагати души друг за друга” (–им. 13: 8). “акова любовь – возглавление всех добродетелей; любовь – исполнение закона, любовь – непреложное спасение.

ќна первоначально обитала в сердце јвелевом.

ќна была кормчим Ќою; она содействовала патриархам. ќна сохранила ћоисе€; она соделала ƒавида жилищем —в€того ƒуха; она водвор€лась в пророках; она укрепила »ова.

» почему не сказать важнейшего? – ќна —ына Ѕожи€ низвела к нам с неба», – писал св€той отец, проповеду€ ученикам основу любого духовного делани€ христианина[4].

Ѕольшую часть своих творений подвижник написал в сирийском городе Ќизиби€ (совр. Ќусайбин), располагающемс€ сегодн€ на сирийско-турецкой границе.

»менно там будущий богослов обучалс€ у св€того »акова, им€ которого нос€т нусайбинские храмы, чтобы потом служить диаконом при его преемниках – епископах Ѕабе, ¬альгаше и јврааме. ѕодвергавшийс€ посто€нным набегам персов родной город ≈фрема встречаетс€ и в его трудах: в частности, пам€ту€ о затоплении окраин города после очередной осады, преподобный сравнивал Ќизибию с Ќоевым  овчегом[5].

—в€той преподобный —имеон —толпник († 459)

ѕреподобный —имеон —толпникѕреподобный —имеон —толпник

„тение Ќагорной проповеди —пасител€ в корне изменило жизнь восемнадцатилетнего юноши —имеона, загоревшегос€ желанием уйти из мира ради духовного подвига.

¬скоре после прин€ти€ —имеона в монастырь брати€ начала жаловатьс€ игумену обители на удивительное усердие молодого монаха, изнур€вшего себ€ вс€ческими видами труда и лишений, что и привело в конечном счете к уходу последнего из монастыр€.

ѕоселившийс€ на дне колодца преподобный мог недел€ми не притрагиватьс€ к пище и воде, что было неоднократно засвидетельствовано многими его современниками.

¬ 420-х годах —имеон избирает дл€ себ€ новый вид подвига, до тех пор неизвестный в монашеской практике: св€той уедин€етс€ на вершине каменного столба, где проводит дни и ночи в молитве и назидании притекающего к нему народа; среди многочисленных верующих, посещавших подвижника, был даже сам император ћаркиан, созвавший в ’алкидоне IV ¬селенский собор.

ћесто подвига —имеона известно старани€ми его последователей, которые около 490 года построили там церковь и монастырь, осв€щенные во им€ преподобного. Ѕудучи прекрасной цитаделью, «крепость —имеона» (« алʻат —амʻан») сыграла свою особую роль в истории города јлеппо, неподалеку от которого она находилась.

—в€той преподобный »оанн ƒамаскин († ок. 753)

ѕреподобный »оанн ƒамаскинѕреподобный »оанн ƒамаскин
    

—трахом к “ебе, €ко рабын€, смерть
повелена приступи, ¬ладыце живота,
“ою подающему нам
безконечный живот и воскресение

( анон воскресный. √лас 6-й. ѕеснь 1)

¬оскресной песнью преподобного »оанна из ƒамаска христиане всего мира встречают св€тейший день недельного богослужебного круга. “ворец многочисленных акафистов, канонов, гимнов, религиозно-философских трактатов и, наконец, вершины догматической мысли ѕравослави€ – энциклопедического «“очного изложени€ православной веры», – »оанн вошел в историю как величайший подвижник и поборник благочести€.

ћансур (таково его им€ до прин€ти€ монашества) родилс€ в ƒамаске около 675 года, в семье великого логофета —арджуна ат-“аглиби.  ак и отец, юноша, изучив точные науки, стал придворным логофетом халифа.

ѕо преданию, после клеветы императора Ћьва III на богослова, выступавшего в защиту иконопочитани€, халиф освободил ћансура от занимаемой должности и отсек ему руку; но, по молитвам Ѕогородицы, рука приросла обратно за одну ночь. Ѕлагодарный за исцеление, преподобный приложил к иконе ѕресв€той ƒевы серебр€ную руку, что привело к возникновению образа «“роеручица».

—пуст€ дес€тилети€, проведенные ћансуром в столице, он отправилс€ в »ерусалим, где прин€л постриг с именем »оанн в монастыре св€того —аввы ќсв€щенного.

ѕрожив остаток жизни в обители, св€той отец почил около 753 года, анафематствованный »коноборческим собором, и лишь после VII ¬селенского —обора им€ преподобного было очищено от клеветы еретиков.

¬ полемическом русле, заложенном св€тым »оанном, развивалась как мусульманска€, так и христианска€ мысль —редних веков, а т.н. «»оаннова рука» повсеместно использовалась дл€ расчета даты праздновани€ ѕасхи христианами јфрики, ≈вропы и јзии.

–убрики:  ѕравославие/—в€тые и праведники
св€тые,праведники
ѕравославие/»кона православна€
Ѕогословие/—в€тоотеческое наследие
—траны и народы
ћетки:  



babeta-liza   обратитьс€ по имени „етверг, 12 »юл€ 2018 г. 21:42 (ссылка)
—пасибо √ал€! — праздником!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 13 »юл€ 2018 г. 12:43ссылка
» теб€,Ћиза,с праздником! —егодн€ всех апостолов вспоминаем...
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку