-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Харитоныч

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.12.2014
Записей: 9825
Комментариев: 27516
Написано: 62309


Дом Гильзе ван дер Пальса(Санкт-Петербург)

Вторник, 28 Апреля 2020 г. 09:39 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Культурное наследие Российской Федерации:

В начале Английского проспекта находится один из великолепных образцов городской усадьбы — особняк консула Нидерландов и владельца резиновой мануфактуры «Треугольникъ» Генриха Гильзе ван дер Пальса. Голландец оформил его в духе модного тогда в Северной Европе северного ренессанса, а внутри обустроил череду роскошных парадных залов для частых приёмов гостей.

 

Английский пр., 8-10
Архитекторы: Иогансен В. Ю.
Год постройки: 1901-1902
Стиль: Модерн



Прекрасный усадебный дом Генриха ван Гильзе ван дер Пальса один из уникальных памятников эпохи модерн в городе. За пышным главным фасадом здания, выдержанном в модернизированных формах итальянского ренессанса с элементами барокко неожиданно скрывается хозяйственный двор, выполненный в виде сельской голландской фермы.



Во двор ведет кирпичная с фахверковыми деревянными балками арка, окантованная полосой белого глазурованного кирпича. Хозяйственные постройки в стиле модерн, по голландской традиции сложены из красного кирпича.


Особенно восхищает изящная восьмигранная фахверковая башенка-голубятня, покрытая зеленой поливной черепицей (такие башенки в Голландии указывали, что хозяин фермы – дворянин и имеет право содержать собственных почтовых голубей).

Еще одна стена с аркой поменьше отделяет хозяйственный двор от садика перед восточным фасадом особняка, в который хозяева могли спускаться по закругленной кованой лестнице с застекленной веранды, каменное основание которой прорезано полукруглыми проемами, закрытыми изящной решеткой.

Но самое удивительное сокрыто внутри особняка. Прямо за парадной дверью открывается галерея парадных залов и комнат, оформленных в модных в то время стилях. Например, лестница в бельэтаж выполнена в стиле модерн, а главная парадная лестница выдержана в голландском усадебном стиле


На углах, опять же по голландской традиции, картуши с хозяйским гербом. Должно быть, такой двор напоминал хозяину усадьбы о родине, которую он покинул восемнадцатилетним юношей-сиротой. Карьера голландца ван дер Пальса в Петербурге складывается успешно. Начав в 1874 г. служащим фирмы «Л. Нейшеллер», (принадлежавшей отчиму его друга и соученика по «Институту для юношества» в Капштадте (где они изучали коммерцию) Макса Отмара Нейшеллера, через десять лет он уже был партнером владельца фирмы.



К началу XX в. ван дер Пальс коммерческий директор резиновой мануфактуры «Треугольник» и фабрики «Скороход», член совета Санкт-Петербургского учетного и ссудного банка, директор Первого Российского страхового общества и т.п. Он известен и своей активной благотворительной деятельностью – был попечителем Училища для детей иностранных исповеданий, детских приютов, туберкулезных санаториев и т.п.


Ван дер Пальс входил в Совет директоров Императорского Русского музыкального общества, финансово поддерживал «Русские сезоны» в Париже В 1908 году он занимает пост почетного консула Нидерландова. С 1894 года ван дер Пальс был женат на дочери профессора Санкт-Петербургской консерватории Люси Иогансен. В их семье росли шестеро детей – три девочки и три мальчика.

Через двусветный зал лестницы раньше проходил лифт из нижнего гардероба на третий этаж, в спальные комнаты. 


Бывшие ранее на этом месте строения мебельного фабриканта Бюхтгера были сломаны до основания и воздвигнут 3-х этажный дом с необходимыми службами. Все место имеет около 950 кв. саж., из которых 375 кв. с. заняты под строениями, а остальные 575 кв. с. - под садом и двором.

Главный дом, открытый с трех сторон и прилегающий четвертой стороной к соседу, облицован весь радомским серым песчаником и местами светлым желтым кирпичом; цоколь облицован сердобольским серым гранитом. Верхняя поверхность фундамента изолирована асфальтовым слоем.

Стены сложены на портландском цементе Альбовского завода, с небольшой примесью белой извести. Полы и потолки устроены на железных двутавровых балках с бетонными сводами; потолки оштукатурены по дереву, причем лепные украшения, как на потолках, так и на стенах, и в падугах, сделаны на месте, от руки. Во всем доме устроено водяное отопление и трубы, изолированные инфузорной землей, помещены в особых каналах, оставленных для этой цели во время кладки стен; каналы эти затем закрыты бетонными плитками на винтах, что дает возможность при порче или течи труб освидетельствовать и исправить их без особого повреждения стен.

Батареи-радиаторы помещены большею частью в нишах под окнами. Кроме того, в жилых комнатах имеются печи и камины. Все умывальники и ванны в доме снабжены, кроме холодной, также и горячей водой от водяного отопления, посредством спиральных медных труб, нагревающих воду в баке на чердаке.

Крыша покрыта оцинкованным железом, и водостоки с лицевого фасада отведены по чердаку к фасаду, выходящему в сад. В нижнем полуэтаже, имеющем пол на уровне тротуара, расположены: вестибюль, гардеробные, швейцарская, домовая контора, винный погреб, приборы отопления и запасные помещения для хозяйства.

В бельэтаже приемные комнаты: зал, гостиная, кабинет, библиотека, биллиардная, цветник, большая и малая столовая, буфетная, кухня с судомойной и пр.; кроме того, несгораемое помещение для хранения столового серебра, лакейская и уборные. В верхнем этаже жилые комнаты: спальни, детские, уборные, шкафная, запасные для частей, гимнастическая, и совершенно изолированное помещение для больных, состоящее из двух комнат, передней и ванной.

Помещения для прислуги находятся в 4-м этаже надворной части дома, где также помещаются гладильня, каток и мастерская для детей, с темной фотографической комнатой. В доме имеются 5 лестниц, из которых две проходят до чердака, одна парадная, мраморная в вестибюле, до бельэтажа, одна ведущая только в кухню, а пятая внутренняя, соединяющая бельэтаж с верхним, открытой конструкции системы «Жоли» (Joly).

Кроме того, имеются: гидравлический лифт для людей из гардеробной до верхнего этажа, и ручной лифт для подъема грузов до чердака. На службы уделено сравнительно немного места, всего около 95 кв. саж., чтобы оставить по возможности более пространства для сада; они проектированы наподобие фахверковых построек, и фасад, выходящий в сад, украшен для более игривости башнею.

Русско-голландский лазарет в особняке Нидерландского консула Г. Г. фан дер Пальса.
Большинство сестер милосердия - дамы голландской колонии в Петрограде
Из Журнала "Столица и усадьба" № 46 1915 г

Стены из обыкновенного красного кирпича, наличники вокруг окон и дверей штукатурные, а крыши черепичные. Службы состоят из: конюшни на 8 стойл, двух каретных сараев, коровника, ледника, навеса для дров, а во втором этаже над каретными сараями помещаются прачечная и квартира кучеров.

Для канализации проложены керамиковые трубы и устроены бетонные выгребные и сточные колодцы. Из торговых фирм и подрядчиков участвовали при постройке, между прочими: Рожнов и Кузнецов - каменные работы. М. Я. Брусов - гранитные работы. Инженер К. Л. Пентковский - облицовочные работы песчаником.

Завод Винклер - художественные слесарные работы. Сан-Галли - подъемные машины. Дрезденская фирма «Тирс и К°» - водяное отопление. К. Зигель - водопроводные и канализационные работы. Мельцер, Бюхтгер, Клейн и др.- столярные работы. Арендт и Леров - паркетные работы. Савин - лепные работы. Н. Ф. Савельев - электротехнические работы. Торговый дом Франк и К°- стекольные работы. Стоимость куб. саж. главного дома около 400 руб., служб около 150 руб. Архитектор В. Иогансен.

В годы Первой мировой войны в здании Нидерландского консульства располагалось Русско-голландское отделение лазарета  им. государыни Императрицы Марии Феодоровны.

Один из приёмных залов, так называемая Зелёная гостиная, или «травяная комната», представляет собой изысканный образец стиля ар-нуво.

 А курительная комната оформлена на персидский манер с турецкими диванами и кальянами. Созданные интерьеры и весь образ усадьбы выражали эстетические запросы не только хозяина, но его супруги — Лючии. Именно по её желанию в доме была выполнена веранда с зимним садом и фонтаном. 

 

Дмитрий Константинович Парпауца (по-румынски Пэрпэуцэ), 1885 г. рождения, житель Бессарабской губернии, в начале ХХ в., приблизительно 1906 г., поступил на Санкт-Петербургские сельскохозяйственные курсы.  Позже, в 1914 г., он окончил Одесское Военное Училище в чине прапорщика. 14 февраля уехал на фронт (сохранилось упоминание о телеграмме от 13 февраля). 

На фото Д. К. Парпауца - первый слева в первом ряду. (Фото из личного архива
Сорины Гылкэ)

Когда началась Первая мировая война, ван дер Пальс устроил в своём особняке лазарет для раненых. После февральской революции он уехал из России, осознавая наступающие перемены. В его особняке обосновалось посольство Великобритании, а затем его сменил «Интернациональный молодёжный клуб». С 1939 года это здание бессменно занимает горвоенкомат. 

Дмитрий Константинович был ранен  и весной 1917 г. лечился в Петроградском (так написано на фотографии) Русско-голландском отделении лазарета имени Императрицы Марии Федоровны - с 12 апреля по 8 мая 1917 г. Умер от разрыва сердца в 1944 г. в  г. Ниспорень, уже Молдавской ССР, когда советская власть выгнала его с женою, дочкой и двумя малолетними внуками из дома на улицу.  В доме Парпауца был размещен Ниспоренский военкомат. Д.К.Парпауца похоронен во дворе Ниспоренской церкви "Святых Архангелов".

(информация предоставлена правнучкой Д. К. Парпауца Сориной Гылкэ)



http://www.citywalls.ru/house10796.html

https://www.fiesta.ru/spb/places/osobnyak-genriha-...palsa-na-angliyskom-prospekte/

http://www.sobaka.ru/city/city/37223#610692

Серия сообщений "Культурное наследие РФ":
Часть 1 - Культурное наследие Российской Федерации:Дом Гильзе ван дер Пальса(Санкт-Петербург)

Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку