-Метки

Атлантида Надя Рушева Троцкий адмиралтейские верфи адмиралтейское объединение адмиралтейство александр первый амурская область андрей миронов аникушин аничков мост архангельск археология благовещенский мост блокада бокситогорск брежнев буровики валентина акуленко валентина патранова валерий хитрин василий шукшин военачальники война вятка вячеслав тихонов вячеслва аскеров г. товстоногов галина куликова ганнибал геолог гиперборея горячий набор гостиный двор гражданская война гранин грибы даниил гранин деготь деревянные кружева детские игрушки директор документальная литература дорогие имена дуэль екатерингоф жуков журналисты завод зеленый мост зея зимний дворец игорь пестун игорь тимофеев ирина ерыкалова ирина чабанова исаакиевский собор история СССР история россии история человечества карибский кризис картина кингисепп кино киров книги константин райкин космонавты космос красота ленинград ленинская правда леонид филатов леонов лермонтов летний сад лилия петрова литейный мост лотерея луна львов любовь орлова медали медный всадник меркадер милиция михаил шолохов михайловское молодость мона лиза монферран мосты петербурга музей музыка народные промыслы наталья николаевна гончарова неделин николай первый объединение "маяк" оздоровительный центр ольга корнеева памятник пушкину памятники петербурга петербург: легенды и были петербургский университет петр первый петропавловская крепость писатель письма планеты полет на марс полеты в космос политические деятели потомки потомки пушкина прародина происхождение человечества путешествие пушкин пушкиниана рабочий раскопки реставрация рисунки рисунки пушкина родословная пушкина российские артисты российские художники сейдозеро семен гейченко сергей юрский старые газеты судостроение сургут счастье тамара хоха татьяна зазорина татьяна зернова татьяна рогачева татьяна устинова терешкова топонимика петербурга точка на карте города тригорское троицкий мост трудные подростки хрущев художник чапаев человек-легенда череповец черкашин школа юбилей юрий гагарин юрий комболин юрий никулин юсуповский сад ягодное

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Дама_с_авторучкой

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 579


Встретимся у моста

Пятница, 24 Марта 2023 г. 19:26 + в цитатник

Экскурсия по карте Петербурга

Рассказывая о реконструкции Аничкова моста в 1840-х годах, Г.А. Клодт, правнук знаменитого скульптора, заметил: «Мост стал равным по ширине Невскому проспекту, и уровень его почти совпадал с мостовой, поэтому всякий вступивший на мост не ощущает известного всем хоть и небольшого, но волнения, когда надо по какому-либо иному мосту перейти реку».

Волнение при переходе через мост? Да полно, бывает ли такое? Для нас, петербуржцев, любой мост – всего лишь продолжение улицы или проспекта и, занятые своими мыслями, мы можем и вовсе не заметить, что под асфальтом уже не земля, а вода…Так же как редко вспоминаем о том, что каждый мост, даже крохотный, через неприметную почти протоку, - это событие в городской жизни, чье-то создание и часто чья-то судьба, это особая – выделенная жирным шрифтом – строчка в истории Северной столицы…

*     *     *

В документальной литературе, в мемуарах мосты очень часто используются как ориентиры.

«Демутов трактир» на набережной Мойки у Зеленого моста был открыт в 1770 году.

Поначалу школа Петришуле располагалась в доме Крюйса у Полицейского моста, а в 1735 году было предоставлено помещение на Невском.

Даже те, кто затруднится назвать адрес печально известного Третьего отделения, хорошо помнят (из литературы), что находилось оно у Цепного моста.

«Английский клуб очень долго занимал великолепный дом у Синего моста, в котором некогда жил фельдмаршал князь Трубецкой и давал пышные пиры и балы».

«…до 1800 года в Петербурге лучшие дома строились в два этажа и редко в три, это продолжалось до 20-х годов, потом постепенно дома стали расти вверх. Первый дом в пять этажей был выстроен в 1830 году Зверковым у Кокушкина моста, и на него в первое время приходили смотреть, как на редкость».

Почему так сложилось – вполне понятно: в XVIII веке мостов в городе было мало, куда меньше, чем улиц, «першпектив» и слободок, и потому все они были, что называется, на слуху. А потом, надо полагать, это стало традицией, такой вот местной «фишкой»: точкой отсчета в самых разных делах выбирать мост.

В 1839 году Невский был освещен газом от Адмиралтейства до Аничкова моста. 11 января 1884 года этот же участок Невского впервые был освещен постоянными электрическими фонарями. Ток для 32 фонарей дала электростанция с баржи, стоявшей на Мойке у Зеленого моста.

Первый маршрут омнибуса в 1830 году проходил от Казанского моста до Крестовского острова.

Первый асфальт на улицах столицы появился в 1839 году у Тучкова моста.

Все это – почти рядовые факты из городской жизни. Но петербургские мосты очень часто становились свидетелями грандиозных, памятных событий.

*     *     *

Петербургские мосты очень часто становились свидетелями грандиозных, памятных событий.

1742 год. После коронации в Москве Елизавета Петровна возвращается в Петербург.

Для встречи императрицы на Невской перспективе возвели две триумфальные арки – у Аничкова моста и у Зеленого моста. По обе стороны перспективы от Адмиралтейства до Зеленого моста выстроились в почетном карауле гвардейцы Преображенского и Семеновского полков. От Зеленого до Аничкова моста были построены Измайловский, Конногвардейский, Атаманский, Уланский полки и Морской экипаж.

Шествие императорского кортежа в сторону Зимнего дворца началось с Фонтанки – границы города. У Аничкова дворца Елизавету приветствовали высшие военные чины. Когда полки отдавали императрице честь под звуки литавр и барабанный бой, прозвучало 70 выстрелов из пушек Петропавловки и Адмиралтейства.

У Гостиного императрицу приветствовали знатные русские и европейские купцы, у Казанской церкви – священнослужители с крестами и иконами. Раздалось еще 85 пушечных выстрелов. Семинаристы в белых одеждах, с лавровыми венками, исполнили «Похвальную песнь».

У Зеленого моста кортеж встретили шеренги чиновников среднего класса, а также оркестр адмиралтейского и кадетского корпусов. Приближение императрицы к Зимнему было отмечено салютом из 101 выстрела. У дворца Елизавету встретили дамы высшего света и чиновники первый пяти классов. Шествие всю дорогу сопровождала музыка духовых оркестров и колокольный звон всех церквей Санкт-Петербурга.

…Тридцать два года спустя. Подписанием Кючук-Кайнарджинского договора закончилась продолжавшаяся почти шесть лет русско-турецкая война. Россия приобрела выход к Черному морю. К ней переходили Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн. Она могла отныне строить на Черном море свой флот. Русские торговые корабли получили право прохода через проливы, что создавало возможности для широкого развития торговли южной России со странами Западной Европы.

Подробную реляцию о заключении мирного трактата доставили в столицу лишь 31 июля 1774 года. По этому поводу 1 августа со стен Адмиралтейства и Петропавловки одновременно было дано по 101 выстрелу.

3 августа в Петербурге торжества в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора начались с самого утра. На группу всадников конной гвардии была возложена почетная миссия: оповестить жителей Петербурга о долгожданном заключении мира. Текст правительственного объявления был громогласно прочитан у Аничкова моста, напротив Караванной улицы, на Сенной площади, перед зданием Сената, а также на Петербургской стороне. На вестниках мира через плечо были надеты перевязи из белого атласа, окаймленные узким золотым кружевом. Каждый из всадников держал в правой руке пучок лавровых ветвей. Текст объявления о мире читал жителям столицы секретарь Сената.

Бывало, мосты становились и не просто очевидцами событий…

*     *     *

Бывало, мосты становились и не просто очевидцами событий: вполне можно говорить об их градостроительной роли, а точнее – об огромном влиянии на развитие города и повседневную жизнь горожан.

«В начале сороковых годов, - писал В.Р. Зотов, - высший круг селился преимущественно на Каменном острове, в Царском и Павловском, средний – на Петергофской дороге, в чухонской деревне Крестовского острова и в Колтовских, сообщавшихся с Крестовским только посредством перевоза на яликах... Новая и Старая деревни вошли в моду только в конце сороковых годов с устройством моста на Крестовский и с открытием в Новой деревне минеральных вод и концертов Излера».

Другой, быть может, более яркий пример – развитие Петербургской стороны. Об этом коротко, но очень емко повествует в очерке «Петербургская – Петроградская…» Герман Гоппе.

Как известно, Петербург начал строиться на Березовом (впоследствии Городовом) острове, будущей Петербургской стороне, и этот факт, казалось бы, предрекал району блестящее будущее. Но (цитирую Г. Гоппе) «менялись планы императора, да и город, вырастая, показывал свой норов и далеко не во всем подчинялся державным предначертаниям. И случилось так, что Петербургская сторона превратилась в глухую провинцию, отрезанную Невой от блистательного Петербурга».

И годы спустя ничего не менялось на этой стороне: «почти весь Большой проспект был застроен, за небольшим исключением, деревянными домами, а на некоторых более отдаленных улицах летом мирно паслись коровы».

«Начало нашего века (двадцатого – Ю.С.) вновь перевернуло судьбу Петербургской, а потом Петроградской стороны. Троицким мостом в 1903 году окраина прочно соединилась с центром города. И строительная лихорадка вновь, но теперь уже на более мощном промышленном уровне, забушевала на бывшем Городовом острове». «По темпам строительства Петроградская сторона до самой революции прочно удерживала первое место в городе».

5749325_DSCN2583 (700x525, 196Kb)

Связывая берега Невы, улучшая сообщение между разными частями столицы, мосты изменяли жизнь города, но и сами зачастую становились «первопроходцами»…

*     *     *

Мосты изменяли жизнь города и сами зачастую становились «первопроходцами». Слово «впервые» в нашей истории не раз и не два связано с мостами.

Первое пробное покрытие Невского асфальтом было проведено на Полицейском мосту в 1844 году.

Постоянное уличное освещение в городе началось с установки на Литейном мосту 12 электрических фонарей.

30 сентября 1969 года открыт первый в нашей стране алюминиевый мост – Коломенский через канал Грибоедова.

Впрочем, «первый алюминиевый мост» – это уже другая тема…

5749325_1T2RHr1jwQ (700x525, 263Kb)

*     *     *

«Первый алюминиевый мост» – это уже другая тема: мостостроение.

Мне думается, что курс «История мостостроения» в строительных вузах имеет петербургскую «прописку», и специалисты, окончившие институты в других российских городах, непременно приезжают к нам на повышение квалификации. Ведь Санкт-Петербург (уточним ради справедливости – и Ленинград!) – это по сути дела огромная и уникальная лаборатория мостостроения. Его история могла бы стать темой для увлекательной экскурсии по городу. И в ней непременно прозвучал бы рассказ о том, что…

…в 1832 году через Бумажный канал в Екатерингофе перебросили первый в России висячий мост.

…первым железобетонным мостом через Неву стал построенный в 1932 – 1936 Володарский мост. Из-за большой глубины реки бетонировать 100-метровые арочные пролетные фермы приходилось на берегу на специально устроенных подмостях. В то время в мировой практике мостостроения не было случая, когда железобетонные пролетные строения таких колоссальных размеров – каждое весом около 4 тысяч тонн – перевозились бы на плаву. Кроме того, здесь впервые применена была сварка при изготовлении металлических крыльев центрального разводного пролета – ранее их делали исключительно на заклепках. При реконструкции Володарского моста спустя без малого сорок лет впервые была сооружена развязка движения транспорта по мосту и набережным Невы.

…первый постоянный мост через Неву – Благовещенский - петербургские газеты называли «драгоценным ожерельем красавицы Невы», «верхом искусства». И действительно, его сооружение явилось высшим достижением инженерной мысли и техники того времени. Реконструированный в 1936 – 1938 годах, Благовещенский стал первым в стране цельносварным мостом: он был сделан без единой заклепки, это уменьшило вес металлических конструкций почти в четыре раза.

…Литейный мост – второй по времени постройки и первый стальной постоянный разводной мост через Неву. Он же был первым среди мостов освещен электричеством.

…Мосты через Мойку интересны в техническом отношении. Их своды составлены из пустотелых клиновидной формы чугунных кессонов. Эта конструкция была разработана архитектором и инженером В.И. Гесте и оказалась столь удачной, что была применена в строительстве целого ряда мостов.

Материала для рассказа так много и факты столь интересны, что фамилии и биографические данные создателей мостов остаются как бы за кадром. Лишь самые любознательные и самые настойчивые из экскурсантов, вернувшись домой, заглянут в энциклопедии и справочники…

*     *     *

Лишь самые любознательные и самые настойчивые из экскурсантов, вернувшись домой, заглянут в энциклопедии и справочники, чтобы зафиксировать в памяти хотя бы основные имена.

Большинство разводных мостов в XVIII веке, с голландскими противовесами, напоминающими склонившихся аистов, построил голландский мастер Герман ван Болес.

Литейный мост построен по проекту архитектора А.Е. Струве.

Авторы проекта Володарского моста - инженеры Г.П. Передерий и В.И. Крыжановский, архитекторы А.С. Никольский и К.М. Дмитриев. Установкой мостовых пролетов на устои с помощью понтонов руководил А.Н. Крылов.

Конкурс на лучший проект моста (будущего Благовещенского) через Неву выиграл молодой петербургский инженер, воспитанник Петербургского института путей сообщения Станислав Валерианович Кербедз. Каменные фундаменты давались с трудом. «…в городе ходила молва, будто Николай I за установку каждой опоры приказывал повышать в чине главного строителя. Вряд ли это отражало реальность. Однако Кербедз, представивший свой первый проект в чине инженер-капитана, закончил строительство генералом».

Дворцовый мост построен по проекту инженера путей сообщения Андрея Пшеницкого.

А вот еще одно имя – давным-давно забытое. Хотя его вполне было бы уместно включать в список создателей петербургских мостов.

Напротив Итальянской улицы перекинут пешеходный Итальянский мост. Современный облик мост приобрел в 1955 году, когда был перестроен, а до этого у него была довольно своеобразная история. В 1896 году инженер Л.Н. Колпицын построил его на свои деньги на месте бывшей здесь лодочной переправы. Он рассчитывал, что компенсирует затраты в 3,5 тысячи рублей, если с каждого проходящего по мосту будут брать по одной копейке. Однако воплотить этот замысел не удалось, инженеру пришлось смириться с потерей денег и считать мост своим подарком городу...

Но в современные справочниках вы уже не найдете упоминания о том, что очень многие мосты так или иначе связаны с членами царской фамилии...

*     *     *

 

Многие мосты так или иначе связаны с членами царской фамилии...

3 апреля 1760 года Сенат издал указ о строительстве первых мостов «для проезда сухим путем с Петербургского на Аптекарский, а с него на Каменный» остров. Мосты возводились по проекту архитектора Александра Виста; строились они спешно, так как императрица Елизавета Петровна тогда часто выезжала на Каменный остров.

3 декабря 1850 года в присутствии Николая I был открыт Благовещенский мост. Кстати говоря, этот же император 25 марта 1829 года утвердил перспективный план строительства Петербурга, на котором, в частности, впервые был намечен мост через Неву, соединяющий Охту с центральной частью Петербурга.

11 сентября 1875 года в присутствии Александра II был заложен Литейный мост.

Троицкий мост был открыт в мае 1903 года, в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. В моем архиве хранятся несколько газетных вырезок с описанием этого события.

«В эти дни завершалось строительство Троицкого моста и набережной на Петроградской». «К 9 часам на Исаакиевской площади выстроились войска. Свои места в Царском павильоне заняли император и члены его семьи. Митрополит Антоний совершил молебен перед иконой Спасителя. К аналою были принесены полковые знамена. С бастионов Петропавловки загремели пушки, которым салютными залпами ответили все суда, стоявшие на Неве. Под неумолкающий колокольный звон икона была перенесена крестным ходом, возглавляемым митрополитом Антонием, через только что открытый и освященный Троицкий мост в домик Петра 1».

«…вдоль здания Адмиралтейства построили трибуны для публики. Еще одни трибуны, в виде кораблей петровских времен, появились вокруг памятника Суворову, чтобы гости могли наблюдать за торжественной церемонией открытия Троицкого моста».

«Самым замечательным «архитектурно-инженерным» подарком городу на 200-летие был Троицкий мост через Неву. Его открытие … стало ключевым моментом юбилейных торжеств. Император Николай II лично нажал кнопку, приводившую в движение разводную часть переправы».

Подпись под фотоснимком: «Петербургский городской голова, потомственный почетный гражданин, купец первой гильдии П.И. Лелянов преподносит императору Николаю II и вдовствующей императрице Марии Федоровне на красной бархатной подушке кнопку, соединенную электрическим проводом с разводным механизмом Троицкого моста, в день его открытия».

«Царский след» - правда, связанный отнюдь не с торжествами, – прослеживается в биографии еще одного моста…

*     *     *

«Царский след» - правда, связанный отнюдь не с торжествами, – прослеживается в биографии еще одного моста: Каменного через канал Грибоедова.

Однопролетный Каменный мост в створе Гороховой по улицы был построен в 1776 году. С тех пор он сохранился без переделок. Мост назвали Каменным потому, что свод, устои и другие его части были сооружены из камня. До этого мосты, как правило, строились из дерева. Мост сооружен инженером И.Н. Борисовым и считается одним из лучших образцов русского мостостроения XVIII века.

Летом 1880 года народовольцы А.И. Желябов и М.В. Тетерка заложили под мост динамит, чтобы произвести взрыв при проезде Александра 2. Но осуществить покушение тогда не удалось.

Вновь в городскую хронику (точнее, наверное, - в разговоры петербуржцев) Каменный мост попал в ноябре 1907 года, когда началось регулярное автобусное движение в городе. Первый маршрут омнибусов-моторов (прототипов современного автобуса) был проложен от Адмиралтейства до Балтийского вокзала. Машины не отличались большой мощностью: следуя по Гороховой улице, заполненный омнибус зачастую не мог преодолеть Каменный мост. В таких случаях пассажиры покидали его и садились снова уже за мостом.

…Вот какая непростая «биография» у этого моста,– и как много он мог бы рассказать, умей говорить… Впрочем, не только он один. Многое помнят наши мосты…

*     *     *

Многое помнят наши мосты…

…«Народная молва пронесла через столетия напоминание о том, что призраки замученных Бироном людей появлялись в самом начале набережной Фонтанки у Прачечного моста, где когда-то находились тайные службы ненавистного герцога».

…22 июня 1928 года при ремонте набережной Фонтанки у Прачечного моста на значительной глубине обнаружены части каменной пристани и набережной петровского времени у дворца Петра I. На другом берегу в тот же день обнаружили деревянную набережную петровских лет – она проходила на два метра ниже уровня набережной 1928 года.

…В создании перил 2-го Садового моста, построенного в 1967 году, были использованы фото перил моста через реку Таракановку, автором которых был известный архитектор В.П. Стасов. Река Таракановка была уже давно засыпана.

…И в заключение – о встрече в Петербурге нового века, которое символически отмечалось… правильно, на мосту. На Дворцовом.

Множество народа собралось в ту новогоднюю ночь на берегах Невы. Мост был разведен, хотя в зимнее время мосты не разводятся. Разводная часть Дворцового моста находилась в центре, и потому, когда поднялись огромные крылья разводной части, они превратились в своеобразные экраны, которые давали возможность видеть и слышать новогодние приветствия. Ровно в полночь под пушечный залп с Петропавловской крепости крылья моста были сведены. Это символизировало начало нового года, нового столетия, нового тысячелетия...

5749325_DSC08159_1_ (700x525, 266Kb)

Наш город – город самых красивых в мире мостов. И это – навсегда!

Рубрики:  Невская мозаика
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку