Императорские кони на полотнах Иоганна Георга де Гамильтона (Johann Georg de Hamilton, 1672-1737).
До изобретения фотографии богатые купцы и знать заказывали художникам свои портреты и портреты детей. Это было в порядке вещей. А вот заказ на серию портретов коней из Кладрубского и Липицианского конных заводов весьма необычен. Заказ был сделан австрийским императором Карлом VI работавшему при венском дворе известному голландскому художнику по животным и натюрмортам Иоганну Георгу де Гамильтону, сыну художника Джеймса Гамильтона, происходившего из знатной шотландской семьи, эмигрировавшей в Испанские Нидерланды. Он родился в 1672 г. в Брюсселе и искусству живописи учился у отца. В 1689 году юный художник переезжает в Вену, где около 1702 года становится академиком Венской Академии художеств, а в 1709 году покидает австрийскую столицу. Почти 10 лет он работает в разных городах Европы, создавая произведения по заказам представителей знатных родов.
В 1718 году Иоганн Георг де Гамильтон возвращается в Вену. Будучи к тому времени известным анималистом, прославившимся реалистичными изображениями породистых лошадей, Гамильтон получает должность придворного художника Карла VI и задание запечатлеть великолепных коней, которыми обладал император.
Серия картин с императорскими конями создавалась Гамильтоном между 1720 и 1730 годами. Всего было написано несколько десятков картин, 24 из которых украсили стены Зала лошадей во дворце Шёнбрунн в Вене.
В своей конной галерее Гамильтон представляет всё разнообразие лошадей Карла VI: как белых липицианцев, предназначенных для высшей школы верховой езды, так и буланых, чубарых, пегих, серых «в яблоках» каретных кладрубов, при этом каждого коня художник изображает с невероятной любовью и почтением, даже, наверное, преклонением перед этими красивейшими, величественными созданиями. Это ощущается во всём – в том, как прописаны детали, как переливается шёрстка и сверкают огромные карие глаза-вишни. Как смотрят на коней их берейторы и конюхи. На этих картинах кони не просто главные герои, они, буквально, царствуют как и их хозяин-император.
Работая над императорским заказом, Гамильтон часто посещал знаменитую Испанскую школу верховой езды в Вене, где зарисовывал коней во время тренировок, а затем использовал эти зарисовки при создании полотен. Он демонстрирует в картинах не только физическое совершенство, но и мастерство этих роскошных красавцев. Художник пишет императорских липицанов и кладрубов в динамике – его кони исполняют крупады, левады и сложнейшие каприоли, грациозно показывают пиаффе.
Умер Иоганн Георг де Гамильтон в Вене в 1737 году, оставив после себя внушительную галерею портретов коней, находящихся сегодня в разных музеях и частных коллекциях.
|
|
|