-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Нина_Толстая

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 14932


Пока есть небо, будь доволен! Пока есть море, счастлив будь!

Воскресенье, 05 Марта 2017 г. 15:51 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Пока есть небо, будь доволен! Пока есть море, счастлив будь!




Брюсов Валерий


Валерий Брюсов.
Портрет работы С. В. Малютина. 1913


Пока есть небо


Пока есть небо, будь доволен!
Пока есть море, счастлив будь!
Пока простор полей раздолен,
Мир славить песней не забудь!

Пока есть горы, те, что к небу
Возносят пик над пеньем струй,
Восторга высшего не требуй
И радость жизни торжествуй!

В лазури облака белеют
Иль туча темная плывет;
И зыби то челнок лелеют,
То клонят мощный пакетбот;

И небеса по серым скатам
То золотом зари горят,
То блещут пурпурным закатом
И лед вершинный багрянят;

Под ветром зыблемые нивы
Бессчетных отсветов полны,
И знают дивные отливы
Снега под отблеском луны.

Везде - торжественно и чудно,
Везде - сиянья красоты,
Весной стоцветно-изумрудной,
Зимой - в раздольях пустоты;

Как в поле, в городе мятежном
Все те же краски без числа
Струятся с высоты, что нежным
Лучом ласкает купола;

А вечером еще чудесней
Даль улиц, в блеске фонарей,
Все - зовы грез, все - зовы к песне:
Лишь видеть и мечтать - умей.

1917



Брюсов Валерий
Словарный запас: 5266 уникальных слов
Самые частые слова: мир день жизнь мечта земля любовь небо сон тень ночь

.
Рубрики:  ПОЭЗИЯ КЛАССИКОВ

Метки:  

РАЗГОВОР ОБ ИСКУССТВE... НА СТРАЖЕ МОРАЛИ

Воскресенье, 05 Марта 2017 г. 15:31 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

РАЗГОВОР ОБ ИСКУССТВE... НА СТРАЖЕ МОРАЛИ




Феликс Кривин

Полусказки





РАЗГОВОР ОБ ИСКУССТВE

Болтаясь без дела на макушке модной шапочки, Кисточка попала в картинную галерею и сразу привлекла внимание нескольких скучающих шляпок.

— Как она шикарна! — заволновались шляпки. — Как оригинальна!
— Знаете, это родственница знаменитой Кисти!
— Да что вы! Какой контраст!

— Я всегда говорила, что в нашей хваленой Кисти нет ничего особенного. Три волоска, перепачканные краской, — вот и вся ее красота. Но вы же знаете — вкусы публики!

— Смотрите, смотрите! Эта маленькая Кисточка просто великолепна. Обратите внимание на ее прическу…

Нашлось немало дельных замечаний по этому поводу, и начался оживленный, увлекательный разговор.

Шляпки были очень довольны, что здесь, в картинной галерее, нашелся наконец предмет, о котором они могли судить вполне квалифицированно.


Читать далее...
Рубрики:  ЛИТЕРАТУРА

Метки:  

Viber — 7 секретов, о которых знают только избранные!

Воскресенье, 05 Марта 2017 г. 15:13 + в цитатник
Это цитата сообщения Растимул [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Viber — 7 секретов, о которых знают только избранные!

Очень малая часть пользователей смартфонов на сегодняшний день не оценили преимущества месседжера  Viber. Данное приложение имеет огромный успех во многим странах мира и пользуется большой популярностью. Но далеко не все люди, использующие Viber, знают все его секреты. Хотя это и не конфиденциальная информация, но просто мало кто до этого додумался. Если тебе интересно усовершенствовать свое общение в Viber, тогда ты попал в правильное место.

22534

читать далее

Рубрики:  СПРАВОЧНИК

Метки:  

Никогда не известно, насколько скоро будет уже слишком поздно.

Воскресенье, 05 Марта 2017 г. 15:09 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Никогда не известно, насколько скоро будет уже слишком поздно.




МЕРФОЛОГИЯ

ЗАКОНЫ МЕРФИ 2000

ЗАКОНЫ МЕРФИ ДЛЯ ЮРИСТОВ



Image Hosted by PiXS.ru


СЛЕДСТВИЕ ФАРНСДИКА ИЗ ПЯТОГО СЛЕДСТВИЯ
После того как дела перешли от плохого к худшему, весь цикл повторится сначала.

ПРИНЦИП БЕНЕДИКТА
Природа всегда на стороне скрытого порока.

ВТОРОЙ ЗАКОН ЧИСХОЛМ
Окружающие будут оценивать любые предложения совсем не так, как их понимал автор.

ПЕРВЫЙ ЗАКОН СОДДА
Если человек хочет выполнить какую-то работу, кто-то (или что-то) будет бессознательно ему мешать.

Тем не менее некоторые задания все же выполняются, потому что тот, кто мешает их выполнению, тоже делает свою работу, следовательно, в свою очередь попадает под действие этого закона.
Читать далее...
Рубрики:  ЦИТАТЫ

Метки:  

Сергей Довлатов и другие современные писатели. Часть I

Воскресенье, 05 Марта 2017 г. 11:06 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Сергей Довлатов и другие современные писатели. Часть I




Сергей Довлатов
и другие современные писатели.
Часть I


Реплика Юза Алешковского


Однажды Юз Алешковский и Андрей Битов сидели в ресторане ЦДЛ (Центральный Дом Литераторов; был такой в Москве, а может и сейчас есть).

Юз вел беседу в своем стиле, т.е. в стиле блестящей и совершенно ненормативной лексики. Ему это было можно. А за соседним столиком ел куриную котлетку по-киевски под названием “ЦДЛ” член правления этого самого Дома.

Этот член был преуспевающим юмористом, мастером т.н. положительного фельетона. В какой-то момент юморист отбросил вилку и нож, а затем возмущенно произнес на весь зал:

"Работаешь, работаешь, устанешь, придешь в СВОЙ дом отдохнуть и слышишь вот такое безобразие!"

Все ждали скандала, но Юз вылетел из-за стола, приблизился к этому члену и с гневом проговорил:

"Ну, что ты такого, падла, написал, что ТАК устал?"

Все присутствующие знали специфику труда этого юмориста, а постановка вопроса была так неожиданна, что зал расхохотался. А бедный юморист аккуратно положил вилку и нож на скатерть, и затем, понурив голову, покинул зал.

Юз Алешковский — Иосиф Ефимович Алешковский (1929-), русский писатель и поэт.
Андрей Георгиевич Битов (1937-) - русский писатель.

Довлатова на этой странице пока ещё нет.




Вспоминая Довлатова


Читать далее...
Рубрики:  ЛИТЕРАТУРА
ЛЮДИ

Метки:  

Анекдоты. Просто анекдоты. Просто подборка анекдотов.

Воскресенье, 05 Марта 2017 г. 10:56 + в цитатник
Это цитата сообщения Калий_О_Аш [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Анекдоты. Просто анекдоты. Просто подборка анекдотов.

*****

По стататистике 70% людей не заметили эту ошибку.
*****

Тактика борьбы Евросоюза с ИГИЛом проста и надёжна: сидеть и ждать, пока у них смертники закончатся.
*****

Не люблю, когда меня хвалят. Всегда недооценивают!
*****

- Ну, я обычно по рецепту готовлю мясо, без импровизаций.
- Я обычно тоже не импровизирую, а доверяю жарить мясо жене. Этот старый, проверенный рецепт достался мне от папы!
*****

- Истина — в вине…
- В чьей?
- Ты с юридического?
- Да. А как ты догадался?
*****

Прошу занести в Красную Книгу мои сбережения. Они на грани исчезновения!
*****

Буратино устроился в цирк укротителем диких животных, и теперь каждый день он ходит по краю жизни и смерти, заходя в клетку к разъяренным и голодным бобрам!
*****

Сегодня на улице я был свидетелем, как мужик разговаривает со своей собакой. Было видно, что он думает, будто пес его понимает!
Пришел домой, рассказал коту, долго смеялись.
*****

- Что было хорошего, пока меня не было?
- Всё было хорошо, пока тебя не было.
*****

Москвичи – как зубы. С каждым годом всё меньше коренных…
*****

- Скупой платит дважды!
- Пойду работать к скупому.
*****

- Ты даже не заметил, что я покрасилась!
- Да заметил я, заметил.
- А я – не покрасилась!
*****

- Сколько раз ты можешь подтянуться на турнике?
- Три раза.
- Всего-то?
- Ну, так это за день. За месяц больше...
*****
Рубрики:  ЮМОР

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

GREENERY

Воскресенье, 05 Марта 2017 г. 10:53 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

GREENERY




самый модный оттенок 2017 года
GREENERY

Image Hosted by PiXS.ru
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Зеленые яблоки на ветках
1910, 5578.5 см • Масло, Холст



Image Hosted by PiXS.ru
Анри Мартен
Пейзаж возле Тулузы


GREENERY
Рубрики:  ПРИРОДА
ХУДОЖНИКИ ВЕЛИКИЕ
ХУДОЖНИКИ

Метки:  

Набираем на клавиатуре символы, которых на ней нет

Воскресенье, 05 Марта 2017 г. 10:00 + в цитатник
Это цитата сообщения Шадрина_Галина [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Набираем на клавиатуре символы, которых на ней нет


КАК НАБРАТЬ НА КЛАВИАТУРЕ СИМВОЛЫ, КОТОРЫХ НА НЕЙ НЕТ? Например знак евро € и многие другие. Оказывается сделать это очень просто. Нажимаем и удерживаем клавишу alt и набираем вот такие цифры на клавиатуре. Цифры набирать ТОЛЬКО С ПРАВОЙ СТОРОНЫ КЛАВИАТУРЫ!
35m1jrk (124x400, 20Kb)35m1jrk (124x400, 20Kb)
alt +0147 Закрывающая лапка
alt +0148Английская закрывающая лапка
alt +0149Большая точка
alt +0150Короткое тире (минус)
alt +0151Тире
alt +0153
alt +0155Правый уголок
alt +0167 § Параграф
alt +0169 ©
alt +0171 « Открывающая елочка
alt +0174 ®
alt +0176 ° Знак градуса
alt +0177 ±
alt +0183 Точка по центру
alt +0187 »Закрывающая елочка




Серия сообщений " Полезное о компьютере":

Часть 1 - Устанавливаем автоматический веб переводчик в МАЗИЛЕ
Часть 2 - Хотите проверить свой компьютер на наличие уязвимости в интернете
...
Часть 21 - Работа с программой Microsoft Office
Часть 22 - Расширения, форматы файлов, чем открыть
Часть 23 - Набираем на клавиатуре символы, которых на ней нет


Рубрики:  СПРАВОЧНИК

Метки:  

Весна в живописи русских художников

Воскресенье, 05 Марта 2017 г. 09:53 + в цитатник
Это цитата сообщения дракоша52 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Весна в живописи русских художников

Календарная весна уже вступила в свои права. Все чаще, проходя по улице, мы ощущаем тепло солнечных лучей, все больше замечаем лужи во дворах и точно знаем, что дороги скоро превратятся в бурные весенние реки. Каждому из нас весна дарит свои впечатления: пока одни боятся промочить ноги и сетуют на грязь и слякоть, другие меняют шубы на легкие плащи и надевают цветные резиновые сапожки.
Что сказать, все мы ощущаем весну по-своему. Давайте обратим свой взор к классике – бессмертным живописным полотнам, попытаемся увидеть это необыкновенное время года глазами знаменитых художников. Великие поэты, воспевшие в стихах такие разные весенние дни, помогут нам проникнуть в замыслы авторов живописных полотен!.. 

Архип Иванович Куинджи(1842 – 1910 )
Бесспорно, стоит начать с выдающегося новатора в сфере живописи и талантливого педагога А.И. Куинджи. Его по праву называют "мастером света". Красочные, впечатляющие, живые полотна, посвященные русской природе, стали настоящим событием в искусстве. Очень тонко и точно передают настроение его картин стихи М. Лермонтова:

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля…
М. Лермонтов 
(фрагмент стихотворения "Весна", 1830 г.)
Весенняя пора в русской живописи и поэзии!..
Ранняя весна,1890-1895
 

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)
Еще один выдающийся живописец, мастер русского пейзажа – А.К. Саврасов. Его полотна очень тонко и проникновенно передают простоту, трогательную грусть и глубинную сущность родной природы. Но лучше всего о художнике сказал его, не менее известный, ученик – И. Левитан: "С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле".

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
"Гостья милая, здорово!" –
Говорят они весне.

Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса...
Скоро все зазеленеет -
Степи, рощи и леса…
А. Плещеев 
(фрагмент стихотворения "Весна", 1861 г.)
Весенняя пора в русской живописи и поэзии!..
Грачи прилетели, 1871
Читать далее...
Рубрики:  ПРИРОДА
ХУДОЖНИКИ - РУ

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Шуламит Шалит о поэте Марии Петровых

Суббота, 04 Марта 2017 г. 14:08 + в цитатник
Это цитата сообщения Грелен [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Шуламит Шалит о поэте Марии Петровых

"НАЗНАЧЬ МНЕ СВИДАНЬЕ НА ЭТОМ СВЕТЕ..."

Единственная книга Марии Петровых при её жизни вышла не в Ярославле, где родилась, не в Москве, где прожила большую часть жизни, а в Армении.

На свете лишь одна Армения,
У каждого – своя.
От робости, от неумения
Её не воспевала я...

И названа была эта первая книга не без умысла – "Дальнее дерево". Знакомая с ранней юности со всеми ведущими российскими поэтами, сама в поэтическом лесу стояла на обочине, "дальним деревом". Написавшая первое стихотворение в детстве, рано осознавшая себя поэтом, но державшая в руках свою первую книгу в шестьдесят (!) лет, она чувствовала неловкость, как женщина, всю жизнь ходившая в неброском, увидала бы себя вдруг в чём-то ярком, привлекающем взоры.

О муках творчества, о том, как начинаются стихи, она сама сказал

И вдруг возникает какой-то напев,
Как шмель неотвязный гудит, ошалев,
Как хмель оплетает, нет сил разорвать,
И волей-неволей откроешь тетрадь.

От счастья внезапного похолодею.
Кто понял, что белым стихом не владею?
Кто бросил мне этот спасательный круг?
Откуда-то рифмы сбегаются вдруг.

Их зря обесславил писатель великий
За то, что бедны, холодны, однолики,
Напрасно охаял он "кровь и любовь",
И "камень и пламень", и вечное "вновь".

Не эти ль созвучья исполнены смысла,
Как некие сакраментальные числа?
А сколько других, что поддержат их честь!
Он, к счастью, ошибся – созвучий не счесть.
1976 г.

И в другом стихотворении, за тридцать три года до предыдущего, та же тема:
Какое уж тут вдохновение, - просто
Подходит тоска и за горло берёт,
И сердце сгорает от быстрого роста,
И грозных минут наступает черёд,
Решающих разом – петля или пуля,
Река или бритва, но наперекор
Неясное нечто, тебя карауля,
Приблизится произнести приговор.
Читает – то гневно, то нежно, то глухо,
То явственно, то пропуская слова,
И лишь при сплошном напряжении слуха
Ты их различаешь едва-едва,
Пером неумелым дословно, построчно,
Едва поспевая, ты запись ведёшь,
Боясь пропустить иль запомнить неточно...
(Петля или пуля, река или нож?..)
И дальше ты пишешь, - не слыша, не видя,
В блаженном бреду, не страшась чепухи,
Не помня о боли, не веря обиде,
И вдруг понимаешь, что это – стихи.
1943 г.

Из автобиографических заметок: "В шесть лет я "сочинила" первое стихотворение (четверостишие), и это привело меня в неописуемый восторг, я восприняла это как чудо, и с тех пор всё началось, - и, мне кажется, моё отношение к возникновению стихов с тех пор не изменилось."

Осознавала, зачем явилась в свет, а писала мало. Когда стали издавать, посмертно, больше чем на сборник стихов не набирается, даже если и с переводами, и с воспоминаниями о ней. Какая же это трагедия – вынужденное молчание истинного поэта. Не потому ли скажутся горестные слова: "Бесценный дар поэта / Зарыла в землю я."

Только детство и было счастливым: "...Детство моё! Кажется, ни у кого не было такого хорошего... До 9 лет – счастье. "

Она родилась в 1908 году, значит счастье кончилось в 1917-м. До революции жили под Ярославлем, в селе Норское, где отец, инженер-технолог, более четверти века проработал на хлопчатобумажной фабрике. Что окружало? Неброская красота российской природы, величавая Волга, в саду – берёзы, два больших кедра, жасмин, крыжовник, "леса кругом были чудесные", - вспоминала Мария Сергеевна.

На протяжении всей жизни сохранит она дух добра и интеллигентности, царивший в доме. Семья была большая, пять человек детей. Дочь Петровых, Ариша, прислала мне кассету с давним интервью сестры Марии, Кати. Давая интервью Ярославскому радио, Катя вспоминала: "Внешне хрупкая, с добрым выражением лица, с карими глазами, светлыми кудрявыми волосами. А характер был твёрдый. Она умела отстоять своё мнение. Была мужественной. Однажды Маруся, пятилетняя, отправилась к бабушке, не сказавшись матери, убежала от присмотра гувернантки... Прошла то ли лесом, то ли берегом Волги полтора-два километра. Одна. Бабушка сидела в кресле, читала книгу и одновременно вязала. Маруся тронула её за колени и тихонечко сказала: Я убежала". Сама была потрясена своей храбростью: полтора-два километра пройти лесом, как Красная шапочка! К воспоминаниям Кати мы еще вернемся.

И в юности, и в зрелые годы Мария Петровых была мужественной, знала, что опираться надо только на самоё себя:

Никто не поможет, никто не поможет,
Метанья твои никого не тревожат,
В себе отыщи непонятную силу,
Как скрытую золотоносную жилу.
Она затаилась под грохот обвала,
Поверь, о поверь, что она не пропала,
Найди, раскопай, обрети эту силу,
Иль знай, что себе ты копаешь могилу.
Пока ещё дышишь – работай, не сетуй,
Не жди, не зови...

Когда ей было 15 лет (8-й класс), она стала ходить на собрания Союза поэтов... "Окончив школу, уехала в Москву и поступила на Высшие государственные литературные курсы... экстерном кончала Московский университет. На одном курсе со мной, - пишет Мария Петровых, - учились ставшие впоследствии замечательными поэтами Арсений Тарковский и Юлия Нейман... Много писали стихов... Молодость моя как-то странно соединяла в себе мучительную тоску и безудержное веселье. Вероятно, это у многих так. Я не носила стихи по редакциям. Было без слов понятно, что они "не в том ключе":

Мы начинали без заглавий,
Чтобы окончить без имён.
Нам даже разговор о славе
Казался жалок и смешон.

А в дневниках с горькой усмешкой: "При жизни я была так глубоко забыта, / Что мне последнее забвенье не грозит."

В 1934 году поэт Георгий Шенгели из Гослитиздата предложил им, молодым поэтам, работать над переводами. И первой же переводческой работой стали главы из поэмы еврейского поэта Переца Маркиша "Братья". И этот и другие переводы обнаруживают зрелого мастера художественного перевода. Из Маркиша. Картинка еврейского местечка черты оседлости:

В трауре застыла старая криница,
Тощим журавлём с поджатой ногой,
Городишко тесно стиснули границы,
Задохнулся тракт, простёрт как труп нагой...
А вот прямая речь одного из героев, у которого революция отнимет всё, что у него было:

Рады, что ль, собаки, что растоптан я?
Если б заболеть, лежать в горячке если б,
Если б тиф свалил в беспамятстве меня!
Чтоб мои глаза сквозь бред могли не видеть,
Чтоб моих ушей и шум не бередил!

Из Рахили Баумволь. Стихотворение "Рассвет":

Из ничего возникла тишина,
Чей гром почти невыносим для слуха,
Часы как барабан грохочут сухо,
И гладь большого зеркала мутна:
Она облита молоком рассвета,
Нельзя узнать ни одного предмета.
Но ласточка легонько о стекло,
Как спичка, чиркнула – и стало вдруг светло.

Она много будет переводить с еврейского - снова Маркиша, потом Галкина, Борисова, Баумволь...

За год до начала переводческой работы, в 1933-м, она познакомилась с Анной Ахматовой: "Пришла к ней сама в Фонтанный дом. Почему пришла? Стихи её знала смутно. К знаменитостям тяги не было никогда. Ноги привели, судьба, влечение необъяснимое... Пришла как младший к старшему."

Через четверть века, вот так же, как младшие к старшей, придут к Марии Петровых на поэтический семинар при Союзе Писателей Толя Якобсон, Наташа Горбаневская, Миша Ярмуш, Аля Орловская и Миша Ландман.

Из дневника Марии Петровых (3 августа 1966г.):
"Не спится. Душно. Стучат поезда. Дни проходят томительно и быстро и бесплодно. Вчера днём – Миша, потом – Толя. Если бы хоть для них был толк от меня!"

С той минуты, как я разыскала в Израиле своего старого друга Мишу Ландмана , я стала просить его написать о Марии Петровых, о встречах с Ахматовой, Светловым, Чуковским. Он так долго собирался. Успел немногое.
"... под нажимом Шуламит... решился написать несколько заметок о том, что помнится..." – писал он своей давней приятельнице Инне Чайковской

. Мы похоронили его осенью 1997 года. Да, он успел прислать мне почти двадцать страниц воспоминаний о Марии Петровых.

"Марию Сергеевну Петровых я всегда ощущал поэтом по той формуле, что дана Блоком в статье "О назначении поэта". Поэт – это не тот, кто пишет стихами, поэт – это прежде всего человек особого склада, который по особому воспринимает мировые явления и приводит их в гармонию. Если я бы не боялся быть тривиальным, я бы сказал, что поэт – это соавтор Творца или, по формуле Пастернака, "великий бог деталей"... И вот такой личностью для меня была Петровых, а ведь я повидал многих знаменитых людей, писавших стихи. Пастернак ощущал её особую чувствительность и напряжённый нерв восприятия жизни. Ахматова высоко ценила её, тоже, думается, именно за это.

Язык Мария Сергеевна знала до таких невыразимых тонкостей, что равных ей не было даже среди её друзей, таких мастеров поэзии, как А.Тарковский, А.Штейнберг, С.Липкин, В.Звягинцева, Д.Самойлов. Ахматова к её (Марии Петровых) мнению с особым трепетом прислушивалась."

А.Ахматова и М.Петровых

Анна Ахматова и Мария Петровых (фото М.Ландмана)

Вернёмся к первой встрече Ахматовой и Петровых. Миша вспоминает рассказ самой Марии Сергеевны:
"... она прочла ей тогда свои первые стихи. Ахматова отнеслась к ним без особого энтузиазма, так показалось Петровых... Спустя некоторое время в общежитии, где она обитала, появилась комендантша, сказала, что к ней пришла какая-то женщина. Мария Сергеевна решила, что это кто-то из родни, вышла в чём была. И обомлела, узнав Ахматову. С этого дня и началась их многолетняя дружба. А то, что они всегда разговаривали на равных, было видно невооружённым глазом."
Разве кто-то сказал об Ахматовой так ёмко, с такой ювелирной точностью и так кратко?

Ты сама себе держава,
Ты сама себе закон,
Ты на всё имеешь право,
Ни за кем нейдёшь вдогон.

Прозорлива и горда
И чужда любых иллюзий...
Лишь твоей могучей музе
По плечу твоя беда...

Это 1963 год. Ахматова ещё жива.
А вот Ахматова о Петровых: "Маруся знает язык как Бог..."

М.Петровых пережила А.Ахматову на 13 лет. А.Ахматова умерла в 1966, М.Петровых в 1979 году. Через год после ухода Анны Андреевны Мария Петровых все еще скорбела, чувствуя безысходное одиночество:

Ни ахматовской кротости,
Ни цветаевской ярости –
Поначалу от робости,
А позднее от старости.
Не напрасно ли прожито
Столько лет в этой местности?
Кто же всё-таки, кто же ты?
Отзовись из безвестности!..
Лишь начало мелодии,
Лишь мотив обещания,
Лишь мученье бесплодия,
Лишь позор обнищания.
Лишь тростник заколышется
Тем напевом, чуть начатым...
Пусть кому-то послышится,
Как поёт он, как плачет он.
1967 г.

Такие стихи никогда не старятся. Прочитав одно, другое, хочется читать еще и еще. И больше узнать о самом авторе.

Миша стал свидетелем одной замечательной сцены.
Мария Петровых была почти не известна как поэт, очень котировалась от Москвы до самых до окраин как переводчик, но была и уникальным редактором. "...Пришла вёрстка последней ахматовской прижизненной книги "Бег времени", за нею явился некий Ибрагимов, высокий редакционный чин из "Худлита". Явился он, скорее всего, из желания пообщаться с Ахматовой, потому что обычно за рукописью или корректурой присылали курьера. Ахматова вёрстку не отдала, что было само по себе нарушением установленного правила, а объяснением повергла онемевшего Ибрагимова в изумление:

- Мария Сергеевна ещё не видела...

Петровых становилась как бы последней инстанцией, что-то утверждающей и что-то сменяющей... Ибрагимов был в такой растерянности, что пролепетав какое-то извинение, расшаркался и ушёл. Ахматова даже не пригласила его присесть."

Пишущие и говорящие о Марии Сергеевне всегда цитируют посвящённые ей стихи Осипа Мандельштама: "Мастерица виноватых взоров, /Маленьких держательница плеч..."

Нельзя без улыбки слышать голос Кати, рассказывающей об ухаживаниях Мандельштама за ее сестрой:
"Житья нам не давал. Приходил иногда по три раза в день. И говорил, говорил. Потом его арестовали, Надежда Яковлевна, жена Мандельштама, поехала к нему на свидание, а, вернувшись, рассказывала в ужасе: "Вы знаете, Ося сказал, он хочет, чтоб Марию Сергеевну тоже посадили, и их отправят в одно место куда-нибудь, и она там его полюбит". Всем от этого рассказа было не по себе", - заключает Катя. "Борис Леонидович, говорила в этой связи Мария Сергеевна о Пастернаке, - смотрит на меня глазами, полными ужаса и сострадания, мне становится вдвойне страшно."

Из книги "Осип Мандельштам. "Сохрани мою речь..." (Москва. "Школа-Пресс", 1994 г.):

Зима. Приезд в Москву Ахматовой. Роман Мандельштама с поэтессой Марией Петровых, которой посвящены два стихотворения. Н.Я.Мандельштам: "Две-три недели он, потеряв голову, повествовал Ахматовой, что не будь он женат на Наденьке, он бы ушёл и жил только новой любовью... Ахматова уехала, Мария Петровых продолжала ходить к нам, и он проводил с ней вечер у себя в комнате, говоря, что у них "литературные разговоры". Раз или два он ушёл из дому, и я встретила его классическим жестом: разбила тарелку и сказала: "Она или я..." Он глупо обрадовался: "Наконец-то ты стала настоящей женщиной!.. Встречи с М.С.Петровых были и у сестры Е.С.Чердынцевой (Катя), (Гранатный пер., 2/9)".

С Борисом Пастернаком Мария Сергеевна, по её словам, была знакома с 1928 года. Но подружились они в Чистополе, во время эвакуации, в конце 1941 года, уже после смерти Цветаевой. Б.Пастернак устроил ей поэтический вечер, М.С. бережно хранила объявление, написанное его рукой.

На вопрос М.Ландмана, какой же он был, Борис Пастернак, она отвечала: - "Очень наблюдательный. Он всегда видел мир не только внутри себя, но и вокруг. Конечно, бывал всякий, весёлый, хмурый, замкнутый. Когда переводил "Гамлета" , бросил курить. Ему казалось, что курение с такой работой несовместимо. Любая его странность была естественной и даже обыденной.

Но одну его "странность" даже она не в силах была оправдать: его отношение к еврейству.

Однажды, в годы дикого разгула антисемитизма, когда буквально на глазах всего мира уничтожался цвет еврейской советской интеллигенции, Петровых, при встрече с Пастернаком, заговорила о происходящем. В ту страшную пору говорить на такую тему можно было только с очень близкими людьми. Пастернак раздражённо прервал её:
-"Это вагон не моего поезда. Не вмешивайте меня в это."

Мария Сергеевна была до глубины души потрясена. Её, нееврейку, творившееся задевало больше, чем его, рождённого от еврейских родителей. Резко и остроумно реагировала Мария Сергеевна на слухи, будто Пастернака в детстве крестили.
"Борис Леонидович придумал какую-то невероятную историю, будто бы русская нянька, тайком от родителей, отнесла ребёнка в церковь и крестила... Зачем было няньке, очевидно, простой женщине, рисковать хорошим местом службы, ради чего? И если даже предположить в ней религиозную фанатичку, то никакой церковный пастор, да ещё в царские годы, без согласия родителей не решился бы совершить таинство крещения, даже за огромную мзду. И потом, у Бориса Леонидовича было несколько братьев и сестёр, почему же ретивая нянька выбрала одного, ведь были и другие дети?"

Как-то Миша Ландман приехал в Голицино, в Дом творчества, где отдыхала Мария Сергеевна. И снова, как уже не раз, зашёл разговор об уничтожении властями еврейской интеллигенции в период с 1948 по 1952 год. Среди друзей Марии Сергеевны всегда было очень много евреев, в том числе, и известных писателей.
- "Не понимаю, - сказала Мария Сергеевна, - у какого изверга могла подняться рука убить Переца Маркиша. Он никогда не был героем моего романа, но был так неописуемо красив, что только зверь мог уничтожить такую прекрасную человеческую особь."

Галина Полонская, бывший редактор издательства "Художественная литература", хорошо знавшая Марию Сергеевну, рассказала:
"В середине шестидесятых годов Петровых случайно нашла свою любимую школьную подругу. Она очень обрадовалась встрече, но узнав, что в годы гонения на евреев та вела себя весьма "активно", прекратила с ней всякие отношения и при встрече не подала руку."

Сегодня уже не тайна, что Мария Петровых любила Александра Фадеева:
Назначь мне свиданье
на этом свете.
Назначь мне свиданье
в двадцатом столетье.
Мне трудно дышать
без твоей любви.
Вспомни меня,
оглянись, позови!

Назначь мне свиданье
в том городе южном.
Где ветры гоняли
по взгорьям окружным.
Где море пленяло
волной семицветной,
Где сердце не знало
любви безответной.

Ты вспомни о первом свидании тайном,
Когда мы бродили вдвоём по окрайнам,
Меж домиков тесных, по улочкам узким,
Где нам отвечали с акцентом нерусским.
Пейзажи и впрямь были бедны и жалки,
Но вспомни, что даже на мусорной свалке
Жестянки и склянки сверканьем алмазным,
Казалось, мечтали о чём-то прекрасном.
Тропинка всё выше кружила над бездной...
Ты помнишь ли тот поцелуй поднебесный?..
Числа я не знаю, но с этого дня
Ты светом и воздухом стал для меня.
Пусть годы умчатся в круженье обратном.
И встретимся мы в переулке Гранатном...
Назначь мне свиданье у нас на земле.
В твоём потаённом сердечном тепле.

Друг другу навстречу
по-прежнему выйдем.
Пока ещё слышим,
Пока ещё видим,
Пока ещё дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю:
назначь мне свиданье!

Назначь мне свиданье,
хотя б на мгновенье,
На площади людной,
под бурей осенней.
Мне трудно дышать,
я молю о спасенье...

Хотя бы в последний мой смертный час
Назначь мне свиданье у синих глаз.
1953 г.



"Назначь мне свиданье у синих глаз." Это были синие глаза А.Фадеева. Из воспоминаний Ландмана: "Петровых любила Фадеева. Романы у неё были и позже, очевидно, но Фадеев был для неё глубинной любовью.

О её отношении к Фадееву я узнал от Ахматовой. Причём не прямым, разумеется, текстом, а лишь намёком, жестом. А было так. Я о чём-то разговаривал с Анной Андреевной и в разговоре неодобрительно отозвался о Фадееве. А.А. тревожно, почти испуганно оглянулась и приложила палец к губам. Марии Сергеевны – слава Б-гу – в комнате не было. Фадеевская тема была табу в доме М.С., и Ахматова соблюдала это правило. Да ещё посвятила в тайну меня, постороннего для неё человека, как бы предостерегая от опрометчивого высказывания, что я с тех пор соблюдал неукоснительно. Благодаря усилиям Фадеева она получила бывшую квартиру автора "Белой берёзы". Когда застрелился Фадеев, и М.С. сидела у гроба, к ней подошёл Борис Леонидович Пастернак, и они долго сидели так вместе.

Судьба за мной присматривала в оба,
Чтоб вдруг не обошла меня утрата.
Я потеряла друга, мужа, брата,
Я получала письма из-за гроба..."

Это была её беда, её ярмо... Только вот я этой любви не понимал, но, очевидно, для этого надо бы было родиться женщиной.
А ведь в неё влюблялись многие и многие.
Кроме Мандельштама, Пастернака в недолгий чистопольский период, очарованы ею были в разное время и Эммануил Казакевич, и, примерно в те же годы, Александр Твардовский, чуть позже Павел Антокольский... О чём есть воспоминания у Самойлова. Словом, она была женщиной, которая вызывала сильные чувства у многих соприкасавшихся с ней людей. Кстати, и у женщин тоже. И причиной тому не только её внешняя привлекательность, но и какая-то неуловимая внутренняя сила, обаяние личности – не только ума, а какой-то потрясающей детскости и суровости, открытости и сдержанности".

У Давида Самойлова есть несколько стихотворений, посвящённых Марии Петровых, но я процитирую посвящение Арсению Тарковскому.

Мария Петровых да ты
В наш век безумной суеты
Без суеты писать умели.
К тебе явился славы час.
Мария, лучшая из нас,
Спит, как младенец в колыбели.
Благослави её Господь!
И к ней придёт земная слава.
Зато не сможет уколоть
Игла бесчестия и срама
Среди усопших и живых
Из трёх последних поколений
Ты и Мария Петровых
Убереглись от искушений
И в тайне вырастили стих.

А тоска Юлии Нейман, которую связывала с Марией Петровых дружба длиною в 50 лет:

Любимая! О, если бы опять
Шепнуть тебе, что сколько ни мудри я,
Но эти годы будут мне сиять
Чудеснейшим из всех имён: "Мария"...
Где каждой буквой, каждой из пяти
Протянуты в грядущее пути.
Я помню сказки золочёный локон
В предутрии, похожая на дым,
Она входила в прорезь узких окон,
Стучала в стёкла пальцем золотым.
Мешая смех и злость весёлой тролльши,
И трели брызг, и ветра крутизну,
Она кружила городом и больше
Всего была похожа на весну...

Вот напутствие нам, живущим в ХХ1 веке, до которого Мария Петровых не дожила:

...Не зря, не даром всё прошло,
Не зря, не даром ты сгорела,
Коль сердца твоего тепло
Чужую боль превозмогло,
Чужое сердце отогрело.
Вообрази – тебя уж нет,
Как бы и вовсе не бывало,
Но светится твой тайный след
В иных сердцах... Иль это мало –
В живых сердцах оставить след?

Спасибо Вам, Мария Сергеевна, за то, что непреклонно и неустанно переводили еврейскую поэзию, помогая многим еврейским поэтам не просто жить - выжить.

Светлая память Вам, донесшей до нас и свой стих, и свою душу истинного русского интеллигента. И напоследок – стихотворение, посвященное Давиду Самойлову:

Взгляни – два дерева растут
Из корня одного.
Судьба ль, случайность ли, но тут
И без родства – родство.
Когда зимой шумит метель,
Когда мороз суров, -
Берёзу охраняет ель
От гибельных ветров.
А в зной, когда земля горит
И хвое впору тлеть, -
Берёза тенью одарит,
Поможет уцелеть.
Не кровные растут не врозь,
Их близость – навсегда,
А у людей всё вкривь да вкось,
И горько от стыда.

Более четкого и благородного отношения к теме "двести лет вместе"
я не знаю.

1.
Petrovyh (227x328, 44Kb)

2.
Petrovyh_ahmatova (1) (500x350, 75Kb)



Серия сообщений "авторы":

Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Земфира Де Вирджилиис
...
Часть 20 - Письмо И.Бродского Брежневу
Часть 21 - Непонятный Гоголь
Часть 22 - Шуламит Шалит о поэте Марии Петровых


Рубрики:  ЖЗЛ
ПОЭЗИЯ КЛАССИКОВ

Метки:  

Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.

Суббота, 04 Марта 2017 г. 13:54 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.




10 000 АФОРИЗМОВ
ВЕЛИКИХ МУДРЕЦОВ
Часть четвертая
НОВОЕ ВРЕМЯ
XVI–XX вв
Россия

Лев Николаевич Толстой
1828–1910 гг.

Image Hosted by PiXS.ru
Ге Николай Николаевич.
«Портрет писателя Льва Николаевича Толстого»

Один из наиболее широко известных русских писателей,
просветитель, публицист, религиозный мыслитель.


Любовь не может быть вредной, но только бы она была любовь, а не волк эгоизма в овечьей шкуре любви.

Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье.

Люди различаются тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
Читать далее...
Рубрики:  ЦИТАТЫ

Метки:  

Женщина за…

Суббота, 04 Марта 2017 г. 13:47 + в цитатник
Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Женщина за…

 

Восьмое марта не за горами и опять вспомнится женщина, какая она красивая, добрая, нежная... У меня в загашнике давно лежит текст замечательного сатирика и юмориста Михаила Жванецкого, но, наверное, он не такой праздничный, зато правдивый. Хотелось бы, чтобы никогда, ни в каком возрасте, женщина не пропадала ни с обложек журналов, ни с фотографий, ни из нашей жизни. Ниоткуда и никогда...

Михаил Жванецкий: "У нас в стране пропадают женщины"

K тому, что в нашей стране исчезают отдельные люди, мы уже привыкли. Но у нас внезапно исчезло целое поколение. Мы делаем вид, что ничего не случилось. Пропадают женщины. Пропадают женщины после пятидесяти. Они исчезли с экранов, они не ходят в кино, они не появляются в театрах. Они не ездят за границу. Они не плавают в море.

 

Где они? Их держат в больницах, в продовольственных лавках и на базарах и в квартирах. Они беззащитны. Они не выходят из дому. Они исчезли. Они не нужны. Как инвалиды. Целое поколение ушло из жизни, и никто не спрашивает, где оно. Мы кричим: "Дети наше будущее"! Нет. Не дети. Они - наше будущее. Вот, что с нами произойдет.

Всю карьеру, всю рекламу мы строим на юных женских телах, и на этом мы потеряли миллионы светлых седых голов. Почему?! Как девицам не страшно? Это же их будущее прячется от глаз прохожих. Много выпало на долю этих женщин. Дикие очереди, безграмотные аборты, тесные сапоги, прожженные рукавицы. И сейчас их снова затолкали глянцевые попки, фарфоровые ляжки, цветные стеклянные глаза.  Читать далее

Рубрики:  ЛИТЕРАТУРА

Метки:  

Маковский Владимир Егорович 1846 - 1920

Суббота, 04 Марта 2017 г. 13:36 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Маковский Владимир Егорович 1846 - 1920




Маковский
Владимир Егорович

1846 - 1920

Image Hosted by PiXS.ru
Политики. 1884
Холст, масло. 33 x 26 см
Национальная галерея Армении, Ереван
Рубрики:  ХУДОЖНИКИ - РУ
Живопись

Метки:  

Андрей Белый «Карма»

Суббота, 04 Марта 2017 г. 13:33 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Андрей Белый «Карма»




Image Hosted by PiXS.ru
Карандашный набросок Леона Бакста

1917 год

Андрей Белый
«Карма»


(Н. А. Григорович)

1


Мне грустно… Подожди… Рояль,
Как будто торопясь и споря,
Приоткрывает окна в даль
Грозой волнуемого моря.

И мне, мелькая мимо, дни
Напоминают пенной сменой,
Что мы – мгновенные огни —
Летим развеянною пеной.

Воздушно брызжут дишканты
В далекий берег прежней песней…
И над роялем смотришь ты
Неотразимей и чудесней.

Твои огромные глаза!
Твои холодные объятья!
Но незабытая гроза —
Твое чернеющее платье.

Читать далее...
Рубрики:  ПОЭЗИЯ - 2

Метки:  

НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ КНИЖКА ... ЗАГУБЛЕННЫЙ ТАЛАНТ

Суббота, 04 Марта 2017 г. 13:30 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ КНИЖКА ... ЗАГУБЛЕННЫЙ ТАЛАНТ




Феликс Кривин

Полусказки





НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ КНИЖКА

Маленькому мальчику купили в магазине Книжку. Называлась она так: «Нужно быть послушным». Очевидно, считали, что для маленького мальчика такая Книжка может быть полезной.

Когда люди ушли по своим делам, и в комнате никого не осталось, Книжка решила осмотреться на новом месте. Осторожно, чтобы не ушибиться, она спрыгнула с этажерки и отправилась по комнате.

Первым, кто встретился ей, был отрывной Календарь. В нем уже почти не осталось листков (потому что дело было в декабре), но он не смущался этим и даже был, по-видимому, весел.

— Негодные дети! — возмутилась Книжка. — Разве можно так книги рвать?!
Календарь только усмехнулся.

Но Книжка его не поняла: в ней ничего не говорилось о календарях. Поэтому она, проворчав себе под нос что-то нравоучительное, отправилась дальше.

На письменном столе она увидела Пресс-папье.
— Грязнуля, — сказала Книжка. — Посмотри, ты весь в чернилах!

Затем она долго отчитывала Форточку за то, что та выглядывает на улицу (можно простудиться!), объясняла Маятнику, что не следует все время бегать взад-вперед.

Графину — что нельзя баловаться с водой, и так далее.
Хорошо, что на ее слова никто не обращал внимания.
А если бы ее послушали?


Читать далее...
Рубрики:  ЛИТЕРАТУРА

Метки:  

Анненков Юрий Павлович. «Портрет Е. Б. Анненковой, жены художника»

Суббота, 04 Марта 2017 г. 13:22 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Анненков Юрий Павлович. «Портрет Е. Б. Анненковой, жены художника»




Анненков Юрий Павлович.
«Портрет Е. Б. Анненковой, жены художника»


1917г.

.
Рубрики:  Живопись

Метки:  

George Percy Jacomb-Hood (United Kingdom, 1857 - 1929)

Суббота, 04 Марта 2017 г. 13:13 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

George Percy Jacomb-Hood (United Kingdom, 1857 - 1929)




George Percy Jacomb-Hood
(United Kingdom, 1857 - 1929)


My Sister
Walker Art Gallery, Liverpool (United Kingdom - Liverpool)
Dates: 1886
Artist age: Approximately 29 years old.


Читать далее...
Рубрики:  Живопись

Метки:  

Верхом на ослике вдоль пляжа

Суббота, 04 Марта 2017 г. 13:09 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Верхом на ослике вдоль пляжа




Верхом на ослике вдоль пляжа


«Верхом на ослике вдоль пляжа» (нидерл. Ezeltje rijden langs het strand) — картина в стиле импрессионизма нидерландского художника Исаака Исраэлса, написана в 1898—1900 годах и представляет собой живопись маслом на холсте размером 5170 см.

В настоящее время хранится в Государственном музее в Амстердаме.


Image Hosted by PiXS.ru
Исаак Исраэлс
Верхом на ослике вдоль пляжа. 1898—1900
Ezeltje rijden langs het strand
Холст, масло. 51 70 см
Государственный музей, Амстердам


История

С 1886 года художник жил в Амстердаме, но с середины 1890-х годов в течение лета он часто гостил в Гааге у отца, художника Йозефа Исраэлса. Вместе они арендовали виллу Оранье-Отель в Схевенингене.
Читать далее...
Рубрики:  Живопись

Метки:  

Герой дня: Мириам Макеба

Суббота, 04 Марта 2017 г. 12:30 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Герой дня: Мириам Макеба




Герой дня: Мириам Макеба



Красивая, сильная и смелая южноафриканская певица Мириам Макеба была настоящим борцом. Ее считали одним из гуманитарных мировых лидеров и называли Мама Африка.

Благодаря ее песням Европа и Северная Америка знакомилась с музыкой и языками Африки. Мириам Макеба стала первой африканской исполнительницей, песня которой попала в чарты США. А в 1966 году ей вручили премию Грэмми.
Читать далее...
Рубрики:  ЖЗЛ

Метки:  

Лев Термен – забытый «человек будущего»

Пятница, 03 Марта 2017 г. 19:11 + в цитатник
Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Лев Термен – забытый «человек будущего»

В начале 1990-х в Москве, напротив Черемушкинского рынка, в крохотной комнатушке в коммуналке жил 97-летний старичок. Однажды, в отсутствие старичка, кто-то разгромил его каморку, которая служила ему не только жильем, но и научной лабораторией: разломал инструменты, уничтожил записи. Старичок был вынужден переехать к дочери, а там вскоре умер. Преступление так и осталось нераскрытым. Но вряд ли кто-то мог быть заинтересован в разгроме лаборатории, кроме соседей по коммуналке — кому ж понравится, когда древний старичок комнату занимает, да еще и какие-то опыты непонятные ставит?

Звали этого старичка Лев Термен. 



Возможно, не всем из читающих эти строки знакомо это имя. Для начала вкратце о том, что он изобрел. Термен Лев Сергеевич (1896-1993) — изобретатель, физик, музыкант. Создатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс (1919-20), одной из первых телевизионных систем дальновидения (1925-26), первой в мире ритм-машины ритмикон (1932), систем охранной сигнализации, автоматических дверей и освещения, первых и самых совершенных подслушивающих устройств и т.п. Принципы работы терменвокса использовались Терменом и при создании охранной системы, реагирующей на приближение человека к охраняемому объекту. Такой системой были оборудованы Кремль и Эрмитаж, а позднее и зарубежные музеи.
 

Лев Термен родился 15 августа 1896 года в Санкт-Петербурге в дворянской православной семье с французскими гугенотскими корнями, его отец был известным юристом. В 1916 году он окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели. А параллельно — физико-математический факультет Петроградского университета. Революция застала его младшим офицером запасного электротехнического батальона, обслуживавшего самую мощную в империи Царскосельскую радиостанцию под Петроградом.  Читать далее

Рубрики:  ЖЗЛ

Метки:  

Поиск сообщений в Нина_Толстая
Страницы: 374 ... 337 336 [335] 334 333 ..
.. 1 Календарь