В колонках играет - Наутилус Помпилиус - Князь ТишиныВспоминаю наше первое паломничество на Святую Гору Афон в 2003 году. Так как наша делегация была весьма многолюдна (где-то около 30 священников с архиереем во главе), было принято решение распределиться на несколько маленьких групп с тем, чтобы потом всем встретиться в Пантелеимоновом монастыре. Нашей группе из четырех человек (я,
отец_Агафангел и еще двое батюшек) выпал жребий поселиться на пару дней в Хиландаре. Когда мы с пристани ехали на грузовике в Хиландар, то первым священником, с которым мы заговорили оказался болгарский священник о. Мартин, который ехал в монастырь Эсфигмену, располагающейся неподалеку от Хиландара. Батюшка оказался из какого-то старостильного согласия. Какого точно не помню, но не еп. Фотию подчиняющегося. о. Мартин вполне себе изъяснялся по-русски и не смотря на свой "зилотский" статус оказался весьма приветливым.
В Хиландаре нас по афонской традиции угостили стаканчиком узы, кусочками сладкого лукума и чашечкой крепкого кофе. Разместившись в уютной келии мы решили побродить по окрестностям. И тут мы поняли, что монастырь Эсфигмену совсем рядом и ничто не мешает нам своими глазами увидеть то, о чем так много говорят. В начале мы слегка заплутали и пошли совершенно не той дорогой, потом уж погода стала портиться и мы, было, совсем потеряли надежду добрести до монастыря. Но ехала попутная машина, которая нас довезла прям к воротам обители. Вопреки некоторым утверждениям, нас абсолютно спокойно пустили внутрь. Зайдя в храм мы обнаружили окончание богослужения (кажется, это было повечерие), все было чинно и красиво. Изъяснившись кое-как с первым встречным монахом о том, что мы с России, с Белгорода и хотели бы посмотреть монастырь. Монах что-то нам сказал и через некоторое время к нам подошел послушник говорящий на чистом русском языке. Оказывается, он был единственным русским в монастыре, уже более пяти лет ожидавший пострига и, что совсем было чудесно, его отец был из Белгорода ) Такую неожиданность сложно было предположить. Послушник (имя запамятовал) испросил благословение у игумена на то, чтобы нас накормили и мы отправились в братскую трапезную, которая как раз напротив главного храма Вознесения Господня. За стол нас усадили отдельный, мы потому уже это так трактовали, "зилоты" и гостеприимство проявили и заповедь не нарушили "с нечестивыми не ядях" )
Тем не менее трапеза была изрядная, лучше чем в каком-либо другом монастыре. Насытившись, русский послушник пригласил одного иеромонаха болгарина и мы отпрались беседовать в архондарик. Там мы к удивлению обнаружили, что в "оплоте Православия" (о, ужоссс) вовсю торгует софринскими иконами. Воистину, "Софрино" - это наше всё! Отцы нам поведали свою старостильную историю и, о том, что их архиереи поставлены епископами Русской Зарубежной Церкви. Беседа была достаточно дружелюбна, никто не кидался с нами драться или отстаивать с пеной у рта свою правоту. Да и мы не нарывались на грубость. Но прощаясь, руки нам подать не захотели.
Да, монастырь Эсфигмену должен быть очень дорог русскому сердцу, ведь он колыбель русского монашества. Именно оттуда пришел прп. Антоний в Киев насаждать на Руси монашеское житие. Там его называют Антоний Эсфигменский. Известно также, что в один из периодов особого обострения конфликта между монастырем и Константинопольским патриахом, в ответ на письмо игумена Эсфигмену на имя Святейшего Патриарха Алексия, митрополит Кирилл направил письмо в Константинополь с требованием прекратить осаду монастыря.
Вернулись назад в Хиландар мы уже почти затемно. Чуть-чуть отдохнув пошли на службу, которая порадовала своей простотой и размеренностью. Гениальное изобретение стасидии - спасли нас после насыщенного походами дня. На литургии мы сослужили сербскому иеромонаху и т.к. служба была без диакона мне выпало произносить ектенью "Рцем вси...", где также мне впервые пришлось поминать п. Варфоломея. Причем я его по нашей русской традиции обозвал "Великим Господином и отцом нашим Святейшим патриархом Варфоломеем", помянув затем нашего патриарха и сербского. Сербский батюшка улыбнулся при моем поминовении п. Варфоломея, они его оказываются очень просто поминают "еще молимся об архиепископе Варфоломее" и все )) без всяких там "наших" и прочих титулов ))
Служба прошла на одном дыхании. Потом мы позавтракав в трапезной стали исследовать обитель. Заглянули в подвалы, хранящие громадное количество бочек с отменным вином. Там на подвальных стенах висели плакаты с Радованом Караджичем, на что я пошутил, "так вот, где он прячется", после чего на меня сурово посмотрела присутствующая братия. Может я угадал ? ) о. иеромонах, которому мы сослужили затем обличил нас в несоблюдении афонских традиций, т.к. мы все ходили "в крестах", "у нас", говорит батюшка, "только о. игумен одевает крест и то, только по великим праздникам. а так все должны быть равны, не нужно вносить различия". Вняв увещаниям мы сняли кресты и больше на Афоне их не надевали.
Не хотелось прощаться с обителью (это было еще до того как монастырь горел). Так все было тихо, мирно и радостно. Но время поджимало и нам нужно было отправляться на пристань...