МИРОВОЗЗРЕНИЕ, МНЕНИЯ, МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ФИЛОСОФОВ
ГРАСИАН БАЛЬТАСАР
Испанский философ
(!601 - 1658)
УЧЕНИЕ
НАУКА БЛАГОРАЗУМИЯ
Да будет первым твоим житейским правилом -- пусть в тебе нуждаются.
Избегай побед над вышестоящим.
Не начинай с чрезмерных надежд. Действительности не угнаться, за воображением
ведь изображать желаемое легко, достигнуть трудно.
Особенно ценно искусство скрывать свои недостатки, обращая их в достоинства.
Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком.
Будь благоразумно отважным.
Умей ждать. С костылем времени уйдешь дальше, чем с окованной палицей Геркулеса.
Сам Бог карает не дубиной, а кручиной.
Сдерживай себя.
Будь решительным. Веря в свою звезду, люди должны браться за дело со всей решительностью.
Не проточная вода портится, а стоячая....
Не упорствуй.
Будь в обхождение терпим.
Никогда не говори о себе.
Живи не споря с веком.
Не тот глуп кто глупость совершил, а кто, совершив не скрыл: Ошибаются все.
Промахи людей великих, как затмения светил небесных всем заметны.
Не поверяй и другу ошибок своих, и даже будь сие возможно, - лучше бы самому о них не знать.
Но тут сгодится другое житейское правило - побольше забывать.
Искусство не вмешиваться: при непогоде житейской всего лучше сложить руки и выждать,
пока буря уляжется; отступишь сейчас - победишь потом.
МЫСЛИ
Разум без благоразумия - двойное безумие.
Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.
Мудрый сразу делает то, что глупец делает в коне концов.
Глупец тот, кого губит избыток ума.
Поступки плоды помыслов. Были разумны помыслы - будут хороши
и поступки.
Надежда - мастерица подделывать истину.
Когда путь неясен держись людей мудрых и осторожных рано или поздно
они находят удачный выход.
Штука не в том, чтобы тебя при входе приветствовала толпа - приятно войти
всякий сумеет, - но чтобы о твоем уходе жалели. Счастье редко сопутствует уходящим:
оно радушно встречает и равнодушно провожает.
Слава достигается ценой труда; что легко дается невысоко ценится.
Иной сделает, а потом думает - как будто не удачи ищет, а оправдания.
В наш век - в диковинку человек.
Есть зеркало для лица, нет зеркала для души. Этот пробел следует выполнять
серьезным размышлением над самим собой.
Даже вежливость бывает оскорбительна, когда подчеркивается.
Не всякую правду сказать можно: об одной умолчи ради себя, о другой - ради
другого.
Я никогда не иду туда, куда идут все... Хочу войти туда, куда не входит никто...
Хочу быть человеком.
Виртуозность своего изобретательного остроумия Бальтасар Грасиан часто
демонстрирует в форме изысканных аллегорий и притч. Вот один из более
ярких примеров ( фрагмент из " Критикона")
ПРИТЧА
Подошли к лавке с вывеской: " Здесь продается единственное лекарство от всех бед"
Народ валом валил. Нетерпеливый Андренио тоже вошел и попросил дать ему поскорей
этого товару.
- Сейчас. сударь, - ответили ему, - сразу видно, что вы в нем нуждаетесь.
Имейте терпение.
Через минуту Андренио снова попросил подать их товар.
- Что вы, сударь? - сказал торговец. - Разве вам его не дали?
- Как так - дали?
- Ну да, сам видел своими глазами, - подтвердил другой торговец.
Андренио, осердясь, стал отрицать.
- Хотя он неправ, но говорит правду, - ответил первый.
- Товар ему дали, да он не взял. Наберитесь терпения.
Народу все прибывало и хозяин лавки крикнул: господа будьте любезны
выйти и освободить место для других покупателей - вас же уже удовлетворили.
- Да что это такое? - возмутился Андренио. - Издеваетесь над нами, что ли?
Вот так расторопность! Дайте нам то, что просим, и мы уйдем.
- Ступайте с богом, сударь, - сказал торговец, - товар вам подали, даже дважды.
- Мне?
- Да, вам.
- Вы мне только сказали - имейте терпение.
- Ох, и чудак, сказал торговец, расхохотавшись. - Так ведь это, сударь мой и есть наш
драгоценный товар, его-то мы и ссужаем, оно-то и есть единственное лекарство от всех бед.
А у кого его нет - от короля до пешки, - тому и жить не стоит.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Объект изысканий Бальтасара Грасиана - природа натуры; и здесь ему равных нет.
Объем сделанного им и ракурс подхода очень обширны, а наблюдательность столь нова, и остра,
и точна. что, пожалуй следует пойти и на констатацию - в лице Грасиана мы имеем дело с
новой наукой о человеке и его публичном поведении в ситуациях регламентированной
субординации, взаимозависимости и взаимовлияния - интригологии.