-–убрики

 -÷итатник

ƒ»ћј ћќ“≈Ћ№: ѕ–ќ¬≈– ј Ќј ≈¬–≈…—“¬ќ - »—“ќ–»я ”Ќ»∆≈Ќ»… - (1)

16.02.2015 ƒима и Ўломит Ќесколько лет назад € предложил  ...

’ј»ћ ј  ≈–ћјЌ: ѕ≈—ј’. —ћџ—Ћ ѕ≈—ј’ј »Ћ» ќ „®ћ ƒ”ћј“№ ¬ Ћ≈…Ћ ј —≈ƒ≈– - (0)

Ётот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о пор€д...

»«–ј»Ћ№ Ќј ‘ќ“ќ 1820-1920 √√. - (1)

¬ детстве мне, как и многим, хотелось чтобы «машина времени» из фантастических книжек...

 ќ‘≈ ѕќ-≈¬–≈…— » - (0)

ќ чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? ќн вполне может...

»«–ј»Ћ№ «ј…ƒћјЌ: ќќЌ ќЅЏя¬»Ћј 2014 √ќƒ, √ќƒќћ Ќ≈Ќј¬»—“»   ≈¬–≈…— ќћ” Ќј–ќƒ” - (1)

26 но€бр€ 2013 г. »нтернет разнес весть: по случаю праздновани€ ћеждународного дн€ солидарности с...

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ћо€_”краина Kelli_Li Our_Ukraine

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 18.09.2013
«аписей: 2472
 омментариев: 383
Ќаписано: 3604


ќ„≈–  ƒ≈—я“џ…: ѕ–≈—Ћ≈ƒќ¬јЌ»≈ –≈Ћ»√»» ¬ —ќ¬≈“— ќћ —ќё«≈. ≈¬–≈…— »…  ќћ»——ј–»ј“. ≈¬—≈ ÷»». Ѕќ–№Ѕј — »”ƒј»«ћќћ » ≈¬–≈…— »ћ» “–јƒ»÷»яћ»

—уббота, 10 ƒекабр€ 2016 г. 10:26 + в цитатник

1

ѕравославна€ церковь в дореволюционной –оссии входила неотъемлемой частью в общее государственное построение‚ основанное на принципе "православие – самодержавие – народность". ¬ступа€ в борьбу с прежним укладом жизни‚ советска€ власть должна была разрушить и церковь – "эксплуататор трудового народа"‚ а ее служителей уничтожить наравне с буржуазией. “ак началось непримиримое противоборство коммунистической идеологии с инакомыслием‚ раст€нувшеес€ на дес€тилет舂 когда на стороне властей был отлаженный аппарат принуждени€ и запугиван舂 а на стороне населени€ – вера во ¬севышнего‚ тыс€челетние обычаи и традиции. ¬ декабре 1917 года большевики ликвидировали систему духовного образовани€ в –оссии‚ закрыли церковно-приходские школы‚ семинарии‚ духовные училища и академии‚ конфисковали их здани€ и имущество. «атем издали декрет о свободе совести‚ который отделил церковь от государства‚ а школу от церкви‚ и запретил преподавание религиозных вероучений во всех учебных заведени€х. ѕатриарх “ихон писал в –ождественском послании (€нварь 1918 года): "«ло нашего времени‚ что новое государство строитс€ без Ѕога‚ что люди полагаютс€ только на свои силы‚ прильнули к земле‚ хлебу и деньгам и упились вином свободы. ÷ерковь осуждает такое строительство..."

¬ €нваре 1918 года был расстрел€н митрополит  иевский ¬ладимир; к концу того года уничтожили более трехсот св€щеннослужителей‚ еще через год – несколько тыс€ч. ¬ начале 1919 года начали вскрывать мощи св€тых угодников‚ которых почитали миллионы верующих. ¬зламывали гробницы и саркофаги‚ выставл€ли содержимое дл€ всеобщего обозрен舂 водили туда экскурсии‚ проводили документальные съемки дл€ показа в кинотеатрах‚ чтобы доказать населению‚ что мощи не €вл€ютс€ нетленными. ¬скрыли гробницу преподобного “ихона «адонского в ¬оронеже, отправили в ћузей атеизма мощи преподобного —ерафима —аровского; в “роице-—ергиевой лавре под ћосквой потревожили мощи преподобного —ерги€ –адонежского‚ и ¬. Ћенин отдал распор€жение: "Ќадо проследить и проверить‚ чтобы поскорее показали это кино во всей ћоскве". ѕрихожане „удова монастыр€ в  ремле умол€ли передать им мощи —в€того јлекс舂 но вождь пролетариата – в массе своей верующего – начертал на их просьбе следующую резолюцию: "ѕрошу не разрешать вывоза‚ а назначить вскрытие при свидетел€х. Ћенин".

»з брошюры издательства "јтеист": "ќкт€брьска€ революц舂 самооборон€€сь‚ неминуемо должна была потревожить могилы этих императорских слуг и безжалостно (ибо жалость в данном случае – это высшее зверство, безжалостность – наивысша€ гуманность) разоблачать их гнусности‚ кои проделывались и проделываютс€ до сих пор". ѕовсюду устраивали демонстрации под лозунгом "Ѕога нет!"‚ высмеивали "пузатых попов" в антирелигиозных представлени€х‚ заглушали праздничные богослужени€ в церквах с помощью духовых оркестров‚ проводили "красное –ождество"‚ "красную ѕасху"‚ даже "красные похороны"‚ которые "прошли довольно живо и многое дали в смысле удара по усто€м прогнившей насквозь поповщины". »з —имбирской губернии сообщали (1920 год, закрытие женского ѕокровского монастыр€): "√лумились над иконами‚ броса€ вниз по лестнице‚ сме€лись‚ издевались‚ сопровожда€ кощунством – руганью... ÷ерковь запечатана‚ часть ризниц разграблена. ¬се продукты годового труда кресть€нок-монашек отобраны. —то п€тьдес€т женщин изгнаны из своих жилищ и обращены в нищих‚ собирающих куски под окнами".

¬ марте 1922 года Ћенин потребовал: "»менно теперь и только теперь‚ когда в голодных местах ед€т людей и на дорогах вал€ютс€ сотни‚ если не тыс€чи трупов‚ мы можем (и поэтому должны) провести изъ€тие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией‚ не останавлива€сь перед подавлением какого угодно сопротивлени€... „ем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастс€ нам по этому поводу расстрел€ть‚ тем лучше". –абочие поселка имени »льича писали в ћоссовет (1924 год‚ под за€влением сто п€тьдес€т три подписи): "ѕросим ћоссовет разрешить вопрос о срытии давно закрытого монастырского кладбища‚ мешающего и виду‚ и площади поселка. —несение кладбища даст нам расчищенную рощу‚ удобную дл€ прогулок и отдыха рабочих... —рытие кладбища мы мыслим в виде свалки в одно место пам€тников... и в уравнении почвы". ј в " ресть€нскую газету" сообщили из √омельской губернии (1925 год): "ѕартиец »ван »вкин‚ чтобы научитьс€ хорошо стрел€ть‚ выбрал дл€ этого кладбище и ну давай жарить по крестам и иконам‚ и попадал очень удачно‚ по четыре пули впивались в икону".

¬ 1930 году запретили колокольный звон в церквах.  олокола сбрасывали на землю‚ чтобы переплавить на нужды промышленности, спиливали кресты с куполов‚ срывали ограды и двери храмов‚ отправл€€ в металлолом. ¬ 1931 году взорвали в ћоскве храм ’риста —пасите눂 построенный в честь победы над Ќаполеоном‚ чтобы возвести на его месте грандиозный ƒворец —оветов. —несли „удов монастырь в  ремле‚ ликвидировали дес€тки московских монастырей с кладбищами при них – ¬ознесенский‚ —трастной‚ Ѕого€вленский‚ «латоустовский‚ Ќикольский; в ƒаниловом монастыре содержали детей репрессированных‚ в ƒонском – устроили крематорий. –азобрали на дрова усадебную церковь генералиссимуса ј. —уворова‚ в которой он отслужил молебен перед походами русской армии в »талии и Ўвейцарии. ¬зорвали собор в ќдессе и ћихайловский «латоверхий собор в  иеве, построенный в 1108 году.  азанский собор в Ћенинграде превратили в ћузей истории религии и атеизма. Ќамеревались убрать с  расной площади в ћоскве храм ¬асили€ Ѕлаженного и здание »сторического музе€, а образовавшийс€ проезд назвать ѕроспектом ћавзоле€ Ћенина, – к счастью, это не было выполнено.

Ќа  авказе разрушали монастырские здани€ – пам€тники архитектуры и уничтожали уникальные фрески давних веков. —носили по всей стране церкви и погосты при них‚ пам€тники с которых пошли на стройматериалы‚ уничтожали иконы и старопечатные книги; уцелевшие церкви с часовн€ми приспосабливали под клубы‚ типографии‚ рестораны и спортивные залы‚ склады горюче-смазочных материалов‚ овощехранилища‚ а кое-где и под туалеты. ѕри ќ√ѕ” по€вилось общество "ƒруг детей" – дл€ воспитани€ нового советского человека, строител€ коммунистического общества. ¬ школах ввели уроки по антирелигиозному воспитанию‚ а в институтах – лекции по научному атеизму. ѕри печатании книг и газет запретили употребл€ть заглавную букву в слове "Ѕог". ƒл€ замены традиционных имен составл€ли "красные именословы": ќкт€брина и  оминтерн‚ »де€ и Ќовомир‚ Ёнергина и Ёлектрина, Ёлеватор и ѕолюс, ¬илен и ¬илена (¬ладимир »льич Ћенин)‚ ¬ладилен (¬ладимир Ћенин)‚ –эм (революц舂 электрификац舂 механизаци€)‚  им (коммунистический интернационал молодежи), –евмира (революци€ мира), ¬елмир (велика€ мирова€ революци€), ƒиамара (диалектический материализм), √ертруда (герой труда) и прочие. ¬замен крестин проводили "окт€брины"; партийные и общественные де€тели лично "окт€брили" младенцев на торжественных заседани€х. ѕрофсоюз деревообделочников в  ременчуге провел "красные крестины"‚ на которых новорожденна€ получила им€ Ќинель (читаемое наоборот – Ћенин); ее зачислили в профсоюз‚ прин€ли кандидатом в комсомол‚ прикрепили к пеленкам значок с надписью "”чись‚ крепись‚ борись и объедин€йс€!"

√. ‘едотов‚ религиозный философ: "¬ гонении на религию в –оссии есть‚ бесспорно‚ какой-то процент чистого демонического богоборчества‚ но есть и доза (веро€тно, более крупна€) политического страха перед ÷ерковью‚ как социальным институтом‚ возможным центром народного сопротивлени€". ј в оперативной сводке √ѕ” сообщали "о настроени€х населени€ города ќдессы" (1930 год‚ из высказываний жителей): "Ќе вы церковь строили‚ не вам и закрывать..." – "ѕервый перегрызу глотку тому‚ кто осмелитс€... снимать колокола..." – "ќдно было утешение‚ и то отн€ли... так что и жить не хочетс€..." – "“еперь уже добираютс€ до души рабочего‚ хот€т ее запачкать..." Ѕорьба с "религиозным мракобесием" ужесточалась из года в год. √ромили общины русских католиков ћосквы и Ћенинграда‚ разрушали мечети и репрессировали мусульманских св€щеннослужителей – наступление на иудаизм стало частью общей антирелигиозной кампании в —оветском —оюзе.

2

≈вреи –оссийской империи были объединены в общины‚ которые регулировали их социальную и духовную жизнь‚ сплачивали и защищали еврейское население от нежелательного‚ а порой и опасного вли€ни€ извне.   началу двадцатого века воздействие внешнего мира значительно возросло‚ измен€€ быт и нравы обитателей городов и местечек‚ однако основные устои еврейской жизни сохран€лись практически такими‚ какими они были за сотни лет до этого. ≈жедневные молитвы в синагоге. —вадьбы‚ обрезан舂 бармицвы и похороны по еврейскому обр€ду. ћезузы на дверных кос€ках каждого дома. ќтдельна€ посуда дл€ м€сной и молочной пищи. «ажигание свечей при встрече субботы‚ долгие субботние трапезы с традиционными песнопени€ми‚ еврейские праздники‚ справл€емые по древним обыча€м‚ и блюда на столе‚ соответствующие каждому празднику. Ћюбовь к дет€м и забота о них; свои мудрецы и духовные авторитеты‚ собственна€ система ценностей‚ непон€тна€‚ а порой и неведома€ окружающему населению. Ќепременные пожертвовани€ в общинные кассы‚ благодар€ которым содержали еврейские больницы‚ дома дл€ престарелых‚ приюты дл€ сирот‚ обучали детей из бедных семей в хедерах и иешивах‚ заботились о достойном погребении неимущих‚ открывали дешевые или бесплатные столовые‚ собирали одежду дл€ нуждающихс€‚ раздавали лекарства и организовывали дежурства у постели больного‚ содержали жену и детей кормильца семьи вплоть до его выздоровлен舂 выдел€ли пособи€ бедным невестам. ƒаже в разгар мировой войны‚ во времена революционных потр€сений еврейские общины заботились о своем населении‚ выдел€€ средства на синагоги‚ больницы‚ хедеры; повсюду создавали общества дл€ оказани€ помощи жертвам войны‚ раненым солдатам и их семь€м.

ѕосле установлени€ советской власти началась идеологическа€ борьба – тиха€ поначалу и неприметна€ – с традиционным укладом еврейской жизни‚ который существовал веками. ¬ этой борьбе огромную роль сыграли евреи-коммунисты‚ евреи-комсомольцы и "воинствующие безбожники". Ќе только война и погромы разрушали старые гнезда еврейской жизни; удар местечку нанесли и его сыновь€‚ которые знали лучше других‚ как боротьс€ с обыча€ми и традици€ми своего народа, какие меры наиболее действенны. Ќикто не мог обвинить их в антисемитизме: евреи вели борьбу против евреев. ¬ыходцы из городов и местечек черты оседлости‚ они понимали‚ что иудаизм определ€ет образ жизни верующего евр刂 его мысли и устремлен舂 а потому основной удар направили против еврейской религии и €зыка иврит‚ на котором написана Ѕибл舂 на котором евреи молились и мол€тс€ ¬севышнему три раза в день.  ультура еврейского народа‚ его традиции и обычаи веками неотделимы от иудаизма‚ и вс€ка€ антирелигиозна€ политика неминуемо превращалась в антиеврейскую. Ѕорьба с еврейской религией стала борьбой с культурой народа‚ с его национальным самосознанием‚ что неминуемо вело к массовой ассимил€ции. ƒ. ѕасманик‚ еврейский общественный де€тель, эмигрант (1924 год): "—колько бы ни боролись большевики с православием‚ они русского национального духа и творчества‚ русской культуры и цивилизации не уничтожат‚ ибо власть земли русской преодолеет все махинации неистовствующих "госполитов" и "комсомолов". Ќо с уничтожением иудаизма‚ как религии и национальной традиции‚ еврейство исчезнет бесследно... ≈врейство‚ не имеющее глубоких корней в земле‚ лишаетс€ вс€кой опоры и защиты и осуждено на духовную и коллективную смерть..."

3

¬ €нваре 1918 года при Ќародном комиссариате по делам национальностей были созданы отделени€ национальных меньшинств‚ и среди них –  омиссариат по еврейским национальным делам. Ётот правительственный орган предназначалс€ дл€ разрешени€ специфических еврейских проблем и "борьбы с национальной буржуазией". ≈го главой – "комиссаром по еврейским делам" – стал большевик —. ƒиманштейн‚ в юношеские годы учащийс€ иешивы в Ћюбавичах‚ где он получил звание раввина. ¬ июне 1919 года  омиссариат по еврейским делам постановил закрыть на территории –—‘—– еврейские общинные учрежден舂 так как они "провод€т позорную политику‚ направленную на затемнение классового сознани€ еврейских труд€щихс€ масс". ƒекрет подписал заместитель комиссара —. јгурский и утвердил ». —талин‚ нарком по делам национальностей; подобные действи€ произошли на ”краине и в Ѕелоруссии. “ак окончательно упразднили многовековую еврейскую национальную автономию, и общинные советы‚ избранные при ¬ременном правительстве, перестали существовать.

¬ 1919 году  омиссариат по еврейским делам ликвидировал ¬сероссийский союз евреев-воинов. ¬ том же году закрыли спортивную организацию "ёный ћакавей"‚ названную в честь национального геро€ »егуды ћакаве€. ¬ протоколе коллегии  омиссариата сказано: "—лушали: о "ёном ћакавее". ѕостановили: в виду того‚ что организаци€ "ёный ћакавей" воспитывает еврейское юношество в национально-шовинистическом духе‚ противоречащем интересам классовой борьбы еврейского пролетариата... закрыть оную организаци€ навсегда". ¬ за€влении  омиссариата было сказано: "≈врейский вопрос в —оветской –оссии больше не существует... Ќикаких других стран нам не нужно. Ќикаких национальных прав на владение ѕалестиной мы не предъ€вл€ем. ћы всецело признаем эти права за трудовыми массами арабов и бедуинов".

¬ партии большевиков были созданы секции национальных меньшинств‚ и среди них еврейские коммунистические секции (евсекции) – дл€ "распространени€ идей ќкт€брьской революции среди еврейских труд€щихс€ масс". ѕерва€ евсекци€ возникла в июле 1918 года в городе ќрле‚ затем они по€вились в ¬итебске и в других городах со значительным еврейским населением. ÷ентральным печатным органом евсекций стала московска€ газета на идиш "Ёмес" ("ѕравда"); газеты евсекций издавали в ’арькове‚ ћинске‚  иеве‚ √омеле‚ ¬итебске‚ ќдессе‚ чтобы евреи могли "приобщитьс€ к коммунистической культуре". Ёти газеты печатали малым тиражом на плохой бумаге‚ с неразборчивыми буквами; читатели плохо понимали новые словообразовани€ на идиш‚ неохотно покупали газеты‚ и редакци€ "Ёмес" взывала к подписчикам: "“оварищи‚ помогите! ¬рем€ не терпит!.."

ƒо революции большевики не вели практически никакой агитации среди евреев –оссийской империи‚ а потому к работе с еврейским населением привлекли на первых порах бывших де€телей еврейских партий‚ которые знали €зык идиш и немало поработали в прошлом в городах и местечках черты оседлости. јктивными членами евсекций стали вчерашние бундовцы‚ вступившие в партию большевиков, и "поалей-ционисты"‚ левое крыло социалистической еврейской партии "ѕоалей ÷ион", которые на деле должны были доказать, что избавились от прежних своих "заблуждений". ќни провозгласили "диктатуру пролетариата на еврейской улице"‚ и историк —. Ѕоровой отметил: "≈всеки были в подавл€ющем большинстве выходцами из местечковых семейств... ¬ старой –оссии они – бедн€ки и недоучки... чувствовали себ€ людьми второго сорта. –еволюци€ открыла дл€ них возможность осознать свою "полноценность" и определить свое место в новом обществе. ћучительно трудно изжива€ комплекс "неполноценности"‚ они самоутверждались как отрицатели и разрушители. „ем сильнее они были в плену старого... тем решительнее становились на путь тотального отрицани€ и искоренени€ груза прошлого". »з газеты евсекции ќдессы: "ћы были до сих пор великодушны и м€гкосердечны... Ќастал час придать гражданской войне на еврейской улице форму решительных действий‚ а не бумажных резолюций".

4

¬ августе 1918 года ≈врейский комиссариат предложил "полностью исключить из еврейских народных школ" религиозные предметы. ѕерестали оплачивать труд преподавателей Ѕиблии‚ и религиозное образование в школах прекратилось; началась кампани€ против хедеров и иешив‚ чтобы освободить детей‚ как было сказано‚ "из ужасной тюрьмы‚ от полной умственной деградации и физического вырождени€". «аведующий еврейским отделом Ќаркомпроса за€вил: "ћы предпочитаем‚ чтобы еврейские дети лучше бегали по улице и кидали камни в окна‚ нежели посещали эти гнойники духа – хедеры и старые школы". Ёто была борьба за детские души‚ и петербургский раввин ћ. јйзенштадт предостерегал в те годы: "Ќаше молодое поколение силой отрывают от нас". ¬ декабре 1920 года закрыли хедеры – начальные еврейские школы‚ основу многовековой системы национального образован舂 котора€ прививала дет€м знани€ в области религии‚ истории‚ традиций и обычаев. ѕервый показательный процесс над хедерами проходил в ¬итебске в 1921 году; защитительную речь произнес раввин …. ћеламед‚ однако приговор был заранее определен: "’едеры следует закрыть в кратчайшие сроки‚ а детей отправить в еврейские школы с преподаванием на идиш". —отни хедеров и иешив ликвидировали по всей стране; учеников перевели в еврейские (а точнее‚ советские) школы‚ где их подвергали усиленной атеистической обработке.

’едеры и иешивы ушли в подполье и продолжали действовать нелегально. »з сообщений с мест: "ќбществу "“арбут" удалось основать в ћоскве тридцать хедеров и детских садов‚ существующих тайно. ”ченики и учител€ приход€т в школы тайком‚ изучают там ѕ€тикнижие‚ иврит и историю. ’едеры эти наход€тс€ где-то на окраине города‚ в домах русских кресть€н. Ќесмотр€ на различные преп€тстви€, обучаютс€ таким образом в ћоскве около трехсот еврейских детей..." ¬ первые годы советской власти начались преследовани€ "служителей культа" – раввинов‚ канторов‚ резников‚ синагогальных служек. ¬ ответ на это главы иешив ∆итомира‚  иева‚ Ѕердичева нелегально ушли в ѕольшу со своими учениками‚ чтобы продолжить обучение на новом месте. ѕокинули –оссию крупнейший раввинский авторитет рав ». ћ.  аган (’афец ’аим) и глава иешивы —луцка рав ». «. «ельцер‚ несколько учеников которого погибли при переходе границы. –аввины городов и местечек‚ оставшиес€ в –оссии‚ продолжали свою де€тельность под угрозой ареста; лишь единицы отказывались публично от раввинской должности и снимали с себ€ "позорное звание раввина"‚ чтобы стать "кашерным советским гражданином".

  середине 1920-х годов ликвидировали по всей стране сотни синагог и молитвенных домов. »з воспоминаний горского евре€-комсомольца (город  уба‚ јзербайджан): "¬ помещении одной синагоги была организована мебельна€ фабрика‚ в другой – коврово-ткацка€ мастерска€‚ в третьей – чулочно-трикотажна€ артель‚ в четвертой – кинозал‚ в п€той – аптека‚ в шестой – пекар툂 в седьмой – школа... ќдна из синагог сто€ла посреди единственной магистральной дороги... искривл€ла улицу и затрудн€ла движение... Ќе нашлось ни одного человека‚ кто бы согласилс€ с киркой в руках свалить хоть один кирпич... ќп€ть пришлось нам‚ комсомольцам‚ показывать пример еще одного "грехопадени€" и коллективно‚ с песней‚ сносить ненужное здание..." ¬ 1925 году Ѕродскую синагогу в ќдессе превратили в клуб имени –озы Ћюксембург: "ѕрежде всего надо было убрать ƒес€ть заповедей‚ которые никак не подходили дл€ коммунистического клуба‚ хот€ бы и еврейского. –усские рабочие не осмеливались ударить по белоснежным каменным скрижал€м с золотыми буквами‚ опаса€сь‚ как бы еврейский Ѕог не покарал их за осквернение ≈го св€тыни. Ќа помощь пришла смела€ женщина из евсекции‚ котора€‚ схватив молот‚ нанесла первый удар по мрамору‚ сделала огромную трещину и цинично за€вила: "¬от видите‚ ничего не случилось! √ром не гр€нул! ћожете продолжать..."

«акрывали не только синагоги‚ но и "миквы" – бассейны дл€ ритуального омовени€ под предлогом распространени€ инфекционных заболеваний. Ћиквидировали и благотворительные учрежден舂 которые содержали еврейские общины: сиротские дома‚ дома дл€ престарелых‚ похоронные братства‚ общества помощи бедным и больным. »з рассказа ». Ѕабел€ (о закрытии одесского дома дл€ престарелых): "ѕо дороге им встретились старики и старухи‚ выгнанные из богадельни. ќни прихрамывали‚ согнувшись под узелками‚ и плелись молча. –азбитные красноармейцы сгон€ли их в р€ды. “ележки парализованных скрипели. —вист удушь€‚ покорное хрипение вырывалось из груди отставных канторов‚ свадебных шутов‚ поварих на обрезани€х и отслуживших приказчиков. —олнце сто€ло высоко. «ной терзал груду лохмотьев‚ тащившихс€ по земле. ƒорога их лежала по безрадостному‚ выжженному каменистому шоссе..."

¬о врем€ ЌЁѕа борьба с религией ненадолго ослабла. ¬ больших и малых городах по€вились кашерные магазины и столовые‚ работали артели по изготовлению кашерных колбас и других продуктов‚ в газетах печатали объ€влени€ о продаже мацы. ≈врейска€ община ћосквы открыла столовые и кафе, в которых нуждающиес€ евреи получали бесплатные или дешевые завтраки, обеды и ужины. ѕо€вились частные еврейские издательства‚ которые выпускали книги религиозного содержани€ и еврейские календари; в Ћенинграде‚ Ѕердичеве‚ ∆итомире и ѕолтаве печатали по старым матрицам молитвенники‚ псалмы‚ "јгаду" к празднику ѕесах. ¬ первые годы советской власти вышло в свет талмудическое сочинение петроградского раввина “.  аценеленбогена; раввины ». јбрамский и Ў. «евин издали на ”краине два выпуска еврейского религиозного журнала‚ в ѕолтаве напечатали сочинение раввина ».  расильщикова "“вуна" ("–азум") – комментарий к книге ћаймонида.

¬ 1925 году цензура в Ћенинграде не разрешила издавать "јгаду" – "вещь €вно вредную"‚ запретила печатать еврейский календарь и приглашени€ на праздничные богослужени€ в синагоге‚ однако в Ѕердичеве‚ ∆итомире‚ Ѕобруйске‚ ћинске‚ ѕолтаве и ѕолоцке книги религиозного содержани€ издавали еще несколько лет.  ниготорговец я. √инзбург из Ѕобруйска в 1927–1928 годах выпустил в свет около ста тыс€ч экземпл€ров молитвенников‚ и в " омсомольской правде" написали: "” него (√инзбурга) есть свои агенты‚ книгоноши и книговозы‚ честно доставл€ющие его издани€ пр€мо на дом верующим. Ќи один агент ни одного нашего издательства не может сравнитьс€ с ним в умении распростран€ть книгу". ѕосле ликвидации ЌЁѕа ужесточились услови€ цензуры; издание книг религиозного содержани€ прекратилось на долгие годы‚ и лишь через четверть века разрешили выпустить небольшим тиражом молитвенник и еврейский календарь. ¬ окт€бре 1926 года в городе  оростень на ”краине проходила с согласи€ властей конференци€ раввинов ¬олынской губернии. ќдним из инициаторов ее созыва был раввин Ў.  ипнис из ќвруча; на конференции присутствовали п€тьдес€т раввинов ¬олыни, гости из разных городов –оссии, ”краины и Ѕелоруссии, а также секретные осведомители √ѕ”. ћестна€ синагога была переполнена; в зале царила радостна€ атмосфера‚ словно в ожидании близких и существенных перемен; евсекци€ признала с неудовольствием: "Ќи афиш‚ ни рекламы‚ а съезд получил широкую известность".  онференци€ избрала исполнительный комитет дл€ выполнени€ прин€тых решений; раввин Ў. «евин из Ќовозыбкова призвал евреев —оветского —оюза вернутьс€ к традици€м народа‚ развивать религиозное образование и противодействовать наступлению безбожи€. ѕо окончании конференции раввина Ў.  ипниса арестовали‚ кое-кого из участников вызывали на допросы‚ а исполнительный комитет вскоре разогнали.

»з попул€рной песни "воинствующих безбожников": Ќе надо нам раввинов. Ќе надо нам попов. ћы на небо залезем, разгоним всех богов ...

5

≈всекции и комсомол боролись с ритуальным убоем скота и птицы‚ запрещали выпекать мацу‚ не позвол€ли делать обрезание мальчикам, заставл€ли учеников еврейских школ учитьс€ по субботам. ¬ каждом городе про€вл€ли инициативу по собственному разумению и вкусу. «акрывали еврейские кладбища. —давали в макулатуру св€щенные книги из синагог и документы из их архивов. ѕроводили облавы на мол€щихс€. ќтправл€ли на принудительные работы по субботам и в дни религиозных праздников. ѕекли субботние халы в виде серпа и молота. ќрганизовывали лекции на тему "ќ вреде мацы" и "ƒана ли “ора с неба?" ¬ ѕолтаве повесили в синагоге портрет Ћенина; в ћинске и  иеве пытались создать "красные общины" во главе с "красными раввинами"; в ƒубровне ћогилевской губернии фабрику по изготовлению талесов перевели на производство "полезных фабрикатов". ¬о множестве печатали "красную агаду" об избавлении от царского самодержави€ и устраивали "коммунистические седеры" на ѕесах‚ пародиру€ пасхальные церемонии; в день поста и молитв …ом- ипур приглашали евреев на бесплатные обеды с лекци€ми‚ организовывали "йомкипурник" – день общественных работ с торжественными шестви€ми под оркестр по улицам города. ¬ ћинске на …ом- ипур комсомольцы ходили вокруг синагоги с плакатами‚ на которых были нарисованы целующиес€ раввин со св€щенником и написано "ƒолой раввинов и попов!"

»з ќдессы сообщали: "ѕосле полудн€ к одесским синагогам на ѕушкинской‚ –ишельевской‚ –емесленной подкатили разукрашенные плакатами‚ флагами и транспарантами грузовики‚ на которых размещалось по двадцать-тридцать... безусых мальчишек и стриженых девочек. Ќа плакатах такие надписи: "ƒолой дикий праздник!"‚ "—мерть —удному дню!"... «атем группа ворвалась в синагогу... ќдин из коммунистов дошел до такого экстаза‚ что тут же‚ у алтар€‚ вынув из кармана кусок хлеба‚ кричал: "я ем в —удный день‚ а ваш Ѕог мне ничего сделать не может! ћы сильнее вашего Ѕога. ћы не боимс€!.." "Ќарод »зраил€, израненный т€жко, едва удерживаетс€ сейчас на грани жизни и смерти... Ќаше молодое поколение... мобилизует все силы свои, чтобы уничтожать с враждебностью все то, что св€то дл€ нашего народа. ќно разрушает и расстраивает любой замысел или важное дело в национальной жизни, и главное его намерение – приблизить полный крах еврейства. ¬ойна его жестока и беспощадна". (ћоше ћордехай ѕевзнер, летописец)

ѕовсюду проходили показательные процессы дл€ "разоблачени€ религиозного культа". Ќа этих процессах подставные "обвин€емые" – в традиционных одеждах верующего евре€ – сначала защищали религию‚ но затем "осознавали" свои ошибки и ка€лись при всех‚ что они "сознательно отравл€ют еврейскую молодежь‚ чтобы держать народные массы в невежестве и в подчинении буржуазии". ¬ –остове провели суд над иешивой‚ в ’арькове – над обр€дом обрезани€; обвинитель в ћинске за€вил: "Ќа скамье подсудимых сид€т не р€довые преступники, а представители тех, кто на прот€жении сотен лет сосал во им€ религии кровь еврейского народа". ѕоказательный процесс в  иеве состо€лс€ в том же зале‚ где некогда судили ћ. Ѕейлиса. ¬о врем€ заседани€ подн€лс€ с места один из зрителей и сказал "красным судь€м": "ƒес€ть лет назад... черносотенные судьи пытались очернить еврейскую религию‚ “ору‚ “алмуд‚ – все‚ что дорого еврейству. “еперь вы‚ как истые антисемиты и ненавистники евреев‚ повтор€ете те же наветы на еврейскую религию и еврейские духовные ценности". ¬ зале бурно зааплодировали; выступавшего немедленно арестовали‚ а судьи после "расследовани€" вынесли "смертный приговор еврейской религии".

¬ 1929 году‚ в дни праздновани€ –ош га-Ўана‚ еврейского Ќового года‚ провели по стране "осенний антирелигиозный поход"‚ превратив дес€тки синагог в клубы; на второй день праздника организовали всесоюзный воскресник‚ а деньги‚ заработанные на воскреснике‚ передали на строительство самолета "Ѕиробиджан" (этот самолет вошел в сводную "агитэскадрилью имени ћ. √орького", чтобы "вести беспощадную борьбу с остатками кулачества, с религией, мракобесием, с национальной рознью"). ќтовсюду сообщали: "¬ ћинске арестован реб јвраам‚ единственный в городе моэл‚ за совершение тайного обр€да обрезани€ над сыном коммуниста..." – "¬  ременчуге еврейские рабочие государственной фабрики по выделке мрамора справл€ли "красный брис" (взамен обр€да обрезани€). «ал фабрики был разукрашен. Ќоворожденному дали им€  арл..." – "“руд€щиес€ јлександрии провели антирелигиозный карнавал накануне еврейской ѕасхи. Ќа площади города прошел торжественный митинг‚ на котором выступающие требовали отобрать две синагоги и одну церковь под культурные учреждени€. ѕосле карнавала были сожжены “ора и Ѕибли€".

«аголовки в советских газетах отражали ве€ни€ времени: "¬ схватке с богом"‚ "—инагогу – под клуб!"‚ "«десь мол€тс€ сотни‚ а отдыхать могут тыс€чи"‚ "ћаца и кулич – одного пол€ €годы"‚ "√игиена или мракобесие" (против обр€да обрезани€). √осударство финансировало антирелигиозную пропаганду‚ выпуска€ огромными тиражами журналы и книги на эту тему‚ плакаты и фильмы‚ а также материалы "дл€ массовой работы в избах-читальн€х‚ клубах и красных уголках". Ѕрошюра "ќ раввинах и синагогах" была "написана дл€ громких читок"‚ и в ней сказано среди прочего: "¬ св€зи с ростом безбожи€ уменьшаетс€ нужда в раввинах (еврейских попах). Ќа ”краине‚ например‚ в 1914 году было 1059 раввинов‚ а в 1927 году их числилось там 830... Ќа ”краине в 1914 году было 1400 еврейских синагог‚ а в 1927 году – 1034‚ то есть число синагог уменьшилось на 366‚ или на 23 процента. „исло православных храмов на ”краине за это врем€ уменьшилось также на 23 процента (было 10 897‚ стало 8324)..." јвторы брошюры предлагали ответы на возможные вопросы: "ћогут спросить: почему церквей закрыто больше‚ чем синагог? Ќа это нужно ответить так: если в районе имеетс€ двадцать церквей и две синагоги‚ то можно ли‚ закрыва€ две церкви‚ требовать закрыти€ двух синагог? Ќет‚ нельз€..." Ѕорьба "за души" не прекращалась. ѕобеда над религией не вызывала, казалось, сомнений, и журналист " расной газеты" сообщал с удивлением из белорусского местечка: "—лучайно € загл€нул в одно открытое окно. “ам сто€л и молилс€ мальчик... √лаза его горели‚ сухие пальцы перелистывали молитвенник‚ а губы шептали‚ и шептали‚ и шептали‚ а сам он раскачивалс€ и раскачивалс€‚ как раскачиваютс€ старые евреи в синагоге".

6

¬ первые годы советской власти вышла книга "≈врейское местечко в революции" – результат обследовани€ еврейского населени€ ”краины и Ѕелоруссии в 1924 году. ¬ книге отмечены изменен舂 произошедшие после 1917 года‚ и хот€ авторы статей сто€ли на большевистских позици€х и делали соответствующие выводы‚ стоит пересказать в сокращении подмеченные ими приметы нового быта‚ которые шли на смену прежнему укладу еврейской жизни. ћестечко ’абно  иевской губернии. –еб€тишки бегают совсем голышом‚ сверка€ черным пузом. ќб обуви и думать позабыли. √оловки выцветают под солнцем‚ как лЄн. ќдежда у местечковой молодежи заменилась на деревенскую‚ поровн€в евреев и русских. ¬место шубы в ходу овчинный полушубок; если он дубленый и чернЄный‚ то считаетс€ модным‚ – на окраине местечка еврейскую молодежь не отличить от деревенской. ќбщее впечатление таково: чувство катастрофы у стариков‚ растер€нность и недоумение у людей средних лет‚ сомнени€ и душевна€ борьба у беспартийной молодежи‚ упр€ма€ вера у комсомольцев и восторженна€‚ неисс€каема€ радость у пионеров. Ёнергичные и предприимчивые меламеды помен€ли свою профессию‚ и тем не менее сорок–п€тьдес€т детей еще обучаютс€ в хедерах. ¬стречаютс€ в местечке и семидес€тип€тилетние‚ восьмидес€тип€тилетние старики‚ которые не унывают – "вс€кое бывало"‚ строго исполн€ют законы с обыча€ми и спокойно доживают свой век. Ќо эти старики – единицы.

Ќа старом еврейском кладбище нет забора‚ и свиньи свободно разгуливают на могилах‚ сровненных с землей.  ое-где вал€ютс€ остатки каменных плит‚ на которых с трудом прочитаете надпись. Ќа одном камне указан 1760 год‚ а р€дом кресть€нин спокойно понукает лошадку‚ шага€ за плугом. ѕолагают‚ будто кресть€не исподволь захватывают по кусочку жирной кладбищенской земли‚ отодвига€ по ночам граничные столбы внутрь кладбища. "ѕоложение религии очень плохое‚ – говорит раввин. – —уббота еще соблюдаетс€‚ даже рабочими‚ но кошер не соблюдают. ћногие евреи езд€т в субботу за товаром или по другому делу". ” раввина больна€ жена и дес€ть детей. ќн терпит материальную нужду‚ и настроение у него весьма унылое.  луб – культурный центр молодежи. „итают лекции о мироздании‚ новом быте, о текущих политических вопросах. ѕеред одной из лекций обсуждали вопрос‚ допустить ли в зал "гнилую‚ мелкобуржуазную интеллигенцию"‚ как называют комсомольцы своих беспартийных сверстников. ¬о врем€ лекций клуб переполнен. «абираютс€ на подоконники. “есн€тс€ в соседних комнатах. ћалейший скрип двери или разговор вызывают негодующий ропот. ¬ один прекрасный день в клубе провод€т чрезвычайное меропри€тие. ” молодой еврейской девушки и русского парн€ родилась девочка по имени ѕартлена (парти€ Ћенина). ѕо этому поводу справл€ют ее "звездины".  омната битком набита. ѕредседатель открывает заседание. ћать девочки утирает слезы – бледное‚ красивое‚ с характерным еврейским носом лицо. «аплетающимс€ €зыком кл€нетс€‚ что дочь окажетс€ достойным членом организации юных ленинцев. ћатери вручают ленинский значок.

¬ пасхальный вечер молодежь местечка ’абно натаскала в клуб стуль€‚ большие лампы‚ разложила на столах калачи и устроила комсомольский "седер". ”чител€ еврейской школы прочитали пародийную "агаду" взамен сказани€ об исходе евреев из ≈гипта: "√орек был хлеб родителей наших.  то богат – все имел‚ а кто беден – имел право с голода пухнуть. ¬ этом году были здесь‚ а через год нас могли упр€тать в землю »зраил€. ¬ этом году были рабами‚ а через год могли стать свободными на том свете". «авершалась пародийна€ "агада" таким образом: "Ѕыли мы рабами у капитала‚ но пришел ќкт€брь и освободил нас‚ вывел мощной рукой из страны эксплуатации. ¬ этом году – революци€ здесь‚ в будущем – революци€ во всем мире".

≈врейское сельскохоз€йственное поселение Ќово-«латополь (≈катеринославска€ губерни€). ѕо субботам трудно собрать дес€ть человек‚ чтобы провести службу. Ќет средств отремонтировать синагогу. Ќевозможно содержать кантора и служку. –аввин‚ он же резник‚ получает п€тнадцать пудов ржи в мес€ц и имеет небольшой доход от резани€ кур. –аввину семьдес€т лет. ќн приехал из Ћитвы‚ живет со старухой-женой‚ у него два сына: один в  расной јрмии‚ а другой в городе‚ служит в советском учреждении. —инагога страшно запущена‚ стены обваливаютс€‚ во многих окнах не хватает стекол. ћолодежь совсем отошла от религии. ¬ субботу открыто кур€т‚ посты не соблюдают‚ ежедневные молитвы почти никто не совершает. Ќерабочим днем считаетс€ воскресенье‚ но празднуетс€ суббота‚ и получаетс€ така€ картина: в субботу большинство жителей не работает‚ а учреждени€ открыты‚ в воскресенье они работают‚ но учреждени€ закрыты. »з всех обр€дов еще крепко держатс€ "брис" (обрезание) и "хупа" (венчание). »з религиозных братств сохранилась только "хевра-кадиша" (погребальное братство)‚ так как "красных" похорон здесь нет.

√омель. —инагоги с каждым днем пустеют. ѕо углам синагог видны лишь морщинистые лица и длинные седые бороды. ¬ наиболее крупные праздники провод€тс€ антирелигиозные демонстрации с митингами. ¬ демонстраци€х принимает участие преимущественно молодежь; после речи каждого оратора оркестр исполн€ет революционный гимн. —тариков эти демонстрации возмущают; в страхе перед небывалым нечестием они поговаривают о мессианских временах и гибели мира. ¬ главной синагоге √омел€ помещаетс€ зал горсовета. «десь часто устраивают рабочие конференции‚ доклады‚ красные окт€брины. Ќа окт€бринах два новорожденных еврейских мальчика – дети рабочих-печатников – были встречены на пороге жизни не болью обрезан舂 а радостными приветстви€ми строителей новой жизни. ¬ другой крупной синагоге ныне устроена сапожна€ фабрика. » там‚ где раньше раздавались молитвы‚ теперь слышен стук молотков и песни рабочих. ¬опрос о работе в субботний день раньше €вл€лс€ дл€ религиозного евре€ чрезвычайно серьезным. Ќо теперь обсто€тельства изменились. ѕриходитс€ работать по субботам или уходить со службы. » конечно‚ все ход€т на службу.

¬ конце 1921 года начали закрывать в √омеле иешивы и хедеры. Ќа этой почве произошло столкновение с раввином Ѕаришанским‚ который защищал хедеры‚ "этот единственный жизненный источник еврейства". ¬ результате – арест раввина Ѕаришанского и его ближайших приспешников и суд над ними. —уд происходил в местном театре. —тол‚ за которым сидели судьи‚ был покрыт красным сукном‚ по стенам зала развесили красные революционные плакаты‚ а в углу группа подсудимых во всем черном – длинные сюртуки и ермолки. ƒело слушалось на еврейском €зыке‚ в зал допускали по билетам‚ распределенным по профсоюзам‚ – на суде были заколочены последние гвозди в гроб старого хедера‚ хедеры окончательно ликвидировали. » если теперь кто-либо из религиозно настроенных родителей желает обучить своих детей "кадишу" (поминальной молитве‚ которую читает сын после смерти родителей) или св€щенным книгам‚ приходитс€ приглашать меламеда к себе домой. —тарый меламед бродит по урокам‚ которые оплачиваютс€ весьма и весьма скудно. √овор€ о меламеде‚ люди уныло покачивают головами: "„то же ему делать‚ когда жена и дети‚ да сохранит их √осподь‚ хот€т есть..."

¬ один из субботних вечеров € загл€нул к раввину Ўнеерсону. ¬ небольшой комнате было человек дес€ть–двенадцать. ¬се глубокие старики. Ўла беседа о величии руководителей хасидизма‚ раввин и все остальные рассказывали легенды о глубокой прозорливости первых цадиков. Ќастроение присутствующих стало повышатьс€‚ и один из хасидов пылко воскликнул: "≈сли бы наши цадики оставались в живых и если бы коммунисты узнали про их величие‚ они не подн€ли бы руку на еврейскую религию!.." –аввин сказал: " о мне обратилс€ молодой человек с вопросом‚ что‚ мол‚ будет делать ¬севышний‚ ведь ќн потер€л почти всех евреев? » € ему ответил‚ что основной капитал ¬севышнего – шестьсот тыс€ч человек‚ освобожденных »м из ≈гипта‚ цел и неприкосновенен‚ и ќн всегда найдет их в различных уголках земли".

ј жизнь бурлит. —тарое перемешиваетс€ с новым в одном водовороте, и трудно разобрать‚ чего в нем больше. Ќа базаре по-прежнему идет бойка€ торговл€ по п€тницам. "—вежа€ рыба‚ евреи! —вежа€ рыба! ’ороша дл€ субботы!.." ѕо-прежнему во многих домах по п€тницам готов€тс€ к встрече субботы; выпечка хлеба приурочена к п€тнице‚ по п€тницам производитс€ генеральна€ уборка дома. ¬ день “иша бе-ав (день разрушени€ ’рама) на кладбище с раннего утра пот€нулись евреи: это были преимущественно старики и старухи. ќни пришли поведать печали своим дорогим покойникам‚ чтобы те передали о них √осподу Ѕогу. “ут и там мелькали на кладбище группы молодежи с ленинскими значками на груди. ѕредставитель общины собирает пожертвовани€ на ремонт кладбища. "ѕожертвуйте‚ евреи"‚ – обращаетс€ он к молодежи. "ћы здесь лежать не будем"‚ – раздаетс€ гордый ответ. "«ачем же вы сюда ходите?" – "Ќаши родители здесь лежат". ¬округ слышны причитани€ на еврейском €зыке, и вдруг‚ резко выдел€€сь‚ раздаютс€ причитани€ по-русски. Ёто молода€ девушка. "—кажите ей‚ – говор€т старухи‚ – что там понимают и по-еврейски..."

"«а истекший год‚ – сообщает заведующий клубом‚ – нами проделана больша€ работа по борьбе с религиозными предрассудками". –абочие-евреи провели у станка всю еврейскую ѕасху‚ но зато заранее заготовили разные сласти‚ печенье и пироги‚ на которых красовались революционные лозунги; три дн€ подр€д праздновали ѕервое ма€‚ устраивали грандиозные пирушки. ¬ городе существует еврейский детский клуб. ѕо стенам вис€т портреты вождей революции. ¬ витрине вывешиваютс€ объ€влен舂 стенна€ детска€ газета "‘ункен" ("»скры"); вс€ работа ведетс€ на еврейском €зыке. Ќа улице‚ под окнами синагоги‚ дети распевали песню: "ƒолой‚ долой монахов‚ раввинов и попов..." ¬ синагоге в это врем€ выступал "магид" (проповедник). ƒети ворвались в синагогу‚ подн€ли невообразимый шум‚ и только после долгих уговоров удалось их удалить. ћальчик лет двенадцати сказал: "Ќужно прибить к двер€м синагоги крест‚ и старики разозл€тс€". Ќекоторые особо религиозные родители‚ чтобы спасти своих детей от "крамолы"‚ изолируют их от окружающей еврейской детворы‚ не отдают в советские школы и т. д. Ќо эти усили€ смешны и бесполезны.  омсомол‚ пионеры‚ советские школы‚ рабочие клубы – "крамола" растекаетс€ широким потоком...

7

«а несколько лет до революции некий дальновидный еврейский педагог предостерегал: "Ѕезбожна€ еврейска€ молодежь будет опасна не только дл€ евреев‚ но и дл€ всей –оссии..." ∆изнь показала со временем‚ что "опасной" оказалась безбожна€ молодежь каждого народа‚ насел€ющего —оветский —оюз‚ – и не только молодежь. Ѕольшевики-евреи совместно с большевиками иных национальностей искорен€ли еврейскую религию‚ а вместе с ней и христианство с мусульманством‚ что усиливало антисемитские настроени€. √. «иновьев утвердил решение суда о высшей мере наказани€ петроградскому митрополиту ¬ениамину‚ и израильский историк …. Ќедава отметил: "—мертные приговоры церковным иерархам не были редкостью... Ќо когда смертный приговор христианскому св€щеннику подписывал еврей‚ это запоминалось многим‚ и лишь энергичные меры предосторожности и жестокие наказани€ способствовали предотвращению погромов". јдмиралтейский проспект в ѕетрограде назвали проспектом —. –оша눂 ƒворцова€ площадь стала площадью ћ. ”рицкого‚  оммунистическому рабочему университету присвоили им€ √. «иновьева; в городе по€вились фабрики имени ¬. —луцкой и Ќахимсона. ѕосле убийства комиссара по делам печати ћ. ¬олодарского (√ольдштейна) Ћитейный проспект переименовали в проспект ¬олодарского‚ поставили ему пам€тник в центре города‚ монумент воздвигли и на месте покушени€ с такой надписью: "Ќа этом месте наемным убийцей предательски убит 20 июн€ 1918 года любимый вождь петербургских рабочих ћ. ¬олодарский". ¬ 1919 году ѕетроградский совет – не без ведома «иновьева – объ€вил конкурс на лучший портрет "де€телей наших дней"; среди тех‚ кого следовало увековечить‚ были Ћенин‚ Ћуначарский‚ “роцкий‚ ”рицкий‚ ¬олодарский, «иновьев – это также подогрело антисемитские настроени€.

Ѕ. «айцев‚ писатель-эмигрант: "Ёто было самое разудалое и полоумное врем€ революции‚ когда разрушали церкви‚ а на площад€х ставили наскоро слепленных из плохого гипса ћарксов и Ёнгельсов‚ – одна така€ пара‚ помню‚ просто растрескалась в ћоскве от мороза‚ а потом растеклась под дождем‚ как снежна€ кукла от весенних лучей. Ёто было очень страшное врем€ – террора‚ холода и вс€ческого зверства". ¬. ∆аботинский (из газеты "–ассвет"): "”рицкий‚ ¬олодарский‚ Ќахимсон... “ри имени сопровождают вас в ѕетербурге повсюду. ќни нагло лезут в глаза. ќни назойливо звучат в ушах. ”рицкий‚ ¬олодарский‚ Ќахимсон... “ри ничтожества! » надо же им было родитьс€ евре€ми..."

≈вреи – партийные де€тели участвовали в закрытии церквей и изъ€тии церковных ценностей‚ входили в состав комиссий, которые вскрывали саркофаги почитаемых св€тых. ¬ 1919 году от взрыва бомбы‚ брошенной анархистами‚ погиб секретарь ћосковского комитета партии ¬. «агорский‚ еврей-большевик‚ и —ергиев ѕосад – место векового поклонени€ православных христиан – переименовали в город «агорск. ¬озможно‚ большевики-евреи не имели пр€мого отношени€ к этому решению‚ однако им не мешало бы оценить происход€щее и воспротивитьс€ изменению названи€ в предвидении будущих конфликтов. Ѕольшевики русского и грузинского происхождени€ – Ћенин‚ Ѕухарин‚ —талин‚ Ћуначарский – тоже боролись с церковью‚ но то была борьба христиан (хоть и заблудших) с христианством‚ "своих" со "своими"; евреи же в той борьбе оказались чужаками‚ ненавистными иноверцами‚ которые некогда "расп€ли ’риста"‚ "распинали" теперь церковь‚ – и к ним предъ€вл€ли особый счет.

Ћ. “роцкий писал в автобиографии: "¬ числе дес€тка других работ‚ которыми € руководил в партийном пор€дке‚ то есть негласно и неофициально‚ была и антирелигиозна€ пропаганда‚ которой Ћенин интересовалс€ чрезвычайно. ќн настойчиво и не раз просил мен€ не спускать с этой области глаз". “роцкий сто€л во главе секретной комиссии по изъ€тию ценного имущества из церквей‚ мечетей и синагог; во избежание антисемитских выступлений ¬. Ћенин указывал членам ѕолитбюро: "ќфициально выступать с какими бы то ни было меропри€ти€ми должен только товарищ  алинин. Ќикогда и ни в каком случае не должен выступать ни в печати‚ ни иным образом перед публикой товарищ “роцкий..." — 1921 года —оюз воинствующих безбожников возглавл€л еврей ≈. ярославский‚ председатель комиссии по отделению церкви от государства при ÷  партии большевиков. ¬ этой комиссии активно сотрудничали Ќ. Ѕухарин‚ ‘. ƒзержинский‚ ј. –ыков‚ ¬. Ѕонч-Ѕруевич‚ ј. Ћуначарский‚ ». —кворцов-—тепанов‚ а также большевики-евреи – Ћ. “роцкий‚ √. «иновьев‚ Ћ.  аганович.

ћ. √орький говорил в 1922 году (из интервью дл€ нью-йоркской газеты на идиш): "≈врейские большевики должны были оставить эти дела дл€ русских большевиков. –усский мужик хитер и скрытен. ќн тебе на первых порах состроит кроткую улыбку‚ но в глубине души затаит ненависть к еврею‚ который пос€гнул на его св€тыни... –ади будущего евреев в –оссии надо предостеречь еврейских большевиков: держитесь поодаль от св€тынь русского народа! ¬ы способны на другие‚ более важные дела. Ќе вмешивайтесь в дела‚ касающиес€ русской церкви и русской души". »з газеты "≈врейска€ жизнь" (’арбин‚ 1922 год): "¬о врем€ конфискации церковных ценностей в –остове-на-ƒону чернь атаковала еврейские дома и еврейские улицы с криком "Ѕей жидов!.."


 омиссариат по еврейским национальным делам вначале возглавл€ла коллеги€ из п€ти человек: —. ƒиманштейн – большевик‚ ». ƒобковский – левый эсер‚ а также бывшие анархисты —. јгурский‚ ј.  антор и ј. Ўапиро‚ примкнувшие к большевикам. ¬ 1924 году Ќародный комиссариат по делам национальностей был упразднен‚ а вместе с ним и  омиссариат по еврейским национальным делам. —. ƒиманштейн – комиссар по еврейским делам, с окт€бр€ 1918 года также председатель ÷ентрального бюро евсекций‚ редактор первой советской газеты на идиш "Ёмес"‚ нарком труда Ћитовско-Ѕелорусской ——–‚ нарком просвещени€ “уркестана‚ заведующий национальным сектором ÷  партии большевиков‚ председатель ќ«≈“а, директор »нститута национальностей в ћоскве. јрестован в 1938 году‚ обвинен в шпионаже в пользу английской разведки, расстрел€н. —. јгурский – партийный де€тель‚ историк революционного движен舂 заместитель председател€ ÷ентрального бюро евсекций‚ член-корреспондент Ѕелорусской академии наук; принимал участие в создании компартии —Ўј. јрестован в 1938 году‚ умер в ссылке в  азахстане.

***

Ћевые бундовцы, вступившие в партию большевиков‚ работали в советских учреждени€х‚ но в ÷  партии и —овнарком их не допустили. ѕартийна€ перепись 1926 года установила‚ что в составе – ѕ(б) было 2463 бывших бундовца.   1937 году их обвинили в том‚ что они "вступили в партию большевиков с целью подрыва ее изнутри"; многих расстрел€ли по обвинению в шпионаже или отправили в лагер€. ћ. –афес – лидер левых бундовцев‚ работал в евсекции‚ призывал к ликвидации всех еврейских организаций‚ "агентов јнтанты и империализма". –едактор газет и журналов на идиш. јвтор многих книг. јрестован в 1938 году‚ погиб в лагере. ћ. ‘румкина (Ёстер) – член ÷  Ѕунда‚ член ÷ентрального бюро евсекций‚ €ростный борец с иудаизмом‚ который она называла "крепостью еврейской реакции", в 1923 году выпустила памфлет "ƒолой раввинов!" –едактор первого восьмитомного собрани€ сочинений ¬. Ћенина на идиш‚ автор его биографии на идиш‚ ректор  оммунистического университета национальных меньшинств «апада. јрестована в 1938 году‚ погибла в лагере. ћ. Ћитваков – один из основателей ќбъединенной еврейской социалистической рабочей партии "‘арейникте"‚ член  омбунда, активный де€тель евсекции‚ ответственный редактор газеты "Ёмес"‚ непримиримый борец с инакомыслием. јрестован в 1937 году, обвинен в создании "троцкистской террористической группы", расстрел€н. ј. „емерисский – бывший бундовец‚ с 1920 года председатель ÷ентрального бюро евсекций‚ проводил жесткую политику по подавлению национальных форм еврейской жизни. ≈го именем назвали центр еврейского национального района на ”краине – поселок „емерисск‚ переименованный затем в —талиндорф. јрестован в 1939 году‚ погиб в лагере.

***

¬ 1920 году был расстрел€н последний калонтар – руководитель еврейской общины Ѕухары ѕ. –абин. ¬ 1922 году‚ в праздник Ўавуот‚ в √омеле проходил суд над хедером‚ раввина –. Ѕаришанского осудили на два года лишени€ свободы. ¬ 1923 году власти обнаружили в ћоскве тайную еврейскую молельню и при ней хедер на несколько детей – руководителей хедера привлекли к суду. ¬ 1924 году арестовали в √рузии несколько раввинов и учителей иешив. ¬ 1925 году в  иеве проходил суд над основателем подпольной иешивы ¬ин€рским. — 1927 года раввин ј. ƒрейзен руководил иешивой в ¬итебске‚ куда приезжали учитьс€ из других городов ———–; эта иешива просуществовала три года‚ а затем нескольких раввинов и жителей города, помогавших иешиве, отправили в лагер€. ¬ 1930 году в ћинске арестовали раввинов по обвинению в контрреволюционной де€тельности и клевете на ———–; их освободили после того‚ как они подписали письмо об отсутствии религиозного преследовани€ в —оветском —оюзе. ¬ том же году осудили на дес€ть лет раввина хасидской синагоги Ў. Ћазарова за организацию религиозного обучени€ в Ћенинграде (умер в заключении). ѕодпольна€ иешива на квартире ћ. –аппопорта существовала в  иеве до 1937 года, а в белорусском местечке ўедрин был подпольный хедер, которым руководил раввин —. ‘радкин. –аввина ћ. –обинсона‚ главу подпольной иешивы в Ѕердичеве‚ арестовали в 1938 году‚ сослали в —реднюю јзию‚ но и там он впоследствии стал главой иешивы в —амарканде.

–аввины, покинувшие ———–, зан€ли ведущие места в еврейских общинах мира. –ав Ў. јронсон из  иева стал главным раввином “ель-јвива и яффы. –ав ’. Ѕрук из Ќовгорода-¬олынского был раввином в “ель-јвиве и –ишон ле-÷ионе. –ав Ў.  ипнис из ќвруча стал раввином одного из районов »ерусалима, а рав Ў. √ликсберг из ќдессы – раввином одного из районов “ель-јвива. –ав Ў. «евин из Ќовозыбкова был главным редактором "Ёнциклопедии “алмуда" в »ерусалиме. –ав –. Ѕаришанский из √омел€ стал раввином в Ќью-…орке и ¬ашингтоне, а рав Ѕ. –абинович из ¬итебска – раввином в „икаго. ¬ 1930 году в —луцке осудили на дес€ть лет заключени€ раввина ». јбрамского; он был освобожден досрочно из-за протестов в европейских странах‚ выехал из ———–‚ жил и работал в »ерусалиме‚ стал первым раввином‚ получившим в 1956 году √осударственную премию »зраил€.

***

”страшающий итог борьбы с православием: за годы √ражданской войны погибло около дес€ти тыс€ч представителей духовенства, в 1922 году уничтожили более восьми тыс€ч св€щеннослужителей‚ с 1924 по 1936 год репрессировали почти п€тьдес€т тыс€ч‚ в 1937 году – восемьдес€т п€ть тыс€ч‚ с 1938 по 1941 год – более двадцати п€ти тыс€ч. ¬ 1915 году в –оссийской империи числилось 141 757 служителей православной церкви – епископы‚ св€щенники‚ дь€коны‚ псаломщики‚ монахи и монахини. 130 000 из них погибли к 1941 году‚ в том числе триста архиереев – лиц высшего св€щеннического сана. ќтец √еоргий‚ преподаватель истории русской православной церкви в ƒуховной академии —анкт-ѕетербурга (1997 год): "Ѕезусловно‚ главна€ дол€ ответственности за церковный геноцид‚ имевший место в –оссии‚ должна быть возложена на представителей русского народа‚ допустивших в своей стране это страшное €вление. Ќо вместе с тем нельз€ делать вид‚ что эти событи€ не имеют никакого отношени€ к представител€м еврейской радикальной интеллигенции...  итайский палач в харьковском „  или латышский стрелок‚ охран€ющий членов —овнаркома‚ дл€ христианина не то же самое‚ что представитель еврейского народа‚ осуществл€ющий руководство политикой большевиков... ƒл€ христиан евреи выступают как представители особого народа‚ к которому предъ€вл€етс€ особый счет‚ и этот особый счет заключаетс€ в главном – еврейский народ‚ как‚ возможно‚ никакой другой‚ не может быть равнодушным к проблеме Ѕога‚ и он действительно чаще всего стоит перед выбором: либо быть с Ѕогом‚ либо быть против Ќего".

***

»з еврейских газет зарубежь€ (1922–1923 годы): "¬итебска€ газета " омунистише фон" (" оммунистическое знам€")‚ опубликовала отчет о процессе‚ возбужденном еврейской секцией... против известного произведени€ ѕереца "Ѕонтче молчаливый". √ерою произведени€ ставитс€ в вину самое т€желое преступление с пролетарской точки зрени€: молчаливое страдание. —уд за€вил‚ что пролетарий не имеет права молчать‚ когда его обрекают на страдани€. «ащитник указал на то‚ что Ѕонтче жил до рождени€  арла ћаркса и не знал современной пролетарской морали. Ёто объ€снение спасло Ѕонтче..." "ќчень характерен случай с мацой‚ которую прислала организаци€ ƒжойнт. Ёту мацу не раздали еврейскому населению под тем предлогом‚ что она представл€ет собой контрреволюционную пищу. ћацу распределили между солдатами‚ которые перепродавали ее евре€м..." "»звестный проект еврейских комиссаров о запрещении обр€да обрезани€ был провален только благодар€ татарам. ¬ программу стратегических действий входит и план – выкопать из могил рабби »сраэл€ Ѕаал Ўем “ова и рабби Ќахмана из Ѕрацлава‚ а также искоренить древнееврейский €зык..." "–аввин я. ћазе сообщил на совещании раввинов‚ что за последний год он лично венчал по еврейскому обр€ду 367 христианских женщин‚ перешедших в еврейство. ≈всекци€ прин€ла решение‚ что каждый венчающийс€ по "закону ћоисе€ и »зраил€" исключаетс€ из партии..."

***

¬ 1923 году руководители евсекции попытались превратить ћосковскую хоральную синагогу в еврейский коммунистический клуб, но раввин ћосквы яаков ћазе обратилс€ с протестом к ‘. ƒзержинскому, и синагогу удалось отсто€ть. ћазе умер в декабре 1924 года; чтобы оповестить евреев столицы о его похоронах, решили поместить объ€влени€ в газетах, но власти отказались это сделать. » тогда группа молодых сионистов нашла выход из положени€: они вз€ли телефонную книгу ћосквы и стали звонить по тем номерам, возле которых были указаны еврейские фамилии.  аждому сообщали кратко: "”мер раввин ћазе. ѕохоронна€ процесси€ отправл€етс€ от √лавной московской синагоги в такое-то врем€". Ёто продолжалось всю ночь; иногда им отвечали евреи-большевики и с негодованием бросали телефонную трубку, но в назначенный час у √лавной синагоги столицы собрались тыс€чи евреев, чтобы проводить рава ћазе в последний путь. “раурна€ процесси€ направилась на еврейское ƒорогомиловское кладбище; по пути следовани€ гигантской колонны останавливалось движение транспорта, прохожие спрашивали с изумлением: " ого вы хороните?.."

***

ѕеред основными еврейскими праздниками журнал "¬оинствующий безбожник" выпускал приложение на идиш "Ёпикорес" – "Ѕезбожник". ¬ одном из его выпусков напечатали " расную агаду" дл€ проведени€ пасхального "седера". ¬ пародии на традиционную пасхальную песню "ƒай даейну" ("Ётого было бы достаточно") высмеивали нэпмана-евр刂 который спасалс€ от фининспектора: ≈сли бы пришли большевики » ничего не забрали‚ Ётого было бы достаточно. ≈сли бы они пришли и все забрали‚ Ќо разрешили бы нам торговать‚ Ётого было бы достаточно. ≈сли бы запретили торговать и пришел фининспектор‚ ћы бы с ним поделились‚ » этого было бы достаточно... (продолжение следует)

 

—ери€ сообщений " Ќ»√ј ¬–≈ћ®Ќ » —ќЅџ“»…: “ќћ 3; “ќћ 4":
„асть 1 - “ќћ III: »—“ќ–»я ≈¬–≈≈¬ —ќ¬≈“— ќ√ќ —ќё«ј, 1917-1939 √√.; ќ√Ћј¬Ћ≈Ќ»≈; „ј—“№ 1: ‘≈¬–јЋ№— јя –≈¬ќЋё÷»я 1917 √ќƒј; ќ„≈–  ѕ≈–¬џ…:–≈¬ќЋё÷»я » ≈® ѕќ—Ћ≈ƒ—“¬»я
„асть 2 - ќ„≈–  ¬“ќ–ќ…: ќ “яЅ–№— »… ѕ≈–≈¬ќ–ќ“. ќ“ЌќЎ≈Ќ»≈ ≈¬–≈…— ќ√ќ Ќј—≈Ћ≈Ќ»я   Ќќ¬ќћ” –≈∆»ћ”. ». “–”ћѕ≈Ћ№ƒќ–
...
„асть 8 - ќ„≈–  ¬ќ—№ћќ…: Ё ќЌќћ»„≈— ќ≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»≈ ≈¬–≈≈¬ ѕќ—Ћ≈ √–ј∆ƒјЌќ— ќ… ¬ќ…Ќџ. √ќЋќƒ 1921-1922 √ќƒќ¬. Ќќ¬јя Ё ќЌќћ»„≈— јя ѕќЋ»“» ј. Ћ»Ў≈Ќ÷џ
„асть 9 - ќ„≈–  ƒ≈¬я“џ…: Ѕќ–№Ѕј — »Ќј ќћџ—Ћ»≈ћ. ЅќЋ№Ў≈¬» » » —»ќЌ»«ћ. "√≈’јЋ”÷". Ёћ»√–ј÷»я »« –ќ——»». ѕјЋ≈—“»Ќ— »… ѕј¬»Ћ№ќЌ Ќј ¬џ—“ј¬ ≈ ¬ ћќ— ¬≈
„асть 10 - ќ„≈–  ƒ≈—я“џ…: ѕ–≈—Ћ≈ƒќ¬јЌ»≈ –≈Ћ»√»» ¬ —ќ¬≈“— ќћ —ќё«≈. ≈¬–≈…— »…  ќћ»——ј–»ј“. ≈¬—≈ ÷»». Ѕќ–№Ѕј — »”ƒј»«ћќћ » ≈¬–≈…— »ћ» “–јƒ»÷»яћ»
„асть 11 - ќ„≈–  ќƒ»Ќјƒ÷ј“џ…: "≈¬–≈» Ќј «≈ћЋё!" Ѕ»–ќЅ»ƒ∆јЌ— »… ѕ–ќ≈ “
„асть 12 - ќ„≈–  ƒ¬≈Ќјƒ÷ј“џ…: ѕ≈–≈—≈Ћ≈Ќ»≈ ¬ √ќ–ќƒј. ≈¬–≈» Ќј √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… —Ћ”∆Ѕ≈. јЌ“»—≈ћ»“»«ћ ¬ 1920-’ √ќƒј’
...
„асть 40 - ќ„≈–  —ќ–ќ ќ¬ќ…: ≈¬–≈» - √≈–ќ» —ќ¬≈“— ќ√ќ —ќё«ј, √≈Ќ≈–јЋџ,  ј¬јЋ≈–џ ќ–ƒ≈Ќќ¬ —Ћј¬џ
„асть 41 - ќ„≈–  —ќ–ќ  ѕ≈–¬џ…: ≈¬–≈…— »≈ ¬ќ»Ќ— »≈ —ќ≈ƒ»Ќ≈Ќ»я. ”„ј—“»≈ ¬ ¬ќ…Ќ≈ —“–јЌ јЌ“»√»“Ћ≈–ќ¬— ќ…  ќјЋ»÷»». ≈¬–≈»-–ј«¬≈ƒ„» »
„асть 42 - ќ„≈–  —ќ–ќ  ¬“ќ–ќ…: —”ƒ№Ѕџ ¬ќ≈ЌЌќ√ќ ¬–≈ћ≈Ќ»; ќ“ ј¬“ќ–ј


ѕонравилось: 1 пользователю



”_ ќЋќƒ÷ј   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 12 ƒекабр€ 2016 г. 22:37 (ссылка)
„тобы изучить этот материал, надо быть историком... “рудновато освоить.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку