За последние пару лет ракетно-космическая компания Илона Маска Space Exploration Technologies, которая больше известна под именем SpaceХ, сделала целый ряд знаковых достижений, которые вывели ее чуть ли не на первое место среди операторов космических ракет. Основная рабочая лошадка компании, двухступенчатая ракета Falcon 9, показала то, чего до этого никто не делал, а многие – не только не делали, не делают, но даже не планируют повторить. Безусловно, речь идет о возврате на землю первой ступени ракеты в управляемом режиме, а потом и повторное использование уже летавшей в космос ступени.
Это достижение стало не просто воплощением фантастических романов, где ракеты могут выделывать такие вещи, но и существенно повлияло на конечную стоимость вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту. Понятно, что возможность использования целой ступени ракеты несколько раз – очень сильно влияет на общую цену вывода грузов в космос, что открывает совершенно новые перспективы для освоения космоса и ближайших небесных тел.
Но куда более важным стал запуск тяжелой ракеты, которая уже может использоваться для обеспечения экспедиций на Луну и Марс. Но в этой ракете работают все те же ракеты Falcon 9, просто связанные в пакет. Та ракета, которая вывела автомобиль Тесла в космос, состояла из трех первых ступеней Falcon 9, которые разгоняли ракету, одновременно придавая ей ускорение.
Именно эта ракета может вывести крупногабаритные объекты, например – модули к орбитальной станции или составные части для экспедиционного космического аппарата, отправляемого в полет к Марсу или космический телескоп, наподобие знаменитого Хаббла. В общем, на низкую околоземную орбиту Фалькон способен вывести объект массой в 22,8 тонны, а на геостационарную орбиту – массой 8,3 тонны. Соответственно, связка из нескольких Фальконов способна поднять кратное количество груза.
Но все те, кто наблюдал за фантастическим зрелищем, когда раскрылись обтекатели и над землей поплыла Тесла, поняли всю суть происходящего. Маск продемонстрировал удачный старт ракеты Фалькон Хеви и в качестве полезной нагрузки использовал свой автомобиль только потому, что ракета еще не была сертифицирована для работы с особо ценными или крупными грузами. Поэтому Маск и поставил туда свою машину.
Но вот 8 ноября ракета Falcon 9 наконец получила от НАСА сертификат третьей степени LSP (Launch Services Program) и теперь допущена для доставки в космос буквально любого груза, пусть и самого дорогого или секретного. Теперь это – полностью сертифицированная ракета.
Причем, получить этот сертификат довольно сложно, поскольку общее количество удачных стартов должно быть в промежутке от 3 до 14, в зависимости от того, насколько каждый такой старт и подготовка к нему контролировалась специалистами НАСА. И главное, надежность ракеты должна составлять от 90 до 95%. Только в таком случае, ракета может быть допущена к запуску особо важных и ценных космических аппаратов. Очевидно, что нынешние российские ракеты, почти в полном составе, не получили бы подобного сертификата. И это при том, что над созданием российских ракет работают госкорпорации, а у Маска – не государственный бизнес.
После завершения всех тестов и получения сертификата третьей степени операционный директор SpaceХ Кевин Шотуэлл сказал: «Теперь мы имеем честь предоставлять самые дешевые услуги для работы с самыми требовательными грузами». В общем, компания Маска получила пропуск в высшую лигу, и теперь она станет показывать то, на что способна, а красная Тесла все движется в сторону пояса астероидов, став абсолютным лидером среди автомобилей, по преодоленному расстоянию.