-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мир_Бесконечен

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.01.2013
Записей: 39
Комментариев: 7
Написано: 46


Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине

Четверг, 05 Февраля 2015 г. 23:32 + в цитатник

Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине

Недалеко от средневекового города Чуфут-Кале, в Иосафатовой долине, находится старинное и самое известное в мире караимское кладбище. В этом таинственном и печальном городе мертвых в дубовой роще зафиксировано, по разным данным, от 5000 до 10000 надгробий. Такое большое различие в цифрах от того, что наряду с надмогильными надгробиями, здесь есть очень много безмогильных памятников, называемых кенотафами (или йолджы таш) – камень путнику в виде прямоугольника. Они по традиции устанавливались умершим на чужбине. Это место -  ценнейший археологический и исторический комплекс, вызывающий огромный интерес у ученых. Самые древние надгробия датируются XIII в., но большинство относится к XVI-XVII вв. Почти все они представляют собой двухвершинные изваяния, испещренные древнееврейскими письменами.






2. Попасть на кладбище в Иосафатовой долине несложно. Если идти от Чуфут-Кале, то выйдя из Восточных ворот, нужно пройти около полукилометра по вырубленной в скале дороге к верховьям долины. В один момент выходишь прямо в арке, являющейся входом на кладбище. От нее, от входа, уходит далеко вглубь леса тропа, вдоль которой расположены многие сотни памятников...


3. Около арки видны руины сторожки, а далее... сколько хватает глаз - дубовая роща и теснящие друг друга надгробия


4. Судя по эпиграфическим данным (датировкам надгробных надписей), кладбище появилось в середине XIV века (приблизительно 1360-е гг.) и просуществовало до второй половины XIX столетия, охватив, таким образом, огромный исторический промежуток, связанный с завоеванием Крыма татарами в XIV ст., турками - в XV в. (Османская империя), периодом вассального Крымского ханства (1441-1783) и включением Крыма в состав Российской империи в конце XVIII в.
Эта стела - одно из многочисленных свидетельств взаимоотношений между империей и караимами в XIX-XX веках и степени их интеграции в имперский организм


5. Большая часть надгробий содержит эпитафии на древне-еврейском языке. Последние несколько лет они активно исследуются, но полных их публикаций пока еще не существует. Часто в эпитафиях приводятся краткие цитаты из Ветхого завета. Кроме того, встречаются эпитафии и на караимском языке, но часто написанные древнееврейскими символами. Часть надгробий, относящихся к концу прошлого века, имеют двуязычные надписи - на иврите и русском языках.


6. Газан чуфут-кальской общины Соломон Бейм, сопровождавший русскую путешественницу О. Шишкину, посетившую кладбище в 40-х гг. XIX века, уверял, что здесь покоится около 40 тысяч человек. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты под землей.


7.


8. Надгробные плиты прослеживаются практически перпендикулярно тропе в направлении с севера на юг на протяжении более чем 500 метров


9. Бросается в глаза разнообразие форм надгробий: прямоугольные плиты, домикообразные двурогие или однорогие, обелиски, стелы, столо- и гробообразные.


10. Чаще всего встречаются именно такие - седловидные памятники в виде детской колыбели -”бэшика” с двумя или одним рогом


11.


12. На некоторых надгробиях можно увидеть разнообразные символы. Среди них концентрические окружности - солярные знаки, дошедшие со времен язычества; кипарисы - символы скорби; розетки - торжество радости жизни.


13.


14.


15. Когда-то в Иосафатовой долине было почитаемое место захоронения, сюда привозили умерших караимов даже из городов, находящихся далеко за пределами Крыма. На сегодняшний день в долине растет около десяти огромных дубов – остатки священной дубовой рощи караимского народа. У караимов существовал культ священных дубов, их нельзя было рубить ни при каких обстоятельствах, отсюда – второе названия этого места: Балта Тиймэз, что в переводе с тюркского значит «топор не тронет». Говорят, караимы верили в то, что имеется связь между существованием священных дубов Иосафатовой долины и судьбой караимского народа. Теперь могучих деревьев почти не осталось, а территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.


16. Время не щадит ни живых, ни умерших, ни камень...


17.


18.


19.


20.


21.


22. Покидая кладбище в Иосафатовой долине, я знал что еще вернусь сюда. Когда эти долины будут покрыты снегом....

 

автор

Анашкевич.ЖЖ.РФ (http://aquatek-filips.livejournal.com)

Серия сообщений "Крым":
Часть 1 - Севастополь. Михайловский форт (филиал Военно-Морского музея Украины)
Часть 2 - Инкерман
...
Часть 20 - По ЮБК за несколько минут.
Часть 21 - Расписания транспорта по некоторым станциям в Крыму.
Часть 22 - Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине
Часть 23 - Что привезти из Крыма.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку