-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в шукша

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.01.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 968


Без заголовка

Среда, 15 Апреля 2015 г. 17:27 + в цитатник
Цитата сообщения Raechka_rk Лукас ван Лейден - нидерландский живописец и гравер

В первые десятилетия 16 века в искусстве гравирования доминировали три художественных личности: Альбрехт Дюрер, Маркантонио Раймонди и Лукас ван Лейден. Твореская жизнь ван Лейдена была самой короткой, но очень уважаемой его современниками.


Портрет Лукаса ван Лейдена. Дюрер (1521)


 

 

Лукас ван Лейден  (еще называют Hugensz или Jacobsz) родился в Лейдене в 1494 (или 1489).  Обучение начал у своего отца Г. Якобса, продолжил у другого местного художника К. Энгельбрехтса (1509). В 1514 поступает в Лейденскую гильдию художников.

Согласно старым источникам, был истинным вундеркиндом, уже в детском возрасте получая заказы на картины. Начиная с ранних лет, художник чрезвычайно плодотворно работал как гравер, главным образом в технике резцовой гравюры на меди (около 170 листов), создав такие выдающиеся произведения, как Мухаммед и монах (1508), Коровница, Се Человек(1510), Возврещение блудного сына (1510), которое более века спустя произведет большое впечатление на Рембранта .

Нет никаких сомнений, что уже в 1508, а ему тогда было всего 14, он был мастером своего дела. Современники утверждали, что у Дюрера появился конкурент. Но конкуренция была дружеской. Художники были знакомы лично.

Большинство гравюр ван Лейдена были на религиозные темы, но изображал также и жанровые сцены. Возможно, в последних проявилось влияние Квентина Массейса -  фламандского живописца, который писал жанровые сцены морализирующего содержания.

Живопись Луки Лейденского весьма разнообразна по жанрам (религиозные композиции, портреты, сцены современной жизни). В его творчестве сказался кризис художественной культуры Нидерландов первой трети XVI в., связанный с распадом прежнего космически-всеобъемлющего религиозного мироощущения, свойственного мастерам XV в. Однако черты кризиса, сказавшиеся на искусстве художника, выявили новые стилистические и духовные возможности образного языка: мир в его картинах зачастую предстает противоречивым, непредсказуемым, странным, на грани гротеска. В картинах Игра в шахматы (ок. 1508—1510, Берлин, Гос. музеи) и Игра в карты (ок. 1514, Уилтон-Хауз, собрание Пемброк) художник показывает бытовую сцену не в ее обыденности, а как нечто гораздо более значительное и таинственное; он пользуется мотивом игры, чтобы проникнуть в характеры людей, передать разнообразие их психологических типов. В более поздней картине на тот же сюжет (Игра в карты, ок. 1521, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса) сцена приобретает, как полагают, аллегорический смысл с политическим подтекстом, символизируя превратности истории как вотчины всевластной Фортуны.


Пристальный интерес к живой динамике, человеческому характеру проявляется и в портретах Луки Лейденского. В отличие от свойственного портретистам его времени показа модели в интерьере или пейзаже, он обращается к более старым традициям. В его погрудных портретах фон — это нейтральная плоскость, что, однако, не означает пассивной архаизации; тем больше внимания уделяется лицу портретируемого, которое дышит энергией, являя средоточие земного, лишенного всякой идеализации бытия (Автопортрет, ок. 1514, Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха; Портрет тридцативосьмилетнего мужчины, ок. 1521, Лондон, Нац. галерея).

В поздние годы художник сблизился с искусством романизма, что нагляднее всего проявилось в религиозных композициях (триптих Страшный Суд, 1526, Лейден, Гор. музей; Исцеление иерихонского слепца, 1531, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Преобладание бытовых эпизодов в последней картине снижает пафос чудесного события; изображая суетливое разнообразие реакций толпы на совершающееся чудо, художник теряет то представление о значительности человеческой личности, которым было проникнуто его творчество 1510-х; однако здесь намечается путь к монументальным гротескам Брейгеля Старшего.

 

Магомед и монах Сергий (1508)

Давид перед Саулом (1509)

 Се человек (1510)

Молочница(1510)

 

 Зубной врач (1523)

Хирург(1524)

Портрет мужчины(1521)

 




Проповедь

Карл V, Кардинал Уолслей, Маргарита Австрийская

Игра в карты(1520)

Портрет (1520)

 


 

Автопортрет (1509)

 Источник: http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/nord/lucas_leyden/index.html

 

Рубрики:  живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку