Вот она — мечта всех коллекционеров Запорожцев |
Мысли о покупке легендарного "горбатого" ЗАЗ-965 уже давно витали в моей голове. Причем это обязательно должна была быть какая-то супер-редкая версия "Запорожца", ибо банальные 965А и даже экспортные "Ялты" особого интереса не представляют — их много и они повсюду. В идеале, конечно же, хотелось найти почтовый ЗАЗ-965С с правым рулем, о котором я когда-то писал в своем блоге, но, по всей видимости, до наших дней не сохранился ни один экземпляр. Номером два в списке желаний стоял ранний 965 первых выпусков, с характерными "каплями" на передних крыльях.
Такие автомобили встречаются чаще, но почти все, что я видел — были в удручающем состоянии и неважной комплектности. Однако, удача все же нам улыбнулась. В один из теплых сентябрьских деньков я отдыхал за городом и, от нечего делать, решил полистать доску объявлений на одном популярном сайте. В списке предложений — один современный ширпотреб, но каким-то случайным образом сюда затесалось объявление о продаже "Горбатого". Подано оно было всего несколько минут назад: парочка не очень качественных фото из темного гаража и сухое описание без какой-либо конкретики. Однако, уже по первому снимку я понял — это ранний 965, причем со всеми его характерными атрибутами. Тут же хватаю телефон и звоню продавцу — узнаю о состоянии и наличии документов и сразу же предлагаю "забронировать" раритет за мной. Человек на другом конце провода отвечает отказом, сообщая, что ему идет шквал звонков со всех областей Украины и он отдаст авто тому, кто первый приедет с деньгами.
Но вот проблемка — я нахожусь в 300 км от Киева, а сама машина — в Черниговской области, 120 километров севернее столицы. Набираю Илью, с которым мы снимаем проект "Капсула времени" и вот уже через полчаса он мчится в сторону Чернигова, за редчайшим 965-м из первых партий. А дальше все банально — оставили задаток и через пару дней эвакуатором забрали автомобиль в Киев, где он теперь стоит в ожидании комплексной реставрации.
Итак, мы имеем ЗАЗ-965, выпущенный в самом начале 1961 года. Судя по записям, которые мне удалось обнаружить в книге отгрузок Запорожского автомобильного завода "Коммунар", данный автомобиль был реализован 17 февраля 1961 года через магазин 932 организации Киевкульспорт в столице УССР. Номер кузова — 1373, номер шасси — 601280.
На момент своего появления в 1960 году "Запорожец" стоил 18 000 дореформенных рублей — впрочем, реально в том году была выпущена лишь небольшая партия автомобилей, в основном разошедшихся по заводам-смежникам ЗАЗа, первые же товарные автомобили пошли в продажу уже после денежной реформы, по цене 1 800 руб. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, "Запорожец" можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.
Машина всю жизнь пребывала в руках одного единственного владельца, который, в меру своих возможностей и умений, сохранил этого "Горбика" до наших дней. Человек этот был очень рукастый, что видно по самодельным "ушкам" на воздухозаборниках и сложной системе дополнительного охлаждения масла на крыше авто.
Как я уже написал выше, на автомобиле сохранились практически все специфические детали, которые устанавливались на 965-е самых ранних выпусков (примерно 1500-2000 первых машин, сошедших с конвейера).
Прежде всего — это "капли" указателей поворотов на передних крыльях (сами крылья — с другим радиусом кривизны): очень большая редкость по нынешним временам. Не меньший интерес представляют оригинальные воздухоприемные накладки на боковинах кузова. Спереди — надпись "Запорожець", увенчанная в конце зигзагообразным росчерком в виде молнии. Алюминиевые ободки дверной рамки стыкуются не под замком форточки, а посередине задней стойки двери.
По капотом здесь стоит двигатель МеМЗ-965 (с воздушным охлаждением) рабочим объемом 746 "кубиков" и мощностью всего 23 л.с. Ранний мотор легко узнать по двум болтам крепления клапанной крышки. С таким агрегатом максимальная скорость машины составляла 90 км/ч, а контрольный расход топлива — 6,5 л/100 км.
В салоне сразу же заметна напольная педаль газа и отсутствие штепсельной розетки под торпедой.
Зеркало заднего вида — небольшое, прямоугольной формы со скругленными краями. Механизм открывания дверей не имеет поворотной ручки, вместо нее используется ручка-задвижка и ременная петля для захлопывания дверей.
Обивка кресел — полностью тканевая, без дермантиновых вставок: на данном экземпляре она отлично сохранилась. Рисунок ткани ("домик") отличается от последующих выпусков ("ромбик"). А вот дверные карты — наоборот, должны быть полностью из дерматина, в цвет кузова. Здесь, правда, они не сохранились — наклеена пленка.
Примечательно, что на этом "Запорожце" стоял поздний щиток приборов от модели 965А, в котором имеется указатель температуры масла и счетчик пробега имеет 6 цифр. К нашей огромной радости, в одном из ящиков с запчастями мы обнаружили родной щиток приборов КП-210 с контрольными лампами аварийного давления и аварийной температуры масла. Корпус щитка изготовлен из черной пластмассы и окрашен в бежевый цвет. Это все есть в видеоролике внизу статьи.
Более подробную информацию об этом "горбатом" ЗАЗ-965 можно узнать из нового видео, которое я залил на свой Youtube-канал:
Также в моем блоге вы можете почитать о праворульном почтовом ЗАЗ-965С, ЗАЗ-1102 "Таврия"1989-го года с пробегом 169 км, редчайшем пикапе ЗАЗ-968МП с пробегом 179 км, ЗАЗ-968А 1976-го года с пробегом 6 км, упомянутом выше ЗАЗ-968М 1984-го года с пробегом 4536 км и бананово-желтом ЗАЗ-968М 1987-го года с пробегом 159 км. В цикле "Наши за границей" я рассказывал об экспортных версиях ZAZ 965 Jalta, ZAZ 966/968 и 1102 Tavria. Наша недавняя поездка за "Капсулой времени" ЗАЗ-968 1974-го года с пробегом 8435 км описана здесь.
Рубрики: | Атомобили/Автомобили |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |