-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Медведева_Л

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.01.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3347


Федоскинская лаковая миниатюра

Пятница, 23 Января 2015 г. 21:20 + в цитатник
Цитата сообщения СударушкА_-_77 Федоскинская лаковая миниатюра





Есть в 35 км от Москвы старинное село Федоскино. Живописно раскинувшись на холме, смотрит оно в маленькую речушку Учу. 






Здесь, в этом тихом, уютном селении берет свое начало история народной лаковой миниатюры в России. 



Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века.Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им селе Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) производство козырьков. 









Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. 





Позже крышки табакерок и шкатулок живописцы стали расписывать миниатюрными копиями с картин русских и западноевропейских художников. Часто это были весьма "вольные" копии. Со временем на смену им пришли оригинальные сюжеты из крестьянского быта, народных сказок, былин, песен. 











Так к середине XIX века сложился самобытный стиль федоскинской миниатюры, принесший этому народному искусству мировую известность.Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.





После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века. 



Изделия этого времени называют «лукутинскими». Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. 





Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. В 1910 году энтузиасты возродили артель из оставшихся в селе Федоскино живописцев, они не прекращали работу даже в годы гражданской войны и послевоенной разрухи. 





В 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные негативным отношением новых властей. 







Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. В 1923 году в знак благодарности за сохранение промысла артели был вручен от имени правительства специальный "Диплом признательности". 



Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.







В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. 



Техника изготовления федоскинских шкатулок сложна и своеобразна. Начинается все с полос картона. Ими оборачивают форму будущего изделия, склеивают их, пропитывают крахмалом, сушат, купают в ванне с горячим льняным маслом. 





Снова сушат - уже не часы, а дни. После таких манипуляций картон становится похожим на дерево. Прежде чем коробочка попадет в руки художника, ее отшлифуют и покроют лаком - внутри алым, снаружи- черным. 





Миниатюрная живопись Федоскино исполняется масляными красками в три - четыреслоя. Последовательно выполняются замалёвок , пропись , лессировка и бликовка. Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. 



Просвечивая сквозь прозрачные слои красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью», «цировкой», «шотландкой».



Каждый слой просушивается, а затем покрывается прозрачным лаком. Многослойность письма позволяет достичь особой глубины, объемности и насыщенности цветом. Расписывают шкатулки по-разному; есть так называемое "плотное" письмо и "сквозное". 



В первом случае мазки плотно закрывают фон. Но особую профессиональную гордость федоскинских мастеров составляет живопись "по-сквозному". Она выполняется прозрачными красками по подкладке из листочков сусального золота, перламутра или металлического порошка серебряного или золотого цвета. При этом краски как бы вспыхивают изнутри цветными огоньками. 





Готовое лакированное изделие полируется. Усиленные полировкой цвета росписи получаются необычайно яркими. Нередко декоративное оформление шкатулок завершают перламутровая инкрустация, геометрический орнамент из крохотных чеканных пластинок металла или гравировка по черному лаку на подкладке из олова. 





Федоскинская живопись реалистична. Предметы, растения, фигуры сохраняют реальные формы, пропорции, окраску. Тщательно, что до мельчайших подробностей выписаны черты лица, одежда. Несмотря на малый размер миниатюры, мы можем различить на ней все, например детали упряжи лошади. 



Процесс копирования состоит из нескольких этапов. Выбранный оригинал перерисовывают на бумагу в формате будущей миниатюры – это эскиз. Дальше по эскизу основные элементы изображения переводят на кальку. Ее называют «припорохом». Этот термин сохранился с XIX века, когда по контуру рисунка иглой накалывали дырочки. 



Такую кальку, наложенную на заготовку изделия, припудривали сухой краской или мелом, и на поверхности папье-маше оставался контур будущей миниатюры. Сейчас делают иначе. Кальку переворачивают, обводят изображение краской и на несколько секунд прикладывают к папье-маше – непросохший рисунок отпечатывается на загрунтованной пластине.



Следующий этап – в пределах контура рисунка масляной краской прокладывают основные локальные цвета. Первый слой живописи покрывают лаком, пластину просушивают в печи и лаковую поверхность шлифуют, так как она должна быть абсолютно гладкой. Затем прописывают все детали и тени, придавая объемность изображению. 





Живопись снова подсушивают и покрывают лаком, вновь сушат в печи и шлифуют. На завершающем этапе прозрачными красками усиливают или приглушают яркость отдельных деталей, выравнивая цветовые отношения всей композиции в целом. Готовую миниатюру покрывают пятью-шестью слоями лака и полируют поверхность до появления зеркального блеска. В настоящее время такая многослойная масляно-лаковая техника живописи является уникальной.



Практически все художники, работающие ныне в жанре федоскинской миниатюры, работают сейчас на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи. Одни выполняют уникальные заказы, создают образцы и собственные композиции для художественных выставок, другие пишут копии по образцам.



Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очечники, кошельки, пасхальные яйца. Бережно взяв в руки произведение федоскинского мастера, можно долго рассматривать изысканную миниатюрную живопись. 





Неторопливое сказочное повествование или лирический пейзаж имеют положительную эмоциональную окраску и всегда находят отклик у зрителя. Федоскинская лаковая миниатюра отличается душевностью и искренностью.



И в наши дни искусство Федоскина очень популярно. Есть на фабрике карта, испещренная линиями, которые соединяют маленькое подмосковное село со странами, куда экспортируются изделия народных художников: Франция, Финляндия, Япония, Англия, Бразилия, Швейцария, США. 



На изделия дается столетняя гарантия. Они не подвержены коррозии в результате действия воды и грибков. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. Шкатулки Федоскино в качестве подарков были переданы Папе Римскому, Президенту США, Премьер Министру Великобритании.





Лаковая миниатюра Федоскино – один из символов русского народного искусства, на протяжении столетий они украшают лучшие мировые коллекции, радуют и восхищают ценителей прекрасного и являются истинным народным промыслом.



Как и в минувшие века, маленькие шкатулочки, выходящие из-под рук истинных мастеров, остаются предметами искусства, украшающими нашу жизнь, радующими глаз и греющими душу. И так будет – пока в каждую вещь вложен огромный труд и Божия искра таланта!

блог Сударушки

 


Рубрики:  Живопись
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку