-¬сегда под рукой

 -ѕодписка по e-mail

 

 -–убрики



Ѕыл такой летчик Ћось - прототип геро€ "јэлиты"?

—уббота, 12 ћа€ 2018 г. 12:59 + в цитатник

 

5158259_TM108940 (700x466, 104Kb)

јлина Ћихачева
1989
 
ѕочти фантастические заметки о фантастическом романе
 
   ќбъ€вление, написанное простым чернильным карандашом и прибитое к облупленной стене пустынного дома, гласило: "»нженер ћ. —. Ћось приглашает желающих лететь с ним 18 августа на планету ћарс €витьс€ дл€ личных переговоров от 6 до 8 вечера. ∆дановска€ набережна€, дом 11 во дворе".
   «накомые строки... “ак начинаетс€ один  из самых знаменитых фантастических романов ’’ века - "јэлита" јлексе€ “олстого.
 
 
   ћарс - планета, которую давно полюбили фантасты. » этому не в малой степени способствовали научные достижени€, а точнее, ошибки ученых. ƒолгое врем€ думали, что ћарс очень похож на «емлю. ¬тора€ «емл€, только более далека€ и, значит, получающа€ меньше тепла и света, более легка€, окруженна€ более слабой разр€женной атмосферой, увенчанна€ пол€рными шапками, заметно уменьшающимис€ в размерах в теплые времена года, - все это подтверждалось многочисленными наблюдени€ми. —читалось, что на ћарсе все, как на «емле. “олько холоднее. Ќа его поверхности обнаружили обширные темные п€тна - "мор€", веро€тно, уже высохшие, и светлые - "материки".
 
    ћарсианский бум разразилс€ в 1877 году, когда италь€нский астроном ƒж. —киапарелли увидел, что поверхность ћарса пересечена тонкими, довольно четкими лини€ми, названными им проливами (по-италь€нски - canali). —лово это, переведенное на другие €зыки как "каналы", €вилось, заметил известный английский астроном –. ”оттерфильд, "выстрелом из пистолета, на курок которого неосмотрительно нажал —киапарелли... стартовым сигналом дл€ стремительного движени€ по пути открытий".
 
   ¬ земном понимании каналы прежде всего могли означать искусственно сооруженные водные пути. —ледовательно - этот вывод, порожденный ошибкой перевода, ошеломил не только любителей сенсаций, но и ученых - на поверхности ћарса обитают живые существа! ѕроблема жизни на ћарсе превратилась, по словам известного астронома ќ. —труве, в одну из грандиозных астрономических дискуссий ’’ века.
 
   —реди ученых, поверивших в марсианские каналы, был американский астроном ѕерсиваль Ћовелл, который в 1894 году (в год великого противосто€ни€ «емли и ћарса) основал в штате јризона специальную обсерваторию дл€ проведени€  планетных исследований, и в первую очередь дл€ изучени€ ћарса. ƒвенадцатилетние наблюдени€ за красной планетой позволили Ћовеллу утверждать, что в "хороших атмосферных услови€х каналы временами выдел€ютс€ с поразительной отчетливостью".
   Ќо главный вывод ѕ. Ћовелла заключалс€ в том, что на ћарсе должна быть жизнь и ее формы принимают земной характер. 
 
   "ћы видим, - писал ѕ. Ћовелл в 1895 году в своей книге "ћарс", - во-первых, что большой диапазон физических условий не противоречит возможности жизни на планете в тех или иных формах; во-вторых, что имеетс€ €вный недостаток воды на поверхности планеты, и, следовательно, если планету насел€ют разумные существа, то дл€ поддержани€ их жизни они вынуждены прибегнуть к оросительной системе; в-третьих, там имеетс€ сеть линий... в точности похожа€ на ирригационную систему, и наконец, там имеетс€ р€д п€тен, расположенных в местах, которые искусственно сделаны плодородными, т.е. своего рода оазисы. ¬се это, конечно, может быть лишь ничего не значащей совокупностью совпадений, но это маловеро€тно".
 
   »сследователи творчества ј. “олстого уже давно пытались проникнуть в писательскую лабораторию автора "јэлиты".
   „то €вилось непосредственным толчком к написанию научно-фантастического романа "јэлита"? »де€ жизни на ћарсе, как известно, пришлась по душе писател€м-фантастам. ќ нашествии марсиан писал еще √ерберт ”эллс, загипнотизированный открыти€ми —киапарелли и Ћовелла.
 
   Ѕиографы утверждают, что о трудах Ћовелла и —киапарелли јлексей “олстой знал. ”тверждают, что во врем€ работы над романом писатель нередко выходил в сад и искал на ночном небе ћарс. "я пользуюсь вс€ким материалом, - писал ј. Ќ. “олстой в 1929 году, - от специальных книг (физика, астрономи€, геохими€) до анекдотов". ¬ одном из своих писем ј. Ќ. “олстой называет роман "јэлита" фантастическим, "правда, в нем совершенно отсутствует элемент неверо€тности: все, что описано там, все можно осуществить, и € уверен, что осуществитс€ когда-нибудь... Ќадо ¬ам сказать, что по образованию € инженер-технолог, поэтому за эту  сторону более или менее отвечаю".
 
   Ћитературные следопыты нашли дом є 11 на ∆дановской набережной - таковой действительно существовал (он и сейчас стоит, заслоненный постройками более позднего времени, и имеет номер 11/1). ¬о времена же, когда писалась "јэлита", это место выгл€дело так: "ƒом на ∆дановке, 11 - четырехэтажный, с лепными украшени€ми над окнами, сто€л в глубине пустыр€, простиравшегос€ до реки ∆дановки. Ќа первом этаже размещалс€ моторный класс авиационно-технической школы, находившейс€ неподалеку, а во дворе на учебном стенде будущие мотористы учились работать с авиационными двигател€ми" ("—мена", 1984, 9 сент€бр€).
 
   Ќемного фантазии - и крошечный полигон по испытанию авиамоторов превращаетс€ в стартовую площадку дл€ запуска  марсианского корабл€. ј вот и портрет его командира. ќбратимс€ к роману. "»нженер ћстислав —ергеевич Ћось - среднего роста, крепко сложенный человек. √устые, шапкой волосы его были белые. Ћицо - молодое, бритое, с красивым большим ртом, с пристальными, казалось, лет€щими впереди лица немигающими глазами". » далее: "ƒве морщины у рта - горькие складки, широкий вырез ноздрей, длинные темные ресницы".
 
   Ќо, пожалуй, самое интересное, что и авиатор Ћось - не плод писательской фантазии.  ¬ Ћенинграде в 20-30 годы жили два брата по фамилии Ћось, ёзеф и Ћеон, два авиатора. ѕравда, строили они не марсианский корабль, а более соответствующие духу и возможност€м времени летательные аппараты. ќба брата были отважными планеристами, о которых говорили, что они выпестовали и буквально пронесли на руках ленинградский планеризм.
 
   Ѕиографии братьев Ћось удалось восстановить после длительных путешествий по страницам старых журналов.
   Ѕрать€ Ћось родились в семье железнодорожных рабочих, ёзеф ƒоменикович - в 1897 году, Ћеон ƒоменикович - в 1906. » жили они - еще одна неожиданность - совсем неподалеку от места, описываемого в романе. “оже на набережной реки ∆дановки. ј точнее - в соседнем доме.
 
   "¬ небольшом доме на ∆дановке, 13 по вечерам собиралась группа людей: люди много курили, спорили, делали какие-то чертежи, читали лекции, а затем что-то строили. √лавар€ми и вдохновител€ми этой "банды", как в шутку их называло начальство, неодобрительно относившеес€ к их зате€м, были ёзеф Ћось, —мирнов и ќсокин". “ак описываетс€ в журнале "—амолет" за 1934 год зарождение ленинградского планеризма.
   ћожет быть, не случайно, ј. Ќ. “олстой посел€ет инженера Ћос€ именно на набережной реки ∆дановки?
 
   ёзеф Ћось "заболел" авиацией в дев€ть лет, когда ему попалась на глаза стать€ братьев –айт.  ќн начал с авиамоделировани€. Ќа чердаке в "домашней лаборатории" были собраны модели едва ли не всех известных мальчику летательных аппаратов того времени - самолетов, геликоптеров. ѕервое воздушное "крещение" ёзеф получил, испытыва€ "большой летательный аппарат" собственной конструкции - нечто вроде современного дельтаплана. ѕрыга€ с железнодорожной насыпи, юный испытатель некоторое врем€ летел в воздухе, а после приземлени€ должен был двигатьс€ на лыжах. ¬оздушное путешествие окончилось больницей.
 
   ¬стреча с известным авиаконструктором того времени ѕорховщиковым изменила судьбу ёзефа Ћос€. ёноша попал в авиационную среду, он помогал ѕорховщикову в строительстве насто€щих летательных аппаратов. ¬ домашних услови€х, в частности, им удалось создать авиетку.
   
    огда пришло врем€ идти в армию, ёзеф мечтал об авиации. ”вы, в услови€х царской –оссии этой мечте едва ли суждено было осуществитьс€ (пол€к, внук человека, сосланного в —ибирь), если бы не помощь старших друзей-авиаторов, в частности того же ѕорховщикова.
 
   ¬ первой мировой войне ёзеф Ћось участвовал как авиамеханик - он занималс€ сборкой самолетов. √ражданскую провел на передовой. ¬озвратившись после √ражданской войны в ѕетроград, ёзеф Ћось поступил преподавателем в 1-ю школу авиатехников имени ¬орошилова и одновременно зан€лс€ планеризмом.
 
   ћладший брат ёзефа тоже заболел воздухоплаванием с детства. —вои первые парашютные прыжки маленький Ћеон совершил на кладбище. ќн забиралс€ на самый высокий склеп и прыгал со своим "аппаратом". ќн повторил судьбу брата - результатом его первых полетов была травма, надолго уложивша€ мальчика в постель.
 
   Ћеон Ћось, как и его старший брат, прошел через серьезное увлечение авиамоделированием.  „улан-"ангар" был буквально завален самыми различными конструкци€ми. ¬ праздничные дни с крыши своего  дома Ћеон запускал модели аэропланов. 
   Ћюбовь к авиации привела Ћеона Ћос€ в ќбщество друзей воздушного флота. ƒальнейша€ его биографи€ во многом совпадает с жизненными пут€ми его современников. ¬ечерн€€ школа. –абота на заводе. » в свободное врем€ - планеризм.
 
   ѕри консультации старшего брата, с помощью комсомольцев-активистов Ћеон Ћось строил по собственному проекту планер. ¬злететь этому первенцу было не суждено - не хватило средств. Ќе подн€лс€ в воздух и второй планер Ћеона Ћос€ - мешковина, которой были обт€нуты его крыль€, оказалась малопригодным в авиации материалом. —троил Ћеон и воздушную мотоциклетку.
 
   ѕостепенно Ћеон Ћось пришел к решению продолжить образование. ѕосле окончани€ вечерних общеобразовательных курсов и военно-теоретической школы он был направлен в  летную школу в —евастополь. Ќо, даже будучи курсантом летной школы, он не может расстатьс€ с планеризмом: Ћеон Ћось организует планерный кружок и строит планер "ѕегас", на котором удалось не только совершать учебные полеты, но даже позднее участвовать в VII ¬сесоюзных соревновани€х по планерному спорту, где "ѕегас" был отмечен.  стати, на VII ¬сесоюзных соревновани€х по планерному спорту ( рым, 1930 год) ленинградские планеристы завоевали первенство. Ћеон Ћось и еще несколько лучших спортсменов получили звание пилота-парител€. —реди участников соревнований был и молодой инженер —ергей  оролев.
 
   ѕосле успеха на соревновани€х Ћеон Ћось получил приглашение на работу в Ћенинградский областной совет ќсоавиахима. ѕри Ћенинградском ќсоавиахиме была создана планерна€ школа, ее начальником был назначен ёзеф Ћось. ¬ работе школы активно участвовали оба брата. ¬ планерной школе была введена строга€ летна€ дисциплина.  Ѕрать€ Ћось отработали методику запуска планера, котора€ обеспечивала плавность взлета. “огда же начали строительство рекордных по тем временам планеров "√ород Ћенина" и "—тандарт". —тоит ли говорить о том, что вс€ эта работа велась практически на общественных началах. ѕреподаватели и конструкторы школы перечисл€ли в фонд постройки часть своей зарплаты. —тены квартиры летчика Ћос€ (на ∆дановке, 13) были испещрены формулами, чертежами, рисунками. ћодели планеров, их детали, чертежи подвешивали даже к потолку. 
 
   ”вы, увлеченность братьев Ћось не пришлась по нраву бюрократам ќсоавиахима. ёзеф ƒоменикович за излишнюю приверженность к планеризму даже получил выговор. Ћеон ƒоменикович вынужден был расстатьс€ с ќсоавиахимом и перейти работать на завод " расный путиловец". » там, в рабочем коллективе, ему вновь удалось найти единомышленников. ”ченики этой новой, созданной Ћеоном Ћосем школы планеристов совершили около тыс€чи полетов. » даже фотографи€ сохранилась - Ћеон Ћось со своими воспитанниками на ќкт€брьском параде. јктив школы построил своими силами планер "ќкт€бренок", на котором в мае 1934 года Ћеон Ћось совершил показательные полеты над Ќевой.
 
   ¬ыговор и недоброжелательство  начальства не могли заставить ёзефа Ћос€ расстатьс€ с планеризмом навсегда. Ќеутомимый летчик, он снова организовал планерную школу (при 1-й авиатехнической школе имени ¬орошилова, где он преподавал), и спуст€ два года в ƒень авиации шесть планеров ёзефа Ћос€ взлетели в небо.
   
   —ведени€ о последних годах жизни авиаторов братьев Ћось довольно скудны.
   ¬ 30-е годы ёзеф ƒоменикович был сотрудником первого в нашей стране конструкторского бюро по разработке ракетных двигателей, преподавал авиационные дисциплины.  ѕогиб в 1943 году.
 
   Ћетчик-планерист Ћеон ƒоменикович Ћось работал перед войной на одном из авиационных заводов. ¬месте с летчиками он испытывал самолеты. ћного раз разбивалс€.  огда в результате полученных травм он уже не мог летать, Ћеон ƒоменикович стал преподавать планерное дело в ƒоме пионеров. ќн погиб во врем€ блокады.
 
   ј теперь вернемс€ снова к роману ј. Ќ. “олстого.
    то же из братьев Ћось мог стать прототипом инженера ћстислава —ергеевича Ћос€? ¬идимо, ёзеф ƒоменикович. Ћеону Ћосю ко времени написани€ –омана (в 1922 году) было всего шестнадцать лет.
   Ќо тут по€вл€етс€ малообъ€снимое обсто€тельство. –оман "јэлита" был написан ј. Ќ. “олстым во врем€ эмиграции. ¬ 1922 году јлексей Ќиколаевич жил на Ѕалтийском побережье √ермании. ј. Ќ. “олстой покинул –оссию весной 1919 года. ј окончательное возвращение на –одину состо€лось 1 августа 1923 года. “огда же он и поселилс€ на ∆дановской набережной в доме 3 (1), где сейчас имеетс€ мемориальна€ доска.  вартиру в этом доме подыскал дл€ семьи писател€  его друг. –оман "јэлита" (в первой редакции он называлс€ "«акат ћарса") был к тому времени уже опубликован в журнале " расна€ новь".
 
   √овор€т, что писатели люб€т "посел€ть" своих героев там, где они живут сами. ƒействительно, ѕетроградска€ сторона,  рестовский и  аменный острова, очень любимые ј. Ќ. “олстым, остались запечатленными во многих его произведени€х. «десь мы можем встретить ƒашу и  атю из трилогии "’ождение по мукам", на  рестовском острове развивались событи€, описанные в "√иперболоиде инженера √арина". Ќо это было позднее.
 
   ћог ли ј. Ќ. “олстой быть знакомым с летчиком ёзефом Ћосем? ƒетальное знакомство с биографией писател€ склон€ют нас к отрицательному ответу. Ќачало первой мировой войны ёзеф ƒоменикович встретил семнадцатилетним юношей, он был еще слишком молод, не состо€лс€ еще как авиатор, хот€, безусловно, про€вил себ€ талантливым изобретателем. Ќедаром на него обратили внимание именитые авиаконструкторы и сочли возможным вмешатьс€ в его судьбу.
 
    о времени, когда роман был завершен, ёзеф ƒоменикович гораздо больше напоминал инженера Ћос€ из романа "јэлита", но едва ли писатель, живший за границей, мог встречатьс€ с авиатором, невольно послужившим прототипом его геро€.
   »нженер Ћось у ј. Ќ. “олстого весьма скуп на рассказы о себе. ќн считает, что в его биографии нет "ничего замечательного": "”чилс€ на медные гроши, с двенадцати лет на своих ногах. ћолодость, годы учени€, работа, служба - ни одной черты, любопытной дл€ ваших читателей, ничего замечательного..."
 
   ј вот выдержки из анкеты, заполненной ёзефом Ћосем 26 €нвар€ 1920 года: "ѕрофесси€ - авиамоторист, летчик-механик, автомобилист; член ¬ ѕ (б)". ёзеф Ћось считал себ€ пролетарием по происхождению, коммунистом по убеждению.
 
   ¬ романе "јэлита" есть еще один герой. Ёто попутчик инженера Ћос€ по полету на ћарс, красноармеец јлексей √усев, прошедший по дорогам гражданской войны, опаленный ее ветром, никак не могущий найти применение своим силам в мирное врем€. ¬от что говорит о себе красноармеец √усев: "я грамотный, автомобиль ничего себе знаю. Ћетал на аэроплане наблюдателем. — восемнадцати лет войной занимаюсь - вот и все мое зан€тие. »мею ранени€. “еперь нахожусь в запасе... ѕо совести говор€, € бы сейчас полком должен командовать..."
 
   » оп€ть-таки черты сходства - не характера, но биографии - с тем, что мы знаем о ёзефе Ћосе, прослеживаютс€. ћожет быть, и не было однозначного прототипа инженера Ћос€. Ётот образ синтезирован, придуман писателем. » все совпадени€ достаточно случайны. » в то же врем€ типичны. –азве мало совпадений на счету у научной фантастики? ћы не будем здесь вспоминать о них - это особа€ тема.
 
   Ќесомненно, ёзеф ƒоменикович Ћось мог послужить прототипом инженера Ћос€. Ќо если этот инженер все-таки придуман писателем, то странным и необъ€снимым кажетс€ то, что во врем€, когда ј. Ќ. “олстой, наход€сь вдали от –одины, писал свой роман, в ѕетрограде на той же улице в доме, соседнем с тем, куда автор поселил своего геро€, жил и работал талантливый конструктор летательных аппаратов, человек сходной судьбы и носивший ту же фамилию, что и герой романа.
   ѕоистине фантастика.
 
   ¬нести какую-либо €сность в ту историю могла лишь встреча с человеком, хорошо знакомым с биографией и творчеством ј. Ќ. “олстого. 
   —ын писател€ Ќикита јлексеевич “олстой, любезно согласившийс€ помочь автору данного очерка, сообщил, что никаких сведений о знакомстве или переписке  ј. Ќ. “олстого с авиатором ё. ƒ. Ћосем в домашнем архиве нет. —корее всего замеченные совпадени€ не более чем случайность.
 
   Ќо не исключена и друга€ верси€. јлексею Ќиколаевичу могли быть - оп€ть-таки случайно - известны какие-то сведени€, намеки, может быть, рассказы или разговоры о летчике и конструкторе летательных аппаратов с несколько необычной фамилией Ћось. ‘амили€ эта попала в орбиту писательского внимани€ и нашла выход в романе "јэлита". ѕсихологической уликой в пользу второй версии служит ∆дановска€ набережна€.
 
    вартиру на набережной реки ∆дановки, где поселилс€ писатель после возвращени€ из эмиграции, дл€ него подыскал ¬ениамин ѕавлович Ѕелкин, известный художник, друг  “олстого, с которым писатель находилс€ в переписке.  вартира эта находилась в том же доме, где жил Ѕелкин, и даже, к великой радости друзей, на той же лестнице двум€ этажами выше.
 
   ¬. ѕ. Ѕелкин, профессор јкадемии художеств (им были созданы образцы букв дл€ государственных шрифтов —оветской –оссии), осталс€ в пам€ти тех, кто его знал, необычайно общительным человеком, с широким кругом самых разных знакомых. ¬. ѕ. Ѕелкин очень любил гул€ть по набережной, и маршрут его неизбежно проходил мимо дома є 13 по ∆дановской набережной, где жил ёзеф Ћось.  ќбщительность ¬ениамина ѕавловича позвол€ет предполагать, что он не мог не знать о таком необычном соседе. —лишком €ркими и непривычными своей одержимостью планеризмом выгл€дели в глазах окружающих ёзеф Ћось и его младший брат Ћеон (помните, как он запускал в праздничные дни модели аэропланов с крыши своего дома?). «на€ о таких люд€х, ¬ениамин ѕавлович уже не мог не написать об этом или рассказать во врем€ встречи в ѕариже своему другу-писателю.  јлексей Ќиколаевич весьма чутко, живо и с интересом всегда реагировал на подобную информацию, и фамили€ Ћось скорее всего могла запечатлетьс€ в его пам€ти.
 
   Ќо это только гипотеза, потому что переписка ј. Ќ. “олстого и ¬. ѕ. Ѕелкина не сохранилась.
   Ѕеседа с Ќикитой јлексеевичем “олстым позволила убрать некий  ореол мистики, который невольно мог возникнуть вокруг образа инженера Ћос€.
   » хот€ тайна эта или загадка до конца не раскрыта, можно только порадоватьс€, что глубокое знакомство с романом "јэлита" и историей его создани€ позволило восстановить и обнародовать биографии братьев Ћось, славных ленинградских авиаторов, о которых еще в 30-е годы писали: "»х желанием было создать простой и общедоступный самолет и научить людей им управл€ть".
 
   ѕуть же на ћарс еще очень и очень долог и несравненно более труден, чем он представл€етс€ уже не одному поколению писателей-фантастов. Ќо тут уместно вспомнить слова, начертанные брать€ми ћонгольфье на их первом воздушном шаре: "“ак идут к звездам".
    
јлина Ћихачева
Ћенинград
"“ехника - молодежи" 10/1989
 

 

–убрики:  »мена и судьбы
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку