-Метки

1 сентября аквариум аквариумные рыбки актеры алмаз хоупа альфред сислей анри матисс аппликация балдахин балет барков а бумажная кукла бумажные куклы винсент ван гог вострецова анастасия выпечка вязание гимнастика города городской пейзаж давыдов денис дамские аксессуары десерт дети детская книга диета духи елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский образ живопись животные жилет вязаный журнал техника-молодежи зарядка зверушки зимний пейзаж история история урала казанский собор календари клод лоррен книжка-кукла кофточка вязаная кошки кукла кукольная миниатюра кулич лампы настольные лекарственные растения лексикон моды ленин летний дворец летний сад липовый чай манилова л маска для лица маски для лица медали мода молодогвардейцы мюллер в мясные блюда мята награды напитки народная медицина народные приметы настойки никола пуссен новый год ноты овощные блюда отвар липы открытки открытки музыкальные открытки новогодние парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок плакаты платье поговорки портрет пословицы прически пророки прошлого пыльник пьер боннар рамки раскраски рассказ рассказы для детей рассказы о природе революция 1917 реклама репин рецепты блюд рождество русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты сервировка сказка сказки скачать славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про аквариум супы торты украшения урал уход за волосами фотоэффекты франсуа буше хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы цитаты чай чехлы на стулья шаль шапочки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна эффекты текста юбка юбка вязаная якоб ван рейсдал ян ван гойен

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна


Окно в будущее. Верхом на реактивной метле

Понедельник, 12 Августа 2013 г. 21:37 + в цитатник

А что, совсем бы не помешали подобные средства передвижения! Правда есть подозрение, что там, наверху, мы также умудрились бы устроить пробки на трассах...

А.Семенов, инженер5158259_img098 (387x512, 98Kb)
(Из журнала "Техника - молодежи" 3 - 1971)
Рис.И.Шапито и Г.Бойко

   Миниатюризация воздушно-реактивных и ракетных двигателей поставила на повестку дня проблему индивидуальных транспортных средств. Почему бы человеку не парить свободно в пространстве, подобно птицам? Вот тема одного из помещенных в этом номере "Окон в будущее".    

(ув-ть рисунки: правой кнопкой мыши - "открыть изображение")

             
    Немало старинных сказок стало или становится былью. И среди них - сказки о ковре-самолете, семимильных сапогах и Бабе Яге на помеле. Просмотр новейшей технической литературы разных стран убеждает нас в этом. На страницах журналов все чаще появляются описания конструкций и проекты индивидуальных средств для свободного полета в воздушном или безвоздушном пространстве.
   Малогабаритные самолеты, автожиры, дископланы, планеры и вертолеты стали уже привычными. Но вот реактивные ранцы и корсеты - идея новая и оригинальная. Представьте себе аппарат, который смельчак надевает себе на спину. Теперь он может не только подняться в воздух, но и летать, маневрировать, висеть над одним местом и плавно приземляться. Опытные аппараты такого типа уже испытывались. И в самом деле: почему бы человеку не парить, подобно птицам.
   Небольшой двигатель мог бы работать на жидком или твердом топливе, но продолжительность полета тогда измерялась бы секундами, а дальность - десятками метров. Сложнее сделать ранец, заправляемый обычным авиационным бензином. Миниатюрные размеры (длина не более 60 см, диаметр не более 30 см) предъявляют жесткие требования к двигателю. Отношение тяги к весу аппарата должно быть очень высоким.
   На большом цветном рисунке показан ранцевый аппарат в действии (вверху справа).  Он состоит из двух прозрачных баков для бензина, реактивного двигателя, расположенного вертикально (воздух засасывается снизу вверх), двух трубок, выбрасывающих сжатый газ наружу и приборов ручного управления. Правой рукояткой пилот регулирует подачу топлива в камеру сгорания, а левой управляет маневровыми двигателями.

5158259_0099 (671x346, 241Kb)
Реактивный двигатель в разрезе


   На отдельной схеме дан  разрез миниатюрного реактивного двигателя. Он двухструйный, и направление движения каждого потока воздуха показано стрелками. Один идет во внутренней полости двигателя, другой - между кожухами, так что на выходе обе струи соединяются. Это позволяет охлаждать корпус и одновременно глушить шум компрессора.5158259_099 (400x553, 230Kb)
   Внутренний поток "проталкивают" несколько механизмов. Во-первых, двухступенчатый насос, который засасывает воздух из атмосферы. Затем газ сжимается двухступенчатым осевым компрессором, а затем - центробежным компрессором, после чего попадает в камеру сгорания. Продукты горения попадают в турбину. Ее первая ступень сообщает движение центробежному компрессору, а вторая и третья - насосу и осевому компрессору. На выходе из турбины газ смешивается с внешним потоком и выбрасывается наружу через две трубки, оканчивающиеся дюзами. Чтобы в максимальной степени снизить гироскопические силы, возникающие при маневрировании, одни рабочие органы вращаются по часовой стрелке, а другие - против.
Летающий аппарат в виде кресла (на рис. справа)
   Вес двигателя 33 кг, а полетный (включая летчика, его одежду, горючее и приборы) - 170 кг. Скорость передвижения до 100 км/час, радиус 5158259_0999 (391x552, 226Kb)действия - полтора десятка километров. Парящий пилот может легко преодолеть природные препятствия, осматривать высокие здания и сооружения, мачты электропередачи и линий связи, участвовать в спасательных работах, охране лесов от пожара и т.д. И кто знает, быть может, в будущем ранцевый аппарат станет серьезным конкурентом легкового автомобиля. Не нужно гаража, заплечный "ковер-самолет" поместится и в прихожей квартиры.
Двухместная летающая платформа (на рис. справа)
   Воображение переносит нас на Луну с ее кратерами и расщелинами, зубчатыми горами и крутыми откосами. Вот где пригодятся человеку индивидуальные средства передвижения, вернее, перелета! Оснащенный ранцевым аппаратом космонавт сумеет провести разведку и фотографирование обширного района лунной поверхности, доставить и установить научные приборы. В случае аварии взлетной ступени он возвратится на окололунную орбиту  и причалит к основному кораблю, используя свой заплечный ранец и систему жизнеобеспечения.5158259_100 (419x555, 206Kb)
   Воздушно-реактивный аппарат на Луне, конечно, неприменим - нет атмосферы. Там сгодится только ракетный двигатель с вытеснительной системой подачи топлива. Он способен обеспечить передвижение на сотни километров со скоростью до 500 км/час. Ведь там нет атмосферного сопротивления, а лунное притяжение в шесть раз слабее земного.
Аппарат прыгающего типа (на рис. справа)
    Нетрудно представить себе одноместные летательные приборы, например, в виде кресла или двухместной платформы. Варианты конструкции могут быть различные, но все они должны удовлетворять общим требованиям. Какие это требования? Многократность использования, устойчивая стабилизация в полете, способность зависать над поверхностью, высокая надежность. Наиболее подходящей системой управления будет, видимо, ручная. Введя в действие поворотные сопла или перемещая свой центр тяжести в нужную сторону, космонавт по своему желанию изменит ориентацию летающего кресла или платформы.5158259_1000 (415x555, 175Kb)
   В зарубежной литературе представлен и другой тип транспортных средств для Луны - так называемые прыгающие устройства. В простейшем варианте это кресло, снабженное поршнем и баллонами с газом. Космонавт, усевшийся в такое кресло, уподобляется кузнечику. Дальность каждого прыжка - десятки метров.
Проект лунного "кузнечика" (на рис. справа)
   На другом рисунке показан более крупный "кузнечик". Это две сферические кабины (одна с космонавтами, другая с оборудованием), скрепленные с поршнем, который перемещается внутри штанги. Перед прыжком поршень фиксируется в нижнем положении, и под ним создается избыточное давление газа. Как только фиксатор убран, кабины и поршень под действием сжатого газа устремляются по штанге вверх. Под действием сил инерции аппарат совершает полет по дуге на расстояние до 120 м.
   В полете вся конструкция стабилизируется гироскопическими устройствами. В момент соприкосновения с грунтом поршень сжимает газ и тем самым не только амортизирует силу удара, но и накапливает энергию, необходимую для следующего прыжка.

------------------------

Серия сообщений ""Техника - молодежи" СССР":
Часть 1 - Биография сахара
Часть 2 - Занимательная История
Часть 3 - Первое экспедиционное судно "Персей"
Часть 4 - Окно в будущее. Верхом на реактивной метле
Часть 5 - От двери до двери. Автомузей
Часть 6 - Открытия - двойники. Секрет Бибереля
...
Часть 42 - Космический дом человечества
Часть 43 - Фото со смотра-пробега антикварных автомобилей в Юрмале в 1986 году
Часть 44 - Московский вернисаж «багги». Фото со Всесоюзного смотра-конкурса кроссовых автомобилей в 1974 году

Рубрики:  Это интересно
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку