-–убрики

 -÷итатник

ј «ј ќ Ќќћ ѕ”Ў»—“џ… Ѕ≈Ћџ… —Ќ≈√...! - (1)

ј за окном пушистый белый снег Ц ѕредвестник долгожданных переменЕ ќн радует людей сегодн€...

ѕќ –ќ¬ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ - — ѕ–ј«ƒЌ» ќћ! - (0)

  ѕокров ѕресв€той Ѕогородицы. —ловно птица крыль€ми, защищает ќна собравшеес€ человечес...

ћќЋ»“¬ј - (1)

 

–ј«ƒ≈Ћ»“≈Ћ» ƒЋя “≈ —“ј - (0)

  „асть 1 - –азделители осенние „асть 2 - –азделители на ...

Ќ» “ќ »« Ќј— Ќ≈ ¬џЅ≈–≈“—я ќ“—ёƒј ∆»¬џћ... - (0)

–ичард √ир Ч прекрасный актер и очень оба€тельный мужчина. ≈го люб€т в самых разных уголках план...

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ћќ… √ќ–ќƒ ≈ ј“≈–»ЌЅ”–√
ћќ… √ќ–ќƒ ≈ ј“≈–»ЌЅ”–√
19:43 23.12.2012
‘отографий: 20

 -ѕодписка по e-mail

 

ћј–»я јЌƒ–≈≈¬ј - “ќ¬ј–»ў ‘≈Ќќћ≈Ќ

—уббота, 06 ƒекабр€ 2014 г. 21:12 + в цитатник

 

 

 

≈е жизни хватило бы не на одну историю. »звестнейша€ актриса и сотрудник ¬нешторга, светска€ львица и пламенна€ революционерка, авантюристка и преданна€ подруга великого писател€, героин€ лирических стихотворений и жизненных драм – как все это совмещалось в одной женщине, пусть даже такой талантливой, как ћари€ ‘едоровна јндреева, не пон€тно ни современникам, ни историкам. Ќо хот€ ћари€ ‘едоровна и блистала везде, куда заносила ее судьба, главным ее талантом называли красоту, перед которой не мог усто€ть никто…

»сследователи вид€т ее образ в героин€х јлексе€ “олстого – по-детски правильной ћальвине и трагической ƒаше “елегиной из «’ождений по мукам» с ее прокл€той красотой, - ее черты угадывают в героин€х ћаксима √орького и булгаковской ћаргарите. ≈е рисовали »ван  рамской и »ль€ –епин, поэт —аша „ерный посв€тил ей «ѕочтительную акварель», а Ћев “олстой говорил, что ћари€ ‘едоровна «не только актриса чудесна€, но и человек превосходный».

 

80682506MariyaAndreeva

–одилась ћашенька 4 июл€ 1868 года в —анкт-ѕетербурге в прославленной театральной семье: ее отец ‘едор јлександрович ‘едоров-ёрковский, потомственный двор€нин, оставивший в свое врем€ карьеру морского офицера ради службы ћельпомене, был известным актером, а затем и главным режиссером јлександринского театра. ≈го супруга ћари€ ѕавловна Ћелева-ёрковска€, происходивша€ из остзейского баронского рода Ћилиенфельдов, тоже играла в јлександринке, туда же со временем поступила и младша€ сестра ћашеньки – Ќадежда ёрковска€ ( €кшт).

¬ доме жили театром, думали только о театре, бывавшие в гост€х люди тоже говорили лишь о нем. “ак что судьба ћаши тоже была предопределена. “ем более что росла она на удивление хорошенькой – огромные глаза, темно-золотистые кудри, тонкие черты лица и грациозность порхающей бабочки покор€ли любого. „тобы девочка не выросла тщеславной кокеткой, строгий отец пыталс€ держать дочь в строгости: велел стричь ей волосы, нар€жал в самые простые плать€, даже перламутровые пуговицы приказывал заменить на кост€ные, - но обожавшие ћашеньку родные сводили на нет все его педагогические эксперименты.

”же в детстве ћашенька не сомневалась – ее ждет слава величайшей российской актрисы, и ради исполнени€ своего предназначени€ она была готова на все. «акончив гимназию, она поступила в драматическую школу, а в 1886 году дебютировала на сцене в  азани в составе антрепризы ћедведева.

—разу же на ћашеньку обрушилс€ успех, во многом заслуженный: ее врожденный артистизм, €ркий темперамент, прекрасный бархатный голос, аристократическа€ чувственность и изысканна€ граци€ великолепно смотрелись на сцене, а тех, кто не замечал таланта, плен€ли ее €рка€ красота и непреодолимое оба€ние. ѕоклонники толпами ходили за юной примадонной в тщетной надежде на благосклонность, но ћашенька не собиралась размениватьс€ по мелочам: из всех кандидатов на ее сердце она терпеливо выбрала самого достойного и вышла за него замуж. ≈й было двадцать лет.

 

clip_image002[5]

ƒействительный тайный советник јндрей јлексеевич ∆ел€бужский был старше своей супруги на восемнадцать лет.  роме покладистого характера, состо€ни€ и блест€щих карьерных перспектив (в недалеком будущем јндрей јлексеевич дослужитс€ до должности главного контролера  урской и Ќижегородской железных дорог и чина статского генерала), у него было еще одно преимущество – он раздел€л страсть своей жены к театру, состо€л в ќбществе искусства и литературы и был членом правлени€ –оссийского театрального общества.

ќднако театр на некоторое врем€ пришлось оставить: рождение в 1888 году сына ёри€, а через два года дочери ≈катерины, домашние заботы и хлопоты не оставл€ли ћашеньке времени дл€ профессиональной сцены – лишь изредка она выступала в любительских постановках.

Ќа ее счастье, ∆ел€бужский вскоре получил назначение в “ифлис. “ам ћаша с мужем тут же вступили в местное јртистическое общество, в спектакл€х которого выступали под общим псевдонимом јндреевы – ћари€ ‘едоровна оставила этот псевдоним за собой на всю оставшуюс€ жизнь.
»менно в “ифлисе взошла театральна€ звезда ћарии јндреевой.

ќна блест€ще играла не только в драматических, но и оперных спектакл€х (дл€ чего јндреева брала уроки вокала у прославленной тогда певицы ¬арвары «арудной), с успехом выступа€ в самых разных амплуа.  расива€ талантлива€ актриса моментально покорила город – каждый вечер театр трещал от темпераментных поклонников, готовых бросить к ее стройным ногам весь мир. –ассказывают, что на одном из банкетов влюбленный грузин произнес в честь ћарии ‘едоровны витиеватый тост, а затем сказал: «ѕосле тоста в честь столь прекрасной женщины никто не посмеет больше пить из этого бокала!»… » съел бокал.

ћного лет спуст€ ћари€ ‘едоровна вспоминала этот случай в гост€х у Ћуначарских: «“еперь никто не будет за мен€ грызть бокалы, да и грузин таких больше нет…»

ѕрисутствующий за столом режиссер  онстантин ћарджанов ( отэ ћарджанишвили) обиженно за€вил: «ќшибаетесь! √рызть бокалы – у нас сама€ обычна€ вещь. я вам докажу! —ейчас выпью за ваше здоровье и закушу бокалом». Ќаталь€ јлександровна —ац, жена Ћуначарского, пыталась его остановить. ћарджанов смутилс€: «»звините, Ќаталь€ јлександровна, € понимаю – вам жалко такого бокала; нельз€ разрознить винный сервиз», - и поставил бокал. ћари€ ‘едоровна долго еще сме€лась…

 

ћари€ јндреева јктриса директор моск7 дома учЄных

∆ел€бужский был терпеливым человеком, но тот ажиотаж, который вызывала его супруга, и то удовольствие, с которым она наслаждалась поклонением – и страстными восторгами – зрителей, вызывали его тревогу. — немалым трудом он добилс€ перевода в ћоскву, наде€сь, что рамки московского высшего общества смогут сдержать взбалмошную и тщеславную натуру его жены.

—упруги сн€ли дев€тикомнатную квартиру в центре ћосквы, нан€ли прислугу – и стали делать каждый свою карьеру. ѕока јндрей јлексеевич продвигалс€ по служебной лестнице, его супруга готовилась покорить театральный ќлимп: училась в ћосковской консерватории, брала уроки у знаменитой актрисы Ќадежды ћихайловны ћедведевой – ученицы ўепкина и учительницы самой ћарии ≈рмоловой.

ќна вступила в ќбщество искусства и литературы, где ее партнером и учителем был сам  онстантин —ергеевич —таниславский. ƒебют јндреевой на московской сцене состо€лс€ 15 декабр€ 1894 года в пьесе «—ветит, да не греет» ј.ќстровского и Ќ.—оловьева. «а три года она с успехом сыграла одиннадцать крупных ролей, завоевав себе славу самой красивой актрисы русской сцены.

—пектакли с ее участием собирали аншлаги; критика и зрители обожали јндрееву. “еатральный критик —ергей √лаголь писал: «г-жа јндреева – чудесна€ златокудра€ фе€, то зла€, как пойманный в клетку зверек, то поэтична€ и воздушна€, как сказочна€ греза…»  огда в 1898 году —таниславский и Ќемирович-ƒанченко объ€вили о создании ’удожественного ќбщедоступного театра, ћари€ јндреева по праву стала примой новорожденной труппы.

” ћарии ‘едоровны было все: заботливый муж, чьи служащие в любой момент были готовы выполнить любое поручение супруги своего начальника. —ветский успех – мадам ∆ел€бужскую принимали в самых блест€щих гостиных, и сама велика€ кн€гин€ ≈лизавета ‘едоровна, жена московского градоначальника и сестра императрицы, запросто принимала ћарию ‘едоровну в своем будуаре и даже рисовала ее портрет. ѕризнание критики и поклонение лучших людей страны – у ее ног был сам —авва “имофеевич ћорозов, один из богатейших людей –оссии, фабрикант и меценат.

 

2014-03-03_022950

—авва ћорозов

—авва “имофеевич происходил из старообр€дческой купеческой семьи. Ќачало семейному бизнесу положил дед —аввы, выкупившийс€ из неволи и основавший в ѕодмосковье производство лент и кружев.

≈го многочисленные внуки владели несколькими ткацкими мануфактурами, принос€щими миллионы рублей прибыли, а —авва принадлежал к самой богатой ветви и управл€л самой успешной мануфактурой – Ќикольской. ќн училс€ химии в  ембридже и с успехом внедр€л на своих предпри€ти€х самые последние технологические новинки, неуклонно повыша€ и без того немалые доходы. ¬прочем, одним бизнесом —авва не ограничивалс€ – у него было страстна€ душа и верное сердце. ¬ свое врем€ —авва вызвал в ћоскве немалый скандал, влюбившись в жену своего двоюродного плем€нника —аввы ¬икуловича «инаиду √ригорьевну.

ƒл€ старообр€дцев развод недопустим, а дл€ семьи —аввы “имофеевича, где всем заправл€ла его мать ћари€ ‘едоровна, «адамант старой веры», до конц своих дней не признававша€ не то что электричества – даже газовых рожков! - просто немыслим. Ќеизвестно, как именно —авва смог убедить мать, но он смог насто€ть на своем и обвенчатьс€ с «инаидой. ѕервые несколько лет супруги жили в любви и нажили четверых детей, но со временем некогда пылающие страсти остыли, «инаида √ригорьевна посв€щала все врем€ обустройству построенного дл€ нее неоготического особн€ка на —пиридоновке и светским успехам, а —авва – фабрикам и театру.

 

clip_image005[5]

—авва с детьми

¬ 1898 году —авва случайно попал на первый спектакль ’удожественного театра «÷арь ‘едор »оаннович» по пьесе јлексе€ “олстого и испытал такое потр€сение, что стал одним из самых гор€чих поклонников нового театра. —авва не только жертвовал театру тыс€чи рублей – он сформулировал основные принципы де€тельности театра: сохран€ть статус общедоступного, не повышать цены на билеты и играть пьесы, имеющие общественный интерес.

ѕо€вление нового здани€ театра в  амергерском переулке было целиком его заслугой – —авва не только выделил на это дело 300 тыс€ч рублей, но и лично следил за строительством. «лые €зыки поговаривали, что такое рвение ћорозов выказывает не только и не столько из любви к театру, но скорее из-за страсти к одной актрисе этого театра – ћарии јндреевой.

—авва был человеком страстным и увлекающимс€. ¬любившись в јндрееву, он бросил к ее ногам все, что имел, выполн€€ любой ее каприз: он, на правах члена правлени€ ћ’“, выбивал дл€ ћашеньки лучшие роли, ради нее оплачивал огромные долги театра (общепризнано, что первые сезоны ћ’“ существовал только благодар€ деньгам ћорозова) и вообще давал ей огромные суммы, даже не спрашива€ – на что.

 

clip_image006[5]

ћари€ јндреева в роли √едды √аблер в одноименной пьесе »бсена, 1899 г.

ћосковские обыватели, с удовольствием обсасывавшие страстную прив€занность миллионера к актрисе, были бы весьма удивлены и даже шокированы, если бы узнали, что деньги, которые —авва давал ћашеньке, та тратила вовсе не на бриллианты и нар€ды от лучших портних (все это ей оплачивал муж), а на нужды социал-демократической партии. — эсдеками она познакомилась через репетитора сына, студента политеха ƒмитри€ Ћукь€нова, с которым у јндреевой был короткий роман. „ерез пару лет Ћукь€нов скончалс€ от чахотки, но јндреева уже тесно была св€зана с большевиками. „то привлекло эту избалованную, тщеславную, взбалмошную женщину в стан революционеров?

—корее всего, ее авантюристской натуре нравилс€ риск, с которым были св€заны партийные дела, то исключительное положение, которое она занимала между двух враждующих лагерей, цар€ и там, и там, то преклонение и благоговение, которое она вызывала у р€довых эсдеков своей красотой и образованностью, смелостью и умом… ћари€ ‘едоровна участвовала в доставке нелегальной литературы, пр€тала и «легализовывала» партийцев-подпольщиков, добывала дл€ партии деньги. Ќекоторые исследователи считают, что ее роман с —аввой ћорозовым был изначально запланирован Ћениным и  расиным – с целью привлечь к революционной де€тельности если не самого —авву, то хот€ бы его деньги.

≈сли это так, јндреева выполнила задание партии на двести процентов: ћорозов за несколько лет передал большевикам около полумиллиона рублей, финансировал газеты «»скра», «Ќова€ жизнь» и «Ѕорьба», сам тайно провозил типографские шрифты и нелегальную литературу, пр€тал у себ€ на фабрике и в имении видных большевиков – Ќикола€ Ѕаумана, Ћеонида  расина, который, по некоторым данным, также был любовником ћарии ‘едоровны… Ќедаром сам Ћенин дал јндреевой партийную кличку «‘еномен»: јндреева, как никто, умела добиватьс€ самых неверо€тных целей.

 

bank_16703_41466

¬ роли  эте в спектакле "ќдинокие" √ауптмана

Ќо если «по партийной линии» јндреева продвигалась все дальше и дальше, в театре ее дела постепенно шли вниз: ее теснила ќльга Ћеонардовна  ниппер, ученица Ќемировича, котора€ хоть и не обладала красотой и оба€нием јндреевой, зато была гораздо талантливее как актриса и к тому же не тратила врем€ на революционные игрища.   тому же в 1901 году  ниппер стала женой јнтона ѕавловича „ехова и уже бесспорно стала получать главные роли в его пьесах, на которых в основном и держалс€ репертуар ћ’“.

 

clip_image008[5]

ќ.Ћ.  ниппер в роли –аневской, „ехов, "¬ишневый сад"

Ётого тщеславна€ натура јндреевой уже выдержать не смогла. ѕо слухам, она сама имела виды на „ехова, но он предпочел ей  ниппер, чем оскорбил ћарию ‘едоровну до глубины души.   тому же ей стало известны слова —таниславского: «јндреева – актриса полезна€,  ниппер – до зарезу необходима€».

ћари€ ‘едоровна, котора€ была непоколебимо уверена, что рождена на свет, чтобы быть первой во всем и всегда, была смертельно оскорблена той легкостью, с которой директора ћ’ј отодвигали ее на второй план. ”€звленна€ јндреева пыталась урегулировать ситуацию, как умела: она стала натравливать ћорозова на Ќемировича-ƒанченко, давила на —таниславского, добилась того, что Ќемирович и —таниславский рассорились, а —авва “имофеевич почти не разговаривал с обоими директорами, но место первой актрисы уже окончательно принадлежало  ниппер.

—емейна€ жизнь тоже шла под откос: ∆ел€бужский давно уже жил с другой женщиной, и видимость счастливого семейного очага супруги поддерживали с немалым трудом. » тут в жизни јндреевой начинаетс€ самый €ркий роман, где, как по заказу, соединились две самых дорогих дл€ нее стихии – революци€ и театр.

 

36329_or

¬ 1900 году, в —евастополе, после спектакл€ «√едда √аблер» в гримерку к ћарии ‘едоровне зашел „ехов – и привел с собой ћаксима √орького, начинающего входить в моду драматурга-«пролетари€». —ама она вспоминала впоследствии: «—ердце забилось, батюшки! » „ехов, и √орький! ¬стала навстречу, вошел „ехов, которого знала давно, как всегда элегантный, а за ним высока€ фигура, тонка€, в летней рубашке, русской, вышитой, волосы длинные, пр€мые, усы большие и рыжие.

…“р€сет мне руку, а € смотрю на него с глубоким волнением, ужасно обрадованна€, что ему понравилось, и странно мне, что он чертыхаетс€, странен его костюм, высокие сапоги, разлетайка, длинные пр€мые волосы, рыжеватые усы, нет, не таким € себе его представл€ла… » вдруг из-за длинных ресниц гл€нули голубые глаза, губы сложились в добрую детскую улыбку, показалось мне его лицо красивее красивого, и радостно екнуло сердце. Ќет! ќн именно такой, как надо, чтобы он был».

 

1342530280_4-chehov-gorkiy

„ехов и √орький в ялте, 1900 г.

ƒовольно быстро јндреева и √орький подружились: «Ќаша дружба с ним все больше крепла, нас св€зывала общность во взгл€дах, убеждени€х, интересах. ћало-помалу € входила во все его начинани€, знала многих, сто€вших к нему более или менее близко. ќн присылал ко мне людей из Ќижнего с просьбами устроить их, сделать то или другое... я страшно гордилась его дружбой, восхищалась им бесконечно...», - вспоминала она. — подачи ћарии ‘едоровны – и при поддержке ћорозова, разумеетс€, - пьесы √орького зан€ли видное место в репертуаре ћ’“, и јндреева с успехом в них играла: ее исполнение роли Ќаташи в «Ќа дне» производило неизгладимое впечатление.

ѕисательница и переводчик “ать€на Ћьвовна ўепкина- уперник писала, что все герои спектакл€ «целиком вырваны из жизни и перенесены с ’итровки на сцену. ј посреди них, как цветок на пожарище, Ќаташа – јндреева, кутающа€с€ в свой длинный платок». Ќа новогодней вечеринке ћ’“ в декабре 1903 года было объ€влено о том, что отныне ћари€ ‘едоровна и √орький – муж и жена: и про ∆ел€бужского, и про жену √орького ≈катерину ѕешкову (с которой √орький обвенчалс€ в 1896 году, родил двоих детей и так никогда и не развелс€) словно забыли. јлександр “ихонов так описывал этот эпизод: «ќбнаженна€ до плеча женска€ рука в белой бальной перчатке тронула мен€ за рукав.

— “ихоныч, милый, спр€чьте это пока у себ€... ћне некуда положить.
јндреева, очень красива€, в открытом белом платье, прот€нула “ихонову подаренную ей √орьким рукопись поэмы «„еловек». ¬ конце была сделана дарственна€ приписка — о том, что у автора поэмы крепкое сердце, из которого ћари€ ‘едоровна может сделать каблучки дл€ своих туфель.
—то€вший р€дом ћорозов вз€л рукопись, прочел последнюю страницу и подн€л глаза на счастливое лицо актрисы:
— “ак... так... новогодний подарок! ¬любились? ќн выхватил из кармана фрачных брюк тонкий золотой портсигар и стал закуривать папиросу, но не с того конца».

Ёто действительно была любовь. ’от€ знакомые удивл€лись, как двое столь разных людей могли быть вместе: јндреева, тонка€ образованна€ двор€нка, несмотр€ на всю страстность и противоречивость своей натуры, всегда выгл€дела хладнокровной и сдержанной светской дамой, одетой по последней парижской моде, а √орький, тщательно создававший себе образ «бос€ка-самоучки», был подчеркнуто-грубоват, слезлив, а его манере одеватьс€ дивились не меньше, чем его таланту писател€. ёрий јнненков вспоминал: «√орький, пролетарий, не одевалс€ ни по-рабочему, ни по-мужицки, а носил декоративный костюм собственного изобретени€.

...¬сегда одетый в черное, он носил косоворотку тонкого сукна, подпо€санную узким кожаным ремешком, суконные шаровары, высокие сапоги и романтическую широкополую шл€пу, прикрывавшую волосы, спадавшие на уши».

 

clip_image011[5]

√орький с женой ≈катериной и сыном ћаксимом

Ќо их увлечение революционными иде€ми, романтически-страстный взгл€д на жизнь и преклонение перед талантом друг друга спа€ли их крепче любых уз. јндреева стала дл€ √орького не только женой, но и секретарем, переводчиком, н€нькой, экономкой и литературным агентом. ѕрекрасно знавша€ европейские €зыки – французский, немецкий, италь€нский, - она переводила его произведени€ и вела переписку.

«Ћюблю теб€, мо€ благородна€ ћарус€, прекрасный друг-женщина», - слышала она в ответ от √орького. –ади него јндреева пожертвовала своей репутацией: теперь вс€ –осси€ судачила о ее непристойном поведении. —кандал, который вызвала в обществе св€зь јндреевой и √орького, был неописуем: √орького звали двоеженцем, а јндрееву клеймили всеми непечатными словами – ее, как женщину, считали основной виновницей адюльтера, виновной и в том, что она развалила свой брак и бросила двоих детей на попечение сестры, и в том, что сам √орький бросил свою семью.

ћари€ ‘едоровна лишь сме€лась: «¬от оно, возмездие за дурное поведение! ќ-о-о! » как мне было весело и смешно. ¬есело, что € ушла от всех этих скучных и никому не нужных людей и условностей. » если бы даже € была совершенно одна в будущем, если € перестану быть актрисой, - € буду жить так, чтобы быть совершенно свободной! “олько теперь € чувствую, как € всю жизнь крепко была св€зана и как мне было тесно…»

 

original

”дивительно, но ћорозов не смог забыть отбросившую его чувства јндрееву, он не прекратил ни любить ее, ни помогать ей. ќн даже продолжал давление на директоров ћ’“, продвига€ теперь не только јндрееву, но и √орького. —таниславский вынужден был написать јндреевой: «ќтношени€ —аввы “имофеевича к ¬ам – исключительные. Ёто те отношени€, ради которых ломают себе жизнь, принос€т себ€ в жертву, и ¬ы знаете это и относитесь к ним бережно, почтительно. Ќо знаете ли, до какого св€тотатства ¬ы доходите?

¬ы хвастаетесь публично перед посторонними тем, что мучительно ревнующа€ ¬ас «инаида √ригорьевна ищет ¬ашего вли€ни€ над мужем. ¬ы ради актерского тщеслави€ рассказываете направо и налево о том, что —авва “имофеевич, по ¬ашему насто€нию, вносит целый капитал... ради спасени€ кого-то. ≈сли бы ¬ы увидели себ€ со стороны в эту минуту, ¬ы бы согласились со мной...» ќскорбленна€ ћари€ ‘едоровна решает порвать с ћ’“. ¬ прощальном письме —таниславскому она написала: «ћне больно оставатьс€ там, где € там св€то и гор€чо верила, что служу идее…

я не хочу быть брамином и показывать, что служу моему богу в храме, когда сознаю, что служу идолу, и капище только лучше и красивее с виду. ¬нутри него – пусто». Ќа что —таниславский лишь ответил: «ƒорога€ ћари€ ‘едоровна! я узнал с большой грустью о ¬ашем решении: уйти из своего театра. — не меньшей грустью € сознаю, что мои убеждени€ и советы теперь - неуместны и бессильны. ћне ничего не остаетс€ более, как сожалеть и молчать...»

¬месте с јндреевой из ћ’“ ушел и —авва ћорозов.

 

original(2)

јндреева намеревалась создать новый театр совместно с √орьким, труппой  омиссаржевской и антрепризой Ќезлобина (при финансовой помощи ћорозова, разумеетс€), но по многим причинам этот план осуществить так и не удалось.

јндреева играла в провинциальных антрепризах, но ее м€тущуюс€ душу все больше привлекала сцена не театральна€, на которой, как она все €снее и €снее понимала, ей не удастс€ воцаритьс€ единолично, а политическа€.   этому ее подтолкнуло и случившеес€ несчастье: в начале 1905 года на гастрол€х в –иге јндреева, беременна€ от √орького, упала в не воврем€ открытый люк. ќна не только потер€ла ребенка, но и сама еле выжила. ¬се врем€ р€дом с нею был —авва. √орького, который пыталс€ прорватьс€ к ней, арестовали. «алог за √орького внес верный —авва…

Ќо и его терпение было небезгранично. —начала он разругалс€ с √орьким: тот направо и налево рассказывал, что ћорозов будто бы охран€л √орького и повсюду ходил за ним с браунингом в кармане, защища€ писател€ от черносотенцев и полиции. ћорозов его просто возненавидел: «Ёкий омерзительный человек! «ачем он представл€етс€ бос€ком, когда все вокруг отлично знают, что его дед был богатым купцом второй гильдии и оставил семье большое наследство?» ¬ конце концов разругалс€ ћорозов и с ћарией ‘едоровной, а начавшиес€ в 1905 году беспор€дки – «перва€ русска€ революци€» - окончательно добили прежде невозмутимого —авву.

ќн наконец на€ву увидел, к чему может привести де€тельность финансируемых им большевиков, к тому же они, без вс€кой благодарности, в издаваемых на его же деньги газетах клеймили его кровопийцей и эксплуататором, подстрека€ рабочих его мануфактуры (услови€ на которой, кстати, были гораздо лучше, чем на любой другой фабрике страны) к бунту.

ќн впал в тоску, отказывалс€ общатьс€ с людьми… ¬ызванные к ћорозову врачи диагностировали нервное расстройство и посоветовали уехать за границу. «инаида √ригорьевна сопровождала мужа – сначала √ермани€, потом французские  анны… «десь, в «÷арском» отеле, 13 ма€ 1905 года жена нашла —авву ћорозова с простреленной головой.

≈го смерть немедленно вызвала массу слухов, которые не утихают до сих пор. ѕо мнению французской полиции, —авва “имофеевич покончил с собой – об этом свидетельствует, в частности, найденна€ р€дом с телом записка.  лан ћорозовых настаивала на том, что —авва покончил с собой в припадке душевного расстройства: в семье уже были случаи и сумасшестви€, и самоубийства. “олько на этом основании ћарии ‘едоровне ћорозовой удалось добитьс€ захоронени€ сына на семейном участке –огожского кладбища – ведь самоубийц традиционно хоронили за кладбищенской оградой. ј вдова промышленника после похорон все чаще говорила, что ее мужа убили…

 

morozov-savva2

ћогила —аввы ћорозова на –огожском кладбище

ћногие исследователи считают, что в смерти ћорозова замешаны большевики. Ќезадолго до своего отъезда ћорозов не только категорически отказалс€ давать деньги партии, но даже пригрозил рассказать все, что знает – а знал он немало.   тому же обнаружилось, что —авва незадолго до ссоры застраховал свою жизнь на сто тыс€ч рублей, а страховой полис оставил јндреевой – выиграв в суде право распор€жатьс€ полисом, ћари€ ‘едоровна большую часть этой суммы перевела на счета партии…

“ак что «инаида √ригорьевна, утверждавша€, что сразу после рокового выстрела видела из окна, как от отел€ убегал какой-то подозрительный мужчина, вполне возможно видела убийцу своего мужа – Ћеонида  расина, главу Ѕоевой группы –—ƒ–ѕ. Ќо как было на самом деле, сейчас никто уже точно не установит…

…ќтныне јндреева посв€тила себ€ √орькому. ¬ последний раз она вышла на сцену в окт€бре 1905 года в пьесе √орького «ƒети солнца» - и на многие годы забыла о театре ради любимого мужчины, интересами которого она отныне жила.

 

ERP

√орький и јндреева позируют –епину, ‘инл€нди€, 1905 г.

¬ феврале 1906 года јндреева и √орький – по поручению партии – отправились в —Ўј собирать деньги на нужды революции. «наменитого писател€ и его, как јндреева представл€лась, жену приветствовали восторженно: банкеты, интервью, аншлаги на выступлени€х… ќднако вскоре вы€снилось, что брак этой пары незаконен.

ѕуритански настроенные американцы почувствовали себ€ оскорбленными: √орького и јндрееву стали буквально травить – зеваки плевали им вслед, хоз€ева гостиниц высел€ли их на улицу, приговарива€: ««десь вам не ≈вропа!» √орький в сердцах за€вил журналистам: «ќна мо€ жена. » никакой закон, когда-либо изобретенный человеком, не мог бы сделать ее более законной женой. Ќикогда еще не было более св€того и нравственного союза между мужчиной и женщиной, чем наш».

 

2802112

ѕортрет ћ. јндреевой работы –епина, 1905 г.

ѕостепенно шумиха утихла. √орького и јндрееву приютили супруги ћартин – сначала русские гости поселились в их нью-йоркском доме на —тейтен-јйленде, а лето провели на даче ћартинов под Ёлизабеттауном, где в весьма буржуазной обстановке √орький начал писать свой «самый пролетарский» роман «ћать». јндреева писала сестре: «јлеша так много пишет, что € за ним едва поспеваю. ѕишу дневник нашего заграничного пребывани€, перевожу с французского одну книгу, немного шью, словом, вс€чески наполн€ю день, чтобы к вечеру устать и уснуть, и не видеть снов, потому что хороших снов € не вижу...»

ƒенег – первоочередна€ задача – удалось, правда, собрать всего 10 тыс€ч долларов, зато √орький и јндреева добились дискредитации царского правительства: в итоге —Ўј отказало –оссии в предполагавшемс€ займе в полмиллиарда долларов. ѕуть на родину был закрыт.

√орький и јндреева поселились в »талии, на  апри. »х вилла стала прибежищем многих русских эмигрантов, и всех их ћари€ ‘едоровна принимала, кормила, устраивала… ƒл€ √орького она создала идеальные услови€ дл€ работы и отдыха, вертелась как белка в колесе, лишь бы он мог творить свои бессмертные произведени€. √орький все принимал как должное: свою благодарность он выразил, посв€тив јндреевой сборник «—казки об »талии» - не уточн€€, что сказки эти собрала и перевела на русский ћари€ ‘едоровна. ¬ 1912 году √орький основал на  апри музей и библиотеку по истории борьбы за политическое освобождение –оссии – ими оп€ть-таки занималась јндреева.

≈й становилось все т€желее – усталость, тоска по родне, по дет€м… —естре она писала: «–одна€ мо€, если бы ты знала да видела, как € пишу вам.  ак € плачу такими т€желыми горькими слезами, когда пишу. ѕотому что мне мучительно, до крика хочетс€ быть дома, с детьми, с тобой, со всеми вами! я хочу быть с вами, хочу, хочу, хочу. ’очу! »так, все... чуждо и нелепо мне, среди чего € живу...»

ќтношени€ с √орьким уже не могли, как когда-то раньше, заменить ей и оставленную сцену, и покинутую семью: «Ѕыли периоды, и очень длительные, огромного счасть€, близости, полного сли€ни€, но эти периоды всегда были бурными и смен€лись столь же бурными периодами непонимани€, горечи и обид», - писала она в одном из писем. ƒа и сам √орький писал о тупой пиле, которой следует распиливать возлюбленную…

 

clip_image018[5]


¬ феврале 1913 года, в св€зи с 300-летием дома –омановых, в –оссии была объ€влена политическа€ амнисти€ – и ћари€ ‘едоровна вернулась в –оссию, оставив √орького на  апри: ему был необходим южный климат, а ей хотелось отдохнуть от своего «служени€», встретитьс€ с детьми, возможно, вернутьс€ в театр. Ѕудущее представл€лось ей необыкновенно радужным, жизнь снова заиграла €ркими красками.

¬ одном из интервью она сказала: «∆изнь так пленительно красива, так увлекательно интересна, а люди не вид€т и не хот€т видеть этого». ќднако все оказалось не так хорошо, как мечталось. ќсобенно не повезло с театром: јндреевой было запрещено проживание в ћоскве, и выступать пришлось в  иеве. “руппа там была совсем не того уровн€, к какому привыкла ћари€ ‘едоровна в ћ’“, и по окончании сезона ћари€ ‘едоровна бросила эту затею.

  тому же в 1914 году в –оссию вернулс€ √орький. ќни снова поселились вместе, и јндреева с новыми силами бросаетс€ в деловые вопросы: занимаетс€ издательскими делами √орького, выступает с концертами и лекци€ми, добыва€ средства дл€ большевиков.

 

mariya_andreeva_gorky

ѕосле революции 1917 года она была назначена «комиссаром театров и зрелищ союза коммун —еверной области» - то есть ѕетрограда и окрестностей. “ут-то ћари€ ‘едоровна развернулась: она без устали организовывала фронтовые труппы и агитбригады, устраивала театрализованные представлени€, формировала революционные театры и выбивала дл€ них средства и репертуар. ≈е самое главное детище этого времени – Ѕольшой драматический театр, в создании которого јндреева принимала самое де€тельное участие. Ќа его сцене комиссар јндреева сыграла свои последние, великие роли – леди ћакбет и ƒездемону.

» в то же врем€ ћари€ ‘едоровна принимала активное участие в де€тельности экспертной комиссии по продаже за границу художественных ценностей – ради необходимой стране валюты эта комисси€ распродавала по дешевке музейные фонды и оставленные бежавшими аристократами произведени€ искусства, которые в своем письме к Ћенину јндреева небрежно обозначила французским выражением bric-a-brac — безделушки: «—ейчас у нас большие надежды, что добудем денег в хорошей валюте за наши bric-a-brac».

јктивна€ де€тельность наполн€ла жизнь ћарии ‘едоровны смыслом, но √орький почувствовал себ€ брошенным – и вскоре завел себе новую пассию, ћарию »гнатьевну «акревскую-Ѕенкендорф. Ёта женщина, некрасива€, но неверо€тно, по-животному, оба€тельна€, потер€ла мужа в революционных беспор€дках и в поисках работы пришла к „уковскому – который и порекомендовал ее √орькому. ћура, как называли «акревскую, стала сначала секретарем √орького, а затем и любовницей, полностью заменив в его доме полновластную когда-то јндрееву…

 

0577522

ћари€ «акревска€-Ѕенкендорф

ћари€ ‘едоровна была задета. ≈й было уже п€тьдес€т два года, она отдала √орькому половину своей жизни, а он как-то просто «забыл» о том, чем она была дл€ него… ќни расстались спокойно, и еще многие годы продолжали поддерживать дружеские отношени€ – стара€сь никогда не упоминать о том, что св€зывало их долгие года. Ћишь после смерти √орького ћари€ ‘едоровна печально призналась: «я была не права, что покинула јлексе€. я поступила как женщина, а надо было поступить иначе: это все-таки был √орький…»

–асставшись с √орьким, ћари€ ‘едоровна получила новое назначение – она стала заведующей художественно-промышленным отделом —оветского —оюза в √ермании, а затем и уполномоченным Ќаркомвнешторга по делам кинематографии за границей.

≈е врожденный аристократизм, превосходные манеры и знание €зыков весьма пригодились советской власти – де€тельность јндреевой на новом посту была признана весьма успешной. ≈е трудами, в частности, была создана база дл€ советского кинопроизводства. ёрий ∆ел€бужский, сын ћарии ‘едоровны, стал со временем знаменитым оператором и кинорежиссером.

 

f634c297129b

√орький с јндреевой и ее сыном ёрием, 1905 г.

¬ Ѕерлине вместе с нею работал бывший секретарь √орького ѕетр ѕетрович  рючков – в доме √орького его звали ѕе-пе-крю. ”же вскоре они стали любовниками – хот€  рючков был моложе јндреевой на семнадцать лет. ¬озможно, таким образом јндреева хотела вз€ть реванш перед √орьким…

 рючков был человек весьма противоречивый: по некоторым данным, он был не только св€зан с Ќ ¬ƒ, но и принимал непосредственное участие в подготовке «безвременной кончины» сначала сына √орького ћаксима ѕешкова, а затем и самого писател€.

 

clip_image022[5]

√орький и  рючков

¬р€д ли ћари€ ‘едоровна знала об этом. Ќа похоронах √орького она шла р€дом с ≈катериной ѕавловной, убита€ горем, согнута€ несчастьем…
¬ернувшись на родину, ћари€ ‘едоровна попыталась было вернутьс€ на сцену, но под благовидным предлогом – возраст! – ей отказали.

ѕоследним назначением јндреевой был полученный в 1931 году пост директора московского ƒома ученых на  ропоткинской. ¬се нерастраченную энергию вложила она в это дело, превратив свой ƒом в одно из интереснейших мест столицы. «десь кипела жизнь – проводились встречи с интересными людьми, занимались театральные студии, работали кружки…

–ассказывают анекдот: официанты путались, как следует обращатьс€ к посетител€м в «ученом» ресторане: «господами» нельз€, «товарищи» слишком «по-пролетарски»… ћари€ ‘едоровна заметила: « то бы ни пришел в ƒом, у вас должно быть одно обращение - "профессор", уж коли вы не можете говорить "господин"». “ак и повелось…

 

brodsky_04

ѕортрет ћ. јндреевой работы ». Ѕродского

ѕо воспоминани€м знавших ћарию ‘едоровну в то врем€, она до последних лет оставалась очень красивой, элегантной, неверо€тно энергичной женщиной, в которую все еще влюбл€лись мужчины всех возрастов.

ќна скончалась 8 декабр€ 1953 года в возрасте 85 лет. ” ее гроба произносились пламенные речи о том, какую выдающуюс€ роль сыграла ћари€ ‘едоровна в русской революции, с какими выдающимис€ людьми довелось ей работать – и никто не вспомнил о том, что главным ее талантом была красота, умение любить и быть любимой…

 

andreeva-mf1

»сточник: http://storyfiles.blogspot.nl/2014/03/blog-post.html#

 

 

 

 

 

 

 

—ери€ сообщений "женщины-легенды":
„асть 1 - ј¬–ќ–ј — ’–”—“јЋ№Ќџћ —≈–ƒ÷≈ћ
„асть 2 - «јћќ  «»Ќј»ƒџ ё—”ѕќ¬ќ… ¬ Ѕ–≈“јЌ»
...
„асть 20 - ѕ“»„ ј ѕ≈¬„јя Ёƒ»“
„асть 21 - ЋёЅќ¬№ » Ќ≈Ќј¬»—“№ јѕќЋЋ»Ќј–»» —”—Ћќ¬ќ…
„асть 22 - ћј–»я јЌƒ–≈≈¬ј - “ќ¬ј–»ў ‘≈Ќќћ≈Ќ
„асть 23 - ќЋ№√ј „≈’ќ¬ј-ѕ–≈ –ј—Ќџ… » “ј»Ќ—“¬≈ЌЌџ… ј√≈Ќ“
„асть 24 - ќЋ№√ј „≈’ќ¬ј-ѕ–≈ –ј—Ќџ… » “ј»Ќ—“¬≈ЌЌџ… ј√≈Ќ“,ч.2
...
„асть 37 - Ѕќя–џЌя ћќ–ќ«ќ¬ј - ∆≈–“¬ј –ј— ќЋј
„асть 38 -  ак жилось в ———– русской двор€нке, отец которой был дружен с ѕушкиным и без доклада входил к императору
„асть 39 - ≈ ј“≈–»Ќј ћ≈ў≈–— јя: Ѕџ¬Ўјя  Ќя∆Ќј, Ѕџ¬Ўјя ƒ¬ќ–Ќ»„»’јЕ

–убрики:  ¬≈Ћ» »≈ » «Ќјћ≈Ќ»“џ≈/поэты, писатели, художники, музыканты
¬≈Ћ» »≈ »—“ќ–»» ЋёЅ¬»
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку