Игры с водой, крупами и сыпучими материалами.
Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения.
Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой:
нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;
нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);
после игры надо помочь убрать игрушки на свои места
Перед началом таких игр рекомендуется сделать массаж или само массаж с помощью еловых или сосновых шишек. С помощью массажного мячика, карандаша с острыми гранями и другими предметами. Также можно подержать руки в теплой воде и хорошо растереть. Это способствует усилению тактильных ощущений, стимулирует мышцы рук.
Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
Для организации “Водного царства” важно учесть:
Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.
Во-вторых:
Вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.
В-третьих, необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим. Неоценимую помощь оказывают наши родители, обогащая развивающую среду.
Рекомендуемые материалы для игр с водой:
пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);
резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.
Игры с водой
1. переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);
2. наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку…);
3. веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);
4.тонет – не тонет (игры на экспериментирование);
5. игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;
6. игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;
7.игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).
Игры с песком, сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами:
водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см или пластмассовый таз;
чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 емкости;
вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).
Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.
Игры с песком.
1. по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;
2. скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
3. выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
4. пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
5. создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
6. пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);
7. группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;
8. поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
В среде Монтессори отдел по развитию мелкой моторики с помощью сыпучих материалов (греча, фасоль, горох, манка) занимает особое значение. Наиболее большой интерес к такого рода упражнениям у ребенка возникает в возрасте от 1,5 до 3 лет, именно в этот период ребенок проживает фазу интереса к мелким предметам. Но и в более раннем и позднем возрастах дети с удовольствием и с большим интересом работают с крупами, что способствует развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, развитию «пинцетного» захвата, подготовке руки к письму, снятию нервного напряжения и развитию умения концентрироваться.
Прежде, чем перейти к описанию упражнений, нужно сказать несколько слов о технике безопасности при работе с сыпучими материалами. Обычно родители с недоверием относятся к столь мелким предметам как фасоль, горох и другие крупы. Чтобы не волноваться за то, что ребенок проглотит что-нибудь мелкое, никогда не оставляйте его наедине с опасными, на ваш взгляд, предметами. После занятий тщательно убирайте все поверхности с помощью пылесоса. Если ваш малыш больше интереса проявляет к тому, чтобы «съесть» материал, отложите упражнение на некоторое время, очень скоро стремление «поедать» крупы у ребенка пройдет, и вы сможете снова приступить к занятиям.
Не оставляйте попыток периодически предлагать малышу работу с крупами, рано или поздно он усвоит, что занятие получится только в том случае, если он согласится следовать инструкции, т.е. соблюдать правила работы с материалом.
Если малыш вырывает у вас предмет из рук и не желает ждать, пока вы покажете, как с ним работать, мягко и четко произнесите: «Сначала я, потом ты». Не уставайте повторять эти простые слова, они порой действуют волшебным образом на детей.
При демонстрации приемов работы с каждым материалом садитесь либо перед ребенком, либо справа от него (если вы правша) или слева (если вы левша), тогда вы не будете загораживать работающей рукой весь обзор.
За любое упражнение всегда беритесь, руководствуясь верой в ваш общий успех, ну и, конечно, с хорошим настроением!
Итак, рассмотрим каждый материал и выясним, какую пользу принесут малышу упражнения с ним.
1. Чаша с гречкой
Вам понадобятся: большая чаша или обычный пластиковый таз и 1-3 кг гречи (в зависимости от объема емкости). Наполняем чашу до половины крупой и предлагаем нашему малышу.
Как работать: Продемонстрируйте, как вы опускаете руки в гречу, как набираете немного крупы в кулак и высыпаете обратно. Малыш сразу же начнет повторять упражнение. Затем, вы можете спрятать в гречу несколько мелких предметов, на глазах у ребенка достать один из них и предложить поискать еще. Ребенок будет с интересом доставать предметы, разглядывать их и в меру своих речевых способностей называть.
Для чего нужно: Греча является замечательным «массажером» для пальчиков и ладошек. Регулярные процедуры такого «массажа» способствуют стимуляции нервных окончаний кистей рук и развивают их мелкомотрные функции. Также упражнение способствует развитию концентрации и снятию нервного напряжения. Поиск предметов и называние их способствует развитию речи и расширению словарного запаса ребенка.
2. Пересыпание ложкой
Вам понадобятся: две небольших миски, любая крупа (например, чечевица), глубокая ложка.
Как работать: поставьте материал перед ребенком и сядьте со стороны вашей ведущей руки. Скажите: «сейчас мы будем пересыпать» и медленно покажите, как с помощью ложки совершить пересыпание из одной емкости в другую, предложите малышу тоже попробовать.
Для чего нужно: развитие координации движений, аккуратности и внимания, развитие умения пользоваться ложкой.
3.Пересыпание через воронку
Вам понадобятся: небольшой кувшин, наполовину наполненный манкой, воронка, бутылка или иной сосуд с узким горлышком.
Как работать: поставьте материал перед ребенком и сядьте со стороны вашей ведущей руки. Скажите: «сейчас мы будем пересыпать». Вставьте воронку в бутылку и медленно покажите, как пересыпать манку из кувшина. Обратите внимание на то, как манка заполняет бутылку. Предложите малышу повторить упражнение. Когда вся манка будет пересыпана, то покажите, как пересыпать крупу из бутылки в кувшин, и повторите упражнение снова. Также вы можете насыпать манку в воронку при помощи ложки.
Для чего нужно: развитие координации движений, внимания и концентрации. Также наблюдение за пересыпающейся манкой успокаивает малыша и снимает нервное напряжение.
4. Вкладывание фасоли в бутылку
Вам понадобятся: Бутылка или иной сосуд с узким горлышком, небольшая миска с фасолью или иными бобовыми.
Как работать: поставьте материал перед ребенком и медленно покажите как тремя пальцами («пинцетный» захват) мы берем одну фасоли ну и опускаем ее в бутылку. Предложите малышу повторить упражнение. Когда малыш освоит этот прием, предложите ему поработать и другой рукой, а затем двумя руками по очереди.
Для чего нужно: развитие «пинцетного захвата», развитие координации движений, развитие умения концентрироваться.
5. Просеивание
Вам понадобятся: чаша или небольшой тазик с манкой и некоторое количество крупных бобовых (фасоль, горох), небольшое сито, миска.
Как работать: поставьте материал перед ребенком и сядьте со стороны вашей ведущей руки. Зачерпните крупу из чаши и просеивайте ее, покажите, что в итоге в сите осталась только фасоль, переложите ее в соседнюю миску. Предложите малышу тоже попробовать выполнить это упражнение.
Для чего нужно: развитие координации движений, умения концентрироваться, познание свойства предметов (мелкая манка просыпается, а крупная фасоль нет)
6. Перебирание (например, смешаны горох и фасоль);
5. Прятание и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);
6. Рисование на манке
Вам понадобятся: Плоская широкая тарелка с бортиками или поднос, немного манки. Необходимо, чтобы манка равномерно покрывать дно тарелки или подноса тонким слоем.
Как работать: поставьте материал перед ребенком и сядьте со стороны вашей ведущей руки. Покажите малышу как с помощью указательного пальца можно «рисовать на манке», предложите малышу порисовать таким образом:
– рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…
– нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;
– оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;
-использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).
Для рчего нужно: развитие координации, умения концентрироваться, снятие нервного напряжения, развитие фантазии, подготовка руки к письму.
1.