-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Евгений_Никишин

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.12.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 5734


О мертвых - правду

Вторник, 03 Июня 2014 г. 19:45 + в цитатник

Погребальный танец, V в. до н.э. Тарквиния . Гробница Триклиния. (фрагмент)

Погребальный танец, V в. до н.э. Тарквиния . Гробница Триклиния. (фрагмент)

В древности на месте Тарквинии стоял город, вероятно, центр союза двенадцати этрусских городов, соединённый прямой дорогой с Римом.

De mortuis aut bene, aut nihil

О мёртвых или хорошо, или ничего.

Многие если не читали, то слышали это выражение. Но соответствует ли оно истине? Как его понимать?

Вероятный источник - изречение Хилона (VI в. до н. э.), одного из семи мудрецов древности, которое в форме: "об умерших не злословить" приводит Диоген Лаэртий ("Жизнь, мнения и учение знаменитых философов", I, 3, 2, § 70).

ср. Фукидид, II, 45: Того, кого уже нет, каждый обыкновенно хвалит.

В парафразах см. De mortuis aut bene, aut male (О мертвых или хорошо, или дурно), De mortuis nihil nisi bene (О мертвых ничего, кроме хорошего), De mortuis - veritas (О мертвых - правду), De omnibus aut nihil, aut veritas (Обо всех или ничего, или правду).

 

Итак, как видим из первоисточника этого крылатого выражения «О мёртвых или хорошо, или ничего» не говорил ни Диоген Лаэртий,  ни сам Хилон.

Более того, в своде изречений Лебедева такого выражения Хилона из Лакедемона нет.

А значит, тут есть проблема, с которой надо разобраться.

 

Что действительно относят к высказываниям Хилона из Лакедемона?

 

Вот что пишет Лебедев А.В. (сост.) в своей известной книге «Фрагменты ранних греческих философов». Часть 1, М., Наука, 1989, с.92-93.

От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики

Книга содержит перевод всех сохранившихся фрагментов доплатоновских философов от орфиков до атомистов (исключая последних), а также биографических и доксографических свидетельств о них. В основу положены собрание Дильса-Кранца и новейшие отдельные издания, дополнение переводчиком. Издание подготовлено крупнейшим русским филологом и переводчиком с древних языков А. В. Лебедевым.

 
1401810104_Hilon_1 (616x584, 129Kb)


1401810146_Hilon_2 (584x345, 69Kb)

 

Источник - http://padaread.com/?book=31720&pg=91

 Как видим, в тексте написано:

7. Покойного величай.


О чём это? Покойный – (по Ушакову) то же что покойник. По Далю – Покойник – м. – умерший, ушедший, отошедший, преставившийся, побывшийся, скончавшийся; кто умер, помер, ушел на тот свет, приказал долго жить.

То есть, покойный – это, как видим, - только что умерший человек или тот, по которому отправляются все принятые требы.

 

 

Хилондревнегреческий политический деятель и поэт, один из Семи мудрецов. Лакедемонянин; в 55-ю олимпиаду (556/5 год до н. э.) стал эфором; значительно усилил эфорат. Некоторые исследователи считают, что именно ему принадлежат многие нормы жизненного устройства Спарты, приписываемые Ликургу. Хилону принадлежат элегические стихи в двести строк.

Семь мудрецов называю — их родину, имя, реченье:
«Мера важнее всего», — Клеобул говаривал Линдский;
В Спарте: «Познай себя самого», — проповедовал Хилон;
Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чем!» — поговорка была милетинца Питтака;
«Жизни конец наблюдай», — повторялось Солоном Афинским;
«Худших везде большинство», —говорилось Биантом Приенским;
«Ни за кого не ручайся», — Фалеев Милетского слово.

Неизвестный античный поэт

Имена «семи мудрецов» были объявлены в Афинах при архонте Дамасии в 582 г. до н. э.

Также некоторыми античными авторами в этот список включались Акусилай[5], Анаксагор, Анахарсис, Ариотодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Периандр, Пифагор, Ферекид[6], Эпименид, Эпихарм, Эфор.

В лице Хилона мы видим философа, установившего, кроме всего прочего, правила поведения для граждан Спарты. Установленное им правило гласит – в доме умершего, при похоронах, на поминках, покойного надлежит величать, отдавая должное тем добрым делам и заслугам, которые он имел. Ничего более это изречение не предписывает.

 В дальнейшем это правило превратилось во множество изречений, из которых наиболее истинными по смыслу представляются De mortuis - veritas (О мертвых - правду),или De omnibus aut nihil, aut veritas (Обо всех или ничего, или правду).

 Почему именно так? Иначе мы просто не знали бы свей собственной истории.


P.S. О мудрости "семи мудрецов". Как пишет Чанышев: «Обыденное моральное сознание. Мудрость „семи мудрецов“ нельзя отнести ни к науке, ни к мифологии. Здесь, по-видимому, проявился третий духовный источник философии, а именно — обыденное сознание, в особенности то, которое достигает уровня житейской мудрости и которое проявляется в пословицах и поговорках, поднимающихся иногда до большой обобщенности и глубины» [Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Тема 23 ]. Это не уничижение древних философов. Они были мудрыми людьми и этого не поколебать.

Покойного величай. - моральное правило поведения, ничего более в этом не увидеть. Каждому слову - своё место.

Серия сообщений "Комментарии":
Комментарии в других дневниках
Часть 1 - Наследие Уго Чавеса
Часть 2 - Арка в Париже - триумф побежденных
...
Часть 11 - Принятие в козаки славетного лицаря пана Джона Теффта
Часть 12 - Шэрон Теннисон о В.В. Путине
Часть 13 - О мертвых - правду
Часть 14 - Плёс. Город-музей на Волге
Часть 15 - Больше не Нобелевский лауреат
...
Часть 44 - Еще раз о Катыни
Часть 45 - DWN: Террористы попросили ООН защитить их от русских
Часть 46 - Короткий анекдот

Серия сообщений "Философия":
Возмутительное
Часть 1 - Философия истории Р.Дж.Коллингвуда и А.Дж.Тойнби. Часть 1
Часть 2 - Философия истории Р.Дж.Коллингвуда и А.Дж.Тойнби. Часть 2
...
Часть 4 - Философия истории Р.Дж.Коллингвуда и А.Дж.Тойнби. Часть 4
Часть 5 - Философия истории Р.Дж.Коллингвуда и А.Дж.Тойнби. Часть 5
Часть 6 - О мертвых - правду
Часть 7 - Питер Брейгель Фламандские пословицы
Часть 8 - Почему египтяне не строили пирамиды
Часть 9 - Порицание Похвалы или Апология Критики
Часть 10 - Зачем нужна философия

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям



Pe4nik   обратиться по имени Вторник, 03 Июня 2014 г. 20:37 (ссылка)
Как говорится - "Тема сисек не раскрыта!" ))) Так и не сказано, откуда появилось это выражение, кто реальный его автор, что оно в реальности означает.
Немного подробностей - http://www.zemlemer-67.ru/novye-statusy/latinskiev...-latinskie-virajeniya-krilatie
Ответить С цитатой В цитатник
Евгений_Никишин   обратиться по имени Вторник, 03 Июня 2014 г. 21:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Pe4nik

Я не ставил себе целью выяснить кто из риторов Древнего Рима или схоластов средневековой Европы первым сказал - "О мёртвых или хорошо, или ничего". Все исследователи отмечают лукавство этой фразы.
Как видим, исходное выражение имеет множество парафраз, имеющих мало общего с первоисточником. Кто был их автором выяснить не представляется возможным, да это и не нужно.
Моя цель была выяснить откуда взялась традиция всех этих парафраз и что означал смысл "первоисточника". На мой взгляд, смысл "Покойного величай" раскрыт предельно ясно.
Ссылка не открылась, так как она несет в себе вредоносный код, который атакует компьютеры.
Цель публикации скрыта в последней фразе.
Спасибо за комментарий.
Ответить С цитатой В цитатник
Suhanova3887   обратиться по имени К теме " сланцы" Вторник, 10 Июня 2014 г. 21:35 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 22 Сентября 2015 г. 15:46 (ссылка)

Ответ на комментарий Евгений_Никишин

"О покойниках или правду, или ничего.,,
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 13 Августа 2018 г. 12:42 (ссылка)
Хилон сказал - "О мертвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды!" То есть правду обязательно!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку