-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.11.2012
Записей: 12617
Комментариев: 25317
Написано: 49424


Шедевры французской живописи. Feliks Valloton / Феликс Валлотон (1865-1925). Часть 1 - пейзажи и натюрморты

Воскресенье, 16 Августа 2015 г. 09:51 + в цитатник
Цитата сообщения ovenca Шедевры французской живописи. Feliks Valloton / Феликс Валлотон (1865-1925). Часть 1 - пейзажи и натюрморты

 

Феликса Эдуарда Валлоттона обычно считают французом, однако он родился в Швейцарии, в Лозанне, 28 декабря 1865 года в протестантской семье. Отец его Арман Адриен был нотариусом, а мать Луиза, урожденная Розенг, дочерью пекаря. От искусства и литературы семья была далека.

1350082026-0057775-www.nevsepic.com.ua (700x526, 368Kb)
Нева в легком тумане. 1913

Клод Дебюсси - Лунный свет


Первоначальное образование Феликс получил в кантональной гимназии в Лозанне. А в 1882 году его отец, заметив склонность 17-летнего юноши к рисованию, отвез его в Париж — тогдашнюю Мекку художнического сословия. Здесь Феликс первоначально обучался умению делать гипсовые статуэтки в одной из многочисленных в Париже частных школ-­мастерских. 13 февраля 1882 года Феликс писал родителям: «Нас примерно 90 учеников, втиснутых в помещение, которое не больше, чем салон в нашем доме». Питался Феликс в соседней молочной, затрачивая на обед не более 13 су.

Лунный свет. 1895 (700x452, 212Kb)
Лунный свет. 1895

Его учителя - Гюстав Буланже, Гютав Курбе. Но вскоре его симпатии стали склоняться в сторону импрессионизма. Повлияла на это большая выставка Эдуарда Мане, проведенная в 1884 года в Школе изящных искусств в Париже. На ежегодном Салоне работа Феликса Валлоттона впервые появилась в 1885 году. Это был «Портрет старика», который сейчас находится в музее в Цюрихе. К этому же времени относится и его первый автопортрет. Впоследствии он неоднократно служил сам себе моделью. Год спустя молодой художник получил свой первый гонорар — он выменял написанный им «Портрет покупателей крупного магазина» на два костюма.

outskirts-of-lausanne-1893 (700x532, 470Kb)
Окраина Лозанны. 1893

Первой освоенной Валлоттоном ручной репродукционной техникой стала не принесшая ему впоследствии славу ксилография, а офорт. В этой технике он исполнил репродукции работ Рембрандта и Милле, а музей в Женеве заказал ему серию графических копий работ Веласкеса и других мастеров испанской школы.

sunset-1910 (700x521, 369Kb)
Закат. 1910

Зимой 1888—1889 годов. Валлоттон вместе с кузиной путешествовал по Австрии и Италии. Однако жизнь его складывалась трудно: молодой художник подрабатывал рисованием, но часто у них с кузиной не было денег даже на обед. В 1890 году он вернулся в отчий дом. В тот период он освоил технику акварели и написал множество пейзажей.

sunset-1918 (700x517, 314Kb)
Закат. 1918

В 1891 году Валлоттон снова в Париже. Симпатии его к импрессионизму росли, чему в немалой степени способствовала открывшаяся в марте выставка, на которой были представлены не принятые Салоном работы Тулуз­Лотрека, Ван Гога и Руссо. Валлоттон рассказал об этой выставке на страницах «Газетт де Лозанн» и впоследствии на протяжении нескольких лет посылал корреспонденции в эту газету.

the-port-of-pully-1891 (700x442, 351Kb)
Порт Пюли. 1891

Год спустя Валлоттон попробовал свои силы в гравюре на дереве. В этой технике им была исполнена серия из 10 небольших (40 x 60 мм) гравюр «Купальщицы». Женские фигурки, лишенные какой-­либо выявляющей объем штриховки, помещены здесь на черном фоне. Так публике было впервые представлено ставшее впоследствии знаменитым черно-­белое мастерство Феликса Валлоттона, которого Алексей Алексеевич Сидоров недаром называл мастером, «доведшим контрасты черно-­белого до предела, вовсе не обязательно впадая в условность».

the-way-to-locquirec-1902 (700x478, 372Kb)
Дорога в Локирк. 1902

Начиная с этой серии штудии обнаженной натуры становятся одной из самых любимых тем Феликса Валлоттона как в графике, так и в живописи. Ему позировала натурщица Хелен Шатено, с которой он жил вместе на протяжении нескольких лет.

twilight-1904 (700x450, 300Kb)
Сумерки. 1904

Осваивая ксилографию, Валлоттон не собирался отказываться от других техник. В 1893 году им был собран альбом литографированных портретов, выпущенный издательством Жоли под названием «Бессмертные сегодняшнего дня, прошлого и будущего». В число «бессмертных» были включены, в частности, Луи Пастер, Александр Дюма, Альфонс Доде. Это был первый тиражированный и пущенный в открытую продажу альбом Валлоттона.

Красный песок и снег. 1901 (658x461, 195Kb)
Красный песок и снег. 1901

Графический портрет, преимущественно ксилографический, и в дальнейшем привлекал внимание художника. Среди тех, кого он изображал, есть и наши соотечественники — Александр Иванович Герцен и Федор Михайлович Достоевский. Портрет последнего размером 145 x 113 мм был выгравирован Валлоттоном в 1895 году. Н.Н.Щекотихин утверждал, что «из всех, созданных Валлоттоном, портрет Достоевского бесспорно принадлежит к самым глубоким и острым в серии знаменитых людей».

1350082029-0057760-www.nevsepic.com.ua (700x579, 490Kb)
Баржи на берегу Сены

В 1894 году вышел в свет альбом Валлоттона под названием «Истинный Париж» («Paris intime»). Техника здесь опять новая — гравюра на цинке. Внимание Валлоттона привлекают различные аспекты городского быта — как экстраординарные, так и вполне обычные. В беспорядочной, казалось бы, сутолоке людских фигур угадывается какая­-то объединяющая их общая цель. В гравюре «Девочки» («Le petites filles») спокойный ритм идущих на прогулку детских фигурок нарушают изображенные на заднем фоне трое толстяков, о чем­-то спорящих и бешено жестикулирующих. Спокоен ритм листа «Дешевка» («Le bon marche»), на котором изображена распродажа в универмаге. Гравюра «Выход» («La sortie») — это почти сплошная черная плашка, на которой белыми линиями намечены контуры кареты. Мрак прорезают неокрашенная фигура идущей к карете женщины и белые лица сопровождающих ее мужчин.

Пейзаж в Нормандии. 1903 (700x456, 350Kb)
Пейзаж в Нормандии. 1903

Изнанку городского быта трактует серия «История одного преступления», исполненная в том же 1894 году. В первой гравюре серии изображен преступник, убивающий лежащую на кровати жертву. Мы видим занесенную руку с ножом, а лицо преступника и сама жертва скрыты от нас спинкой кровати. Затем преступника постигает неизбежная кара, что показано на листе, названном «Казнь» («L'execution»). А на листе «Трудная ступень» («Le mauvais pas») изображен вынос гроба, который с трудом удерживают спускающиеся по лестнице могильщики.

Понт-Ньюф. 1901 (678x451, 177Kb)
Понт-Ньюф. 1901

В 1890-­х годах Феликс Валлотон входит в состав группы «Nabis», что в переводе с еврейского означает «Пророки». Членами группы были французские художники Пьер Боннар, Морис Дени, Аристид Майоль и другие, а также некоторые из живших в то время в Париже иностранных мастеров. Члены группы активно занимались прикладным декоративным искусством, в частности проектировали мебель. Вместе с тем им был свойственен мистицизм, от которого Валлоттон всегда был далек.

Paysage. Подлесок. !918 (586x473, 280Kb)
Подлесок. 1918

Художник начинает работать и для периодики. В «Revue Blanche» («Ревю Бланш») — газете, близкой к левым кругам, — в 1894 году был опубликован его рисунок «Две купальщицы», иллюстрирующий стихотворение Поля Верлена (Paul Verlaine, 1844—1896). Сотрудничает Валлоттон и с газетой «Courrier Fran - ais» («Курьер Франсез»).

Эстерель и бухта Канн. 1925 (634x528, 243Kb)
Эстерель и бухта Канн. 1925

В том же году Валлоттон приступает к работе над театральными программами и над первой из  иллюстрированных им книг. Написал ее малоизвестный литератор Зо д'Акса (Zo d'Axa), а называлась она «От Мазаса до Иерусалима». Валлотон исполнил для нее заставки­иллюстрации, предварявшие отдельные главы. Она вышла в свет в 1895 году в парижском издательстве «Шамюель».

Вечер на Луаре. 1923 (700x555, 440Kb)
Вечер на Луаре. 1923

В 1894 году началось сотрудничество Валлоттона с близким к социалистам французским писателем Жюлем Ренаром (Jules Renard, 1864—1910). Художник делает обложку к самому известному произведению Ренара — повести «Рыжик» («Poil de Carotte»), рассказывающей о трудной судьбе мальчика из провинции. Для этой же повести в 1902 году им были сделаны 43 рисунка, оставшиеся неопубликованными. В 1896 году Валлоттон иллюстрирует повесть «Хозяйка» (« La Maitresse ») и создает эскиз переплета для этой книги.

landscape-in-cagnes-1923.jpg!HalfHD (700x565, 461Kb)
Пейзаж города Кань. 1923

Сотрудничество с Ренаром было долгим и плодотворным, причем оно не закончилось и после смерти обоих. Так, в 1945 году в Лозанне был издан с иллюстрациями Валлоттона сборник рассказов Ренара «Наши свирепые братья», впервые увидевший свет в 1908 году. Рассказывалось в нем о крестьянском быте, вроде бы не близком для Валлоттона.

the-blossoming-field-1912 (700x580, 500Kb)
Цветущие поля. 1912

the-entrance-to-the-villa-beaulieu-in-honfleur-also-known-as-before-the-storm-1916.jpg!HalfHD (629x700, 483Kb)
Вход на виллу Болье в Онфлере (Перед бурей). 1916

the-lake-in-the-bois-de-boulogne-1921 (700x486, 414Kb)
Озеро в Булонском лесу. 1921

the-port-of-marseille-1901 (700x432, 394Kb)
Порт Марсель. 1901

a-gurnard-one-has-towel-1914 (700x584, 497Kb)
Морской петух на полотенце. 1914

apples-1919 (700x515, 441Kb)
Яблоки. 1919

flowers-and-strawberries-1920 (700x565, 465Kb)
Цветы и клубника. 1920

meat-and-eggs-1918 (700x480, 367Kb)
Мясо и яйца. 1918

still-life-with-blue-checkered-tablecloth-1919 (700x503, 432Kb)
Натюрморт с голубой клетчатой скатертью. 1919

still-life-with-roses-1920 (700x600, 467Kb)
Натюрморт с розами. 1920

still-life-with-self-portrait-1906 (580x557, 254Kb)
Натюрморт с автопортретом. 1906

chrysanthemums-and-autumn-foliage-1922 (543x700, 477Kb)
Хризантемы и осенние листья. 1922

still-life-in-chinese-painting-1925 (542x700, 437Kb)
Натюрморт с китайской живописью. 1925

still-life-with-gladioli-1924 (674x700, 466Kb)
Натюрморт с гладиолусами. 1924

pinks-and-daisies-or-pinks-and-dahlias-1912 (545x700, 397Kb)
Ромашки и георгины. 1912

still-life-with-blue-trim-1922 (674x500, 325Kb)
Натюрморт с синей отделкой. 1922

still-life-with-large-earthenware-jug-1923 (550x700, 413Kb)
Натюрморт с большим глиняным кувшином. 1923

Натюрморт с Тонкинским Воином.(Вьетнам)1919 (700x574, 322Kb)
Натюрморт с Тонкинским Воином (Вьетнам). 1919


 

http://www.wikiart.org/ru/felix-vallotton
http://www.staratel.com/pictures/valloton/main.htm
http://allpainters.ru/valloton-feliks/3583-the-source-feliks-valloton.html
http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/7731-francuzskiy-hudozhnik-feliks-valloton-felix-vallotton-41-rabot.html
http://art-news.com.ua/news/1114693.html

 

 

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю