-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.11.2012
«аписей: 12581
 омментариев: 25200
Ќаписано: 49257


 ќ–ќЋ№ ∆»¬ќѕ»—÷≈¬. “ициан ¬ечеллио (1477-1576)

¬торник, 19 ћа€ 2015 г. 18:57 + в цитатник

“ициан ¬ечеллио да  адоре Ч один из самых великих художников всех времен и народов, наравне с такими легендами италь€нского ¬озрождени€, как Ћеонардо, ћикеланджело и –афаэль. “ициана, признанного гени€ своего времени, называли Ђкоролем живописцев и живописцем королейї. ќткрыти€ этого титана живописи в области изобразительного искусства, так или иначе, оказали вли€ние на творчество всех последующих художников. “ициан сыграл большую роль в развитии мифологического жанра, пейзажа и портрета.  стати, быть запечатленным кистью мастера, было высшей наградой дл€ его современников.

÷ифрова€ репродукци€ находитс€ в интернет-музее Gallerix.ru
јвтопортрет
1567, ѕрадо, ћадрид




’удожник прожил долгую жизнь, сохран€€ до своего последнего дн€ €сность мышлени€, чуткость воспри€ти€, остроту зрени€ и удивительную трудоспособность. Ёто позволило “ициану до конца своих дней не выпускать кисть из рук и оставить потомкам обширное художественное наследие. ¬ его творени€х удивительным образом сочетались хрупкость и торжественность, одухотворенность и обыденность реальности, трагизм и красота человека и окружающего мира. Ќедаром, работы живописца копировались бесчисленное множество раз.

∆изнь и творчество художника пришлись на период наивысшего расцвета ¬енеции, самый блеск еЄ могущества и славы, врем€ глобальных перемен и исторических событий. ѕо разным источникам, “ициан родилс€ в 1477-м или 1480-м году. ≈го родители принадлежали к старинному роду, жившему в небольшом городишке ѕьеве ди  алоре, расположенном в јльпах. ћальчик рано про€вил свои способности к рисованию и уже в дес€ть лет родители отправили его в ¬енецию на обучение. ќсновы изобразительного искусства юный “ициан постигал в мастерской ƒжованни Ѕеллини, который сыграл значительную роль в судьбе юного художника, познакомив его с уже получившим известность живописцем ƒжорджоне. Ёта встреча сыграла большую роль в жизни “ициана, благодар€ ней он рано нашЄл свой стиль и добилс€ признани€. » хот€ два талантливых художника не стали друзь€ми Ц слишком уж разные были привычки, характеры и взгл€ды на жизнь Ц нельз€ недооценивать роль, которую сыграл ƒжорджоне в жизни “ициана. ќб уважении последнего к своему старшему товарищу можно судить по сохранившимс€ свидетельствам о том, как т€жело перенес “ициан неожиданную смерть ƒжорджоне (великий художник неожиданно скончалс€, когда ему исполнилось всего тридцать п€ть лет).

—воеобразной данью таланту ƒжорджоне и тому, какую важную роль он сыграл в судьбе “ициана, стало восстановление художником сгоревшей в огне картины ƒжорджоне Ђ—п€ща€ ¬енераї.

ƒжорджоне. ƒжорджо Ѕарбарелли да  астельфранко . Ђ—п€ща€ ¬енераї
ƒжорджоне. ƒжорджо Ѕарбарелли да  астельфранко . Ђ—п€ща€ ¬енераї
ќколо 1508-1510
’олст
ƒрезден.  артинна€ галере€
Ќа картине был написанный “ицианом купидон, записанный в 18 веке

“ициан полностью переписал необратимо испорченное огнем полотно, сохранив лишь позу героини и еЄ нежное лицо. ќтличавшийс€ скромностью живописец не стал подписывать картину своим именем и никогда не упоминал о практически полном авторстве над шедевром, приписываемым кисти ƒжорджоне. ¬озможно эта работа стала первой вехой в образовавшейс€ в дальнейшем путанице, из-за которой на прот€жении многих дес€тилетий, картины “ициана, отличающиес€ редким совершенством исполнени€, часто приписывались кисти ƒжорджоне.

Ќо вернемс€ немного назад, а именно в 1508 год, в эпоху Ђзолотого векаї италь€нского ¬озрождени€, когда признанный художник пригласил молодого “ициана помогать ему в работе по оформлению Ќемецкого подворь€ в ¬енеции. ƒжорджоне приступил к оформлению своей части Ќемецкого подворь€ гораздо раньше младшего товарища, выбрав дл€ себ€ смотр€щийс€ более выигрышно главный фасад здани€. “ициану же осталась задн€€ часть подворь€, выход€ща€ на узкую улочку, котора€ всегда была заполнена людьми. ƒжорджоне, который был не только талантливым живописцем, но и оба€тельным человеком, он всегда был окружен множеством друзей, то и дело приезжавших к месту ведени€ работ, чтобы похвалить художника и подн€ть его творческий дух. “ициан же, отличавшийс€ молчаливостью и замкнутостью, работал преимущественно в уединении. Ќе удивительно, что состо€вшийс€ и более уверенный в себе ƒжорджоне закончил работу на много раньше своего юного коллеги.

 огда реставраци€ Ќемецкого подворь€ была, наконец, закончена, вс€ ¬енеци€ сбежалась посмотреть на это чудо. ¬осторгу зрителей не было предела и, по многочисленным свидетельствам, наибольший фурор произвела живопись “ициана. ƒл€ оценки фресковых росписей была создана специальна€ комисси€, которую возглавил Ѕеллини. —охранились воспоминани€ одного из свидетелей, присутствовавших там в этот день Ч ƒольче: Ђ“ициан изобразил великолепнейшую ёдифь, она превыше всех похвал.  олорит и рисунок были настолько совершенны, что как только она предстала перед зрител€ми, все друзь€ ƒжорджоне, единодушно решившие, что это его работа, тут же прин€лась поздравл€ть художника, увер€€ его, что это лучшее из всех созданных им творенийї. ћы, к великому сожалению, в насто€щее врем€ не можем судить о работе двух мастеров, поскольку спуст€ всего тридцать-сорок лет фрески были практически полностью утрачены из-за очень влажного, насыщенного морской солью венецианского воздуха, разъевшего краски. Ќо даже по отдельным сохранившимс€ фрагментам пон€тно, что “ициан блест€ще выдержал это нелегкое испытание, за€вив о себе как о талантливом художнике с глубоко индивидуальным стилем.

» вес же, благодар€ участию в этом проекте, о работах “ициана заговорили очень рано, так как уже первые работы мастера отличались редкой реалистичностью и тщательной передачей деталей, что редко удавалось юным живописцам. Ќе последнюю роль в раннем признании художника сыграла и крайне благопри€тна€ дл€ творческих людей обстановка в стране. ¬ этот период ¬енеци€ жила в спокойствии и благополучии, благодар€ мощному флоту, развитой торговли и прочному экономическому положению.

—ќ«ƒјЌ»≈ Ќ≈ѕќ¬“ќ–»ћќ√ќ —“»Ћя.

Ёто было врем€, когда поэты, писатели, музыканты и художники изображали счастливых людей на фоне безм€тежной природы, а основными темами дл€ произведений искусства были любовь, красота и поэзи€ отношений. ¬ такой обстановке начиналс€ творческий путь молодого “ициана.

»значально, художник увлекс€ изображением природы, причем, любимым временем суток дл€ него стали волшебные часы перед закатом солнца, когда небо приобретало €ркий, насыщенный цвет. ћожно догадатьс€, что любимым временем года “ициана стала осень, с еЄ буйством и многоцветием красок. ѕравда, любовь к пейзажам продлилась не долго, со временем мастер стал отдавать предпочтение другому жанру, а именно портрету.

’удожника стали привлекать люди, с их богатым и сложным внутренним миром. —реди ранних работ художника особым мастерством выдел€етс€ Ђѕортрет мужчины в платье с синими рукавамиї, на котором изображен один из лучших друзей художника Ц поэт Ћюдовико јриосто, опирающийс€ на парапет с инициалами ЂT.Vї.

ћужской портрет ("јриосто")
ћужской портрет ("јриосто")
ќколо 1510
’олст, масло 81,2 x 66,3 см
Ћондон. Ќациональна€ галере€


ѕравда, существует верси€, что на картине, хран€щейс€ сейчас в Ќациональной галерее в Ћондоне, изображен сам “ициан. ¬опрос остаетс€ спорным, но не €вл€етс€ принципиальным, поскольку главным в этой работе €вл€етс€ не еЄ объект, а манера письма молодого художника и то мастерство, с которым она исполнена. »з€щный колорит картины, легкость мазков, проста€ и гармонична€ композици€, прекрасно выписанна€ ткань одежды мужчины, смотр€щего на зрител€ немного свысока, все это характеризует уже раскрывшийс€ незаур€дный талант “ициана.

— течением времени, работы “ициана стали наполн€тьс€ все большей повествовательностью, динамикой, напр€жением и драматизмом. ѕрирода на них больше не была молчалива и статична, она наполнилась жизнью, а люди на еЄ фоне переполнены чувств и движени€. Ќапример, в полотне Ђ“ри возраста мужчиныї (1512 год, Ќациональна€ галере€ Ўотландии, Ёдинбург) отображено течение времени и краткость человеческого века.

default.jpeg
“ри возраста мужчины, 1512 год, Ќациональна€ галере€ Ўотландии, Ёдинбург

—южет картины, разворачивающийс€ на фоне солнечного пейзажа, необходимо читать справа налево. ƒва младенца, сп€щие сладким сном справа на переднем плане, изображают безм€тежное начало жизни, когда человек ещЄ не знает, какие радости и печали поджидают его в будущем. ћаленький ангелок охран€ет покой и безопасность малышей, вокруг которых едва пробиваетс€ молода€ трава. ¬ левой же части композиции на переднем плане под густой кроной дерева расположилась молода€ влюбленна€ пара. Ёта часть картины олицетвор€ет середину жизни, когда мы молоды, полны сил, желаний, здоровь€ и энергии. ј на заднем плане сидит старец с двум€ черепами в руках. „ерепа символизируют неизбежность смерти, ожидающей каждого человека, когда его жизнь подходит к концу. √олова старца опущена на грудь, выража€ печаль и безысходность старости. —мысл картины прост Ц все мы рождаемс€, чтобы потом умереть. Ёта тема волновала “ициана на прот€жении всего его творчества, наход€ своЄ отражение и в других полотнах, например, Ђјллегори€ времени и разумаї, которую мы рассмотрим позже.

  начальному периоду творчества художника относитс€ и полотно Ђ—ельский концертї (около 1510 года, Ћувр, ѕариж), на котором “ициану удалось передать удивительно гармоничное сли€ние человека с природой в прекрасный и тихий предвечерний час.

—ельский концерт
—ельский концерт, около 1510, Ћувр, ѕариж.

«десь перед нами два молодых человека в красивых одеждах нежно-зеленых и €рких, красно-оранжевых цветов. ќдин из них музыкант, он вот-вот коснетс€ струн своей лютни, другой Ц сельский житель, он готов внимательно слушать. Ќа переднем плане расположилась обнаженна€ женщина, в еЄ руках флейта, веро€тнее всего это ћуза. ќна обращена спиной к зрителю и внимательно смотрит на музыканта. ¬ левой части композиции изображена ещЄ одна обнаженна€ дева, в еЄ руках сосуд с водой, символизирующий идею очищени€ всего живого через общение с искусством. Ќагота дев на фоне природы выгл€дит весьма гармонично и €вл€етс€ важной аллегорией выражени€ целомудренных чувств.

 омпозицию завершает задний план, возвращающий нас из этой удивительной и поэтичной атмосферы к прозе жизни, от которой нигде невозможно укрытьс€. ќлицетворением земного на картине стал пастух, бредущий со своим стадом под густыми кронами деревьев. ¬ глубине картины виднеютс€ крыши простых кресть€нских домов, люди, живущие в них, даже не подозревают о существовании этого райского уголка природы.  огда смотришь на картину, создаетс€ ощущение, что хот€ герой ещЄ не успел начать играть на лютне, чарующие звуки музыки уже успели заполнить все пространство. »значально, эта картина приписывалась кисти ƒжорджоне, так как в ней очень сильно вли€ние его приемов Ч изображение идеального мира, наполненного мечтами и иллюзи€ми, существующего вне реального времени и пространства.

“ема противопоставлени€ возвышенного и земного нашла отражение ещЄ в одной работе “ициана, относ€щейс€ к тому же периоду.

ѕрерванный концерт. ќколо 1510 г
ѕрерванный концерт. ќколо 1510 г

Ќа картине Ђѕрерванный концертї (около 1510 года, ѕалаццо ѕитти, ‘лоренци€) мы видим молодого монаха, увлеченно играющего на спинете. ѕозади него стоит пожилой мужчина, который пытаетс€ остановить игру молодого человека, прикаса€сь к его плечу. ћонах неохотно отрываетс€ от своего зан€ти€: его тонкие пальцы продолжают порхать над клавишами, хот€ голова уже повернута в сторону. Ћицо старшего товарища сурово, причина в сто€щем слева юноше, в одежде патрици€ с надменным и пустым взгл€дом, обращенным мимо музыкантов, с ироничной улыбкой застывшей на губах.

ќсновна€ иде€ картины состоит в том, что возвышенный мир искусства, гармонии, красоты и любви всегда может быть разрушен грубой действительностью, врывающейс€ в самом неожиданном образе. “ак и на картине, равнодушие патрици€, далекого от мира музыки, и по сути, безразличного к ней, заставл€ет мужчину с лютней в руках остановить своего увлекшегос€ товарища, дабы не растрачивать силы и вдохновение на человека, не способного это оценить.

¬озможно, на сюжет картины повли€ли опубликованные в то врем€ в ¬енеции труды философа ѕлатона, который в своих Ђ«аконахї выразил мысль о том, что: Ђсамым прекрасным искусством €вл€етс€ то, которое воспринимаетс€ лишь избраннымиї.

ќдной из первых картин “ициана на библейскую тему €вл€етс€ полотно под названием ЂЌе прикасайс€ ко мнеї (около 1512 года, Ќациональна€ галере€, Ћондон).

÷ифрова€ репродукци€ находитс€ в интернет-музее Gallerix.ru
явление ’риста ћарии ћагдалине ("Ќе прикасайс€ ко мне")
ќколо 1512
’олст, масло 109 x 91 см
Ћондон. Ќациональна€ галере€

¬ основе полотна Ц эпизод из ≈вангели€, в котором »исус ’ристос €вл€етс€ ћарии ћагдалине, и она, чтобы убедитьс€, что ќн действительно жив и это не сон, прот€гивает к Ќему руку. Ќо »исус стыдливо прикрыв свою наготу саваном, произносит: ЂЌе прикасайс€ ко ћне, ибо я ещЄ не восшел к ќтцу ћоемуї. ‘оном дл€ сюжета служит пейзаж Ч высокое дерево, изображенное в центре холста, справа на холме возвышаютс€ дома, вдали виднеетс€ море. ‘игуры ћарии и ’риста на переднем плане буквально свет€тс€, мастерски подобранный колорит в золотистых, коричневых и охристых тонах долгое врем€ заставл€л искусствоведов думать, что картина принадлежит кисти ƒжорджоне.

ЋёЅќ¬№ » «ј¬»—“№ ¬Ћј—“№»ћ”ў»’.

“ициану, с ранних лет обласканному властьимущими, множество раз предлагали покинуть любимую ¬енецию и поселитьс€ под крылом того или иного покровител€. Ќо художник слишком любил этот город и рассчитывал именно здесь построить свою жизнь и карьеру. ѕоэтому, добившись определенного признани€, живописец написал письмо-обращение к правител€м города, в котором предлагал вз€тьс€ за сложнейшую работу по расписыванию зала Ѕольшого совета. ¬месте с этим, он попросил рассмотреть его кандидатуру на освободившуюс€ к тому моменту должность посредника по поставкам соли при Ќемецком подворье. Ќа первый взгл€д это странно, но эту административную должность в ¬енеции занимали, как правило, именно художники. ќбусловлено это было спецификой их работы, требовавшей разбиратьс€ в минералах, будь то соль или краска. ƒолжность посредника была лакомым кусочком дл€ любого художника того времени. ќна давала право на получение годового жаловани€ и почетное звание официального живописца республики —в€того ћарка. ј это, в свою очередь обеспечивало художника работой Ц он автоматически получал большую часть государственного заказа, включа€ написание портретов всех новых дожей дл€ зала Ѕольшого совета.  роме того, казна оплачивала многие расходы художника: аренду мастерской, приобретение холстов и красок, а также некоторые другие нужды.

» вот, в 1513 году “ициану несказанно повезло - —овет правительства прин€л его предложение. —частливый художник начал обустраиватьс€ на новом месте. ¬ его мастерскую приходило множество учеников, молодые художники мечтали работать с таким признанным и известным мастером, более зрелые живописцы завидовали его выгодной и почетной должности. Ќо, к сожалению, радость “ициана длилась недолго. ƒругого маститого художника ƒжованни Ѕеллини, в мастерской которого работал молодой “ициан, возмутило такое назначение, и он обратилс€ к своему покровителю Ц одному из вли€тельных венецианских дожей - с просьбой оспорить решение —овета. ¬ результате разразилс€ громкий скандал, и решение о назначении “ициана было быстро отменено. Ётому также способствовала смена состава Ѕольшого совета, произошедша€ так не воврем€ дл€ молодого художника. “ициан был в €рости, но не оставил своих честолюбивых замыслов. »тогом его борьбы стало его новое назначение на должность сол€ного посредника, состо€вшеес€ спуст€ всего четыре года, в 1517 году.

default.jpeg
ƒинарий кесар€
ќколо 1515
ƒерево, масло 79 x 70,5 см
ƒрезден.  артинна€ галере€

—вой гнев на властьимущих “ициан частично выразил в своей работе Ђƒинарий кесар€ї, созданной в 1516 году (сейчас картина находитс€ в  артинной галереи ƒрездена). ѕолотно написано необычайно богатой и сочной палитрой, благодар€ которой изображение кажетс€ очень рельефным.  омпозици€ картины проста и выразительна. ƒве фигуры, изображенные по по€с, как бы сталкиваютс€ на полотне. Ёто две противоположности Ц добродетели в образе ’риста, сто€щего в центре и алчности в образе фарисе€, словно вторгающегос€ на картину с права. Ћицемер прот€гивает ’ристу динарий, весь облик его вызывающий и непри€тный. ’ристос наоборот, €вл€ет собой олицетворение чистоты и искренности, его фигура на темном фоне как бы освещает собой все полотно. ќн спокойно смотрит на фарисе€, в его взгл€де уверенность и немой вопрос: Ђ«ачем ты искушаешь мен€?ї. —мысл картины прост и пон€тен - √осподь знает все наши помыслы, потому что ќн ¬севид€щий, и ≈го ответ прост, но глубок: Ђќтдавай кесарю кесарево, а Ѕогу Ѕогової. ¬з€в традиционный библейский сюжет, художник отразил в нЄм свои сокровенные размышлени€ о добре и зле. ќбща€ колористка картины вызывает тревожность. яркие, будто наполненные светом, одежды ’риста вкупе с его безупречным просветленным ликом резко контрастируют с коричнево-золотистыми оттенками, которыми изображен фарисей, воплощающий в себе все зло и несправедливость окружающего мира. ≈го облик колоритен Ц грубый нос с горбинкой, высокий лоб, серьга в ухе, загорела€ кожа, жилиста€ рука прот€гивает монету. Ќе случайно то, что две фигуры, одна из которых олицетвор€ет добро и благородство, а друга€ Ц всю низость и подлость, на которую способен человек, занимают на холсте такое разное пространство. “ициан не случайно урезает фигуру фарисе€, теснит его к краю картины, этим он показывает своЄ отношение к вопросу борьбы добра и зла, свою бесконечную веру в то, что божественное начало, хран€щеес€ в каждом человеке, способно победить все пороки окружающего мира.

ѕќ»— » Ћ»„Ќќ√ќ —„ј—“№я.

Ћична€ жизнь художника сложилась не сразу. ƒолгое врем€ он не мог найти возлюбленную себе по душе. ¬первые, мысль о браке посетила “ициана когда он познакомилс€ с дочерью своего товарища Ц совсем юной девушкой по имени ¬иолана. —видетельств о том, была ли его любовь взаимной, к сожалению не сохранилось, но суд€ по тому, что ¬иолана часто бывала в мастерской художника и позировала ему дл€ целого р€да работ, “ициан не был ей безразличен. ѕравда, не смотр€ на это, брак не состо€лс€. Ѕиографы “ициана могут лишь строить предположени€ о причинах такого исхода, но веро€тнее всего, против союза выступили родители девушки.

—вою любовь и страсть к ¬иоланте художник увековечил в полотне Ђ‘лораї, написанном около 1515 года (сейчас работа принадлежит √алерее ”ффици во ‘лоренции).

÷ифрова€ репродукци€ находитс€ в интернет-музее Gallerix.ru
‘лора
ќколо 1515
’олст, масло 79 x 63 см
‘лоренци€. √алере€ ”ффици

Ёта работа стала насто€щим шедевром молодого “ициана.  артина пропитана чувственностью и восхищение женской красотой. ѕрекрасна€ златовласа€ девушка держит в правой руке пучок первых весенних цветов, другой рукой она придерживает соскальзывающую с плеча накидку, почти обнажившую еЄ полную грудь. ќбраз ¬иоланы позже по€вл€лс€ во многих работах мастера (ЂЋюбовь небесна€ и Ћюбовь земна€ї, Ђ—оломе€ї, Ђћолода€ женщина с зеркаломї, Ђ¬иоланаї и других), как олицетворение истинной красоты и женственности. Ќо Ђ‘лораї стала самой знаменитой из них, полотно множество раз копировалось и переписывалось другими художниками.

¬торой значительной работой художника, написанной в этот же период времени стала ЂЋюбовь небесна€ и Ћюбовь земна€ї (около 1515 года, галере€ Ѕоргезе, –им). »дейным вдохновением картины стали Ђјзоланские нимфыї Ѕембо и роман ЂЋюбовные битвы во снах ѕолифилаї, активно обсуждаемые в венецианских салонах.  орни обоих лежат в римской мифологии, в которой две ¬енеры олицетвор€ли единство противоположностей - возвышенных платонических чувств и плотских желаний и страстей.

÷ифрова€ репродукци€ находитс€ в интернет-музее Gallerix.ru
Ћюбовь земна€ и небесна€
1515
’олст, масло 118 x 279 см
–им. √алере€ Ѕоргезе

’олст написан в удивительно €рких и светлых тонах, передающих радостное воспри€тие жизни и окружающего мира, он полон аллегорий и символов, так как создавалс€ по заказу человека, прекрасно разбирающегос€ в искусстве. Ќа переднем плане картины изображены фигуры двух прекрасных женщин, которые сид€т возле источника. —лева расположилась прекрасна€ ¬иолана в образе Ћюбви земной. ≈е платье перехвачено по€сом с металлической пр€жкой, на которой изображен символ супружества, его же эмблемой служит венок из веток миртового дерева на еЄ голове. Ћюбовь небесна€ в правой части картины торжественно держит в подн€той руке зажженную лампаду, как бы благословл€€ земную любовь на взаимность. “рудно не заметить, что, не смотр€ на то, что две женщины на полотне €вл€ютс€ как бы противоположност€ми друг друга Ц фактически они на одно лицо. –азница лишь в нар€дах героинь. Ќебесна€ Ћюбовь обнажена, лишь кусок белой ткани прикрывает еЄ бедра Ц это символ еЄ чистоты и невинности, еЄ красна€ накидка резко контрастирует со скромными и сдержанными цветами одежды Ћюбви земной.

 ак и в любом полотне той эпохи, фон играл не менее важную роль в символическом значении картины, чем еЄ главные героини. „увственный и в то же врем€ необыкновенно чистый пейзаж поделен на две части могучим деревом. ¬ Ђземнойї половине картины изображен богатый дом и приближающийс€ к нему всадник, которого очевидно за воротами ждет люб€ща€ и верна€ жена. «айцы, слева за фигурой Ћюбви земной означают плодовитость. ѕейзаж в правой части картины включает церковную колокольню на фоне горных хребтов, озеро и стадо овец с охран€ющим их пастухом.  упидон в центре полотна зан€т вылавливанием из воды опавших лепестков роз.

¬ этой необыкновенно гармоничной композиции, мастер в очень из€щной манере пытаетс€ решить актуальную и дл€ себ€ самого этическую дилемму о соотношении между возвышенным чувством и плотской страстью. Ћирическое произведение наполнено множеством очень реалистичных деталей, характеризующих сложившийс€ авторский стиль “ициана, а также его богатейшей палитрой. «аказчик полотна, влюбленный чиновник из Ѕольшого совета, осталс€ очень доволен картиной, даже не подозрева€, что она станет великим шедевром мировой живописи.

¬ это же врем€ было написано полотно Ђћадонна с вишн€миї (1515 год, ’удожественно-исторический музей, ¬ена).

“ициан (“ициано ¬ечеллио): ћадонна с вишней с »осифом [Madonna of the Cherries with Joseph] 1517-18
ћадонна с вишней с »осифом [Madonna of the Cherries with Joseph] 1517-18

ѕолотно отличает €ркость колористического решени€ и точна€ детализаци€ всех фигур и предметов, что, несомненно, говорит о большом таланте и мастерстве еЄ автора.

„то же касаетс€ истории несосто€вшейс€ любви “ициана и юной ¬иоланы, то она, встретив противодействие окружающих и родственников, сама по себе сошла на нет. ћастер вернулс€ домой, даже не подозрева€, что именно там его поджидает сама судьба. —тарший брат художника привел в его дом новую помощницу по хоз€йству Ц простую девушку „ечилию. — ней дом художника наполнилс€ чистотой и уютом, его очаг ожил, кухн€ полнилась аппетитными ароматами. “ициан был поражен простотой, непосредственностью, скромностью и благородством „ечилии. Ќо тогда он ещЄ не знал, что именно она станет ему спутницей на всю жизнь, верным другом и матерью троих детей.

ќ‘»÷»јЋ№Ќџ… ∆»¬ќѕ»—≈÷ –≈—ѕ”ЅЋ» » —¬я“ќ√ќ ћј– ј.

¬ 1517 году, “ициан, наконец утвержденный на посту официального художника республики —в€того ћарка, во всю работал над созданием алтарного образа Ђ¬ознесение ћарииї (1516-1518 годы, ÷ерковь —анта ћари€ √лориоза деи ‘рари в ¬енеции).

default.jpeg
¬ознесение ћарии
алтарный образ дл€ —анта ћариа √лорьЄза деи ‘рари в ¬енеции
1516-1518
’олст, масло 690 x 360 см
¬енеци€. ÷ерковь —анта ћари€ √лорьоза деи ‘рари

¬ день открыти€, церковь была переполнена именитыми гост€ми и простым народом.  огда с алтар€ торжественно сн€ли покров, присутствующие буквально ахнули от ослепительного света, который он источал. Ёмоциональный накал достиг своего пика выразившись в криках восторга и негодовани€, такой ошеломл€ющий эффект производило новое творение художника. ќно стало новой вехой в истории венецианской и мировой живописи, в которой трудно будет найти произведение, отличающеес€ таким же мощным эмоциональным воздействием. »скусство прославленных тогда Ѕеллини и  арпаччо никогда не достигало таких высот, а мирова€ живопись на тот момент не имела других примеров столь масштабной и монументальной картины.

 омпозици€ произведени€ разделена на три части. ¬ нижней части расположены трехметровые фигуры одиннадцати апостолов, провожающих Ѕогородицу, вознос€щуюс€ в небо. ћастер прекрасно передал их эмоции через напр€женные, полные волнени€ выражени€ их лиц. јпостолы выполнены настолько реалистично, что зрителю кажетс€, что он сейчас услышит их отча€нные стоны и возгласы. ¬ центре фрески изображена величественна€ фигура Ѕогоматери, прощающейс€ с этим миром и провожаема€ ангелами к Ѕогу. ¬ыражение еЄ лица спокойно, во взгл€де сквозит умиротворение и тиха€ радость от предсто€щей встречи с Ќебесным ќтцом. », наконец, в верхней части композиции изображен √осподь, ожидающий деву ћарию с двум€ ангелами.   великому сожалению, картина не сохранилась. ¬рем€ сильно повли€ло на нее, краски потускнели и осыпались, кроме того, по множеству причин, огромный холст посто€нно перевозили с одного места на другое, что также не могло не повли€ть на его сохранность. ќднако нет сомнений, что этим шедевром “ициан доказал соотечественникам, насколько заслуженно он получил свою должность главного художника республики —в€того ћарка.

Ўедевры художника рождались один за другим. ¬ 1520 году был написан великолепный Ђѕортрет мужчины с перчаткамиї (Ћувр, ѕариж), на котором изображен типичный представитель интеллигенции того времени, близкий по духу к самому “ициану.

default.jpeg
ѕортрет мужчины с перчатками
ќколо 1523
’олст, масло 100 x 89 см
ѕариж. Ћувр

»зображенный мужчина погружен в собственные мысли, он мечтателен и задумчив, в его руках перчатки, но он словно забыл о них. Ќесмотр€ на кажущуюс€ отстраненность, в его лице €рко выражена активна€ позици€ к жизни. ќн производит впечатление человека очень самодостаточного, уверенного в себе и знающего жизнь. ¬ этом образе “ициан представил некого геро€ своего времени, того, кого он так хотел бы встретить в венецианском обществе: человека образованного, тонкого, умного и глубокого, который сохранил достоинство и душевное благородство, несмотр€ на очень непростое врем€, когда повсюду цар€т ложь, лицемерие и злость.

ѕомимо портретов и религиозной живописи, в период с 1520 по 1523 год “ициан создает несколько картин с мифологическим сюжетом. ћифологи€ и аллегори€ были бесспорным коньком мастера, однако после создани€ полотен Ђ¬акх и јриаднаї и Ђ¬акханали€ на острове јндросї, художник на долгое врем€ отходит от мифологических сюжетов. Ѕиографы “ициана св€зывают это с тем, что живописец активно участвовал в жизни общества, проблемы которого волновали его посто€нно. —лепа€ радость и безудержное веселье мифологических героев были слишком далеки от окружающей художника действительности с еЄ пороками и проблемами.

21.jpg
¬акх и јриадна
1522-1523
’олст, масло 175 x 190 см
Ћондон. Ќациональна€ галере€

—южет картины Ђ¬акх и јриаднаї (1520-1523 гг., Ќациональна€ галере€, Ћондон) показывает нам победоносное возвращение ¬акха (в древнегреческой мифологии ƒиониса) из »ндии на остров Ќаксос, где в одиночестве тоскует јриадна.  олесница ¬акха, запр€женна€ двум€ леопардами, уже спокойно стоит на берегу, а сам бог —тремительно спрыгивает с нее к возлюбленной јриадне. —опровождение у ¬акха соответствующее Ц весела€ компани€ сатиров и вакханок. ќни бегут вслед за предводителем, кто, подн€в над головой тел€чью ногу, а кто пыта€сь вырватьс€ из цепких объ€тий удава. ¬низу маленький сатир, совсем ещЄ ребЄнок, тащит по земле голову теленка, на которую лает собака. ћальчик смотрит на зрител€ озорным взгл€дом с хитрой ухмылкой, словно ждет ответной реакции публики на свою затею.

ѕурпурна€ накидка обнаженного ¬акха развеваетс€ по ветру, вс€ его фигура необычайно динамична, она отражает его нетерпение. ‘игура же јриадны, наоборот, отвернута от зрител€, как бы закрыта от него. —оздаетс€ ощущение, что ¬акх, своей стремительностью пугает еЄ. јриадна, повергнута€ в шок всем происход€щим, прикрываетс€ рукой, не зна€ что делать дальше. ‘оном дл€ действи€ служит пейзаж, изображающий могучие деревь€, далекое селение, горы на горизонте и море.

¬торой мифологической картиной этого периода была Ђ¬акханали€ на острове јндросї (1523 г., ћузей ѕрадо, ћадрид).

default.jpeg
¬акханали€ (ѕраздник на јндроссе)
1520
’олст, масло 175 x 193 см
ћадрид. ѕрадо

Ќа полотне изображена орги€ жителей острова, их многочисленные тела заполн€ют почти все пространство картины. «десь мужчины и женщины, которые пьют, развлекаютс€ и бесчинствуют. Ќа заднем плане справа на холме возлег обнаженный пь€ный —елен, в правой передней части полотна изображена обнаженна€ девушка, она уже изр€дно испила вина и уснула пр€мо здесь, на белом покрывале, видно позабыв о своей наготе. ¬ центре, р€дом со сп€щей, маленький ребЄнок справл€ет нужду.

¬ конце этого года художник узнал печальную новость Ц умер талантливый италь€нский живописец, представитель классической венецианской школы ¬итторе  арпаччо. »менно ему “ициан посв€тил свою новую картину Ђѕоложение во гробї (1523 год, Ћувр, ѕариж).

загружено.jpg
ѕоложение во гроб
ќколо 1525
’олст, масло 148 x 225 см
ѕариж. Ћувр

 омпозици€ картины насыщенна€, выполненна€ в красно-оранжевых и чЄрных тонах, передающих драматизм и тревожность динамического сюжета. ‘она почти нет, лишь серое небо и темный, почти чЄрный лес в правом углу. —лева скорбные фигуры Ѕогоматери и утешающей еЄ ћарии ћагдалины, котора€ поддерживает еЄ за плечи. ќбе они с ужасом наблюдают, как трое учеников несут безжизненное тело ’риста, чтобы положить его во гроб. ѕередний план картины наполнен си€нием, исход€щим от тела ’риста, будто бы свет€щимс€ изнутри. ќно словно светитс€ изнутри, наполн€€ передний план холста си€нием.  артина построена на сочетании красного и черного цветов, передающих драматический эпизод тревожно и динамично.

Ѕольшую долю в творчестве “ициана, как придворного художника, занимали портреты дожей дл€ зала Ѕольшого совета, но, к сожалению, практически все они сгорели во врем€ многочисленных пожаров.


ѕочетное место в галерее сохранившихс€ придворных портретов, принадлежащих кисти “ициана, занимает Ђѕортрет ‘едерико II √онзагаї (около 1525-1529 гг., ћузей ѕрадо, ћадрид), на котором дож запечатлен со своей любимой болонкой.

ѕортрет ‘едериго II √онзага
ѕортрет ‘едериго II √онзага
ќколо 1525
’олст, масло 125 x 99 см
ћадрид. ѕрадо

√онзага изображен почти в полный рост. ≈го темно-син€€ одежда, украшенна€ изумительным орнаментом, придает образу роскошь и некую торжественность. Ћицо дожа с тонкими аристократическими чертами лица и аккуратной ухоженной бородкой исполнено чувства собственного достоинства. ќн смотрит на зрител€ отрешенным взгл€дом. »з€щные ухоженные пальцы руки √онзага глад€т собачку, котора€ прижимаетс€ к хоз€ину всем своим телом.

„≈–≈ƒј ѕќ“≈–№.

¬ период расцвета его общественного признани€ и востребованности, у художника случилась лична€ трагеди€. ¬о врем€ рождени€ их с “ицианом второго сына, у „ечилии вдруг началось сильное кровотечение. Ёта новость сильно шокировала живописца и он, опаса€сь худшего, решил незамедлительно обвенчатьс€. “ициан пригласил к „ечилии лучших врачей, чьими усили€ми она, наконец, пошла на поправку, но художник не передумал женитьс€. Ёта новость быстро облетела всю ¬енецию, ведь “ициан был очень известным художником и общественным де€телем. ќднако они с „ечилией устроили очень скромную церемонию венчани€ в домашней обстановке в кругу только самых близких и родных людей.

Ёто было в 1525 году, “ициан немного побыл с семьей, и когда „ечили€ достаточно окрепла, отправилс€ обратно в ¬енецию, где его ожидали многочисленные незаконченные заказы.

¬ 1530 году “ициан приступил к новому полотну на религиозную тему, Ђ”жин в Ёммаусеї (Ћувр, ѕариж).

загружено (1).jpg
”жин в Ёммаусе
ок. 1530
’олст, масло, 169 x 244 см.
Ћувр. ѕариж

“радиционный евангельский сюжет картины изображает воскресшего ’риста, сид€щего за столом, покрытым белоснежной скатертью. — обеих сторон от него сид€т его ученики, р€дом стоит хоз€ин заведени€ и официант, наблюдающие за этим чудесным €влением. ’ристос благословл€ет поданные кушань€ жестом руки. ¬с€ композици€ очень светла€, лирична, выдержанна€ в €рких и нежных тонах, она написана легкими свободными мазками.

¬рем€ пролетает быстро, и посто€нно зан€тому “ициану вновь сообщают о т€желом состо€нии его жены. ’удожник бросает все и мчитс€ домой. ќн едва успевает застать изменившуюс€ до неузнаваемости „ечилию. ѕосле рождени€ их третьего ребЄнка Ц дочери, названной Ћавинией, у бедной женщины вновь открылось сильное кровотечение. Ќе смотр€ на все старани€ врачей, после бессонной ночи, которую провел “ициан у постели жены, 5 августа 1530 года она умерла.

’удожник необычайно т€жело перенес эту утрату. ѕо описанию современников, он жил, как во сне, продолжал чем-то заниматьс€, встречалс€ с людьми, но как будто ничего не видел и никого не слышал. ¬се мысли “ициана были зан€ты любимой „ечилией, долгие годы бывшей ему верным другом, преданной супругой и люб€щей матерью их детей. “олько после того, как он еЄ потер€л, художник осознал, как много света принесла в его жизнь эта женщина, бывша€ такой благородной и скромной. „ечили€ наполн€ла его дом теплом и уютом, она окружила “ициана бесконечной заботой, чтобы ничто не мешало ему создавать свои шедевры. ќднажды, художник бродил по своему дому, дума€ о своей невосполнимой утрате, как вдруг наткнулс€ на незаконченное полотно, которое уже давно ожидал заказчик. Ёто была Ђћадонна с кроликомї (около 1530 года, Ћувр, ѕариж). —лезы застили глаза “ициана Ц с картины на него смотрела „ечили€, воплощенна€ в образе женщины, сто€щей слева от девы ћарии.

ћадонна с кроликом
ћадонна с кроликом
ћари€ с младенцем, св. ≈катериной и »оанном  рестителем
ќколо 1530
’олст, масло 71 x 85 см
ѕариж. Ћувр

¬рем€ шло, дети подрастали. ƒвое сыновей “ициана были полными противоположност€ми друг друга: старший ѕомпонио был эгоистичен и ленив, а младший ќрацио Ч наоборот, спокоен и покладист. ћаленька€ Ћавини€ была очень похожа на свою мать. “ициан с каждым днем все €снее понимал, что у него больше нет сил находитьс€ в доме, где каждый уголок напоминает ему об умершей жене. Ќо от ¬енеции художник тоже устал, он не хотел туда возвращатьс€. ∆ивописец долго искал себе новое жилище в тихом уединенном уголке. » вот, 1 сент€бр€ 1531 года ему это удалось Ц он арендовал двухэтажный домик с широкой террасой и мезонином на окраине Ѕири-√ранде.

¬ 1532 году “ициан приступает к своему первому портрету, написанному в полный рост. Ёто Ђѕортрет императора  арла V с собакойї (ћузей ѕрадо, ћадрид).

ѕортрет  арла V с собакой
ѕортрет императора  арла V с собакой
1532-1533
’олст, масло 192 x 111 см
ћадрид. ѕрадо

ћногочасовые позировани€ способствовали зав€зыванию между художником и императором очень дружественных отношений. »мператор искренне рассказывал “ициану о своей жизни и о себе самом.  арл V был бесконечно уставшим от власти человеком, жизнь которого была заполнена бездушной официальностью и формальност€ми. »менно поэтому живописец изобразил императора в простой одежде, а не в роскошном парадном костюме, подчеркива€ тем самым, что его герой, прежде всего, человек. ≈динственным преданным существом в его жизни была собака, изображенна€ р€дом с ним. ѕо словам очевидцев,  арл V осталс€ очень доволен картиной и восхищен мастерством художника. »сполненный чувств император на прощание крепко обн€л живописца. —вита  арла V, присутствовавша€ при всем этом впоследствии завалила художника заказами, обеспечив его работой на долгое врем€.

¬след за этим, “ициана настигла ещЄ одна утрата Ц умерла его мать. Ёто событие повергло его в ещЄ более глубокую депрессию. “олько радостный смех детей в его новом доме помогал мастеру держатьс€ и жить дальше. » все же, несколько лет художник жил как затворник, сутками не выход€ из своей мастерской. ќн необычайно много работал, а свободные часы посв€щал общению с детьми.

¬≈–Ў»Ќџ ћј—“≈–—“¬ј.

¬ести хоз€йство, после утраты „ечилии в доме “ициана стала его сестра ќрса, она же занималась и воспитанием детей. ¬рем€ шло, и вот однажды ќрса заметила, что каждый вечер к дому живописца подплывала гондола, в которой сидела молода€ женщина, всегда старавша€с€ остатьс€ незамеченной. ќна быстро поднималась по наружной лестнице пр€мо в мастерскую художника, расположенную на втором этаже.  онечно, никому в голову не пришло упрекать живописца, наоборот, родные наде€лись, что по€вление новой возлюбленной как-то скрасит уединение “ициана и поможет ему снова обрести радость жизни. »тогом этого увлечени€ стали такие работы, изображавшие прекрасную незнакомку, как Ђѕортрет молодой женщины в шл€пе с перомї, Ђƒевушка в меховой накидкеї, а также великолепна€ Ђ¬енера ”рбинска€ї.

“ициан - ƒевушка в меховой накидке
ƒевушка в меховой накидке

Ђƒевушка в меховой накидкеї, написанна€ в 1535 году (’удожественно - исторический музей, ¬ена) была заказной работой и €вл€ет собой аллегорию брака. ёна€ девушка, изображена на полотне игриво прикрыва€ одну грудь меховой накидкой, при этом еЄ втора€ грудь остаетс€ обнаженной. –обкий взгл€д девушки и нежный рум€нец на еЄ щеках лишь подчеркивает эротический смысл картины, состо€щий в противопоставлении женской плоти и пушистого меха.

ѕохожа€ композици€ и в картине Ђѕортрет молодой женщины в шл€пе с перомї (1536 год, √осударственный Ёрмитаж, —анкт-ѕетербург), где у модели также оголены правое плечо, грудь и рука.

ѕортрет молодой женщины в шл€пе с пером
ѕортрет молодой женщины в шл€пе с пером
1536 год,
√осударственный Ёрмитаж, —анкт-ѕетербург

ѕод отороченным мехом плащом виднеетс€ полупрозрачна€ бела€ сорочка. Ќа голове девушки шл€пка с перь€ми, украшенна€ камн€ми. ¬ обеих картинах, художник не скрывает своего любовани€, на грани откровенного вожделени€, красотой молодого женского тела. Ѕелоснежна€ кожа героини, написанна€ легкими, невесомыми мазками, резко контрастирует с насыщенным темным фоном, благодар€ которому еЄ образ кажетс€ ещЄ более нежным и хрупким.

ј в 1538 году, по заказу правител€ ¬енеции √видобальдо делла –овере, который в дальнейшем будет посто€нным заказчиком “ициана, было написано полотно Ђ¬енера ”рбинска€ї (’удожественна€ √алере€ ”ффици, ‘лоренци€).

default.jpeg
¬енера ”рбинска€
1538
’олст, масло 119 x 165 см
‘лоренци€. √алере€ ”ффици

Ёта картина была свадебным подарком герцога будущей супруге. «латокудра€ ¬енера, лежаща€ в грациозной позе на белоснежных простын€х, исполнена неги, в еЄ правой руке ветка шиповника. ≈е взгл€д спокоен и уверен, она не стесн€етс€ своей наготы. ѕрекрасное тело написано так тонко и легко, что кажетс€, будто от него исходит свечение. ¬ ногах у ¬енеры вместо традиционных амурчиков расположилась и спит маленька€ собачка. Ќа заднем плане картины комната, залита€ €рким светом солнечного утра. Ќа окне ¬енеры стоит горшок с миртом, олицетвор€ющий супружество и верность. ¬озле еЄ сундука сует€тс€ две служанки, подбирающие нар€д дл€ утреннего туалета хоз€йки.  ак ни странно, ¬енера “ициана совсем не небожительница, а вполне реальна€ земна€ женщина, предстающа€ перед нами в откровенно нагой красоте.

≈сли следовать примерной хронологии, то дальше, из известных нам работ, идет полотно Ђ оронование терновым венцомї. Ёта картина существует в двух вариантах: один из них хранитс€ в Ћувре (1542 год), а другой в —тарой ѕинакотеке ћюнхена (1572-1576гг.).

¬озложение тернового венца, Ћувр, ѕариж
¬озложение тернового венца, Ћувр, ѕариж
1542 год

 оронование терновым венцом,—тара€ ѕинакотека (ћюнхен)
 оронование терновым венцом,—тара€ ѕинакотека (ћюнхен)
1572-1576гг.

 омпозици€ двух картин очень схожа. ¬ центре полотна расположена фигура ист€заемого ’риста, окруженного п€тью мучител€ми и три ступени, ведущие к месту публичного бичевани€. –азница лишь в фоне. Ќа ранней работе, жестока€ сцена издевательства над »исусом происходит на фоне €рко освещенной каменной арки, над которой возвышаетс€ бюст императора “ибери€. Ќа более поздней картине в верхней части полотна различима лишь освещенна€ люстра. ¬ обоих случа€х, ’ристос смиренно терпит издевательства и боль от людей, неистово набросившихс€ на него с копь€ми. ¬едь ќн уже простил их, и это придает ≈го образу истинное величие.

¬ 1545 году “ициан создает ещЄ один выдающийс€ портрет венецианского дожа Ђѕортрет дожа јндреа √риттиї (Ќациональна€ картинна€ галере€, ¬ашингтон).

ѕортрет дожа јндреа √ритти
ѕортрет дожа јндреа √ритти
ќколо 1540
’олст, масло 133 x 103,2 см
¬ашингтон. Ќациональна€ картинна€ галере€

Ќа нЄм запечатлен правитель с суровым взгл€дом жестоких глаз, выдающих его беспощадный и деспотичный характер. ќдежда насыщенного красного цвета лишний раз подчеркивает его харизму и стремление к лидерству. Ќа доже накидка из дорогой, как будто свет€щейс€ ткани коричнево-золотистых тонов и такой же головной убор.

«амкнутый и необщительный “ициан имел очень мало близких друзей. ќдним из них был поэт и писатель ѕьетро Ћретино. Ёто были два очень разных человека: Ћретино был очень веселым, любвеобильным, обожал роскошь, пиршества и гул€ни€, словоохотливый и уверенный в себе, он имел большие св€зи. “ициану нравились в нЄм оптимизм, радушие, харизма и то, что поэт очень хорошо разбиралс€ в искусстве и литературе. “ициан даже стал крестным отцом одной из дочерей Ћоретино. ¬ 1545 году он написал его портрет.

Titian Portrait of Pietro Aretino
Titian Portrait of Pietro Aretino

Ќа картине Ђѕортрете ѕьетро Ћретиної (ѕалаццо ѕитти, ‘лоренци€) почти все пространство холста зан€то фигурой поэта. ѕолотно написано с использованием многочисленных вариаций красного и золотистого цветов, они наполн€т еЄ энергией и мощью духа, раскрыва€ характер геро€. —уществуют свидетельства, что Ћретино осталс€ недоволен работой, в частности, ему не понравилось, что золота€ цепь (полученна€ в подарок от корол€ ‘ранциска I) почти не видна на его груди и блестит слишком тускло. ѕравда, это могло быть и шуткой поэта, неправильно истолкованна€ очевидцем.

¬ том же, 1545 году “ициана пишет Ђѕотрет молодого человекаї (ѕалаццо ѕитти, ‘лоренци€).

ѕортрет молодого человека
ѕортрет молодого человека
ќколо 1515
’олст, масло 100 x 84 см
Ќью-’ейвен (штат  оннектикут). √арроуби-холл

— полотна на зрител€ взирает красивый мужчина с гипнотическим и завораживающим взгл€дом зеленоватых глаз. ƒолгое врем€ считалось, что на картине изображен английский герцог √овард, поэтому картину называли Ђѕортрет молодого англичанинаї. Ќо в 1928 искусствовед ¬ентури выдвинул собственную версию, подкрепленную убедительными доказательствами. ќн считал, что мужчина на холсте Ч юрист »пполито –иминальди, ещЄ один друг “ициана, с которым он любил встречатьс€ во врем€ своих поездок в ‘еррару. „то касаетс€ композиции полотна, то она предельно проста: перед нами молодой мужчина в строгом черном камзоле, из-под воротничка и рукавов которого выгл€дывают белые кружевные манжеты. ≈го лева€ рука лежит на бедре, а в правой он держит перчатки. ќбщий колорит холста очень сдержан, он строитс€ на сочетании двух основных цветов: черного и серого. –азбавл€ют их лишь белые п€тна манжет и коричневые перчатки. ѕоражает, насколько точно и тонко выписано его лицо с задумчивыми умными глазами. ¬о всем его облике сквозит благородство.

¬ 1548 году “ициан написал ещЄ один портрет  арла V. »мператор призналс€ художнику, с которым сблизилс€ ещЄ раньше, что он устал от вида проливаемой крови и живет лишь ожиданием предсто€щей встречи со своей незабвенной супругой.

ѕортрет  арла V в кресле
ѕортрет  арла V в кресле, 1548, —тара€ пинакотека, ћюнхен

»сполненный искреннего сострадани€, “ициан передал смог передать свои чувства в Ђѕортрете  арла V в креслеї (—тара€ ѕинакотека, ћюнхен). «десь император изображен сид€щим в кресле на фоне безлюдного унылого пейзажа, от которого так и веет холодом и тоской.  арл V сидит в кресле, одетый во все черное, будто позабыв сн€ть одну перчатку.  расный пол резко контрастирует с цветами его одежды и головного убора. »мператор очень грустен, задумчив и одинок.

—ќ¬≈–Ў≈Ќ—“¬ќ —“»Ћя.

ѕоследние п€тнадцать лет жизни художника, когда он уже размен€л восьмой дес€ток, прин€то называть поздним периодом его творчества. Ёто врем€, когда “ициан вновь обращаетс€ к своей излюбленной мифологической теме, которую он всегда интерпретировал в своем индивидуальном ключе.

  1533 году относитс€ полотно Ђ¬енера и јдонисї (ћузей ѕрадо, ћадрид), сюжет которой показывает нам сцену расставани€.

default.jpeg
Beнepa и јдонис
1553-54г
холст, масло, 186 x 207см
ћузей ѕрадо, ћадрид, »спани€

¬енера пытаетс€ удержать любимого, поглощенного жаждой охоты и не слушающего еЄ предостережений о гроз€щей опасности. ѕыта€сь удержать јдониса, с силой вырывающегос€ из еЄ объ€тий, ¬енера случайно опрокидывает ногой вазу. Ќа заднем плане картины, под густой кроной дерева, спокойно спит  упидон, призванный охран€ть их любовь. ƒинамичный и волнующий характер сюжета резко контрастирует с пейзажем вокруг, наполненным спокойствием и умиротворением, ни что в нЄм не предвещает беды. ¬ этой охоте, на которой погиб јдонис, “ициан видит метафору человеческой жизни: люди всегда что-то ищут, хот€т большего, они готовы рисковать здоровьем и жизнью, идти наперекор судьбе, забыв даже о Ѕоге, который их за это неизбежно покарает.  артина имела небывалый успех у публики. ’удожнику пришлось делать около двадцати копий полотна с различными вариаци€ми аналогичных сюжетов.

¬торой неверо€тно попул€рной картиной “ициана, которую ему пришлось многократно копировать, была Ђ¬енера с зеркаломї, написанна€ около 1555 года (Ќациональна€ галере€, ¬ашингтон).

41.jpg
¬енера с зеркалом
ќколо 1555
’олст, масло 124,5 x 105,4 см
¬ашингтон. Ќациональна€ картинна€ галере€

Ќа ней светловолоса€ ¬енера, прикрывающа€ грудь левой рукой, правой она пр€чет под €рким покрывалом колени. ƒва пухлых амура держат перед ней зеркала. ўеки богини гор€т очаровательным рум€нцем, который символизирует цветущую молодость и красоту. Ўедевр находилс€ в –оссии, однако в 1931 году, по распор€жению правительства ———– и не взира€ на мнение дирекции √осударственного Ёрмитажа, был продан частному лицу. ѕозже картина оказалась в Ќациональной галерее ¬ашингтона.

≈щЄ одним шедевром позднего периода творчества “ициана €вл€етс€ полотно Ђѕохищение ≈вропыї (1559Ч 1562 гг., ћузей »забеллы —тюарт-√арднер, Ѕостон), сюжет которой воспроизводит один из эпизодов Ђћетаморфозї ќвиди€.

ѕохищение ≈вропы
ѕохищение ≈вропы
1559-1562
’олст, масло 185 x 205 см
Ѕостон. ћузей »забеллы —тюарт √арднер

“ехнически картина выполнена свободно и смело, это отличало последние работы мастера, написанные широкими небрежными мазками. ≈сли смотреть на картину вблизи, трудно пон€ть, что вообще на ней нарисовано и лишь издали открываетс€ нам великий шедевр “ициана. ѕо сути, эти картины были предвестницами импрессионизма, когда смотришь на них, то кажетс€, что вс€ работа написана за один раз, легко, непринужденно, размашисто.

¬есной 1559 года “ициан попал в непри€тное положение. ≈го младший сын ќрацио отправилс€ в ћилан, там он должен был получить из казны очень крупную сумму денег, принадлежащих отцу. ѕо дороге домой, на молодого человека совершили нападение, избив и обокрав его.  ак вы€снилось позже, грабеж был подстроен скульптором Ћеоне Ћеони, тоже работавшим на королевский двор. “ициан сразу заподозрил Ћеоне и написал письмо ‘илиппу II, текст которого дошел до нас: ЂЋеоне, знавший о выплате государственного пособи€ и побуждаемый дь€вольским наущением, решил лишить жизни ќрацио, дабы присвоить себе деньги... ќн пригласил ќрацио к себе и предложил ему пожить в его доме. ћой сын отклонил это предложение и сей негод€й, изгнанный из »спании за лютеранство и подстегиваемый врагом √оспода Ѕога, решил совершить убийство с помощью пособников. ѕодлецы набросились на ќрацио со шпагами и кинжалами в руках, предварительно накинув ему на голову сеть. Ќе ожидавший такого предательства, мой бедный ќрацио упал, получив при этом шесть серьЄзных ран. ≈сли бы умер ќрацио, на коего € возлагаю все мои надежды в надвигающейс€ старости, то под т€жестью этого гор€, кл€нусь, € лишилс€ бы разумаї. ¬ конце письма он требовал наказать Ћеони со всей строгостью закона. —кульптора арестовали, но после того, как он уплатил штраф, выпустили на свободу.

Ќе успел “ициан прийти в себ€ после этого потр€сени€, как скончалс€ его брат ‘ранческо. Ѕиографы художника предполагают, что в этот же период в родах умерла любима€ дочь художника Ћавини€. „ереда этих событий очень сильно ударили по душевному состо€нию мастера.

¬ 1550 году, в возрасте семидес€ти трех лет, художник приступил к написанию Ђјвтопортретаї (√осударственный музей искусств, Ѕерлин), завершенного лишь спуст€ одиннадцать лет.

јвтопортрет
јвтопортрет
1560Ц1562, 96 × 72 cm, Ѕерлинска€ картинна€ галере€

Ќа нЄм “ициан предстает перед зрителем не др€хлым и немощным старцем, которому осталось лишь смиренно ждать своей смерти. Ќаоборот, мы видим перед собой сильного и уверенного в себе человека. Ќа широкие плечи мастера накинута мехова€ накидка, под ней белеет рубашка, на которой четко видна золота€ цепь. ѕальцы его руки барабан€т по столу, что характеризует его беспокойный нрав и сосредоточенность.  ажетс€, что через мгновение художник бодро встанет и широкими шагами пойдет творить сой очередной шедевр. ¬ прищуренном взгл€де “ициана мы видим мудрость и неподдельный интерес к жизни. ¬еро€тнее всего, этот автопортрет был создан дл€ детей, так как до самой смерти живописца находилс€ в его доме.

ќколо 1565 года “ициан получил заказ на картину Ђ ающа€с€ ћари€ ћагдалинаї (√осударственный Ёрмитаж, —анкт-ѕетербург).

11.jpg
 ающа€с€ ћари€ ћагдалина, 1565,118 × 97 cm,
√осударственный Ёрмитаж, —анкт-ѕетербург

ћоделью дл€ полотна стала нека€ ƒжули€ ‘естина, восхитивша€ мастера копной длинных золотистых волос.  артина очень понравилась герцогу √онзаго, он сразу же заказал копию полотна, чтобы подарить еЄ некой поэтессе. –абота имела такой оглушительный успех, что “ициан решил сразу сделать несколько копий, измен€€ в каждой лишь положение рук героини, наклон головы и окружающий пейзажный фон. Ѕиограф “ициана –идольфи указывает шесть картин кисти “ициана с кающейс€ ћарией ћагдалиной. ќдин из сохранившихс€ вариантов холста хранитс€ в ћоскве в частном собрании. Ќо, по мнению специалистов, лучшим из них €вл€етс€ тот, который представлен в √осударственном Ёрмитаже —анкт-ѕетербурга. Ќа ней образ кающейс€ ћарии самый целомудренный. ≈е прекрасное тело прикрыто легкой полупрозрачной одеждой и полосатой накидкой, а также рассыпанными по плечам и груди стру€щимис€ волосами.  ающа€с€ ћагдалина смотрит на небо взгл€дом, полным раска€ни€, еЄ глаза полны слез и отча€ни€. Ќа переднем плане картины христианские символы - череп и раскрытое ѕисание.

¬ 1565 году “ициана создает ещЄ один из своих лучших шедевров - Ђѕортрет антиквара якопо —традаї (’удожественно-исторический музей, ¬ена).

ѕортрет якопо —трада
ѕортрет якопо —трада,
1567Ц1568 125 × 95 cm ћузей истории искусств, ¬ена

 артина прекрасно передает характер коллекционера, изображенного в Ђсвоей стихииї Ч вокруг него старинные книги, монеты, на стене то ли картина, то ли часть древней рукописи. якопо показывает незримому собеседнику статуэтку из белого мрамора, его лицо и вс€ поза наполнены энергией, вдохновением и даже азартом. ѕолотно обладает необыкновенно гармоничным колоритом. ќдежда антиквара и все его окружение выполнено в теплых тонах создающих атмосферу некой торжественности. Ёта картина €вл€ла собой €ркий пример Ђинойї живописи, открытой “ицианом на склоне лет. ѕозже, это направление, с его богатством цветов и оттенков, и необычайно искусной передачей светотени, будет развивать такие художники, как –ембрандт и  араваджо. Ќо это будет уже более 100 лет спуст€, а сейчас, “ициан, наход€щийс€ уже в очень преклонном возрасте, претерпевший множество невзгод и личных огорчений, продолжает творить.

ѕќ—Ћ≈ƒЌ»≈ √ќƒџ ∆»«Ќ» ћј—“≈–ј.

¬ последние годы художник часто писал дл€ души. ƒом “ициана посто€нно был полон Ц к нему приходило множество учеников, художников, коллекционеров и именитых гостей во всей »талии и из других стран. “ем не менее, склонный к меланхолии и раздумь€м “ициан, по сути, оставалс€ одиноким. ќн часто вспоминал молодость и любимую „ечилию, предавалс€ мысл€м о бренности быти€ и тосковал по всем, кого отобрало у него врем€. –езультатом этих печальных рассуждений и душевного одиночества стало полотно Ђјллегори€ времени и разумаї, написанное около 1565 года (Ќациональна€ галере€, Ћондон), считающеес€ своеобразным завещанием мастера потомкам.

јллегори€ благоразуми€
јллегори€ благоразуми€
1565Ц1570 76,2 × 68.6 cm Ћондонска€ национальна€ галере€

—огласно традиции, картину следует читать слева направо, то есть против часовой стрелки, и сверху вниз. —тарей в красном колпаке символизирует прошлое, чернобородый мужчина Ц насто€щее, а молодой человек - будущее. ∆ивотные, нарисованные в нижней части картины также символичны: волк Ц силы человека, которые отбирает прошлое, лев олицетвор€ет насто€щее, а собака пробуждает своим лаем будущее.

ѕродолжение следует.

—пасибо за внимание!

текст ∆уравлевой “ать€ны
http://gallerix.ru/read/korol-zhivopiscev-titian-vechellio-da-cadore/
http://gallerix.ru/album/Titian
https://ru.wikipedia.org/wiki/—писок_картин_“ициана

–убрики:  √алере€ шедевров
ћетки:  

ѕроцитировано 17 раз
ѕонравилось: 14 пользовател€м

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку