-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.11.2012
«аписей: 11984
 омментариев: 24480
Ќаписано: 47705


–”—— »≈ ’”ƒќ∆Ќ» » —тепанов јлексей —тепанович (1858-1923)

¬оскресенье, 16 Ќо€бр€ 2014 г. 14:08 + в цитатник


—кромного, деликатного, доброго ј. —. —тепанова, "—тепочку", как его все звали, любили и ценили друзь€ - —. ¬. »ванов, Ќ. ѕ. „ехов, брать€ —. ј и   ј.  оровины, ». ». Ћевитан, ћ. ¬. Ќестеров - и многочисленные ученики, среди которых были ѕ. ƒ.  орин, ј ј ѕластов, Ћ. ¬. “уржанский и др.  орин после выставки —тепанова говорил: "—ловно € ѕушкина стихи прочитал. ¬от так же просто, просто, а высоко... „то о нем сказать? ’удожник он был. ¬от все тут и сказано. » было в нем все просто, без эффектов. ƒуша в нем была, и это - самое главное. Ќо притом артистизм высокий, мастерство несравненное. —веркающий он при великой своей простоте".

Stepanov_000.jpg
јлексей —тепанович —тепанов

—тепанов очень рано лишилс€ родителей. — семи лет его воспитывал опекун, по насто€нию которого юноша в 1879 г. окончил ћежевой институт в ћоскве и приобрел профессию землемера.

ќднако работать по этой специальности не стал, а в 1880 г. поступил в ћ”∆¬«. «анималс€ в классе ». ћ. ѕр€нишникова, училс€ успешно и в 1884 г. окончил училище с большой серебр€ной медалью.

загружено (56).jpg
Ђѕортрет ».».Ћевитанаї
Ѕумага, карандаш. 21.5 x 13.4 см
Ќациональный художественный музей –еспублики Ѕеларусь



¬о второй половине 1880-х гг. —тепанов несколько летних сезонов работал вместе с ». ». Ћевитаном - сначала под «венигородом, потом на ¬олге. Ќар€ду с Ћевитаном он считаетс€ одним из создателей так называемого пейзажа настроени€, когда художник не только ищет в природе мотив, соответствующий его внутреннему состо€нию, но и психологизируст пейзаж, переносит в него собственные мысли и переживани€.

загружено (48).jpg
Ђќсеньї
’олст, масло. 54 x 80 см
 ировский областной художественный музей имени ¬.ћ. и ј.ћ.¬аснецовых

загружено (57).jpg
ќсень. 1896

загружено (58).jpg
ќзеро ”домл€. 1912

загружено (41).jpg
Ђ«има. »нейї
1900-1910
’олст, масло
ћемориальный музей-усадьба художника Ќ.ј.ярошенко

загружено (66).jpg
Ђ«имний пейзажї
1910
’олст, масло
Ѕур€тский республиканский художественный музей им. ÷.—.—ампилова

загружено (63).jpg
Ђћартї
’олст, масло
Ќижегородский художественный музей

загружено (34).jpg
Ђќттепельї
1904
’олст, масло. 58.3 x 79 см
’имкинска€ картинна€ галере€

загружено (54).jpg
Ђ–анн€€ веснаї
1900-1910
’олст, масло
¬олгоградский областной музей изобразительных искусств

загружено (61).jpg
Ђћореї
1923
’олст, масло
ѕлесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

загружено (72).jpg
ЂЅеседка под цветамиї
Ётюд
’олст, масло
ѕлесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

¬ 1905 году —тепанов за картину Ђ”тренний приветї удостаиваетс€ звани€ академика »мператорской јкадемии художеств.  артина выставл€лась на XXV выставке передвижников, XXIV выставке »мператорской јкадемии художеств и в 1900 году на ¬семирной выставке в ѕариже

загружено (47).jpg
Ђ”тренний приветї
1897
’олст, масло 61 х 99
ѕсковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

–аботы —тепанова нос€т пленэрный характер, они написаны широко, эскизно, жидким прозрачным мазком, очень м€гко, немногими цветами (" раски поменьше", - советовал он позднее своим ученикам). —тепанов любил изображать деревенскую дорогу, по которой кресть€нские лошади тащат сани или телеги ("√усек", 1910-15; "ѕо проселку зимой", "” крылечка", обе 1913- 14; "”ехали", 1914).

загружено (32).jpg
Ђѕо зимней дорожкеї
 артон, акварель
√осударственный центральный музей музыкальной культуры им. ћ.».√линки

загружено (15).jpg
Ђ«имний пейзажї
1910
’олст, масло
√осударственна€ “реть€ковска€ галере€

загружено (17).jpg
Ђ÷угомї
1911-17

загружено (70).jpg
Ђ√луха€ провинци€ї
1900-е
’олст, масло. 62 x 97 см
√осудаpственный ¬ладимиpо-—уздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

 аждое лето с 1906 года по 1914 год —тепанов живЄт в имени€х Ћубенькино, √арусово и Ѕережок ¬ышневолоцкого уезда (ныне ”домельский район) “верской губернии. ƒом, в котором жил —тепанов в √арусово, изображЄн на картине Ђ”ехалиї

загружено (18).jpg
Ђ”ехалиї
1914
’олст, масло
√осударственна€ “реть€ковска€ галере€

загружено (65).jpg
Ђ«имойї
1900-1910
’олст, масло
јлупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник

загружено (36).jpg
Ќа сан€х

загружено (23).jpg
Ђ атание на ћасленицуї
1910
 артон, темпера. 49 x 68 см
—тавропольский краевой музей изобразительных искусств

загружено (55).jpg
Ђѕосто€лый дворї
1912
’олст, масло
—еверо-ќсетинский республиканский художественный музей им. ћ.—.“уганова

загружено (69).jpg
Ђƒеревн€ зимойї
1900-1910
’олст, масло. 42 x 68 см
—тавропольский краевой музей изобразительных искусств

загружено (38).jpg
ЂЌа водопойї
1916
’олст, масло
Ќижегородский художественный музей


Ћюбил изображать кресть€нских детей, наблюдающих окружающий мир - голый, бедный, осенний, но родной и широкий ("∆уравли лет€т", 1891; "ƒети на хворосте", 1899; "” околицы", 1915-16).

загружено (27).jpg
Ђ∆уравли лет€тї
1891.
’олст, масло 620 х 110
√осударственна€ “реть€ковска€ галере€
ћосква

загружено (28).jpg
Ђƒети на хворостеї
1899
’олст, масло. 47.5 x 72 см
”ль€новский художественный музей

загружено (1).jpg
Ђ¬ечерн€€ зар€ї
’олст, масло
 расно€рский художественный музей им. ¬.».—урикова

загружено (6).jpg
” ограды

загружено (12).jpg
ЂЌа террасеї
1900-1910
’олст, масло
Ќижегородский художественный музей

загружено (26).jpg
Ѕеседа крестной матери

загружено (46).jpg
Ђ’ороводї
’олст, масло
Ѕур€тский республиканский художественный музей им. ÷.—.—ампилова

загружено (2).jpg
Ђ¬ лодкеї
1900-1910
’олст, масло
»ркутский областной художественный музей им. ¬.ѕ.—укачева

загружено (4).jpg
Ђѕодругиї
’олст, масло
“верска€ областна€ картинна€ галере€

ѕоездка в ≈вропу, а именно живопись французских импрессионистов, оказала определЄнное вли€ние на творчество художника, хот€ и отрицаемое современниками. ѕо результатам поездки —тепановом написана картина Ђѕрачки в ¬ишиї.

загружено (9).jpg
Ђѕрачки в ¬ишиї
1895
’олст, масло. 41 x 55.5 см
√осударственна€ “реть€ковска€ галере€

загружено (51).jpg
—тара€ алле€

— увлечением писал охотничьи сцены ("ѕосле охоты. ¬озвращение", 1907; "”битый лось", 1900-10; "— борзыми", 1910-е; "”видели", 1917).

загружено (5).jpg
Ђ—бор на охотуї
1900-е
’олст, масло
—аратовский государственный художественный музей им. ј.Ќ. –адищева

загружено (7).jpg
Ђќхотаї
1885
’олст, масло
ћемориальный музей-усадьба художника Ќ.ј.ярошенко

загружено (10).jpg
Ђѕосле охотыї
1894
’олст, масло 58,5 х 100,3
√осударственный музей изобразительных искусств –еспублики “атарстан
 азань

загружено (11).jpg
Ђѕо волку с гончимиї
1900-1910
’олст, масло. 122.5 x 76 см
“юменский музей изобразительных искусств

загружено (19).jpg
— гончими на охоту. 1900-1910

загружено (21).jpg
Ђќхота с борзымиї
Ётюд
‘анера, масло. 36 x 53 см
»ркутский областной художественный музей им. ¬.ѕ.—укачева

—тепанов любил животных и обладал редким умением передавать их повадки и даже психологию ("Ћоси", 1889; "Ќа промысел", 1909; "Ћось и лайки", 1910; "¬олки ночью", "¬олки у плетн€", обе 1910-е; "¬ ожидании обеда", 1910).

загружено (3).jpg
ЂЋосиї
1889
’олст, масло. 47.8 x 80.8 см
√осударственна€ “реть€ковска€ галере€

загружено (8).jpg
ЂЋосиї
1919
’олст, масло
—еверо-ќсетинский республиканский художественный музей им. ћ.—.“уганова

загружено (24).jpg
Ђ¬олки ночьюї
1910-е.

загружено (42).jpg
¬олки. 1912-1915

загружено (43).jpg
Ђ¬олки в зимнем лесуї
1900-1910
’олст, масло
√осударственна€ “реть€ковска€ галере€

загружено (62).jpg
Ђћедведица с медвежатамиї
÷ветна€ бумага, гуашь 23 х 33
„астное собрание



загружено (13).jpg
Ђћедведица с медвежатамиї
1919
’олст, масло
Ќижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

загружено (14).jpg
ЂЋошадьї
1911-1920
’олст, масло
Ќижегородский художественный музей

загружено (64).jpg
ЂЋошадкаї
1900-1910
’олст, масло
Ќижегородский художественный музей

загружено (59).jpg
ЂЌа пастбищеї
’олст, масло
Ќациональный художественный музей –еспублики Ѕеларусь

загружено (40).jpg
Ђ оровы на водопоеї
1908
’олст, масло. 67 x 80 см
—евастопольский художественный музей им. ѕ.ћ. рошицкого

загружено (50).jpg
Ђ—тойлої
1910-е
’олст, масло
ѕлесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедни

загружено (52).jpg
Ђ—тадої
1910-е
’олст, масло
“аганрогска€ картинна€ галере€

загружено (53).jpg
Ђ—тадо овецї
1900-е
’олст, масло
ƒагестанский музей изобразительных искусств имени ѕ.—. √амзатовой

загружено (49).jpg
Ђ”битыйї
1911-1920
Ётюд
Ѕумага, акварель
ћемориальный музей-усадьба художника Ќ.ј.ярошенко

загружено (37).jpg
Ќа пашне. 1919

загружено (35).jpg
Ђќколицаї
1914
’олст, масло
—умский художественный музей

загружено.jpg
ЂЁтюд с коровойї
Ётюд
’олст, масло
Ќовокузнецкий художественный музей

∆анр, в котором предпочитал работать художник, можно назвать пейзажно-анималистическим. ћ. ¬. Ќестеров считал —тепанова лучшим анималистом после ¬. ј. —ерова. —еров также высоко ценил этот дар художника, потому насто€л на приглашении —тепанова в качестве преподавател€ в ћ”∆¬«.

ќколо двадцати лет (1899- 1918) —тепанов руководил там "классом животных". ”ченики любили его до обожани€. ќчень немного известно о личной жизни художника - незадолго до смерти он уничтожил свой архив. «ато весь он - в своих картинах.

загружено (60).jpg
ЂЌа ¬олгеї
1897
’олст, масло. 55 x 133 см
—амарский художественный музей

загружено (67).jpg
«а работой. 1895

загружено (68).jpg
∆енщина на диване. 1912

загружено (39).jpg
Ђћужикї
ќколо 1890
’олст, масло
ѕлесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

загружено (30).jpg
Ђ—иренева€ алле€ї
1900-1910
’олст, масло
√осударственный Ћитературный музей

загружено (29).jpg
”садьба летом. 1882
Ђ”садьба летомї
1882
’олст, масло
√осударственна€ “реть€ковска€ галере€

загружено (22).jpg
Ђ лумба в паркеї
 артон, масло. 23.3 x 33.7 см
’имкинска€ картинна€ галере€

загружено (20).jpg
Ђѕриезд учительницыї
1889
’олст, масло. 58.5 x 79 см
„увашский государственный художественный музей

загружено (31).jpg
Ђѕортрет —.ѕ. увшинниковойї
1888-1889
’олст, масло
√осударственный Ћитературный музей

41.jpg
Ђѕортрет ћедынцеваї
’олст, масло
“верска€ областна€ картинна€ галере€
Ќиколай ¬асильевич ћедынцев Ч купец, коллекционер, тесть художника ј. —. —тепанова, (1902)

загружено (25).jpg
ЂЅульварї
1919
Ѕумага, акварель
Ќациональный художественный музей –еспублики Ѕеларусь

загружено (33).jpg
Ђѕаромї
1919
’олст, масло
–остовский областной музей изобразительных искусств

загружено (44).jpg
Ѕалет. 1908-1909

ќсобенно интересной становитс€ гуашь —тепанова "Grand Opera", исполненна€, как кажетс€ на первый взгл€д, в настолько €вно творчески восприн€той манере импрессионистов, что заставл€ет впадать в атрибуционную ошибку даже крупных специалистов французского искусства второй половины XIX века. ¬ "Grand Opera" (ок. 1922 г.) свободным движением мазков, неопределенными и в то же врем€ глубокими, хот€ и приглушенными, красками, трепетными, не€сными и все же характерными силуэтами фигур в сумеречной темноте зрительного зала и тающими в €рком свете сцены воздушными белыми тен€ми легко пронос€щихс€ по сцене балерин —тепанов настолько близок к ƒега, что заставл€л многих относить этот небольшой этюд если не к творчеству самого ƒега, то по крайней мере к творчеству одного из художников его круга. ћ.ј.ƒобров засвидетельствовал восхищение —тепанова творчеством ƒега, увлечение его мастерским рисунком.Ќо было бы неправильно видеть в этом этюде слепое подражание французскому импрессионизму. Ёто - вдохновенное, взволнованное, но все же только практическое упражнение, вызванное свойственным художнику стремлением учитьс€ до конца своих дней. √лубоко, по-насто€щему —тепанова волновала только русска€ тема.

—ледует внимательно отнестись к высказывани€м учеников —тепанова, отрицающих наличие импрессионизма в его творчестве (ј.ѕ.ѕанфилов, ¬.ј.‘илиппов, Ѕ.Ќ.яковлев и другие).

ћежду живописью импрессионистов и живописью —тепанова существует глубока€ разница, корен€ща€с€ в самом принципе их искусства. »мпрессионист мастерски передает мгновенное впечатление. Ќо, верное мигу, его произведение тер€ет что-то от того перманентно совершающегос€, что заключаетс€ в каждом €влении, в каждой вещи.

—тепанов же стремилс€ вз€ть самое существенное, именно то, что дает тон, характер €влению, отбрасыва€ ненужное, загл€дыва€ с самую сердцевину предмета. «а его легкой, быстрой, воздушной живописью много умени€, но и много труда.
"Ёто не импрессионизм, - говорит ј.ѕ.ѕанфилов. - Ѕрал он нежно, но в упор". ќттого в его животных всегда "видна шерстка", хот€ трудно представить себе что-либо более далекое от натурализма, чем искусство —тепанова.
√оды упорного труда, тыс€чи натурных наблюдений, кропотливое изучение анатомии животных и нар€ду со всем этим постижение в художественной практике всех материалов живописи: красок, растворителей, холста, картона, - все это лежит в основе метода —тепанова.

¬от почему он не позвол€л своим ученикам ему подражать. ќн знал, что это подражание может быть только внешним и вредным. ќн учил видеть, выбирать главное, запоминать; учил упражн€ть глаз в различении тончайших оттенков тональностей.

загружено (45).jpg
јвтопортрет. 1922

¬ 1920 году —тепанов т€жело заболел, но продолжал работать. ќдну из последних работ —тепанова Ђ ачелиї (1923) приобрЄл дл€ своей коллекции »нститут  арнеги. ”мер јлексей —тепанович —тепанов в 1923 году, похоронен на ¬аганьковском кладбище.

http://www.artsait.ru/art/s/stepanov/art1.php
http://gallerix.ru/storeroom/417670756/

–убрики:  живопись/–усские художники
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 13 пользовател€м