Цитата сообщения Доктор_Хаус_Ру
Женщина - руководитель
Лидерство - понятие многоплановое (как пирог с трехслойной начинкой). Первый план - профессиональные качества: второй - степень информированности (и умения добывать информацию) и третий - эмоциональная сфера. Что касается профессионализма и информированности, здесь на высоте оба пола. С эмоциями сложнее.
Слабый пол опережает в этом отношении мужчин. Женщины более непредсказуемы (пресловутая "женская логика"), чаще подвержены смене настроений, предпочитают оценивать сотрудников по принципу "нравится - не нравится", не могут сосредоточиться на одной проблеме, отрешившись от всего остального, и т.д. и т.п. Конечно, никто не обвинит Маргарет Тэтчер в неумении сосредоточиться, или в отсутствии деловой хватки. И все же исключения только подтверждают правило: фундаментальная разница между мужской и женской психикой существует.
Функция руководителя - объединять людей в коллектив, планировать и координировать их действия и осуществлять контроль над исполнением своих распоряжений, Для этого мало быть профессионалом - здесь нужно качество, именуемое "лидерством".
Подчиненные должны признавать бесспорный авторитет начальника-лидера, который:
- способен видеть дальше и быть проницательнее любого из них;
- умеет брать на себя инициативу;
- признанный арбитр в межличностных отношениях;
- не боится риска (принимать решения - значит рисковать).
Классификация женщин-руководителей
"Мужчина в юбке". У женщин этого типа эмоциональная сфера развита слабо, и они пытаются компенсировать "недостачу" жесткостью, подчеркнутой авторитарностью в отношениях с подчиненными. Комплекс эмоциональной неполноценности заставляет их брать за образец не слишком щепетильных в выборе средств, самоуверенных, прагматичных коллег - представителей сильного пола. Сослуживцам такого руководителя не позавидуешь: "мужчина в юбке" ведет своих подчиненных по производственной жизни железной рукой, да еще в "ежовых рукавицах". Свободомыслие, обмен мнениями исключаются в корне.
В таком коллективе царит нравственная духота, просыпаются худшие стороны человеческой натуры - склочничество, подхалимаж. С "мужчиной в юбке" сотрудничают, как правило, малоквалифицированные работники; профессионалам здесь нечего делать. Но если случилось так, что ваша начальница - из этой когорты и у вас есть веские основания мириться с таким положением вещей, помните: любая служебная ошибка вызывает у "мужчины в юбке" стресс. И ваша задача - перевести разговор из плоскости скандала в диалог, по возможности конструктивный. Для этого вам прежде всего понадобится умение молчать (пока не пройдет гроза) и дар убеждения (не забывайте о прагматизме "мужчины в юбке").
"Ситуативный" тип женщины-руководителя вплотную примыкает к предыдущему типу, только лозунг "Давайте жить дружно" сменяется лозунгом "Все для победы!" Женщина-руководитель этого типа - энтузиаст. Она буквально горит на работе: приходит раньше всех и уходит последней. Рабочий стол ее завален бумагами, где "важные" перемешаны с "неважными", а "срочные" - с "долгоиграющими".
Столь же хаотичны ее отношения с подчиненными: начальница "ситуативного" типа может вдруг запамятовать, кто за что отвечает, к какому сроку должен быть исполнен тот или иной проект и т.д. Для людей, привыкших к размеренному, неспешному ведению дел, это сущее наказание. Но если вы твердо знаете свои служебные обязанности и в состоянии спокойно разъяснить их - все не так уж скверно.
"Галерею" женщин-руководителей можно, разумеется, продолжить.
Любой из вас с легкостью сделает это, припомнив свою начальницу. Может быть, помянув ее при этом не слишком добрым словом. И тем не менее женщина-руководитель не только не уступает своему коллеге мужского пола, но во многом и превосходит его, потому что: она тверже отстаивает интересы коллектива, будучи изначально - и на работе тоже - "хранительницей очага"; легче идет на уступки во время переговоров; более щедро оплачивает труд подчиненных, зная по собственному опыту (хозяйки дома) почем фунт лиха; "выращивает" бизнес терпеливо, как ребенка, без скачков и авантюр, поэтому возглавляемое женщиной дело (предприятие) более стабильно. Кроме того, извечная женская тяга к опрятности и чистоте спасает женщину-начальницу от упреков в мелочности и придирчивости. А душевная грация женщины позволяет ей отдавать приказы в манере, не задевающей ничьего самолюбия.
"Добрая мама". Эта категория женщин-руководителей - прямая противоположность описанной выше. Здесь все строится на эмоциях. Личное обаяние - один из главных рабочих "инструментов" "доброй мамы".Стиль ее обращения к подчиненным - "мальчики", "девочки", "давайте жить дружно".
"Добрая мама" сверхлиберальна, и потому в коллективах, возглавляемых ею, мало-помалу воцаряется хаос. Все высказывают свою точку зрения, игнорируя мнение соседа, а согласовать их и выбрать единственно верную некому: дирижер ("добрая мама") растворился в оркестрантах (подчиненные), и симфония превращается в какофонию.
Если вы трудитесь под началом "доброй мамы" и тем не менее твердо peшили посвящать свое рабочее время работе, обращайтесь со своими проблемами не к сотоварищу, а напрямую к ней. При этом попытайтесь как можно эмоциональнее живописать свое предложение, опуская детали и технические подробности.
Если ей понравится, как вы говорили, она непременно вникнет в то, о чем вы толковали с таким жаром. Естественно, будучи руководителем, "добрая мама" вынуждена предъявлять претензии подчиненным. Выглядит это примерно так: "Я столько делаю для вас! Как вам не совестно" (без конца брать отгулы... задерживать отчет... часами висеть на рабочем телефоне...). Успокоить расстроенное начальство не составляет труда - стоит лишь обратиться к его (ее) чувствам: "В метро была такая давка..."
Приходя на работу, мы надеваем свои маски и играем выбранные нами роли.
У меня все только начинается, все большие рабочие свершения и достижения впереди. И сейчас самое время определиться, к чьему лагерю примкнуть: бизнес-леди или бизнес-стерв. Какой мне быть - милой, толерантной, всегда корректной или демонстративно агрессивной и непреклонной в отстаивании своих интересов? Какой стиль поведения выигрышнее в бизнесе? Какой путь к карьерным вершинам короче?
Мы живем в удивительной стране. В России зачастую профессионального успеха добивается не тот, кто хорошо и много работает, а тот, кто умеет общаться с нужными людьми. Без связей – родственных или тех, которыми в нашей стране обзаводятся по традиции, - ты вроде бы никому и не нужен. Тем более если речь идет о высоких позициях. Как любит говорить моя бабушка, "с улицы никого не берут".
За границей высокую должность можно только заработать – тяжелым ежедневным трудом и своим профессионализмом. В России же человек стремится заработать не имя, а как можно больше полезных контактов…
Впрочем, я отвлеклась от нашей темы: как получать от коллег и партнеров по бизнесу то, что тебе нужно, как эффективнее с ними общаться, чтобы тебя услышали и послушались? Что в бизнесе авторитетнее: роль плохого полицейского или все-таки хорошего?
Метод кнута и метод пряника - какой эффективнее? Все-таки метод пряника: доброжелательный, толерантный, неагрессивный подход к людям. Да, на первый взгляд в бизнесе проще быть стервой: идешь напрямую к цели, не ведая преград, не гнушаясь каких-то не самых корректных способов ее достижения. Но у каждой медали есть оборотная сторона.
Бизнес-леди располагает к себе; с бизнес-стервой приходится сосуществовать, хотя сама она предпочитает думать, что с ней приходится считаться…
Дело даже не в том, что о тебе подумают твои коллеги и партнеры. Важна эффективность работы. И страх конфликта, очевидно, ее снижает, потому что люди не могут хорошо работать в неблагоприятном офисном климате и условиях постоянного стресса. А в ответ на жесткость и грубость можно однажды получить их же – вместо ожидаемого результата. Естественная человеческая реакция на агрессию – ответная агрессия. Когда же тебя вежливо о чем-то просят, это, согласитесь, производит совершенно другое впечатление, нежели когда тебе приказывают или что-то от тебя требуют.
Если тебя уважают и замечают твои пусть даже самые маленькие достижения, мотивация работать лучше только возрастает. А значит, бизнес-леди выигрывают!