Хмммм. Отрыл запись пятилетней давности, когда приезжал в эти степи в 95-ом и вел "настоящий" нигде не публикуемый дневник. Как будто вчера, а ведь восемь лет прошло! Во-семь! Ёлы палы! Вот:
"После сегодняшней шестичасовой протряски к соседнему (70 км) заброшенному заводу на старом, но по-стариковски крепком Уазике, закрываю глаза и продолжаю видеть ухабистую дорогу между степными солончаками. Прокопченный усатый водитель со странным, совершенно не соответствующим его внешности именем - Фат, вращал обмотанную синей изолентой “баранку” без особого видимого эффекта на траекторию. Уазик то и дело плыл в колее, подскакивал и угрожающе накренялся. Непонятно было как Фат в этом множестве направлений, обозначенных лишь слабым следом шин, залысивших девственный степной кустарник - “баялыч”, определяет единственное - нужное. Время от времени то справа, то слева появлялись небольшие табунки сайги, что опять же вызвало опасный крен Уазика, следовавшего за хищным поворотом головы Фата. Сайга с суицидальным упорством начинала бежать вдоль дороги наравне с машиной и почему-то пыталась проскочить наперерез перед нами, вместо того, чтобы развернуться и уйти в другую сторону. Какая-то из антилоп вдруг оказалась в колее прямо перед бампером.
“Ну вот, на дорогу выгнали, теперь бы можно «брать», - сокрушенно заметил Фат, не прихвативший ружья. Действительно, сайга, опустив к земле широкий морщинистый нос, и стремительно виляя неестественно толстым для такой резвости задом, неслась впереди, не сворачивая с колеи. Расстояние сокращалось медленно, хотя мы мчались под восемьдесят.
“Вот так они бегут килОметров пятнадцать, а потом падают. Гоном тоже можно брать,” - продолжал тему Фат, не спускавший взгляда с мельтешащего зада.
“Летом, когда жарче - быстрее падают.”
Я молчал, хотя совсем не рад был увидеть сцену агонии толстозадой антилопы. Фат, очевидно, что-то понял, и передумал “брать гоном”.
Перекинув взгляд на мгновение в зеркало заднего вида, он заметил: “Когда вплотную подходишь - уходит...”
Уазик хрипло наддав, почти стал касаться мелькающих копыт. Действительно, сайга вдруг неловко вильнула вправо и, сделав почти цирковой кульбит, пропустила вперед Уазик, метнувшись в сторону от дороги".
Н-да! Теперь сайги нет вообще. "Взяли" всю. А виноваты долбучие китайцы. Скупали маленькие сайгачьи рожки. Ради какого-там членостояльного лекарства или чего-то в этом роде. Ну наши местные - рады стараться! Как не заработать две копейки, если есть возможность! И всё. Несчастных животных уничтожали тысячами, чтобы только отпилить, а тушки оставить валяться. Теперь сайгу не увидишь даже если искать с самолёта. Зато у китайцев члены стоят образцово, вероятно.