ВЫ ПОДАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ О СЕБЕ. Остановитесь на минутку и спросите себя, почему, собственно, вы купили эту книгу. Возможно, вам порекомендовала ее подруга, возможно, вы, пролистав ее, заинтересовались ею сами. Возможно, вы знаете кого-то, кто, посетив одну их наших консультаций, преобразил себя до неузнаваемости. Иногда у вас возникают мысли о том, как вы выглядите и как ваша внешность влияет на вашу карьеру. Как, по вашему мнению, воспринимают вас окружающие? Как судят о вас другие, особенно те, кто хорошо вас не знает или с кем вы встретились впервые? Задумываетесь ли вы вообще над тем, какое впечатление вам хочется производить на окружающих, какие качества вас привлекают и вы были бы не прочь обладать ими? Представьте себе, что вы сидите с коллегой в кафе неподалеку от вашей работы. Входит директор конкурентной фирмы, с которой ваша коллега прежде сотрудничала. На несколько минут она останавливается около вас. Какое впечатление вы произвели на нее за это короткое время? Если вы хотите выглядеть человеком творческим и толковым, то как это выразить за несколько минут за чашкой кофе, не вдаваясь в пространные речи и ведя себя с большим достоинством? Как могут почувствовать окружающие, что вы человек надежный и способный, если они не располагают оценками вашего прямого начальника? Как вы можете выглядеть преуспевающей женщиной, такой, которая "далеко пойдет", не похваляясь при этом своими успехами? Ответ таков: посредством своего имиджа. Ваше платье, ваша подтянутость, ваш голос и поведение могут сказать о вас многое уже в первые же минуты. С помощью этих индикаторов мы примериваемся друг к другу и делаем вывод о качествах, общественном и образовательном уровне и способностях другого человека. Если вы одеваетесь слишком обыденно и лишены изысканности, могут ли люди считать вас человеком творческим? Если голос ваш звучит робко, и вы опускаете глаза вниз, не посчитают ли вас скорее не совсем уверенной в себе, чем удачливой? А если у вас обгрызанные ногти, можете ли вы выглядеть дисциплинированным профессионалом в своем деле? Если вы пьете шипучую кока-колу или шампанское в десять утра, можете ли вы показаться зрелым человеком? Ваш вид, манера говорить и вести себя - все это подает живую информацию о том, кто вы, добились ли вы успеха и чего можно от вас ожидать в будущем. КАК ВИДЯТ НАС ОКРУЖАЮЩИЕ - И КАК СУДЯТ О НАС. Не думайте, что я уговариваю вас овладеть несколькими хитростями и создать у всех впечатление, что вы нечто иное, чем на самом деле. Ваш имидж как раз и призван выражать вашу суть. Ведь если вам не удастся оправдать определенные ожидания, ваш имидж рухнет, как карточный домик. Однако это не означает, что вы не сможете преодолеть некоторые недостатки. Если, допустим, вы волнуетесь перед своим публичным выступлением, то вполне можете научиться, как справиться с этим стрессом, как подготовиться и удачно выступить. Если ваша одежда выглядит бесцветной, вы можете научиться одеваться лучше и элегантнее. Если родители не привили вам хороших манер, как держать себя за столом, вовсе не поздно научиться осиливать пять блюд в пятизвездочном отеле. Удачный имидж подчеркнет все лучшее, что есть в вас, и придаст вам смелости быть самой собой в любой ситуации. Исследования Ассоциации Роберта Халфа (Исследования руководителей отделов личного состава и финансовых отделов в Великобритании, 1992) и исследование Герберта Подла и Клинта Тенкерслея из Сиракузского университета в Соединенных Штатах в 1990 показали, что имидж приумножает или уничтожает возможность найти работу или продвинуться на ней. Руководящие работники и начальники отделов личного состава в Америке и Европе сошлись на том, что среди серьезных претендентов на работу преимущество получает лишь тот, кто соответствуют требованиям, предъявляемым к внешнему виду. Девяносто три процента опрошенных британцев и девяносто шесть процентов американцев сообщило, что решающим фактором при нахождении рабочего места была их личная презентация. На современном, высоко конкурентном рынке труда не достаточно лишь одной высокой квалификации и необходимого опыта для того, чтобы получить устраивающую вас работу. Работодатели ищут нечто большее. Пожилые респонденты высказались, что внешний облик был жизненно необходим для их успеха и продвижения по служебной лестнице. Согласно выводам трехлетнего исследования "Центра творческого руководства" женщины, которые хотят пробить "стеклянный потолок", преграждающий им путь к вершинам карьеры, должны уделять исключительное внимание своему имиджу. У тридцати пяти процентов женщин, отодвинутых на боковую колею жизни, причина неуспеха объясняется непривлекательным обликом. Мы попросили Ассоциацию Роберта Халфа предоставить нам более глубокий анализ, касающийся влияния имиджа на карьеру женщин. Из трехсот опрошенных руководителей кадровых и финансовых отделов ведущих фирм девяносто три процента ответили, что индивидуальный имидж женщины был очень или даже чрезвычайно важен для роста и успеха их профессиональной карьеры. Подтверждением тому и недавняя информация "Центра творческого руководства", озаглавленная Пробить стеклянный потолок, где впечатляющий имидж приводится, как далеко не последний фактор успеха в карьере женщин в областях, являющихся прерогативой мужчин гаи на постах, занимаемых прежде исключительно мужчинами. Целостный имидж женщин, достигших высокого положения, был "стильно выдержанным, изысканным, практичным и обаятельным". КАК МЫ ВОСПРИНИМАЕМ САМИХ СЕБЯ. Имидж оказывает влияние не только на то, как нас воспринимают другие, но и как мы воспринимаем самих себя. Удачный имидж воздействует на ваше самоощущение, вы больше цените самое себя и ждете поддержки от других. В дни, когда для вас ваша внешность "не имеет значения", вы лишаете себя возможности выделиться, засиять более ярким светом. Ваш имидж воздействует на окружающих. Если вы выглядите хорошо - привлекательно, подтянуто, если вы в хорошей форме, вы добьетесь большего признания от окружающих не только своей одеждой, но прежде всего тем, что в целом производите впечатление человека способного. Вспомните о признании на работе: "великолепная репрезентация", "вы превосходно овладели ситуацией", "вы прекрасно выглядите" и так далее. Не было ли у вас при этом чудесного настроения? Когда вы чувствуете, что вы правильно действовали, что оправдали ожидания или даже превзошли их, разве вам не хочется удержаться на этом уровне же или даже добиться большего? Этот процесс утверждения положительного представления о самой себе - цикличен. Более удачный имидж приводит к повышенному самоуважению, к большей уверенности в себе - это побуждает вас к лучшей производительности, она приносит вам большее признание со стороны окружающих, что опять же воздействует на уровень вашего уважения к себе. В нашей консультативной практике мы часто встречаемся с обратным процессом. Карьеру способных, талантливых и напряженно работающих женщин разрушает заниженное представление о себе, недостаток самоуважения не позволяет им проявить себя и добиться признания, о котором они мечтают. Отрицательный имидж - неудачная манера одеваться, неухоженность, плохая форма, недооценка самой себя, неопрятный вид - и вправду может привести к падению производительности, а в некоторых случаях и к паранойяльному синдрому. Наглядно это подтверждает эксперимент с двумя группами женщин. Женщины в обеих группах перед собеседованием подкрасились. Женщинам первой группы сказали, что на лицах у них - некрасивые шрамы, хотя в действительности никаких шрамов у них не было, так же как и у женщин второй группы. По окончании собеседования женщины, считавшие, что на их лицах шрамы, утверждали, будто люди, беседующие с ними, относились к ним отстранение и неприязненно. Собеседование кончилось неудачей для тех женщин, которые думали, что у них шрамы. Они вели себя нервозно и менее уверенно, чем те, что знали, что никаких шрамов на их лицах нет. Наш внешний вид в одинаковой мере влияет на нас, как и на тех, кто вокруг нас: с кем мы живем, работаем и каждодневно общаемся. Что мешает вам до конца уверовать в себя? Какие критические замечания друзей или коллег, касающиеся вашего туалета, телосложения, кожи или волос, задели вас в прошлом? Попытались ли вы с тех пор что-то улучшить в своей внешности? Если же нет, хватит ли у вас сил поставить на этом точку и уже не думать о препятствиях, возникающих на пути к вашему успеху? ПОСТОЯННАЯ НАСТРОЙКА. Вы должны осознать, что имидж необходимо постоянно совершенствовать. То, что работает на одном уровне, в одной области, в одной культуре, не обязательно годится или принесет успех в другой. Настоящий профессионал улавливает неосязаемую сущность новой, иной среды и предпринимает необходимые меры не только для того, чтобы приспособиться, но и преуспеть. Существует ряд стереотипных ситуаций, в которых вы можете оказаться на пути к своей карьере. Иные из них могут стать импульсом для совершенствования вашего имиджа. Все необходимые стратегические ходы для овладения этими ситуациями я подробно разбираю в последующих главах. СОБЕСЕДОВАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ. Сколько крови, пота и слез стоит лишь одно составление биографии! Люди углубляются в справочники, даже записываются на курсы, чтобы суметь изложить свою жизнь на бумаге. Мало кто осознает важность личного имиджа на собеседовании при приеме на работу. Я мысленно слышу вздохи студенток и молодых женщин: "Но ведь имидж стоит денег!". Естественно - стоит, но только вначале. Если у вас нет необходимых средств и не у кого взять их взаймы, на помощь приходит ссуда в банке. Исследования среди работников, проводящих набор сотрудников, и начальников отделов личного состава подтвердили, что ключевыми факторами, которые производят положительное впечатление при вступительном собеседовании, являются: 1. элегантная одежда , 2. хорошая форма и здоровый вид, 3. привлекательная прическа, 4. тонкий макияж. В последующих главах вы научитесь выбирать одежду, соответствующую вашей внешности и вашему кошельку, как и тому, как вести себя на собеседованиях. В эти минуты важно суметь оценить, в какой степени ваш индивидуальный имидж жизнеспособен на современном конкурентном рынке труда, особенно когда - без нужного опыта - вы "продаете" себя и свой потенциал. ВАША ПЕРВАЯ ДОЛЖНОСТЬ. Если вы подниметесь выше по организационной лестнице предприятия, у вас будет возможность убедиться, что настоящей проблемой на работе является решение "человеческого фактора" - начиная от контроля за ходом общих дел и кончая руководством своими бывшими, равными вам по положению коллегами. Каждый понимает, что это ваш первый шанс управлять коллективом. Одни будут наступать вам на пятки, попытаются подставить вам ножку, другие будут искренне желать вам успеха. В дальнейшем вы преуспеете лишь тогда, когда вас станут воспринимать, как человека, работающего во благо всего коллектива, а не только ради себя. Однако вы уже не рядовой игрок, вы руководящая личность. Изменение в своем положении вы должны чутко выразить и своим внешним видом. Это значит: никаких свитеров, лишь жакеты; цвет аксессуаров должен гармонировать с одеждой. Запомните: голые ноги у женщины на руководящей должности производят плохое впечатление, а лицо без косметики выглядит неухоженным. Одевайтесь так, чтобы вся ваша рабочая команда, составляют ли ее мужчины, женщины или те и другие, одевалась со вкусом и выглядела элегантно. Прежде на совещаниях вы несомненно ждали случая быть замеченной. Теперь же вы должны задавать ритм, стиль и тон деловым встречам. К. каждой подготовьтесь: прочтите, изучите все возможное, чтобы посылать правильные импульсы своему коллективу, равно как и тем, кто оказал вам доверие и повысил вас. РУКОВОДСТВО НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ. Ваше начало было столь удачным, что вас попросили взять на себя большую, в сравнении с прежней, ответственность. Но вы должны продолжать учиться. Как только схлынет пьянящее возбуждение от достигнутого, вас может охватить паника, что вы недостаточно подготовлены. Многие люди пытаются в таких случаях блефовать, иные решают стать всесторонними экспертами, стараясь лихорадочно вобрать в себя все аспекты новой должности. Но ни один из этих путей не приводит к успеху. Помните, люди будут нуждаться в вашем руководстве и требовать его. Посвятите себя ему и с благодарностью принимайте любую помощь своих подчиненных. Выслушивайте их и учитесь. Без сотрудничества с ними успеха вы не добьетесь. На этой ступени чрезвычайно важны ваши способности общаться с людьми. Если вы еще не научились свободно и с удовольствием говорить перед большой группой людей, сейчас вам придется овладеть этим искусством. Письменная форма общения хоть и важна, но гораздо большего влияния вы добьетесь тогда, когда сумеете поговорить со своими подчиненными, принять их замечания и эффективно проработать их предложения. Даже когда обязанностей у вас сверх головы, не допускайте падения вашего имиджа. Важно уметь смотреть на вещи со стороны. Помните, что вы должны разумно питаться и найти в своем недельном распорядке время для какой-либо формы физических упражнений. Каждый месяц посещайте своего парикмахера и не забывайте о косметике. Большинство из нас без нее выглядит бесцветно, неухоженно и устало. Найдите время для встреч со своими новыми партнерами на их рабочих местах. Посетите магазины или производственные залы. Импровизированные визиты часто становятся необыкновенной возможностью проникнуть к самому мозгу организации, к людям, сведущим в том или ином производстве. Встречи с рядовыми сотрудниками более удачны, когда они происходят в меньших группах и бывают менее формальны, чем встречи менеджеров. Дискуссия завязывается легче, если вы наденете "дружеские" цвета. СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. Сейчас на создание собственного предприятия отваживается все большее число женщин. Они часто оставляют традиционный вид работы ради большей гибкости, необходимой для исполнения сложной роли матери, партнерши и работающей женщины. Кроме того, что собственное предприятие предполагает большую свободу, редко когда профессиональные возможности находят такое применение и приносят столько удовлетворения, как организация собственной фирмы на пустом месте. Так или иначе, но поначалу это дело изнурительное, и вам придется сохранять особое хладнокровие. Вам придется проявлять естественное доверие к каждому, от кого зависят ваши смелые начинания: к спонсорам, банкам, поставщикам, потенциальным заказчикам и первым сотрудникам. Все должны уверовать, что ваша идея осуществима. Вы-то верите в это, но если вы должны выстоять, в это должны поверить и другие. Будучи женщиной- предпринимателем, вы можете позволить себе большую свободу в туалетах - предположительно вы сидите где-то сзади в магазине или в своей конторе. На переговорах с посторонними людьми вам лучше придерживаться традиционного стиля одежды, вызывающего большее доверие. Возможно, вы производите трикотажные изделия, но я не посоветовала бы вам надеть такое платье на встречу с представителями банка. Большинство новых предприятий начинают с ограниченных средств. Первые три года редко когда приносят прибыль, глава фирмы по большей части весьма скромно зарабатывает. Может случится, что вид у вас станет несовременным и убогим, ибо все, что вам удается сэкономить, вы вкладываете в иные вещи. И все же: когда вы предлагаете новую службу или изделие, вы должны выглядеть так же свежо, как и ваша продукция. Это вовсе не означает дорогое платье - достаточно лишь деталей, говорящих о том, что вы женщина, идущая в ногу со временем, что вы знаете потребности рынка, что держите палец на пульсе своих заказчиков. СМЕНА РАБОЧЕГО МЕСТА. Место работы вы меняете обычно тогда, когда предшествующее вам приелось или вы стремитесь к чему-то более основательному. Невзирая на мотивацию, этот шаг всегда чреват определенным риском. Вы оставляете территорию, где вы чувствуете себя дома, где вас знают коллеги, а вы знаете себе цену - все это облегчает жизнь и в хорошем и в плохом. Смена места работы - одна из самых стрессовых ситуаций в жизни. Вы вступаете в новую среду, и вам необходимо в ней сориентироваться. И что самое главное, вы должны быстро "продать себя", чтобы по возможности облегчить для себя этот переход. Прежде чем вы отправитесь на собеседование, вам необходимо кое-что знать о культуре, стиле и укладе новой организации. Если возможно, посетите, например, холл предприятия во время рабочего дня и присмотритесь, как выглядят местные сотрудники. Поговорите с кем-нибудь, о ком вы знаете, что у него на этом предприятии есть знакомые, и попробуйте вжиться в новую среду. Посмотрите, что о них пишется не только в юбилейных публикациях, но и в будничной прессе, установите, кто их конкуренты и какие у них современные приоритеты. Чтобы получить работу, вы должны выглядеть и вести себя так, словно вы уже принадлежите к данной среде. Все работодатели ищут людей, способных войти в нее, но не высовываться из нее. Если вас примут, постарайтесь найти как можно больше благожелателей. Но при этом сохраняйте собственный авторитет. Избегайте быть точной копией своего предшественника или предшественницы, будьте самой собой, но следите за тем, чтобы не вызывать большого ажиотажа. Быстро найдите тон, каким вы будете общаться с подчиненными, с равными себе и вышестоящими. Когда ваша карьера оказалась на перепутье и вы раздумываете о радикальной перемене профессии, внимательно прочтите эту книгу, и изучите все необходимые рекомендации для того, чтобы найти новое место работы и быстро стать полноценным членом общества. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РАБОТУ. Если вы на некоторое время выбыли из постоянного рабочего режима, несомненно вас охватывает страх при мысли, как вас снова примет "реальный мир". Многие женщины, стремящиеся вернуться на работу после того, как у них выросли дети, быстро ощущают, что за время их отсутствия многое изменилось. Технологические перемены потрясают, но вы можете справиться с ними, постаравшись пройти какой-нибудь курс повышения квалификации. Настоящая проблема женщин, возвращающихся на работу - их несовременный вид. Имидж, который еще три года назад считался вполне приемлемым, вдруг сразу может выглядеть очень устаревшим. Последите за женщинами, идущими на работу, обратите внимание, как они одеты. Что изменилось? Вы несомненно обнаружите, что их прически и аксессуары другие, не говоря уже о более существенных изменениях в туалете. Прежде чем прийти на решающее собеседование, измените прическу и макияж. Это ваша первоочередная задача. За время пребывания дома большинство женщин под давлением обязанностей утрачивает привычку следить за собой. На работе однако всегда требуется определенный уход за своей внешностью. Когда вы тратитесь на новую прическу, поинтересуйтесь, сможете ли сами поддерживать ее. Научитесь корректировать свой макияж с помощью красок и способов, приемлемых для вас. Примите, как нечто совершенно естественное, что на вступительное собеседование вам необходимо выглядеть "очень уверенной в себе". Четвертая, пятая и шестая главы содержат много идей, как создать элегантный и варьируемый гардероб. Прежде всего посмотрите на вещи реально. Вы способная женщина с богатым опытом, который был применим на традиционном месте работы. Пока вы были дома, вы, конечно, не находились вне работы, просто вы работали за иной вид вознаграждения. Поэтому придайте своей внешности надлежащее выражение и продемонстрируйте всем, что вы исполнены уважения к себе. ИЗБЫТОЧНОСТЬ. В прошлые годы мало кто из нас избежал ударов экономического спада, постигшего развитые страны. Каждый из нас знает кого-то, возможно, из ближайшего окружения, кто был уволен с работы, поскольку стал "лишним". Возможно, вы и сами оказались "лишней". И хотя вы логически можете объяснить, почему вы потеряли работу, такое обоснование едва ли поможет вам сохранить уверенность в себе. Периоды безработицы могут стать для вас периодами свободы или могут изобиловать стрессами. Естественно, многое зависит от вашего финансового положения. Многие лишние работники и их работодатели обращаются к консультантам СМВ за советом, как успешно пройти собеседование при устройстве на работу. Многие из них располнели или похудели, так что платья сидят на них плохо, но при этом в последнюю очередь им хотелось бы услышать, что придется потратиться на новый гардероб. Если и вас постигнет "избыточность", попробуйте сохранить форму. У вас, собственно, есть исключительная возможность улучшить свой внешний вид и душевное состояние. Поднимите, стало быть, брошенную перчатку и станьте активной. Не забывайте о старинной мудрости: в здоровом теле здоровый дух. На решающее собеседование придите менее удрученной, заряженной энергией.