-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Простомариночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) Вязаный_вальс мир_красивых_поделок_и_изделий Секреты_здоровья Бисероплет Только_для_женщин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.10.2012
Записей: 4261
Комментариев: 57
Написано: 4323


Без заголовка

Воскресенье, 13 Апреля 2014 г. 21:07 + в цитатник
Цитата сообщения Бахыт_Светлана Зинаида Гиппиус. К Дню рождения

Совершенно неожиданно для самой себя я окунулась в художественный мир, созданный Зинаидой Гиппиус, хотя поклонницей её творчества никогда не была, а теперь- то , тем более, уже и не стану. Обнаружила, что , как бы я ни сопротивлялась ( по простой причине: чтение подобных жизнеописаний никогда не вызывает у меня эстетических откликов, скорее – противоположные) , пришлось перелистывать страницы жизнеописаний « златокудрой Зинаиды», так как творчество Зинаиды Гиппиус крепко срослось с её естеством, а следовательно, и с биографией, наполненной многообразными чрезвычайными внешними событиями, бросающей свет на её одержимую натуру, её особый писательский поиск.
Официальную часть биографии Зинаиды Гиппиус можно изложить короткими строками. А что скрывается между ними , каждый читатель предпочтёт ( или не предпочтёт) в меру проявленного интереса узнать самостоятельно.




Зинаида Николаевна Гиппиус ( 8 (20) ноября 1869 - 9 сентября 1945) - поэтесса, критик, писательница. В возрасте 19-ти лет познакомилась с Дмитрием Мережковским, молодым, образованным, умным литератором . Через полгода состоялось венчание, после которого они прожили вместе 52 года.
"Литературный образ" Гиппиус (в замужестве Мережсковской) неотделим от сознания эпохи начала 20 века, влияние его на литературный процесс признавалось едва ли не всеми литераторами-символистами: Андреем Белым, Валерием Брюсовым, Вячеславом Ивановым и многими другими. Сильное волевое начало, подчас злое, точность и яркость многих литературных оценок, неистовое проповедничество - черты личности, выразившиеся в творчестве "декадентской мадонны", "сатанессы", "ведьмы".В 1900-10-х годах Гиппиус - признанный литератор. Начав свой творческий путь с публикации стихов, в 1890-1901 годах сотрудничает с журналом "Мир искусства", где публикует свои первые литературно-критические статьи, потом становится соредактором журнала "Новый путь". При содействии Гиппиус в журнале состоялся поэтический дебют Александра Блока. Ведет непримиримую борьбу не только с "отступниками" своего круга (Брюсовым), но и против писателей-реалистов (Максима Горького и Леонида Андреева).В начале 20-х годов Гиппиус и Дмитрий Мережковский нелегально переходят русско-польскую границу. С конца 1921 года Гиппиус - организатор литературных воскресений в Париже, общества "Зеленая лампа" (1925-1940), собирающего представителей разных поколений литературной эмиграции.Зинаида Гиппиус пережила своего мужа на пять лет, скончавшись в эмиграции, в одиночестве, 9 сентября 1945 года.Литературное наследие З.Гиппиус разнообразно: пять сборников стихотворений, шесть книг рассказов, несколько романов, драмы, литературная критика и публицистика, дневники. И все-таки самое ценное из ее наследия - это все же, пожалуй, поэзия. Как и все ее творчество, ее стихи, прежде всего, отличает их пресловутая неженственность.


Даже внешне Зинаида Гиппиус выделялась из общего круга. Надежда Тэффи вспоминала: 
« Одевалась она очень странно. В молодости оригинальничала: носила мужской костюм, вечернее платье с белыми крыльями, голову обвязывала лентой с брошкой на лбу. С годами это оригинальничанье перешло в какую-то ерунду. На шею натягивала розовую ленточку, за ухо перекидывала шнурок, на котором болтался у самой щеки монокль". А секретарь Мережковских Злобин, имевший возможность наблюдать Гиппиус в обыденной обстановке, признавался: "Странное это было существо, словно с другой планеты... Цель ее мистификаций - отвлечь от себя внимание. Под разными личинами она скрывает, прячет свое настоящее лицо, чтобы никто не догадался, не узнал, кто она, чего она хочет".Это о ней писал Бердяев в "Самопознании": "Я считаю Зинаиду Николаевну очень замечательным человеком, но и очень мучительным. Меня всегда поражала ее змеиная холодность. В ней отсутствовала человеческая теплота. Явно была перемешанность женской природы с мужской, и трудно было определить, что сильнее. Было подлинное страдание. Зинаида Николаевна по природе несчастный человек".
Стихи, которые она подписывала своим именем, были написаны в основном от мужского лица. В этом была и доля эпатажа, и проявление ее действительно в чем-то мужской натуры , и игра.Современному читателю, привыкшему иметь дело с поэзией А. Ахматовой , М. Цветаевой,Н. Матвеевой, Б. Ахмадуллиной, стихи Гиппиус нередко кажутся странными, прежде всего, потому, что написаны от лица мужчины. В одном из немногих случаев, когда стихотворение было написано в женском роде, Гиппиус сразу же столкнулась с волной непонимания и неприятия, ее лирическая героиня ( Боль) была отождествлена критиками и пародистами с нею самой, и анекдотические выводы, сделанные из этого отождествления, стали тут же достоянием прессы. В стихах хотели видеть истинное лицо поэтессы, тогда как она предпочитала прятаться за маской некоего отстраненного повествователя.

БОЛЬ

«Красным углем тьму черчу, 
Колким жалом плоть лижу, 
Туго, туго жгут кручу, 
Гну, ломаю и вяжу. 

Шнурочком ссучу, 
Стяну и смочу. 
Игрой разбужу, 
Иглой пронижу. 

И я такая добрая, 
Влюблюсь — так присосусь. 
Как ласковая кобра, я, 
Ласкаясь, обовьюсь...

Нередко она подписывалась и мужскими именами, самый известный из ее псевдонимов – Антон Крайний ( Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер и др.).
Все исследователи творчества Гиппиус высказывают мысль о том, что ее поэзия напоминает лирический дневник. В монологах-исповедях лирический герой Зинаиды Гиппиус пытается выразить «несказанное», непостижимое:

..Люблю недостижимое,
Чего, быть может, нет...
Дитя мое любимое,
Единственный мой свет!..

В поэзии Зинаиды Гиппиус явственно ощущается классический конфликт, описанный и в философии, и в психологии, и в литературе; конфликт между притязаниями человека и несовершенством мира. Лирический герой, наделенный непомерностью требований, желаний, часто необъяснимых, до конца не осознанных , одинокий, чуждый всему, что происходит вокруг него, но всё- таки не утративший до конца надежду найти себя, может быть, полюбить, бунтует против всего: против Бога, против судьбы, против несправедливых социальных условий.

…Праздным желаньем пределов томимся,
Вечно их любим, вечно страдая,-
И умираем, не достигая...
1901

 

НАДПИСЬ НА КНИГЕ 

Мне мило отвлеченное:
Им жизнь я создаю...
Я все уединенное,
Неявное люблю.

Я - раб моих таинственных,
Необычайных снов...
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов...

Часто такие душевные порывы выливаются в форму молитвы.
В одной из книг Мариэтты Шагинян, посвященной поэзии Гиппиус, даже сделаны подсчеты: «Перед нами в обеих книгах всего 161 стихотворение. Из них более пятидесяти являются выражением отношения автора к Богу, прямого или косвенного, с неизменным упоминанием имени Божьего; причем одиннадцать из этих стихотворений суть прямые — по форме и содержанию — молитвы, сознательно облеченные автором в стихотворную форму»

 

Молитва

…Сжалься, о Боже, над слабостью
Сердца, Тобой сотворенного,
Над бесконечною слабостью
Сердца, стыдом утомленного.

Я - это Ты, о Неведомый,
Ты - в моем сердце, Обиженный,
Так подними же, Неведомый,
Дух Твой, Тобою униженный,

Прежнее дай мне безмолвие,
О, возврати меня вечности...
Дай погрузиться в безмолвие,
Дай отдохнуть в бесконечности!..

Зинаида Гиппиус записывала в дневник: «Зачем же я вечно иду к Любви? Я не знаю; может быть, это все потому, что никто из них меня, в сущности, не любил? У Дмитрия Сергеевича тоже не такая, не „моя“ Любовь. Господи, как я люблю какую-то Любовь…».

Бессилье
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить...
Мне близок Бог - но не могу молиться,
Хочу любви - и не могу любить.


В одном из стихотворений Гиппиус дала свою формулу видения мира:
 

Тройною бездонностью мир богат.
Тройная бездонность дана поэтам.
И разве поэты не говорят
Только об этом?
Только об этом?


Тройная правда — и тройной порог.
Поэты, этому верному верьте.
Только об этом думает Бог:
О человеке.
Любви.
И Смерти.


Любовь, Смерть, Бог — вот главные темы, вокруг которых концентрируется творчество Гиппиус, и эта триада является отражением духовных исканий, заполняющих существо поэта.
.Те несколько вечеров ( и без того окрашенных печалью осени), посвященных чтению стихотворений Зинаиды Гиппиус, наполнились нерадостным, тоскливым настроением. Ведь поэзию мы читаем сердцем... Ощущение давящей тяжести, безысходности . И не хватает воздуха, как будто попала в вакуум. В её поэзии мне не удалось увидеть связи с душевно здоровым , естественным началом. Кажется, что вокруг неё лежат зыбучие ,мёртвые пески, плывущие лавиной, всепоглощающие, и нет под ногами почвы, и не на кого и не на что опереться.

 

НАСТАВЛЕНИЕ

Молчи. Молчи. Не говори с людьми,
Не подымай с души покрова.
Все люди на земле - пойми! Пойми! -
Ни одного не стоят слова.

Не плачь. Не плачь. Блажен, кто от людей
Свои печали вольно скроет.
Весь этот мир одной слезы твоей,
Да и ничьей слезы не стоит.

Таись, стыдись страданья твоего,
Иди - и проходи спокойно.
Ни слов, ни слез, ни вздоха,- ничего
Земля и люди недостойны.

Начало 1925 г., Париж


Тягостные чувства вызывают такие стихотворения… И отторжение…

Стихи Зинаида Гиппиус начала сочинять в семилетнем возрасте. В первом она писала:

 

Давно печали я не знаю 
И слез давно уже не лью. 
Я никому не помогаю, 
Да никого и не люблю. 
Людей любить – 
сам будешь в горе. 
Всем не поможешь все равно. 
Мир что большое синее море, 
И я забыл о нем давно.


В последнем:

Я на единой мысли сужен, 
Смотрю в сверкающую 
тьму, 
И мне давно никто не нужен, 
Как я не нужен никому.



Здесь похоронены З. Гиппиус и Д. Мережковский



Фотографии взяты из Интернета.

У неё очень сильная, чёткая позиция по отношению к революции, обстановке того времени. Казалось бы, что с её мировидением она должна приветствовать обновление мира, купаться в этом творческом демонизме, но нет, она же тигрицей кидалась на Блока, Белого, Ходасевича, решительно отказывала революции в стихийном характере, в свободной воле людей. Россия этого времени представлялась ей парализованной страной, которой управляет кучка трусливых, но могущественных вождей, опирающихся на жестокую вненациональную силу (в дневнике эта сила конкретизирована как латышские, башкирские и китайские волки). В отечестве уже не остается ничего дорогого ее столь неуспокоенному сознанию, направленному на выявление духовных возможностей человека. Сразу же Гиппиус заявила о неприятии свершившегося и до конца жизни была противником всего, что делалось в России и СССР. Для нее не было и не могло быть примирения с этим.

Как скользки улицы отвратные,
Какая стыдь!
Как в эти дни невероятные
Позорно — жить!
Лежим, заплеваны и связаны,
По всем углам.
Плевки матросские размазаны
У нас по лбам.
Столпы, радетели, водители
Давно в бегах.
И только вьются согласители
В своих Це-ках.
Мы стали псами подзаборными,
Не уползти!
Уж разобрал руками черными
Викжель — пути… 9 ноября 1917
-------------------------
А вот это так и бьёт, как холодный колючий дождь с ветром в лицо

Щетинятся сталью, трясясь от страха,
Залезли за пушки, примкнули штык.
Но бегает глаз под серой папахой,
Из черного рта — истошный рык…
Присел, но взгудел, отпрянул кошкой…
А любо! густа темь на дворе!
Скользнули пальцы, ища застежку,
По смуглым пятнам на кобуре…
Револьвер, пушка, ручная граната ль,-
Добру своему ты господин.
Иди, выходи же, заячья падаль!
Ведь я безоружен! Я один!
Да крепче винти, завинчивай гайки.
Нацелься… Жутко? Дрожит рука?
Мне пуля — на миг… А тебе нагайки,
Тебе хлысты мои — на века! 12 января 1918

А любовь к России осталась в ней навсегда

Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.

Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.

Я помню, как моя школьная учительница литературы говорила, что творчество Зинаиды Гиппиус недооценено и не понято (а я верю ей, Галине Яковлевне), но пройдет лет 20 и ее оценят и поймут. Но вот прошло уж 2 х 20, но до сих пор не поняли и не оценили. И в который раз благодарю Галину Яковлевну, за то, что читала нам эти ни на что не похожие стихи. И это в то время…
Спасение

Мы судим, говорим порою так прекрасно,
И мнится - силы нам великие даны.
Мы проповедуем, собой упоены,
И всех зовем к себе решительно и властно.
Увы нам: мы идем дорогою опасной.
Пред скорбию чужой молчать обречены,-
Мы так беспомощны, так жалки и смешны,
Когда помочь другим пытаемся напрасно.

Утешит в горести, поможет только тот,
Кто радостен и прост и верит неизменно,
Что жизнь - веселие, что все - благословенно;
Кто любит без тоски и как дитя живет.
Пред силой истинной склоняюсь я смиренно;
Не мы спасаем мир: любовь его спасет.
Рубрики:  литература

Бахыт_Светлана   обратиться по имени Воскресенье, 13 Апреля 2014 г. 21:11 (ссылка)
Спасибо за цитирование.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку