-Рубрики

 -Музыка

 -Я - фотограф

сиреневая фантазия

сиреневая фантазия
2 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Генералова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.10.2012
Записей: 6474
Комментариев: 452
Написано: 7047


Без заголовка

Среда, 30 Октября 2013 г. 07:58 + в цитатник
Цитата сообщения Главный_Мужчина Теория Фрейда: почему мы так поступаем?

021-2 (185x200, 13Kb)В конце прошлого века Зигмунд Фрейд предложил новый метод для изучения душевного состояния человека и назвал его психоанализом. В последующие годы было признано, что идеи ученого внесли огромный вклад в понимание причин, вследствие которых мы думаем, чувствуем и поступаем тем или иным образом. Хотя многие аспекты учения Фрейда критикуются и поныне - и не без некоторых на то оснований, - нет сомнения, что его необыкновенная наблюдательность и удивительные исследования обеспечили ему выдающееся место в истории психологии.

Труды Фрейда, естественно, обширны, подробны и предназначены специалистам. Но мы приведем только самые существенные части метода, использованного Фрейдом при наблюдении психической природы человека.

1. Психоанализ строится на следующем принципе: все, что мы делаем, думаем, переживаем, - все имеет свою первопричину. Это значит, что ничто никогда не совершается случайно, идет ли речь, к примеру, о какой-нибудь ошибке или провале в памяти. Нет ничего случайного в поведении человека. Если мы внимательно и терпеливо покопаемся в себе, то обнаружим, что всегда есть какая-то причина, побудившая нас поступить так или иначе.

2. Основные причины наших действий всегда подсознательны. Нам нравится думать, будто мы разумны, рационалистичны и постоянно отдаем себе отчет во всех своих поступках, но Фрейд считает, что это лишь внешний слой - «лак, покрывающий живопись». А под внешним слоем скрывается еще многое другое.

3. Как никакой иной метод изучения психической природы человека, психоанализ придает особое значение раннему детству. Фрейд настойчиво подчеркивал, что в зрелом возрасте наш подход к самим себе, к окружающим, к жизни вообще - это прежде всего результат опыта, полученного в первые 6 или 7 лет после рождения.

4. По мнению Фрейда, в основе этого столь важного опыта раннего детства лежит секс. Хотя выраженная подобным образом мысль может многих смутить, нужно сказать, что значение слова «секс» в психоанализе совсем иное, нежели в обычном употреблении. Люди, не знающие этого, совершенно неправильно понимают это положение ученого. Фрейд вовсе не хотел сказать, как многие ошибочно думают, будто все наши психологические трудности возникают из-за обманутых надежд в половой жизни, но имел в виду жизнь наших чувств. Секс в обычном понимании - это лишь часть ее. Фрейд тем не менее считал, что и любовь, и секс имеют общее происхождение - они возникают на основе радовавшего либо огорчавшего нас физического опыта первых лет жизни.

Ребенок, например, не только испытывает удовольствие, утоляя свой голод, но он именно поэтому и любит это делать и очень быстро приучается любить руку, которая его кормит. Он испытывает любовь к тем, кто его ласкает и баюкает, согревает, вытирает, доставляет все эти чисто физические радости. К удовлетворению телесному ребенок присоединяет и удовольствие от общения с человеком, который доставляет ему это удовольствие. Иными словами, он учится любить посредством своего тела.

Точно так же радуется он и тем частям своего тела, которые приносят ему какие-то приятные ощущения. Он пользуется ртом, например, не только для того, чтобы утолить голод или жажду, но и для сосания самых разных предметов, и не потому, что они вкусны, просто рот настолько нравится ему, что он получает удовольствие даже при неправильном его использовании. По мере роста ребенок обнаруживает также чувствительность своих половых органов. Это уже следующая стадия развития, но по своей сути продолжение того же процесса, который начался с удовольствия, какое приносил ребенку его собственный рот. Его способность любить и характер этой любви становятся поэтому основой его сексуального развития.

5. Фрейд утверждал, что с детства нас более или менее постоянно побуждают отказываться от того, что мы любим, заставляют расти. Ребенок в возрасте год и 2 месяца любит отправлять свои естественные нужды, когда заблагорассудится, и терпеть не может ходить в туалет. 9-месячный ребенок любит рожок и не переносит стакан. 5-летний малыш любит играть со своими половыми органами, но ему запрещают делать это. 4-летний ребенок хочет громко заявить о своем протесте против чего-то и выразить это слезами, но ему напоминают, что плачут только маленькие дети.

Больше всего мы любим, когда мама целиком и полностью принадлежит нам, а ее, однако, больше заботят папа, сестры и братья и вообще другие люди. Она отправляет нас в детский сад, хотим мы этого или не хотим. И мы соображаем: если хотим, чтобы нас любили, лучше не возражать. И все-таки мы еще не готовы отказаться от того, что любим, и бережем свою любовь в глубине души. Мы подавляем то, что любим, чтобы сохранить любовь, предложенную нам теперь.

Так вот, хотя такие подавленные чувства спустя многие годы и могут показаться нам уже совсем ушедшими в прошлое, так как у нас не возникает больше желания вернуться к детским привычкам, Фрейд считает, что они нисколько не угасли. Сила этих желаний, ставших теперь подсознательными, зависит от того, насколько жестока или добра была к нам жизнь.

С годами мы можем стать действительно взрослыми людьми, достигшими психологической зрелости, а можем, наоборот, невольно направить все свои возмужалые силы на удовлетворение все тех же детских желаний. Разница только в том, что теперь мы соглашаемся на замену, ценность которой отражает степень и стадию нашего психического развития. Когда человек с наслаждением предается радостям стола, он использует свой рот, конечно, более инфантильным образом, чем это делает какой-нибудь блестящий оратор.

Первый расплачивается ожирением, второй заслуживает одобрение окружающих. Первый получает примитивное удовольствие в ущерб другим радостям, второй достигает наилучшей гармонии своих желаний, целесообразнее используя ту же самую часть лица. Зигмунд Фрейд описал много способов замены ранних своих желаний другими, более взрослыми. Он назвал эти процессы «механизмами адаптации», и действительно, они могут составить целый словарь, который позволит нам определить смысл и значение большинства наших действий.

6. Другой существенный момент, имеющий фундаментальное значение в психоанализе, - это постоянное присутствие в сознании человека разных конфликтов. Это не означает, что мы все время заторможены некими борющимися в нас силами. Но это показывает только, что в нас всегда живы такие противоборствующие силы, как любовь и ненависть, добро и зло, желания и запреты, и понимание этого дает нам возможность лучше раскрыть природу человека. Действительно, наше поведение становится гораздо более ясным, если мы разберемся, как разнообразно сосуществуют и объединяются в нашем сознании любовь и ненависть, истинное и ложное.

Термин «психоанализ» используется и для определения особой методики лечебного процесса, который строится на применении фрейдистской теории и предусматривает глубокие и тонкие исследования тех эмоций в закоулках нашей памяти, что затаились там с самых отдаленных времен. Задача метода - найти и переосмыслить самые глубокие желания человека, а также определить формы, в которых они продолжают проявляться в нашем повседневном поведении. Психоаналитическая терапия требует очень много времени, порой ежедневных визитов к врачу на протяжении ряда лет.

Судить об эффективности этого лечения практически невозможно, и все-таки психоанализ, несомненно, следует отнести к числу самых современных и надежных терапевтических методов.

Психоанализ сегодня


Именно благодаря психоанализу и появилась научно обоснованная психотерапия. И первыми психотерапевтами были именно психоаналитики (они и сейчас на зависть другим направлениям составляют элиту среди психотерапевтов). Говоря простым языком -нельзя быть учёным математиком, не зная таблицу умножения.

Появление в нашей стране психоанализа многими рассматривается как явление, новое для России, пришедшее к нам с Запада. Это совершенно неверно. Россия до бунта октября 1917 г входила в число тех немногих прогрессивных стран, где психоанализ получил в элитных слоях общества самое широкое распространение. Даже старик Фрейд в одной из своих работ писал: "в России…да, в России психоанализ развит".

Существует три вида терапии, условно назовём её так: материнская, авторитарная и лоцманская. Откуда они берут своё название? (сразу хочу сказать, что в разных направлениях психотерапии могут быть приняты разные названия, но суть-та же).

Материнская. Когда пациент (или клиент, кому как нравится) обращается за помощью в тяжелый для него период жизни с просьбой помочь выйти из создавшейся ситуации. Психотерапевт, опираясь на свой профессиональный опыт, должен вместе с пациентом разобраться в сложившейся ситуации, подсказать правильный из неё выход. Иной раз не требуется и этого. Человеку подчас бывает необходимо лишь только участие другого человека, тем более, что этот другой - профессионал. Присутствие рядом «за ручку подержать», по головке погладить, выслушать и т.д. Эффект от такой психотерапии лишь временный. Но в нашей стране в определённых слоях общества она востребована.

Авторитарная. Гораздо более длительный процесс, где психотерапевт выступает в роли наставника, учителя, в некотором роде - отца. К такого рода терапии прибегают, задавая вопросы типа «что делать и как быть». И психотерапевт авторитарно направляет человека по жизни, давая ему необходимые советы и наставления. При этом, например, если у психотерапевта много детей, он и будет наводить человека на мысль, что быть «отцом-героем» очень даже хорошо. А если ни один из браков не был счастливым, то и своему пациенту он исподволь будет советовать то же самое. Этот вид психотерапии у нас в стране так же востребован и является одним из самых популярных её видов. Необходимо уточнить: всё, что делается в психотерапии, всё делается исключительно в интересах человека, обратившегося за помощью. А какую помощь и вид терапии - он выбирает сам.

Есть ещё третий вид, к которому и относится психоанализ.

Лоцманская. Это наиболее сложная и доступная далеко не всем психотерапия. Почему «лоцманская»? Когда корабль попадает в неизвестные и опасные воды, на борт приглашают лоцмана. Капитан не перестаёт командовать кораблём, но дальнейшее плавание без лоцмана - опасно и практически невозможно. Так и в психоанализе - психоаналитик не будет давать советов, но только совместная работа над создавшейся ситуацией и причинами, её породившими, приведёт к реальным результатам. И психоанализ - один из немногих видов терапии, который работает над ситуацией сегодняшнего дня, которая, как правило, является следствием какой-либо травматической ситуации, которую человек уже давно постарался забыть.

С его помощью как раз и «доискиваются» до этой ситуации, устраняя причину. Тем самым, не давая влиять этой причине на жизнь человека в дальнейшем. Психоанализ - это, как правило, длительный процесс, требующий усилий не только психоаналитика, но и самого пациента. Чудес не бывает, поэтому требование «здесь и сейчас» - к психоанализу явно не подходит. И тем не менее, по данным статистики, на Западе более 40% людей, обращающихся за помощью к психотерапевтам, выбирают именно психоанализ.

Необходимо учитывать такой аспект: в силу своей сложности (и высокой стоимости тоже) данный вид психотерапии подходит далеко не для всех. Это элитный вид психотерапии и предназначен он только для цивилизованных и культурных людей. Все люди, которых мы видим на обложках дорогих журналов и экранов телевизоров, будь то политики, или бизнесмены, или деятели шоу-бизнеса, все они обращаются за помощью к психоаналитикам. А уж эти люди знают, на что тратить деньги.

Это терапия памяти. Психоанализ позволяет человеку осознавать и тем самым интегрировать разные уровни своего бессознательного и преодолевать глубинные конфликты. Он включает приёмы поиска скрытых очагов напряжённости и осторожную помощь человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний. Стимулируя вербализацию причин конфликта, он направляет и упорядочивает его усилия к улучшению своего состояния.

Применение этой методики помогает человеку приспособиться к реальным условиям жизни, к особенностям своей психической организации. Оставаться свободным от влияния, часто негативного, других людей. Находить в себе силы для достижения успеха в жизни. Говоря иначе, психоанализ помогает человеку жить той жизнью, которой он считает достойной для себя.

Серия сообщений "психология":
Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Без заголовка
...
Часть 21 - Без заголовка
Часть 22 - Без заголовка
Часть 23 - Без заголовка
Часть 24 - Без заголовка
Часть 25 - Без заголовка
...
Часть 43 - Без заголовка
Часть 44 - Без заголовка
Часть 45 - Без заголовка


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку