Без заголовка |
Автор: Мастер Елена Игнатова
Высококачественные плетеные кружева в Европе известны уже с конца XV века. Тогда они изготавливались во Франции, Бельгии, Италии и Испании. Во Франции челночное кружево получило особое название "фриволите" ("легкий", "пустой"). Его плели из более грубых нитей, чем другие виды кружева. Кружево фриволите использовалось для отделки верхней одежды, манжет, занавесей, портьер. Плетеное челночное кружево было особенно модно в Европе в XVII-XVIII веке.
В Россию челночное кружево пришло в XIX веке из Франции, потому и сохранилось его французское название. В отличие от коклюшечного, челночное кружево не стало предметом широкого народного промысла, не изготавливалось на кружевных мануфактурах и фабриках, а было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий и особым "ноу-хау" мастериц России того времени.
Народы Востока, откуда пришло фриволите в Европу в XV веке после крестовых походов, сохранили для него название "макук" (макук — это челнок, которым плетется челночное кружево). У ученых есть предположение, что челночное кружево было хорошо известно уже в древнем Египте. В Италии такое кружево именуют "occhi", что означает "глаз", и действительно, основной элемент узора имеет овальную форму, напоминающую форму глаза. В Германии его называют просто "Schiffchenspiize" (челночное кружево),
Челночное (узелковое) кружево — очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут сказать, где именно оно зародилось. Выдвигаются различные версии. Не исключено, что челночное кружево изобрели различные народы независимо друг от друга намного раньше, чем принято предполагать исследователями.
Умение вязать узлы было высоко развито еще у древнего человека, вплоть до каменного века, просто такие изделия не могли сохраниться и дойти до наших дней со столь давних времен. Не исключено, что узлы фриволите (пусть и в измененном виде) вязали еще наши пра-пра-пращуры, умело соединяя ими кожу, камни, дерево, древние амулеты и элементы декора одежды. И сегодня в начале XXI века фриволите возвращает себе позиции уже в новом качестве, не только как элемент декора, но и как самостоятельные стильные и оригинальные украшения, соединяя воедино древние традиции и современные материалы.
Узлы фриволите
|
Без заголовка |
Это почти забытое рукоделие. Такие тончайшие кружева невозможно ни сзязать крючком, ни сделать из зубчатой тесьмы.
|
Без заголовка |
Обозначения и схемы
Для плетения различных кружев в технике фриволите используются схемы, на которых схематично изображены элементы, входящие в состав мотивов - дуги, кольца, пико и т.д. В подписи к схеме (раппорте) дается расшифровка количества узлов в том или ином элементе и указана последовательность плетения. В некоторых схемах количество узлов прописано прямо на схематичном рисунке мотива, без отдельной записи раппорта.
Условные обозначения
Цифры 1, 2, 3 и т.д. в начале записи - порядок плетения элементов
к - кольцо
д - дуга
п - пико
п'- сцепка через пико
Цифры в скобках (5) - количество узлов
На рис.1 в левой его части показан пример обычной записи - синие цифры означают последовательность плетения элементов (1 - кольцо, 2 - дуга, 3 - кольцо, 4 - дуга). В нижней части рисунка - альтернативная запись, когда цифры сообщают сколько узлов в каждом элементе между пико и сцепками. Буквы п, д, к, п' - иллюстрируют условные обозначения.
Пример записи раппорта
1 - к (5 п 5 п 5 п 5)
Расшифровка. Первым плетется кольцо, в котором присутствуют 3 пико через каждые 5 узлов.
Продолжение материала (9 страниц!) здесь:
http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/Needlework/04_02/08.html
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Фотографии в альбоме «гипюрное вязание и кружево» mad1959 на Яндекс.Фотках
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
"Анкарс - это техника оттеночной декорировки основы, выполненной в процессе ручного челночного плетения (фриволите) или после его завершения. При создании изделий используют технику фриволите (челночное кружево), технику плетения с бисером, элементы вышивки бисером, бисероплетения и макрамэ."
Основа всех работ в технике анкарс, выполняется из нитей. В этой технике, в отличие от классического фриволите, основа имитирует скань - старинную ювелирную технику, при которой рисунок состоит из отдельных застывших капелек металла. Чтобы имитировать блеск скани, нити для анкарса используют гладкие и блестящие. Для декорирования работ применяют бусины и кабошоны из стекла и камня. Чтобы под тяжестью декора основа не деформировалась и сохраняла каркасность, используют достаточно прочную и жесткую нить, и при этом имеют в виду, что готовое украшение не должно царапать кожу, чтобы женщина в нем чувствовала себя максимально комфортно.
По определению разработчиков «АНКАРС – это техника оттеночной декорировки основы, выполненной в процессе ручного челночного плетения или после его завершения». Техника АНКАРС была разработана московскими мастерами Екатериной Степной, Ангелиной Розановой и Анжеллой Сафоновой в начале 90-х годов. Свой вклад в разработку техники АНКАРС внесли также мастера Т.Владимирова, О.Дорощук и многие другие.
При создании изделий в технике АНКАРС используется техника челночного кружевоплетения фриволите (в англоязычных источниках – tatting), техника плетения фриволите с бисером, некоторые элементы вышивки бисером и бусинами, бисероплетения, а также специальные приемы, разработанные авторами. Для АНКАРСа характерно использование нетрадиционных для фриволите материалов, таких как тонкие скользящие нити, например капрон, шелк. Кроме нитей и уже названного бисера для изделий в технике АНКАРС используются бусины и натуральные камни, как в виде бусин, так и в виде кабошонов.
Работа над украшением начинается с плетения основы фриволите с бисером или без, в зависимости от задумки мастера. После окончания плетения украшение как правило дополняют вышивкой бисером и бусинами, а возможно, и некоторыми элементами, сплетенными из бисера: цветами, цепочками, жгутами, оплетенными бисером кабошонами. В результате, украшение АНКАРС получается очень нарядным, праздничным.
как намотать нить на челнок для фриволите (используется и в анкарсе).
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|