-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 1029
Комментариев: 126
Написано: 1375



Русский народный женский костюм.

Вторник, 14 Февраля 2017 г. 09:39 + в цитатник

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.


810015ba0bf2t (557x750, 354Kb)

 Основным отличием русского костюма была многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными. При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда.

image0104 (557x750, 266Kb)
 

Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка. Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными.

Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка. Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты.


image0175 (415x640, 210Kb)

Сарафан (от иранского слова sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно - русских областей. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.



Костюм молодой женщины праздничный. 2- я половина 19 в. Рязанская губ.


Костюм женский. Конец 19 в. Смоленская губерния.



Костюм молодой женщины праздничный. Начало 20 в. Тамбовская область.



Костюм молодой женщины. 2- я половина 19 в. Область Войска Донского.


Костюм женский. Конец 19 в. Воронежская губерния.



  Костюм женский. Конец 19 в. Московская губерния.


Костюм женский праздничный. 1920 - е гг. Архангельская область.



Рубаха женская. 2 - я половина 19 в. Саратовская губерния.


Чехлик (женская рубаха) и передник. Конец 19 в. Московская губерния.



  Шушпан (верхняя женская одежда). 2 - я половина 19 в. Рязанская губерния.


Рубаха мужская. Середина 19 в. Рязанская губерния.



  Нагрудники (насовы - верхняя женская одежда). Конец 19 в. Тамбовская губерния.


Шушпан (верхняя женская одежда).  Середина 19 в. Рязанская губерния.


  Шушпан детский. Конец 19 в. Рязанская губерния.


  Шушпан. Конец 19 в. Воронежская губерния.


Женские головные уборы. 19 - начало 20 вв. Рязанская, Орловская губерния.



  Части женских головных уборов. Середина 19 - начало 20 вв. Центральная и Южная Россия.


"Петух" (девичий головной убор). Конец 19 в. Рязанская губерния.

Женский головной убор «Кика рогатая с сорокой». 1910-е гг. с. Высокое Захаровского района Рязанской области

Женский головной убор «Кика рогатая с сорокой». 1910 - е гг.

с. Высокое Захаровского района Рязанской области.



  Головные уборы и их украшения. Конец 19 в. Орловская, Рязанская, Тульская и Курская губернии.


328-1024x1024 (700x700, 412Kb)

Костромской праздничный костюм. Однорогий кокошник.


Женская плечевая одежда. Вторая половина 19 века. Рязанская губерния.


  Костюм женский, конец 19 в. Рязанская губерния.



Костюм женский зимний праздничный.  2 - я половина 19 в. Тульская губерния.


  Костюм девичий праздничный (деталь). 2 - я половина 19 в. Тамбовская губерния.



Костюм девичий праздничный. 2 - я половина 19 в.Тульская губерния.


Костюм молодой женщины праздничный. 2 - я половина 19 в. Тульская губерния.


Косники (украшения косы) 2 - я половина 19 в. Рязанская и Воронежская губернии.


  Подмахорники (поясные наспинные украшения). Конец 19 в. Воронежская и Рязанская губернии.


  Женские нагрудные и шейные украшения. Начало 20 в. Тульская, Орловская и Воронежская губернии.


Женские украшения. Середина 19 - начало 20 в. Южная Россия.


  Костюм женский праздничный. 2 - я половина 19 в. Калужская губерния.


  Костюм молодой женщины. Конец 19 - начало 20 в. Калужская губерния.


 

Костюм женский праздничный. Начало 20 в. Орловская губерния.




Женские шейные, нагрудные и наспинные украшения.

2 - я половина 19 в. Орловская и Воронежская губерния.

"Сороки" 2 - я половина 19 в. Курская и Орловская губернии.

Типичной одеждой замужних женщин юга России была понева. Исследователи русского народного костюма считают поневу древнейшим типом женской одежды. Существует несколько видов понев: из не сшитых между собой полотнищ, распашная, понева с прошвой и понева-юбка из клетчатой поневной ткани. В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.


Понева. 1-я половина 19 в. Орловская губерния.



 

Поневы. 2 - я половина 19 в.  Орловская губерния.


 

Понева. Конец 19 в - начало 20 в. Орловская губерния.





Праздничные понёвы украшались гораздо больше, а на будничных был минимум украшений или их вообще не было.

 

Шушпан. Начало ХХ в. г. Сапожок Рязанской губернии. Шушпан. Начало ХХ в. Рязанская область, Сапожковский район. Понева клетчатая. 2-я половина XIX в. с. Демидово  Шацкого района Рязанской области.

 Шушпан. Начало ХХ в. г. Сапожок Рязанской губернии.

Понева клетчатая. 2 - я половина XIX в. с. Демидово Шацкого района Рязанской области.

Понева свастическая (ткань поневная). Конец XIX в. с. Уречье Тумского района.   Ткань поневная. Конец XIX в. д. Колесниково Тумского района. Понева («челноками братая»). Конец XIX в. д. Колтухово Клепиковского района  Рязанской области.

Понева свастическая (ткань поневная). Конец XIX в. с. Уречье Тумского района.

Ткань поневная. Конец XIX в. д. Колесниково Тумского района.

Понева («челноками братая»). Конец XIX в. д. Колтухово Клепиковского района Рязанской области.

Понева.  Начало ХХ в. Навершник (нагрудник  «сарафанчик»). 1930-е гг.  с. Ветчаны Клепиковского района

Понева. Начало ХХ в.

Навершник (нагрудник «сарафанчик»). 1930-е гг. с. Ветчаны Клепиковского района

Понева клетчатая.  Начало ХХ в. с. Высокое Захаровского района Рязанской области. Навершник («юпочка»). Конец XIX – начало ХХ вв.

Понева клетчатая. Начало ХХ в. с. Высокое Захаровского района Рязанской области.

 Фартук. Середина ХIХ в. г. Михайлов Рязанской губернии. Фартук. Начало ХХ в. с. Ветчаны Клепиковского района Рязанской области.

Навершник ("юпочка"). Конец ХIХ - начало ХХ вв.

 Фартук. Середина ХIХ в. г. Михайлов Рязанской губернии.

Фартук. Начало ХХ в. с. Ветчаны Клепиковского района Рязанской области.

Костюм женский: рубаха, понёва. Начало XX в. Тульская губерния, Чернский район.

Вышитые детали праздничной женской одежды Тамбовской и Курской губерний начала XX века:

Вышитые детали праздничной женской одежды

 

Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Ее широкое бытование на всей территории России было связано, в первую очередь, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла, в том числе «народное», по цене 1 коп. за кусок.

К 1880-м годам мастерская переросла в крупную фирму, торговавшую по всей стране. Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, покупателям . Интерес общества к отечественной истории, культуре являлся характерным веянием времени.

русская вышивка

Предлагаемые фирмой Брокара мотивы орнаментов в виде стилизованных гирлянд из реалистично трактованных цветов, в первую очередь роз и васильков, геометрических мотивов из ромбов и других разнообразных фигур воспринимались как «истинно народные», поскольку заимствовались художниками с подлинных образцов крестьянского творчества. Подобными вышитыми узорами украшались полотенца, скатерти, подзоры, а также отдельные детали традиционной крестьянской одежды (рукава, подолы передников, нагрудные части рубах) и городская одежда, выполненная в «русском стиле».

Рубрики:  Русский костюм/Женский костюм
Русский костюм/История костюма
Декоративно - прикладное искусство/Народный костюм
Метки:  

Процитировано 3 раз