-÷итатник

ƒворцы »спании:Ћа-√ранха-де-—ан-»льдефонсо(Royal Site of La Granja de San Ildefonso) - (0)

ƒворцы »спании:Ћа-√ранха-де-—ан-»льдефонсо(Royal Site of La Granja de San Ildefonso) Ћ...

ƒанциг - ганзейска€ жемчужина Ѕалтики - (0)

ƒанциг - ганзейска€ жемчужина Ѕалтики ...

«олота€ осень в каждой картине. - (0)

«олота€ осень в каждой картине. «олота€ осень в каждой картине глазами или правильней руками ...

—ент€брь спокоен и тих. Ћучезарен... - (0)

—ент€брь спокоен и тих. Ћучезарен... —ент€брь спокоен и тих. Ћучезарен. ≈го €нтарные ...

—еверный “адж-ћахал. »стори€ любви. - (0)

—еверный “адж-ћахал. »стори€ любви. ¬ 25 км от ћосквы, практически на окраине города ∆уковског...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в луида

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.06.2012
«аписей: 25026
 омментариев: 53739
Ќаписано: 118899


»стори€ одной картины. "”тро стрелецкой казни". ¬.».—уриков

„етверг, 02 »юл€ 2015 г. 19:17 + в цитатник
÷итата сообщени€ ќксана_Ћютова

»стори€ одной картины. "”тро стрелецкой казни". В.».—уриков.



 ј  Вќ«Ќ»  «јћџ—≈Ћ  ј–“»Ќџ
В этот период своей жизни —уриков переехал жить из ѕетербурга в ћоскву.ќ личных впечатлени€х —уриков писал: «Ќачалось здесь, в ћоскве, со мною что-то странное. ѕрежде всего, почувствовал € себ€ здесь уютнее, чем в ѕетербурге.
 ак только начинало темнеть, €... отправл€лс€ бродить по ћоскве и все больше к кремлевским стенам. Ёти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. » вот однажды иду € по  расной площади, кругом ни души...
» вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так €сно, что даже сердце забилось. ѕочувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потр€сающа€ картина».

Ћ»„Ќјя ∆»«Ќ№
«а годы работы над полотном «”тро стрелецкой казни» в жизни —урикова произошли огромные перемены. ќн успел женитьс€, в семье родились две дочери — ќльга и ≈лена. ≈го супруга ≈лизавета јвгустовна Ўаре по отцу была француженкой, а по матери приходилась родственницей декабристу —вистунову. ѕознакомились они еще в ѕетербурге в костеле —в€той ≈катерины на Ќевском проспекте, куда приходили слушать органную музыку.

ѕортрет ≈.ј.—уриковой, жены художника
«Все о ней говорили как об ангеле», - вспоминала еЄ дочь ќльга  ончаловска€. —овременники подчЄркивали, что она так же, как и еЄ муж, сторонилась светских меропри€тий, неловко чувствовала себ€ в большом обществе. ∆ила интересами своего мужа и сумела создать дл€ него домашний уют. —емейное счастье омрачало только слабое здоровье молодой супруги.

јвтопортрет1879г
Венчание состо€лось 25 €нвар€ 1878 года во Владимирской церкви в ѕетербурге. —о стороны жениха присутствовали только семь€  узнецовых и „ист€ков. —уриков бо€лс€ реакции матери на известие о своей женитьбе на француженке и не сообщил родным в  расно€рск о свадьбе.
ћолодые поселились в ћоскве. ∆ивописец с головой ушел в работу над картиной «”тро стрелецкой казни». В течение нескольких лет —уриков не писал ничего постороннего. «ахвативша€ иде€ картины полностью заполнила все его мысли.

—“–≈Ћ№÷џ
“ак именовали в –оссии первых представителей регул€рных войск.В 1550 году на смену пищальникам-ополченцам пришло стрелецкое войско, первоначально состо€вшее из 3 тыс€ч человек. В 1632 году обща€ численность стрельцов составл€ла 33 775 человек, а к началу 1680-х годов увеличилась до 55 тыс€ч.
В последние дес€тилети€ XVII века московские стрельцы стали активными участниками политических процессов, протекавших в стране, и не раз с оружием в руках противосто€ли действи€м правительства (восстание 1682 года, бунт 1698 года). Ёто, в конечном счЄте, и определило решение ѕетра I о ликвидации стрелецкого войска.

Ѕ”Ќ“ 1698 года.
В марте 1698 года в ћоскве по€вились, в срочном пор€дке вызванные царевной —офьей јлексеевной 175 стрельцов, из 4 стрелецких полков, участвовавших в јзовских походах ѕетра I 1695—1696. —офь€ јлексеевна утверждала, что ѕетр I не €вл€етс€ ее братом, а значит во врем€ его 2-х годичного отъезда в ≈вропу произошла подмена.
ѕопытка московских властей арестовать в ћоскве их челобитчиков на заговор не удалась. —трельцы укрылись в слободах и установили св€зь с царевной —офьей јлексеевной, находившейс€ в заточении в Ќоводевичьем монастыре.
6 июн€ стрельцы сместили своих начальников, избрали по 4 выборных в каждом полку и направились к ћоскве. Восставшие (2200 человек) намеревались возвести на престол царевну —офью или, в случае еЄ отказа, В. В. √олицына, находившегос€ в ссылке.
ѕравительство направило против стрельцов ѕреображенский, —емЄновский, Ћефортовский и Ѕутырский полки (ок. 4000 человек) и двор€нскую конницу под14 июн€ после смотра на реке ’одынка полки выступили из ћосквы. 17 июн€, опередив стрельцов, ј. ». –епнин зан€л Ќовоиерусалимский (Воскресенский) монастырь. 18 июн€ в 40 верстах к западу от ћосквы восставшие были разбиты.

 ј«Ќ» —“–≈Ћ№÷ќВ
22 и 28 июн€ по приказу Ўеина были повешены 56 «пущих заводчиков» бунта, 2 июл€ — ещЄ 74 «беглеца» в ћоскву. 140 человек были биты кнутом и сосланы, 1965 человек разосланы по городам и монастыр€м.
—рочно возвратившийс€ из-за границы 25 августа 1698 года ѕЄтр I возглавил новое следствие («великий розыск»). В ћоскве казни начались 10 окт€бр€ 1698 года.
Всего было казнено около 2000 стрельцов, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 (преимущественно несовершеннолетние). ѕ€терым стрельцам ѕетр I отрубил головы лично.
—ледствие и казни продолжались до 1707 года. В конце XVII — начале XVIII в. 16 стрелецких полков, не участвовавших в восстании, были расформированы, а стрельцы с семь€ми высланы из ћосквы в другие города и записаны в посадские.
Ёти событи€ были изображены на знаменитой картине Васили€ —урикова «”тро стрелецкой казни», котора€ была написана в 1881 году.

ќ  ј–“»Ќ≈

—уриков изображает момент, когда группа стрельцов, доставленна€ на  расную площадь (к Ћобному месту), ожидает казни. Все они по-разному реагируют на предсто€щую гибель.
÷ентральной сюжетной линией картины и ее главным эмоциональным стержнем €вл€етс€ противосто€ние стрельцов царской тирании. Ќаиболее символичен образ рыжебородого солдата. ≈го руки св€заны, ноги закованы в колодки, но пылающий ненавистью непримиримый взгл€д бьет через все пространство картины, сталкива€сь с гневным и таким же непримиримым взгл€дом ѕетра.

ќчень важна архитектурна€ конструкци€ полотна. —то€ща€ одиноко башн€  ремл€ соответствует одинокой фигуре цар€; втора€, ближн€€ башн€, объедин€ет в одно целое толпу наблюдателей, бо€р и иностранцев; ровный строй солдат в точности повтор€ет линию кремлевской стены. ’удожник умышленно сдвинул все сооружени€ к Ћобному месту, применив композиционный прием сближени€ планов и создав эффект огромной народной толпы. —обор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный шатер храма ѕокрова словно не вместилс€ в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ –уси, обезглавленной ѕетром I.

В руках он сжимает свечу с взметнувшимс€ €зыком пламени ≈сли вы внимательно присмотритесь, то увидите, что манера ее держать напоминает нож.
ќн устремил €стребиный взгл€д, полный ненависти и злобы на ѕетра, не обраща€ никакого внимани€ на мать, оплакивающую непокорного сына.

÷арь ѕетр и его приближенные противопоставлены всей стрелецкой массе. ќн сидит на коне. Взгл€д его гневен и беспощаден. ќн неподвижен, как стату€ на пьедестале. ‘игура ѕетра несколько условна.

ѕо замыслу художника ѕетр — олицетворение новой –оссии, самодержец, неумолимый и беспощадный в истреблении всего тормоз€щего развитие страны. ќн отдал приказ, и солдаты ѕреображенского полка, не колебл€сь, ведут на казнь осужденных стрельцов.

„ернобородый стрелец в красном кафтане, накинутом на плечи, находитс€ в состо€нии мрачного оцепенени€. —трелец с копной седых волос, в белой рубахе утешает рыдающую дочь, уткнувшуюс€ ему в колени, отдает солдату-преображенцу свечу и мужественно ждет неминуемого.

∆ена стрельца.Ёскиз.

ѕоодаль от него стрелец встал во весь рост на телегу, демонстративно повернулс€ спиной к ѕетру и прощаетс€ с народом по русскому обычаю — земным поклоном. ќдного стрельца уже ведут на казнь.

ѕрощание с малышом-сыном и женой, исступленно кричащей от гор€, надломило его силы: ноги подкашиваютс€, голова упала на грудь, руки повисли; кафтан и шапка сброшены в гр€зь, упавша€ из рук свеча, догора€, едва тлеет. Ќикто из стрельцов не просит пощады.

Ѕлиже всего к зрителю (в центре картины) — две старые женщины и девочка в красном платке, сид€щие на земле. ќни взывают к состраданию, умол€ют о помощи. Ќо ничто не может остановить предсто€щей казни, движение истории неумолимо.
Ќарод — главное действующее лицо в истории — художник выдвигает на передний план картины.

»ностранцы, изображенные справа, пока спокойно наблюдают за происход€щим, но потом будут в ужасе описывать, как русский самодержец собственноручно выступал в роли палача. ѕетр лично отрубил головы топором п€терым м€тежникам и одному св€щеннослужителю, благословившему бунт, и казнил более восьмидес€ти стрельцов мечом.
÷арь также заставл€л участвовать в жестокой расправе своих бо€р, которые не умели обращатьс€ с топором и причин€ли своими действи€ми невыносимые муки приговоренным. ќбо всем этом —уриков читал в дневнике секретар€ австрийского посольства  орба, очевидца событий.
Ќо в самой картине отсутствуют кровавые сцены: художник хотел передать величие последних минут, а не саму казнь. Ћишь множество красных деталей одежды, а также багровый силуэт ѕокровского собора, возвышающегос€ над тоетой осужденных стрельцов и их семь€ми, напоминает зрителю о том, как много крови пролилось в то трагическое утро.
В «”тре стрелецкой казни» (а затем и в картине «Ѕо€рын€ ћорозова») —уриков отлично использовал краски и формы народного творчества ƒревней –уси. ƒо этого никто из русских художников не вникал с такой признательной любовью в сокровищницу русского народного искусства.
’удожник сознательно изменил врем€ казни стрельцов. »звестно, что осенние казни 1698 года происходили в селе ѕреображенском  азнь в ћоскве происходила зимой в феврале 1699 года, а на картине не зимний, а осенний пейзаж.

’удожник сделал очень много подготовительных натурных этюдов к картине. “ак, стрелец с черной бородой написан с его д€ди —тепана “оргошина; седовласый стрелец — это ссыльный, живший на поселении в  расно€рске; рыжебородый стрелец с орлиным взгл€дом — могилыщик Ваганьковского кладбища (по словам художника,  узьма «был злым, непокорным типом»). –асписные дуги и телеги, одежда стрельцом, женские плать€ и платки — все это было предварительно проработано и этюдах.

—имволичны все архитектурные постройки.  ремлевска€ башн€ отражает фигуру ѕетра, одинокую в этой толпе, ближн€€ башн€ становитс€ знаковой дл€ фигур зевак, бо€р и иноземных гостей. —олдаты, выт€нувшиес€ в четкую линию, сто€т подобно стене  ремл€.
—обор Васили€ Ѕлаженного словно объедин€ет огромную толпу людей, а купол храма ѕресв€той Ѕогородицы срезан в верхней части картины. ѕримечательно, что критики считают его символом обезглавленной –уси. ƒес€ть других куполов станов€тс€ символом зажженных свечей, одна из которых некогда вдохновила —урикова.

ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“»  ј–“»Ќџ



—имволично дл€ картины число 7: горит 7 свечей, 7 стрельцов, которых будут казнить, 7 глав собора Васили€ Ѕлаженного. —имволична и свеча, котора€ упала в гр€зь – это душа, растоптанна€ ѕетром.
÷арь ѕетр был не так жесток и фанатичен, как его написал —уриков. ƒостоверно известно, что когда пришло утро казни, он предложил каждому из 150 стрельцов помилование, но с дальнейшей ссылкой.
Ћишь трое из них пон€ли ценность жизни и спокойстви€ их близких, а царь дал им это. ќстальные шли на эшафот, гордо подн€в головы и с €ростью взира€ на молодого ѕетра.
≈сть еще один момент в «”тре стрелецкой казни» - она прекрасна особенной смертельной красотой. ѕолотно насыщенно €ркими нар€дами, костюмами стрельцов и башн€ми  ремл€. Ёто словно отражение того, что и после гибели многих людей остальные будут жить, передава€ рассказы о ѕетре и стрельцах из поколени€ в поколение.

Всему творчеству —урикова свойственна удивительна€ забота о тех, кто придет смотреть на его картины: «Все у мен€ была мысль, чтобы зрител€ не потревожить, чтобы спокойствие во всем было...», — говорил он о своих «—трельцах». Ќесмотр€ на ужас передаваемого исторического событи€, художник постаралс€ изобразить трагедию человеческих судеб максимально сдержанно.
Ќикакой внешней вычурной эффектности и театральности, никаких занесенных топоров, воздетых к небу рук, окровавленных одежд, висельников и отрубленных голов. “олько глубокий драматизм всенародного гор€.
ќт этой картины не хочетс€ с содроганием отвернутьс€, наоборот рассматрива€ ее, все больше погружаешьс€ в детали, сопереживаешь ее геро€м, остро понима€ жестокость того времени.
ѕолотно «”тро стрелецкой казни» экспонировалось на ƒев€той передвижной выставке в марте 1881 года. ≈ще до ее открыти€ »ль€ –епин писал ѕавлу “реть€кову:
« артина —урикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос выказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она — наша гордость на этой выставке... —егодн€ она уже в раме и окончательно поставлена...  ака€ перспектива, как далеко ушел ѕетр! ћогуча€ картина!»
“реть€ков сразу же приобрел это гениальное историческое произведение дл€ своей коллекции, заплатив мастеру восемь тыс€ч рублей.

»сточники.
http://smallbay.ru/artrussia/surikov_utro_strelezkoy_kasni.html
http://5sec.info/kartiny/kartina-surikova-utro-streleckoj-kazni/
http://www.rchn.org.ru/streleckaya-kazny.html
http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2...vasiliy-ivanovich-surikov.html
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19264&cat_ob_no=18866

–убрики:  русские художники
живопись искусство
ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



virfox   обратитьс€ по имени —уббота, 04 »юл€ 2015 г. 09:53 (ссылка)
.
0_c583d_9366f58d_orig (700x393, 57Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
луида   обратитьс€ по имени —уббота, 04 »юл€ 2015 г. 18:04 (ссылка)




16 (604x700, 527Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку