-Метки

Весна. Новый год. Юмор. анимация. афоризмы. биография. боль. в.в.жириновский. в.клип в.о.в. в.о.в. память. в.ролик. видео. вместе-мы сила. война. д.рождение. день космонавтики. день победы. дети. дождь. женский образ. живопись. жизнь жизнь. зима. злободневно. информация к размышлению. история. картина жанночки на память. коллаж. летнее настроение. лето. любовь. масло. мастихин. метко. мой коллаж. море. москва. музыка. мультиварка. сборник рецептов. мысли вслух. настроение. натюрморты. осень. отморозки. отношения. памятники. память. пейзажи. питер. пожелания. портреты. природа. проза. профилактика. рамочка рамочка зимняя. рамочка летняя. рамочка осенняя. рамочка с девушкой. рамочка. рождество. с днем рождения сайт. салаты. сифака лемур -обезьяны. собаки. события на украине. стихи стихи . стихи е.скворешнев. стихи и музыка. стихи о.дзюба. стихи. стихи.песни военных лет. судьба человека. удаление рекламы. украина украина. фильмы.сайты. фото. художник-луценко с. цветы. цитаты. ю гагарин. юрий соломин память.

 -Интересы


Национальный исторический музей на Красной площади

Суббота, 07 Сентября 2019 г. 10:40 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Национальный исторический музей на Красной площади


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – крупнейший национальный исторический музей России, собрания которого наиболее полно отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до наших дней. Его коллекции, формировавшиеся почти полтора столетия, насчитывают около 5 млн музейных предметов и 14 млн листов документальных материалов, это 1/12 часть Государственного музейного фонда Российской Федерации.

  


Благодаря коллекциям, дающим не только ценный материал для исследований, но и вдохновение для научного творчества, в музее выросла плеяда известных российских и советских историков, музееведов и культурологов, написаны крупные работы по истории России, выпущены многочисленные описания отдельных коллекций, проведены сотни научных конференций, чтений, симпозиумов. Экспозиции и выставки Исторического музея ежегодно привлекают сотни тысяч посетителей, они давно стали явлением музейной и культурной жизни страны, стимулом для творчества коллег, для наиболее полного и глубокого представления посетителям нашего общего исторического и культурного наследия.

 

Решение о создании Исторического музея принял русский император Александр II в феврале 1872 года. В январе 1873 г. утверждены "Общие основания музея", в которых сформулирована основная цель – "служить наглядной историей", для чего "будут собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства". Первый музейный Устав, составленный графом А.С. Уваровым, был утвержден в августе 1874 г.

 С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III».

                                            

У истоков музея стоял крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин.


В мае 1881 г. музей был передан в ведение Министерства финансов, приобрел статус правительственного учреждения и получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. Почетным председателем был назначен великий князь Сергей Александрович, товарищем председателя (фактическим директором) стал А.С. Уваров, с апреля 1885 г. – И.Е. Забелин. С декабря 1882 года решением Александра III музей был передан Министерству народного просвещения. Для посетителей музей открылся в начале июня 1883 года, сразу после коронации императора Александра III. Последним почетным председателем музея был великий князь Михаил Александрович.

                               

                               

Навершия башен
С тех пор музей не раз переименовывался: с мая 1895 г. музей стал называться Императорский Российский Исторический музей в Москве имени императора Александра III в Москве, с ноября 1917 г.– Государственный Российский Исторический музей, с 1925 г. – 




Здание музея – уникальный историко-архитектурный и музейный памятник. Московская городская дума в апреле 1874 г. подарила для постройки будущего музея участок земли на Красной площади. Закладка здания состоялась в августе 1875 г. при участии императора Александра II и цесаревича Александра Александровича.

Большой и представительной экспозиции музея необходимо было особое здание. Для его возведения Московская городская дума выделила в дар городу участок на Красной площади.

Закладка здания произошла весной 1874 года, в ней принимал участие император Александр II.

В результате проведенного конкурса победил проект архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. Здание из красного кирпича великолепно вписалось в ансамбль Красной площади, стилистически перекликаясь с ансамблем Московского Кремля и собора Василия Блаженного.

Надо сказать, что еще на стадии проектирования была разработана основная идея экспозиции — это заслуга историков и руководителей музея Уварова и Забелина. Каждый зал проектировался с учетом экспонатов, которые будут в нем располагаться. В отделке внутреннего убранства, росписях и создании декоративных элементов участвовали великие русские художники — Айвазовский и Васнецов, Серов и Коровин.

Каждый из залов соответствует особой исторической эпохе, росписи в них повторяют знаменитые церковные и дворцовые фрески. В 1936 году было принято решение уничтожить залы, посвященные дореволюционному периоду. Росписи были закрашены, лепнина сколота, позолота снята. Более 15 лет, начиная с 1986 года, в музее велась комплексная реставрация, и сейчас его интерьеры воссозданы в изначальном виде.


По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семёнова. Строительство музея продолжалось в течение 1875–1881 гг. В отделке залов принимали участие московские зодчие и художники И.Е. Бондаренко, А.П. Попов, И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, а позднее В.А.Серов, С.А.Коровин, И.Е.Репин. Интерьеры музея соответствуют определенным историческим эпохам, повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов и являются самостоятельными произведениями искусства. 

                                      

. В 30-е годы все росписи были скрыты под штукатуркой, а восстановлены уже в наше время.

                                      
Знакомство с экспозицией начинается в величественных Парадных Сенях – одном из красивейших помещений музея, на сводах которого изображено выполненное Ф.Г. Тороповым "Родословное древо государей Российских" с портретами великих русских князей и императоров. Стены залов, посвященных Древней Руси, украшают фризы и картины, написанные знаменитыми русскими художниками.


История нескольких тысяч лет воскресает в музее во всем своем величии и трагизме: жизнь первобытных людей, образование Древнерусского государства и татаро-монгольское нашествие, суровая и беспощадная эпоха Ивана Грозного, поворот страны к прогрессу при Петре I, просвещенный абсолютизм Екатерины II и победа над Наполеоном, отмена крепостного права и светская жизнь дворянства. В 1936–1937 гг., в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров были забелены или уничтожены.

Фонды музея быстро росли за счет даров от монастырей и библиотек, разнообразных институтов, университетов и издательств. Члены знаменитых дворянских фамилий также выступали меценатами, передавая в дар Историческому музею свои ценнейшие коллекции.Музей по праву гордится библиотекой Голицына, насчитывающей более 9000 томов по истории России, собранием Черткова, в котором находятся более 300 древних рукописей, в частности, знаменитая переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Кроме этого, семья Чертковых передала музею одну из лучших в стране коллекций русских монет. Другие представители дворянства также сделали ценные вклады: Бобринские, Оболенские, Кропоткины, Уваровы, Масальские подарили музею свои коллекции вещей, связанных с российской историей.

Нельзя не упомянуть и о драгоценных вкладах купечества. Бахрушины, Бурылины, Сапожниковы, Постниковы пожертвовали более 300 000 разнообразных экспонатов. Среди них были русские иконы, древние манускрипты, ткани и мебель, а также предметы декоративно-прикладного искусства.

Одним из самых ценных вкладов стала коллекция знаменитого купца, коллекционера и мецената Петра Ивановича Щукина. Он был основателем частного музея «Российских древностей». Со временем коллекция так разрослась, что ей стало тесно даже в специально построенном для нее здании. В 1905 году Щукин передал ее в дар Историческому музею. Он до конца жизни был хранителем собственного музея, который носил название «Отделение Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III — Музей П.И. Щукина».

Александр Андреевич Катуар де Бионкур, предводитель дворянства Нижнего Новгорода, подарил свою коллекцию охотничьего оружия и пистолетов, купец Вахрамеев — книги и рукописи, представитель знаменитой семьи Дашковых — художественные произведения. Одним словом, люди из самых разных слоев российского общества считали пополнение коллекции музея своим долгом.Анна Григорьевна Достоевская, вдова писателя, будучи почетным членом Исторического музея с 1906 года, передала в дар архив покойного супруга, книги и фотографии, письма, а также некоторые вещи. В музее была воссоздана комната писателя, названная «Музеем памяти Ф.М. Достоевского».


После революции фонды пополнились за счет расформированных музеев, таких, как Румянцевский музей, Военно-исторический, «Старая Москва», а также из Государственного музейного фонда, в котором скопились предметы частных коллекций. На хранение были переданы собрание рукописей из Московской епархиальной библиотеки, коллекция церковной утвари и тканей из магазина Оловяшниковых.

Пополнялась и экспозиция, посвященная древнейшим временам, от каменного века до русского Средневековья. Советские археологи и палеонтологи, проводившие раскопки на территории страны, передавали найденный материал музею.

В 2006 году Исторический музей закончил работу над постоянной экспозицией. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX века. Экспозиция начинается на втором этаже. Он посвящен первобытному обществу, Древней Руси, раздробленности, борьбе с иноземными захватчиками, объединению России, культуре, освоению Сибири. На третьем этаже показана Россия, начиная с эпохи Петра I: политика, культура, экономика Российской империи.

После того, как в 1993 году был ликвидирован центральный музей Ленина, его экспозиция также заняла место в Историческом музее.

Государственный исторический музей ведет важную научную и исследовательскую деятельность. Его экспозиция и фонды — бесценный источник для художников, историков, реставраторов, ученых, культурологов, исследователей костюма и мебели.



В 1986–1997 гг. музей был закрыт на реставрацию и капитальный ремонт, а после завершения работ открыл первые 11 залов экспозиции (ровно столько же, как и в 1883 г.) и выставку "Реликвии истории Государства Российского".


По полноте и разнообразию многомиллионная коллекция музея не имеет себе равных в стране: экспонаты музею жертвовали государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская городская дума в 1887 г. передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных, Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых.


Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачёвы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи XVIII–XIX вв., лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, а кроме того огромный архив ценнейших документов подарил музею П.И. Щукин.


Коллекции охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель Нижегородского дворянства А.А. Катуар де Бионкур, рукописей и книг – ярославский купец И.А. Вахрамеев, художественных произведений – П.Я. Дашков.




1920–1930-е годы стали временем передачи в исторический музей коллекций из Государственного музейного фонда и расформированных музеев ("Старая Москва", Румяцевский музей, Военно-исторический музей и др.). В 1993 г. в связи с ликвидацией Центрального музея В.И. Ленина его коллекции переданы в Исторический музей.

                        
Богатейшие собрания хранятся в фондовых отделах: археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов, в книжном фонде. 

                           Экспозиции музея  

Теперь собственно сам музей. Круглый зал позднего палеолита украшен бивнями мамонта и замечательными фресками.

 Художественный фриз в 1885 году расписал изображениями сценок из эпохи великого оледенения сам Василий Васнецов.

Неолит представлен в основном орудиями труда, предметами быта и репродукциями рисунков пещерных людей.

В центре зала, посвящённого Бронзовому веку, стоит дольмен.

Витрина, посвящённая катакомбной культуре 2-го тысячелетия до н.э. В центре - модель кибитки, в которых передвигались жители степей Урала и Кавказа того периода.

. Бронзовый божок из клада, найденного неподалёку от Галича.

                               

. Череп с погребальной маской из глины, Ямная культура, 3-е тысячелетие до н.э.

                                

Таманский саркофаг, свидетель Боспорского царства IV в. до н.э.

Каменная баба Половецкой культуры IX-XIII веков.

                                

 Стенд с Гнездовским кладом и вещами из могилы русской христианки задолго до 988 года.

7 век                                        

                                

9 век

Чудовский псалтырь

                                 

10 век

Скандинавская фибула

Св.Пантелеймон из никомединских катакомб

11 век

                                              

МЕНОЛОГИЙ. Св. Прокопий

                                              

Филимон и Аффия

                                                 

Изборник Святослава

                                                

Северные украшения

                              

Украшения с Поволжья

                               

Вещи из хозяйства княжеского окружения из города Любеча в XI веке.

Поршни. От них пошло выражение «шевелить поршнями».

12 век

      Мстиславово евангелие (Евангелие апракос). Новгород (из церкви Благовещения на Городище). Начало 12 века (до 1117 года). Писец Алекса и златописец Жаден. На миниатюре - евангелист Иоанн с Прохором. Заставка и инициал - "византийского стила". Переписано по заказу новгородского князя Мстислава Владимировича (1076-1132). Видимо, в 1125-32 гг. уже великим князем киевским Мстислав заказал для него в Константинополе оклад, который не сохранился. В 1551 году по приказу Ивана Грозного переплет был перемонтирован. В экспозиции муляж.                                   

                                     

Оклад Мстиславова Евангелия По указанию Ивана Грозного в 1551 году в Новгороде Евангелие было отреставрировано, и для него был создан новый драгоценный оклад. На серебряную позолоченную доску положили серебряную скань, на ней финифтивые миниатюры (в том числе византийской работы X века — 13 миниатюр и XI века — 5; работы русских мастеров — 6 миниатюр XII века в том числе средник с изображением Христа Вседержителя). На скань помещено шесть крупных жемчужин, а край оклада украшен обнизью из мелкого жемчуга. При этой реставрации, по мнению Е. И. Брягина, были подновлены лики 

                                          


Мстиславово Евангелие (Евангелие Апракос). Миниатюра - Евангелист Лука.

ЮРЬЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 1119–1128 годы Писец Федор

. Киев, Новгород (?) 231 л. Пергамен; чернила, киноварь; переплет – дерево, бархат, серебро; гравировка, литье 33,2 х 28 х 8,8 Поступило в 1920 году в составе Синодальной патриаршей библиотеки На л. 231 об. запись писца: Аз грешьныи Феодор напсах евангелие се рукою грешною святому мученику Георгиеви в манастырь Новугороду при Курияце игумене и Савве икономе. Угриньцъ псаль Происходит из Юрьева монастыря в Великом Новгороде Реставрировано в 1997 году в ГИМ Т.А. Забелиной и Т.А. Авдусиной .

Берестяная грамота

Тетраевангелие. Рукопись. ВИзантия, 12 век. Пергамент

Мастер Коста,Новгород

Клад, найденный близ десятинной церкви в Киеве. 1-я пол. XII в. Колты - украшения головного убора. Цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото, тиснение, перегородчатая эмаль. Обнаружен в 1840-е вблизи остатков Десятинной церкви в Киеве, разрушенной монголами в 1240 г.

Минея служебная. Церковная книга со службами на май. Текст с нотами. Новгород, Софийский собор. Вторая половина XII века. Пергамент, чернила. Переплёт конца XVIII века.

ЗМЕЕВИК Конец XII – начало XIII века Суздаль (?) Яшма; резьба Диаметр – 6 Поступил в 1890 году Происходит из ризницы Рождественского монастыря в Суздале ГИМ инв. 19726, ОК 15560 Амулет-змеевик из кровавой яшмы был найден в Суздале в 1890. Ученые датируют его концом XII в. – нач. XIII в. Он принадлежал Марии Шварновне, супруге Всеволода III Большое Гнезде, бабушке Александра Невского. На обеих сторонах змеевика - резные изображения, причем сюжеты сочетают в себе христианские и языческие мотивы.

                        

Копия шлема Ярослава Всеволодовича (ГИМ, оригинал в Оружейной палате).

            

http://www.shm.ru/

Серия сообщений "Русь древняя":

Серия сообщений "Москва":
Москва (100x100, 40Kb)
Часть 1 - Осторожно двери закрываются
Часть 2 - Из собрания Государственного Исторического музея
...
Часть 34 - МОСКВА - КРАСАВИЦА
Часть 35 - Государственный Кремлёвский Дворец
Часть 36 - Национальный исторический музей на Красной площади
Часть 37 - Москва. Потешный дворец.
Часть 38 - Памятные места Москвы

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю