"Есть пейзажи, которые можно на-звать эпическими, - пишет краевед Е.Н.Морозкина. - Их нужно беречь как величайшие народные ценности". Она пишет это о горе Жераве на Псковщине, - наверное, самой необычной из всех священных гор мира. Эту местность не зря называют "Северной Атлантидой". Ее загадкам нет числа. Ее "странным верованиям" издавна дивились фольклористы. Каменистый мыс Жеравьей горы сильно выступает в долину реки Смолки - то ли "смолянки"-русалки дали ей это имя, то ли древние смоленые ладьи. По русалочьей реке Смолке, через Славенское (или Горо-дищенское) озеро, речку Велеицу, Мальское озеро, речку Бдеху, Псковское озеро, проток Узмень, Чудское озеро и реку Нарову ладьи эти выходили в Варяжское (Балтийское) море. То был древний путь, одно из ответвлений античной "янтарной дороги" и раннесредневекового пути "из варяг в греки", контактная зона многих культур, запечатлевшихся в названиях здешних рек, морей и озер - Варяжских, Славенских, Чудских. В середине I тысячелетия нашей эры на землю "Северной Атлантиды" приходят славяне кривичи, предки белорусов и славянского населения современной Северо-Западной России. Близ Жеравьей горы, у деревни Лезги, археологами раскопаны их длинные курганы, где обнаружены многочисленные ювелирные украшения из серебра и бронзы:височные кольца - легкие, тонкие, почти невесомые обручи - символы солнечного диска; лунницы серпы Луны стойкими или широкими рогами; подвески в виде коньков и птиц. "Все это говорит о древности их культуры", - отмечает искусствовед В.М.Василенко. Кривичами они называли себя по имени своего легендарного предка, вещего Крива, отдавшего глаз за мудрость и дар прорицания. В VII веке, по данным археологических источников, на Славенском (Городищенском) холме у подножия горы Жеравы, у впадения в реку Сходницу тридцати Славенских ключей, был основан "начальный град" кривичей Изборск, их "больший город" - торгово-ремесленный и культовый центр их племенного союза.
ПОД ЗНАКОМ ЛАБИРИНТА
Тайна имени Жеравьей горы уходит корнями в мифологию и обрядовую практику древних славян. "Гора Жеравья означает Журавлиная, - пишет Е.Н.Морозкина. - От одного названия веет поэзией, а мечта тянется в глубь веков, к самой античности, где Журавлиные горы считались священными". Действительно, в отличие от Воробьевых, Синичьих и прочих "птичьих" гор Журавлиные не свяжешь с местом гнездовий: журавли селятся не на горних высях, а в низинах, на болотах, у воды, в зарослях камыша, осоки, тростника. В древности журавль (греч. гера-на, лат. грус) был важным религиозным символом. У индоариев Индии он был прообразом ездовой птицы бога Вишну - Гаруды. Древние греки назвали Журавлем одно из созвездий, а славяне Журавлиной дорогой звали Млечный Путь. Журавль был священной птицей бога Солнца. Он олицетворял утро, ибо первым приветствовал зарю. На вершине горы Ге-рании (Журавлиной) в Истме (Греция) стоял храм солнечного бога Аполлона. В древних традициях солнечного журавля и лунного быка с рогами, напоминающими молодой месяц, часто изображали вместе. На каменном алтарном рельефе I века из Лютеции (Парижа) выбито кельтское божество Таврос Тригаранус- Бык Трех-журавлиный, с тремя журавлями, стоящими у него на спине и голове. В святилище Аполлона на острове Делос, пишет Павсаний, исполнялся ритуальный танец, который "делосцы называют журавлем"; его "мерные движения то в одну сторону, то в другую как бы воспроизводят запутанные ходы Лабиринта". Эти извилины Лабиринта "отображали пути в царство мертвых", - комментирует историк Н.С.Широкова. Русский Север являлся сакральным центром "гиперборейской" цивилизации лабиринтов (III-II тыс. до н.э.). "Если в Англии описано менее 5 таких памятников, столько же в Норвегии, немногим больше в Швеции, то на одном только Российском побережье Белого моря насчитывалось более 30 лабиринтов!" - указывает историк А.В.Платов в книге "Магические Искусства Древней Европы" (2002). Спираль - символ Лабиринта - присутствует на подвесках, которые археологи находят в кривичских длинных курганах. У подножия Жеравы, на южном, обращенном к ней склоне Городищенского холма обнаружена каменная плита с изображением "вавилона" (древнерусское название лабиринта). Очевидно, и на Жераве был некогда лабиринт гиперборейского бога Солнца и исполнялся священный хороводный танец журавля.
ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ
Славяне верили, что "вырей (Ирий, загробное царство) - это стая птиц", место их зимовий. Осенью журавли уносят туда души умерших, а весной приносят оттуда души младенцев, которым предстоит появиться на свет. Их отлет предвещает наступление зимы, они "улетают со снегом под крыльями". А прилет знаменует приход весны; крик прилетевшего журавля: "Ори (Паши)!" служит сигналом к началу пахоты. Весенний журавль - птица радости, священная птица Журилы-Ярилы. "Следы культа плодородия можно усмотреть в приемах ряжения коля-довников в маску журавля", - пишет этнограф Л.В.Покровская о славянской рождественской обрядности.
Журавли вы журавли,
Долгоноги журавли,
Бороздою ходите,
Бороной бороните,
Борона железная,
Целовать любезная,
- пели ряженые на Святках. В праздник Журилы-Ярилы, божества весеннего солнца, пели: Шел Журила ледом,
ес горилку с медом,
уда Журила шел,
ам ячменек взошел.
Славяне зовут журавля "святой птицей", считают вестником добра. В русских сказках журавли помогают детям бежать от похитившего их чудища (Афанасьев, № 314X-XX). Журавлю древнерусские книжники уподобляли человека, ведущего праведную жизнь, хранящего "крепость Бо-жию". Увидеть летящего журавля - к счастью. Поле, на которое сядут прилетевшие журавли, даст хороший урожай. Наказание постигнет всякого, кто убьет журавля: его нива станет бесплодной, а с ним самим случится несчастье. Осенний журавль - птица Жели-Журьбы, богини тоски, печали и плача, в "Слове о полку Игореве" (1185)-страшной всадницы, с криком скачущей по Русской земле, разбрасывая горящие угли из огненного рога. Украинцы верят, что если назвать летящий к югу клин журавлями, те крикнут в ответ: "Щоб ты журився (печалился) целый век!" Их зовут веселиками, и птицы, пролетая, кричат: "Нэхай же штоб ты весела була на весь год!"
ЦАРЬ-ОГОНЬ
Священную Жеравью гору в старину называли не только Журавлиной, но и Жировой (от др.-рус. жира - "жизнь") и Жаровой - Горящей. Огонь, особенно "живой", "божий", "Царь-Огонь", добытый древнейшим способом - трением дерева о дерево, являлся непременным атрибутом славянских языческих святилищ и календарных празднеств, связанных с культом Солнца и плодородия земли. Огонь (санскр.Агни) Сварожич был одним из главных богов славянского языческого пантеона, братом Солнца-Даждьбога и громовника Перуна. Через ритуальные костры прыгали "Даждьбожьи внуки" славяне, как бы заново рождаясь из их пламени. На кострах сжигали чучела Зимы, Смерти, Масленицы, Мары-Марены, Костромы, Кострубоньки, Кузьмы-Демьяна, Германа, Журилы-Ярилы, служившие заменой человеческих жертв, приносившихся в глубочайшей древности божествам плодородия предками славян. При разведении священного огня "во всех славянских традициях предпочтение отдавалось возвышенностям за селом-холмам, пригоркам, горам на берегах рек и озер", - отмечает этнограф Т.А.А-гапкина. С этой "жаровой" горы в главные календарные праздники года скатывали огненные символы Солнца - горящие колеса, смоляные бочки, бревна. Восточные славяне, в соответствии с древнейшей индоевропейской традицией, не строили храмов -их языческие священнодействия совершались на открытых местах: на горах, холмах, возвышенностях. (В "Повести временных лет" князь Владимир в 980 году в Киеве "постави кумиры на горе".) Святилища располагались за стенами поселений, рядом с могильниками, и огораживались валом, рвом, частоколом. На Жеравьей горе археологами не обнаружено следов жилых построек ранее XII-XIII веков, но во множестве - фрагменты разбитой керамики, остатки жертвенных даров. Судя по всему, именно на ней располагалось святилище кривичского "начального града".
СЛАВЯНСКИЕ ИДОЛЫ ЖЕРАВЬЕЙ ГОРЫ
Восточнославянские идолы, как правило, были деревянные ("Повесть временных лет" говорит, что они "суть древо"), и это тоже отражение древнейшей индоевропейской сакральной традиции. Археолог Л.С.Клейн называет их "ксоанами", отождествляя с древнейшими, деревянными идолами древних греков. Славянских идолов часто находят в воде. "Обычай пускать по воде вышедшие из употребления предметы - ритуальный способ их погребения в чистой и святой стихии, передачи умершим, с этого света на тот", - пишет Т.А.Агапкина. Отслужившие иконы, старые богослужебные книги, высохшие просфоры, остатки освященной пасхальной пищи, вербные ветки, год простоявшие дома в красном углу, не уничтожались, а пускались по воде, как во времена язычества - отслужившие, пришедшие в ветхость идолы. В 988 году, при крещении Руси, идолы Перуна в Киеве и Новгороде (и, очевидно, в других русских городах и селах) не уничтожили, а, следуя обычаям предков, пустили по воде в "вырей" - Иной Мир. Вода вела деревянных славянских идолов не только в небытие, но и к местам их будущих капищ. "Первопоселенцы совершали обряд выбора места для основания деревни, строительства культового сооружения, - рассказывает фольклорист Н.А.Криничная. -Они пускали по воде икону (или ее языческий эквивалент). Там, куда прибивало волной этот атрибут, основывали селение, строили храм". Так в VII веке у горы Жеравы возник град Избореск на Славенских ключах - Изборск.
НЕРАЗГАДАННЫЕ ТАЙНЫ ИЗБОРСКА
Его имя - историческая загадка, о которой,спорят уже более трехсот лет. В "Сказании о Славене и Русе" (рубеж XVII-XVIII вв.) брат Руса, Славен поставил град Славенск, ставший Избореском при его сыне Изборе. Но имя Избор не встречается у славян, да и город в таком случае звался бы Изборовым или Избориным. Г.Ф.Миллер в 1749 году объявил, что Изборск - это Исборг (нем. "город на Исе"), поскольку его-де основали варяги. Но в окрестностях Изборска нет реки Исы, скандинавские вещи в его археологических слоях встречаются не ранее X века, и немецкое словообразование "Исборг" противоречит законам скандинавской топонимики. Г.А.Бок в 1853 году высказал горячо поддержанное Ф.В.Булгари-ным мнение, что город основан угро-финнами и звался Исаборг (от эст. иса - "отец"). Но, судя по археологическим находкам - остаткам городских построек и захоронениям, поселение на Городи-щенском холме основано не угро-финнами, а славянами. В XX веке высказывались предположения, что город назван так потому, что был местом избора (сбора) русских ратей; стоял в бору (лесу) или над бором (низменным, болотистым местом); у извора (ключа, источника); первоначально состоял из изб и т.д. "На сегодняшний день вопрос о возникновении топонима "Изборск" остается открытым, - подводят итог этого трехвекового спора историки Т.Н.Джаксон и Г.В.Рождественская. - С уверенностью можно говорить только о его славянском происхождении". Столь же загадочна личность его первого известного по имени князя. Русские летописи и местное устное предание согласно указывают на Трувора (862-864), по легенде о "призвании варягов" - брата Рюрика и Синеуса. Однако скандинавист Е.А.Мельникова доказала, что братьями эти трое быть не могли никак. Рюрик (Хререк?) - имя датское, Синеус (Сигньот?) - шведское, а Трувор (Торвард?) - норвежское. Одно из двух: или они - варяги, призванные поодиночке, из разных земель и не связанные родственными узами, или вообще не варяги, а местные, славянские князья, и имена их - не скандинавские, по крайней мере у Синеуса (ср. Черноус, Белоус, Сивоус) и Трувора (ср. Тригор, Тудор, Явор, Сувор). Как бы там ни было, Городищенс-кий холм поныне зовется Труворо-вым городищем, а крест на его склоне, обращенном к горе Жераве, возле плиты с лабиринтом-"вавило-ном", известен у местных жителей как надмогильный Труворов крест. Поставлен он в XIV-XV веках. Подобные памятные кресты часто воздвигались тогда на Псковщине на местах памятных сражений, на могилах прославленных земляков. И полустертая надпись на нем традиционная: "Царь славы Иисус Христос. Ника (греч. "сим победиши")", и в средокрестье - восьмиконечный крест на подножии. Необычны только его размеры. Высота его наземной части - два метра, размах "крыльев" - почти полтора. Подобных крестов-великанов больше на Псковщине нет. Возможно, князь Трувор действительно покоится под ним.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ГОРОД
В 1237 году обосновавшиеся в Прибалтике немецкие ордена - Тевтонский и Меченосцев объединились в новый, Ливонский, немедленно устремивший свои хищные взоры на Восток, на Псковские и Новгородские земли. Изборск-пограничная, сторожевая крепость Руси, первой принимала на себя удары. Трижды ливонцы захватывали и сжигали город. И в 1303 году он был перенесен с Горо-дищенского холма на более безопасное место - на гору Жераву. В 1330 году здесь развернулось грандиозное строительство: изборя-не и псковичи совместно возвели стены, поныне поражающие своей мощью, и крепостной донжон, баш-; ню Куковку. В XIV-XV веках строятся пять башен крепостной стены: ; Плоскушка (Талавская), Вышка, Ря-| биновка, Темнушка и Колокольная. Последняя служила звонницей Ни-! Кольскому собору XIV века, ровес-нику крепости, одному из шедевров древнерусского зодчества, возведенному на месте языческого святилища славян. С тех пор русские летописи именуют Изборск "домом святого Николы" - святителя Николая Мирликий-ского, небесного хранителя Руси. Одна из многочисленных неразгаданных загадок Жеравьей горы - ее знаменитые рельефные кресты: три - в наружной прикладке западной стены и два - в юго-восточной стене башни Вышка. Их сходство с ирландскими каменными "кельтскими" крестами, восходящими к раннехристианским египетским, коптским стелам, отмечалось не раз. Непосредственно ли из коптской традиции пришли на Русский Север эти загадочные кресты или с ирландскими монахами-миссионерами - частыми, гостями здесь в эпоху раннего средневековья? И почему они украсили крепостную стену и башню Изборска? У историков на эти вопросы пока нет ответа. Крепость на горе Жераве слыла неприступной. Немецкий поэт Петер Зухенвирт в 1349 году назвал Изборск "Железным городом", и это прозвище прижилось. Не раз в XIV-XV веках ливонцы ходили на него штурмом, но так и не смогли взять. В 1501 году магистр Ливонского ордена Вальтер фон Плеттенберг осадил Изборск с 15-тысячным войском, намереваясь взять его измором. "Городок Бог ублюде свято": в немецком войске началась эпидемия кровавого поноса. "Сильно загоревали ливонцы, когда узнали о возвращении больного магистра с больною ратью", - комментирует историк С.М.Соловьев.
ДРЕВНИХ РАТЕЙ ВОИН ОТСТАЛЫЙ
В Петровскую эпоху границы Руси отодвинулись далеко на запад, и Изборск утратил свое былое оборонное значенье. Реки, связывавшие его некогда с Варяжским морем, обмелели, стали несудоходными. В XVIII-XIX веках лишь утопающее в яблоневых садах небольшое село стояло у подножия Жеравьей горы. Одиноко высился на склоне Городищенского холма Труворов крест Точно белые призраки, облачные видения невозвратно ушедшего былого, венчали вершину Жеравы ветшающие крепостные стены и башни, Никольский собор, церкви и часовни исчезнувшего посада. Летом 1903 года сюда приехал на этюды петербургский художник с женой. Это, на первый взгляд, малопримечательное событие стало поворотным в дальнейшей судьбе Изборска. То были великий русский художник и философ Николай Константинович Рерих и его жена Елена Ивановна Рерих, будущий автор "Агни-Йоги". "Рерих здесь обрел себя как художник, - пишет краевед Е.Н.Морозки-на. - Здешние места вообще называют "рериховски-ми". Когда смотришь на рериховс-кого "Пантелеймона-целителя" или "Весну священную", вспоминаются изборские перекаты"*. С тех пор и поныне Изборск -желанное место паломничества для всех, кому дорого прошлое и настоящее России. "Изборск заворожил мое сердце, - вспоминает искусствовед, историк древнерусской культуры. -Было ощущение, что время остановилось. Никогда я не встречала ничего более русского. Изборск способен заворожить". "Изборск встречает людей бесстрастно замершей серой птицей, сонно раскинувшей свои крылья на выгоревшей пыльной траве, - пишет известный журналист. - Древний город кажется отстраненным от человеческих забот - одинокий, последний из некогда гордой стаи..." Лишь на закате, когда "косые лучи солнца, словно брызги живой воды, чуть тронут серые камни Изборска", птица эта оживает: "Стены вдруг покажутся выше, словно расправилось оперенье просыпающейся птицы, мягкие тени очертят проемы башенных бойниц, будто приоткроются глаза ее... И в это мгновение Изборск вспыхнет розовыми закатными лучами и обернется розовым журавлем, взлетевшим в бескрайнее небо над светло светлой и украсно украшенной Русской землей". И вот - последний, прощальный взгляд. "На краю земли, еле видимый, светился Изборск - он словно летел к закатной черте, как одинокий розовый журавль, отставший от своей стаи, растаявшей во времени, как в закатном небе..."
http://velesur.clan.su/publ/1-1-0-21.