-–убрики

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –удко_јлексей

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) ј–“_ј–“ель —лужба_изменени€_кадров

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 28.03.2012
«аписей: 4422
 омментариев: 9178
Ќаписано: 15125



—лав€нский обр€д Ђперепекани€ ребенкаї: на лопату Ц да и в печь?..

„етверг, 05 јпрел€ 2012 г. 02:57 + в цитатник

—лав€нский обр€д Ђперепекани€ ребенкаї:
на лопату Ц да и в печь?..

Ђ—трашныеї места в народных сказках, когда злыдн€ Ѕаба яга пытаетс€ посадить на лопату и сунуть в печь “ерешечку/»вашечку, на самом деле Ц отголосок старинного обр€да Ђперепекани€ ребенкаї, который, несмотр€ на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохран€лс€ вплоть до XX века, а то и дольше.
ѕомимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминани€ об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Ќапример, ему подвергалс€ в детстве √аврила –оманович ƒержавин, по свидетельству ¬.’одасевича, оставившего нам жизнеописание классика. ѕравда, процедурные подробности там не указываютс€.
»так, Ђперепекание ребенкаї Ц древний обр€д. ¬ одних местах к нему прибегали в случае рождени€ недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита (Ђсобачьей старостиї), атрофии и прочих недугов. ¬ других Ц отправл€ли в печь всех подр€д новорожденных. «ачем? ¬от об этом и поговорим.
—читалось, что если ребенок по€вилс€ на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что Ђне дозрелї в материнском чреве. ј раз так, то нужно довести его до Ђнужной кондицииї с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.


ќбр€д перепекани€ ребЄнка (¬ельский муниципальный
краеведческий музей, www.nationalcard.ru)

ѕечь, как уже упоминалось, в традиции древних слав€н представл€ла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общени€ с предками. ѕоэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дит€. ѕри этом уподобл€ли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте Ђперепекани€ї младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставл€€ свободными от него только рот и ноздри. “есто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно Ц бабкой-знахаркой.
ќбмазанное тестом дит€тко укладывали на хлебную лопату, прив€зывали к ней и трижды отправл€ли на короткое врем€ в теплую (не гор€чую!) печь, в которой нет огн€. ¬ одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других Ц самой матери, в третьих Ц самой старой женщине в селении.
Ќикогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Ќо если бабушке-повитухе (при которой состо€ла помощница, чтобы сн€ть ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: Ђѕрипекись, припекись, собачь€ старостьї, то в других случа€х предполагалс€ об€зательный диалог участниц процесса.
—мысл его заключалс€ не только в произносимых словах-иносказани€х, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправл€ть и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулс€. Ќапример, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла сто€ть свекровь.
¬ход€ в дом, она спрашивала: Ђ„то ты делаешьї? Ќевестка отвечала: Ђ’леб пекуї и с этими словами двигала лопату в печь. —векровь говорила: ЂЌу, пеки, пеки, да не перепекиї и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи. јналогичный диалог мог происходить с женщиной, котора€, трижды обойд€ избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу.  стати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.
–усских печек становитс€ все меньше. ƒетска€ смертность, что ни говори, гораздо ниже, чем в стародавние времена. ћладенцев в наши дни не перепекают (разве что кладут в инкубатор). «ачем же вспоминать Ђстарину седуюї? ј помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку?
ѕечка может быть условнойЕ ¬едь сам процесс перепекани€ был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени Ц символической.

–убрики:  ќбр€ды и обычаи


ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



—оло962   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 04 ‘еврал€ 2013 г. 16:24 (ссылка)
—пасибо. »нтересно было!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
galochkamp   обратитьс€ по имени „етверг, 07 ‘еврал€ 2013 г. 23:40 (ссылка)
ќчень интересный обр€д!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
алеафар   обратитьс€ по имени –усска€ печь —уббота, 20 »юл€ 2013 г. 10:20 (ссылка)
ћо€ мама родилась недоношенной в семь мес€цев и мо€ бабушка клала ее в печь. ¬сю жизнь мама была здоровым человеком, не в пример мне. ¬ печи устраивали и бани и детей в печи купали и на печи дети спали и старики, спаса€сь от ревматизма.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку