Цитата сообщения Тася_1111
Приемы адаптации к садику
Много сейчас вопросов на эту тему. Сама с такими проблемами, как детский психолог, постоянно сталкиваюсь.
Да, поступление в детсад для ребенка стресс, почище, чем для нас смена работы или переезд. Но ведь надо! И что делать?
Очень общая информация, "для всех". Только помните: наши дети - уникальны.
Когда отдавать.
Можно отдавать в 2-3 года, но обязательно отдавать в 5-6 лет, т.к. родители не могут дать ребенку навыков социального общения со сверстниками, а 5-6 лет синзитивный период их освоения.
От чего зависит успешность адаптации к детскому саду:
От типа эмоциональной привязанности к матери. Дети с устойчивой привязанностью легче адаптируются, с тревожной – труднее, с дезорганизованной привязанностью – практически не адаптируются, «не садовские» дети.
Режим дня совпадает с режимом детского сада.
Рацион питания сходен с садовским.
Физически здоровые, без хронических заболеваний, не часто болеющие. Для адаптации ребенку нужны силы, которые болезнь отнимает. Каждая болезнь дает некоторую регрессию и задержку в развитии. После болезни более двух недель процесс адаптации необходимо начинать заново.
Развиты навыки самообслуживания в соответствии с возрастом.
Девочек лучше отдавать после 3 лет, а мальчиков после 3,5 лет. Почему - отдельная история.
Лучше любящая бабушка, чем детский сад (до 5 лет), но это приводит позднее к проблемам в детско-родительских отношениях. Няня - отдельная история. Очень и очень отдельная! (Напишу позже).
Форма адаптации:
ЛЕГКАЯ. Безболезненно в течение месяца. 2-3 дня – гуляем на площадке с группой (лучше вечером, чтобы ребенок видел как детей забирают). 2-3 дня – мама в группе. Со второй недели – без мамы на полдня до обеда. Еще неделя – то же + дневной сон. Не задерживаться на каждой фазе!!! Проговаривать время, когда ребенка заберут и забирать без опозданий (маме лучше не работать).
СРЕДНЯЯ. Все периоды увеличиваются, ребенок испытывает нервное напряжение. Адаптация длиться несколько месяцев.
ТЯЖЕЛАЯ. Адаптация затягивается на полгода и более. Ребенок уходит в болезни, они удлиняются, нарастает психосоматика. Снижается аппетит, появляется слабость и т.п. В этом случае лучше забыть про сад на год и посещать кружки, секции, развивающие группы – для социализации. Лучше коллективный спорт. Плавание – для укрепление здоровья.
При пропуске детского сада более 2 недель – начинать процесс адаптации заново.
В период адаптации к детскому саду категорически НЕЛЬЗЯ:
Наказывать ребенка садом («Вот пойдешь в садик, тогда и …»).
Отрицательно отзываться о воспитателях и работниках сада в присутствии ребенка.
Менять режим дня в выходные и период болезни.
Отучать от чего-нибудь (соска, памперсы и т.п.), приучать к чему-то новому (отдельная комната, новая диета и т.п.), выдвигать новые требования (новые обязанности, новые «горизонты» и т.п.
Лучше отводить в сад тому родителю, к которому ребенок меньше привязан (папе). Должен быть ритуал прощания, но очень короткий, не затянутый. Родитель должен действовать спокойно и уверенно. Не сожалеть, ни сюсюкать, ни откликаться на затягивание ребенком прощания
Обязательно точно говорить, когда ребенка заберут, не опаздывать.
Возможно давать мягкую игрушку с собой (1-2 недели) или фотографию родителей. Это дает ребенку чувство безопасности.
материал подготовлен по лекциям моего уважаемого учителя Т.П.Авдуловой