-Я - фотограф


0 фотографий

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Надежда_Скарбовская

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 8538


Пояс в жизни и одежде славян.

Вторник, 03 Мая 2016 г. 07:34 + в цитатник
Цитата сообщения lyubava63 Пояс в жизни и одежде славян.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Подпоясанного человека
«бес боится».
Еще в начале 20 столетия пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной.
Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920 гг носилии в будни и праздничные дни, взрослые и дети, мужчины и женщины.
Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью.
Мужчины - высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее 2-х раз.
Завязывался пояс узлом спереди или с боку чтобы концы свешивались на 20-40 см и более.

Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от 1,5 до 4 м., отдельные пояса достигают 5-6 м.
Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22 мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка).
Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44-45 мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9 мм).
Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом.
Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека.
Отсутствие пояса усматривалось как нарушение обще принятых норм поведения.
По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.».

Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега.
Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.
Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

Славянский пояс
С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом.
Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает всех членов семьи за пояс.
Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.
Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде:
поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое.
Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям.
Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка).
До стола молодых вели на поясе.

В 1-ые дни после веселья молодая идя поводу, ложила поясок на сруб колодца.
Подметая хату завязывая поясок на веник.
Иной раз невеста раздавала на свадьбе более 100 поясков.
Поясом связывали первый сноп урожая.
При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный.
Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки.
Прокладывая первую борозду вели коня за пояс.
После покупки скота, его вводили в новый дом через пояс.
Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали:
«забывай старого хозяина, привыкай к новому.».

В славянской традиции пояс это источник жизненной силы.
Он обладает оздоравливающим и оплодотворяющим свойствами.
В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девич пояс».
Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода.
Широким мужским поясом спелиновывали младенца.
Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.

Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.
Для изготовления поясов использовались различные способы и техники.
Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочку.


Источник

Спасибо за ваши комментарии!


Рубрики:  Гардероб
Личная жизнь вещей

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку