-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Анастасия_Семёнова

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

аквариумистика архитектура и живопись интерьер и дизайн дома и сада история искусств классическая литература кулинария отечественная и всеобщая история педагогика. путешествия по миру религия и национальные традиции флористика

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Питер

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2012
Записей: 36
Комментариев: 31
Написано: 131


Музей И.Е. Репина в Ширяево Самарской области или Мир русского крестьянина глазами художника

Вторник, 23 Июня 2015 г. 12:15 + в цитатник
Летом 2009 года мне посчастливилось побывать в сказочном месте в самом центре Волги-матушки... в долине Жигулевских гор... На территории знаменитой Самарской Луки...
Самарская Лука — это самая большая, значительно выраженная и известная излучина реки Волги, в нижнем её течении между селом Усолье и городом Сызрань. Омывается водами Куйбышевского и Саратовского водохранилищ. Огибает Жигулёвскую возвышенность (Жигулёвские горы).
P1011619 (700x525, 137Kb)
Самара. Вид на Волгу с Вертолетной площадки. Фото Анастасии Семёновой.

P1011628 (525x700, 139Kb)
Посреди Жигулевских гор расположено небольшое село Ширяево, чарующее путников своей красотой, воспетой в стихах русских поэтов и на полотнах великих живописцев.
Ширяево является Родиной знаменитого поэта эпохи Серебряного века и близкого друга Сергея Есенина - Александра Абрамова, писавшего под псевдонимом Ширяевец.
Так поэт говорил о родном селе:
В междугорье залегло
В Жигулях моё село.
Рядом Волга... плещет, льнёт,
Про бывалое поёт...
Супротив Царёв Курган -
Память сделал царь Иван...
А кругом простор такой,
Глянешь - станешь сам не свой.
Всё б на тот простор глядел,
Вместе с Волгой песни пел!
В Ширяево действует дом-музей поэта.




P1011652 (700x525, 157Kb)

P1011643 (700x525, 143Kb)
Но в этой статье я расскажу Вам о роли этого красивого места на Волге в творчестве художника Ильи Ефимовича Репина, а источником моего рассказа будет книга воспоминаний самого художника "Далёкое близкое"...
Летом 1870 года Илья Репин отправился в Жигули специально для того, чтобы собирать материал к задуманной ранее картине "Бурлаки на Волге". Спутниками И.Е. Репина в этом путешествии были его младший брат - музыкант Василий Ефимович Репин (1853-1918 гг.) и художники Федор Александрович Васильев (1850-1870 гг.) и Евгений Кириллович Макаров (1842-1884 гг.) .

portret_repina (384x450, 73Kb)
И.Е. Репин. Автопортрет.
Идея отправиться на Волгу была подсказана Васильевым, который резонно говорил И.Е. Репину, что настоящего русского бурлака на Неве не встретишь. Вызвавшийся сопровождать друга и взявший на себя решение всех организационных вопросов Федор Васильев выбрал именно Самарскую Луку и Жигулёвские горы, так как , с одной стороны, это был самый живописный район Волги, а, с другой стороны, Самарская Лука представляла собой оживленный перекресток великого Волжского пути, где издавна встречались и селились представители разных народов России.

t71vasilev (496x700, 29Kb)
И.Н. Крамской. Портрет художника Ф.А. Васильева.
Здесь сложился особый тип русского человека-волжанина - свободолюбивого, предприимчивого, выносливого и самодостаточного.
Ознакомившись с первыми набросками картины И.Е. Репина , выполненными еще под Петербургом,Фёдор Васильев заметил:" Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как-то искусственно "прикомпоновываются" к картинке для назидания: смотрите, мол, какие мы несчастные уроды, гориллы. Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще, что называется - сама по себе...Бурлаки так бурлаки! Я бы на твоём месте поехал на Волгу - вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо; и чем проще будет картина, тем художественнее".
Оказавшись в волжском селе, Илья Репин сразу же ощутил себя переместившемся в другой мир, где он и его спутники были чужими. Остановились друзья в крестьянском доме Ивана Алексеева.
В 1990 году в этом доме был открыт музей И.Е. Репина.

P1011654 (525x700, 153Kb)

P1011683 (700x525, 136Kb)
Музей И.Е. Репина в Ширяево. Фото Анастасии Семёновой.
Уже внешний вид новоприбывших резко контрастировал с традиционной одеждой русского села. Художники были облачены в костюмы, сшитые столичными портными из дорогих тканей, старались всегда выглядеть аккуратно. Стремление сохранить столичный облик казалось нелепым и вызывало недоумение крестьян, ведь даже, выходя на пленер, каждое утро художники чистили до блеска ботинки и надевали белые рукавчики.

repin (569x700, 50Kb)
В.Д. Поленов. Портрет художника Ильи Ефимовича Репина.
Ширяевские крестьяне не переставали удивляться и представлениям столичных гостей о гигиене тела. Их веселила забота о своевременном приобретении дорогостоящего мыла в губернском городе и особенно сам процесс мытья. На страницах своих воспоминаний Илья Ефимович писал:"Во время нашего раздевания и купания, особенно если был праздник, кругом нас стояли и лежали любопытные целой гурьбой. Они обсуждали всех, всякую всячину нашего туалета и особенно дивились нашей трате хорошего пахучего мыла на мытьё тела. Здесь выразился их взгляд на тело вообще и на некоторые части в особенности. И как это нелепо: места тела, требующие особенной чистоты и,следовательно, тщательной промывки,вызывали у них самый непристойный смех и презрение...Они отворачивались с хохотом от нас:"И яму честь!Ха-ха-ха..." Но я тогда читал им целую лекцию о том, что мытьё начисто всего тела необходимо и что много накожных болезней у людей - от нечистот. Тогда они слушали и понимали всё."
Не менее существенные различия характеризовали отношение художников и крестьян к кухне. Занятые с утра до вечера заботами о хозяйстве , сельские женщины не имели возможности уделять особое внимание качеству приготовления пищи, ограничиваясь лишь заботой о необходимом её количестве (сто было закреплено многовековыми традициями). Столичные художники и не подозревали о возможности такого явления. После того, как хозяйка разочаровала их в приготовлении заказанных блюд, они предложили ей иной вариант:"Да ради Христа,ну свари, как варишь дома для себя, чего тут мудрить!" - просили мы.
-Да ведь вы, барин, не станете есть нашей еды, ведь у нас еда простая, - отвечала баба.
-Ну, хорошо, это-то нам и надо; вот мы и будем есть простую еду...
Вышло невозможное: в рот ничего нельзя было взять."
Лишь после того, как гости приступили к решению этого вопроса собственными силами, дело пошло на лад.
P1011663 (525x700, 140Kb)
Предметы крестьянского быта из Ширяевского музея. Фото Анастасии Семёновой.

P1011658 (700x525, 131Kb)
Бытовые различия были неразрывно связаны с принципиальным несходством взглядов на мир представителей столичной творческой интеллигенции и крестьянства российской глубинки. Это вырисовывалось тем более отчётливо в связи с тем, что столичные гости воспринимались крестьянами как нечто необычное, и в общении с ними они были гораздо более внутренне свободными и открытыми, чем в будничном общении с властями, местными помещиками и даже друг с другом.
Гости из Северной столицы казались местным жителям диковинными, сказочно богатыми существами. Они не могли найти этому богатству иного объяснения, кроме продажи души дьяволу, так как занятия художников они никак не могли назвать трудом. С большими трудностями художникам удавалось найти натурщиков, поскольку крестьян пугала всякая форма участия в "бесовских занятиях". Показательна в этом отношении главка воспоминаний И.Е. Репина "Цепью к антихристу".
В ней рассказывается, как к автору воспоминаний пришёл один из местных мужиков, согласившийся позировать ему. Виновато потупив взгляд, он обратился к художнику:"Слухай-ка-ся, родимый, что я вам скажу...тогда баили - списать меня, так я пожалуй, и надумаю.
-Да чего же тут думать, - обрадовался я, - альбом со мною, вернёмся к твоему Алатырь-камню,где ты сидел, и сейчас же начнём.
-А много ли вы мне дадите? - сказал он отчаянно как-то, понизив голос и опустив голову.
-Да как тогда говорил, как всем плачу:посидишь часок и получишь двугривенный".
Крестьянин сразу же возмутился" Я думал, вы мне рублей двадцать дадите, так мне бы уж на всю жизнь... - почти шепотом, как-то отчаянно докончил он", сославшись на крестьянскую молву о том, что художники забирают человеческие души и "пригоняют их к антихристу".
Художники имели возможность неоднократно наблюдать за тем, как полученные за позирование пятаки крестьяне перекрещивали на ладонях с молитвой и зарывали в землю. Убеждение в том, что художники являются слугами антихриста, было глубоким и всеобщим. Репин имел возможность убедиться в этом в связи с одним из самых драматических происшествий своей жизни в Ширяеве.
006340043 (579x700, 42Kb)
И.Е. Репин. Бурлаки, тянущие лямку. Рисунок.

006340077 (497x700, 54Kb)
И.Е. Репин.Голова калмыка. Рисунки 1870 года.

006340468 (700x447, 67Kb)
И.Е. Репин. Рыбацкие сети в Ширяево. Рисунок.

006340513 (700x522, 59Kb)
И.Е.Репин. Ширяев буерак на Волге. 1870 год.

P1011677 (700x525, 128Kb)
Фото Анастасии Семёновой.
Это случилось во время встречи парохода, на котором из Самары в очередной раз возвращался Евгений Макаров с покупками. Брат Ильи Ефимовича Репина - Василий и помогавший ему местный пастушок Ларька должны были встретить Макарова и доставить его на берег. В тот раз встречающие совершили ошибку по невнимательности, вследствие которой лодка ударилась о борт корабля и разбилась. С корабля был подан сигнал на берег, и к месту происшествия была отправлена лодка. Узнавшие о случившемся в числе последних И.Е. Репин и Ф.А. Васильев были встречены радостной крестьянской толпой. И.Е Репин писал:" Ближе к пароходу уже народ сбежался ; а некоторые уже идут к нам на встречу по берегу с весёлыми лицами и махают издали руками, указывая на пароход.
- Ха-ха, а ведь ваши-то утонули, угодили под пароход: лодка - в щепы, а они - ко дну...Бают, Ларьку вытащили, - добавляет мальчишка, - да, Ларьку вытащили, а ваши товарищи потонули. Хе-хе-хе !Ах, чудаки, прямёхонько под колесо...
Можете вообразить нашу лихорадку, мы уже бегом к месту, откуда лодка наша отчалила. Сколько народу! И откуда вдруг и так скоро? И все весёлые, добрые, смеющиеся лица:как будто поздравляют вас с обновками, повторяют со смешком:" Да, потонули, потонули". Но вдруг мы видим: целы и невредимы - Макаров стоит, брат мокрый и особенно Ларька еще мокрее сидят в чужой лодке, их правят к берегу. Мы даже глазам своим не поверили и стали вдруг хохотать, как сумасшедшие от радости..."

portret_v._e._repina_1876_god (551x700, 108Kb)
И.Е. Репин. Портрет Василия Репина, брата художника.
Крестьянский мир характеризовался не только своеобразными представлениями о труде , но и столь же самобытными представлениями об отдыхе.

P1011644 (700x525, 138Kb)

P1011692 (700x525, 151Kb)
Ширяевцы строго соблюдали церковные запреты на работу в праздничные дни. Православные праздники отмечались с особым усердием. Отличительной чертой праздненств являлось поголовное пьянство. В своей книге Репин поделился с читателями впечатлениями от празднования в Ширяеве дня почитания апостолов Петра и Павла:" Вся улица была грязна и пьяна. Ватага мужиков или парней, взявшись за руки и растянувшись поперек всей широкой улицы, горланила во всю глотку, кто в лес, кто по дрова, какие-то песни...и бесстрашно шлёпала лаптями по глубоким лужам. Я заметил, что некоторые, особенно молодые парни, даже не будучи пьяными, нарочито притворялись такими - до "положения риз". Это, оказывается, поднимало их в общественном мнении деревни; да, во всяком обществе своё общественное мнение: значит, есть на что пить,значит, не дурак, может заработать. Эту мораль мы узнали потом."
Крестьяне ясно видели непроходимую грань, разделявшую их мир с миром художников и всячески подчеркивали это путем самоуничижения. Репин вспоминал:" Даже будучи как стелька, ещё издали шатающийся мужик, испачканный, как и все они, в грязи, завидев нас, приободрялся, окидывая себя пьяным взором, становился, держась за изгородь или за угол избы, в почтительную позу, снимал шапку, если она была на голове, кланялся нам низко с риском падения и говорил каким-то раскаянным голосом:"Ваше благородие, простите меня,Христа ради..."
Несмотря на то, что культурная грань между ширяевцами и столичными художниками казалась порой непреодолимой, воспоминания Репина содержат немало свидетельств о том, что настоящее искусство пробивало себе дорогу к народной душе. Наиболее ярким примером этому является рассказ Репина об одном из вечеров,когда художники по установившейся традиции, убирая кисти и палитры, пели песни.
Репин вспоминал, что во время исполнения романса "Поле росится" под аккомпонемент флейты под окнами их избы собралась большая толпа крестьян:"А что, нравится ? Хорошо ли поём?" - спрашивает Васильев.
- А когда же ,чай, нет, - отвечает мужик, - больно гоже. А что это, дозвольте спросить, ваше благородие, молитва такая? Вы какой веры будете?
- Что ты, что ты, какая же это молитва?Просто песенка.
- Гоже, гоже; а мы думали: словно как в церкви поют. Известно, что мы знаем?"
На предположение ширяевцев натолкнули слова романса "Коль славен" и "По небу полуночи ангел летел". Церковь была тем местом, где наиболее тесно соприкасались народная и элитарная культура. В основе этого единения было неизбывное стремление любого человека к прекрасному, и подчас кресьяне могли удивить художника умением увидеть красоту при самых неожиданных обстоятельствах. Однажды, когда Репин работал на пленере, он заметил стоявшего в сорока шагах от него мальчика-пастуха. Заинтересовавшись столь пристальным вниманием к себе,Репин заговорил с пастушком:"А что ты тут стоишь? Ведь ты отсюда ничего не видишь! (Художник полагал, что крестьянский сын заинтересовался его живописью).
-Больно гоже, - сказал пастушок.
-А что гоже? - спросил художник. - На что же ты смотришь? Ведь не на меня; так что же гоже-то?
-А блестит, - ответил мальчик".
Оказалось, он восхищался солнечными бликами, исходившими от лакированной крышки ящика с красками. Репин был удивлён и даже смущен столь наивным и непосредственным представлением о красоте.

P1011662 (700x525, 120Kb)
Личные вещи Ильи Ефимовича Репина и единственный экземпляр известной картины "Шторм на Волге", хранящийся в музее в Ширяево.
Илья Ефимович Репин внимательно приглядывался к каждому из ширяевцев и всем сердцем полюбил их... Ведь у каждого волжанина своя судьба и своя лепта в создании шедевра русской живописи - картины "Бурлаки на Волге".

006340037 (539x700, 47Kb)

006340036 (565x700, 37Kb)
Эскизы И.Е. Репина к картине "Бурлаки на Волге", сделанные в Ширяево.

бурлаки идущие вброд (700x449, 69Kb)
И.Е. Репин. Бурлаки. Один из ранних вариантов картины.


P1011665 (700x525, 119Kb)
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. Ширяево. Фото Анастасии Семёновой.

P1011684 (525x700, 166Kb)
Мальва в музее И.Е. Репина в Ширяево.

006340182 (333x700, 41Kb)
И.Е. Репин. Мальва.

P1011682 (700x525, 144Kb)

burlaki-na-volge (700x325, 85Kb)
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге.
Volga_barges (700x449, 48Kb)
Ф.А. Васильев. Вид на Волге. Барки.

P1011667 (700x525, 118Kb)
Памятник И.Е. Репину в Ширяево. Фото Анастасии Семёновой.

P1011691 (525x700, 151Kb)

Серия сообщений "В гостях у Великих людей!":
Часть 1 - На Родине знаменитого литературного критика и писателя Виссариона Григорьевича Белинского.
Часть 2 - Дом-музей Александра Ивановича Куприна в Наровчате Пензенской области.
Часть 3 - Дом-музей Ивана Ивановича Шишкина в Елабуге.
Часть 4 - Музей И.Е. Репина в Ширяево Самарской области или Мир русского крестьянина глазами художника
Часть 5 - Квартира Архипа Ивановича Куинджи в Санкт-Петербурге.
Часть 6 - В Лермонтовских Тарханах...
...
Часть 13 - Ольгин павильон в Петергофе
Часть 14 - Парк Александрия в Петергофе
Часть 15 - Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум в 2018 году.



Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку