-Цитатник

Что можно и нельзя делать во время транзитов ретро-планет - (0)

Что можно и нельзя делать во время транзитов ретро-планет РЕТРОГРАДНЫЙ МЕРКУРИЙ Мерк...

5 откровений каннибалов о вкусе человеческого мяса (21+) - (0)

5 откровений каннибалов о вкусе человеческого мяса (21+) В человеческой цивилизации каннибализ...

Слабонервным не смотреть (27 фото) - (0)

Тайский хлеб. Слабонервным не смотреть (27 фото) Тайский хлеб. Слабонервным не смотреть (27 фото)...

В линиях ладоней зашифрована судьба - (0)

В линиях ладоней зашифрована судьба   Руки человека иногда настолько вырази...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в СчастливаЯ_ЛюбимаЯ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2011
Записей: 7858
Комментариев: 1284
Написано: 11362


Почему нужно отказаться от оценок в школе

Вторник, 29 Ноября 2016 г. 10:38 + в цитатник

Почему нужно отказаться от оценок в школе

Почему нужно отказаться от оценок в школе

Сразу скажу: дело вовсе не в том, что я категорически против оценок, я просто действительно совсем-совсем не понимаю, как оценка в школе может явиться хоть каким-то образовательным инструментом. Штука в том, что весь мой опыт, да и опыт коллег, по моим наблюдениям, приводит к единственному выводу: оценка не просто вредна — она развращает личность, убивает любопытство, приводит к конфликтам и комплексам.

Начнем с простейших примеров. Скажем, за обедом человек хочет поскорее выпить компот. При этом он знает, что положительную оценку («ты хороший мальчик») он получит в случае, если съест суп. Как ему поступить? В рамках приобретенного условного рефлекса — реакция на положительную оценку — он принимается за суп. Получает подкрепление в виде похвалы (оценка). Как вам кажется, сколько раз ему нужно побывать в подобной модели, чтобы она закрепилась? Нескольких будет достаточно, не правда ли? Что станет результатом? — Его неумение определить, чего он на самом деле хочет… Что взрослые лучше знают, как жить… Организм, черт возьми, подсказывает, что он хочет компот, а мир диктует, что нужно есть суп! Как тут быть? Однако эта дилемма не вечна. Оценка — наркотик, ежедневное применение которого снимает все эти вопросы. И постепенно вытесняет истинные мотивации.

Слишком примитивно? Этот же механизм работает точно так же и в более сложных случаях.

Давайте про школу. Взгляните на пятибалльную оценочную систему: ничего странного не замечаете? Из пяти возможных вариантов три — отрицательные (причем один из них — единица — практически никогда не используется); остается хилая дифференциация между 4 и 5… Что мы хотим сказать с помощью этих сомнительных инструментов? Даже приблизительной объективности не получается.

Представьте, у человека в диктанте было 20 ошибок, потом он долго работал и в следующем сделал только 8. И что же? Опять двойка! Между тем его успех намного больше, чем у отличника, который, исправив одну-единственную ошибку, перешел от четверки к пятерке. Равно как и за сданный чистый лист он получит не ноль, что было бы хотя бы логичным, а все ту же двойку. Неужели вас это не смущает? Как объяснить это детям? Разве такая система может стать хоть сколько-нибудь серьезной и честной обратной связью — поддерживающей, обучающей?..

Государственная контрольная в нашей школе. Второй класс. На картинке — гнездо и домик. Вопрос: объясните, что общего и в чем разница. Наш ученик отвечает: «Разница в том, что в гнезде живет птица, а в доме — человек, а общее то, что в гнезде живет птица, а в доме — человек». Ответ, на мой взгляд, на грани гениальности. Прикажете поставить «пару», в соответствии со стандартом? Сказать что-нибудь типа «ты молодец, но мир этого не оценит?» Нет тут подходящих вариантов. Но есть вопрос: зачем оценка? Разве без нее мы не сможем понять, что человек знает, а чего не знает?

Могу предложить вам жестокую и опасную проверку: введите на недельку строгую оценочную систему в собственные женско-мужские отношения и увидите, с какой скоростью рухнет все. «Дорогой, сегодня за наш секс ставлю тебе 4 с минусом…» — «Дорогая, тебе троечка за сегодняшний вечер». Смешно, не правда ли? Вот и в отношениях с детьми — смешно.

Оценка приводит к тому, что человек учится соответствовать не самому себе, своим желаниям, мыслям, интересам, а учебнику, взглядам учителя, вообще взрослого. Он постепенно теряет умение взаимодействовать с миром, выбирать.

Был у меня когда-то такой случай. Меня пригласили в одну из школ провести с учениками <nobr class=»phone»>9-10-11</nobr> классов «День чтения» (есть, как оказалось, и такой день…). Мы с участниками нашли малоизвестную сказку Андерсена и организовали большую открытую конференцию, в процессе которой они в малых группах читали, свободно ходили по залу, обменивались мнениями, задавали друг другу вопросы, спорили. Практически не было не вовлеченных в процесс. И тут ко мне подошли две учительницы этих детей. «Как здорово! Мы никогда их такими не видели! Можно мы поставим оценки?» Я, конечно, оторопел: «Зачем?» — «Просто мы действительно никогда прежде не слышали голоса некоторых из них, а сейчас они так активны! Это поможет нам поставить им в четверти хотя бы тройку…»

Ну и как вам? Все еще не достаточно доказательств? Талантливые, яркие, активные получат «хотя бы тройку». Легко, конечно, свалить все на учителей, сказав, что они просто не умеют организовать интересный урок. Я уверен, что это не так. Просто сами учителя оказываются заложниками оценочной системы и теряют постепенно собственную ориентацию, собственную способность к творчеству.

Человек учится, это так интересно! Зачем подменять его желание познавать мир желанием понравиться учителю, соответствовать некоему стандарту? Сколько потерянных поколений еще необходимо для того, чтобы понять, насколько это опасно? Сначала «подсадим» на оценку в качестве главного мотора, а потом носимся в поисках утраченной самости ребенка. «Он ничем не интересуется…»

Я снова и снова возвращаюсь к своему излюбленному вопросу: зачем? Если ответ — обратная связь, то намного проще дать ее на словах, объяснить, что к чему, найти вместе ошибки, предложить путь к их исправлению, пониманию.
Оценка — один из главных якорей учителей и родителей, не умеющих или не желающих сделать жизнь интересной как для себя, так и для другого.

Вот и даем мы на простой вопрос «зачем учиться?» взаимоисключающие ответы: учиться нужно для себя, но на оценку других. Как это? Сами подумайте!

Еще на тему в рубрике Домашнее обучение, Счастливые дети

О чем НЕ говорят про школу. Опасения невролога

Когда школа — дома. Самостоятельное обучение
О чем НЕ говорят про школу. Опасения невролога.
Рабы Системы или зачем нужна школа
Почему необязательно и очень вредно отдавать ребёнка в школу?
Как современная школа убивает в детях любовь к природе

Кто ходит в школу по утрам

Школьные предметы не применимы в жизни. На что мы тратим 10 лет?

Как современная школа убивает в детях любовь к природе

Как сделать так, чтобы ребенок любил читать

Откуда в школьной программе по литературе — дневник наркоманки?

Анскулинг — как учиться, не посещая школу

Когда школа — дома. Самостоятельное обучение

Как мы учим детей сами (без школы) и учимся вместе с ними

Рабы Системы или зачем нужна школа

Образовательная каторга на примере американских школьников.

Как учиться дома

8 преимуществ домашнего обучения

Почему необязательно и очень вредно отдавать ребёнка в школу?

1 сентября — день заклания

Свободное образование дочери. Впечатление мамы

Кто ходит в школу по утрам

Школьное образование или обучение дома?

 

Серия сообщений "5. Почему они такие?":
Часть 1 - Почему мы сопротивляемся познанию? Инструменты.
Часть 2 - Не нойте. Жалобы детей (как управлять родителями)
...
Часть 41 - Если с мамой невыносимо общаться. А кто из нас мама?
Часть 42 - Хэллоуин в школе — когда смерть и убийства становятся нормой
Часть 43 - Почему нужно отказаться от оценок в школе
Часть 44 - Дети — наши зеркала, наше отражение. То, как они ведут себя — это мы сами.
Часть 45 - Мужчина должен создавать себе проблемы. Будь мужиком!
...
Часть 48 - Наши Матери
Часть 49 - Страшно то, что более 99% населения земли не живут вообще..
Часть 50 - Если бы дети возвращали родителям то, ЧТО получили, мир бы ужаснулся

Серия сообщений "4. КАК их воспитывать":
Часть 1 - Как воспитать ребёнка оптимистом?
Часть 2 - Дайте себе и ребёнку передышку быть собой.
...
Часть 12 - 10 ОШИБОК, КОТОРЫЕ СЛОМАЮТ ТВОЕЙ ДОЧЕРИ ЖИЗНЬ
Часть 13 - Простой способ научить ребенка не перебивать.
Часть 14 - Почему нужно отказаться от оценок в школе
Часть 15 - Мы даем не то, что надо ребенку. Юлия Гиппенрейтер
Часть 16 - Отцы и дети Воспитание. Дмитрий Троцкий.
...
Часть 18 - Ломать интуицию девочке начинают с рождения.
Часть 19 - почему издеваются над ребенком сверстники, смеются, делают козлом отущения?
Часть 20 - 10 причин, почему ваши дети вас не уважают



Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку