Кукольник – человек, который позволяет куклам радовать, удивлять и смешить не только детей, но и взрослых.Театр кукол всегда таит особое очарование, поскольку является уникальным явлением в сфере искусства: по своей удивительной простоте и, одновременно, по своей многозначности это настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочности и фантазии. Возникая в реальном времени и пространстве, театр кукол возвращает нашим душам истинную сущность…
Вы нам дарите тепло,
В детство возвращая,
Кукольники, с вашим днем
Всех вас поздравляем!
И желаем лишь добра,
Счастья, и здоровья!
Радовали чтоб всегда
Всех вы нас с любовью!
Китайские куклы.
Кукольное представление используется почти во всех человеческих обществах и как развлечение во время праздников, таких как карнавалы и в ритуалах.Уже более 3000 лет назад во время ритуальных мистерий в Египте женщины носили куклу Озириса. Сделанных из глины и костей кукол нашли в египетских гробницах. Иероглифы также описывают "ходьбу статуи" в древнеегипетской религиозной драме. Кукольные театры были распространены в Древней Индии и в Древнем Китае. Оттуда, через Древний Иран, они попали с бродячими группами кукольников в Древнюю Грецию и Древний Рим. Упоминание о куклах встречаются у Апулея, Аристотеля, Геродота, Горация, Ксенофонта и Марка Аврелия. Ближневосточные кукольное представление, как и другие формы театра, находятся под влиянием исламской культуры. Карагоз,турецкий театр теней, имеет широкое влияние в регионе. Считается, что он позаимствован из Китая монголами, которые и привезли его в Турцию. Искусство театра теней попало в Анатолию из Средней Азии. Другие ученые утверждают, что театр теней попал в Анатолию в 16 веке из Египта, когда в 1517 году султан Селим Явуз завоевал Египет. Он увидел театр теней во время празднования устроенного в его честь и был настолько впечатлен его представлением, что взял кукловодов в свой дворец в Стамбуле. Там театр давал представления перед его 21 -летним сыном, впоследствии султаном Сулейманом Великолепным.Сохранился до сих пор и другой стиль куколь -ного театра известный как аль-Хаял (khayal al-zill), переводится как "тени вообра -жения". Это театр теней с живой музыкой под аккомпанемент барабанов, бубнов и флейт и "спецэффектов" - дыма, огня, грома, погремушек, скрипов, ударов, и всего, что может вызвать смех или ужас аудитории. В Иране куклы существовали гораздо раньше, чем в Турции. Традиционное персидское кукольное представление исполня -ется в небольшой коробке с участием музыкального исполнителя и рассказ -чика называемого Моршед или Нагхал. Представления театра кукол часто происходят в традиционных чайных и кофейнях (Ghahve-Khave) в ходе которого между Моршед и куклами происходит диалог. В Азии уличный кукольный театр с давних времен показы - вает драму между двумя женами Шивы. Исполняется она только женщинами. Доказательства существования кукол найдены в цивилизации долины Инда. Археоло -ги раскопали терракотовые куклы датируемые 2500 г. до н.э. со съемной головой, которыми уже было можно манипулировать. Ученые обнаружили, что появление кукол в Индии началось 4000 лет назад. Кукла - главный герой, на санскрите была известна как "Sutradhara" - Держатель струны.
Куклы в старом сундуке
Живут своею жизнью.
У кукольника на руке
Вдруг обретают мысли!
Они смешат нас от души,
И радуют всегда,
Вас поздравляем с праздником
Мы кукольники, да!
Китай имеет свою по крайней мере 2000 летнюю историю кукол, первоначально называемых "пи-ин хи", или, как она известна сегодня - китайский театр теней. Во время династии Сун (960-1279 н.э.) в куклы играли все слои общества. В Европе же кукловоды считались более низким социальным слоем. Япония имеет много форм кукольных представлений, в том числе бунраку. Бунраку развилась из обрядов синтоистского храма и постепенно стала очень сложной формой кукольного представления. В ней первоначально был занят один кукловод, но к 1730 году для работы с каждой марионеткой на глазах у зрителей стали работать три кукловода. Они одеты во все черное и становятся невидимыми, когда стоят на черном фоне, в то время как факелы освещают только резьбу, роспись и костюмы деревянных кукол. Бунраку является наиболее выраженной формой кукольного театра Японии. Он содержит три основных составляющих и требует от профессиональных актеров ежедневной практики. Большинство классических пьес бунраку были написаны в 18 веке и исполняются до сих пор.Куклы бунраку примерно в два раза меньше взрослых людей. Их руки приводятся в движение множеством рычагов и строп. Первый кукольник работает с головой и правой рукой куклы. Второй двигает в левую руку, а третий отвечает за движения ног куклы. Чтец ведет рассказ который играют куклы, а сямисэн негромко играет традиционную японскую музыку.
Италия, по мнению многих, стала родиной марионеток под влиянием кукольного театра Древнего Рима. Христианская церковь использовала марионеток для исполне -ния в храмах моральных пьес. Считается, что само слово марионетка происходит от фигурки Девы Марии и значит "кукла Мэри". Шло время и из моральных постановок кукольные представления превратились в комедийные и в конечном итоге это привело указу Церкви о запрете кукол. Кукольников ответили на это созданием вне храмов уличных театров и стали разыгрывать еще более грубые сценарии полные фарса. Из этого выросла итальянская комедия под названием комедия дель арте. Куклы использовались не только в этом виде театра, но иногда и в пьесах Шекспира. В Сицилии по улицам городов и селений ездили украшенные передвижные тележки, представляющие сцены из франкских романтических стихов, такие, как Песнь о Роланде. Это называется "Опера кукол". Опера кукол и сицилийские традиции, уходят корнями в провансальском традиции трубадуров первой половины 13 века времен правления императора Священной Римской империи Фридриха II. Первое упоминание о кукольном театре в России датировано 1636 годом. Его нам описал немецкий путе - шественник Адам Олеарий. Первые в России гастроли кукольников состоялись в 1700 году : одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани. В 1733 году по приглашению Анны Ивановны в России работали четыре труппы итальянских комедиантов. Кукольные театры комедии дель арте были открыты в Москве и Санкт-Петербурге. Один из основных персонажей русских народных кукольных представлений это Петрушка. Петрушка, «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.Даль). Он одет в красную рубаху, холщовые штаны и остроконечный колпак с кисточкой. Петрушка традиционно перчаточная кукла (кукла-перчатка). Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Петрушка был настолько популярен в дореволюционной России, что по его приключениям в 1910 году знаменитым композитором Игорем Стравинским был написан балет. Балет «Петрушка» Игоря Стравинского и Михаила Фокина был создан специально для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Этот балет недавно стал премьерой сезона и в Большом театре.
Ты сказку создаёшь своей игрой,
Умеешь созидать и красотой
Спектакль ты душевно наполнять
И публику, мой друг, околдовать!
У Вас мысли свободный полет!
Фантазии как у ребенка
И сказка с Вами постоянно живет
И сердце как у доброго котенка!
В Архангельске Международный День кукольника пройдет в «Сновидениях» Гоголя.
От всей души поздравляю всех с Днем Кукольника! Создание кукол - это искусство и большой труд, требующий не только много времени, навыков и умений, но и душевных сил, любви, фантазии, движение мысли и знаний. Желаю творческого подъема, радости и вдохновения в создании игрушек, полет фантазии в создании шедевров! Высокой оценки и понимания тех, для кого они создаются!
С Днем Рукодельниц I часть
здесь
С Днем Рукодельниц IIчасть
здесь
Источник: http://redday.ru/spring/03/21.asp
http://www.vmireinteresnogo.com/article/international-day-of-the-puppeteer
Еще много интересного для Вас
Елена_Дорожко