Тема 1. Введение в логистику
1. Определение логистики.
Логистика – наука об управлении потоками в экономической системе.
2. Виды потоков в экономике:
- грузовой, - людской, - информационный, - финансовый (денежный), - услуг (образовательные, медицинские, …), - энергетический (электроэнергия, …). Данный курс изучает только грузопотоки.
3. Разделы логистики:
- транспортная (управление движущимся грузопотоком), - логистика запасов (управление остановившимся грузопотоком), - складская (управление защитой остановившегося грузопотока), - закупочная (управление закупками (входными грузопотоками)), - распределительная (управление выходными грузопотоками, совпадает с разделом маркетинга о товародвижении), - производственная (внутренняя) (управление внутренними грузопотоками), - информационная грузовая (управление информационными потоками, сопровождающими грузопотоки).
4. История логистики.
Логистика зародилась в средние века в Византии как часть военного искусства и до сер. 20 в. была теорией тылового обеспечения вооружённых сил предметами снабжения (вооружением, продовольствием, амуницией). От греческого слова «логос» - (в данном случае) «ум». Возрастание значения транспорта в мировой экономике в 19 – 20 вв. в связи с технической революцией сделало логистику важной частью экономической науки. В России логистика стала преподаваться и изучаться только с 1990 – х годов. Наиболее популярный российский учебник по грузовой логистике: Гаджинский М. Логистика (любое издание).
5. Уровни развития логистической деятельности.
Экономическая система страны или территории оценивается с точки зрения её логистического развития по пяти уровням (part of logistic (PL)). 1 уровень (1PL) – преобладание в экономической системе логистического инсорсинга. 2 уровень (2PL) – серьёзное присутствие в экономической системе логистического аутсорсинга. 3 уровень (3PL) – преобладание в экономической системе логистического аутсорсинга. 4 уровень (4PL) – преобладание в экономической системе логистических предприятий, работающих по технологии «цепи поставок». 5 уровень (5PL) – преобладание в экономической системе логистических предприятий, работающих по технологии «цепи поставок» с использованием технологий интернета. Современная Россия ещё не окончательно освоила 3 уровень логистического развития. Логистическая технология «цепь поставок» - обслуживание одним логистическим предприятием группы предприятий, формирующей единый грузопоток (например, цепь поставок: «рудник – металлургический завод - автомобильный завод – автосалон – сбор металлолома»).
6. Инсорсинг и аутсорсинг.
Инсорсинг – многоотраслевой характер предприятия, одновременно выполняющего совершенно разные технологические операции (например, промышленное предприятие, имеющее транспортный цех и склады). Аутсорсинг – узкоспециализированный характер предприятия, выполняющего узкий набор схожих технологических операций (например, промышленное предприятие, даже свой бухгалтерский учёт отдавшее специализированной фирме).
7. Показатели логистической деятельности:
- дальность перевозки, - масса груза, - грузооборот (произведение массы груза на дальность перевозки), - скорость перевозки, - вместимость склада и транспортного средства, - степень использования логистических мощностей (транспортных средств, транспортных магистралей и складов), - себестоимость логистических операций (перевозки и хранения груза), - объём инвестиций в логистическую систему.
Тема 2. Виды грузопотоков. Тара
8. Виды грузопотоков.
Виды грузопотоков по характеру груза: - сырьё, - материалы, - готовая продукция, - отходы. Сырьё – вещество, находящееся в необработанном состоянии, то есть в том состоянии, в котором оно находилось в природе. Материал – частично обработанное сырьё, ещё не ставшее готовым изделием. Готовое изделие – окончательно обработанное сырьё, готовое к потреблению. Отходы – непригодные к использованию сырьё, материалы и готовая продукция. Виды сырья: минеральное, сельскохозяйственное, круглый лес, рыба, вода. Виды грузопотоков по состоянию вещества груза: - тарные (генеральные), - насыпные, - жидкие, - газообразные. Логистическая обработка насыпных грузопотоков относительно дёшева, жидких и газообразных – дороже, тарных – самая дорогая. Виды грузопотоков по отношению микрологистической системе: - входные, - выходные, - внутренние. Логистическая обработка внутренних грузопотоков наиболее дорога. Виды грузопотоков по числу транспортных средств (вагонов, автомобилей, водных и воздушных судов): - массовые (> 7 транспортных средств), - крупные (2…7 транспортных средств), - средние (1 транспортное средство), - мелкие (< 1 транспортного средства). Наиболее выгодна логистическая обработка средних грузопотоков, поэтому грузовместимость транспортных средств и мощность транспортных магистралей постоянно растёт. Виды грузопотоков по плотности груза: - тяжёлые (> 1 т / куб. м на водном транспорте, > 0,5 т / куб. м на прочих видах транспорта), - лёгкие (не тонут в воде или относительно легко грузятся или выгружаются вручную). Логистическая обработка лёгких грузов относительно дёшева, а тяжёлых грузов – дорога. Виды грузопотоков по опасности: - взрывчатка, - сжатые газы, - легковоспламеняющиеся жидкости, - легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, - окисляющие вещества, - яды и инфицирующие вещества, - радиоактивные вещества, - корродирующие вещества, - неопасные вещества.
9. Определение тары.
Тара (упаковка) – конструкция, охватывающая груз, в основном с целью его сохранения при транспортировке и хранении.
10. Функции тары:
- сохранение груза от повреждения, - сохранение груза от воров, - сохранение окруж. среды от груза, - удобство перевозки, - информирование участников перевозки, - реклама.
11. Неблагоприятные для груза факторы окружающей среды:
- климатические факторы (осадки, влажность, температура), - запахи, - свет, - химическая активность окружающей среды, - грызуны, - воры.
12. Виды тары:
- по стандартизации – стандартная (контейнер 8х8х40 футов), - нестандартная, - по жёсткости – жёсткая, - полужёсткая, - мягкая, - по материалу – металлическая, - пластиковая, - керамическая, - бумажная, - картонная, - фанерная, - стеклянная, - тканевая, - по конструкции – бочка, - контейнер, - коробка, - поддон, - упаковочная лента, - упаковочная плёнка, - ящик, - мешок, - укутывающий материал, - упаковочные прокладки, …, - по уровню использования – одноразовая, - многоразовая (оборотная), - по экологичности – биоразлагаемая, - загрязняющая, - по стадии логистического процесса – производств., - транспорт., - потребит.
13. Современные тенденции развития тары:
- стандартизация (контейнеризация), - стремление к форме куба, - компромисс между надёжностью и стоимостью, - многоразовое использование (оборот тары), - использование в разн. звеньях логистич. системы единой стандарт. тары, - плотная погрузка в транспортное средство, - компактность (концентрирование жидкости, сжатие газов, прессование волокон, перевозка хрупких разборн. грузов в разобранном виде).
Тема 3. Водный и железнодорожный транспорт
14. Определение транспорта.
Транспорт – отрасль экономики, занимающаяся перевозками грузов.
15. Современные виды транспорта:
- речной, - морской, - железнодорожный, - трубопроводный, - автомобильный, - воздушный.
16. История транспорта.
Речной транспорт используется человечеством с незапамятных времён, особенно активно – со времени возникновения первых цивилизаций, которые именно благодаря речному транспорту и появились (Древний Египет, Древнее Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай, 3 тыс. до н. э.). С возникновением международной торговли стал широко использоваться морской транспорт (Древняя Финикия, 2 тыс. до н. э.). Революция на транспорте началась с изобретением паровой машины Д. Уаттом (Британия, 1783 г.). Водный транспорт перешёл к использованию пароходов (Р. Фултон (США), 1807 г.). В 1825 г. была изобретена железная дорога (первый пригодный для широкого использования паровоз Д. Стефенсона «Ракета» (Британия)). В 1879 г. в США был запущен первый магистральный нефтепровод. Изобретение двигателя внутреннего сгорания в 1871 г. привело к созданию новых видов транспорта. В 1886 г. К. Бенц (Германия) изобрёл автомобиль. В 1904 г. братья О. и У. Райт (США) изобрели первый самолёт «Флаер».
17. Достоинства речного транспорта:
- низкая себестоимость перевозки (в 4 раза ниже автомобильного транспорта), - большая грузовместимость транспортного средства, - использование судов с малой мореходностью.
18. Недостатки речного транспорта:
- зависимость от сезона, течений и состояния судового хода, - низкая скорость (экономически эффективна скорость 30 км/ч), - ограниченность маршрутов (судоходные реки есть не везде).
19. Достоинства морского транспорта (обслуживает главным образом внешнюю торговлю):
- низкая себестоимость перевозки, - очень большая грузовместимость транспортного средства (до 565 тыс. т, супертанкер «Sea Wise Giant», Япония, 1981-2010 гг.).
20. Недостатки морского транспорта:
- зависимость от погоды и от состояния моря, - низкая скорость, - ограниченность маршрутов, - большая качка.
21. Достоинства железнодорожного транспорта (40 % грузооборота России):
- неограниченность маршрутов, - независимость от погоды и сезона, - относительно низкая себестоимость (в 3 раза ниже автомобильного транспорта), - низкий уровень загрязнения окружающей среды (50% железных дорог России электрофицированы и не загрязняют окружающую среду), - высокая пропускная способность магистралей (в 125 раз интенсивнее автодорог и в 37 раз интенсивнее речных путей).
22. Недостатки железнодорожного транспорта:
- высокий уровень монополизации (в России действует госмонополия «РЖД»), - неудобство организации небольших грузопотоков на короткое расстояние (эффективны бывают только перевозки на расстояние больше 300 км).
Тема 4. Трубопроводный, автомобильный и воздушный транспорт
23. Достоинства трубопроводного транспорта (50 % грузооборота России):
- низкая себестоимость перевозки, - высокая сохранность груза, - независимость от сезона и от среды (трубопроводы прокладывают и на суше, и по дну моря), - неограниченность маршрутов, - высокая пропускная способность магистралей (в 60 раз интенсивнее автодорог), - безопасность для человека и природы.
24. Недостатки трубопроводного транспорта:
- узкая номенклатура грузов (только жидкие и газообразные грузы, в основном: нефть, нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо) и природный газ), - высокий уровень монополизации (в России действуют госмонополии «Транснефть» и «Газпром»).
25. Достоинства автомобильного транспорта:
- компактность транспортных средств, - неограниченность маршрутов, - высокий уровень конкуренции, - широкая номенклатура грузов.
26. Недостатки автомобильного транспорта:
- относительно высокая себестоимость перевозок, - низкий уровень сохранности груза, - низкая пропускная способность магистралей, - зависимость от сезона, - большие загрязнения окружающей природной среды (80% всех загрязнений от всего транспорта), - малая грузоподъёмность транспортного средства (до 40 т), - большая опасность для людей (25 000 человек в год гибнет в автокатастрофах в России).
27. Достоинства воздушного транспорта:
- высокая скорость (до 850 км/ч), - неограниченность маршрутов.
28. Недостатки воздушного транспорта:
- высокая себестоимость перевозок (самая высокая среди всех видов транспорта), - зависимость от сезона и от погоды.
Тема 5. Транспортно-экспедиционная деятельность
29. Определение транспортно-экспедиционной деятельности.
Транспортно-экспедиционная деятельность - деятельность по организации перевозки груза, по заключению договоров перевозки груза, по обеспечению отправки и получения груза, по представлению интересов клиента перед перевозчиком (транспортное посредничество). Впервые транспортно-экспедиционные предприятия появились в Германии в 1819 г. (комплектование удобных для перевозчика крупных партий груза из мелких отправлений).
30. Источники транспортно – экспедиционного права:
- глава 41 Гражданского кодекса РФ, - федеральный закон № 87 от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», - транспортные уставы и кодексы РФ (Кодекс внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания, Устав железнодорожного транспорта, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Воздушный кодекс РФ), - стандарты по транспортно-экспедиционной деятельности (ТУ, ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ, СТП, ТР).
31. Договор транспортной экспедиции
- гражданско-правовая сделка, заключаемая экспедитором и клиентом в письменной форме, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги.
32. Основные транспортно-экспедиционные услуги:
- оформление сдачи и получения груза, - завоз и вывоз груза к магистральному транспорту и от магистрального транспорта, - погрузка и разгрузка груза, - складирование груза, - изменение грузовой единицы (переупаковка груза, в том числе контейнеризация), - ремонт тары, - информирование клиента о состоянии груза, - страхование груза у страховщиков, - платежи.
33. Дополнительные транспортно-экспедиционные услуги (услуги во внешнеторговой деятельности):
- оформление экспортно-импортных документов, - прохождение таможенных формальностей, - оплата таможенных платежей.
34. Информация, предоставляемая экспедитором клиенту:
- полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя), - сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям, - перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость, - сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг, - сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, - сведения о правилах и об условиях выполнения таких перевозок. Экспедитор может отступать от указаний клиента только в случае, если это необходимо в интересах клиента или если экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента о его согласии на такое отступление, либо не смог получить в течение одних суток со дня уведомления клиента ответ на свой запрос.
Тема 6. Перевозки скоропортящихся грузов
35. Определение скоропортящегося груза.
Скоропортящийся груз – груз, требующий защиты от воздействия температуры и влажности окружающей среды (слишком высокой или слишком низкой). При пониженной температуре химическая активность вещества груза понижается и значительно увеличивается его срок годности.
36. Виды скоропортящихся грузов:
- мясопродукты, - молочные продукты, - рыбопродукты, - яйца, - картофель, - овощи, - фрукты, - ягоды, - соки, - цветы, - пиво, - медикаменты.
37. Определение холодильного транспорта.
Холодильный транспорт – транспортные средства (автомобили, вагоны, суда), в грузовых отсеках которых поддерживается постоянная пониженная температура.
38. Факторы, влияющие на качество перевозки скоропортящихся грузов:
- исходное состояние груза, - подготовка груза к перевозке, - упаковка, - температура воздуха холодильного отсека, - влажность воздуха холодильного отсека, - вентиляция воздуха холодильного отсека, - чистота воздуха холодильного отсека, - санитарное состояние холодильного отсека, - размещение груза в холодильном отсеке, - длительность перевозки, - климат района перевозки, - сезон перевозки (холодный, тёплый, сухой, влажный).
39. Требования, предъявляемые к холодильному транспорту:
- поддержание оптимальных температуры и влажности воздуха в холодильных отсеках, - высокая скорость перевозки, - плавный ход транспортного средства, - автоматизация холодильного оборудования, - надёжность холодильного оборудования (работа не менее 12 ч без дополнительного обслуживания при температуре внешней среды -30…+30 град. С).
40. Технологии охлаждения:
- рефрижератор (перекачка насосом хладоагента по системе охлаждения), - лЕдник (наполнение системы охлаждения льдом, льдом с солью, «сухим льдом» (охлаждённой углекислотой) или жидким азотом), - термос (термоизоляция холодильного отсека от внешней среды), - набегающий от движения грузового самолёта воздух.
Тема 7. Логистика запасов
41. Запас
– грузы временно не участвующие в процессах производства, продажи и потребления, необходимые для обеспечения непрерывности этих процессов, но приводящие к росту издержек.
42. Виды запасов:
по стадии логистического процесса: - производственные, - торговые, - потребительские; по роли в логистическом процессе: - текущие, - страховые, - сезонные, - неликвидные; по количественному уровню: - фактические, - максимально желательные, - минимально желательные. Производственные запасы – запасы, предназначенные для обеспечения непрерывности процессов производства. Торговые запасы – запасы, предназначенные для обеспечения непрерывности продажи товаров. Потребительские запасы – запасы, предназначенные для обеспечения непрерывности потребления готовой продукции. Текущие запасы – запасы, предназначенные для обеспечения нормальной (текущей) деятельности предприятия. Страховые запасы – запасы, предназначенные для обеспечения деятельности предприятия в чрезвычайных ситуациях (при нестабильной работе транспорта, резком росте продаж, стихийных бедствиях). Сезонные запасы – запасы, предназначенные для обеспечения деятельности при сезонном характере переработки, перевозки и потребления. Неликвидные запасы – запасы, не используемые долгое время. Максимально и минимально желательные запасы – верхняя и нижняя норма запасов, при эффективном управлении фактические запасы колеблются между этими нормами.
43. Виды издержек на запасы:
- на обслуживание запасов: - отвлечение финансов, - содержание складов, - оплата труда работников складов, - риск порчи, хищения, стихийного бедствия, - истечение срока годности груза, - загрязнение окружающей среды; - от отсутствия запасов: - риск остановки переработки, перевозки, продажи, потребления и утилизации грузов, - закупка мелкими партиями по высокой цене, - потеря потребителей.
44. Стратегии управления запасами:
- стандартная стратегия (заказ одинаковых партий через одинаковые промежутки времени, при малоценных грузах и стабильном спросе), - стратегия больших запасов (заказ неодинаковых партий через одинаковые промежутки времени, низкие затраты на управление запасами, P - модель), - стратегия избыточного управления (заказ одинаковых партий через неодинаковые промежутки времени, непрерывное управление запасами, дорогие грузы, Q - модель), - оперативное управление (заказ неодинаковых партий через неодинаковые промежутки времени).
Тема 8. Логистика складирования
45. Определение склада.
Склад – здания и сооружения, предназначенные для приёмки, хранения, переупаковки и отпуска запасов.
46. Виды складов:
- по категориям здания: - A (специально построенное здание с высотой складирования > 10 м), - B (специально построенное здание с высотой складирования ≤ 10 м), C (приспособленное под склад отапливаемое здание), D (приспособленное под склад не отапливаемое здание); по конструкции: - закрытые (имеет стены и крышу), - полузакрытые (навесы, крыша есть, но стен меньше 4), - открытые (площадки без крыши и стен); - по степени механизации и автоматизации: - немеханизированные, - механизированные (транспортировка запасов на складе производится механизмами), - автоматизированные (человек только управляет складом), - автоматические (склад работает без непосредственного управления человеком); - по ассортименту грузов: - специализированные (ограниченный
ассортимент грузов), - универсальные (большой ассортимент грузов); - по характеру грузов: - сырьевые, - материальные, - готовой продукции, - брака, - отходов.
47. Принципы работы склада:
- пропорциональность (соответствие складских операций друг другу по производительности, скорости и пропускной способности), - параллельность (одновременность выполнения складских операций), - ритмичность (повторяемость цикла складских операций в равные промежутки времени), - непрерывность (отсутствие перерывов в работе), - прямоточность (максимальное выпрямление маршрутов грузопотоков), - поточность (взаимосвязанность всех операций в едином ритме, наличие единого непрерывного потока грузов).
Тема 9. Международный стандарт INCOTERMS
48. Определение международного стандарта INCOTERMS.
Международный стандарт INCOTERMS (International Commercial Terms – «международные коммерческие термины») – рекомендации Международной торговой палаты по употреблению базисных условий поставки.
49. Базисные условия поставки
– обязательства по поставке и приёмке груза, место, способ поставки, распределение риска и страхование груза.
50. История международного стандарта INCOTERMS.
Стандарт существует с 1936 г. и с 1980 г. раз в десять лет пересматривается. Вышли версии 1936, 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и 2010 гг. Стандарт фактически обязателен для внешнеторговых сделок (обычай международного торгового оборота). Версия 2010 г. определяет 11 базисных условий поставки, разделённых на 4 группы. Группа E – самовывоз, F – участие поставщика в подвозе груза к магистральному транспорту, C – участие поставщика в перевозке груза магистральным транспортом, D – участие поставщика в таможенных формальностях и в поставке груза конечному потребителю.
51. Группа E.
EXW (ex works) – франко – завод, поставщик освобождается от платежей и от ответственности за груз после отпуска груза со своего склада.
52. Группа F.
FCA (free catnage) – франко – перевозчик, поставщик освобождается от платежей и от ответственности за груз после погрузки груза на магистральный транспорт. FAS (free alongside ship) – франко – вдоль борта судна, поставщик освобождается от платежей и от ответственности за груз после расположения груза на причале возле судна вдоль его борта. FOB (free on board) – франко – борт судна, поставщик освобождается от платежей и от ответственности за груз после пересечения грузом при погрузке линии поручней судна.
53. Группа C.
CPT (carriage paid to) – перевозка оплачена до …, поставщик освобождается от платежей и от ответственности за груз после доставки груза магистральным транспортом в указанное место. CIP (carriage and insurance paid to) – перевозка и страховка оплачены до …, поставщик освобождается от платежей и от ответственности за груз после доставки застрахованного груза магистральным транспортом в указанное место. CFR (cost and freight) – перевозка и фрахт, поставщик освобождается от платежей и от ответственности за груз после доставки груза на зафрахтованном судне в указанное место. CIF (carriage, insurance and freight paid to) – перевозка, страховка и фрахт, поставщик освобождается от платежей и от ответственности за груз после доставки застрахованного груза на зафрахтованном судне в указанное место.
54. Группа D.
DDP (delivered duty paid) – поставка с уплатой таможенных платежей, поставщик освобождается от платежей и от ответственности за груз после прохождения таможни. DAT (delivered at terminal) – поставка до таможенного перехода, поставщик освобождается от платежей и от ответственности за груз после доставки груза к указанному таможенному переходу. DAP (delivered at place) – поставка до места, поставщик освобождается от платежей и от ответственности за груз после доставки груза в указанное место.
Тема 10. Закупочная и распределительная логистика
55. Принципы закупки.
Закупка должна быть увязана с: - прочими элементами логистической системы (с производством, сбытом, системой качества, транспортировкой и управлением запасами), - поставщиками грузов, - внутренней структурой службы закупок предприятия.
56. Задачи закупки:
- определение вида закупаемого груза, - определение количества закупаемого груза, - выбор поставщика, - определение условий закупки, - увязка закупки со сбытом, производством, системой качества, транспортировкой и управлением запасами, - взаимодействие с поставщиком. Выбор поставщиков должен идти непрерывно.
57. Принципы отношений с поставщиками:
- обращаться с поставщиками также внимательно как и с потребителями продукции, - поддерживать с поставщиками общие интересы, - знакомить поставщиков с задачами предприятия, - оказывать помощь поставщиками при необходимости, - соблюдать договорённости с поставщиками, - учитывать интересы поставщиков.
58. Рейтинг поставщика
– оценка потенциального поставщика по выделенным критериям (например, выполнение графика поставок, цена товара, качество товара, …) с учётом разного веса того или иного критерия.
59. Задача «сделать или купить».
Увязка закупки с производством и системой качества позволяет решить задачу «сделать или купить», поскольку случается, что предприятию проще произвести изделие, чем закупать его. Необходимо постоянно следить за тем, что в данное время выгоднее – сделать или купить.
60. Технология «точно в срок».
Увязка закупки со сбытом позволяет применить технологию «точно в срок», которая улучшает отношения с потребителем и уменьшает потребность в запасах и складах.
61. Виды распределения:
- прямое (перемещение груза от производителя к потребителю без посредников), - промежуточное (перемещение груза от производителя к потребителю с использованием одного или нескольких посредников). Распределение - выходной грузопоток предприятия, перемещающий груз от производителя к потребителю.
62. Стадии распределения:
- работа с потенциальными потребителями, - получение заказов, - оплата товара, - перемещение груза от продавца к потребителю.
63. Функции канала распределения:
- исследование условий распределения (сбыта), - стимулирование распределения (сбыта), - установление связи с потенциальным потребителем, - приспособление груза к потреблению, - согласование цен и условий распределения (сбыта), - транспортировка и складирование груза, - финансирование канала распределения (сбыта), - распределение ответственности за функционирование канала распределения (сбыта). Канал распределения – путь, по которому груз перемещается от производителя к потребителю.
64. Уровень канала распределения
– число посредников при перемещении груза от производителя к потребителю. Виды каналов распределения (сбыта): - нулевой, одноуровневый (розничная торговля), - двухуровневый (оптовая и розничная торговля), - трёхуровневый (оптовая торговля в месте производства, оптовая торговля в месте сбыта, розничная торговля).
65. Уровни канала распределения.
Интенсивность использования канала распределения – число посредников, действующих на каждом уровне канала распределения. Уровни интенсивности использования канала распределения: - эксклюзивное (ограничение числа посредников, престижный образ товара, малый объём сбыта, высокая прибыльность, небольшая масса прибыли), - избирательное (среднее число посредников), - интенсивное (максимальное число посредников, максимальный объём сбыта, низкая прибыльность, большая масса прибыли).
66. Оптовая и розничная торговля.
Оптовая торговля – продажа товара тем, кто приобретает его для дальнейшей перепродажи. Обеспечивает широкий ассортимент при больших единичных партиях товара. Розничная торговля – продажа товара конечному потребителю.
67. Виды розничной торговли: - универсальная, - специализированная, - повседневного спроса, - не магазинная (автоматы, почтовая, доставка на дом, интернет-торговля…).
Тема 11. Производственная (внутренняя) логистика
68. Особенности производственных (внутренних) логистических систем:
- прямолинейность маршрутов грузопотоков, - несамоходный транспорт (конвейеры, краны, подъёмники, трубопроводы), - экологичность транспортировки (электропривод), - непрерывность (большие запасы), - стандартная тара, - отсутствие связи грузопотоков с финансовыми потоками. На логистические операции (транспортировка и хранение) приходится до 95 % времени нахождения груза в производственных (внутренних) логистических системах. Сокращение расходов на производственную (внутреннюю) логистику на 1 % даёт тот же эффект, что и рост сбыта на 10 %.
69. Виды производства (переработки сырья в материалы или в готовую продукцию)
по количеству изготовленных одинаковых изделий: - индивидуальное (≤ 10 штук / год, работа под заказ, универсальное оборудование, универсально обученный персонал, себестоимость продукции и логистические затраты велики, качественная гибкость), - серийное (> 10 и < 100 000 штук / год, работа под прогноз реализации, переналаживаемое оборудование), массовое (> 100 000 штук / год, специализированное оборудование, себестоимость продукции и логистические затраты минимальны, количественная гибкость).
70. Виды гибкости производства:
- качественная гибкость (способность производства реагировать на меняющиеся рыночные условия переходя на выпуск новой продукции и используя универсальное оборудование и высокую квалификацию персонала), -количественная гибкость (способность производства реагировать на меняющиеся рыночные условия, увеличивая выпуск продукции и привлекая всё большие производственные и трудовые ресурсы).
71. Виды грузопотоков в производственных (внутренних) логистических системах:
- параллельный (лучше обеспечивает непрерывность процессов), - последовательный (лучше обеспечивает ритмичность процессов), - параллельно – последовательный.
72. Стартегии управления производственными (внутренними) логистическими системами:
- тянущая («точно в срок», «канбан», «экономное производство») (самоорганизующаяся система управления, при которой центр управления контролирует только исходные параметры производства и не контролирует промежуточные стадии производства, требует высокой квалификации персонала), - толкающая (MRP) (традиционная система тотального управления, при которой центр управления контролирует все стадии производства, требует больших затрат на управление).
Тема 12. Штрих – кодирование
73. Преимущества автоматической идентификации груза:
- экономия времени, - сокращение расходов, - единая система учёта, - надёжность идентификации.
74. Определение штрих-кодирования.
Штрих–кодирование – обязательная в международной торговле технология автоматической идентификации грузов, использующая лазерное считывание метки на грузе (широко используется с 1980 – х гг.).
75. Стадии штрих – кодирования:
- присвоение грузу уникального номера, - кодирование номера штрих – кодом, - нанесение штрих – кода на груз, - декодирование (считывание) штрих – кода лазерным считывателем (декодером, сканером), - передача номера в компьютер. Введение номера с клавиатуры даёт в среднем 1 ошибку на 300 знаков, со считывателя – 1 ошибку на 3 миллиона знаков. При номенклатуре грузов более 200 наименований более выгодно использовать автоматическую идентификацию грузов, чем ручную.
76. Стандарты штрих-кодирования (наиболее распространённые):
- EAN – 13 (поддерживается с 1977 г. 96 национальными организациями, ежедневно – 5 млрд. считываний), - UCC – 14, - EAN / UCC – 128 (кодирует большой объём информации о грузе - № партии, дата изготовления, срок годности, …, размер штрих – кода EAN / UCC – 128 210Х148 мм, с дополнительным полем для товарного знака, наносится на все 4 боковые стороны грузовой единицы).
77. Структура кода EAN – 13:
- код национальной организации (первые 3 цифры, 460 … 469 – Россия, 690 … 692 – Китай, 400 …440 – Германия), - регистрационный номер организации (следующие 6 цифр), - номер товара (следующие 3 цифры), - контрольная цифра (для надёжности считывания, рассчитывается по 12 предыдущим цифрам). Если стандарт EAN – 13 используется только внутри предприятия, то первая цифра – 2.
Тема 13. Радиочастотная идентификация грузов
78. Структура системы радиочастотной идентификации грузов.
Изобретена голливудской кинозвездой Хеди Ла Марр в 1920 – х гг. В 1942 г. она продала патент правительству США. В 1960 – е гг. патент рассекречен. Система радиочастотной идентификации грузов состоит из: - считывателя, излучающего радиосигнал к радиометке на грузе (принимает и обрабатывает радиосигнал от него и передаёт его в компьютер), - радиометки на грузе, принимающей сигнал от считывателя и формирующей ответный радиосигнал, - компьютера, принимающего и обрабатывающего радиосигнал от считывателя.
79. Устройство считывателя и радиометки на грузе.
Считыватель имеет: - радиоприёмник, - радипередатчик, - антенну, - микропроцессор, - электронную память (при необходимости). Радиометка на грузе имеет: - антенну, - чип для хранения данных.
80. Виды радиометок на грузе:
- активная (имеет источник питания, не требует большой мощности считывателя и имеет большую дальность действия), - пассивная (без источника питания), - полуактивная (источник питания включается только после получения сигнала от считывателя).
81. Виды систем радиочастотной идентификации грузов:
- по интерактивности - обычные (считыватель излучает радиосигнал постоянно и служит источником питания для радиометки на грузе), - интерактивные (считыватель излучает радиосигнал модулировано, то есть только после появления радиометки на грузе, которая дешифрует запрос и отвечает), - по радиочастоте - низкочастотная (100 … 500 кГц, расстояние – до 0,5 м), - промежуточночастотная (10 … 15 МГц, большие объёмы данных), - высокочастотная (до 5 ГГц, большое расстояние, высокая скорость считывания), - по радиометке на грузе - только для чтения (данные записываются только один раз при изготовлении), - однократнозаписываемая (имеет многократночитаемый блок памяти), - многократнозаписываемая (для многократных чтения и записи).
82. Достоинства и недостатки системы радиочастотной идентификации грузов:
- достоинства - ненужность прямой видимости и определённого положения метки, - возможность перезаписи, - большое расстояние считывания, - большой объём информации (до 10 кБайт, штрих – код – до 100 Байт), - работа одновременно с несколькими типами меток (до 200 меток), - устойчивость к неблагоприятному воздействию, - неограниченный срок эксплуатации, - идентификация движущихся меток, - недостатки – стоимость, - влияние электромагнитных полей. Ведущие мировые компании используют системы радиочастотной идентификации грузов с 1997 г. (P&G, Coca – Cola, J&J, Unilever, PepsiCo, …). В 2007 г. в мире было продано 1,71 млрд. радиометок для груза (90 % - активных). В России используется в книжной торговле, торговле одеждой и в метро (с 20.01.07).