-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алллок

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.10.2011
Записей: 10407
Комментариев: 13526
Написано: 47054


П. Чесноков "Не отвержи мене во время старости" - Владимир Миллер (бас профундо)

Среда, 10 Июля 2013 г. 13:02 + в цитатник
pavel chesnokov (165x237, 3Kb)
Pусский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций. Родился близ г.Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уезда Московской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое – Михаил, Павел и Александр). В 1895 Чесноков с отличием окончил Синодальное училище; впоследствии брал уроки композиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса (1862–1933) и М.М.Ипполитова-Иванова; гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах; в 1895–1904 преподавал в Синодальном училище, в 1901–1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916–1917 дирижировал капеллой Русского хорового общества.
С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы "Ко Пресвятой Богородице", "Во дни брани", "Ко Господу Богу"), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков – один из наиболее видных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой – тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором).
После революции Чесноков руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра; с 1920 до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 опубликовал книгу "Хор и управление им".
К 1943 году не должно было остаться в России ни одного храма, ни одного священника, — но помешала война. Чесноков был вынужден написать просто о хоре; единственный пример из церковной музыки в этой книге — «Не отвержи мене во время старости» Березовского, без текста. Творческая деятельность композитора-автора духовных произведений также завершилась: последние опусы были светскими. После 1917 года, по имеющимся на сегодняшний день данным, было сочинено только 20 духовных произведений, некоторые из которых были изданы, а другие, оставшиеся в рукописях, вошли в опусы №51 и №53.
Последние годы жизни П. Г. Чеснокова были наполнены нуждой и лишениями. Официальная советская печать ничего не говорит нам об этих годах — да кому захочется лишний раз вспоминать, что мы виноваты в голодной смерти ещё одного русского гения? В лучшем случае мы можем прочитать, что это произошло в «тяжёлые дни Великой Отечественной войны, в апреле 1944 года» (К. Б. Птица). Старые певчие вспоминают, что Чесноков, будучи регентом, не поехал вместе с «большой группой профессоров» Московской консерватории в г. Нальчик и, лишившись хлебных карточек, провёл последние дни в очередях в булочную на улице Герцена, где 14 марта 1944 года и нашли его замёрзшее, бездыханное тело, навсегда покинутое чистой, по-детски наивной душой. Отпевание было совершено в церкви на Брюсовском переулке (ул. Неждановой), а последнее пристанище Павел Григорьевич Чесноков нашёл на Ваганьковском кладбище, где его прах покоится и поныне.

Бас-профундо (итал. profondo — глубокий) — очень низкий бас, грудной, объёмнейший мужской голос.
Бас-профундо часто используется в церковно-хоровой музыке. Певцов с данным типом голоса также называют октавистами.

Октависты поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контроктавы (43,7 Гц). Октависты чаще всего применяются в аккордовом складе, при негромком звучании. Акустический эффект участия октавистов — в слиянии звуков аккорда, который по отношению к основному тону является как бы обертонами (поэтому всего естественнее употреблять бас-профундо при пении оснований мажорных трезвучий). Применять следует осторожно, считаясь с указаниями композитора и стилем произведения

Влади́мир Ро́бертович Ми́ллер — российский певец, солист Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга, обладатель редкого певческого голоса — баса-профундо. Заслуженный артист России.
Родился в Сибири в 1964 году. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальности музыковедение; как вокалист стажировался в Кёльнской Высшей школе музыки (Германия) у педагогов и певцов Райнхарда Ляйзенхаймера и Курта Молля. Женат, имеет троих детей.
Владимир Миллер исполнял оперные партии в постановках Мариинского театра, Нидерландской королевской оперы, театра Санкт-Петербургской консерватории, Большого театра Лодзи и ряда других. Ведёт активную концертную деятельность. Выступал с сольными программами в России, США, Ватикане, Великобритании, Германии, Италии и других странах Европы. Принимал участвовал во множестве российских, европейских и североамериканских фестивалях, таких как «Дворцы Санкт-Петербурга», «Дельфийские игры», «Звезды белых ночей», Золотая маска-2002, Международный фестиваль православной музыки в России, Choir Olympics 2002, Frankfurt Feste Alte Oper, Frankfurter Domkonzerte, Russian Festival Oregon House, Wratislavia Cantans. Работал со многими известными российскими и европейским коллективами (Эстонский филармонический камерный хор, Московский государственный камерный хор, Петербургский камерный хор, Мужской хор «Православные певчие» (Москва), хор Radio France и др.).
Концертный репертуар Владимира Миллера весьма широк — от древнерусских распевов до сочинений современных авторов. Большую часть творчество составляет исполнение произведений русского классического романса, исполняет сольные партии в кантатно-ораториальных сочинениях разных композиторов. Певец стал первым интерпретатором многих специально для него написанных сочинений. Сольные записи Владимира Миллера изданы на 80 компакт-дисках, произведённых ведущими фирмами в области звукозаписи классической музыки: EMI-Classics, Harmonia mundi, Мелодия, Russian Disc и другие. Творчество Владимира Робертовича Миллера стало темой ряда телевизионных фильмов, теле- и радиопередач в России и Западной Европе. Помимо исполнительской деятельности Владимир Миллер занимается исследованиями в области истории русской музыки; имеет печатные работы.



Рубрики:  Православие/Смысл жизни
История/Творческие люди
Музыка
Интересное
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку