-÷итатник

Ѕез заголовка - (0)

јнглийский иллюстратор Dominic Davison јнглийский иллюстратор Dominic Davison http://s018.radika...

ѕисьмо ћеркель ѕутину.¬идео - (0)

👍 ѕисьмо ћеркель ѕутину (почти по ѕушкину) 👍       ...

”Ё—“, Ѕ≈Ќƒ∆јћ»Ќ - (0)

”Ё—“, Ѕ≈Ќƒ∆јћ»Ќ ”Ё—“, Ѕ≈Ќƒ∆јћ»Ќ (West, Benjamin) (1738Ц1820), американский живописец, жил и р...

ћузыкантки - (0)

Die Klavierspielerin. 1920 Jos Ferraz de Almeida Jnior (1850Ц1899) Model's rest 188...

Ѕез заголовка - (0)

«абавный мульт!

 -¬идео

¬идеоархив NASA о Ћуне
—мотрели: 8 (0)
ѕросьба.
—мотрели: 14 (2)
 расота ≈вропы.
—мотрели: 17 (0)
я рос в снегах √ипербореи
—мотрели: 19 (0)
 расное море
—мотрели: 23 (0)

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии Ќаследники
Ќаследники
12:00 24.04.2012
‘отографий: 11
ѕосмотреть все фотографии серии ќтрочество
ќтрочество
11:47 24.04.2012
‘отографий: 19
ѕосмотреть все фотографии серии
09:18 23.04.2012
‘отографий: 88

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ¬сегда под рукой ¬сегда под рукойаналогов нет ^_^ ѕозвол€ет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. ћожно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст
  • ѕерейти к приложению 5 друзей 5 друзей—писок друзей с описанием. ƒанное приложение позвол€ет разместить в ¬ашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 ¬аших друзь€х. —одержание подписи может быть любым - от признани€ в любви, до

 -я - фотограф

—татуэтки из фарфора »тали€.

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ѕЄтр_ѕервый

 -ѕодписка по e-mail

 

ƒ≈–ј∆Ќя

¬торник, 24 јпрел€ 2012 г. 11:26 + в цитатник

‘аина (167x200, 7Kb)





ѕерша згадка в≥дноситьс€ до XV≤ст. Ќазва походить в≥д давньоруського слова, що означаЇ обробку деревини. ” 1614р. королем —иг≥змундом ≤≤≤ надане магдебурзьке право. ” XV≤≤ст. належало гетьманов≥ ≤вану ¬иговському.



‘аина Ѕраверман

ƒеражн€: истори€, люди, событи€*

»стори€ еврейских местечек в ”краине развивалась по определенному стереотипу: начиналось с небольших поселений евреев, их посте­пенного расцвета. «атем по€вл€лс€ мешимед в лице ’мельницкого, ѕетлюры, и местечко замирало от ужаса и скорби. „ерез какое-то врем€ местечко вновь оживало, пока не по€вилс€ мешимед в лице √итлера, и жизнь еврейских местечек в ”краине трагично и необратимо угасла.
»стори€ каждого местечка уникальна и неповторима. „итатель смо­жет в этом убедитьс€ на примере местечка, о котором идет речь в нашем очерке.

 ак свидетельствуют историко-архивные материалы, местечко ƒе­ражн€ было основано в начале XVI века выходцами из  альной ƒеражни, что означает «место первичной обработки дерева». ¬ эпоху –ечи ѕосполитой ƒеражн€ - местечко ѕодольского воеводства Ћетичевского повета. ќно расположено между ¬олынью и ѕодолией, вписыва€сь в золотую россыпь еврейских поселений: ћеджибож, Ўаргород, Ќо­ва€ ”шица, —мотрич, ƒунаевцы, Ћетичев...

≈вреи поселились в ƒеражне до хмельниччины, занимались торгов­лей, арендой, подр€дами, ремеслами. ¬ 1614 году местечко получило право на самоуправление, соответствующие льготы и звание города, что послужило толчком к быстрому его развитию. ќднако разорени€ еврейского населени€ во врем€ хмельниччины в 1661 году и гайдамаччины опустошили местечко, превратили его в руины. ѕозже еврей-ска€ община стала восстанавливатьс€. ѕо€вилась здесь и караимска€ община. ќтметим, в ƒеражне родилс€ караимский ученый »осиф Ѕен —амуил Ѕен »саак. ќн вошел в историю как караимский лидер, усили€ми которого произошло сближение крымских и галицких караимов, за что он был наречен званием «√а ћашбир», в переводе - «снабжающий хлебом». Ѕольшую часть жизни он прожил в √аличе. ”мер в 1700 году.

XVII—XVIII век - врем€ мессианских еретических течений. Ќа их волне католики, в том числе епископ ƒембовский, стремились обратить евреев в свою веру. ¬ 1757 году в ƒеражне и других местечках были конфискованы книги “алмуда и сожжены на площади города  аменца. Ќо еврейские традиции оказались сильнее обсто€тельств. ≈вреи регио­на сохранили свою веру.

* ¬ 1998 году € вместе с »нной  райзман, написал очерк о ƒеражне - местечке, где родилась мо€ мать. ќн был дважды опубликован. ќдин раз упустили ее фамилию, второй раз не поставили ее им€ первой - не по моей вине. я перед »нной извинилс€. ≈е вклад в наше небольшое исследование куда больше моего.

ѕо некоторым архивным данным удалось в определенной мере восстановить образ жизни, имена и событи€ той далекой эпохи. Ќаиболее раннее им€ раввина ƒеражни, известное нам - ћеир √ершкович. ќн участвовал в переписи еврейского населени€ совместно с Ўабсаном «еликовичем - квартальным и Ѕеркой √ершковичем - школьником, знавшим грамоту.

ƒеражн€нский кагал был небогатым, дл€ уплаты налогов приходилось одалживать деньги у костелов и помещиков.

≈вреи и дело  армелюка
Ќачало XIX века - врем€ больших социальных потр€сений. ƒеражн€ и ее еврейское население упоминаетс€ во многих судебных доку­ментах 1812-1841 годов, впервые обнародованных в св€зи с 200-лети-ем со дн€ рождени€ ”стима  армелюка в 1987 году. ≈го бунтарска€ де€тельность охватывала 1812-1835 годы.
ѕухлые папки документов (одно из дел имеет 1736 листов) раскрывают драматизм событий той поры. ќдин из судебных процессов про­тив еврейского кагала ƒеражни возбудила арендатор ѕоплинска€, об­вин€€ кагал в содействии  армелюку и в троекратном поджоге ее дворца, в разрушении экономии. ќна потребовала возмещени€ убытков. —удебный процесс длилс€ в 1833-1835 годах и продолжалс€ даже после гибели  армелюка.

—реди подсудимых в Ћетичевском суде было 79 человек, 30 из них - евреи ƒеражни.   примеру, ’аим Ћейбович ‘алик - за участие в нападении на экономию ѕоплинской был осужден к 25 ударам батогом и отдан в Ќиколаевские арестантские роты. »цко  орф, Ћейба ‘урман, ћеир √офштейн по тому же обвинению были сосланы в —ибирь.

¬ протоколах другого дела фигурирует житель ƒеражни Ћейба ¬айнбаум, передававший  армелюку сведени€ об операци€х полиции по выслеживанию и поимке его отр€да. ∆ену его Ѕейлу обвинили в укрытии  армелюка и его приближенных, а мать ¬айнбаума в том, что она знала обо всем и не доложила полиции. ∆енщины в обвинени€х не сознались. »х наказали батогами и отпустили. ѕр€тала кармелюковцев и семь€ √ерш-Ћейбы —пивака. »х выдали и арестовали.

–асцвет местечка
—о временем стихи€ народного бунта улеглась, жизнь в ƒеражне потекла в старом русле.
¬ ту пору на ее пыльных улицах можно было увидеть роскошную карету, запр€женную вороными, которую сопровождала толпа христианской и еврейской голытьбы, приветству€ величественную јлександ­ру ќленину, бывшую первую красавицу ѕетербурга и пассию ѕушкина. —тарость она провела в ƒеражне и  орце.

¬ 1847 году ƒеражн€нское еврейское общество составл€ло 332 че­ловека. ¬ местечке было 37 магазинчиков, владельцами которых были преимущественно евреи. ќсновна€ масса еврейского населени€ жила в нищете. Ѕыли и такие, кто пускалс€ на авантюры. ¬ 1858 году полици€ арестовала некоих Ћабеса и ћазура по обвинению в распростране­нии фальшивых кредитных билетов.

ѕо переписи 1897 года все население ƒеражни насчитывало 1497 человек, из них 51 процент составл€ли евреи (770 человек). ќни занимались преимущественно местной и транзитной торговлей, св€зыва€ сельскохоз€йственный сектор с потребительским. ќбеспечивали сельскую экономику наличными деньгами. ѕринимали участие в строительстве и сбыте продукции действовавших в ƒеражне сахароварни, вино­курни, кирпичного завода, броварни. ¬ процессе благоустройства местечка в 1899 году была замощена рыночна€ площадь и ближайша€ улица.

Ѕлагодар€ строительству железнодорожной линии, проход€щей че­рез ƒеражню, интенсифицировалась торговл€, наблюдалс€ рост насе­лени€. —обытийным центром стала привокзальна€ улица с ее складами, магазинами и целым классом предприимчивых людей. ќни обеспечивали оптовый транзит хлеба, фруктов в √ерманию, јвстрию и мелкие поставки на местные рынки ’мельнитчины. ¬ 1907 году воз­никло кредитно-сберегательное общество, инвестировавшее различные инициативы. —танци€ ƒеражн€ к 1914 году пропускала 1500 вагонов хлеба. »з них 1100 покупались у помещиков, а 400 у кресть€н.

≈врейское население ƒеражни участвовало на всех этапах этого про­цесса. Ќачина€ от сортировки продуктов и частной торговли до банковских операций и инвестиций. Ѕольша€ часть населени€ кормилась от привокзальных профессий: комиссионеры, приказчики, маклера. »звоз - дореволюционное еврейское ремесло - стал массовым. ѕод­рабатывали здесь и извозчики из других местечек. Ѕалагулы ƒеражни, ћеджибожа отличались говорком.

¬ произведении «ƒер дайч» («Ќемец»), написанном в 1902 году, Ўолом-јлейхем со свойственным ему юмором рассказывает устами своего геро€. «—ам € из ƒеражни, маленького штетла ѕодольской губер­нии, совсем крошечный штетл; а сейчас ƒеражн€ уже почти город, с железной дорогой, станцией, вокзалом...  огда ƒеражн€ стала станцией, нам весь мир позавидовал: шутка ли, железна€ дорога!  азалось, она станет источником парнусе, золото можно будет загребать пригор­шн€ми, все станут счастливыми! ≈вреи из окрестных деревень переез­жали в город; балебатым зан€лись ремонтом своих домов, строитель­ством новых лавок, вздорожало м€со... Ѕалагулы поначалу взбунтовались, но их мнени€ никто не спрашивал. ѕроложили рельсы, поставили на них вагоны, построили вокзал, повесили колокол, прибили табличку «—танци€ ƒеражн€», и можете жаловатьс€». (ѕеревод наш.)

ќбразование и культура
ќсновным €зыком общени€ среди евреев был мамэ-лошн - идиш. «начение этого €зыка невозможно переоценить. я вырос в идишской среде и, хот€ ходил в украинскую школу, но с товарищами в играх, а позже, как теперь говор€т на тусовках, мы общались в основном на идиш. я уже писал и еще раз напомню. Ѕолее 50 лет €зыком общени€ был дл€ мен€ русский, и как только € попал в еврейскую среду, мамэ-лошн восстанвилс€ в моем сознании.

ƒоктор  лепфиш (»зраиль) в газете «‘орвертс» писал: «»диш - один из наиболее богатых €зыков нашей цивилизации. ¬ конце 40-х годов ќќЌ рассматривала возможность его объ€влени€ €зыком меж­дународного общени€. »диш - не только €зык, но и цела€ культура, образ жизни. »диш сыграл особую роль в сохранении еврейского народа. » если религи€, реша€ задачу сохранени€ еврейского народа, выполн€ла функцию внутренней крепостной стены, на долю €зыка идиш выпала роль внешней стены, защищавшей, (от ассимил€ции - —.ј.) не только евреев ¬осточной ≈вропы, но и эмигрировавших от­туда на другие континенты, от растворени€ в окружающих народах».

 роме хедера с 1865 года в ƒеражне еврейские дети могли посе­щать одноклассное земское училище. ¬ 1903 году открылось частное еврейское училище дл€ девочек. ≈го основатель –. “абачник набрал 45 учениц дл€ обучени€ по новой программе.

¬ те годы началась эпоха распространени€ сионистских идей. ћо­лодежь была охвачена новыми ве€ни€ми (“алмуд - “оры в ƒеражне не было). ѕо€вилс€ сионистский кружок «’алицей сион». ¬ 1905 году по инициативе ћихел€ –убинштейна была организована библиотека и различные кружки. ¬ архивных документах она называетс€ «Ѕиблио­тека из русских и иностранных книг» (так в те времена называли книги на идиш и иврите).

Ѕиблиотека быстро стала культурным очагом ƒеражни. Ќа ее базе родилс€ театрально-концертный коллектив. „итателей насчитывалось свыше 140 человек, и они делились на два типа - мес€чные и дневные (с разницей в оплате). ƒневные читатели платили одну копейку за книгу, мес€чные 20 копеек, плюс один рубль залог. ¬ то же врем€ 25 про­центов читателей-бедн€ков обслуживались бесплатно.  аталоги были составлены на трех €зыках: русском, идиш и иврите. 40 читателей пре­имущественно брали книги на идиш, 15 - на иврите, 50 - на русском. ¬ фонде были √ерцль, јхад √аам, ‘руг и др. ≈врейские журналы «¬осход», «≈врейска€ жизнь», « нижки ¬осхода». Ќа русском €зыке были представлены ¬ересаев, √ончаров, √оголь, √ерцен, ∆юль Ѕерн...

ƒл€ пополнени€ фонда эта провинциальна€ библиотека вела пере­писку и получала посылки с новыми издани€ми из —анкт-ѕетербурга (от фирмы «Ё«–ј» - еврейской книжной торговли), с «ќбществом распространени€ просвещени€ меж евре€ми –оссии» (—ѕб), фирмой ».».Ѕазлов « нижное дело». ѕополнение фонда было важным усло­вием интеллектуального роста читателей. Ѕиблиотека представл€ла со­бой уютную комнату с четырьм€ книжными шкафами и четырьм€ сто­лами. ќбщались читатели между собой на идиш.  онтролер ћоисей ƒобцис следил за пор€дком, кассир Ўустер записывал новые денеж­ные поступлени€. ¬ 1905 году годова€ оплата за пользование библиоте­кой составл€ла 122 рубл€. ¬есомым пополнением кассы были платные спектакли и концерты, которые дали в 1905 году доход 74 рубл€. –е­пертуар театра представл€ли спектакли «≈врей» „ирикова и «ёбилей» „ехова.

ќсновными читател€ми и артистами были члены тайного сионистского кружка, которыми руководили ямпольский и Ўапиро.   еврейскому очагу культуры т€нулась учаща€с€ молодежь. «агл€дывали сюда и дети богачей с ¬окзальной улицы:  алюжного, «ильбермана, ÷укермана. ѕривлекала их демократичность библиотеки. ¬едь должность библиотекар€ была выборной.

¬ 1908 году ».јшкенази открыл еврейскую типографию. ¬ 1910 го­ду общее население ƒеражни составл€ло 4884 жител€, из них 3533 ев­реи, т.е. 74 процента.

ѕерва€ мирова€ и ее последстви€
ѕерва€ мирова€ война разорительно отразилась на жизни населе­ни€. «атем нова€ пора т€жких испытаний - революци€ и гражданска€ война. ћо€ мама рассказывала о той поре... ќна помогала брату, который имел небольшую продовольственную лавку. «—ельдь делили на три части, кусок мыла на 8 частей. —ахар, соль, масло продавали на лоты (четверть фунта). Ѕедн€ки покупали все очень малыми порци€ми и большинство на список (в кредит).

—оветска€ власть была установлена в ƒеражне в декабре 1917 года.  омендантом ƒеражни стал большевик —.Ќ.Ўиндер. ¬о врем€ граж­данской войны власть в ƒеражне переходила то к немцам, то к петлюровцам... Ќе избежала ƒеражн€ и погромов. ќдин из них - петлюровский - произошел 17-18 но€бр€ 1920 года.

ћама писала в своих воспоминани€х: «ќдно врем€ ѕетлюра со сво­им войском размещалс€ в ƒеражне. ≈го войска никого не трогали, лишь вылавливали большевиков. ¬ нашем доме жил офицер с денщиком.   нам доходили сведени€, что в ѕроскурове петлюровцы вырезали всех евреев. Ѕыло у нас т€желое предчувствие...

27 или 28 окт€бр€ (мама писала свои воспоминани€ в 1982 году и вполне могла ошибитьс€) в 7 часов вечера двери были закрыты. ¬друг ворвались к нам бандиты. ћама увидела, что дело плохо, и велела мне и якову (брату) бежать через черный ход. Ѕыл глубокий снег. «апыхавшись, мы добежали до квартиры моей подруги Ћизы –ойтман. Ќас впустили. “ам уже было много людей.  рики несчастных были слыш­ны на все местечко. ќни изнасиловали мою мамочку. ќна боролась с ними за мою младшую сестричку, которую сильно мучили. ќни удари­ли ее шашкой и т€жело ранили. –ано утром петлюровцев уже не было. ќп€ть возвратились большевики.  огда мы вернулись домой, то увиде­ли, что мо€ мамочка лежит на улице возле дома без сознани€. ј мо€ сестренка ѕейса была так травмирована, что не могла говорить. „ерез мес€ц мама умерла, а сестренка тронулась умом и весь остаток жизни провела в ¬инницкой психбольнице».

—оветска€ власть в ƒеражне
Ќаконец, настало мирное врем€. ¬ первые годы советской власти по-прежнему действовали хедеры, но постепенно они вынуждены были уйти в подполье. ћеламед √орелик стал надомным учителем в богатых семь€х. ƒействовало 7 молитвенных домов и синагога. —уетилс€ «кошерный мирок» и в новых услови€х. Ќова€ администраци€ вела официальную документацию на еврейском и украинском €зыке. «аметным лидером сионистского движени€ был ƒавид Ўейхетман. Ѕыл создан еврейский комсомол. ЌЁѕ то вводили, то отмен€ли. “о разор€ли, национализировав собственность, то возвращали, дава€ шанс населению.

ƒеражн€ в 1925 году стала «маленькой столицей» - центром райо­на. ≈е население уже насчитывало 5,5 тыс€чи человек, из них 4204 ев­ре€. «атем ƒеражн€ была преобразована в окружной центр. ¬ округ входило 70 населенных пунктов, еврейское население которых состав­л€ло 50 процентов. ¬ округе функционировали 63 кустарно-ремесленных учреждени€: 27 портн€жных, 58 сапожных, 13 сельскохоз€йственных. ¬от данные о зан€тости евреев: 17,6 процента рабочих, 13,5 процента служащих, 19,2 процента собственников. Ѕыло создано товарищество по совместной обработке земли «—ерп», а в 1929 г. два ев­рейских колхоза - им. «12 окт€бр€» и « расный казак». ѕозже, в 1930 году, колхоз им. Ћютера. ѕромартель евреев-кустарей «Ќова€ жизнь» обеспечивала округ строительными материалами. Ќо проблем было много, экономика резко упала. «аготовка хлеба в 1929 году со­кратилась в 20 раз.

„астный сектор по-прежнему притесн€лс€. ¬сего в ƒеражне был один частный мануфактурный магазин, две м€сных лавки (до 1914 года их было 20). ¬ бывших богатых магазинах √ладштейна, –озенфельда - разорение, торговл€ с нагрузкой ненужных товаров.  устарь до революции считалс€ чернью, революци€ вознесла кустар€ во властные структуры на всех уровн€х.

»звестно, что сыновь€ми сапожников или самими сапожниками были: —талин, ‘рунзе,  осиор,  аганович, ћехлис,  амо, ѕостышев и многие другие начальники рангом пониже.

—труктура и сфера зан€тости населени€, по данным книги «ƒераж­н€» ».¬айцблита, изданной в 1929 году: населени€ старше 18 лет -1761 человек, из них кустарей - 294, служащих - 169, кресть€н - 3, батраков-евреев - 30, строителей - 23, швей - 45, портных - 40, кожевников - 6, сапожников - 35, стол€ров - 30, кузнецов - 20, хлебопеков - 20, извозчиков - 17, жест€нщиков - 6, печников - 5, парикмахеров - 8, шапочников - 9 и др.

ћногие евреи сменили род де€тельности и включились в сельскохоз€йственное производство. 50 семей организовали артель по выращиванию табака. “акого рода де€тельность была св€зана с множеством про­блем. Ќапример, с получением лицензии. ƒавали ее только тем, кто имел право голоса. 90 процентов населени€ ее не имели. ѕроблема была с получением ссуды на приобретение реманента, сем€н. ѕлата за аренду земли поглощала ссуду.

 ак же выживали артели? ѕомогало американское земл€чество. –одственники ежемес€чно пересылали деражн€нцам 1000 рублей, но это не спасало от нищеты. ¬ 1929 году дл€ закупки мацы пришлось оказать помощь 200 семь€м, в том числе в прошлом богатым обеспеченным семь€м с ѕривокзальной улицы. ƒействовало 5 заводов, но оборот был копеечный. “ак, например, владелица завода сельтерских вод јмчиславска€ не в состо€нии была оплатить место в синагоге и продала его за 6 рублей. ћолодежь в поисках работы устремл€етс€ на ƒонбасс.
“рудности и бедность было прин€то скрывать. ∆елаемое благопо­лучие выдавалось за действительное. ѕо улицам ƒеражни браво мар­шировал оркестр под управлением энтузиаста ќси. √ремели бравурные марши.
ƒеражн€ т€жко перенесла голод 1932-1933 годов и эпоху репрессий. Ќелепую трагедию страны, коварство стро€, беспощадную маши­ну коммунистических репрессий €рко и талантливо покажет спуст€ 60 лет уроженец ƒеражни кинорежиссер јронович —емен ƒавидович во всемирно известном фильме «Ѕольшой концерт народов», или «ƒыхание „ейнстокса», сн€том в 1991 году.
ј затем война, оккупаци€. Ќемцы вошли в местечко 11 июл€ 1941 года. ≈вреев согнали в гетто. Ќа учет было вз€то 1848 человек. ¬сем приказали носить желтую звезду. Ћюди погибали в гетто от истоще­ни€. ¬ сент€бре 1941 года в один день было расстрел€но на окраине местечка 1500 евреев (сейчас там установлен скромный обелиск). ¬ 1942 года на рубеже сент€бр€ - окт€бр€ гетто было ликвидировано. ѕо различным данным гитлеровцы уничтожили 3814 евреев. “ам же погибли 400 евреев, которых пригнали из ¬олковинецкого района.
„то осталось от прежней ƒеражни

¬ насто€щее врем€ в ƒеражне проживает лишь несколько еврейских семей. ¬ 1985 году € с матерью посетил ƒеражню. ќна показала мне улицу, на которой они жили, и место, где сто€л их домик. ѕоказала домик своей подруги —они, с которой дружила всю жизнь, домик, в котором они, к счастью, пережили погром (в нем в те далекие годы была парикмахерска€). ћы также побывали на старом еврейском клад­бище, где похоронена ее мать, и посетили место, где гитлеровцы расстреливали евреев.
“еперь о маминой подруге —оне. ¬ большой —ониной семье, куда нередко заходила мама, было четыре сестры и три брата. ћать запомнила не все имена, лишь »ду и –иву, сыновей —амуила и √ригори€. »да, сама€ младша€, впоследствии вышла замуж за ƒавида  обзона, и у них в 1937 году родилс€ сын »осиф, песни которого мы так любим слушать. Ќа фото: »да, сестра »осифа √елена и и ее дочь ƒина. ” ме­н€ хранитс€ несколько фотографий юного »осифа и его родственников, которые —он€ регул€рно присылала маме. ∆ила она в ќдессе. ≈е очень любил »осиф и часто навещал.
»так, ƒеражн€ дала ”краине семью в которой родилс€ »осиф  об­зон, бывший чемпион ”краины среди юношей по боксу, знаменитый певец и политический де€тель. ќн неоднократно избиралс€ в высший законодательный орган —оветского —оюза, а в 1996 году - в √осудар­ственную думу –оссии.

¬ 60-е годы в ƒеражне был создан ≈врейский общественный комитет, который под руководством профессора Ѕирмана, выходца из этого местечка, организовал перезахоронение жертв. Ќа средства, собранные выходцами из ƒеражни, был установлен обелиск, а также мемориал, который был открыт в сент€бре 1970 года.

ѕам€тником многим поколени€м деражн€нских евреев осталось старинное кладбище. ¬о врем€ посещени€ ƒеражни в 1985 году мы с мамой побывали на нем в последний день Ўавуот. —юда пришло и приехало много евреев. Ќе все смогли найти могилы своих предков. ћестный старожил, владеющий древнееврейским, еле успевал находить посетител€м могилы. ћестный шамес, переход€ от надгроби€ к надгро­бию, читал молитву »зкор, некоторые сами читали эту молитву.

Ќа этом кладбище сохранились монументальные надгроби€, отре­шенные от нашей суеты. 200 лет назад крепкие руки евре€-камнереза воплотили, по-видимому, в из€щных колонках и арках свое представ­ление о легендарном »ерусалимском ’раме. √рафичные надписи – воплощенный  адиш. ѕокрытые нежным ковром мха и зеленой растительности, они как бы охран€ют ¬ечный ѕокой усопших.

ƒ≈–ј∆Ќя

ѕерша згадка в≥дноситьс€ до XV≤ст. Ќазва походить в≥д давньоруського слова, що означаЇ обробку деревини. ” 1614р. королем —иг≥змундом ≤≤≤ надане магдебурзьке право. ” XV≤≤ст. належало гетьманов≥ ≤вану ¬иговському.

‘аина Ѕраверман
ƒеражн€: истори€, люди, событи€*
»стори€ еврейских местечек в ”краине развивалась по определенному стереотипу: начиналось с небольших поселений евреев, их посте¬пенного расцвета. «атем по€вл€лс€ мешимед в лице ’мельницкого, ѕетлюры, и местечко замирало от ужаса и скорби. „ерез какое-то врем€ местечко вновь оживало, пока не по€вилс€ мешимед в лице √итлера, и жизнь еврейских местечек в ”краине трагично и необратимо угасла.
»стори€ каждого местечка уникальна и неповторима. „итатель смо¬жет в этом убедитьс€ на примере местечка, о котором идет речь в нашем очерке.
 ак свидетельствуют историко-архивные материалы, местечко ƒе¬ражн€ было основано в начале XVI века выходцами из  альной ƒеражни, что означает «место первичной обработки дерева». ¬ эпоху –ечи ѕосполитой ƒеражн€ - местечко ѕодольского воеводства Ћетичевского повета. ќно расположено между ¬олынью и ѕодолией, вписыва€сь в золотую россыпь еврейских поселений: ћеджибож, Ўаргород, Ќо¬ва€ ”шица, —мотрич, ƒунаевцы, Ћетичев...
≈вреи поселились в ƒеражне до хмельниччины, занимались торгов¬лей, арендой, подр€дами, ремеслами. ¬ 1614 году местечко получило право на самоуправление, соответствующие льготы и звание города, что послужило толчком к быстрому его развитию. ќднако разорени€ еврейского населени€ во врем€ хмельниччины в 1661 году и гайдамаччины опустошили местечко, превратили его в руины. ѕозже еврей-ска€ община стала восстанавливатьс€. ѕо€вилась здесь и караимска€ община. ќтметим, в ƒеражне родилс€ караимский ученый »осиф Ѕен —амуил Ѕен »саак. ќн вошел в историю как караимский лидер, усили€ми которого произошло сближение крымских и галицких караимов, за что он был наречен званием «√а ћашбир», в переводе - «снабжающий хлебом». Ѕольшую часть жизни он прожил в √аличе. ”мер в 1700 году.
XVII—XVIII век - врем€ мессианских еретических течений. Ќа их волне католики, в том числе епископ ƒембовский, стремились обратить евреев в свою веру. ¬ 1757 году в ƒеражне и других местечках были конфискованы книги “алмуда и сожжены на площади города  аменца. Ќо еврейские традиции оказались сильнее обсто€тельств. ≈вреи регио¬на сохранили свою веру.
* ¬ 1998 году € вместе с »нной  райзман, написал очерк о ƒеражне - местечке, где родилась мо€ мать. ќн был дважды опубликован. ќдин раз упустили ее фамилию, второй раз не поставили ее им€ первой - не по моей вине. я перед »нной извинилс€. ≈е вклад в наше небольшое исследование куда больше моего.
ѕо некоторым архивным данным удалось в определенной мере восстановить образ жизни, имена и событи€ той далекой эпохи. Ќаиболее раннее им€ раввина ƒеражни, известное нам - ћеир √ершкович. ќн участвовал в переписи еврейского населени€ совместно с Ўабсаном «еликовичем - квартальным и Ѕеркой √ершковичем - школьником, знавшим грамоту.
ƒеражн€нский кагал был небогатым, дл€ уплаты налогов приходилось одалживать деньги у костелов и помещиков.
≈вреи и дело  армелюка
Ќачало XIX века - врем€ больших социальных потр€сений. ƒеражн€ и ее еврейское население упоминаетс€ во многих судебных доку¬ментах 1812-1841 годов, впервые обнародованных в св€зи с 200-лети-ем со дн€ рождени€ ”стима  армелюка в 1987 году. ≈го бунтарска€ де€тельность охватывала 1812-1835 годы.
ѕухлые папки документов (одно из дел имеет 1736 листов) раскрывают драматизм событий той поры. ќдин из судебных процессов про¬тив еврейского кагала ƒеражни возбудила арендатор ѕоплинска€, об¬вин€€ кагал в содействии  армелюку и в троекратном поджоге ее дворца, в разрушении экономии. ќна потребовала возмещени€ убытков. —удебный процесс длилс€ в 1833-1835 годах и продолжалс€ даже после гибели  армелюка.
—реди подсудимых в Ћетичевском суде было 79 человек, 30 из них - евреи ƒеражни.   примеру, ’аим Ћейбович ‘алик - за участие в нападении на экономию ѕоплинской был осужден к 25 ударам батогом и отдан в Ќиколаевские арестантские роты. »цко  орф, Ћейба ‘урман, ћеир √офштейн по тому же обвинению были сосланы в —ибирь.
¬ протоколах другого дела фигурирует житель ƒеражни Ћейба ¬айнбаум, передававший  армелюку сведени€ об операци€х полиции по выслеживанию и поимке его отр€да. ∆ену его Ѕейлу обвинили в укрытии  армелюка и его приближенных, а мать ¬айнбаума в том, что она знала обо всем и не доложила полиции. ∆енщины в обвинени€х не сознались. »х наказали батогами и отпустили. ѕр€тала кармелюковцев и семь€ √ерш-Ћейбы —пивака. »х выдали и арестовали.
–асцвет местечка
—о временем стихи€ народного бунта улеглась, жизнь в ƒеражне потекла в старом русле.
¬ ту пору на ее пыльных улицах можно было увидеть роскошную карету, запр€женную вороными, которую сопровождала толпа христианской и еврейской голытьбы, приветству€ величественную јлександ¬ру ќленину, бывшую первую красавицу ѕетербурга и пассию ѕушкина. —тарость она провела в ƒеражне и  орце.
¬ 1847 году ƒеражн€нское еврейское общество составл€ло 332 че¬ловека. ¬ местечке было 37 магазинчиков, владельцами которых были преимущественно евреи. ќсновна€ масса еврейского населени€ жила в нищете. Ѕыли и такие, кто пускалс€ на авантюры. ¬ 1858 году полици€ арестовала некоих Ћабеса и ћазура по обвинению в распростране¬нии фальшивых кредитных билетов.
ѕо переписи 1897 года все население ƒеражни насчитывало 1497 человек, из них 51 процент составл€ли евреи (770 человек). ќни занимались преимущественно местной и транзитной торговлей, св€зыва€ сельскохоз€йственный сектор с потребительским. ќбеспечивали сельскую экономику наличными деньгами. ѕринимали участие в строительстве и сбыте продукции действовавших в ƒеражне сахароварни, вино¬курни, кирпичного завода, броварни. ¬ процессе благоустройства местечка в 1899 году была замощена рыночна€ площадь и ближайша€ улица.
Ѕлагодар€ строительству железнодорожной линии, проход€щей че¬рез ƒеражню, интенсифицировалась торговл€, наблюдалс€ рост насе¬лени€. —обытийным центром стала привокзальна€ улица с ее складами, магазинами и целым классом предприимчивых людей. ќни обеспечивали оптовый транзит хлеба, фруктов в √ерманию, јвстрию и мелкие поставки на местные рынки ’мельнитчины. ¬ 1907 году воз¬никло кредитно-сберегательное общество, инвестировавшее различные инициативы. —танци€ ƒеражн€ к 1914 году пропускала 1500 вагонов хлеба. »з них 1100 покупались у помещиков, а 400 у кресть€н.
≈врейское население ƒеражни участвовало на всех этапах этого про¬цесса. Ќачина€ от сортировки продуктов и частной торговли до банковских операций и инвестиций. Ѕольша€ часть населени€ кормилась от привокзальных профессий: комиссионеры, приказчики, маклера. »звоз - дореволюционное еврейское ремесло - стал массовым. ѕод¬рабатывали здесь и извозчики из других местечек. Ѕалагулы ƒеражни, ћеджибожа отличались говорком.
¬ произведении «ƒер дайч» («Ќемец»), написанном в 1902 году, Ўолом-јлейхем со свойственным ему юмором рассказывает устами своего геро€. «—ам € из ƒеражни, маленького штетла ѕодольской губер¬нии, совсем крошечный штетл; а сейчас ƒеражн€ уже почти город, с железной дорогой, станцией, вокзалом...  огда ƒеражн€ стала станцией, нам весь мир позавидовал: шутка ли, железна€ дорога!  азалось, она станет источником парнусе, золото можно будет загребать пригор¬шн€ми, все станут счастливыми! ≈вреи из окрестных деревень переез¬жали в город; балебатым зан€лись ремонтом своих домов, строитель¬ством новых лавок, вздорожало м€со... Ѕалагулы поначалу взбунтовались, но их мнени€ никто не спрашивал. ѕроложили рельсы, поставили на них вагоны, построили вокзал, повесили колокол, прибили табличку «—танци€ ƒеражн€», и можете жаловатьс€». (ѕеревод наш.)
ќбразование и культура
ќсновным €зыком общени€ среди евреев был мамэ-лошн - идиш. «начение этого €зыка невозможно переоценить. я вырос в идишской среде и, хот€ ходил в украинскую школу, но с товарищами в играх, а позже, как теперь говор€т на тусовках, мы общались в основном на идиш. я уже писал и еще раз напомню. Ѕолее 50 лет €зыком общени€ был дл€ мен€ русский, и как только € попал в еврейскую среду, мамэ-лошн восстанвилс€ в моем сознании.
ƒоктор  лепфиш (»зраиль) в газете «‘орвертс» писал: «»диш - один из наиболее богатых €зыков нашей цивилизации. ¬ конце 40-х годов ќќЌ рассматривала возможность его объ€влени€ €зыком меж¬дународного общени€. »диш - не только €зык, но и цела€ культура, образ жизни. »диш сыграл особую роль в сохранении еврейского народа. » если религи€, реша€ задачу сохранени€ еврейского народа, выполн€ла функцию внутренней крепостной стены, на долю €зыка идиш выпала роль внешней стены, защищавшей, (от ассимил€ции - —.ј.) не только евреев ¬осточной ≈вропы, но и эмигрировавших от¬туда на другие континенты, от растворени€ в окружающих народах».
 роме хедера с 1865 года в ƒеражне еврейские дети могли посе¬щать одноклассное земское училище. ¬ 1903 году открылось частное еврейское училище дл€ девочек. ≈го основатель –. “абачник набрал 45 учениц дл€ обучени€ по новой программе.
¬ те годы началась эпоха распространени€ сионистских идей. ћо-лодежь была охвачена новыми ве€ни€ми (“алмуд - “оры в ƒеражне не было). ѕо€вилс€ сионистский кружок «’алицей сион». ¬ 1905 году по инициативе ћихел€ –убинштейна была организована библиотека и различные кружки. ¬ архивных документах она называетс€ «Ѕиблио¬тека из русских и иностранных книг» (так в те времена называли книги на идиш и иврите).
Ѕиблиотека быстро стала культурным очагом ƒеражни. Ќа ее базе родилс€ театрально-концертный коллектив. „итателей насчитывалось свыше 140 человек, и они делились на два типа - мес€чные и дневные (с разницей в оплате). ƒневные читатели платили одну копейку за книгу, мес€чные 20 копеек, плюс один рубль залог. ¬ то же врем€ 25 про¬центов читателей-бедн€ков обслуживались бесплатно.  аталоги были составлены на трех €зыках: русском, идиш и иврите. 40 читателей пре¬имущественно брали книги на идиш, 15 - на иврите, 50 - на русском. ¬ фонде были √ерцль, јхад √аам, ‘руг и др. ≈врейские журналы «¬осход», «≈врейска€ жизнь», « нижки ¬осхода». Ќа русском €зыке были представлены ¬ересаев, √ончаров, √оголь, √ерцен, ∆юль Ѕерн...
ƒл€ пополнени€ фонда эта провинциальна€ библиотека вела пере¬писку и получала посылки с новыми издани€ми из —анкт-ѕетербурга (от фирмы «Ё«–ј» - еврейской книжной торговли), с «ќбществом распространени€ просвещени€ меж евре€ми –оссии» (—ѕб), фирмой ».».Ѕазлов « нижное дело». ѕополнение фонда было важным усло¬вием интеллектуального роста читателей. Ѕиблиотека представл€ла со¬бой уютную комнату с четырьм€ книжными шкафами и четырьм€ сто¬лами. ќбщались читатели между собой на идиш.  онтролер ћоисей ƒобцис следил за пор€дком, кассир Ўустер записывал новые денеж¬ные поступлени€. ¬ 1905 году годова€ оплата за пользование библиоте¬кой составл€ла 122 рубл€. ¬есомым пополнением кассы были платные спектакли и концерты, которые дали в 1905 году доход 74 рубл€. –е¬пертуар театра представл€ли спектакли «≈врей» „ирикова и «ёбилей» „ехова.
ќсновными читател€ми и артистами были члены тайного сионистского кружка, которыми руководили ямпольский и Ўапиро.   еврейскому очагу культуры т€нулась учаща€с€ молодежь. «агл€дывали сюда и дети богачей с ¬окзальной улицы:  алюжного, «ильбермана, ÷укермана. ѕривлекала их демократичность библиотеки. ¬едь должность библиотекар€ была выборной.
¬ 1908 году ».јшкенази открыл еврейскую типографию. ¬ 1910 го¬ду общее население ƒеражни составл€ло 4884 жител€, из них 3533 ев¬реи, т.е. 74 процента.
ѕерва€ мирова€ и ее последстви€
ѕерва€ мирова€ война разорительно отразилась на жизни населе¬ни€. «атем нова€ пора т€жких испытаний - революци€ и гражданска€ война. ћо€ мама рассказывала о той поре... ќна помогала брату, который имел небольшую продовольственную лавку. «—ельдь делили на три части, кусок мыла на 8 частей. —ахар, соль, масло продавали на лоты (четверть фунта). Ѕедн€ки покупали все очень малыми порци€ми и большинство на список (в кредит).
—оветска€ власть была установлена в ƒеражне в декабре 1917 года.  омендантом ƒеражни стал большевик —.Ќ.Ўиндер. ¬о врем€ граж¬данской войны власть в ƒеражне переходила то к немцам, то к петлюровцам... Ќе избежала ƒеражн€ и погромов. ќдин из них - петлюровский - произошел 17-18 но€бр€ 1920 года.
ћама писала в своих воспоминани€х: «ќдно врем€ ѕетлюра со сво¬им войском размещалс€ в ƒеражне. ≈го войска никого не трогали, лишь вылавливали большевиков. ¬ нашем доме жил офицер с денщиком.   нам доходили сведени€, что в ѕроскурове петлюровцы вырезали всех евреев. Ѕыло у нас т€желое предчувствие...
27 или 28 окт€бр€ (мама писала свои воспоминани€ в 1982 году и вполне могла ошибитьс€) в 7 часов вечера двери были закрыты. ¬друг ворвались к нам бандиты. ћама увидела, что дело плохо, и велела мне и якову (брату) бежать через черный ход. Ѕыл глубокий снег. «апыхавшись, мы добежали до квартиры моей подруги Ћизы –ойтман. Ќас впустили. “ам уже было много людей.  рики несчастных были слыш¬ны на все местечко. ќни изнасиловали мою мамочку. ќна боролась с ними за мою младшую сестричку, которую сильно мучили. ќни удари¬ли ее шашкой и т€жело ранили. –ано утром петлюровцев уже не было. ќп€ть возвратились большевики.  огда мы вернулись домой, то увиде¬ли, что мо€ мамочка лежит на улице возле дома без сознани€. ј мо€ сестренка ѕейса была так травмирована, что не могла говорить. „ерез мес€ц мама умерла, а сестренка тронулась умом и весь остаток жизни провела в ¬инницкой психбольнице».
—оветска€ власть в ƒеражне
Ќаконец, настало мирное врем€. ¬ первые годы советской власти по-прежнему действовали хедеры, но постепенно они вынуждены были уйти в подполье. ћеламед √орелик стал надомным учителем в богатых семь€х. ƒействовало 7 молитвенных домов и синагога. —уетилс€ «кошерный мирок» и в новых услови€х. Ќова€ администраци€ вела официальную документацию на еврейском и украинском €зыке. «аметным лидером сионистского движени€ был ƒавид Ўейхетман. Ѕыл создан еврейский комсомол. ЌЁѕ то вводили, то отмен€ли. “о разор€ли, национализировав собственность, то возвращали, дава€ шанс населению.
ƒеражн€ в 1925 году стала «маленькой столицей» - центром райо¬на. ≈е население уже насчитывало 5,5 тыс€чи человек, из них 4204 ев¬ре€. «атем ƒеражн€ была преобразована в окружной центр. ¬ округ входило 70 населенных пунктов, еврейское население которых состав¬л€ло 50 процентов. ¬ округе функционировали 63 кустарно-ремесленных учреждени€: 27 портн€жных, 58 сапожных, 13 сельскохоз€йственных. ¬от данные о зан€тости евреев: 17,6 процента рабочих, 13,5 процента служащих, 19,2 процента собственников. Ѕыло создано товарищество по совместной обработке земли «—ерп», а в 1929 г. два ев¬рейских колхоза - им. «12 окт€бр€» и « расный казак». ѕозже, в 1930 году, колхоз им. Ћютера. ѕромартель евреев-кустарей «Ќова€ жизнь» обеспечивала округ строительными материалами. Ќо проблем было много, экономика резко упала. «аготовка хлеба в 1929 году со¬кратилась в 20 раз.
„астный сектор по-прежнему притесн€лс€. ¬сего в ƒеражне был один частный мануфактурный магазин, две м€сных лавки (до 1914 года их было 20). ¬ бывших богатых магазинах √ладштейна, –озенфельда - разорение, торговл€ с нагрузкой ненужных товаров.  устарь до революции считалс€ чернью, революци€ вознесла кустар€ во властные структуры на всех уровн€х.
»звестно, что сыновь€ми сапожников или самими сапожниками были: —талин, ‘рунзе,  осиор,  аганович, ћехлис,  амо, ѕостышев и многие другие начальники рангом пониже.
—труктура и сфера зан€тости населени€, по данным книги «ƒераж¬н€» ».¬айцблита, изданной в 1929 году: населени€ старше 18 лет -1761 человек, из них кустарей - 294, служащих - 169, кресть€н - 3, батраков-евреев - 30, строителей - 23, швей - 45, портных - 40, кожевников - 6, сапожников - 35, стол€ров - 30, кузнецов - 20, хлебопеков - 20, извозчиков - 17, жест€нщиков - 6, печников - 5, парикмахеров - 8, шапочников - 9 и др.
ћногие евреи сменили род де€тельности и включились в сельскохоз€йственное производство. 50 семей организовали артель по выращиванию табака. “акого рода де€тельность была св€зана с множеством про¬блем. Ќапример, с получением лицензии. ƒавали ее только тем, кто имел право голоса. 90 процентов населени€ ее не имели. ѕроблема была с получением ссуды на приобретение реманента, сем€н. ѕлата за аренду земли поглощала ссуду.
 ак же выживали артели? ѕомогало американское земл€чество. –одственники ежемес€чно пересылали деражн€нцам 1000 рублей, но это не спасало от нищеты. ¬ 1929 году дл€ закупки мацы пришлось оказать помощь 200 семь€м, в том числе в прошлом богатым обеспеченным семь€м с ѕривокзальной улицы. ƒействовало 5 заводов, но оборот был копеечный. “ак, например, владелица завода сельтерских вод јмчиславска€ не в состо€нии была оплатить место в синагоге и продала его за 6 рублей. ћолодежь в поисках работы устремл€етс€ на ƒонбасс.
“рудности и бедность было прин€то скрывать. ∆елаемое благопо¬лучие выдавалось за действительное. ѕо улицам ƒеражни браво мар¬шировал оркестр под управлением энтузиаста ќси. √ремели бравурные марши.
ƒеражн€ т€жко перенесла голод 1932-1933 годов и эпоху репрессий. Ќелепую трагедию страны, коварство стро€, беспощадную маши¬ну коммунистических репрессий €рко и талантливо покажет спуст€ 60 лет уроженец ƒеражни кинорежиссер јронович —емен ƒавидович во всемирно известном фильме «Ѕольшой концерт народов», или «ƒыхание „ейнстокса», сн€том в 1991 году.
ј затем война, оккупаци€. Ќемцы вошли в местечко 11 июл€ 1941 года. ≈вреев согнали в гетто. Ќа учет было вз€то 1848 человек. ¬сем приказали носить желтую звезду. Ћюди погибали в гетто от истоще¬ни€. ¬ сент€бре 1941 года в один день было расстрел€но на окраине местечка 1500 евреев (сейчас там установлен скромный обелиск). ¬ 1942 года на рубеже сент€бр€ - окт€бр€ гетто было ликвидировано. ѕо различным данным гитлеровцы уничтожили 3814 евреев. “ам же погибли 400 евреев, которых пригнали из ¬олковинецкого района.
„то осталось от прежней ƒеражни
¬ насто€щее врем€ в ƒеражне проживает лишь несколько еврейских семей. ¬ 1985 году € с матерью посетил ƒеражню. ќна показала мне улицу, на которой они жили, и место, где сто€л их домик. ѕоказала домик своей подруги —они, с которой дружила всю жизнь, домик, в котором они, к счастью, пережили погром (в нем в те далекие годы была парикмахерска€). ћы также побывали на старом еврейском клад¬бище, где похоронена ее мать, и посетили место, где гитлеровцы расстреливали евреев.
“еперь о маминой подруге —оне. ¬ большой —ониной семье, куда нередко заходила мама, было четыре сестры и три брата. ћать запомнила не все имена, лишь »ду и –иву, сыновей —амуила и √ригори€. »да, сама€ младша€, впоследствии вышла замуж за ƒавида  обзона, и у них в 1937 году родилс€ сын »осиф, песни которого мы так любим слушать. Ќа фото: »да, сестра »осифа √елена и и ее дочь ƒина. ” ме¬н€ хранитс€ несколько фотографий юного »осифа и его родственников, которые —он€ регул€рно присылала маме. ∆ила она в ќдессе. ≈е очень любил »осиф и часто навещал.
»так, ƒеражн€ дала ”краине семью в которой родилс€ »осиф  об¬зон, бывший чемпион ”краины среди юношей по боксу, знаменитый певец и политический де€тель. ќн неоднократно избиралс€ в высший законодательный орган —оветского —оюза, а в 1996 году - в √осудар¬ственную думу –оссии.
¬ 60-е годы в ƒеражне был создан ≈врейский общественный комитет, который под руководством профессора Ѕирмана, выходца из этого местечка, организовал перезахоронение жертв. Ќа средства, собранные выходцами из ƒеражни, был установлен обелиск, а также мемориал, который был открыт в сент€бре 1970 года.
ѕам€тником многим поколени€м деражн€нских евреев осталось старинное кладбище. ¬о врем€ посещени€ ƒеражни в 1985 году мы с мамой побывали на нем в последний день Ўавуот. —юда пришло и приехало много евреев. Ќе все смогли найти могилы своих предков. ћестный старожил, владеющий древнееврейским, еле успевал находить посетител€м могилы. ћестный шамес, переход€ от надгроби€ к надгро¬бию, читал молитву »зкор, некоторые сами читали эту молитву.
Ќа этом кладбище сохранились монументальные надгроби€, отре¬шенные от нашей суеты. 200 лет назад крепкие руки евре€-камнереза воплотили, по-видимому, в из€щных колонках и арках свое представ-ление о легендарном »ерусалимском ’раме. √рафичные надписи – воплощенный  адиш. ѕокрытые нежным ковром мха и зеленой растительности, они как бы охран€ют ¬ечный ѕокой усопших.
¬ дни, когда были написаны эти строки (€нварь 1998), в ƒеражне проживало около дес€ти евреев.


¬ пам"€тi ƒеражн€ вирина,

станцi€ на рiдному ѕодiллi...

                    ћикола Ѕажан


ƒеражн€ – ”краинский город, центр ƒеражн€нского района ’мельницкой области размещЄнное в юго-восточной части. 

Ќаселение 10446 жителей (перепись 2001). √еографические координаты: 49 ° 16 ' с.ш. 27 ° 26 ' в.д.

√ород расположен на реке ¬олк, в 45 км от ’мельницкого.

√ород основан в начале XVI века. —татус города с 1987 года.

ƒеражн€ имеет давнюю историю. ѕрежде упоминаетс€ в XV столетии и датируетс€ 1431 годом. ¬ 1614 году при короле Cигизмунде III городок получил ћагдебуpское право. ѕовторно получил статус города в декабре 1987 года.

¬ 30-x годах XIX в. градостроительство ƒеражн€ было одним из центральных антикрепостнических движений на ѕодолье, возглавл€емое ”стимом  аpмалюком.

¬ 1896 году через ƒеражню был проложен железнодорожный путь и построена железнодорожна€ станци€. ∆елезнодорожна€ станци€ на линии √речаны-∆меринка-ѕодольска€.

—егодн€ в городе насчитываетс€ более 80 предпри€тий. –аботает 3 средние школы, 5 детских садов, профессионально-техническое училище. ≈сть три культурно-образовательные учреждени€, музыкальна€ школа, районна€ больница и поликлиника. ¬ городе издаютс€ две газеты, выходит в эфир местное телевидени€.

ƒеражн€ (324x504, 73Kb)

—ери€ сообщений " орни":
 орни
„асть 1 - –одом из ƒетства
„асть 2 - ƒ≈–ј∆Ќя
„асть 3 - ќтрочество - нова€ сери€ фотографий в фотоальбоме
„асть 4 - Ќаследники -
...
„асть 9 - ƒорогами детства.
„асть 10 - Ќа ¬краiнi милiй!
„асть 11 - — любимыми не расставайтесь!


ѕонравилось: 1 пользователю



ofkb   обратитьс€ по имени ¬торник, 24 јпрел€ 2012 г. 18:55 (ссылка)
¬о врем€ войны много евреев воевало в р€дах ”краинской ѕовстанческой јрмии и ушли с ними на «апад .ѕочти все врачи в ней были евре€ми.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕЄтр_ѕервый   обратитьс€ по имени ¬торник, 24 јпрел€ 2012 г. 19:14 (ссылка)
Ќасколько € помню,ѕовстанческа€ арми€ имела чЄтко выраженную не только антисоветскую но и антисемитскую направленность.≈Є обычной практикой было насилие и погромы еврейского населени€ и не только выдача еврейского населени€ немцам но и самосто€тельное "решение еврейского вопроса".¬аше утверждение возможно и имело какое-то значение но весьма малое на фоне всеобщего антисемитизма не только ѕовстанческой јрмии но и местного населени€ с большой охотой служившего в полица€х и карательных отр€дах.≈сли когда-то ”стим  армелюк находил защиту и кров у еврейских жителей ѕодолии,то,увы,евреи во врем€ войны такого участи€ практически не имели.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени —уббота, 13 јпрел€ 2013 г. 14:08 (ссылка)
прошу ¬ашего разрешени€ на публикацию статьи на сайте http://der.clan.su/. — уважением администратор сайта
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 јпрел€ 2013 г. 20:45 (ссылка)
ƒобрый день! ћен€ зовут Ѕень€мин “ресер. я экскурсовод и историк. я родилс€ в городе ƒеражн€, ’мельницкой области на ”краине. я живу в ’адере, в »зраиле. ” мен€ есть исторические статьи про этот город на украинском и русском €зыках. — украинского €зыка если нужно, могу ¬ам сделать их перевод. ≈сли ¬ам это интересно, то напишете мне: genatr@gmail.com.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 јпрел€ 2013 г. 20:49 (ссылка)
« ≥стор≥њ м≥ста ƒеражн€. јвтор: Ёкскурсовод та ≥сторик Ѕень€м≥н “ресер. ’адера, Iзрањль.
1431-2012 рр. | ƒеражн€, ’мельницька область

ƒеражн€ заснована у 1431 роц≥ карањмами. ( арањми Ч це невеликий народ, €кий спов≥дуЇ Їврейську рел≥г≥ю - ≥удањзм.) ¬она в≥дзначена, €к карањмське поселенн€ у зв'€зку з ц≥Їю датою на карт≥  оротко ™врейськоњ енциклопед≥њ та у  арањмского поета …осифа бен …ешуа. Ќаселенн€ мiста Ч 14 381 мешканц≥в (2011 рiк). ѕлоща мiста Ч 17,55 км². ћiсто складаЇтьс€ з 4-х основних районiв: ћiстечко, ÷укровий завод, ÷ентр та  риничне. —татус м≥ста отримало в 1987 роц≥.

Ќазва мiста походить вiд карањмського слова "дер јжн€" Ч лiс. ” лiсi росло багато дерев, а також водилос€ багато вовк≥в. ¬iд них отримало своЇ iм€ рiчка ¬овк, довжиною 70 кiлометрiв, на €кiй розмiщено мiсто, та њњ притока. ≤снуЇ також версi€, що назва мiста, походить вiд древньо-рос≥йського слова Ђƒеражн€ї, що означаЇ "мiсце, де обробл€ють древесину".

ѕисьмову згадку про ƒеражню знайдено в турецьких документах 1542 року. “ам зазначено що ƒеражн€ це маленьке козацьке поселенн€. ƒеражн€ вiдноситьс€ з 1538 року до Ѕарського староства в склад≥ ¬еликого кн€зiвства Ћитовського, а з 1569 року до Ћетич≥вського пов≥ту ѕод≥льського воЇводства у склад≥ –еч≥ ѕосполитоњ. ¬ 1552 роц≥ тут жило лише 11 людей четверо з €ких загинуло в≥д еп≥дем≥њ. ћонголо-татарська навала докотилас€ до ƒеражн≥ у 1567 роц≥. ѕ≥д владою –еч≥ ѕосполитоњ в 1614 роц≥ м≥стечко отримало ћагдебурзьке право. Ќа самому початку повстанн€ 1648 року ƒеражн€ була захоплена козаками Ѕогдана ’мельницького. “уреччина захопила ƒеражню у 1672 роц≥. ¬ 1682 роц≥ в≥йська польського гетьмана яна —обеського перехопили ƒеражню в≥д турк≥в.  арањмська громада була знищена загонами Ѕ.ћ. ’мельн≥цкого (к≥лька вр€тувалис€ с≥мей б≥гли в м≥сто Ѕар) на початку XVII-го стол≥тт€.

¬ 1793 роц≥ ƒеражн€ ув≥йшла до –осс≥йськоњ ≥мпер≥њ. Ќа прот€з≥ XVIII-го i XIX-го стол≥тт€ ƒеражнею волод≥ють р≥зн≥ польськ≥ пани. ¬ перш≥й половин≥ XVIII стол≥тт≥ ƒеражнею волод≥в ксьондз јнтон≥й Ћюбомирський. ¬≥н збудував тут перший дерев'€ний костьол. « 1761 по 1776 р≥к це волод≥нн€ ѕетра ќшаровського. ƒесь у 1750 роц≥ у м≥стечку з'€вилис€ Їврењ ≥ була побудована синагога. ” 1792 роц≥ п≥сл€ другого под≥лу ѕольщ≥ ƒеражн€ в≥дходить до Ћетич≥вського пов≥ту ѕод≥льськоњ губерн≥њ в склад≥ –ос≥йськоњ ≥мпер≥њ. ¬≥домий банк≥р ѕетро “еппер волод≥в держнею з 1779 до початку стол≥тт€, коли в≥н попав п≥д банкрутство. ≤нш≥ володар≥:  лимент≥й Ѕерном у 1803, ћихайло „уцький у 1807 роц≥. ѕани ћошинськ≥ волод≥ли м≥стечком ≥ навколишн≥ми селами з 1820 по 1844 р≥к.

« XVIIIго стол≥тт≥ ƒеражн€ стала Їврейським м≥стечком ≥ залишалос€ њм до 1941 року. ” ’I’-му Ч на початку 20 стол≥тт€ Ч це було Їврейське м≥стечко Ћетич≥вського пов≥ту ѕод≥льськоњ губерн≥њ. « 1923 року Ч районний центр, з 1931 року Ч центр Їврейськоњ м≥ськоњ ради. ¬ 1765 роц≥ в ƒеражн≥ проживало 310 Їврењв, в 1784 роц≥ Ч 316, в 1889 роц≥ Ч близько 1900 (60%), в 1897 роц≥ Ч- 3333 (68%), в 1902 роц≥ Ч 5400, в 1910 роц≥ Ч 3533 (72,3%), в 1923 роц≥ Ч 3058 (86%), в 1926 роц≥ Ч 3735 (92%), в 1939 роц≥ Ч 2651 Їврей (40%). ” 1734 Їврейська громада постраждала в≥д нападу гайдамак≥в. ” 1757 в ƒеражн≥ та ≥нших м≥стечках краю влада конф≥скувала книги “алмуда, €к≥ були спален≥ на площ≥ в  ам'€нц≥. ¬ 30-их роках ’I’-го стол≥тт€ м≥сто було одним ≥з центр≥в повстанн€ очолюваного ”стимом  армелюком. ” 1810-30-х роках Їврењ ƒеражн≥ надавали п≥дтримку загонам ”стима  армалюка (п≥сл€ розгрому повстанчеського. руху багато Їврењв було засуджено за "потуранн€ руху", на громаду накладено грошовий штраф). ќсновне зан€тт€ Їврейського населенн€ в ’I’-м стол≥тт≥ торг≥вл€ ≥ ремесла (Їврењ орендували суконну мануфактуру, пивний, цукровий, винокурний, цегельний ≥ ≥нш≥ заводи, њм належало 38 лавок). ” 1860-х роках равином ƒеражн≥ був √ерш ћеерович; малос€ 2 синагоги, в к≥нц≥ ’I’-м стол≥тт€ робили 5 с≥нагог. Ќа початку ’’-го стол≥тт€ в ƒеражн≥ ≥снувало понад 10 с≥нагог, к≥лька хедер≥в (Їврейських рел≥г≥озних початкових школ), 3 приватних Їврейських училища, велика Їврейська читальн€. ™врењ ƒеражн≥ вели крупну оптову торг≥влю, головним чином с≥льськогосподарськими продуктами, њм належали б≥л€ 30 мануфактурних магазин≥в, 3 оптових склада, 3 оптових магазини, 2 л≥сових складу, к≥лька дес€тк≥в др≥бних магазин≥в ≥ крамниць. ¬ 1844 роц≥ ƒеражню купив —тан≥слав –ац≥боровський. ¬≥н ≥ його нащадки були останн≥ми володар€ми м≥стечка. Ќа прик≥нц≥ 1860-их рок≥в почалос€ буд≥вництво зал≥зниц≥ що значно спри€ло економ≥чному розвитку ƒеражн≥. Ќаселенн€ зросло з 1201 людей у 1873 роц≥ до 6118 людей у 1897 роц≥ коли до ƒеражн≥ д≥йшла зал≥знична кол≥€ ≥ зал≥зничну станц≥ю було збудовано. ™врейське населенн€ становило на той час 5230 людей.

ѕ≥д час ѕершоњ св≥товоњ в≥йни ƒеражн€ була вузлом постачанн€ на фронт, коли ешелони проходили станц≥ю кожних 15 хвилин. ѕ≥сл€ перевороту у жовтн≥ 1917 року ƒеражню не обминула громад€нська в≥йна, Їврейськ≥ погроми, колектив≥зац≥€, 1920-их, штучний голодомор 1930-х рок≥в. ” 1903 роц≥ Ч було в≥дкрито приватне Їврейське училище дл€ д≥вчаток –. “абачн≥ка, в 1905 роц≥ Ч б≥бл≥отека ƒ.–аб≥нштейна (з 140 читач≥в 40 волод≥ли ≥вритом), в 1908 роц≥ Ч Їврейська друкарн€ ≤. јшкеназ≥, а з 1910 року д≥€в зразковий хедер дл€ хлопчик≥в ≥ д≥вчаток. —≥он≥стський гурток (кер≥вники ямп≥льський ≥ Ўап≥ро) об'Їднував головним чином учн≥вську молодь. ¬ грудн≥ 1917 року в ƒеражн≥ ставс€ погром, влаштований частинами росс≥йськоњ арм≥њ. 7 ≥ 17 червн€ 1919 року, 17-18 грудн€ 1920 року в≥йськами ƒиректор≥њ в ƒеражн≥ були учинен≥ погроми. ” 1926 роц≥ серед Їврењв ƒеражн≥ було 294 кустар€, 178 роб≥тник≥в та 30 наймит≥в. ” тому ж роц≥ створено в≥дд≥ленн€ ќ«≈“а. ” 1929 роц≥ Їврењ-кустар≥ об'Їдналис€ в меблеву, шевську арт≥л≥, в арт≥ль "Ќове житт€" (по виробництву цегли). ” 1930 роц≥ в ƒеражн≥ . заснований колгосп ≥мен≥ Ћойтера. 11 липн€ 1941 року ƒеражню окупували н≥мецьк≥ в≥йська; було створено гетто (л≥кв≥довано в вересн≥ Ч жовтн≥ 1942 року). ѕ≥сл€ зв≥льненн€ ƒеражн≥ повернулос€ з евакуац≥њ понад 100 Їврейських с≥мей, в 1948 роц≥ д≥€в нелегальний м≥нь€н (10 ос≥б необх≥дних у Їврењв дл€ молитви). ” 1960-х роках на загальному кладовищ≥ вид≥лена д≥л€нка дл€ похованн€ Їврењв. «береглис€ буд≥вл€ю бувшоњ Їврейськоњ школи, на старому Їврейському цвинтар≥ Ч р≥зьблен≥ надгробки XVIII-го ’≤’ стол≥ть. Ќ≥мецькоЦфашистськ≥ в≥йська окупували ƒеражню 11 липн€ 1941 року. ѕ≥д час окупац≥њ в ƒеражн≥ знаходилось Їврейське гетто. 20 вересн€ 1942 року н≥мецька оперативна команда з допомогою украњнських пол≥цањв розстр≥л€ла все Їврейське населенн€ м≥стечка понад 6 000 чолов≥к. Ќа початку вересн€ 1970 року на м≥сц≥ трагед≥њ в≥дкрито Їврейський мемор≥ал. 25 травн€ 1944 року ƒеражню зайн€ла рад€нська арм≥€. ƒеражн≥ надано статус м≥ста в 1987 роц≥.

Ќа початку грудн€ 2001 року на станц≥њ в≥дкр≥то музей ѕ≥вденно-«ах≥дноњ зал≥зн≥ц≥ та Ѕориса —тепановича ќл≥йника, €кий 19 рок≥в очолював столичну маг≥страль та був першим головою ”крзал≥зниц≥. ¬ експозиц≥њ музею показаний розвиток зал≥зничного транспорту в≥д часу його зародженн€ по сьогодн≥шн≥й день, ≥стор≥€ станц≥њ (особливо в ’’-му стол≥тт≥), а також створений мемор≥альний куточок Ѕ.—. ќл≥йника.

” ƒеражн≥ частково збереглас€ забудова ’≤’ Ч початку ’’ стол≥ть, серед €коњ 9 споруд визнан≥ пам'€тками арх≥тектури м≥сцевого значенн€. «окрема, привертають увагу особн€к –ац≥боровського ’≤’-го стол≥тт€ (нин≥ Ч районна л≥карн€), особн€к адвоката ѕеритор≥на початка ’’-го стол≥тт€ (у рад€нськ≥ роки Чшкола, будинок школ€ра), прибутковий будинок 1912 року.

¬идатн≥ д≥€ч≥ м≥ста ƒеражн≥, уроженц≥ м≥ста:

1) Ћевко јнтонович ƒроздовський Ч генеральний хорунжий јрм≥њ ”крањнськоњ ƒержави;

2) ѕетро ‘едорович —тр≥лецький Ч √ерой –ад€нського —оюзу;

3) ѕрофессор, економ≥ст ќлександр ћихайлович Ѕ≥рман;

4) —емен ƒавидович јранов≥ч Ч рад€нський та росс≥йський к≥норежиссер, народний артист –осс≥њ (1994 р≥к);

5) ≤саак яковлевич Ћернер Ч рад€нський педагог, „лен-корреспондент јкаде≥њ педагог≥чних наук ———–, профессор та академ≥к –осс≥йськоњ академ≥њ осв≥ти, «аслуженний д≥€ч науки ––‘—– (1987 р≥к);

6) ≤сроель - «еЇв ‘р≥шберг Ч письменник та публ≥цист, автор книг на ≥врит≥ та њдиш;

7)  арањмский поет …осиф бен …ешуа;

8)  арањмский вчений та равв≥н …осиф бен —аму≥л бен ≤саак;

9) –оза ѕесотта (при рождении –ахель ѕейсота€) (1896 год Ч 1965 год) Ч Їврейська анарх≥стка, фем≥н≥стський орган≥затор прац≥ та в≥це-президент ћ≥жнародного —оюза роб≥тник≥в ж≥ночого од€гу.

10) ” район≥ ƒеражн≥ - ћ≥стечко родилас€ та жила мати рад€нського естрадного сп≥вака (баритон), рос≥йського пол≥тика, народного артиста ”крањни (1991 р≥к) та народного артиста —–—– …осипа ƒавидовича  обзона - ≤да ≤саак≥вна.

¬ мошав≥ (сел≥) ћерхав≥€, в ≤зраэльского району ѕ≥вн≥чного округу ≤зрањл€ робить Їдиний у св≥т≥ ћузей ƒеражн≥; також там посажений л≥с та пам'€тник пам'€т≥ Їврењв, €к≥ загинули п≥д час ƒругоњ св≥товоњ в≥йни. ¬ м≥ст≥  ≥рь€т-√ат на п≥вдн≥ ≤зрањл€ знаходитьс€ Їврейський вищий рел≥г≥йний навчальний заклад "’абадська Їшива ƒеражн€".
ƒжерело: ќсобистий арх≥в та енциклопед≥њ автора.
ћо
1 Ѕень€мiн (17.09.2012 22:08)
11) »ль€ »саакович ¬ейцблiт (1895 рiк Ч 25 серпн€ 1937 року) Ч письменник, публ≥цист ≥ демограф, соц≥олог та голова соц≥ально-економ≥чноњ секц≥њ ≤нституту Їврейськоњ культури јЌ ”крањни.
2 Ѕень€мiн (17.09.2012 22:31)
ѕостановою  олег≥њ Ќаркомату осв≥ти ”–—– в≥д 1 с≥чн€ 1933 року в ”крањн≥ в≥дновили роботу державних ун≥верситет≥в, серед €ких був ≥  ињвський ун≥верситет. ” тому ж роц≥ був створений ≥сторичний факультет, €кий очолив наш земл€к професор »ль€ »саакович ¬ейцблiт. ‘акультет про≥снував до 1941 року. ј наш земл€к був його беззм≥нним кер≥вником до самоњ смерт≥ в 1937 роц≥.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 јпрел€ 2013 г. 21:52 (ссылка)
http://www.esosedi.ru/onmap/misto_derazhnya_hmelnitskoyi_oblasti_/1000022140/index.html#lat=49267132&lng=27426681&z=13&mt=0&v=0.
“акже здесь: http://mistaua.com/%D0%86%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%96%D1%8F/%D0%86%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%96_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%96%D1%97/%D0%B7-%D1%96%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%96%D1%97-%D0%BC%D1%96%D1%81%D1%82%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8F./156/?setcity=580. » здесь: http://photohunt.org.ua/Derazhnya.htm.l
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать ветку
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 15 јпрел€ 2013 г. 22:29ссылка
јноним
—айт про ƒеражню с 34 фотографи€ми города: http://1ua.com.ua/c775.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку