-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛЮСЁНОК_79

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.08.2011
Записей: 2461
Комментариев: 55
Написано: 2524


Русский Версаль.

Воскресенье, 27 Ноября 2011 г. 04:20 + в цитатник
Цитата сообщения алёна44 Русский Версаль.

Великолепие русского Версаля. Верхний сад и Большой дворец Петергофа

Основанный в самом начале XVIII столетия императором Петром I неподалеку от новой северной столицы - Санкт-Петербурга, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией.

Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы "Монплезир" и "Марли".


По замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой - стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю.

И то и другое удалось блистательно осуществить. К середине 20-х годов XVIII века были разбиты регулярные Верхний сад (15 га) и Нижний парк (102,5 га), построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства: множество свинцовых, позолоченных статуй, барельефов, маскаронов, ваз. В 1799—1806 свинцовые статуи были заменены золочёными бронзовыми. В Петергофе работали скульпторы И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин.

В планировочной структуре ансамбля Петергофа регулярность и симметрия общей композиции сочетаются с искусным использованием естественного рельефа местности и с разнообразием художественных решений отдельных участков парка, павильонов и фонтанов.

Верхний сад - лучший пример восстановления сада регулярного стиля в паркостроении. Занимая площадь 15 га, он имеет важное значение в художественном облике ансамбля Петергофа и выполняет роль парадного двора - курдонера.


Он был заложен в первые годы строительства петровской резиденции и долгое время оставался утилитарным «огородом»: на грядках росли овощи, а в трех прудах, служивших резервуарами фонтанной системы, разводили рыбу. Только во второй половине XVIII в. приобрел облик регулярного парка: один за другим здесь стали появляться фонтаны. В период перестройки Большого дворца сад был расширен по плану Ф. Б. Растрелли. Его планировка создана по законам регулярного стиля - ровные, открытые партеры со скульптурой, прямоугольные зеркала прудов, стриженые липовые аллеи по обе стороны центрального партера, трельяжные галереи (берсо), беседки, закрытые боскеты с плодовыми посадками внутри, узорные цветники с кадочными растениями. В партерах установили золоченые свинцовые статуи и солнечные часы, и с этой поры по своему художественному оформлению Верхний сад стал равнозначен ансамблю центральной части Нижнего парка. Во второй половине XVIII в. стиль регулярного парка был утрачен подстрижку деревьев и кустарников прекратили, и с течением времени они разрослись и закрыли вид на фасад.

Фонтаны Верхнего сада

Петр I сам разработал схему размещения и конфигурацию водоемов в Верхнем саду. По его приказу к 1721 году были вырыты бассейны «Квадратных прудов».

Однако только в 1737 году в западном квадратном пруду поместили свинцовую группу «Диана с фундаментом и деревом, нимф больших – пять, при них собак – четыре, собак больших – семь, дельфинов – десять». В Восточном квадратном пруду установили свинцовые фигуры Прозерпины и Алфея, окруженные четырьмя сиренами и девятью дельфинами.
Свинцовая скульптура оказалась недолговечной и к 70-м годам XVIII века осталось лишь по шесть вызолоченных дельфинов «с вододействием» в каждом из прудов.

В начале XX века скульптурная декорация бассейнов была восстановлена. Их украсили скульптуры XVIII века «Весна» и «Лето», сохранившиеся до наших дней

Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульптурного декора.В 1738 году в Круглом бассейне перед главным входом в Верхний сад, архитектор И. Бланк поставил свинцовую скульптурную группу «Андромеда». Через некоторое время её сняли, и в бассейне осталась лишь одна фигура, напоминающая змея или дракона в окружении четырех дельфинов.

 «Нептун» – центральный фонтан Верхнего сада. «Нептунова телега», позолоченная свинцовая скульптурная группа была установлена в 1737 году на туфовом пьедестале и сохранялась дольше всех украшений парка. На южной стороне бассейна устроили трехступенчатый каскад со статуей «Зимы», отлитой Растрелли.

К концу XVIII века «Колесница Нептуна» пришла в ветхость и ее заменили бронзовой группой так же с фигурами Нептуна и его свиты, приобретенной в Нюрнберге императором Павлом I. Это выдающееся произведение немецкого искусства XVII века было создано Христофором Риттером.

Фигуру «Зимы» заменили копией античной статуи Аполлона Бельведерского. Именно в таком виде сегодня существует фонтан.

 

Большой дворец

       Центром Петергофского ансамбля является Большой дворец – «коронная» резиденция русских императоров. Великолепное трехэтажное здание с галереями и сверкающими позолотой куполов Церковного и корпуса под Гербом – протянулось вдоль террасы почти на триста метров.

Общая идея местоположения и первоначального облика Верхних (Нагорных) палат принадлежала Петру I.

 


На протяжении XVIII и XIX столетий такие выдающиеся русские и западноевропейские мастера, как И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н. Микетти, М.Земцов, Ф.-Б. Растрелли, А.И.Штакеншнейдер работали над созданием архитектурного облика дворца и над оформлением его многочисленных покоев.

 В Петровской части дворца сохранился Дубовый кабинет первого русского императора. Главным элементом убранства этого небольшого, но уютного покоя служат дубовые резные панно, созданные еще при жизни Петра, талантливым французским скульптором Николя Пино. Здесь представлены и личные вещи Петра I, среди которых его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

В середине XVIII столетия, в годы царствования дочери Петра I Елизаветы Петровны, в Петергофе творил знаменитый зодчий Франческо Бартоломео Растрелли, непревзойденный мастер барочного стиля. Для интерьеров, созданных гением Растрелли характерно обилие деревянной золоченой резьбы, наборные паркеты из разных пород ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все западное крыло дворца занимает Танцевальный зал или, как он именовался в XVIII веке, Купеческий зал.
Во второй половине XVIII века происходят очередные изменения и переделки интерьеров Большого дворца в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Ю.М.Фельтен, Ж..Б. Валлен-Деламот оформляют в 1760-1770-х гг. такие интерьеры, как Чесменский зал, Тронный зал, Китайские кабинеты.

Итогом двухсотлетнего строительства стал дворец, в котором рядом с покоями петровской эпохи блистали барочные залы середины XVIII века, а с ними соседствовали торжественные и строгие апартаменты периода классицизма, сменявшиеся покоями середины XIX века, возрождавшими основные художественные принципы рококо. Большой Петергофский дворец являлся летним центром официальной жизни Российской империи: здесь происходили многие важнейшие для страны события, устраивались праздники и приемы, балы и маскарады.

 

 Церковный корпус


      Оформление интерьера церкви выполнено по проекту Растрелли. Иконостас и настенная резьба изготовлены из липы бригадой русских резчиков во главе с Иосифом Шталмеером и Луи Роландом. Резьбу покрывали сусальным золотом петербургские мастера под руководством золотарных дел мастера Ле–Пренса.

Иконы иконостаса, купольная и настенная живопись выполнена масляными красками на холсте русскими художниками во главе с Иваном Вишняковым. Интерьер поражал современников своим великолепием, обилием резного золоченого декора и живописи. Шестиярусный иконостас украшали витые колоны, императорская корона и вензель императрицы Елизаветы Петровны. На стенах, потолке и в куполе располагались живпоисные картины на религиозные сюжеты. Их число – пятьдесят один - напоминает о годе освящения храма – 1751 г. В куполе изображен Святой Дух в виде парящего голубя.



      Храм летней резиденции российских монархов был свидетелем многих ярких событий императорского Дома Романовых. В его истории отразилось многообразие событий летней жизни блистательного Петергофа. Здесь сочетались браком и крестили новорожденных, устраивали пышные богослужения по случаю важнейших государственных и религиозных праздников

 

Корпус под Гербом


      Корпус под Гербом играл особую роль в истории императорской загородной резиденции

 В разное время здесь гостили многие европейские монархи, наследные принцы и великие герцоги. Если же гостей не было, здесь располагались сами венценосные обитатели Петергофа. По преданию в апартаментах "под Гербом" жила Екатерина II . Интересно, что именно в этом корпусе начинались торжественные церемонии великокняжеских свадеб и крестин.


Собрание "Особой кладовой" насчитывает более 800 экспонатов. Наибольший интерес у публики вызывают изделия из драгоценных материалов: золота, серебра, ювелирных камней; неподдельное восхищение вызывают произведения прославленной фирмы Фаберже


      Петергофская "Особая кладовая" не похожа на традиционные музейные хранилища драгоценностей. Она уникальна и неповторима. В дворцовых интерьерах, наполненных мебелью, живописью, фарфором и бронзой живут своей музейной жизнью костюм Петра I, туфли Екатерины II, готовальня Николая I, часы Александра II и множество других раритетов

 

Большой Каскад Большого дворца

Большой каскад - главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа. Оно уникально по размерам, обилию воды, богатству скульптурного декора, графическому разнообразию водометов и выразительности всех частей.

Большой каскад занимает выдающееся место среди известнейших исторических фонтанных сооружений мира. Это блестящий памятник искусства барокко.


      Современный облик каскада складывался более ста лет, но замысел его композиции принадлежал Петру I. Строительство каскада началось в мае 1716 года. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года. В августе 1723 года состоялся торжественный пуск фонтанов. Большой каскад начал действовать. Но работы продолжались. Появились новые скульптуры и маскароны.

 

Уже после смерти Петра, в 1735 году в центре ковша был сооружен фонтан "Самсон", а через три года в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы К. Растрелли. На этом основные работы по декору каскада были завершены.



      Центром Большого каскада является Нижний (Большой) грот. Ограничивают площадку перед Нижним гротом две каскадные лестницы по семь ступеней, декорированные золочеными барельефами, кронштейнами, струями водометов и золоченой скульптурой, чередующейся с вазами.

 В центре площадки - фонтан "Корзина", воды которого по трем водопадным ступеням устремляются в ковш.

Стена Нижнего грота завершается гранитным карнизом с мраморной, украшенной вазами балюстрадой перед террасой Верхнего (Малого) грота.

 В архитектуре каскада явно подчеркнуто стилевое единство с архитектурой Большого дворца: декор, подчиненный его трехчастному делению, полукружие арок и ниш, бело-желтая окраска.

Гроты облицованы туфом и украшены мраморной и позолоченной скульптурой.

В Нижнем гроте устроены фонтаны-шутихи - стол с угощениями и водяные завеса при выходе на площадку перед гротом. Гости тянулись к кушаньям на столе и попадали под струи стола. Обиженные и недовольные, они начинали выходить из грота и тут же их ждал сюрприз в виде водной завесы.

 Можно увидеть тоннели с водоподводящими трубами и выставку, посвященную работе фонтанных мастеров прошлого.

На протяжении дальнейших лет каскад и грот неоднократно переделывали, заменяли деревянные пьедесталы на каменные, меняли кордоны бассейнов, перезолачивали скульптуру, при этом часть барельефов и декоративных элементов исчезла, прекратилось действие фонтанов в гроте. Незавершенная реставрация в середине 19 в. привела к искажению первоначального облика сооружения.

       Огромный урон Большому каскаду был нанесен в годы Второй мировой войны. Все декоративные детали и четыре самые крупные скульптуры, которые не успели эвакуировать, пропали. Но благодаря самоотверженному труду реставраторов и жителей Петергофа уже 25 августа 1946 года состоялось открытие возрожденных фонтанов. В следующем сезоне в ковше канала на своем пьедестале появилась мощная фигура "Самсона, разрывающего пасть льва", выполненная по сохранившимся фотографиям скульптором В. Симоновым.

Полностью реставрация фонтанного и скульптурного убранства каскада была закончена в 1950 году.


Написал

Рубрики:  прхитектура

алёна44   обратиться по имени Воскресенье, 27 Ноября 2011 г. 19:48 (ссылка)

d0b5a08055d5 (400x200, 2169Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку