-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в јндрей_Ћеднев_из_ћурмана

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 30.07.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 135


„асть 23. ƒревн€€ металлурги€ —евера ≈вразии: от ѕоморского медного лить€ до „уди «аволочьской. »з цикла "“ам –усский ƒух, там –усью пахнет".

ѕонедельник, 26 ƒекабр€ 2011 г. 14:05 + в цитатник


Ѕелка песенки поЄт,
ƒа орешки все грызет.
ј орешки не простые,
¬се скорлупки золотые,
ядра - чистый изумруд.
—луги белку стерегут



ќсновной аргумент оппонентов существовани€ ѕоморской цивилизации на —евере ≈вразии и в частности ѕоморской горнометаллургической промышленности на рубеже I-II тыс€челетий н.э.: должны же остатьс€  следы и потомки от нее, если уж не концу XX века, то хот€ бы к середине II тыс€челети€.

ј они и остались, только оп€ть наши академики от истории надели на себ€ «розовые очки»: ничего не видим, ничего не знаем.


ѕоморское медное литье.
 

¬озьмЄм, к примеру, знаменитое ѕоморское медное литьЄ. ѕредвосхищаю ухмылку читателей: какое же оно знаменитое, если большинство о нем ничего не слышало.

 Ќачинаю рассказывать о поморском медном литье с рассказа о ¬ыгодском литье (по реке ¬ыг в  арелии и старообр€дческой обители). —облюдение традиций старообр€дческого —оловецкого "”става" в иконографии, а также первейший признак: поморское  ј„≈—“¬ќ лить€. ћосковское поморское литье наследовало традиции ¬ыговского только в 19 веке (после разгрома ƒаниловской обители), но 19 век отличаетс€ по металлу (более бронзовый оттенок) и даже более низкому качеству (что, за сто лет уже потер€ли навыки лить€?).

4515221___getpic_phtml_id_2416_Spas_Nerykotvornii_1_ (340x143, 8Kb)4515221_Ikoni__5_udovoi_obiteli__1_ (642x700, 393Kb)

—кладень и икона 18 века.  ¬ыговское ѕоморское медное литье.



4515221_Prepodobnie_Zosima_i_Savvatii_Soloveckie_19_v_1_ (400x496, 53Kb)4515221_Ikonka_Svyatie_mycheniki_Kirik_i_Ylitta_XIX_vek_1_ (300x400, 28Kb)

ѕреподобные «осима и —авватий —оловецкие и св€тые мученики  ирик и ”литта. 19 в. ћосковское медное литье.

Ќу и место находки: поморы не закупали в центре –оссии "листки"; и качество ниже, и производство далече.

ѕоморска€ пластика – это €ркое вещественное воплощение программных положений ¬ыговского общежительства, имевшее определ€ющее значение дл€ истории старообр€дческого медного лить€. — начала XVIII в. поморское литье сформировалось как самосто€тельное художественное направление, отличающеес€ технологическими, иконографическими и стилистическими признаками.  ресты и складни поморского производства стали образцами дл€ старообр€дческих мастерских –оссии.

ќпыт поморской литейной школы, разработанные формы и композиции крестов, икон и складней были прин€ты всеми московскими старообр€дческими беспоповскими общинами поморцев, федосеевцев, филипповцев 19 века. —ледовательно, становление видового, типологического и иконографического р€да медного художественного лить€ в данном регионе происходило под непосредственным вли€нием поморских образцов ¬ыговского общежительства Ѕеломорь€.  

—уществование посто€нной св€зи между поморским ¬ыговским общежительством и московской федосеевской общиной ѕреображенского кладбища позвол€ет сделать вывод о повторении крестов и складней поморского производства в литейных заведени€х, располагавшихс€ в частных домовладени€х на территории города.  роме того известно, что приверженцы федосеевского согласи€ “иконы ни от кого, кроме своего согласи€ мастеров не принимают и не поклан€ютс€, как только меднолитным одного ѕоморского монастыр€; а из того же ѕоморь€ скитским образам той чести ни за что не делают”.

»з этого можно заключить, что существовало и медное литьЄ помимо ƒанилова монастыр€ Ѕеломорь€ и в скитах поморского согласи€, а это уже где-то на восток от ƒвины, в скитах «имнего берега, ћезени и ѕечоры.

»звестно, что одним из первых крупных центров старообр€дчества стал ¬ыговский, или ƒанилов, монастырь, основанный в ѕоморье (ќлонецка€ губерни€) на р. ¬ыге в 1695 году „ерез несколько лет, в 1703 году, выговцам был послан указ ѕетра I, который предоставил им свободу богослужени€ по старопечатным книгам, но с условием, чтобы монахи обители приписались к государственным металлургическим заводам на ѕовенце и отправл€ли там работы.  ѕоморцы подчинились, первыми среди староверов, решившись на необходимую уступку (хот€ их учение содержало пункт о немолении за государ€) “акое «политичное» по словам самих выговцев  отношение к официальным власт€м принесло скорые плоды. ”казом от 7 сент€бр€ 1705 года поморцы получили право самоуправлени€ и свободу от двойного подушного оклада об€зательного дл€ старообр€дцев.




»так, согласие с ѕетром придало ¬ыговскому монастырю оффициальный статус центра староверческого медного лить€, но это не отмен€ет и существование подпольных меднолитейных производств.  роме того это только говорит о высоком металлургическом мастерстве поморов, сложившемс€ в ѕоморье задолго до конца 17 века (уступки ѕетра ƒаниловому монастырю говорит о жизненной необходимости дл€ –оссийской »мперии применени€ их металлургического мастерства).

ќпредел€ющей вехой в истории медного лить€ стал указ ѕетра I от 31 €нвар€ 1723 г. «ќ запрещении иметь в приходских церквах иконы частных лиц; также выливать и продавать в р€дах св€щенные изображени€ из меди и олова» . Ётот указ поставил под контроль производство, продажу и бытование меднолитых предметов, которые следовало «употребить на церковные нужды». “аким образом, уже в начале XVIII в. была определена политика государственных властей по отношению к медной пластике. »менно в этих услови€х, поставивших литейное дело в нелегальное положение, мастера-старообр€дцы разных направлений (беспоповцы и поповцы) сумели не только сохранить древнерусские традиции, но и создать новые образцы крестов, икон и складней.

¬ этих услови€х подпольные меднолитейные производства  ѕоморь€ могли поставл€ть в –оссию свои издели€ только под "тоговым брэндом" ¬ыговского поморского лить€.

’арактерным признаком поморского лить€ может служить написание на медных крестах: "÷арь —лавы »сус ’ристос —ын Ѕожий". ѕоморцы отрицали изображение на крестах Ѕога-отца - —аваофа и —в€того духа в виде голуб€. Ќад расп€тием они признавали лишь изображение —паса нерукотворного, что соответствовало древнерусской традиции в медном литье.

—овершенно особое отношение к меднолитым иконам и складн€м было у старообр€дцев, почитавших их как прошедших «очищение» огнем, то есть «не руками творенных». ќтсюда и иконы —паса Ќерукотворного (например, знаменита€ чудотворна€ икона  узнецкой слободы ћезенского уезда: до сих пор никому не ведомо, где сейчас она).

»нтересна истори€ легализации меднолитейного производства в далЄкой ћезени, после «роспуска» старообр€дческого ƒанилова монастыр€ Ѕеломорь€ в конце XVIIIвека.  ¬незапное, удивл€ющее местных краеведов, по€вление «деревенского» меднолитейного производства черносошными кресть€нами ƒер€гиными в конце XVIIIвека в, известной своими старообр€дческими традици€ми, д. имжа ћезенского уезда (изготовливали медную местную утварь, колокольчики и упр€жь дл€ скота, ну и попутно лили колокола дл€ церквей, по мере необходимости: см.рис.70) св€зано с необходимостью иметь "крышу" дл€ подпольного лить€ складней и икон поморского (не филипповского) "устава". –анее эту "крышу", веро€тно, предоставл€л ƒанилов монастырь (¬ыговское литьЄ) до его разгрома.

4515221_mednaya_ikona_1_ (360x480, 72Kb)

ћедна€ икона 19-ого века из "частных собраний" жителей ћезенского района јрхангельской области.

4515221_kimjenskoe_lite_1_ (500x375, 40Kb)

–ис.70 »здели€ меднолитейного «деревенского» производсва из д. имжа ћезенского уезда јрхангельской губернии XIX века.
 

ƒо XX века весь ћезенский уезд снабжалс€ издели€ми из меди из одной только деревеньки  имжа? ћне, как потомку мезенских ƒер€гиных это, конечно, льстит, но даже € не верю в это. ѕриведем рассказ ƒ. ј. Ѕуторина, потомственного помора из ƒолгощель€, воспроизвод€щим событи€, случившиес€ где-тов конце XIX в. ” четы ненцев в течение семи летрождались одни девочки, и отец, крещенный ненец попрозвищу —еверко, дал обет церкви св. ѕетра и ѕавла вдер. —о€на, в которой он венчалс€, что если родитс€ мальчик, то он пожертвует церкви колокол. „ерез 10 мес€цев после обета родилс€ мальчик. —еверко продал стадо оленей и поручил мастерам ƒер€гину и ћелехову из дер.  имжа отлить колокол. ¬ 1907 г. колокол был отлит и повешен на колокольню церкви св. ѕетра и ѕавла.

ѕриведенный отрывок рождает р€д вопросов:

1. уда делс€ колокол из церкви св.ѕетра и ѕавла дер.—о€ны? Ёто вопрос к истории ћезени в начале 20-ого века. Ќо вот второй уже имеет отношение к истории ѕоморского медного лить€ уже на ћезени:

2. Ќаличие второй четы потомственных медных мастеров ћезени: ћелеховых говорит о не случайности по€влени€ металопластики на ћезени.   концу 19 века на ћезени уже насчитываетс€ как минимум 2-е династии мастеров: не только уже известным нам ƒер€гиных, но и ћелеховых.

≈сли и с ƒер€гиными не всЄ €сно: имеетс€ в виду загадочность их по€влени€ в  имже (то ли с ¬ыга, то ли с ѕинеги, то ли с ”рала: каждый предлагает свою версию - только не местного происхождени€). ј ведь о процессе лить€ краеведам рассказывала внучка ‘едора ѕетровича ƒер€гина - ≈встоль€ јндреевна ѕоднебесникова из д. ƒорогорское. ƒа и в переписи 1710 года четко видно уже существование ƒер€гиных в ƒорогорское (скажу, что с обрыва из ƒорогорского видна д. имжа на противоположном берегу ћезени).

“еперь обратимс€ и к ћелеховым: если исходить из логики историков, то их по€вление как ћастеров на ћезени следует ожидать также из  арелии или ”рала. Ќо и тут, если просмотреть перепись 1710 г (л.5), то в ќкладниковой слободе:

‘едул јнисимов ћелеховъ сорока лет у него жена ћатрона ѕетрова дочь тритцати шти лет у него ж два сына ≈мел€нъ дватцати трехлет ѕетръ дву лет у него ж две дочери (Ћарыс€) дес€ти лет ћавра п€ти лет ” ≈мел€на жена  сенъ€  озмина дочь дватцати четырех лет у него ж сын ѕетръ двулет.

ƒве династии мастеров медного лить€: ƒер€гиных и ћелеховых; имеющих корни на ћезени уже с рубежа 17-18 веков - это уже перебор и говорит о существовании традиций медного лить€ на ћезени задолго до конца XVIIIвека.

»нтересно, как эту историю с —о€нским колоколом передергивают.

¬от, например, как об этом пишет местный журналист и краевед ¬.ƒранников:

"ѕо легенде, записанной ƒ. ј. Ѕуториным, ƒер€гиным при участии јндре€ ћихайловича ћелехова был отлит колокол дл€ —о€нской церкви."

¬ чем заключалось это участие ј.ћ.ћелехова не уточн€етс€: только спонсором он быть не мог - спонсировал ненец —еверко. ќстаетс€ участие только в виде мастера ћелехова: тем более в оригинале Ѕуторина €сно сказано: поручил ћј—“≈–јћ ƒер€гину и ћелехову отлить колокол.

¬опросы, на которые необходимо ответить:

1. »сточник серебра дл€ ювелиров!!!!, одним из которых был ћихаил ј. ƒер€гин?

2.  акие еще фамилии ювелиров  имжы известны?

3. ¬ каких музе€х есть экспонаты образцов мастерства  имженских ювелиров?

4. „то известно хот€ бы местным краеведам о мастере ћелехове јндрее ћихайловиче?

5. », наконец, откуда вз€лось мастерство медного лить€ у ¬ыговского общежити€?: потому что известно, что ¬ыговское общежитие возникло потому, что там уже существовали мастера лить€ и им ѕетр разрешил действовать только потому, что они этим мастерством обладали.

6.  ак долго действовал меде- и сереброплавильный завод в ¬ерховь€х ÷ыльмы, притоке ѕечоры (р€дом верховь€ ѕЄзы, приток ћезени), открытый в 1492 году (это уже доподлино известно, тем более имеютс€ его остатки)?

ј действительно, как долго он (серебро-золото-медеплавильный завод на р.÷ыльма) существовал еще до 1492 года?


¬ 1332 году великий кн€зь ћосковский »ван ƒанилович, прозванный еще при жизни  алитой (год рождени€ неизвестен - умер в 1340 г.) объ€вил войну ¬еликому Ќовгороду, в ультимативной форме потребовав от независимой республики выплату дани "закамским серебром". ¬ Ќовгородской первой летописи младшего извода читаем: "¬ лето 6840 [1332 г.] <...> великыи кн€зь »ванъ прииде из ќрды и възверже гневъ на Ќовъград, прос€ у них серебра закамьское..."

 онфликт был с трудом улажен. ѕосле внушительной демонстрации силы, в ходе которой воеводы  алиты захватили “оржок и Ѕежецк, новгородцы предполи уступить. “очно так же в свое врем€ откупились они с помощью "бесчисленного множества даров" (в Ќиконовской летописи данна€ формулировка приведена дважды) от карательной орды ƒюдени, того самого, что в свое врем€ спалил до тла и ограбил четырнадцать городов —еверо-¬осточной –уси, включа€ ћоскву. Ќе приходитс€ сомневатьс€, что львиную долю сих бесчисленных даров, оп€ть-таки составл€ло неисчерпаемое и загадочное "серебро закамское" „то же в таком случае есть оно на самом деле? ¬ ¬оскресенской летописи таинственные сокровища названы несколько по-иному - "сребро «акаменьское". Ќо это мало что мен€ет, ибо тем самым местонахождение "серебра" оказываетс€ в ёгре, то есть в —еверном ѕриобье, за ”ралом: ”ральские горы в старину именовались  амнем, поэтому "«акаменьское" означает "«ауральское".

¬от тут-то и вылезать ошибочность локализации ёгры за ”ралом: за  амой-рекой, за  амнем-”ралом, ёгру ныне тоже помещают за ”ралом.

Ќо за  амой-рекой также располагаютс€ и —еверные ”валы (водорастел северных и южных рек ¬осточной –уси), которые на древних картах рисовались как гиперборейские горы (реки берут своЄ начало в горах).

Ќеважно, что послужило основанием дл€ того, чтобы называть ”рал и —еверные ”валы  амнем (за  амой - «акамье - «акаменье - за  амнем), но вот то, что «олота€ ќрда потребовала от ћосквы вз€ть "закамское серебро" уже наводит на размышлени€. ≈сли речь идет о сборе серебра за ”ралом, то требование ќрды выгл€дит довольно странным: это как всЄ-равно, что ”збекистан потребует от ≈вропы собрать дань шелком в  итае. ¬о-первых: у «олотой ќрды налаженные св€зи с «ауральем (там Ѕела€ ќрда). ¬о-вторых: требует от ћосквы, чтобы это сделал Ќовгород (где Ћадога, а где —ибирь). ¬ третьих: такое требование означает о регул€рности сбора дани Ќовгородом с ёгры, а значит - это не может быть за тыс€чи километров от Ќовгорода (пусть даже если он и располагаетс€ в ярославле, по ‘оменко).

¬от если прин€ть расположение ёгры в междуречье ћезени и ѕечоры, за  амой-рекой, за —еверными ”валами -  амнем (как это показано на картах –емезова (он даже и не подозревает, что оказываетс€ жил в 17 веке в ёгре - показывал ее в междуречье ћезени-ѕечоры, но никак не в —ибири: см.рис.71), тогда всЄ становитс€ на свои места, и требование «олотой ќрды от ћосквы выгл€дит вполне логично.

4515221_805_Perm_list_48_Pomore_1_ (532x700, 311Kb)

–ис.71 ёгорское царство в междуречье ѕечоры и ћезени на “иманском серебро-золото-медьсодержащем кр€же из „ертежной  ниги —ибири —.”.–емезова 1697-1701гг.

»нтересный факт отмечают и в€тско-камские краеведы (”хов —ергей):

Ќапример, первое упоминание о реке  аме в русских летопис€х датируетс€, видимо, 1324 годом, о ¬€тке (местности) — безусловно, только 1374 годом, хот€ уже в самых древних летопис€х есть сведени€ о более удаленных северных земл€х и народах вплоть, €кобы, до —еверного ”рала (ёгра и —амо€дь), нар€ду с ѕечерой. ј ведь  ама — крупнейша€ река в ≈вропе, река ¬€тка — тоже не ручей, а реки в то врем€ были главными транспортными пут€ми. ≈сли вгл€нуть на карту –емезова (рис.71), то всЄ становитс€ на свои места.

ƒругой пример. ¬ одной из летописей говоритс€: «—каза ми √юр€та –оговичь Ќовгородец: послах отрок свой в ѕечору, люде, €же суть дань дающие Ќовугороду; и пришедшю отроку моему к ним, оттуда иде во ёгру; ёгра же людье есть €зык нем и сосед€т с —амо€дью на полуночных странах» (Ћаврентьевска€ летопись. Ћ. 85а середина. 27. —. 234-235).
ѕечора, ёгра и —амо€дь здесь этнонимы. ” первых двух народов в тексте имеютс€ краткие характеристики, чем они примечательны дл€ летописца:

ѕечора — люди, дань дающие Ќовгороду;

ёгра — люди, €зык которых нем (непон€тен).

Ќо ведь логически вытекают из этого противопоставлени€ и противоположные характеристики:

ѕечора — €зык их пон€тный;

ёгра — дань не дают.

Ќе означает ли это, что €зык печоры не финноугорский, как прин€то считать априори, а близкий летописцу — слав€нский или балтийский (про балтов — гол€дь или литву — никогда не писалось «€зык нем», в то врем€ различи€ балтийских и слав€нских €зыков были меньше, да и посто€нные контакты позвол€ли, видимо, понимать друг друга)?

ѕочти очевидно (да и нет других мнений), что летописна€ печора обитала на берегах реки ѕечоры и ёгра где-то р€дом (почти очевидно, что до  амн€-”рала).

¬ только что процитированной Ќовгородской первой летописи приведен и известный рассказ о походе новгородцев в ёгру, то есть в то самое «акамье, откуда поступало к ним "закаменьское серебро":" [1193 г.] ... ¬ то же лето пошла из Ќовгрода к ёгру рать с воеводой ядреем. » пришли в ёгру, и вз€ли город, и пришли к другому городу. » заперлись [югричи] в городе, и то€ли [новгородцы] под городом 5 недель. » выслала к ним югра [парламен-теров], обманом говор€ так: мы-де собираем [дл€ вас] серебро и соболей, и иные богатства, поэтому не губите своих смердов и своей дани. “ак обманывали их, а сами воинов собирали. » как собрали воинов, то выслали из города к воеводе [приглашение]: "ѕриходи в город, вз€в с собою 12 мужей лучших". » пошел в город воевода. вз€в с собою попа »ванка Ћегена и иных лучших. »зрубили их [югричи в городе] накануне [праздника] св€той ¬арвары. » выслали [приглашение] вновь, и захватили еще 30 мужей лучших, и тех изрубили, а потом еще 50. ѕосле этого сказал —авка кн€зю югорскому: "≈сли, кн€зь, не убьешь якова ѕрокшинича и отпустишь его в Ќовгород живого, то ему, кн€зь, удастс€ оп€ть воинов привести сюда и землю твою опустошить". » повелел [кн€зь] убить его. » сказал яков [перед смертью] —авке: "Ѕрат, судит теб€ Ѕог и св€та€ —офи€, так как предал ты своих братьев, и встанешь с нами перед Ѕогом, и ответ дашь за кровь нашу". » после этих слов он был убит. ј тот —авка св€зи поддерживал тайно с кн€зем югорским. “ем временем изнемогли [новгородцы] от голода, поскольку сто€ли уже 6 недель, поддавшись на обман. ј на праздник св€того Ќиколы [югричи] сделали вылазку из города и изрубили их всех. » была печаль и беда оставшимс€ в живых, ибо уцелело их 80 мужей. » не было вестей о них всю зиму в Ќовгороде..."

»сключительно важное сообщение - по всем параметрам. ќдно известие о существовании в ёгре неприступной крепости, которую не могла вз€ть новгородска€ рать, чего стоит. ѕом€нуто в летописи и таинственное серебро. Ћюбопытно однако: у кого же это югорцы его собирали? » почему именно собирали? »звестно, что ханты-манси и подвластные им другие северные народы выплавкой какого бы то ни было металла не занимались и никакими металлургическими навыками не владели. “ак какое же серебро собирали в таком случае данники ? √де? откуда? почему? Ќеушто плавили знаменитое —асанидское серебро из »рана, которым до сих пор буквально усе€н —евер ≈вразии?
»звестно очень простенькое объ€снение происхождени€ закамского серебра (оно просматриваетс€ уже в "»стории"  арамзина и, естественно, никаких древнеиранских параллелей не проводит): югорцы, дескать, сами его не добывали, а получали от производителей. Ќо кто же тогда эти производители? —еверные народы металл не выплавл€ли и металлургических навыков не имели.

»стори€ с ¬ыговским медным литьем началась в 18 веке, тогда же и началось освоение медных месторождений ё.”рала (дальнее "ѕечорское" месторождение просто стало не выгодно (не выгодно и сегодн€) из-за удаленности и отсутстви€ ныне используемых сухопутных путей. ƒаже невыгодно дл€ добычи серебра, из-за его нынешней низкой стоимости (как попутный металл, оно извлекаетс€ в больших масштабах при медеплавильном производстве и даже в более мизерных количествах его в медных рудах јлта€, по сравнению с рудами "ѕечоры").
ѕоследн€€ "вспышка" медного производства на ћезени произошла в 19 веке (мастера ƒер€гины и ћелеховы) в  имже и на основе добычи меди (в "деревенских" масштабах правда) в верховь€х ѕЄзы. ћало кто знает, что ћихаил ƒер€гин, сын знаменитого ¬асили€, занималс€ ювелирным делом и, скорей всего, на основе серебра из того же месторождени€  (правда тоже в деревенских масштабах).

“еперь уж точно можно определенно утверждать: куда ходила –усь (Ќовгород) за серебром в 11-14 веках? ¬ ёгру, располагющуюс€ в междуречье ћезени и ѕечоры, где вз€в один город, они не смогли справитьс€ с другим (должно быть достаточно крупное укрепление). Ќу а масштабах и качестве цветной металлургии наших югорцев в 1-ом тыс€челетии н.э. можно составить впечатление в экспозиции Ёрмитажа, лицезре€ коллекцию серебр€нных изделий  райнего —евера эпохи —асанидов (3-7 века н.э.)
 


4515221_Nildinskoe_bludo_Maloi_Obi_1_ (300x303, 51Kb)

Ќильдинское блюдо ћалой ќби.  оллекци€ —еребра эпохи —асанидов √осударственного Ёрмитажа.

Ќо остались следы - вещественные и неуничтожимые: то самое сасанидское серебро, коим каждый теперь может полюбоватьс€ - стоит лишь посетить Ёрмитаж в —анкт-ѕетербурге. ¬опрос, однако, остаетс€ все тот же: как же все-таки это серебро оказалось на —евере? ј что если последние приверженцы зороастризма во главе с магами-предводител€ми, груженые сокровищами и реликви€ми пытались спастись от беспощадных мусульманских сабель и отыскать убежище на своей древней ѕрародине, но застр€ли где-нибудь в ѕриобье и ѕриуралье и ≈вропейском —евере? “ак или иначе, в одно прекрасное врем€ –усский —евер превратилс€ в арктическое подобие сокровищницы легендарного цар€  реза. ј √осподин ¬еликий Ќовгород на каком-то этапе прознал про те неисчерпаемые и вполне доступные при желании богатства. » не только прознал, но и на долгие годы (по существу - века) присосалс€ к практически даровому источнику пополнени€ своей и без того не скудной казны.

Ўуму особого по данному поводу новгородцы никогда не устраивали, получали по договоренности с ёгры и ѕечоры изр€дную толику серебр€ной дани, а если те забывали о долге, - направл€ли в ёгру карательные отр€ды, вроде того, про который повествуют в приведенном выше отрывке летописец. “айну свою, как могли, оберегали от чужих завистливых очей, дабы не об€вились другие охотники до "закамского серебра". Ќо, как видно из летописей, нашелс€ все-таки на новгородских хитрецов один московский простец - по имени »ван, по прозванию  алита. ќн пригрозил богатеньким новгородцам войною и вскорости получил от них все, что требовал: и собственную казну пополнил, и с золотоордынским владыкой - ханом ”збеком - расплатилс€.

»так, персидские сокровища каким-то совершенно необъ€снимым образом оказались не где-нибудь, а именно в той культурной зоне, где издревлесуществовали традиции высокохудожественного лить€. »меютс€ в виду  "чудские древности" - литые бронзовые фигурки культового,мифологического и магического назначени€. »менно территори€ современного –осийского —евера, и прежде всего области, с запада и востока примыкающие к ”ральскому хребту, испокон веков славились искусными литейщикакми, кузнецами и мастерами-ювелирами, владевшими виртуозной техникой обработки металла.

»так, ёгори€ интересовала Ќовгород, а затем и ћосковию как источник серебра. »меютс€ сомнени€ в нахождении этого источника в междуречье ћезени и ѕечоры? ≈сли имеютс€, то необходимо признать их существование на —.“аймыре.

Ћадно бы по —еверу были бы разбросаны только мировые шедевры эпохи —асанидов III-VIII веков. “ак нет, назло нашим историкам, ќн еще и усе€н ¬изантийскими сокровищами XIII века.

Ќ.¬.‘едорова. ¬изантийское сокровище угорских кн€зей
ќпубликовано в: –одина. ћосква, 2002. є . —. 7-9.:

«»так, на севере «ападной —ибири в разное врем€ найдено п€ть серебр€ных византийских чаш, изготовленных приблизительно в одно и то же врем€: в XII или в начале XIII века на территории ¬изантийской империи в широком смысле, включа€ сюда ее ближневосточные провинции, а также захваченные к тому времени крестоносцами —ирию и ѕалестину. Ёто неверо€тно много. “ак, на выставке «»скусство ¬изантии в собрани€х ———–», прошедшей в Ёрмитаже в 1977 г. серебр€на€ посуда IX-XII вв. была представлена чашами из Ќижнего ѕриобь€ (рис.72) за всего одним исключением, речь о котором пойдет ниже.


 


4515221_Il__4__Vizantiiskaya_chasha_iz_Beryozova__Serebro__GE__1_ (389x252, 20Kb)

–ис.72 ¬изантийска€ чаша XII-XIIIвеков н.э. из Ѕерезова.

÷енность сосудов в наше врем€ очевидна и не требует специальных доказательств. ƒл€ того, чтобы пон€ть, насколько ценны они были дл€ людей средневековь€, (достаточно почитать воспоминани€ средневековых рыцарей-крестоносцев, которые были описаны ранее).

¬ этой св€зи интересна еще одна находка: серебр€на€ византийска€ чаша, наиболее близка€ из всех по форме, размерам, декору чаше из Ѕарсова √ородка, была найдена в 1915 году в составе клада серебр€ных вещей на окраине г. “арту в Ёстонии. Ќе может ли этот факт быть следом пути византийской посуды через «ападную ≈вропу в ≈вропу ¬осточную и даже в «ападную —ибирь?»

 ак видим, не только c »рана, но и с ¬изантии, обходным путем доставл€ли ¬изантийские сокровища в качестве посольских даров сибирским «кн€зь€м». ћы знаем, что издели€ из серебра и золота всегда входили в состав посольских даров главе государства или иным важным персонам. —огласно дипломатическому ритуалу, серебр€на€ посуда об€зательно включалась в состав подношений царствующим особам. “ак, иностранные художественные издели€ из серебра составл€ли самую существенную часть казны московских государей (ћаркова, 1998, с. 14). Ѕолее того, «почти на всех иностранных серебр€ных предметах по правилам хранени€ государевых сокровищ сделаны русские гравированные пометы об их весе, принадлежности, о пути и времени поступлени€ в казну» (там же). «десь уместно будет вспомнить чашу из Ѕерезова с ее фиксированным весом или ценой и „ерниговскую чашу с надписью «Ќаум»: не есть ли это следствие их содержани€ в какое-то врем€ в некоем хранилище в ћоскве, а затем передаче хантам и манси в качестве подарка «с царского плеча»?

Ќеверо€тно, но почти все советские, да и росси€нские кандидатские и докторские диссертации по »скусству ћалой јзии эпохи —асанидов и отчасти ¬изантии составлены на шедеврах, найденных на далеком —евере «ападной —ибири и ѕрикамь€.

«ѕредубеждение сильнее истины!». Ќе знаю, кому принадлежат эти слова, но, разбира€ «фэнтези» наших «академиков» по истории –уси, посто€нно в этом убеждалс€. «ƒостаточно большое количество серебр€ных блюдец и пластин, обнаруженных в последние годы в составе домашних св€тилищ хантов и манси, позвол€ет вернутьс€ к вопросу о месте и времени их изготовлени€. ¬ описани€х, выполненных предшественниками (в XIX веке), допущен р€д неточностей» (.ј.¬. Ѕауло. јтрибуци€ русских изделий из серебра, найденных на севере —ибири: сайт ямальской археологической экспедиции):

Ќаиболее радикальна€ точка зрени€ на возраст двух серебр€ных блюдец, найденных в 1876 г. на св€тилище у сел. ¬еспугол на Ќижней ќби, принадлежит ќ. ‘иншу. ќн полагал отнести их к јЌ“»„Ќќ—“», но его смутили выбитые на лицевой стороне изделий даты - 1832 и 1833 гг. ѕозже в  азани, –адлов, «знаток этого дела», объ€снил путешественнику, что на таких тарелках старинного происхождени€ часто выставл€ют позднейший год. »сход€ из этой информации, ќ. ‘инш отнес их к издели€м «несомненно старинного происхождени€». ѕоскольку ранее тарелки были найдены в «чудских могилах», то они, скорее, служили не тарелками, а зеркалами [‘инш, Ѕрэм, 1882, с. 436 - 437].

ƒанна€ информаци€ крайне интересна по двум параметрам:

во-первых, если находились шедевры металопластики без указани€ даты и места (мастера) изготовлени€, то их относили к произведени€м —асанидов III-VIII века, ¬изантии XII-XIII веков или јнтичности чудских могил в зависимости от сюжета на изделии;

во-вторых, сюжеты «жертвенных» тарелок хантов и манси XIX века встречены на «зеркалах» чудских могил јнтичности и таких «зеркал», веро€тно, в них было не мало, как и раскопанных чудских могил. ѕоэтому интересен сюжет этих бронзовых зеркал (рис.73), находки которых известны на ѕечоре, в низовь€х ќби и на о.‘аде€ у “аймыра.

4515221_Zerkalo_blyaha_iz_Shygi_pod_Pystozerskom_bez_chydinova (371x404, 69Kb)


–ис. 73 «еркало (бл€ха) из Ўуги под ѕустозерском (Ќенецкий јќ, низовь€ ѕечоры).

Ќо это уже друга€ истори€.......
ѕродолжение в следующей части.......

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку