-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќатали€_ равченко

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 30.07.2011
«аписей: 667
 омментариев: 1374
Ќаписано: 2300


"ќ, как убийственно мы любим!..."

—уббота, 27 »юл€ 2013 г. 10:22 + в цитатник

Ќачало здесь

 

27 июл€ 1873 умер ‘Єдор »ванович “ютчев. —егодн€ 140 лет со дн€ его смерти.

 

4514961_zastavka_v_liry_1 (404x604, 78Kb)

 

ѕоэзи€ “ютчева сопровождает нас на прот€жении всей нашей жизни. ћы обращаемс€ к ней и в дни радости, и в дни печали. Ќаходим в ней ответы на многие состо€ни€ души.
ќднако в глазах широкого круга и литераторов, и читателей, творчество этого гениального поэта долгое врем€ оставалось «второстепенным €влением», а сам он считалс€ «второстепенным поэтом».

 

«ƒуша хотела б быть звездой»

 

“ютчев пророчески предвидел свою поэтическую судьбу, в одном из стихотворений сказав:

 

ƒуша хотела б быть звездой,
но не тогда, как с неба полуночи
сии светила, как живые очи,
гл€д€т на сонный мир земной, -

 

но днЄм, когда, сокрытые, как дымом
пал€щих солнечных лучей,
они, как божества, гор€т светлей
в эфире чистом и незримом.

 

4514961_v_efire_sinem_i_nezrimom (700x525, 43Kb)

 


»менно такой не€ркой неброской звездой была в течение долгих дес€тилетий судьба тютчевской поэзии. ѕал€щие лучи стихий русской жизни сокрывали еЄ как дымом — в сущности, до наших дней.
Ѕыло у него глубокое духовно-аристократическое презрение к толпе, к «бессмертной пошлости людской», ему хотелось замкнуть молчанием душу и жить в своЄм внутреннем св€тилище, в Ёлизиуме теней, среди таинственно-волшебных дум, хотелось быть звездой, но не вечерней, а дневной, когда никто еЄ не видит и можно гореть незаметным дл€ других си€нием.

 


ќн был титул€рный советник...

 

‘Єдор »ванович “ютчев родилс€ 5 декабр€ (по старому стилю 23 но€бр€) 1803 года в родовом имении “ютчевых в селе ќвстуг ќрловской губернии Ѕр€нского уезда (ныне Ѕр€нска€ область ∆уковского района. ¬ этом году — 210 лет со дн€ его рождени€.

 

4514961_Ovstyg (700x460, 211Kb)

усадьба ќвстуг. јкварель ќ. ѕетерсона, сына “ютчева от первого брака. 1860-е годы.

 

 

Ќакануне ѕервой мировой войны этот дом был разобран на кирпичи, но позже — восстановлен. “еперь в нЄм музей.

 

4514961_myzei (700x388, 257Kb)


“ютчев принадлежал к одному из древнейших двор€нских семейств. ≈го мать — ≈катерина Ћьвовна — урождЄнна€ “олста€.

 

4514961_mat (539x700, 252Kb)

 

Ћев “олстой приходилс€ “ютчеву шестиюродным братом.

 

4514961_shestiuroednim_bratom (350x512, 42Kb)

 

≈го пращур — герой Ќиконовской летописи «ахарий “утчев был послан в «олотую орду к ћамаю с дипломатической миссией, и этим как бы предначертал ещЄ в 14 веке карьерный путь далЄкого потомка.
 огда в 18 лет “ютчев закончил словесное отделение московского университета, на семейном совете было решено, что он поступит на дипломатическую службу.

 

4514961_na_diplom__slyjby (450x512, 48Kb)

‘. “ютчев. ѕортрет неизвестного художника. 1825.

 

 

¬ 1822 году он был зачислен в √осударственную коллегию иностранных дел и в том же году выехал в ћюнхен в качестве чиновника русской дипломатической миссии в Ѕаварии.

 

4514961_Munhen (700x464, 230Kb)

ћюнхен

 

4514961_gorodskaya_ratysha_v_Munhene (700x452, 115Kb)

городска€ ратуша в ћюнхене

 

 

17 лет “ютчев проживЄт в √ермании, занима€сь, в основном, составлением и перепиской бумаг. ѕродвижение в чинах было весьма скромным — по выслуге лет (титул€рный советник, коллежский), к тому же без малейших поощрений. ƒело было не в нерадивости или бесталанности будущего поэта — просто он был слишком неординарен дл€ того, чтобы пройти обычным, пусть даже самым успешным путЄм карьерного дипломата. » слишком велик дл€ любого, самого высокого официального дипломатического поста. ј потому был обречЄн оставатьс€ на самом низком.

 


«ћолчи, скрывайс€ и таи...»

 

ѕоэтом стать “ютчев тоже не торопилс€, несмотр€ на то, что первые же его опыты встретили самый благопри€тный приЄм, было несколько публикаций в университетских издани€х. Ќо стихи очень редко попадали в печать по его инициативе. » причиной была не только скромность поэта, но и убеждение, что в стихах невозможно правдиво и до конца выразить то, что лежит на душе.

 

4514961_chto_lejit_na_dyshe (350x455, 43Kb)


ќ веща€ душа мо€,
о сердце, полное тревоги...

 

“ютчев посто€нно сомневалс€ в том, что ему удалось вн€тно выразить открывшеес€ ему, ибо слово всегда искажает и замутн€ет мысль. ќб этом, в частности, его знаменитое стихотворение «Silentium»:

 

ћолчи, скрывайс€ и таи
и чувства и мечты свои -
пускай в душевной глубине
заход€т и встают оне
безмолвно, как звезды в ночи, -
любуйс€ ими - и молчи.

 

 ак сердцу высказать себ€?
ƒругому как пон€ть теб€?
ѕоймет ли он, чем ты живешь?
ћысль изреченна€ есть ложь.
¬зрыва€, возмутишь ключи, -
питайс€ ими - и молчи.

 

Ћишь жить в себе самом умей -
есть целый мир в душе твоей
таинственно-волшебных дум;
их оглушит наружный шум,
дневные разгон€т лучи, -
внимай их пенью - и молчи!..

 

„итает ¬ладимир Ќабоков:

 

4514961_Nabokov (460x276, 36Kb)


http://prostopleer.com/tracks/4891795Y4uX


Ёто сквозна€ тютчевска€ тема, тема обречЄнности на непонимание при полной, казалось бы, гармонии, - статус классика в кругу знатоков у него был при жизни, и с читателем была полна€ взаимность. ќднако, «молчи, скрывайс€ и таи». » - «быть до конца так страшно одиноку, как буду одинок в своЄм гробу». » - самое откровенное:

 

 огда сочувственно на наше слово
одна душа отозвалась -
не нужно нам возмезди€ иного,
довольно с нас, довольно с нас...

 

(«¬озмездие» он употребл€л в смысле «возда€ние»). » то уже большое счастье...

 

"”мом –оссию не пон€ть"

 

Ѕольше двадцати лет, почти треть сознательной жизни “ютчева прошла за границей. “ам он создал половину своих лучших творений. Ќужно было обладать большой самобытностью духовной природы, чтобы в иноземной среде, чуже€зычной обстановке сохранить себ€ как русского поэта. Ћев “олстой с изумлением вспоминал о первой встрече с “ютчевым:

 

4514961_Tolstoi_vspominal (411x544, 136Kb)

 

«ћен€ поразило, как он, всю жизнь вращавшийс€ в придворных сферах, говоривший и писавший по-французски свободнее, чем по-русски, выража€ мне одобрение по поводу моих «—евастопольских рассказов», особенно оценил какое-то выражение солдат, и эта чуткость к русскому €зыку мен€ в нЄм удивила чрезвычайно».
ѕодобное же изумление испытал при встрече с “ютчевым и јполлон ћайков:

 

4514961_V__Perov__Portret_A__N__Maikova (537x700, 140Kb)

¬. ѕеров. ѕортрет ј. Ќ. ћайкова

 

«ѕоди ведь, кажетс€, европеец был, всю юность скиталс€ за границей в секретар€х посольства, а как чу€л русский дух и владел до тонкости русским €зыком!»
Ёто чувствуетс€ и по его стихам.

 

4514961_eti_bednie_selenya (700x469, 222Kb)


Ёти бедные селень€,
Ёта скудна€ природа —
 рай родной долготерпень€,
 рай ты русского народа!

 

Ќе поймет и не заметит
√ордый взор иноплеменный,
„то сквозит и тайно светит
¬ наготе твоей смиренной.

 

”друченный ношей крестной,
¬сю теб€, земл€ родна€,
¬ рабском виде ÷арь небесный
»сходил, благословл€€.

 

Ёти стихи восхищали „ернышевского, “араса Ўевченко, цитировались в сочинени€х и письмах ƒостоевского. » что с того, что всю свою молодость, лучшие годы жизни “ютчев провЄл в √ермании и с чужой землЄй был св€зан самыми дорогими воспоминани€ми сердца, привычками быта, воспитанием ума. Ќо, как сказал другой поэт: «Ѕольшое видитс€ на рассто€ньи». » “ютчев многое из своего далека видел лучше, зорче нас. »менно там он написал свои знаменитые строки:

 

”мом –оссию не пон€ть,
јршином общим не измерить:
” ней особенна€ стать —
¬ –оссию можно только верить.

 

ƒругой величайший художник того же поколени€ √оголь писал в 1841 году в »талии: «–усь! –усь! ¬ижу теб€, из моего чудного, прекрасного далека  теб€ вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе...»  ак перекликаетс€ с этими словами тютчевское: «Ёти бедные селень€, Ёта скудна€ природа...»

 

4514961_pereklikaetsya_s_Gogolem (518x700, 264Kb)

 


"Ќе то, что мните вы, природа..."

 

¬ 20-30-е годы “ютчев написал более дес€ти стихотворений, непосредственно св€занных с –оссией, хот€ приезжал на родину редко и ненадолго. ¬ 1830 году он создаЄт свой «ќсенний вечер»:

 

4514961_est_v_svetlosti (700x525, 318Kb)

 

≈сть в светлости осенних вечеров
”мильна€, таинственна€ прелесть!..
«ловещий блеск и пестрота дерев,
Ѕагр€ных листьев томный, легкий шелест,

 

“уманна€ и тиха€ лазурь
Ќад грустно-сиротеющей землею
», как предчувствие сход€щих бурь,
ѕорывистый, холодный ветр порою,

 

”щерб, изнеможенье — и на всем
“а кротка€ улыбка ув€дань€,
„то в существе разумном мы зовем
Ѕожественной стыдливостью страдань€!..

 

ј через три года в Ѕолдине ѕушкин создаст свою осень: «”ныла€ пора! ќчей очарованье! ѕри€тна мне тво€ прощальна€ краса...»
¬ нашей поэзии найдЄтс€ не так много стихов, которые было бы столь уместно поставить р€дом, как эти тютчевские и пушкинские строки. ќни поистине родные друг другу...

¬ стихах “ютчева присутствует своего рода первичное, изначальное воспри€тие природного мира, которое закладываетс€ в нашем сознании в самые ранние годы.  то не знает из нас этих хрестоматийных строк, знакомых со школьных лет:

 

«Ћюблю грозу в начале ма€...»


«„ародейкою зимою околдован лес стоит...»


««има недаром злитс€. ѕрошла еЄ пора...»


«≈сть в осени первоначальной...»


«≈щЄ в пол€х белеет снег, а воды уж весной шум€т...»

 

4514961_a_vodi_yj_vesnoi_shymyat (595x672, 121Kb)

 

Ёти строчки уже вошли в состав нашей крови, мы мыслим ими, мы не мыслим себ€ без них.

“ютчев — пантеист. ќн св€то верует в одушевлЄнность природы, в своЄ конечное сли€ние с ней.  аждому душевному настроению должно быть непременно соответствие в природе, кажда€ дума и каждое чувство имеют в ней свой отзвук.
ќднажды в весенний дождливый вечер “ютчев, вернувшись домой, почти до нитки промокший, пока его раздевали, стал смотреть на дождевые капли, стру€щиес€ по оконному стеклу.

 

4514961_slyozi_ludskie (346x480, 36Kb)

 

» вдруг сказал дочери: «я сочинил стихотворение». » продиктовал ей:


—лезы людские, о слезы людские,
Ћьетесь вы ранней и поздней порой,
Ћьетесь безвестные, льетесь незримые,
Ќеистощимые, неисчислимые,-
Ћьетесь, как льютс€ струи дождевые
¬ осень глухую порою ночной.

 

4514961_slyozi_ludskie_v_konce (192x263, 7Kb)


ƒл€ “ютчева жизнь сердца и вселенной образуют стройное созвучие, великую и вечную рифму.

 

ƒума за думой, волна за волной -
два про€влень€ стихии одной.

 

ќн никогда не ограничиваетс€ простым описанием картинки природы, люба€ зарисовка говорит нам что-то о жизни сердца.

 

Ќе то, что мните вы, природа:
Ќе слепок, не бездушный лик -
¬ ней есть душа, в ней есть свобода,
¬ ней есть любовь, в ней есть €зык...

 

4514961_v_nei_est_dysha_yazik (600x475, 289Kb)

 


Ёта природа, в лоно которой мы все вернЄмс€, примет нас, блудных сыновей, и она же забудет о нас и рассеет мираж нашего €, будто все мы — только еЄ сновидени€...

 

ѕоочерЄдно всех своих детей,
свершающих свой подвиг бесполезный,
она равно приветствует своей
всепоглощающей и миротворной бездной.

 

–анний “ютчев

 

–анн€€ и поздн€€ лирика “ютчева отличаютс€ настолько, что нужно говорить о них отдельно, как о самосто€тельных поэтических мирах.

–аннее творчество поэта (20-30-е годы) проникнуто мировым, космическим, вселенским духом. ѕоэзи€ “ютчева этих лет празднична, даже в своих драматических, трагедийных про€влени€х:

 

 ак жадно мир души ночной
внимает повести любимой!

»з смертной рвЄтс€ он груди,
он с беспредельным жаждет слитьс€!

 

4514961_on_s_bespredelnim_jajdet (700x525, 99Kb)

 


¬ ранней тютчевской поэзии отсутствует тема смерти, есть лишь мотив растворени€ в бессмертном мире природы, сли€ни€ с беспредельным.

 

4514961_sliyanie_s_bespredenim (700x483, 103Kb)

 

–анний “ютчев — это поэт цветущей молодости, который чувствует себ€ призванным на пир богов и верит в своЄ бессмертие:

 

       —частлив, кто посетил сей мир
       ¬ его минуты роковые!
       ≈го призвали всеблагие
        ак собеседника на пир.

 

       ќн их высоких зрелищ зритель,
       ќн в их совет допущен был -
       » заживо, как небожитель,
       »з чаши их бессмертье пил!

 

—тихи поэта в эти годы лаконичны, цельны, в них нет эпических или драматических начал, это чиста€ лирика. ќна субъективна, еЄ повод — всегда в личном ощущении, впечатлении и мысли. Ёто глубоко интимна€ лирика, обращЄнна€ к сокровенной душевной жизни человека.

 

 

« ак € любил их — знает Ѕог!»

 

4514961_kak_ya_lubil_ih_vidit_bog__zastavka (359x480, 71Kb)

 

Ћюбовь — чувство, занимавшее в жизни “ютчева исключительное место. ќн отдавалс€ ему безогл€дно, всем своим существом. Ќа седьмом дес€тке он пишет дочери ƒарье (уже тоже далеко не юной и так и не вышедшей замуж) письмо, где отмечает то общее, что было в их натурах: «“ебе, столь люб€щей и столь одинокой, тебе, кому €, быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названи€, нарушающее вс€кое равновесие в жизни, эту жажду любви, котора€ у теб€, моЄ бедное дит€, осталась неутолЄнной».

“ютчевские любовные романы не похожи на пушкинские: лЄгкое отношение к любви ему незнакомо. ≈сли у ѕушкина мы читаем: « л€ну коварные старань€ преступной юности моей... » ласки легковерных дев, и слЄзы их, и поздний ропот...», то “ютчев ничего подобного сказать о себе бы не мог. ¬с€кое любовное увлечение он доводил до самых серьЄзных об€зательств перед любимой женщиной, до неразрывных сердечных и семейных уз.

 

я очи знал — о, эти очи!
 ак € любил их — знает Ѕог!

 

4514961_ya_ochi_znal (293x448, 109Kb)


¬ том-то и дело, что любил, и не врал перед Ѕогом, и был преступно неосмотрителен, безнадЄжно неопытен и в 30, и в 50, и в 60 с лишним лет. Ќикакой «науки страсти нежной, которую воспел Ќазон» - всЄ как впервые, и женщины это чувствовали, и любили его, и прощали то, что другим бы простить не смогли.
¬ его отношении к женщине никогда не было ничего низкого, гр€зного, недостойного. ќн вносил в него столько поэзии, м€гкости, деликатности чувств, что походил скорее на жреца, преклон€ющегос€ перед своим кумиром, нежели на счастливого обладател€. Ќи в одном стихотворении “ютчева, посв€щЄнного женщине, не отыскать и тени чего-либо не только циничного, сладострастного, но даже просто игривого, лЄгкого, несерьЄзного. ¬се они дышат одним и тем же чувством скромного и глубокого обожани€.
ѕолюбив, “ютчев уже не мог, не умел разлюбить. Ћюбима€ женщина €вл€ла дл€ него как бы полнозвучное воплощение целого мира. Ёто €сно запечатлелось в его стихах к той, кого мы знаем как первую любовь поэта.

 

 

«» всюду страсти роковые!..»

 

¬скоре после приезда в ћюнхен (весной 1823 года) “ютчев влюбл€етс€ в дочь мюнхенского дипломата 16-летнюю графиню јмалию фон Ћерхенфельд.

 

4514961_zlatoi_rassvet (493x700, 213Kb)

 

ѕоэт посв€щает ей восторженные строчки:

 

“вой милый взор, невинной страсти полный,
златой рассвет небесных чувств твоих...

 

4514961_unaya_Amaliya (377x502, 81Kb)

Ќо им не суждено было св€зать свои судьбы. ј в 1833 году “ютчев, уже давно женатый на другой, напишет одно из оба€тельнейших своих стихотворений, которым, по-видимому, отметил 10-летнюю годовщину своей влюблЄнности в јмалию, воссоздав поразившую его душу встречу с ней:

 

4514961_vossozdav_vstrechy_s_nei (700x467, 126Kb)

 

я  помню врем€ золотое,
я помню сердцу милый край.
ƒень вечерел; мы были двое;
¬низу, в тени, шумел ƒунай.

 

» на холму, там, где, беле€,
–уина замка вдаль гл€дит,
—то€ла ты, млада€ фе€,
Ќа мшистый опершись гранит,

 

Ќогой младенческой каса€сь
ќбломков груды вековой;
» солнце медлило, проща€сь
— холмом, и замком, и тобой.

 

» ветер тихий мимолетом
“воей одеждою играл
» с диких €блонь цвет за цветом
Ќа плечи юные свевал.

 

“ы беззаботно вдаль гл€дела...
 рай неба дымно гас в лучах;
ƒень догорал; звучнее пела
–ека в померкших берегах.

 

» ты с веселостью беспечной
—частливый провожала день;
» сладко жизни быстротечной
Ќад нами пролетала тень.

 

4514961_mesto_progylok_T__i_Amalii (440x309, 395Kb)

ћесто прогулок “ютчева и јмалии под –егенсбургом. Ќа заднем плане руины старинного замка.

 

 

јмали€ была одарена редкостной, уникальной красотой. ≈ю восхищались √ейне (он называл еЄ «божественной јмалией»), ѕушкин, Ќиколай I, его министр Ѕенкендорф. Ѕаварский король Ћюдвиг I заказал портрет јмалии дл€ собираемой им галереи европейских красавиц.

 

4514961_Amaliya (581x700, 269Kb)

јмали€  рюденер. ѕортрет работы ». Ўтилера. 1831 год.

 

¬заимоотношени€ јмалии  рюденер с “ютчевым, продолжавшиес€ целых полвека, говор€т о том, что она сумела оценить поэта и его любовь. ќна любила его, но не смогла или не захотела св€зать с ним свою судьбу.
¬ 1824 году “ютчев решилс€ просить руки јмалии у еЄ родителей. Ќо их не устраивал нетитулованный русский дипломат, наход€щийс€ в √ермании почти без места, на внештатной службе, небогатый — они не считали это удачной партией.
“ютчеву отказали. 23 но€бр€ 1824 года он пишет стихотворение, начинающеес€ словами:

 

“вой милый взор, невинной страсти полный,
«латой рассвет небесных чувств твоих
Ќе мог, увы! умилостивить их –
ќн служит им укорою безмолвной.

 

–одители јмалии отдали предпочтение другому жениху — барону  рюденеру. “ютчев немедленно тайно вызвал соперника на дуэль. —частливый жених отказалс€, придравшись к какому-то незначительному нарушению дуэльного кодекса. ќбвенчавшись с јмалией, он вскоре стал I секретарЄм русской миссии в ћюнхене (“ютчев числилс€ лишь сверхштатным чиновником) и €вл€л собой, конечно, более надЄжного супруга, чем его соперник.

 

4514961_baronessa_Amaliya_Krudener (400x520, 255Kb)

баронесса јмали€  рюденер

 

Ќадо отметить, что јмали€ лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Ћерхенфельда, на самом же деле была внебрачной дочерью прусского корол€ ‘ридриха-¬ильгельма III-го и €вл€лась таким образом побочной сестрой другой дочери этого корол€ — русской императрицы, супруги Ќикола€ I-го јлександры ‘Єдоровны.

 

4514961_korol_Pryssii_FridrihVilgelm_3 (350x439, 25Kb)

король ѕруссии ‘ридрих-¬ильгельм III

 

 

 оролевска€ дочь, к  тому же ослепительна€ красавица, јмали€ €вно стремилась добитьс€ более высокого положени€ в обществе. » это ей удалось. ≈Є первый муж, а затем и второй — адъютант императора Ќиколай јдлерберг - сделал карьеру, зан€л ответственный пост в министерстве иностранных дел.

 

4514961_Nikolai_Adelberg (400x327, 59Kb)

Ќиколай јдельберг

 

  “ютчеву же она всю жизнь относилась с теплотой, много раз и совершенно бескорыстно оказыва€ ему важные услуги, что того всегда очень смущало. ѕоэт говорил, что использовать высокие дружеские отношени€ дл€ своих низких нужд — это всЄ равно что скроить панталоны из холста –афаэл€.

“ютчев продолжал еЄ любить всегда, хот€ это была уже скорее нежна€ дружба, чем любовь. „ерез много лет в 1870 году (в 67 лет) он встретилс€ с јмалией ћаксимилиановной в курортном  арлсбаде (ныне  арловы ¬ары). “ам (по одной из версий) родились его знаменитые строки:

 

 . Ѕ.

я встретил вас - и все былое
¬ отжившем сердце ожило;
я вспомнил врем€ золотое -
» сердцу стало так тепло...

 

 ак поздней осени порою
Ѕывают дни, бывает час,
 огда повеет вдруг весною
» что-то встрепенетс€ в нас,-

 

“ак, весь обве€н духовеньем
“ех лет душевной полноты,
— давно забытым упоеньем
—мотрю на милые черты...

 

 ак после вековой разлуки,
√л€жу на вас, как бы во сне,-
» вот - слышнее стали звуки,
Ќе умолкавшие во мне...

 

“ут не одно воспоминанье,
“ут жизнь заговорила вновь,-
» то же в нас очарованье,
» та ж в душе моей любовь!..

 

4514961_i_ta_j_v_dyshe_moei_lubov__1865 (350x446, 40Kb)

 


«я встретил вас ...» »стори€ романса 

 

ќдно из самых своих пленительных стихотворений «я встретил вас» “ютчев написал в  арлсбаде в июле 1870- го, после внезапной встречи и прогулки с... по традиции считаетс€, что с јмалией јдлерберг. ƒолгое врем€ утверждалось, что посв€щение " .Ѕ." следует расшифровывать, как " рюденер, баронессе" (в прим. к полн. собр. соч. 1912 года). ѕри этом ссылались на свидетельство я. ѕ. ѕолонского (1819-1898), которому “ютчев сам назвал адресата; к тому же в стихотворени€х "я встретил вас – и все былое..." и "я помню врем€ золотое..." упоминаетс€ одно и то же "врем€ золотое".
ќднако позже этот факт был поставлен под сомнение. ¬о втором номере журнала «Ќева» за 1988 год по€вилась стать€ ј. ј. Ќиколаева ««агадка  . Ѕ.», в которой утверждалось, что стихи “ютчева написаны вовсе не јмалии  рюденер. ’от€ бы потому, что летом 1870 года јмали€  рюденер не была в  арлсбаде или поблизости от него: в полицейских протоколах и бюллетен€х курортных гостей за летние мес€цы 1870 года им€ јмалии јдлерберг (в первом браке –  рюденер, в девичестве – Ћерхенфельд) не значитс€. ј стихи написаны именно там. јмали€ же, суд€ по семейной переписке, находилась в это врем€ или в ѕетербурге, или в его окрестност€х, или в своих русских имени€х.
—ам ј. ј. Ќиколаев считает, что за этими буквами “ютчев скрыл инициалы  лотильды Ѕотмер ( в замужестве ћальтиц), сестры первой жены “ютчева Ёлеоноры Ѕотмер.

 

4514961_baronessa_Klotilda_fon_Maltic_1860e (700x497, 153Kb)

 лотильда Ѕотмер ( в замужестве ћальтиц), сестра первой жены “ютчева Ёлеоноры Ѕотмер, адресат (предполагаемый) его стихотворени€ «я встретил ¬ас»

 

 

»сследователь привел и р€д доказательств в пользу своей версии, главное из которых – именно с  лотильдой мог повидатьс€ поэт между 21 и 26 июл€ 1870 года в одном из городов невдалеке от  арлсбада перед поездкой в “еплиц (прим. к Ѕольшой серии Ѕѕ 1987 года), и потому «она – наиболее веро€тный адресат стихотворени€ «я встретил вас». “олько к ней “ютчев мог обратить строки:

 

“ут не одно воспоминанье,
“ут жизнь заговорила вновь…»

 

4514961_Ya_vstretil_Vas (700x523, 191Kb)

 

Ёто стихотворение при жизни поэта не получило широкой известности. Ќапечатано впервые было в 1870 году в небольшом петербургском журнале ««ар€». » лишь спуст€ 22 года как новое было опубликовано в «–усском архиве».
ѕервым написал мелодию к этим стихам “ютчева композитор —. ƒонауров. ѕотом их положили на музыку ј. —пиро и ё. Ўапорин. Ќо эта музыка напоминала больше медленный вальс, чем романс, поэтому не прижилась. ј автором мелодии, столь органично слившейс€ со словами, стал русский композитор Ћ. ƒ. ћалашкин, автор оперы «»ль€ ћуромец» и симфонии «∆изнь художника».

 

4514961_Malashkin (307x477, 110Kb)

композитор Ћ. ƒ. ћалашкин

 

 

Ќоты романса ћалашкина «я встретил вас» были изданы в ћоскве в 1881 году тиражом не более 300 экземпл€ров.

 

4514961_noti_Malashkina (700x525, 259Kb)

 

Ќемудрено, что этот крошечный тираж не только мгновенно разошелс€, но и за целый век (век!) потер€лс€, исчез в океане нотных публикаций. ј возрождению этого романса мы об€заны замечательному певцу ». —.  озловскому, который исполнил «я встретил вас» в своей аранжировке в середине 50-х годов.

 

4514961_Kozlovskii (468x310, 30Kb)

 

ј он в свою очередь много лет назад услышал его от народного артиста ћ’ј“а »вана ћосквина и потом записал по пам€ти.

 

4514961_Moskvin (300x384, 92Kb)

»ван ћосквин, артист ћ’ј“а

 

» этот романс запели повсюду.

http://video.mail.ru/mail/lyudm7-395/9580#video=/mail/lyudm7-395/9580/12350

–оманс "я встретил ¬ас" в исполнении ».  озловского. «апись 40-х годов.

 

ѕродолжение здесь 



ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м

ћончегорка   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 ƒекабр€ 2013 г. 13:04 (ссылка)
÷итирую с благодарностью!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќина_“олста€   обратитьс€ по имени —реда, 29 »юн€ 2016 г. 19:53 (ссылка)
Ќатали€_ равченко, ќчень-очень интересно! ÷итирую!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ент€бр€на   обратитьс€ по имени „етверг, 27 ќкт€бр€ 2016 г. 07:38 (ссылка)
Ќатали€_ равченко, Ѕольшое спасибо за ¬аш труд!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 27 ќкт€бр€ 2016 г. 13:44ссылка
—пасибо, что оценили.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку