-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќатали€_ равченко

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 30.07.2011
«аписей: 667
 омментариев: 1374
Ќаписано: 2300


Ѕлизкий всем, всему чужой

ѕонедельник, 28 ћа€ 2012 г. 22:47 + в цитатник

 

1338230804_zastavka_1 (360x480, 29Kb)

Ќачало здесь

 

28 ма€ 1877 года родилс€ ћаксимилиан ¬олошин, один из самых загадочных и колоритнейших персонажей —еребр€ного века.

 

ѕо ночам, когда в тумане
«вЄзды в небе врем€ ткут,
я ловлю разрывы ткани
¬ вечном кружеве минут.

 

ƒа, € помню мир иной —
ѕолустЄртый, непохожий,
¬ вашем мире € — прохожий,
Ѕлизкий всем, всему чужой...

 

ћарина ÷ветаева писала: «ћакс принадлежал другому закону, чем человеческому. » мы, попада€ в его орбиту, неизменно попадали в его закон. ћакс сам был планета. ” него была тайна, которой он не говорил. Ёто знали все, этой тайны не узнал никто».
(«∆ивое о живом»)

¬первые после долгого пребывани€ в ѕариже ћаксимилиан ¬олошин объ€вилс€ в ћоскве в 1903 году. ќ нЄм сразу заговорили. ≈го внешний облик, парадоксальное поведение, удивительна€ открытость по отношению к любой мысли, любому €влению, его радостность, бивша€ ключом — всЄ вызывало в нЄм интерес.

 

4514961_iz_Parija (443x700, 46Kb)


¬алерий Ѕрюсов записывает о нЄм в дневнике: «ёноша из  рыма. ∆ил в ѕариже, в Ћатинском квартале. ”мЄн и талантлив».
«‘ранцуз культурой, русский душой и словом, германец духом и кровью», - так характеризовала его ÷ветаева.
¬нешность у ¬олошина была как бы двойственна€, «смесь французского с нижегородским». ќдним он напоминал персонажа из пьес ќстровского — этакий рубаха-парень богатырского сложени€, с типично русским лицом, густой окладистой бородой лопатой, которые носили кучеры.

 

4514961_kycheri (476x700, 50Kb)


— другой стороны — изысканна€, слегка грассирующа€ речь, пенсне, чЄрный цилиндр, из€щные сдержанные манеры выдавали в нЄм парижанина.

 

4514961_pensne (237x700, 25Kb)


¬олошин был центром любой компании. ƒобродушный и дружелюбный, в спорах он не становилс€ ни на чью сторону, умел примирить врагов и стать дл€ каждого другом. Ёти человеческие качества были всегда присущи его характеру. — детских лет он отличалс€ редким миролюбием, которое подчас раздражало мать поэта, женщину мужественную и даже несколько мужеподобную, огорчавшуюс€, что в ћаксе этой мужественности не было никогда. —лучалось, она даже подговаривала соседских мальчишек нападать на сына, чтобы как-то «расшевелить» его.

 

4514961_podgovarivala_1_ (590x700, 53Kb)


Ќо мальчик, не по годам крепкий, никак не желал вступать в драку — и предпочитал быть побитым, но не поднимать руки на другого. Ёто миролюбие и в дальнейшем оставалось принципом ¬олошина, - поссоритьс€ с ним было невозможно.

 

4514961_radostnii (486x653, 66Kb)


 
¬олошин был радостный человек — дл€ –оссии непривычно радостный. ≈му было 26 лет, но он говорил, что не страдал никогда и не знает, что это такое. ¬ –оссии неловко в таком признаватьс€, тем более поэту: у нас люб€т неудачников, мучеников. ћы помним знаменитые слова ƒостоевского юному ћережковскому: «—традать нужно, молодой человек, а потом уж стихи писать». ¬олошин не стыдилс€ признатьс€ в своей душевной гармонии. Ќо его страдани€ не обойдут его. ќни ещЄ впереди.


«–усский душой и словом, германец духом и кровью»

 

–одилс€ будущий поэт 16 (28) ма€ 1877 года в  иеве. ≈го предки по отцу  ириенко-¬олошины— казаки из «апорожь€, по материнской линии — немцы, обрусевшие с 18 века. ¬ жилах ¬олошина текла и русска€, и немецка€ кровь. ћать ≈лена ќттобальдовна (в окружении еЄ прозвали «ѕра», от слова «праматерь») - властна€, волева€ женщина с €стребиным профилем, в прошлом работница телеграфа, служаща€ в конторе железной дороги, ходила в мужской одежде: кафтанах, шароварах и казанских сапогах.

 

4514961_Pra (700x432, 62Kb)


— мужем она разошлась, прожив с ним три года, сына воспитывала одна.

 

4514961_rastila_odna (400x549, 25Kb)


— 15 лет ћакс жил с матерью в  октебеле, закончил гимназию в ‘еодосии, потом училс€ на юридическом факультете московского университета.

 

4514961_gimnazist (388x700, 45Kb)


ѕозже он утверждал: «Ќи гимназии, ни университету € не об€зан ни единым знанием, ни единой мыслью. ƒес€ть драгоценных лет начисто вычеркнуты из жизни».

 

4514961_yniver (700x427, 52Kb)

ћосковский университет начала 20 века

 

√оды учЄбы считал потер€нными. ≈му хотелось самосто€тельно познать европейскую и мировую культуру. » он едет в ѕариж.

 

«‘ранцуз культурой»

 

4514961_starii_Parij (700x504, 81Kb)

ѕариж начала 20 века

 

ѕариж воспринималс€ ћаксимилианом как центр мировой культуры, как источник творческой энергии, место встреч с выдающимис€ людьми.

 

4514961_bylvar_Monparnas_1_ (494x700, 67Kb)

бульвар ћонпарнас

 

4514961_Parijskie_kafe (388x336, 46Kb)

парижские кафе той эпохи

 

4514961_Parijskoe_kafe__10_godi (400x265, 29Kb)

 

«десь он знакомитс€ с видными зарубежными де€тел€ми культуры — ¬ерхарном, –оденом, ћетерлинком, ј. ƒункан и другими.
¬ ѕариже ¬олошин прожил довольно долго. «анималс€ там живописью, ходил по музе€м, впитывал новые впечатлени€. ¬о всей русской поэзии нет другого поэта, так тесно св€завшего себ€ с ‘ранцией и так плодотворно обращавшегос€ к образу ѕарижа. Ётот город стал его первой поэтической темой.

 

4514961_Osen_v_Parije (500x419, 90Kb)

 

ѕарижа € люблю осенний, строгий плен,
» п€тна ржавые сбежавшей позолоты,
» небо серое, и веток переплЄты —
„ернильно-синие, как нити тЄмных вен.

 

ѕоток всЄ тех же лиц — одних без перемен,
ƒыханье т€жкое прерывистой работы,
» жизни будничной крикливые заботы,
» зелень чЄрную, и дымный камень стен.

 

ћосты, где рельсами р€ды домов разъ€ты,
» дым от поезда клоками белой ваты,
» из-за крыш и труб — сквозь дождь издалека

Ѕольшое  олесо и Ѕашн€-великанша,
» ветер рвЄт огни и гонит облака
— пустынных отмелей дождливого Ћа-ћанша.

 

4514961_Parij_volshebnii (429x536, 90Kb)

 

 то ещЄ из русских поэтов мог так сказать о нЄм? -

 

¬ дождь ѕариж расцветает,
“очно сера€ роза...
Ўелестит, опь€н€ет
¬лажной лаской наркоза...

 

4514961_Nochnoi_Parij__Pissaro (638x529, 36Kb)

Ќочной ѕариж. ѕиссаро

 

«десь, в ѕариже, ¬олошин познал счастье первой любви. ≈го избранницей стала молода€ московска€ художница ћаргарита —абашникова, девушка, похожа€ на восточную принцессу.

 

4514961_princessa (486x700, 51Kb)


ќна была плем€нницей известных книгоиздателей —абашниковых, плем€нницей жены Ѕальмонта ≈катерины јндреевой, - женщина тонкого ума, из€щества, одарЄнна€ художественна€ натура. ќна писала мистические стихи, увлекалась антропософией, прекрасно рисовала.

 

4514961_pisala_stihi (567x397, 63Kb)


ј это еЄ автопортрет.

 

4514961_avtoportret (324x450, 77Kb)


ќна была древнего рода, в еЄ чертах угадывалась бур€тска€ и китайска€ кровь. √овор€т, она даже гордилась прадедовым шаманским бубном.

 

4514961_byryatskaya_krov (433x700, 37Kb)


ѕознакомились они ещЄ в ћоскве в 1903 году.
ќбраз загадочной золотоволосой девушки часто всплывал перед его глазами. » однажды на  арадаге, машинально броса€ в скалу камень, он неожиданно дл€ себ€ загадал: «≈сли попаду — ћаргарита будет моей женой...» ќтзвуком зарождающегос€ чувства стали стихи:

 

—квозь сеть алмазную зазеленел восток.
¬даль по земле, таинственной и строгой,
Ћучатс€ тыс€чи тропинок и дорог.
ќ, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!

 

¬сЄ видеть, всЄ пон€ть, всЄ знать, всЄ пережить,
¬се формы, все цвета вобрать в себ€ глазами,
ѕройти по всей земле гор€щими ступн€ми,
¬сЄ восприн€ть и снова воплотить.

 

4514961_odnoi_dorogoi (448x318, 23Kb)


ћаргарита обещала стать незаур€дной художницей: ученица –епина, она уже удостоилась похвал Ѕорисова-ћусатова, —урикова, √олубкиной. —тройна€ и грациозна€, с бледно-матовым лицом и слегка раскосыми глазами — она сама была очень живописна. ¬олошин опишет еЄ в стихотворении «ѕортрет»:

 

4514961_cvetnaya (200x233, 9Kb)


я вс€ — тона жемчужной акварели,
я бледный стебель ландыша лесного,
я легкость стройна€ обвисшей м€гкой ели,
я изморозь зари, мерцанье дна морского.

 

“ам, где фиалки и бледное золото
—кованы в зори ударами молота,
¬ старых церквах, где полет тишины
ѕолон сухим ароматом сосны, -

 

я жидкий блеск икон в дрожащих струйках дыма,
я шелест старины, скольз€щей мимо,
я струйки белые угаснувшей метели,
я бледные тона жемчужной акварели.

 

4514961_ya_vsya__tona_jemchyjnoi_akvareli (500x401, 76Kb)

 

4514961_ris__Voloshina (339x700, 40Kb)

ћаргарита —абашникова. –ис. ћ. ¬олошина

 

Ќо если внешность ћаргариты приводила ¬олошина в восторг, то его собственный облик (лохматый, небрежно одетый, тучный) девушку удручала.

 

4514961_lohmatii (400x440, 77Kb)


Ѕуйна€ копна волос, приземиста€ фигура, нер€шливость — всЄ ей было непри€тно. ѕосле первой встречи с ним она записывает в дневнике: «ѕознакомилась с очень противным художником на тонких ногах и с тонких голосом». » только его «серые €сные глаза», ум, душевна€ тонкость заставл€ют еЄ в конце концов примиритьс€ с внешним видом поэта.
ќни снова и снова встречаютс€ — у Ѕальмонта, у ўукиных, на чтени€х поэтов — и вот ћаргарита уже записывает в дневник другие слова: «я примир€юсь с его гривой, потому что он счастлив и умЄн, у него очень хорошие стихи, он считаетс€ художником, но ничего определЄнного не делает: это показывает, что у него есть что-то определЄнное в душе».
¬ 1904 году —абашникова едет в ѕариж учитьс€ живописи. ¬олошин едет за ней.

 

4514961_foto_v_Parije (700x433, 44Kb)


Ёто фото —абашниковой, сделанное в ¬ерсале 1905 года ¬олошиным. ќн часто и много снимал еЄ. ќни вместе ходили по музе€м, учились живописи. »менно в то врем€ ¬олошиным был начат дневник, названный им «»стори€ моей души», который он вЄл около 30 лет, до самой смерти. —в€зано это было с двум€ моментами внутренней жизни 26-летнего поэта: сильным чувством к ћаргарите и столь же сильным напором мыслей и образов, которые требовали выхода.

 

»стори€ его души

 

4514961_v_zerkale (474x700, 60Kb)


јвтопортрет ћ. ¬олошина в зеркале, где он пытаетс€ пон€ть, кто он и что он в этом мире. » помочь пон€ть это ему должен был  дневник, ставший зеркалом его души, его жизни.
„увство его поначалу безответно. ћаргарите 22 года, она хороша собой, талантлива, но мужчины, любовь оставл€ют еЄ равнодушной. ќднако ей жаль убивать отказом любовь ћакса. ѕосле совместной поездки в —ен- лу она записывает: «ќт мен€ ждут слов, а € молчу. ƒл€ него началс€ такой новый, такой громадный сон. Ќужно оборвать его и жаль. я смотрю на это молодое, на это чистое и одарЄнное существо и знаю, что с ним, и мне страшно, что в моих бессильных и неумелых руках сокровище, и € не знаю, как бережно, не изм€в, отложить его».

 

4514961_krasivii (404x600, 50Kb)


ѕерипетии отношений с —абашниковой — главна€ составл€юща€ дневника ¬олошина и главна€ тема его стихов. «¬сЄ, что € написал за последние два года, - признаЄтс€ он, - всЄ было только обращением к ћаргарите ¬асильевне и часто только еЄ словами».

 

«десь все теперь воспоминанье,
«десь все мы видели вдвоем,
«десь наши мысли, как журчанье
ƒвух струй, бегущих в водоем.


я слышу ¬ашими ушами,
я вижу ¬ашими глазами,
«вук ¬ашей речи на устах,
¬аш робкий жест в моих руках.


я б из себ€ все впечатлень€
’отел по-¬ашему пон€ть,
ѕевучей рифмой их св€зать
» в стих вковать их отраженье.


Ќо только нет... ѕродленный миг
≈сть ложь... » беден мой €зык.

 

ќни были очень разными. ¬олошин — жадный до впечатлений, впитывающий в себ€ всЄ как губка, все€дный в воспри€тии различных культур, его интересовало буквально всЄ, а —абашникова — холодновата€ эстетка с изысканным вкусом, котора€ многое брезгливо отвергала, не принимала в искусстве. ¬олошин уставал от неЄ, от еЄ холодности, взыскательного вкуса, непомерных требований, тонкой щепетильной натуры.

 

4514961_vsyo_otvergala (479x700, 37Kb)


я устал от лунной сказки,
€ устал не видеть дн€.
ћне нужны земные ласки,
плам€ алого огн€...

 

ј еЄ раздражала его внешность, манеры, поведение, непосредственность и эксцентричность.

 

4514961_nebrejnaya_manera (467x700, 56Kb)


 роме того у неЄ были своеобразные представлени€ о любви. “я не выношу, когда мен€ люб€т, – говорила она ћаксу. – ¬едь это борьба. ≈сли передо мной склон€ютс€, € хочу добить...”.
 ак-то на прогулке она за€вила ему: «я люблю сильных. ≈сли ¬ы хотите, чтобы € любила, ¬ы должны обращатьс€ со мной холодно и строго».
¬олошин уже знает это. Ќо не может относитьс€ к ней без благоговени€. ќн не может решитьс€ прикоснутьс€ к ней. —ама мысль об этом кажетс€ ему кощунственной. «емна€ страсть к этой неземной девушке кажетс€ ему невозможной.

 

4514961_obyasnenie (250x290, 7Kb)


ƒевочка мила€, долгой разлукою
¬рем€ не сможет наш сон победить:
≈сть между нами незрима€ нить.
ƒай € тихонько теб€ убаюкаю;

 

Ѕлизко касаютс€ головы наши,
Ќет разделений, преграды и дна.
ƒень, опрозраченный тайнами сна,
—танет подобным сапфировой чаше.

 

ћир, увлекаемый плавным движеньем,
«вЄздные звень€ влача, как зме€,
—танет зеркальным, живым отраженьем
Ќашего вечною, слитного я.

 

Ќечто похожее было у Ѕлока: слишком трепетное отношение к жене не допускало земного обладани€ ею. —абашникова, кажетс€, несколько презирала ћакса за эту целомудренную трепетность. » в ответ на чей-о нескромный вопрос об этом она небрежно бросает: «ћакс? Ќу он же недовоплощЄнный».
 . ћаковский пишет, что у ¬олошина была «слава вечного девственника», хоть тот и отрицал это. Ќе сме€ оскорбить своей страстью возвышенную јморю (домашнее прозвище ћаргариты), ћакс переживает параллельный роман с ирландкой ¬айолет ’арт, художницей, ученицей Ѕакста.

 

4514961_Vaiolet_Hart_1_ (455x700, 45Kb)

 ¬айолет ’арт


¬ своЄм дневнике ¬олошин предельно откровенен: его отношение€ с ¬айолет, суд€ по всему, вышли за рамки платонических. ≈й посв€щены эти его строки, ставшие классикой:

 

≈сли сердце горит и трепещет,
≈сли древн€€ чаша полна… —
√оре! √оре тому, кто расплещет
Ёту чашу, не выпив до дна.

 

¬ нас весенн€€ ночь трепетала,
Ќам таинственный мес€ц сверкал…
Ќе мен€ ты во мне обнимала,
Ќе теб€ € во тьме целовал.

 

Ќас пал€ща€ жажда сдружила,
¬ нас различное чувство слилось:
“ы кого-то другого любила,
» к другой моЄ сердце рвалось.

 

«апрокинулись головы наши,
ќпь€нились мы огненным сном,
–асплескали мы древние чаши,
Ќалитые св€щенным вином.

 

Ќо по-насто€щему он любит ћаргариту, отношени€ с которой зашли в тупик. ¬олошин понимает: они живут с ней вне действительности, в каком-то ирреальном мире. »з его письма —абашниковой: «ћы с тобой не сделали ещЄ ни одного поступка, но создали вокруг себ€ раскалЄнную атмосферу слов». ќна вторит ему: «ћы как два зеркала, сто€щие друг перед другом, отражаем друг друга и какие-то призраки, витающие между нами». Ќо ни он, ни она не могут выйти из «гор€чего тумана», окутавшего их души. «Ќе могу € тебе не писать, не могу € не получать от теб€ писем!» - восклицает он. «я живу только твоими письмами», - признаЄтс€ она. » они пишут и пишут — день за днЄм, утром и вечером, словами твор€ изменчивую действительность, с которой борютс€ и которой подчин€ютс€...

 

я люблю усталый шелест

—тарых писем, дальних слов...

¬ них есть запах, в них есть прелесть

”мирающих цветов.

я люблю узорный почерк —

¬ нем есть шорох трав сухих.

Ѕыстрых букв знакомый очерк

“ихо шепчет грустный стих.


ћне так близко оба€нье

»х усталой красоты...

Ёто дерева ѕознань€

ќблетевшие цветы. 

 

4514961_pisma (499x281, 24Kb)


ѕостепенно дневник становитс€ дл€ ¬олошина насущной потребностью: он пишет регул€рно, помногу, и через какое-то врем€ приписывает в начале тетради заглавие: «»стори€ моей души». ќценива€ этот документ, литературный пам€тник эпохи, можно сказать, что перед нами — объЄмна€, пусть несколько мозаична€ картина душевных и духовных блужданий поэта.

 

4514961_dnevnik (76x120, 5Kb)


ћы попадаем в его творческую лабораторию, наблюда€ зарождение р€да его стихотворений. ѕеред нами не только поэт и филолог, но и искусствовед, эстетик, философ. ћы можем проследить здесь его оккультные поиски, религиозные метани€, без которых непон€тны многие его творческие свершени€.

 

Ћик царевны “аиах

 

„ита€ дневники ¬олошина тех лет, нельз€ не отметить его обострЄнное внимание к эротике. ќн считает «основой жизни пол — секс», ибо «это живой, ос€зательный нерв, св€зывающий нас с вечным источником жизни». ќн пишет, что «тело — велика€ и таинственна€ основа всего», и что оно «не имеет пон€ти€ о логике и нравственных правилах». Ќо сам остаЄтс€ рабом этих нравственных правил.
¬ид€, что его чувственное влечение к ћаргарите не находит поддержки, он пытаетс€ переплавить его в творчество: «¬елика€ сила пола, переведЄнна€ в другую область. “а же сила, котора€ соблазн€ет мою мечту ночью. Ќо тут € ею овладел и взвилс€ на высоту, недоступную звер€м. ’удожник должен быть воздержанным, чтобы суметь перевести эту силу в искусство».
Ќо жизнь не вписывалась в эти схемы. «Ќе властны мы в самих себе». ѕрирода берЄт своЄ. » тогда по€вл€ютс€ такие записи:

«—уровые требовани€ креп€т душу... Ќо вот мы оп€ть одни, и мо€ дорога отречений становитс€ далЄкой и не нужной... я читаю вслух, и еЄ рука на моей груди. » невыразимое чувство охватывает мен€. ћой голос дрожит и прерываетс€. я люблю еЄ страстно, по-человечески. я дал в себе проснутьс€ мужчине».

 

4514961_v_kresle (350x503, 34Kb)


ѕотом чувство проснулось и в ней. «апись от 12 августа 1905 года: «я со страхом вижу, как в ней пробуждаетс€ страсть. » радость, и ужас, что «это» нахлынет и унесЄт мен€ и еЄ, и сожжЄт... ћинуты сладости. я не имею власти над собой. ’очетс€ сказать: «Ќу, пусть он сожжЄт нас...»

 

» арки черные и бледные огни
”ход€т по реке в лучистую безбрежность.
¬ душе моей растет така€ нежность!..
 ак медленно текут расплавленные дни…

 

» в первый раз к земле € припадаю,
» сердце мертвое, мне данное судьбой,
»з рук твоих смиренно принимаю,
 ак птичку серую, согретую тобой.

 

Ћучша€ любовна€ лирика ¬олошина, обогативша€ русскую поэзию, написана им перед свадьбой. «“аиах», «ќтрывки из посланий», «¬ зелЄных сумерках», «ћы заблудились в этом свете», «¬ мастерской»...
12 апрел€ 1906 года они обвенчались. ¬олошин совершил ту же ошибку, что и Ѕлок – “женилс€ на Ѕеатриче”.

 

4514961_svadba (483x700, 65Kb)


 
ѕосле свадьбы молодожЄны отправились в ѕариж.

 

4514961_Eifeleva_bashnya (518x700, 65Kb)


ќднажды в парижском музее √имэ он увидел скульптурный портрет, до боли напомнивший своими чертами лицо любимой. Ёто была гигантска€, высеченна€ из песчаника безвестным древнеегипетским мастером голова египетской царевны “аиах, жены фараона јменхотепа III (XV век до н.э.). ¬олошин заворожЄнно смотрел на неЄ, не в силах отвести глаз.

 

4514961_Taiah (523x480, 52Kb)4


 

4514961_ne_mog_otrovat_glaz (474x700, 54Kb)

 

ќн тут же заказал копию этой скульптуры в натуральную величину и увЄз с собой в  октебель.

 

4514961_olicetvorenie_vsego (342x451, 47Kb)

.
Ётот слепок стал отныне дл€ поэта олицетворением всего самого дорогого и прекрасного в мире.

 

4514961_svet_zajgy (495x700, 57Kb)

 

—вет зажгу. » ровный круг от лампы
озарит растень€ по углам,
на стенах €понские эстампы,
на шкафу химеры с Ќотр-ƒам.

 

Ѕарельефы, ветви эвкалипта,
полки книг, бумаги на столах,
и над ними тайну тайн ≈гипта –
бледный лик царевны “аиах.

 

4514961_v_komnate (700x441, 90Kb)

 

“ы живешь в молчаньи тЄмных комнат
—редь шелков и тусклой позолоты,
√де твой взгл€д несут в себе и помн€т
«еркала, картины и киоты.

 

—мотр€т в душу строгие портреты…
–ечи книг звучат темно и разно…
Ћюбишь ты вериги и запреты,
√рех молитв и сладости соблазна.

 

» тебе мучительно знакомы
—ладкий дым бензо€, запах нарда,
“онкость рук у юношей —одомы,
«мийность уст у женщин Ћеонардо…

 

«ќбманите мен€»

 

¬ 1907 году ¬олошины приезжают в ѕетербург. “ам они сближаютс€ с кругом поэтов, художников, философов. —обирались чаще всего на башне ¬€чеслава »ванова — одном из лучших литературных салонов ѕетербурга.

 

4514961_bashnya (700x499, 40Kb)


ƒом этот на “аврической 25 (так называема€ башн€), который действительно венчала шлемовидна€ башн€ с окнами-бойницами, (в ней располагалс€ полукруглый кабинет ¬. »ванова), была центром прит€жени€ духовных сил ѕетербурга. “ам царили поэзи€ и философи€, самые утончЄнные и талантливые люди ѕетербурга пили вино, шутили, веселились, дурачились, разыгрывали друг друга.

 

4514961_posle_teatralnogo_deistva_na_bashne_1_ (700x488, 52Kb)

после театрального действа на башне ¬. »ванова

 

¬олошину удаЄтс€ сн€ть квартиру в том же доме, где жили »вановы (на углу “аврической и “верской), этажом ниже. ’оз€ин башни и салона ¬€чеслав »ванов был мэтром символистской поэзии, блест€ще образованным человеком, знатоком древних €зыков и истории мировой культуры, законодателем художественной и литературной моды. Ќеудивительно, что ћаргарита попала под его оба€ние этой личности, в мире поэзии которого жила с детских лет.

 

4514961_V__Ivanov (159x192, 14Kb)

¬€чеслав »ванов

 

¬€чеслав тоже влюбилс€ в јморю (еЄ прозвище в кругу близких).  огда ћаргарита пон€ла это — она совершила нестандартный поступок: рассказала об этом жене ¬€чеслава Ћидии «иновьевой-јннибал и объ€вила о своЄм решении уехать. Ќо супруга мэтра поступила ещЄ более нестандартно: она предложила сопернице войти в их семью третьим членом.

- “ы вошла в нашу жизнь, - говорит она ћаргарите. - “ы принадлежишь нам. ≈сли ты уйдЄшь — останетс€ мЄртвое. ћы оба не можем без теб€.

Ѕрак с —абашниковой не принЄс счасть€ ћаксимилиану. ƒовольно скоро он сменилс€ тройственным союзом с ¬€чеславом »вановым, роковой треугольник вырос в эротический четырЄхугольник с его женой... ќдним словом, “высокие отношени€”...
Ќам трудно пон€ть и прин€ть характер подобных отношений, но тут нужно учитывать специфику атмосферы —еребр€ного века предреволюционной поры, когда в высших культурных сло€х –оссии в моде была эротика, поиски экстазов, острых ощущений. —ама страсть понималась как нека€ тайна, загадка, корни которой в другом, неземном мире.

 

4514961_pesnya_strasti (338x466, 30Kb)


„еловек ничего не может изменить в ней, это помимо его воли, страсть — выше нас, - утверждали поэты-символисты. Ќет больше ни этики, ни эстетики — обе свод€тс€ к эротике. » вс€кое дерзновение, рождЄнное эросом — св€то, - провозглашал ¬. »ванов. ¬се переживани€ почитаютс€ благом, лишь бы их было много и они были сильны.

 

4514961_erotizm (289x392, 25Kb)


Ѕашн€ была чуть ли не средоточием этих эротических и этических экспериментов, а сам хоз€ин — трибуном вседозволенности. Ќе отставала в смелости и новизне воззрений и супруга »ванова — Ћиди€ «иновьева-јннибал, автор повестей «“ридцать три урода» и «“рагический зверинец», где проповедовалась лесбийска€ любовь. ќба эти писател€ искали новых отношений между людьми, счита€, что если двое люб€т друг друга, слиты воедино — а они были очень дружной парой — то вполне могут оба любить кого-то третьего. ¬ такой любви они видели начало новой человеческой общины, иных человеческих созвучий, из которых должна вырасти нова€ духовность.

 

4514961_dryjnaya_para (700x509, 36Kb)

¬€чеслав »ванов и Ћиди€ «иновьева-јннибал

 

“аковы были времена и нравы. “ройственные союзы были довольно распространЄнным €влением того времени: Ѕлок-Ѕелый-ћенделеева, Ѕрюсов-ѕетровска€-Ѕелый, ћережковский-√иппиус-‘илософов, ћа€ковский-Ѕрики. ћаргарита долго не могла решитьс€ на этот шаг — стать членом чужой семьи. » тогда жена ¬€чеслава сама подтолкнула еЄ, сказав: «Ќасто€ща€ любовь не размышл€ет. Ёто категорический императив».
«ј ћакс?» - спросила јмор€. - «“ы должна выбирать, - отвечала Ћиди€. - “ы любишь ¬€чеслава, а не его».
2 марта 1907 года, вернувшись из ћосквы в ѕетербург, ¬олошин не находит ћаргариты в своей комнате.

 

4514961_obmanite_menya (512x700, 46Kb)


ћне обидно и больно, как ребЄнку, – записывает он в этот день в дневнике, – что мен€ не встретили, не ждали. ћне хотелось бы видеть только еЄ, говорить только с ней”.
Ќа другой день – нова€ запись: “ћакс, он мой учитель, – сказала мне јмор€, – € пойду за ним всюду и сделаю всЄ, что он потребует. ћакс, € теб€ никогда не любила так, как теперь. Ќо € отдалась ему. —овсем отдалась, понимаешь? “ебе больно? ћне не страшно тебе делать больно”. » она медленно крестила мен€”.

 

4514961_krestila_menya (320x240, 13Kb)


ќбманите мен€, но совсем, навсегда,
чтоб не думать, зачем, и не помнить, когда... –

 

писал он тогда. Ќо обман – слишком больша€ роскошь. ≈му пр€мо, без анестезии резали правду в лицо. ¬€чеслав »ванов “успокаивал”: “ћакс, ты не думай обо мне дурно. Ќичего, что не будет св€то, € не сделаю. ћаргарита дл€ мен€ цель, а не средство”. ¬ысокопор€дочные, тонко чувствующие, необыкновенно одарЄнные люди... Ёлита.

 

4514961_Ivanov_i_Annibal (700x511, 49Kb)


¬от когда страдани€, которых ¬олошин прежде не знал, настигли его душу. ќн мучаетс€, терзаетс€ ревностью, мечтает обманутьс€ в том, что было уже очевидно. «ќбманите мен€...» это была почти мольба. » она стала стихами, а потом и песней.

«ќбманите мен€». ѕоЄт ј. —уханов:


http://video.yandex.ru/users/laronyka/view/569/#


ќбманите мен€... но совсем, навсегда...
„тоб не думать зачем, чтоб не помнить когда...
„тоб поверить обману свободно, без дум,
„тоб за кем-то идти в темноте наобум...


» не знать, кто пришел, кто глаза зав€зал,
 то ведет лабиринтом неведомых зал,
„ье дыханье порою горит на щеке,
 то сжимает мне руку так крепко в руке...


ј очнувшись, увидеть лишь ночь и туман...
ќбманите и сами поверьте в обман.

 

«ѕрощай, царевна»

 

ƒело шло к разв€зке. » единственное стихотворение, написанное ¬олошиным за «ужасный мес€ц» в ћоскве, звучит прощанием:

 

Ѕлужда€ в юности извилистой дорогой,
я в темный ƒантов лес вступил в пути своем,
» дух мой радостный охвачен был тревогой.

— безумной девушкой, гл€девшей в водоем,
я встретилс€ в лесу. "Ќе может быть случайна, -
—казал €, - встреча здесь. ѕойдем теперь вдвоем".

Ќо, вещим трепетом объ€т необычайно,
  лесному зеркалу € вместе с ней приник,
» нека€ меж нас в тот миг возникла тайна.

» вдруг увидел € со дна возникший лик -
√ор€щий пламенем лик —олнечного «вер€.
"”йдем отсюда прочь!". ќна же птичий крик

¬друг издала и, правде снов повер€,
—пустилась в зеркало чернеющих пучин...
—мертельной горечью была мне та потер€.

» в зр€щем сумраке осталс€ € один.

 

4514961_Dante (479x622, 140Kb)

 

¬олошин даЄт жене полную свободу. ќна может поступать как ей заблагорассудитьс€: может оставатьс€ в ѕетербурге или уехать с ним в  рым, а затем в ≈вропу. ћаргарита предпочитает остатьс€ с »вановыми.

 

4514961_para (347x431, 42Kb)


 4514961_proshai (250x299, 12Kb)

 

“ихо, грустно и безгневно
“ы взгл€нула. Ќадо ль слов?
„ас настал. ѕрощай, царевна!
я устал от лунных снов.

 

“ы живешь в подводной сини
ѕредрассветной глубины,
¬круг теб€ в твоей пустыне
–асцветают вечно сны.

 

ћного дней с тобою р€дом
я гл€дел в твое стекло.
ћного грез под нашим взгл€дом
–асцвело и отцвело.

 

¬се, во что мы в жизни верим,
ѕретвор€лось в твой кристалл.
ƒушен стал мне узкий терем,
—ны ув€ли, € устал...

 

я устал от лунной сказки,
я устал не видеть дн€.
ћне нужны земные ласки,
ѕлам€ алого огн€.

 

я иду к разгулам будней,
  шумам буйных площадей,
  €рким полым€м полудней,
  пестроте живых людей...

 

Ќе царевич €! ѕрохожий
Ќа него, € был иной...
“ы ведь знала: € - ѕрохожий,
Ѕлизкий всем, всему чужой.

 

¬сЄ, что произошло с ¬олошиным, очень повли€ло на характер его поэзии. ќна стала другой. ≈щЄ до их встречи ¬. »ванов говорил о стихах ¬олошина, что они виртуозны и совершенны по форме, но им не хватает живого дыхани€ жизни. ѕо горькой иронии судьбы, именно »ванову удалось косвенно содействовать осуществлению своего пожелани€. Ћична€ драма способствовала перелому в поэтическом мироощущении ¬олошина. ¬ его стихах зазвучало неподдельное страдание.

 

4514961_skorb (500x354, 67Kb)


я ждал страдань€ столько лет
¬сей цельностью несознанного счасть€.
» боль пришла, как тихий синий свет,
» обвилась вкруг сердца, как зап€стье.

 

∆еланный луч с собой принЄс
“акие жгучие, мучительные ласки.
—квозь влажную лучистость слЄз
ѕо миру разлились невиданные краски.

 

» сердце стало из стекла,
» в нЄм так тонко пела рана:
«ќ, боль, когда бы ни пришла,
¬сегда приходит слишком рано».

 

¬олошин записывает в дневнике: «ћне надо прикоснутьс€ к груди земли и воскреснуть». ќн уезжает в свой  октебель.

 

4514961_yezjaet_v_Koktebel (699x534, 104Kb)

 

ѕродолжение здесь: http://www.liveinternet.ru/users/4514961/post221999054/

 

ѕереход на ∆∆: http://nmkravchenko.livejournal.com/101959.html

 

 



ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку