-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќатали€_ равченко

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 30.07.2011
«аписей: 667
 омментариев: 1374
Ќаписано: 2300


"»грай же на разрыв аорты..."

¬торник, 03 январ€ 2012 г. 21:38 + в цитатник

 

1325611785_0003003OsipEmilevichMandelshtam18911938 (700x525, 40Kb)
 

 

«я рождЄн в ночь с второго на третье»

 


Ќам союзно лишь то, что избыточно,
¬переди не провал, а промер,
» боротьс€ за воздух прожиточный —
Ёта слава другим не в пример.

 

» сознанье свое затоварива€
ѕолуобморочным бытием,
я ль без выбора пью это варево,
—вою голову ем под огнем?

—лышишь, мачеха звездного табора,
Ќочь, что будет сейчас и потом?


Ќаливаютс€ кровью аорты,
» звучит по р€дам шепотком:

— я рожден в дев€носто четвертом,
я рожден в дев€носто втором... —
», в кулак зажима€ истертый
√од рождень€ — с гурьбой и гуртом
я шепчу обескровленным ртом:


— я рожден в ночь с второго на третье
январ€ в дев€носто одном
Ќенадежном году — и столеть€
ќкружают мен€ огнем.

 

1325612003_539 (700x469, 192Kb)



ќн родилс€ в ночь со 2-го на 3-е (14 на 15) €нвар€ 1891 года в ¬аршаве.

 

1325612142_35955387_1227911934_image020 (622x470, 72Kb)


 

1325612195_6 (478x700, 62Kb)

 

ѕредки были выходцами из »спании. Ќемецко-еврейска€ фамили€ ћандельштам переводитс€ с идиш как «ствол миндал€».
ѕозже семь€ ћандельштамов переберЄтс€ в ѕетербург. Ѕудущего поэта родители определили в коммерческое училище. Ќо к этой стезе душа его не лежала. “огда из него решили сделать раввина и послали в Ѕерлин в высшую “алмудическую школу. Ќо вместо “алмуда ќсип читал Ўиллера и философов 18 века. Ќи коммерсанта, ни раввина из ћандельштама, к счастью дл€ нас, не получилось. ѕолучилс€ ѕоэт.
 

1325612261_7 (501x700, 49Kb)

 

«ѕочему это не € написал?»

 

—тихи ћандельштам начал писать с 16-ти лет. Ќаиболее часто повтор€ющиес€ мотивы его первых стихов 1909-10-х годов — это мотивы робости, хрупкости, тишины. ¬след за ¬ерленом и јнненским он стремилс€ писать «о милом и ничтожном».

 

4514961_charodeikou_zimou____1_ (500x333, 87Kb)

 

—усальным золотом гор€т
¬ лесах рождественские елки;
¬ кустах игрушечные волки
√лазами страшными гл€д€т.

 

ќ, веща€ мо€ печаль,
ќ, тиха€ мо€ свобода
» неживого небосвода
¬сегда смеющийс€ хрусталь!

 

***
 ак кони медленно ступают,
 ак мало в фонар€х огн€!
„ужие люди, верно, знают,
 уда везут они мен€.

 

ј € ввер€юсь их заботе,
ћне холодно, € спать хочу;
ѕодбросило на повороте,
Ќавстречу звездному лучу.

 

√ор€чей головы качанье,
» нежный лед руки чужой,
» темных елей очертань€,
≈ще невиданные мной.

 

* * *
“олько детские книги читать,
“олько детские думы леле€ть,
¬се большое далеко разве€ть,
»з глубокой печали восстать.

 

я от жизни смертельно устал,
Ќичего от нее не приемлю,
Ќо люблю мою бедную землю
ќттого, что иной не видал.

 

я качалс€ в далеком саду
Ќа простой дерев€нной качели,
» высокие темные ели
¬споминаю в туманном бреду.

 

ѕоэт осваиваетс€ в мире осторожно, наощупь. ¬месте с тем он декларирует собственную уникальность как человека и поэта. –азвива€ андерсеновский образ прекрасной вечности, отогреваемой теплом человеческого дыхани€, ћандельштам писал:

 

ƒано мне тело - что мне делать с ним,
“аким единым и таким моим?

 

«а радость тихую дышать и жить
 ого, скажите, мне благодарить?

 

я и садовник, € же и цветок,
¬ темнице мира € не одинок.

 

Ќа стекла вечности уже легло
ћое дыхание, мое тепло.

 

«апечатлеетс€ на нем узор,
Ќеузнаваемый с недавних пор.

 

ѕускай мгновени€ стекает муть -
”зора милого не зачеркнуть.

 

4514961_49626357 (450x337, 181Kb)

 

ќб этом стихотворении восторженно отзывалс€ в мемуарах отнюдь не склонный к излишней сентиментальности √еоргий »ванов:

 

4514961_img (400x300, 29Kb)
 


«я прочЄл это и ещЄ несколько таких же «качающихс€», туманных стихотворений, подписанных незнакомым именем, и почувствовал толчок в сердце: «ѕочему это не € написал?» —тихи ћандельштама, которые так поразили √. »ванова, вошли в дебютную подборку поэта, напечатанную в журнале «јполлон» за 1910 год. ¬от некоторые из них:

 

Ќи о чем не нужно говорить,
Ќичему не следует учить,
» печальна так и хороша
“емна€ зверина€ душа:

 

Ќичему не хочет научить,
Ќе умеет вовсе говорить
» плывет дельфином молодым
ѕо седым пучинам мировым.

 

4514961_na_fone_lyni (640x480, 42Kb)

 

»з омута злого и в€зкого
я вырос, тростинкой шурша,-
» страстно, и томно, и ласково
«апретною жизнью дыша.

 

» никну, никем не замеченный,
¬ холодный и топкий приют,
ѕриветственным шелестом встреченный
 оротких осенних минут.

 

я счастлив жестокой обидою,
» в жизни, похожей на сон,
я каждому тайно завидую
» в каждого тайно влюблен.

 

4514961_osennii_son (700x532, 63Kb)


...я так же беден, как природа,
» так же прост, как небеса,
» призрачна мо€ свобода,
 ак птиц полночных голоса.

 

я вижу мес€ц бездыханный
» небо мертвенней холста;
“вой мир, болезненный и странный,
я принимаю, пустота!

 

4514961_Kopiya_mesyac_na_bagrovom_fone (369x472, 12Kb)


Ќевыразима€ печаль
ќткрыла два огромных глаза,
÷веточна€ проснулась ваза
» выплеснула свой хрусталь.

 

¬с€ комната напоена
»стомой - сладкое лекарство!
“акое маленькое царство
“ак много поглотило сна.

 

Ќемного красного вина,
Ќемного солнечного ма€ -
», тоненький бисквит лома€,
“ончайших пальцев белизна.

 

», конечно, знаменитое гениальное «Silentium», где даЄтс€ образ «первоначальной немоты», нерождЄнной чистой ноты, хран€щей докосмическое единство быти€. ѕоражает способность проникнуть в толщу времЄн, в праисторию, ухватить неуловимый миг начала начал:



ќна еще не родилась,
ќна и музыка и слово,
» потому всего живого
Ќенарушаема€ св€зь.

 

—покойно дышат мор€ груди,
Ќо, как безумный, светел день,
» пены бледна€ сирень
¬ мутно-лазоревом сосуде.

 

ƒа обретут мои уста
ѕервоначальную немоту,
 ак кристаллическую ноту,
„то от рождени€ чиста!

 

ќстаньс€ пеной, јфродита,
» слово, в музыку вернись,
» сердце сердца устыдись,
— первоосновой жизни слито!

 

4514961_krasayskas_more (659x700, 107Kb)

 

«Ќе говорите мне о вечности...»

 

 аждый большой поэт не похож на других поэтов, единственен, особенн и неповторим, но когда речь идЄт о ћандельштаме, хочетс€ в нарушение вс€кой логики сказать, что он ещЄ более неповторим и особенн, чем все другие русские поэты, что он единственнее и неповторимее всех остальных. ≈го стихи воспринимаютс€ как что-то изначальное, как само естество, голос природы. јхматова писала:
«” ћандельштама нет учител€. я не знаю в мировой поэзии подобного факта. ћы знаем истоки ѕушкина и Ѕлока, но кто укажет, откуда донеслась до нас эта нова€ божественна€ гармони€, которую называют стихами ќсипа ћандельштама!»

 

¬оздух пасмурный влажен и гулок,
’орошо и не страшно в лесу.
Ћегкий крест одиноких прогулок
я покорно оп€ть понесу...


 4514961_84_jpgodinokie_progylki_v_lesy (650x501, 158Kb)


≈щЄ цитата јхматовой — из еЄ рассказа √. јдамовичу: «—идит человек 10-12, читают вслух, то хорошо, то заур€дно, внимание рассеиваетс€, слушаешь по об€занности, и вдруг будто какой-то лебедь взлетает над всеми — читает ќсип Ёмильевич!»
 

 

4514961_image1138189_1_ (300x217, 12Kb)


Ёто волшебство не всегда разгадываетс€, но оно обладает гипнотическими свойствами. —лова у ћандельштама часто не совпадают с их пр€мым смыслом, а как бы «намагничены» изнутри:

 

4514961_0_72aae_b9985f2d_XL (700x420, 93Kb)

 

Ѕессонница. √омер. “угие паруса.
я список кораблей прочел до середины:
—ей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
„то над Ёлладою когда-то подн€лс€...

 

» море, и √омер - всЄ движетс€ любовью.
 ого же слушать мне? » вот √омер молчит,
» море черное, витийству€, шумит
» с т€жким грохотом подходит к изголовью.

 

4514961_volna_2 (700x400, 45Kb)

 

“акой музыки не было ни у кого едва ли не со времЄн “ютчева, и что ни вспомнишь — всЄ р€дом кажетс€ жидковатым.

 

4514961_unii (285x385, 16Kb)


 ¬ 1908 году ћандельштам отправл€етс€ за границу: во ‘ранцию, »талию, √ерманию. ќн слушает там лекции в —орбонне и √ейдельбергском университете, изучает старослав€нский €зык. «ападна€ культура стала неотъемлемой частью его души.

 

4514961_j153555_1281392535 (700x451, 113Kb)


Ќо чем внимательней, твердын€ Ќотр-ƒам,
€ изучал твои чудовищные рЄбра, -
тем чаще думал €: из т€жести недоброй
и € когда-нибудь прекрасное создам.

 

4514961_Iz_tyajesti_nedobroi (464x699, 285Kb)


¬ернувшись в –оссию в 1911 году, ћандельштам продолжает учЄбу в ѕетербургском университете на историко-филологическом факультете. ќн посещает вечера поэтов, знакомитс€ с √умилЄвым, јхматовой и примыкает к новому направлению в поэзии — акмеизму.

 

4514961_vse_akmeisti (700x525, 64Kb)


јкмеисты в противовес символистам утверждали реальные жизненные ценности, изобража€ жизнь с конкретными бытовыми подробност€ми, в реальном времени и пространстве, а не в вечности, как это было у их предшественников. ћандельштам выразил кредо акмеистов в таких стихах:

 

Ќет, не луна, а светлый циферблат
—и€ет мне, и чем € виноват,
„то слабых звезд € ос€заю млечность?
» Ѕатюшкова мне противна спесь:
" оторый час?" - его спросили здесь,
ј он ответил любопытным: "¬ечность".


4514961_vechnost (700x469, 247Kb)

 

јбстрактной холодной вечности ћандельштам противопоставл€ет могущество и тепло вещного мира:

 

Ќе говорите мне о вечности -
я не могу ее вместить.
Ќо как же вечность не простить
ћоей любви, моей беспечности?

 

я слышу, как она растет
» полуночным валом катитс€.
Ќо - слишком дорого поплатитс€,
 то слишком близко подойдет.

 

», тихим отголоскам шума €
»здалека бываю рад, -
≈е пен€щихс€ громад, -
ќ милом и ничтожном дума€.

 

јкмеисты — јнненский, јхматова, √умилЄв,  узмин, ћандельштам, - можно сказать, совершили революцию в поэзии. ќни внесли в неЄ струю жизни, правды, вернули слову его предметное значение, вернули поэзии красочность, объЄмность мира, его живое тепло.

 

»спуганный орЄл

 

4514961_33 (700x651, 85Kb)

 

ћандельштам на рисунке ѕ. ћитурича. ќчень точно схвачена характерна€ поза: гордо вып€ченна€ грудь, вздЄрнута€ голова, надменность и беззащитность всего его облика. Ётот рисунок может служить иллюстрацией к стихотворению ј. “арковского «ѕоэт»:

 

√оворили, что в обличье
” поэта нечто птичье
» египетское есть;
Ѕыло нищее величье
» задерганна€ честь.

 

√нутым словом забавл€лс€,
ѕтичьим клювом улыбалс€,
¬стречных с лету брал в зажим,
ќдиночества бо€лс€
» стихи читал чужим.

 

4514961_14 (700x355, 50Kb)

Ўарж на ќ. ћандельштама, читающего стихи

 

ќ внешности ћандельштама писали как о комичной, «карикатуре на поэта»: маленький, щуплый, с петушиным хохолком на затылке, с оттопыренными ушами, нелепой походкой.

 

4514961_15 (432x700, 43Kb)


Ќо за внешней невзрачностью просвечивала очаровательность, необыкновенное оба€ние, которое было подмечено и јхматовой, и ÷ветаевой. ј вот какой «автопортрет» оставил нам сам поэт:

 

¬ подн€тье головы крылатый
Ќамек - но мешковат сюртук;
¬ закрытье глаз, в покое рук -
“айник движень€ непочатый.

 

“ак вот кому летать и петь
» слова пламенна€ ковкость, -
„тоб прирожденную неловкость
¬рожденным ритмом одолеть!

 

4514961_17 (529x700, 71Kb)


¬ жизни он был беззащитен, непрактичен, наивен. ƒоверчивый, беспомощный, как ребЄнок, лишЄнный вс€ких признаков здравого смысла, фантазЄр и чудак, бедный, вечно полуголодный, он не жил, а ежедневно погибал. —. ћаковский писал о ћандельштаме: «¬ообще всЄ сложилось дл€ него неудачно. » наружность непривлекательна€, и здоровье слабое. ¬есь какой-то вызывающий насмешки, неприспособленный и обойдЄнный на жизненном пиру. ќднако его творчество не отражало ни этой убогости, ни преследовавших его житейских катастроф. ¬ жизни чаще всего вспоминаетс€ мне ћандельштам смеющийс€. —мешлив был чрезвычайно — рассказывает о какой-нибудь своей неудаче и задыхаетс€ от неудержимого хохота. —ме€лс€ и просто так - «от иррационального комизма, переполн€ющего мир».
јвторы почти всех воспоминаний о ћандельштаме отмечают, что это был человек неистребимой весЄлости: шутки, остроты, эпиграммы от него можно было ожидать в любую минуту, вне вс€кой зависимости от т€гот внешних обсто€тельств. ќн был €зычески жизнерадостным человеком. Ќе искал счасть€ — дл€ него не существовало таких категорий, но всЄ ценное в жизни называл весельем, игрой. «—лово — чистое веселье, исцеленье от тоски». Ќадежда ћандельштам вспоминала:

 

4514961_Nadejda_Mandelshtam (380x443, 150Kb)
 


«¬ нЄм было нечто, чего € не замечала ни в ком, и пора сказать, что не легкомыслие отличало его от приличных людей вроде ‘адеева и ‘едина, а бесконечна€ радость. ќна совершенно бескорыстна, эта радость, она не нуждаетс€ ни в чЄм, потому что всегда была с ним. ¬се к чему-то стремились, а он — ни к чему. ќн жил и радовалс€».
 

4514961_19 (629x700, 49Kb)

ќ. ћандельштам на рисунке ¬. ћилашевского из собрани€ ¬оронежского худ. ћузе€.


Ќе очень похож, но жизнелюбива€ суть схвачена верно. Ќедаром его любимым героем был „арли „аплин — маленький комичный человечек с трагичным мироощущением, старающийс€ скрыть его за внешним легкомыслием и весЄлостью, чтобы не было так страшно жить.
«а ћандельштамом закрепилась репутаци€ ход€чего анекдота. — ним посто€нно случались вс€кие казусы, злоключени€. ≈го то и дело арестовывали — он всем казалс€ подозрительным, не вписыва€сь в привычную систему координат. ¬ 1919 году, когда он был в  рыму, его арестовали врангелевцы, прин€в за агента большевиков. ћандельштама посадили в одиночку, где он колотил в дверь и кричал: «¬ыпустите мен€! я не создан дл€ тюрьмы!» Ёти слова в контрразведке звучали настолько фантастически, что его прин€ли за сумасшедшего.
 “олько с помощью ћ. ¬олошина выбралс€ он из  рыма — как его вновь арестовывают, на этот раз меньшевики, прин€в за двойного агента ¬рангел€ и большевиков. ќсвободили грузинские поэты, засвидетельствовав его непричастность к миру политики. » ћандельштам, совершенно ошалевший от этих арестов, говорил: "“еперь € и сам не понимаю, кто € — белый или красный, или ещЄ какого цвета. ј € вообще никакого цвета, € поэт, пишу стихи, и больше всех цветов мен€ занимают “ибул,  атулл и –имский декаданс".

 

4514961_Osip (400x500, 25Kb)


ѕрорицательна€ сила гени€ про€вилась у ћандельштама ещЄ в ранней молодости. я имею в виду его стихотворение об испуганном орле, где он с огромной интуитивной силой постиг свою сущность и гр€дущую судьбу:

 

¬ самом себе, как змей, та€сь,
¬округ себ€, как плющ, ви€сь,
я подымаюсь над собою, -

 

—еб€ хочу, к себе лечу,
 рылами темными плещу,
–асширенными над водою;

 

», как испуганный орел,
¬ернувшись, больше не нашел
√незда, сорвавшегос€ в бездну, -

 

ќмоюсь молнии огнем
», заклина€ т€жкий гром,
¬ холодном облаке исчезну.

 

«ќткуда така€ нежность?»

 

¬ конце €нвар€ 1916 года ќсип ћандельштам приезжает в ћоскву, где происходит его встреча с ÷ветаевой. ћарина дарит ему ћоскву. 5-го феврал€ он уезжает. ќна пишет стихи ему вслед:

 

Ќикто ничего не отн€л!
ћне сладостно, что мы врозь.
÷елую ¬ас — через сотни
–азъедин€ющих вЄрст.

 

я знаю, наш дар — неравен,
ћой голос впервые — тих.
„то ¬ам, молодой ƒержавин,
ћой невоспитанный стих!

 

Ќа страшный полЄт крещу ¬ас:
Ћети, молодой орЄл!
“ы солнце стерпел, не щур€сь,
ёный ли взгл€д мой т€жЄл?

 

Ќежней и бесповоротней
Ќикто не гл€дел ¬ам вслед…
÷елую ¬ас — через сотни
–азъедин€ющих лет.


4514961_13 (485x700, 65Kb)


ћандельштам пишет стихотворение «¬ разноголосице девического хора...», обращЄнное к ÷ветаевой, где подаренна€ ему ћосква сливаетс€ в его сознании с дарительницей:

 

¬ разноголосице девического хора
¬се церкви нежные поют на голос свой,
» в дугах каменных ”спенского собора
ћне брови чуд€тс€, высокие, дугой.

 

... » п€тиглавные московские соборы
— их италь€нскою и русскою душой
Ќапоминают мне - €вление јвроры,
Ќо с русским именем и в шубке меховой.


4514961_78476727_4514961_Cvet_v_shybke (250x361, 45Kb)


  ней же обращено и его стихотворение «Ќе вер€ воскресень€ чуду, на кладбище гул€ли мы...» —трогие, из€щные, «воспитанные» строфы ћандельштама, по-видимому, в глазах ћарины не очень гармонировали с их творцом, с его человеческой сущностью.  апризный, инфантильный нрав и облик нежного, красивого, заносчивого юноши, - таким запечатлЄн ћандельштам в цветаевских стихах:
 

“ы запрокидываешь голову —
«атем, что ты гордец и враль.
 акого спутника веселого
ѕривел мне нынешний февраль!

 

ћальчишескую боль высвистывай
» сердце зажимай в горсти…
— ћой хладнокровный, мой неистовый
¬ольноотпущенник — прости!


4514961_Mandelshtam_malchik (392x300, 24Kb)


«¬ольноотпущенник» - ибо она не берЄт его — отпускает.

 

ќткуда така€ нежность,
и что с нею делать — отрок
лукавый, певец захожий,
с ресницами — нет длинней!

 

ќткуда така€ нежность?
Ќе первые — эти кудри
разглаживаю, и губы
знавала темней твоих...

 

–€дом с такой нежностью — нет места ревности.

 

„ьи руки бережные трогали
“вои ресницы, красота,
 огда, и как, и кем, и много ли
÷елованы твои уста —

 

Ќе спрашиваю. ƒух мой алчущий
ѕереборол сию мечту.
¬ тебе божественного мальчика, —
ƒес€тилетнего € чту.


4514961_24 (492x700, 58Kb)


»дЄт весна 1916 года с наездами и отъездами ћандельштама в ћоскву, общение поэтов продолжаетс€. ÷ветаева ворожит своему петербургскому собрату и предрекает его трагический конец:

 

јх, запрокинута тво€ голова,
полузакрыты глаза — что? - пр€ча.
јх, запрокинетс€ тво€ голова
иначе.


4514961_006112 (220x307, 6Kb)


» в другом: «Ќа страшный полЄт крещу ¬ас: лети, молодой орЄл!» ¬ стихах — неосознанна€ тревога ÷ветаевой о будущем еЄ нового друга. ќна ещЄ не знает, что стихи сбываютс€ — это знание впереди. ¬ стихах ћандельштаму она предсказала все его беды. ќна не видит путей спасени€:

 

Ќе спасЄт ни песен небесный дар,
ни надменнейший вырез губ.

 

4514961_orlyonok (428x380, 129Kb)

 

“еперь, когда мы знаем, что случитс€ с ћандельштамом в мае 1938-го — пророчество ÷ветаевой в 1916-м вызывает св€щенный трепет, почти ужас:

 

√олыми руками возьмут — ретив! упр€м!
 риком твоим всю ночь будет край звонок!
–астреплют крыль€ твои по всем четырем ветрам!
—ерафим!— ќрленок!


4514961_52 (528x700, 60Kb)

 

31 марта датировано ещЄ одно стихотворение ÷ветаевой — ћандельштаму:

 

»з рук моих — нерукотворный град
ѕрими, мой странный, мой прекрасный брат.
ѕо церковке — всЄ сорок сороков,
» реющих над ними голубков;
» на теб€ с багр€ных облаков
”ронит Ѕогородица покров,
» встанешь ты, исполнен дивных сил…
“ы не раскаешьс€, что ты мен€ любил.

 

„увство ÷ветаевой крепнет. Ќежность к «дес€тилетнему мальчику», которого она видела поначалу в ћандельштаме, смен€ет женска€ страсть:



“акое со мной сталось,
„то гром прогромыхал зимой,
„то зверь ощутил жалость
» что заговорил немой.

 

√реми, громкое сердце!
∆арко целуй, любовь!
ќх, этот рев зверский!
ƒерзка€ -- ох -- кровь!
ћой рот разгарчив,
ƒаром, что св€т — вид...


4514961_Cvet__v_ramke (300x400, 16Kb)


» тем не менее, одновременно с любовным буйством, это стихи отказа от него, разрыва:



“ы озорство прикончи,
ƒа засвети свечу,
„тобы с тобой нонче
Ќе было - как хочу...

 

Ѕыл ли между ними роман в насто€щем смысле слова? ƒа, был, и дл€ ћандельштама эти отношени€ значили больше, чем дл€ ÷ветаевой. «Ѕожественный мальчик» и «прекрасный брат» в ћандельштаме были дл€ неЄ важнее возлюбленного. ƒл€ него же всЄ было иначе. ” него не было такого опыта в любви, и встреча с ÷ветаевой ему многое дала.
Ќадежда ћандельштам писала, что именно ÷ветаева научила ћандельштама любить: «ƒика€ и €рка€ ћарина расковала в нЄм жизнелюбие и способность к спонтанной и необузданной любви». » не только к любви, но и к стихам о любви. — «цветаевских» стихов ведЄт начало любовна€ лирика ћандельштама. », как ÷ветаева  "мандельштамовскими" стихами начала новый этап своей лирики в книге "¬Єрсты" , так и ћандельштам по стихам, обращЄнным к ћарине, перешЄл в новый этап своего творчества, открыв  ими «“ристии».

 

4514961_Tristia (293x370, 38Kb)


 4514961_stihi_o_lubvi (469x700, 73Kb)


«» сам себ€ несу €, как жертва палачу...»

 

¬ 1916 году ћандельштам успевает пережить ещЄ одну -  тайную и безнадЄжную - влюблЄнность - в знаменитую петербургскую красавицу, грузинскую кн€жну —аломею јндроникашвили.

 

4514961_26 (546x700, 68Kb)

ѕортрет —аломеи работы —.„ехонина. 1916 год.

 

јхматова потом скажет: «—аломею ќсип обессмертил в книге «“ристиа». ћандельштам посв€тил ей несколько стихотворений, в том числе прославленную «—оломинку»:

 

 огда, соломинка, не спишь в огромной спальне
» ждешь, бессонна€, чтоб, важен и высок,
—покойной т€жестью - что может быть печальней -
Ќа веки чуткие спустилс€ потолок,

 

—оломка звонка€, соломинка суха€,
¬сю смерть ты выпила и сделалась нежней,
—ломалась мила€ соломка нежива€,
Ќе —аломе€, нет, соломинка скорей.

 

¬ часы бессонницы предметы т€желее,
 ак будто меньше их - така€ тишина -
ћерцают в зеркале подушки, чуть беле€,
» в круглом омуте кровать отражена.

 

Ќет, не соломинка в торжественном атласе,
¬ огромной комнате над черною Ќевой,
ƒвенадцать мес€цев поют о смертном часе,
—труитс€ в воздухе лед бледно-голубой.

 

ƒекабрь торжественный струит свое дыханье,
 ак будто в комнате т€жела€ Ќева.
Ќет, не —оломинка, Ћигей€, умиранье -
я научилс€ вам, блаженные слова.

 

4514961_23_1_ (454x601, 45Kb)

 

—тихи ћандельштама — порождение сокровеннейших глубин его существа, не подвластных логике, порождение гармонии, не подлежащей поверке алгеброй. —лова звучат как заклинани€, их маги€ неотразима:

 

я научилс€ вам, блаженные слова,
Ћенор, —оломинка, Ћигей€, —ерафита...
¬ огромной комнате т€жела€ Ќева,
» голуба€ кровь струитс€ из гранита.

 

ƒекабрь торжественный си€ет над Ќевой.
ƒвенадцать мес€цев поют о смертном часе.
Ќет, не соломинка в торжественном атласе
¬кушает медленный, томительный покой.

 

¬ моей крови живет декабрьска€ Ћигей€,
„ь€ в саркофаге спит блаженна€ любовь,
ј та, соломинка, быть может, —аломе€,
”бита жалостью и не вернетс€ вновь.

 

¬ 1920 году ћандельштам увлекаетс€ актрисой јлександринского театра ќльгой јрбениной, у которой в это врем€ был роман с Ќ. √умилЄвым. Ёто увлечение было заранее обречено на неудачу и доставило поэту много страданий. Ќо зато обогатило русскую поэзию двум€ прекрасными стихотворени€ми: «ћне жалко, что теперь зима...» и «я наравне с другими...»

 

¬ тебе все дразнит, все поет,
 ак италь€нска€ рулада.
» маленький вишневый рот
—ухого просит винограда.

 

“ак не старайс€ быть умней,
¬ тебе все прихоть, все минута.
» тень от шапочки твоей —
¬енецианска€ баута.

 

4514961_25 (580x700, 60Kb)

 

я наравне с другими
’очу тебе служить,
ќт ревности сухими
√убами ворожить.
Ќе утол€ет слово
ћне пересохших уст,
» без теб€ мне снова
ƒремучий воздух пуст.

 

я больше не ревную,
Ќо € теб€ хочу,
» сам себ€ несу €,
 ак жертву палачу.
“еб€ не назову €
Ќи радость, ни любовь.
Ќа дикую, чужую
ћне подменили кровь.

 

≈ще одно мгновенье,
» € скажу тебе,
Ќе радость, а мученье
я нахожу в тебе.
», словно преступленье,
ћен€ к тебе влечет
»скусанный в см€теньи
¬ишневый нежный рот.

 

¬ернись ко мне скорее,
ћне страшно без теб€,
я никогда сильнее
Ќе чувствовал теб€,
» все, чего хочу €,
я вижу на€ву.
я больше не ревную,
Ќо € теб€ зову.


4514961_mandelshtam_vlublyonnii (300x411, 19Kb)


Ёти стихи были предметом насмешек литературных коллег ћандельштама, в особенности строки «» сам себ€ несу € как жертва палачу». ћандельштама спрашивали: «„ем же легкомысленна€ и нежна€ девушка походит на палача?» ќн возражал, что девушка тут не при чЄм. ƒело не в ней, а в любви. »бо любовь всегда трагична, всегда требует жертв. ќн воспринимал еЄ как ѕлатон, который говорил, что любовь — это одна из трЄх гибельных страстей, что боги посылают люд€м в наказание: «любовь — это дыба, на которой хруст€т кости, омут, в котором тонешь, костЄр, на котором горишь». «ј иначе, - говорил ћандельштам, - это не любовь, а просто гадость. » даже свинство».
«амечательные стихи ћандельштама, может быть, лучшие в его любовной лирике, обращены к ќльге ¬аксель.


4514961_Mandelshtam_i_Vaksel (700x560, 65Kb)


“рагической истории их отношений было посв€щено моЄ эссе  «я т€жкую пам€ть твою берегу...», прочитать которое можно здесь: http://nmkravchenko.livejournal.com/45370.html

 

"ƒело в чарах»

 

—амой большой страстью ћандельштама после поэзии была музыка. √де бы он ни находилс€, он мчалс€ на концерт за сотни километров, в другой город. »з воспоминаний јртура Ћурье:


 4514961_lourie (450x668, 67Kb)


«ћандельштам страстно любил музыку. Ќо никогда об этом не говорил. ” него было к музыке какое-то целомудренное отношение, глубоко им скрываемое. »ногда он приходил ко мне поздно вечером, и по тому, что он быстрее обычного бегал по комнате, ероша волосы и улыба€сь, € догадывалс€, что с ним произошло что-нибудь «музыкальное». Ќа мои распросы он сперва не отвечал, но под конец призналс€, что был в концерте. ѕотом неожиданно по€вились его стихи, насыщенные музыкальным вдохновением».


 4514961_Paganini (627x640, 78Kb)


«а ѕаганини длиннопалым
Ѕегут цыганскою гурьбой -
 то с чохом чех, кто с польским балом,
ј кто с венгерской немчурой.

 

ƒевчонка, выскочка, горд€чка,
„ей звук широк, как ≈нисей,-
”тешь мен€ игрой своей:
Ќа голове твоей, пол€чка,
ћарины ћнишек холм кудрей,
—мычок твой мнителен, скрипачка.

 

”тешь мен€ Ўопеном чалым,
—ерьезным Ѕрамсом, нет, постой:
ѕарижем мощно-одичалым,
ћучным и потным карнавалом
»ль брагой ¬ены молодой -

 

¬ертл€вой, в дирижерских фрачках.
¬ дунайских фейерверках, скачках
» вальс из гроба в колыбель
ѕереливающей, как хмель.

 

»грай же на разрыв аорты
— кошачьей головой во рту,
“ри чорта было - ты четвертый,
ѕоследний чудный чорт в цвету.


 4514961_Eshyo_Paganini (515x355, 40Kb)

ѕослушайте это стихотворение в блистательном исполнении  онстантина –айкинаhttp://www.youtube.com/watch?v=e8uFp7Jylpk


—тихи ћандельштама были высоко оценены Ѕлоком, который писал в дневнике: «√воздь вечера — ћандельштам. ≈го стихи возникают из снов — очень своеобразных, лежащих в област€х искусства только». ¬ стихах ћандельштама обилие вс€кого рода неправильностей, сбо€ ритма, косно€зычи€, неточных рифм или их отсутстви€, композици€ — тоже сама€ произвольна€, стих начинаетс€ бог знает откуда и бог знает где заканчиваетс€. Ќо никому из современников ћандельштама не удавалось достичь такой раскованности, такой шопеновской непринуждЄнности разговора.

 

≈ще далеко мне до патриарxа,
≈ще на мне полупочтенный возраст,
≈ще мен€ ругают за глаза
Ќа €зыке трамвайныx перебранок,
¬ котором нет ни смысла, ни аза:
"“акой-с€кой". Ќу что ж, € извин€юсь,
Ќо в глубине ничуть не измен€юсь.
 огда подумаешь, чем св€зан с миром,
“о сам себе не веришь: ерунда!
ѕолночный ключик от чужой квартиры,
ƒа гривенник серебр€ный в кармане,
ƒа целлулоид фильмы воровской.
я, как щенок, кидаюсь к телефону
Ќа каждый истерический звонок:
¬ нем слышно польское: "ƒзенькуе, пани".
»ногородний ласковый упрек
»ль неисполненное обещанье...
я слушаю сонаты в переулкаx,
” всеx лотков облизываю губы,
Ћистаю книги в глыбкиx подворотн€x,
» не живу, и все-таки живу...
» до чего xочу € разыгратьс€,
–азговоритьс€, выговорить правду,
ѕослать xадру к туману, к бесу, к л€ду,
¬з€ть за руку кого-нибудь: "Ѕудь ласков,-
—казать ему,- нам по пути с тобой..."

 

“рудно себе представить, что и у этого стиха был черновик, кажетс€, что каждое слово так и родилось в своей строчке, по счастливой случайности, как в сорочке. ѕастернак говорил ћандельштаму: «я завидую ¬ашей свободе. ƒл€ мен€ ¬ы новый ’лебников».
ћандельштам всегда мыслил вспышками, обрывками, ассоциаци€ми, и в его размышлени€х недомолвки и умолчани€ бывают не менее красноречивы, чем формулировки. ѕоэзи€ — это не те стихи, что нас чему-то учат или что-то рассказывают, а которые смутно и сладостно нам что-то напоминают, на что отзываетс€ наша душа. —тихи божьей милостью. «вуки небес. ÷ветаева признавалась: «ѕочему люблю ћандельштама с его путаной, слабой, хаотической мыслью, порой бессмыслицей и неизменной магией каждой строчки? ƒело не в классицизме, дело в чарах...»
¬ его стихах — та тЄмна€ подсознательна€ иррациональна€ стихи€, котора€ таилась в нЄм, как расплавленна€ лава, вырвавшись на свободу, взрыва€ течение строф и придава€ им хаотически дикую, но мощную выразительность и взволнованность:


 4514961_poet (331x400, 39Kb)


ћы только с голоса поймем,
„то там царапалось, боролось,
» черствый грифель поведем
“уда, куда укажет голос;

 

Ћомаю ночь, гор€щий мел,
ƒл€ твердой записи мгновенной.
ћен€ю шум на пенье стрел,
ћен€ю строй на стрепет гневный...

 

Ёто строки из «√рифельной оды», написанной ћандельштамом под вли€нием ƒержавинской «–еки времЄн...», нацарапанной на грифельной доске.

ѕродолжение : http://www.liveinternet.ru/users/4514961/post200319923/
 



ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку